Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 4. Граждане как субъекты административного права




 

Примерный план

1. Понятие и элементы административно-правового статуса граждан.

2. Основные административные права и обязанности граждан и их конституционные основы.

3. Административно-правовые гарантии и способы защиты прав граждан.

4. Понятие и виды обращений граждан, порядок их рассмотрения.

 

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. // Российская газета. 1993. 25 дек.

2. О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации: закон РФ от 25.06.1993 г. № 5242-1 (в ред. от 30.12.2012 г.) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 32. Ст. 1227.

3. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации: ФЗ от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ (в ред. от 23.07.2013 г.) // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3032.

4. Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан: закон РФ от 27.04.1993 г. № 4866-1 (в ред. от 09.02.2009 г.) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 19. Ст. 685.

5. О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации: ФЗ от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ (в ред. от 02.07.2013 г.) // СЗ РФ. 2006. № 19. Ст. 2060.

6. Алехин, А. П. Административное право России: учебник / А. П. Алехин, А. А. Кармолицкий. – М.: Зерцало-М, 2011. – 312 с.

7. Бахрах, Д. Н. Административное право России: учебник / Д. Н. Бахрах. – М.: Эксмо, 2011. – 624 с.

8. Дмитриев, Ю. А. Административное право: учебник / Ю. А. Дмитриев, И. А. Полянский, Е. В. Трофимов. – М.: Эксмо, 2009. – 928 с. (Российское юридическое образование).

9. Мигачев, Ю. И. Административное право Российской Федерации: учебник / Ю. И. Мигачев, Л. Л. Попов, С. В. Тихомиров; под ред. Л. Л. Попова. – М.: Юрайт, 2011. – 447 с.

10. Полянский, И. А. Административное право в схемах и определениях / И. А. Полянский, Е. В. Трофимов. – М.: Эксмо, 2011. – 384 с. (Право – наглядно и доступно).

11. Попов Л. Л. Административное право Российской Федерации: учебник / Л. Л. Попов. – М.: Юрайт, 2011. – 447 с.

12. Россинский, Б. В. Административное право: учебник / Б. В. Россинский, Ю. Н. Старилов. – М.: ИНФРА-М, НОРМА, 2010. – 816 с.

13. Князев, С. Д. Административно-правовой статус гражданина / С. Д. Князев // Правоведение. 2003. № 5.

14. Морозов, Н. В. Проблемы реализации прав граждан России на обращения в органы по защите прав человека / Н. В. Морозов // Право и политика. 2012. № 11.

15. Ноздрачев, А. Ф. Гражданин и государство: взаимоотношения в XXI веке / А. Ф. Ноздрачев // Журнал российского права. 2005. № 9.

16. Ноздрачев, А. Ф. Процессуальные правовые механизмы защиты граждан и их объединений во взаимоотношениях с публичной властью / А. Ф. Ноздрачев, Н. В. Сухарева, В. И. Мельникова // Законодательство и экономика. 2005. № 5.

17. Региональное право: учебник / под ред. В. Н. Ширяева, А. В. Никитиной. – 1-е изд. – Хабаровск: РИОТИП, 2008. – 402 с.

18. Трапель, В. Г. К вопросу о порядке рассмотрения административным органом обращений граждан / В. Г. Трапель, Т. А. Полинская, М. А. Шишов, Е. В. Шумилина // Административное право и процесс. 2011. № 6.

Методические указания

 

Раскрывая первый вопрос, следует дать общее понятие административно-правового статуса граждан как совокупности прав, обязанностей, гарантий и ответственности граждан, являющихся правосубъектными участниками общественных отношений в сфере организации и осуществления государственного управления.

В науке административного права устоялось выделение четырёх видов административно-правового статуса граждан: статуса личности, статуса гражданства, социального статуса и особого статуса. Каждый из этих видов статуса должен быть раскрыт в курсовой работе.

Элементами административно-правового статуса граждан являются административная правосубъектность, административные права, административные обязанности, административные гарантии и административная ответственность.

При написании курсовой работы следует особое внимание обратить на вопросы административной правосубъектности, которая включает в себя административную правоспособность, административную дееспособность и административную деликтоспособность.

Административная правоспособность – это способность иметь административные права и нести административные обязанности. В отличие от гражданской правоспособности административная правоспособность не имеет единых критериев определения её объёма исходя из возраста гражданина. Объём административной правоспособности гражданина изменяется в течение всей его жизни в соответствии с законодательством. Изменение правоспособности происходит как в связи с действиями самого гражданина, так и в связи с действиями других лиц, а также в связи с наступлением определённых в законе событий. Из-за отсутствия в законодательстве общих критериев административной правоспособности она определяется особо применительно к каждому виду административных правоотношений и может зависеть от самых различных обстоятельств (возраста, определённых административных действий и актов, гражданства, пола, образования, стажа работы, квалификации и т.д.).

Административная дееспособность – это способность своими собственными действиями осуществлять административные права и исполнять административные обязанности. Административная дееспособность, как и административная правоспособность, определяется применительно к отдельным видам административных правоотношений. Объём административной дееспособности устанавливается в законодательстве, может зависеть от возраста и вменяемости гражданина, но в любом случае не может быть больше объёма административной правоспособности гражданина.

Административная деликтоспособность – это способность нести административную ответственность. Административная деликтоспособность не должна смешиваться с административной дееспособностью, поскольку в данном случае имеет место не исполнение обязанности или воздержание от нарушения запрета, а претерпевание негативных последствий ранее совершённого противоправного деяния. Административная деликтоспособность граждан имеет чёткие критерии, определённые в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, – возраст и вменяемость.

Рассмотрение второго вопроса необходимо начать с разграничения конституционных прав, свобод и обязанностей граждан и административных прав и обязанностей граждан. Первые установлены Конституцией РФ и определены для граждан без указания конкретных органов публичной администрации и должностных лиц, которые являются противоположной стороной соответствующих правоотношений. Административные права и обязанности граждан, напротив, устанавливаются законом и подзаконными нормативными правовыми актами в корреспонденции с обязанностями и правами определённых органов и должностных лиц. Нужно отметить, что конституционные права и свободы человека и гражданина в некоторых случаях могут быть ограничены федеральными законами, в том числе законами административного характера.

Перечисляя основные административные права и обязанности граждан, не следует переписывать нормы гл. 2 Конституции РФ. Рассмотрение данного вопроса следует основывать на положениях текущего законодательства (законов и подзаконных нормативных правовых актов), в котором конкретизируются положения Конституции РФ и указаны конкретные органы публичной администрации и административные процедуры, обеспечивающие реализацию соответствующих конституционных прав, свобод и обязанностей граждан. Нужно учитывать, что большинство административных прав и обязанностей граждан производны от конституционных прав и обязанностей и конкретизируются в законах и подзаконных нормативных правовых актах, регулирующих порядок их реализации.

При рассмотрении данного вопроса необходимо подробно изложить административные права и обязанности граждан применительно к трём сферам: политической, экономической и социально-культурной. Здесь же нужно обозначить порядок реализации административных прав и обязанностей граждан в отношениях с органами публичной администрации на основе анализа нормативных правовых актов из рекомендованного списка, а также дополнительных нормативных правовых актов.

При рассмотрении третьего вопроса следует дать общее понятие гарантии, её значение для реализации административных прав граждан. Необходимо выделить следующие виды гарантий прав граждан: экономические, политические, организационные и юридические. Для каждого вида гарантий нужно дать развёрнутую характеристику и привести примеры с использованием норм действующего законодательства.

Способы защиты административных прав граждан следует подразделить на судебные и административные. Нужно указать на основные различия между этими двумя способами защиты, на преимущества и недостатки каждого из них, а также на необходимость их разумного сочетания.

При рассмотрении четвёртого вопроса необходимо проанализировать нормы Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

Обращения граждан подразделяются на три вида: заявления, предложения и жалобы. Административные жалобы подразделяются по особенностям правового регулирования на общие и специальные, а по порядку рассмотрения – на судебные и административные.

Характеризуя рассмотрение обращений граждан, необходимо раскрыть условия, порядок, сроки и правовые формы реагирования на обращения, последствия принятия решений по обращениям, а также на порядок пересмотра принятых решений. Характеристику рассмотрения обращений граждан необходимо давать по административному и судебному порядку раздельно, проводя при этом их сравнительный анализ и отмечая имеющиеся отличия и обоснованность их введения законодателем.

В качестве критериев для сравнения судебной и административной жалоб предлагается принять срок давности подачи жалобы, место подачи жалобы, основания и предмет обжалования, форму жалобы, требования к содержанию и реквизитам жалобы, сроки рассмотрения жалобы, предмет исследования при рассмотрении жалобы, распределение обязанностей по доказыванию обстоятельств дела, меры реагирования на жалобу и порядок исполнения решения, принятого по жалобе.

В заключении курсовой работы следует сделать вывод о характере административно-правового регулирования статуса граждан и тенденциях его развития на современном этапе.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...