J. Моральные наставления. О достижении душевного покоя 10 глава
Аристотель Soph. el. 1165- Софистика есть мудрость кажущаяся, а не подлинная, и софист — это человек, умеющий наживать деньги от кажущейся, не подлинной мудрости. ПРОТАГОР Протагор (ок. 480 — ок. 410 до н. э.), как и Демокрит, происходил из г. Абдер. Разъезжая по Греции в качестве «учителя мудрости», неоднократно бывал в Афинах. Здесь в 411 г. Протагор был обвинен в атеизме, а его книга «О богах» публично сожжена. Известны названия и других его книг: «Истина», «О сущем», «Великое слово», «Противоречия» и другие, но из всех их до нас дошли лишь незначительные фраг- менты. a«u:,au/ Согласно Протагору, у каждого человека своя истина, ее критерием является восприятие здорового и нормального человека. Протагор (у Секста adv. math. VII60). Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют. Секст Pyrrh. hypot. I 216—219 Протагор... мерой называет критерий, вещами же — дела (то, что делается); таким образом, он утверждает, что человек есть критерий всех дел: существующих, что они существуют, несуществующих, что они не существуют. И вследствие этого он принимает только то, что является каждому [отдельному человеку], и таким образом вводит [принцип] относительности... [Протагор] говорит, что материя текуча и при течении ее беспрерывно происходят прибавления взамен убавления ее и ощущения перестраиваются и изменяются в зависимости от возрастов и прочих телесных условий. Он говорит также, что причины всего того, что является, лежат в материи, так что материя, поскольку псе зависит от нее самой, может быть всем, что только является всем [нам]. Люди же в различное время воспринимают по-разному, в зависимости от различий своих состояний. Л именно тот, кто живет по природе, воспринимает то из заключающегося в материи, что [может явиться] живущим по природе, живущий же противоестественно — то, что может являться живущим противоестественно. И совершенно то же самое учение дается и в отношении возрастов, и относительно сна или бодрствования, и о каждом виде состояния [человека]. Итак, согласно его учению, критерием существующего является человек. Ибо все, что представляется людям, то и существует... Итак, мы видим: и [в своем учении] о текучести материи, и [в учении] о том, что причины всех явлений лежат в материи, он держится догматических взглядов.
Секст adv. math. VII60. [Протагор] говорил, что все продукты воображения и все мнения истинны и что истина принадлежит к тому, что относительно, вследствие того, что все явившееся или представившееся кому-нибудь существует непосредственно в отношении к нему. Платон Cratyl. 385 Е. [Протагор говорил], что мера всех вещей есть человек, то есть какими вещи являются мне, таковы они и суть для меня, а какими они являются тебе, таковы они для тебя. Протагор (у Платона Theaet. 166D—167B). В самом деле, я утверждаю, что истина такова, как я ее описал; а именно [что] каждый из нас есть мера существующего и несуществующего. И действительно, бесконечно один [человек] от другого отличается этим самым, так как для одного существует и является одно, для другого другое. Но я далек от того, чтобы не признавать мудрость и мудрого человека. Напротив, именно того я и называю мудрым, кто, если с кем-нибудь и:) нас случится кажущееся и действительное зло, сумеет превратить его в кажущееся и действительное добро. А я думаю, что [человека], имевшего в дурном, [поврежденном], состоянии души соответствующие этому самому [состоянию] мнения, то есть дурные мнения, [вернувшееся к нему] хорошее состояние сделало имеющим иные таковые, [то есть хорошие, мнения]. Последние представления некоторые по незнанию называют истинными, я же признаю лишь одни мнения лучшими, чем другие, но отнюдь не более истинными.
Диоген Лазртский 1X51 [Протагор] первый сказал, что о всякой вещи есть два мнения, противоположных друг другу... И [еще он говорил], что все истинно. Аристотель Rhet. II24. Это есть «делать слабейшую речь сильнейшей». И поэтому справедливо вызывает негодование у людей объявление Протагора. Ибо [его дело] есть ложь и не истина, но кажущееся правдоподобие, и [ему нет места] ни в одном искусстве, кроме как в риторике и эристике. Протагор (уЕвсевия Praep. evang. XIV3,7)- О богах я не могу знать ни того, что они существуют, ни того, что их нет, ни того, каковы они по виду. Ибо многое препятствует знать [это]: и неясность [вопроса], и краткость человеческой жизни. ГОРГИЙ Горгий (ок. 483—375 до н. э.) из сицилийского города Леонтипы был учеником Эмиедокла. Прибыв в 427 г. в Афины как глава леонтинского посольства, Горгий поразил афинян своим красноречием. Он умел говорить без подготовки на любую тему и «за», и «против». Горгий — автор трактата «О несуществующем, или О природе», из которого сохранились небольшие отрывки. Исократ 10,3- В самом деле, разве кто-нибудь мог бы превзойти Горгия, дерзнувшего говорить, что ничто из существующего не существует? Исократ 15268. Горгий же [учил, что] совершенно нет никакого бытия. Аристотель Rhet. Ill 18. Горгий правильно говорил, что серьезность противников следует убивать шуткой, шутку же — серьезностью. Секст adv. math. VII65- Из той же самой группы [философов] Горгий Леонтинский предводительствовал отрядом отрицавших критерий [истины] на основании иных соображений, чем какие были у Протагора и его последователей. А именно в сочинении, носящем заглавие «О несуществующем, или О природе», он устанавливает три главных положения, непосредственно следующих одно за другим. Одно [положение] — именно первое — [гласит], что ничто не существует; второе — что если что-либо и существует, то оно непознаваемо для человека; третье — что если оно и познаваемо, то все же по крайней мере оно непередаваемо и необъяснимо для ближнего. ПРОДИК О Продике (2-я половина V в. до н. э.) известно немного. В диалоге Платона «Протагор» Сократ сравнивает Продика с Танталом, называет его мудрость издревле божественной, а его самого премудрым. Однако похвала Сократом Продика иронична. В другом диалоге Платона «Кратил» Сократ высмеивает корыстолюбие этого софиста, который за 50 драхм преподавал иначе, чем за одну (за эту цену и слушал Продика бедный Сократ).
Продик занимался проблемами языка. Прежде чем философствовать, надо научиться правильно употреблять слова. Поэтому, разрабатывая синонимику, он уточнял значение слов, различал оттенки в синонимах. I iomhmo этого, 1 1родик, как и Протагор, занимался проблемой происхождения и сущности религии, за что получил прозвище «безбожник». UnamoHEutbid 277 Е. Сперва, как говорит Продик, следует изучить [учение] о правильности имен. Цицерон de nat. deor.I37, 1 18. Продик... сказал, что те предметы, которые были полезны для жизни людей, были занесены в число богов. Секст adv. Math. IX 18. Продик же Кеосский говорит: «Солнце, луну, реки, источники и вообще все, что полезно для нашей жизни, древние признали богами вследствие получаемой от них пользы, подобно тому как египтяне обоготворили Нил»; по этой-то причине хлеб был признан Деметрой, вино — Дионисом, вода — Посейдоном, огонь — Гефестом и вообще каждая из употреблявшихся на пользу людям вещей была подобным образом обоготворена. Фемистий Or. 30. Продик всякое священнодействие у человека, и мистерии, и таинства ставит в связь с благами земледелия, считая, что отсюда появилось у людей и самое представление о богах, и всяческое благочестие. 6 Античность 1.ОХ ФРАЗИМАХ О Фразимахе (2-я половина V в. до н. э.) известно еще меньше, чем о Продике. Утверждают, что он был выходцем из Халкедона. Судя по сохранившимся упоминаниям, он весьма глубоко вдавался в диалектику общественной жизни. Платон РоШ.1338 С — 344 А. Так слушай, сказал он, [Фразимах]: справедливым я называю не что иное, k;ik полезное сильнейшему... Всякая власть дает:);и<(>1 ил, сообразные с ее пользою... Дав же законы, полезные для себя, она объявляет их справедливыми для подданных и нарушителя этих законов наказы нает как беззаконника и противника правде... Во всех городах справедливое одно и то же: это — польза постановленной власти... Овчары или волопасы заботятся о благе овец либо быков, кормят их и ходят за ними, имея в виду... благо господ и свое собственное... те же мысли в отношении к подчиненным у самих правителей обществ... как бы отсюда извлечь свою пользу... Справедливость и справедливое... есть благо чужое, то есть польза человека сильнейшего и правителя, а, собственно, для повинующегося и служащего это — вред. Человек справедливый везде выигрывает менее, нежели неспра-всдлииый... Лете же всего узнаешь это, когда дойдешь до несправедливости совершеннейшей, которая обидчика делает самым счастливым, а обижаемых и не желающих обижать — самыми несчастными. Такова тирания.
(Пер. В. Н. Карпова) гиппий Гиппий из Элиды (2-я половина V в. до н. э) опровергал всеобщую значимость государственных I законов, считая их насилием над отдельным человеком. Общезначимые законы, например почитание родителей, он считал установленными от богов. Гиппию приписывали занятия математикой, астрономией, музыкой, грамматикой и другими науками. Платон Prof. 33 7 С. Закон... будучи тираном лю-дей, часто действует насильственно, против природы. АНТИФОНТ -1 Антифонт (2-я половина V в. до н. э.) — один из первых профессиональных учителей философии и ораторского искусства. Основная идея Антифонта — противопоставление действительно существующего и существующего во мнении людей. В сочинении «Истина» Антифонт излагал астрономические и метеорологические взгляды (учение о происхождении мира из вихря) и, развивая идеи элейской школы, утверждал, что «все есть единое». Антифонт отрицал объективное существование единичных вещей и времени. Этику Антифонт понимал как «искусство быть беспечальным». Антифонт признавал равенство всех людей по природе: «От природы мы все и во всем устроены одинаково — и варвары и эллины», «все мы дышим через нос и рот и едим руками». Природу Антифонт ставил выше закона и противопоставлял ее государственной власти и общественным установлениям. Аэций 122,6. [Антифонт]: время есть наша мысль или мера, а не сущность. Oxyrb. Pap. XI № 1364- (1) Справедливость [заключается в том, чтобы] не нарушать законы государства, в котором состоишь гражданином. Так, че- * 163 ловек будет извлекать для себя наиболыпе пользы из применения справедливости, если он в присутствии свидетелей станет соблюдать законы, высоко их чтя, оставаясь же наедине, без свидетелей, [будет следовать] законам природы. Ибо предписания законов произвольны, [искусственны], [веления же] природы необходимы. И [сверх того], предписания законов суть результат соглашения [договора людей], а не возникшие сами собой [порождения природы); веления же природы суть самовозникшие (врожденные начала), а не продукт соглашения [людей между собой]. (2) Итак, тот, кто нарушает законы, если это остается тайным от (остальных] участников соглашения, свободен от позора и наказания; если же [его противозаконный поступок] открывается, то его постигает позор и кара. Но если кто-нибудь попытается насильственно нарушить что-нибудь из коренящихся в самой природе [требований], идя против [естественной возможности], то, если это и остается скрытым от всех людей, бедствие [от этого для него самого] будет ничуть не меньшим и нисколько не большим, чем в том случае, если это псе увидят. Ибо (в этом случае] вред причиняется не вследствие мнения [людей], но поистине. Вообще же рассмотрение этих [вопросов] приводит к выводу, что многие (предписания, признаваемые] справедливыми по закону, враждебны природе [человека]... (4) Что же касается полезных [вещей], то те из них, которые установлены [в качестве полезных] законами, суть оковы [для человеческой] природы, те же, которые определены природой, приносят [человеку] свободу... (5) [В поступках, противоречащих природе], заключается [причина] того, что люди страдают больше, когда можно было бы меньше страдать, и испытывают меньше удовольствий, когда можно было бы больше наслаждаться, и [чувствуют себя] несчастными, когда можно не быть таковыми.
Fr. В. (1) Тех, которые происходят от знатных родителей, (2) мы уважаем и чтим, тех же, которые не из знатного дома, мы не уважаем и не почитаем. В этом мы поступаем по отношению друг к другу как варвары, потому что по природе мы все во всех отношениях равны, притом [одинаково] и варвары, и эллины. [Здесь] уместно обратить внимание на то, что у всех людей нужды от природы одинаковы... И в самом деле, мы все [одинаково] дышим воздухом — через рот и нос и едим мы все [одинаково] — при помощи рук. risked СОКРАТ Сократ (ок. 470—399 Д<> н. э.) — древнегреческий философ, один из основателей диалектики как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов. Он вел жизнь философа — жил непритязательно, но имел досуг. Был плохим семьянином, не заботился ни о жене, ни о трех своих сыновьях, родившихся у него поздно. Все свое время посвящал философским беседам и спорам. Излагал свое учение устно. Главные источники сведений о Сократе — произведения его учеников Ксенофонта и Платона. Сократ был приговорен к смертной казни по официальному обвинению за «введение.новых божеств и за развращение молодежи в новом духе» и должен был выпить «государственный яд» — цикуту (Conium imciilatum, болиголов пятнистый). liro жизнь и его учение произвели глубочайшее впечатление на современников, о чем лучше всего свидетельствует то обстоятельство, что почти все по-слеаристотелевские школы греков: стоики, эпикурейцы и даже скептики — рисовали портреты мудреца или счастливого человека с Сократа, и они имели на то право, ибо сам Сократ признавал себя счастливейшим человеком (Ксеноф. Восп., Г/, 8). Из двух главных источников знаний о жизни и философии Сократа — «Воспоминания» Ксенофонта и «Диалоги» Платона — первый имеет то несомненное преимущество, что он изображает действительного, а не идеализированного Сократа. Ксенофонт старается передать подлинные слова своего учителя, и образ, нарисованный Ксенофонтом, делает вполне понятной ту высокую оценку, которую Сократ обрел во всех последующих поколениях людей. Учение Сократа внешне походит на учение софистов, и он нередко прибегал к приемам софистики. Так, например, для того, чтобы принизить Эвтидема, гордящегося своим образованием, Сократ сбивает молодого человека с толку и показывает ему, что он ничего не знает, и, только когда Эвтидем стал последователем Сократа, когда Сократ нашел в нем стремление к совершенствованию, тогда Сократ перестал мучить его вопросами и начал сообщать ему положительное учение. Учению Протагора об относительности нашего познания Сократ противопоставил учение о правильном разуме. Истина, говорит Ксенофонт (Восп., IV, 6—7), обнаруживалась тем путем, что Сократ возводил речь к самому принципу, и это возведение он производил с безусловной простотой, исходя из общеизвестных положений, в которых он старался указать неясности и противоречия, требующие примирения в более высоком общем начале. Вера в разум как критерий истины и лжи приводила Сократа к принятию общепризнанных положений, согласных с разумом. Разум для Сократа не выражался в индивидуальной мысли, годной для определенного человека, но, будучи общим для всех людей, он должен был приводить к признанию общегодной истины. Общегодность не есть еще истинность, но общегодностью можно было воспользоваться для опровержения софистики, которая строила свои выводы на том, что рассматривала разум как индивидуальную способность. Сократ мог бы найти в своем учении основание, чтобы придать своему положению о том, что истина заключается в правильно определенных понятиях, иное, более глубокое обоснование, но у Ксенофонта мы этой попытки не находим. В этическом учении, напротив, это основание обнаруживается весьма ярко. Он не учит ничему, чего бы он не нашел в сознании греков, в греческой жизни: он постоянно повторяет, что к счастью ведет только один путь, а именно добродетель, что все добродетели в существе тождественны, что они суть лишь формы одной основной правды, как все пороки проистекают из одного источника — лжи. Для того чтобы достигнуть этой единой добродетели, нужно найти ее прежде всего в самом себе, — отсюда первое требование: познай самого себя; когда это достигнуто, тогда легко внести правду и во все отношения к другим людям. Найти правду можно только размышлением, постоянным анализом своих поступков и суждений, и это размышление показывает, что добро и красота тождественны (Ксспоф. Восп., III, 8). Но то, что прекрасно и хорошо, в то же самое время и полезно. Если все добродетели коренятся в знании, то истинная сущность мужества, умеренности и справедливости состоит в знании (Ксеноф. Восп., IV, У), без знания же природные дарования делают человека только более несправедливым и способным делать зло. Но если сущность добродетели заключается в знании, то этим определяется и путь приобретения добродетели. Сократ весьма ценил природные, прирожденные качества, как, например, благородное происхождение, но они без науки и постоянной работы бесплодны (Ксеноф. Восп., II, 6, и III, 9). Люди по природе различны и различно одарены, но наука может усилить и исправить природ! ibic данные. Это справедливо не только относительно отдельного лица, но и относительно государства и народа. В учении Сократа о единстве добродетели, о тож-•дестве ее со знанием и, следовательно, о возможности приобретения ее, — никто не зол добровольно, а лишь по неведению, учит Сократ, — нет еще определения добродетели по существу, здесь мы имеем дело лишь с формальной стороной. В понимании содержания добра Сократ не отступает от того, что общегреческое сознание признавало добром; так, он учит, что справедливое есть то, что положено законом, и добро — то, что признается государством таковым. Уважение к законам родины Сократ доводил до того, что ни в чем не хотел их нарушать: например, не хотел избавиться от несправедливого приговора и бежать из темницы, ссылаясь на то, что он уже в утробе матери был афинянином. Естественно, что такое учение, в котором выражались лучшие стороны греческого самосознания, учение, строго проведенное в жизни («Я стараюсь на деле, а не на словах только быть справедливым», — говорил Сократ. Ксеноф. Восп., IV, 4), должно было производить глубокое впечатление. Сократ советует заниматься наукой только настолько, насколько это необходимо для жизни: так, необходимо приобрести некоторые сведения по счету, по геометрии и астрономии, но углубляться в изучение астрономии не следует, как потому, что боги не хотят, чтобы проникали в то, что ими скрыто от взоров людей (Ксеноф. Восп., IV, 7), так и потому, чтобы не впасть в безумие, занимаясь столь трудными вопросами, как это случилось с Анаксагором. Наиболее важной, царственной наукой он считал умение управлять собой и людьми, а ее можно достичь размышлением и самопознанием. Но он ни во что не ставил людскую мудрость и людские дела по сравнению с указаниями, идущими от Бога. Поэтому демона Сократа отнюдь нельзя понимать как метафорическое обозначение совести, или в таком случае придется самой совести придать метафорическое значение: несомненно, что демон Сократа, удерживавший его от различных действий, для него есть голос самого Божества, непосредственно открывающийся в совести философа. Вот учение Сократа, как оно представлено Ксено-фонтом, и мы охотно поверим этому автору, утверждающему, что никто никогда не видел Сократа делающим или говорящим что-либо вредное для нравственности или религии. Дух должен господствовать в человеке — таков смысл его учения. Ниже приводятся выдержки из работ, в той или иной мере посвященных Сократу — человеку и философу: «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» Диогена Лаэртского (в переводе М. Л. Гаспарова), «Воспоминаний о Сократе» Ксено-фонта (в переводе Г. А. Янчевецкого, с некоторыми изменениями), «Диалогов» Платона (в переводе С. Я. Шейпман-Топштейн) и «Политики» Аристотеля (в переводе С. А. Жебелева). ДИОГЕН ЛАЭРТСКИЙ О СОКРАТЕ (II, 18 --47) Сократ, сын скульптора Софрониска и поминальной бабки Феиарсты (по словам Платона в «Тсэтетс»), афинянин, из дема Алопеки. Думали, что oi i помогает писать Еврипиду, поэтому Мнесилох говорит так «Фригийцы» — имя драме Еврипидовой, Сократовыми фигами откормленной. И в другом месте <; Гвоздем Сократа Еврипид сколоченный, Каллий пишет в «Пленниках»: — Скажи, с какой ты стати так заважничал.'? — Причина есть; Сократ — ее название1. И Аристофан в «Облаках»: — Для Еврипида пишет он трагедии, В которых столько болтовни и мудрости. По сведениям некоторых, он был слушателем Анаксагора, а по сведениям Александра в «Преемствах» — также и Дамона. После осуждения Анаксагора он слушал Архелая-физика и даже (по словам Аристоксена) был его наложником. Дурид уверяет, что он также был рабом и работал по камню: одетые Хариты на Акрополе, по мнению некоторых, принадлежат ему. Оттого и Тимон говорит в «Силл ах»: •* - Но отклонился от них камнедел и законоположник, Всей чарователъ Эллады, искуснейший в доводах тонких, С полуаттической солью всех риторов перешутивший. В самом деле, он был силен в риторике (так пишет Идоменей), а Тридцать тиранов даже запретили ему обучать словесному искусству (так пишет Ксенофонт); и Аристофан насмехается в комедии, будто он слабую речь делает сильной. Фаворин в «Разнообразном повествовании» говорит, будто Сократ со своим учеником Эсхином первыми занялись преподаванием риторики; о том же пишет Идоменей в книге «О сократиках». Он первым стал рассуждать об образе жизни и первым из философов был казнен по суду. Аристок-сен, сын Спинфара, уверяет, что он даже наживался на перекупках; вкладывал деньги, собирал прибыль, тратил ее и начинал сначала. Освободил его из мастерской и дал ему образование Критон, привлеченный его душевной красотой (так пишет Деметрий Византийский). Поняв, что философия физическая нам безразлична, он стал рассуждать о нравственной философии по рынкам и мастерским, исследуя, по его словам, Что у тебя и худого и доброго в доме случилось. Так как в спорах он был сильнее, то нередко его колотили и таскали за волосы, а еще того чаще осмеивали и поносили; но он принимал все это, не противясь. Однажды, даже получив пинок, он и это стерпел, а когда кто-то подивился, он ответил: «Если бы меня лягнул осел, разве стал бы я подавать на него в суд?» Все это сообщает Деметрий Византийский. В противоположность большинству философов он не стремился в чужие края — разве что если нужно было идти в поход. Все время он жил в Афинах и с увлечением спорил с кем попало не для того, чтобы переубедить их, а для того, чтобы доискаться до истины. Говорят, Еврипид дал ему сочинение Гераклита и спросил его мнение; он ответил: «Что я понял — прекрасно; чего не понял, наверное, тоже; только, право, для такой книги нужно быть делосским ныряльщиком». Он занимался телесными упражнениями и отличался добрым здоровьем. Во всяком случае, он участвовал в походе под Амфиполь, а в битве при Делии спас жизнь Ксенофонту, подхватив его, когда тот упал с коня. Среди повального бегства афинян он отступал, не смешиваясь с ними, и спокойно оборачивался, готовый отразить любое нападение. Воевал он и при По-тидсе (поход был морской, потому что пеший путь закрыла война); это там, говорят, он простоял, не шевельнувшись, целую ночь, и это там он получил награду за доблесть, но уступил ее Алкивиаду — с Ал-кивиадом он находился даже в любовных отношениях, говорит Аристипп в IV книге «О роскоши древних». В молодости он с Архелаем ездил на Самос (так пишет Ион Хиосский), был и в Дельфах (так пишет Аристотель), а также на Истме (так пишет Фаворин в I книге «Записок»). Он отличался твердостью убеждений и приверженностью к демократии. Это видно из того, что он ослушался Крития с товарищами, когда они велели привести к ним на казнь Леонта Саламинского, богатого человека; он один голосовал за оправдание десяти стратегов; а имея возможность бежать из тюрьмы, он этого не сделал и друзей своих, плакавших о нем, упрекал, обращая к ним в темнице лучшие свои речи. Он отличался также достоинством и независимостью. Однажды Алкивиад (по словам Памфилы в VII книге «Записок») предложил ему большой участок земли, чтобы выстроить дом; Сократ ответил: «Если бы мне нужны были сандалии, а ты предложил бы мне для них целую бычью кожу, разве не смешон бы я стал с таким подарком?» Часто он говаривал, глядя на множество рыночных товаров: «Сколько же есть вещей, без которых можно жить!» И никогда не уставал напоминать такие ямбы: И серебрян пурпурная мантия На сцене Шрогии, а в жизни ни к чему. К Архелаю Македонскому, к Скопасу Краннонскому, к Еврилоху Ларисейскому он относился с презрением, не принял от них подарков и не поехал к ним. И он держался настолько здорового образа жизни, что, когда Афины охватила чума, он один остался невредим По словам Аристотеля, женат он был дважды: первый раз — на Ксантиппе, от которой у него был сын Лампрокл, и во второй раз — на Мирто, дочери Аристида Справедливого, которую он взял без приданого и имел от нее сыновей Софрониска и Менексена. Другие говорят, что Мирто была его первой женой, а некоторые (в том числе Сатир и Иероним Родосский) — что он был женат на обеих фазу; по их словам, афиняне, желая возместить убыль населения, постановили, чтобы каждый гражданин мог жениться на одной женщине, а иметь детей также и < ут другой, — так поступил и Сократ. Он умел не обращать внимания на насмешников. Своим простым житьем он гордился, платы ни с кого не спрашивал. Он говорил, что лучше всего ешь тогда, когда не думаешь о закуске, и лучше всего пьешь, когда не ждешь другого питья: чем меньше человеку нужно, тем ближе он к богам. Это можно заключить и по стихам комедиографов, которые сами не замечают, как их насмешки оборачиваются ему в похвалу. Так, Аристофан пишет: '•fy Человек! Пожелал ты достигнуть у нас озарения,.> мудрости высшей, — О, как счастлив, как славен ты станешь тогда среди эллинов всех и афинян, Если памятлив будешь, прилежен умом, если есть в тебе сила терпенья, И, не зная усталости, знанья в себя ты вбирать будешь, стоя и лежа, Холодая, не будешь стонать и дрожать, голодая, еды не попросишь, От попоек уйдешь, от обжорства бежишь, не пойдешь по пути безрассудства... (Аристофан. Облака 411 —41 б, пер. А Пиотровского с небольшими изменениями) •*и":'• И Амипсий выводит его на сцену в грубом плаще ^такими словами: >, _ Bomtimbi, о Сократ, меж немногих мужей самый лучший и самый пустейший! Ты отменно силен! Но скажи, но открой: как добыть С тебе плащ поприличней? — По кожевничьей злобе на плечи мои я надел это горькое горе.: — Ах, какой человек! Голодает, чуть жив, но • ''• польстить ни за что не захочет! >-'i Тот же гордый и возвышенный дух его показан •И*У Аристофана в следующих словах: .,•-*!* *ч*, Ты же тем нам приятен, что бродишь босой, озираясь:•.* направо, налево, Что тебе нипочем никакая беда, — лишь на нас ты ' ' #- глядишь, обожая. (Аристофан. Облака 363— 364, пер^ А Пиотровского). Впрочем, иногда, применительно к обстоятельствам, он одевался и в лучшее платье — например, в Пла-тоновом «Пире» по дороге к Агафону. Он одинаково умел как убедить, так и разубедить своего собеседника. Так, рассуждая с Теэтетом о науке, он, по словам Платона, оставил собеседника божественно одухотворенным; а рассуждая о благочестии с Евтифроном, подавшим на отца в суд за убийство гостя, он отговорил его от этого замысла; также и Лисия обратил он к самой высокой нравственности. Дело в том, что он умел извлекать доводы из происходящего. Он помирил с матерью сына своего Лампрокла, рассердившегося на нее (как о том пишет Ксенофонт); когда Главкон, брат Платона, задумал заняться государственными делами, Сократ разубедил его, показав его • неопытность (как пишет Ксенофонт), а Хармида, имевшего к этому природную склонность, он, наоборот, ободрил. Даже стратегу Ификрату он придал духу, показав ему, как боевые петухи цирюльника Мидия нале- тают на боевых петухов Каллия. Главконид говорил, что городу надо бы содержать Сократа [как украшение], словно фазана или павлина. Он говорил, что это удивительно: всякий человек без труда скажет, сколько у него овец, но не всякий сможет назвать, скольких он имеет друзей, — настолько они не в цене. Посмотрев, как Евклид навострился в словопрениях, он сказал ему: «С софистами, Евклид, ты сумеешь обойтись, а вот с людьми — навряд ли». В подобном пустословии он не видел никакой пользы, что подтверждает и Платон в «Эвтидеме». Хармид предлагал ему рабов, чтобы жить их оброком, но он не принял; и даже к красоте Алкивиада, по мнению некоторых, он остался равнодушным. А досуг он восхвалял как драгоценнейшее достояние (о том пишет и Ксенофонт в «Пире»).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|