J. Моральные наставления. О достижении душевного покоя 6 глава
30. Ювенал X, 52 ел. (о Демокрите): ...сам. же он угрожавшей Фортуне В петлю советовал лезть и бесстрашно показывал кукиш. (Пер. Д. Недовича и Ф. Петровского) 31. Аристотель. Физика II, 8: Надо сказать... как проявляется в природных явлениях необходимость. Ведь все [естествоиспытатели] сводят [вопрос] к причинности такого рода: так как теплое от природы такое-то, а холодное — такое-то и каждое из них с неизбежностью должно становиться и быть таким, каково оно есть. Филопон312,4: Так как, говорит Аристотель, теплое от природы такое-то, а холодное такое-то, то [вещь] вследствие этого стала та- кой-то или состоит из таких [атомов]. Здесь трудность вот в чем: что препятствует [допущению], что природа создает не ради какой-нибудь цели и не как можно лучше, а подобно тому как Зевс проливает дождь не для того, чтобы рос хлеб, а в силу [природной] необходимости: поднявшееся вверх, [т. е. пар], должно охладиться, а охладившееся, став водой, должно стечь вниз. Если же при этом растет хлеб, то это случайное совпадение. Точно также если [во время этого же дождя] у кого-либо погиб хлеб на гумне, то не для того Зевс пролил дождь, чтобы хлеб погиб, но и это — случайное совпадение. Поэтому что препятствует тому, чтобы так же обстояло дело и в природе, и с [отдельными] частями [тела], например, то, что из числа зубов в силу природной необходимости передние вырастают острыми, удобными для р;прынания пищи, а коренные — плоскими, пиленными дли растирания пищи, т. е. не может ли быть, что это происходит не для указанной цели, а имеет место лишь случайное совпадение'' Так же обстоит дело и со всеми другими частями, которые на первый взгляд созданы ради определенной цели. [Части], в которых все совпало таким образом, как если бы они возникли для определенной цели, уцелели, так как они, образовавшись спонтанно, оказались полезными; части же не такого устройства погибли и погибают, подобно тому как Эмпедокл рассказывает о своих «быка порожденьях с лицом человечьим». Таково это рассуждение, способное привести в недоумение, есть и другие в таком же роде... Но все такого рода явления существуют по природе, чего не смогут не признать и сами авторы этих теорий. Симпликий, комм. 369,20: Все естествоиспытатели сводят причинность к [природной] необходимости, говоря, что в силу необходимости такая-то вещь имеет такие-то свойства. При этом они все сводят к материи, считая именно ее этой необходимостью, так как из того или иного присущего материи свойства возникает по необходимости то или иное [явление]... (370, 7) При этом из древних естествоиспытателей одни в том, что происходит, обвиня-
ли случай и спонтанность, потому ли, что видели в них творческую причину, или скорее потому, что считали происходящее не нуждающимся в объяснении, другие же довольствовались необходимостью, [присущей] материи... (37-?, 6) Но подобно тому как Зевс, если он проливает дождь не только весной, но и летом, то он не делает это для того, чтобы погубить хлеб, находящийся на гумне, а во время дождя по случайному совпадению хлеб погибает, точно так же ничто не мешает нам утверждать, что дождь идет не для того, чтобы рос хлеб, но во время дождя, происходящего без всякой цели, в силу случайного совпадения происходит так, что и хлеб растет, причем дождь идет по природе и в силу необходимости, [присущей] материи... (37/, 12) И вообще можно было сказать, что никогда лучшее не имеет целью худшее, происходит ли оно по воле ума или по природе. Поэтому и движение солнца, которое, испаряя влагу, является причиной и зноя, и дождей, и подобных явлений, совершается не ради плодов, но случайное совпадение и их рост и многое другое, [происходящее таким образом], как если бы непогрешимейший ум делал все это для такого [результата]...
V. свобода вопи 32. ДионисийуЕвсевия.ВведениевЕвангелиеХ1У,27,5: В начале «Наставлений» он, [Демокрит], говорит: «Люди сотворили себе кумир из случая как прикрытие для присущего им недомыслия. Ведь случай по природе борется с рассудком и, как они утверждали, будучи крайне враждебным разуму, властвует над ним. Вернее, даже они совсем не признают и устраняют разум, а на его место ставят случай, они прославляют не удачный ум, а умнейшую удачу». Стобей II, 8,16: Д. говорит: люди сотворили себе кумир из случая как прикрытие для присущего им недомыслия. Ведь редко случай борется с рассудком; по большей части руководителем жизни является разумная прозорливость. [Ср. № 28: Случай есть наименование беспорядочной энергии]. 33- Стобей II, 9,1: Те вещи, от которых приходит к нам добро, Moiyr служить для нас и источником бед, 110 мы должны уметь вы! [урываться из этих бед. Например, глубокая вода полезна для многих целей, но она же приносит беду: есть опасность утонуть. Но и здесь найден выход: учить плавать. ЗЗа. Стобей II, 9,5: Случай щедр, но не положителен, природа же сама себе довлеет. Поэтому она со своей скудостью и положительностью побеждает более сильную надежду [на случайность]. ЗЗЬ. СтобейГ/, 10,28: Демокрита. Смелость — начало дела, но случай — хозяин конца. Стобей IV, 34,58; Демокрит 75: Добро лишь с неохотой приходит к тому, кто его ищет, а зло приходит к тому, кто не ищет его. 33с. Демокрит 55: Враг не тот, кто причиняет обиды, а тот, кто хочет их причинить. Демокрит 33: Судить о том, можно или нельзя положиться на человека, надо не только по тому, что он делает, но и по тому, что он хочет делать. 33d. Антоний Мелисса!, 70: И хороший кормчий иногда терпит кораблекрушение, и доблестный муж иногда терпит неудачу. Демокрита. 34. Стобей II, 9,2 (ср. III, 4,51}: Его же, [Демокрита]. У людей зло вырастает из добра, если человек не сумеет управлять добром и вести его по правильному фарватеру. Такие вещи неправильно относить к числу зол, их надо, конечно, относить к числу благ. Тот, у кого есть добрая воля, может пользоваться этими благами и для борьбы со злом как защитой от него.
35. Стобей 11,31,66: liro же. Обучение вырабатывает доброе ценой трудов, а постыдное пожинается без трудов непроизвольно. Природная дряблость часто вынуждает быть таким и не желающего этого — столь велико ее значение. [Перевод основан на предположительном чтении текста]. 36. Аристотель. Об истолковании 9: Нелепые следствия получаются... если... из [двух] противоположных [суждений] в силу необходимости одно истинно, а другое ложно и если в происходящем ни- Античность что не случайно, но все существует и возникает по необходимости. Тогда не было бы нужды ни обдумывать, ни действовать для того, чтобы, если поступить так, получилось бы то-то, а если поступить не так, то то-то. Зба. Эпикур. О природе, пап. 1056, cm/id 25: Те, которые дали впервые удовлетворительное объяснение [природной закономерности] и не только далеко превзошли своих предшественников, но и живших после них, хотя во многом были великими людьми, но тем не менее незаметно для себя в ряде случаев рассуждали поверхностно, считая всемогущей слепую необходимость. Учение, проповедовавшее такие взгляды, потерпело крах, у этого [великого] мужа, [т. е. у Демокрита], теория приходит в столкновение с практикой: если бы он в практической деятельности не забывал о своей теории, то он постоянно сам приводил бы себя в замешательство, и в тех случаях, когда теория брала бы верх [над практикой], попадал бы в самое безвыходное положение, а где она не брала бы верх, он оказывался бы полон [внутренних] противоречий, так как его поступки противоречили бы его взглядам. Ср. Псевдоэпикур. Gnom. Vatic.57: Вся его жизнь из-за неуверенности придет в замешательство и будет поставлена вверх ногами. Филодвм. О свободе речи 20,8: А кроме того, и снисхождение, оказываемое их ошибкам, как постоянно держит себя Эпикур в своих высказываниях против Демокрита и против Гераклида. 37. Эпикур. Письма III, 13: Высмеивает необходимость, которую некоторые изображают владычицей вселенной... так как лучше уж следовать мифу о богах, чем быть рабом предопределенности, [почитаемой] естествоиспытателями, ибо вера в мифы дает хоть в живых образах надежду на то, что, воздавая почитание богам, удастся вымолить их расположение, а предопределенность, [почитаемая естествоиспытателями], заключает в себе неумолимую необходимость, случай он не признает ни Богом, как считает толпа (ведь Богом ничего не делается беспорядочно), ни шаткой причиной (ибо Демокрит думает, что
глум нем дается людям добро или зло для счастливой *и щи) ,SH Цнцорон. О природе богов I, 25, 69: Эпикур придумал, как избежать [сквозной] необходимости, |< гг Демокрита, стало быть, это ускользнуло!]: он ут-игрждает, будто атом, несущийся по прямой линии нниз вследствие своего веса и тяжести, немного отклоняется (от прямой]. Он говорит, что только при допущении отклонения атомов можно спасти сво- • бсщу воли. Цпщфон. О судьбе 10, 23: Эту теорию, [т. е. отклонение),»пикур ввел из боязни, что если атом должен iti-'ii к) двигаться в силу тяжести, естественной и оо\ч ловленной необходимостью, то на нашу (допишем н танется) никакой свободы, так как и дви- *»ни§ души будет всецело обусловлено движением и И iMHH Hi I Дгм< ифи'г, изобретатель атомов, [исходя] нч итпт, i чрп ы лучшее допустить, что все происходит в ь'Илу |t мнкн|иИ| i iron ход и мости, чем лишить движение «томов его oflyc л< пшенного природой [ха- * рактера). г' 39. Диоген из Эноанды, отр. 32, стчб. I: Если же кто-либо будет утверждать, что сказанное нами вы- •» те (о мантикс — возможности предсказывать будущее) неправильно и что тем не менее нельзя избежать необходимости, то он никогда не избавится от смятения. Если же он не поверит этому, [т. е. мантике], то он оставит неразрешенным [всемогущество необходимости] как неустойчивое и непрочное. Ибо какой еще критерий останется у него и этих вопросах? Ясно, что его не будет. Если же от- •• рицаются предзнаменования, то какое есть другое доказательство [существования] судьбы. Если же кто-нибудь воспользуется учением Демокрита и станет утверждать, что у атомов нет никакого свободного движения и что движение происходит вследствие столкновения атомов друг с другом, вследствие чего и получается впечатление, что все движется по необходимости, то мы скажем ему: разве ты не знаешь, кто бы ты ни был, что атомам присуще и некоторое свободное движение, которого Демокрит не открыл, но обнаружил Эпикур, именно отклонение, как он это доказал, исходя из явлений. Но что важнее всего: если верить в предопределенность, то теряет смысл всякое увещание и порицание и не следует наказывать даже преступных людей... (стр. 5, стлб. II) Демокрит из Абдер признавал [существование] неделимых сущностей, и это было правильно, но так как он при этом допустил и ошибки, то этот вопрос будет рассмотрен и в наших высказываниях... (стр. 6, стлб.Щ Если руководиться твоим учением, Демокрит, то не только что найти истину, по и жить станет невозможно, так как мы не будем уже остерегаться ни огня, ни ножа.
40. Фемистий, камм. к «Физике» II, 4, стр. 49,12: Демокриту и другим... которые самое важное отвели на долю случая, а людям не придали ни малейшего значения... 41 - Энамай из Годары у Евсевия. Введение в Евангелие VI, 7: Поскольку это зависит от мудрецов, погибла и исчезла из человеческой жизни самая возможность жить для нас — назовем ли мы ее рулем, или опорой, или краеугольным камнем [жизни] — то, что мы считаем властвующим над самыми необходимыми [вещами]. Демокрит же, если я не впал в ошибку, поставил целью показать, что самое прекрасное из того, что есть у человека, оказывается... рабством... (19) Так вот тем самым способом, каким мы непосредственно постигаем самих себя, мы непосредственно же постигаем, что в нас происходит по свободному выбору, а что в силу внешнего воздействия. От нас не ускользает, как велика разница между тем, когда человек ходит сам и когда его ведут, между свободным выбором и действием по принуждению-Нити, [управляющие] этими [действиями], исходят из нашей [свободной] воли. Феодорет VI, 11: Эти обвинения выдвинул киник [Эномай] в равной мере против пифийского оракула и против Демокрита, справедливо негодуя на них за то, что они, превратив в раба свободную природу нашего ума, [т. е. свободу нашей воли], отдали ее под деспотическую власть Судьбы И рока. 4iv*. VI. Из ничего не может получиться что-либо (ПРИНЦИП СОХРАНЕНИЯ МАТЕРИИ И ЭНЕРГИИ) 42. Плутарх. Против Колота 8: Но что говорит Демокрит? Что вся [вселенная] — это неделимые (|и>|)мы, как он их называет, и более ничего: ибо из несуществующего не может быть возникновения, а из существующего не может возникнуть ничего [нового], так как атомы не могут ни подвергаться внешнему воздействию, ни изменяться вследствие твердости. 11оэтому ни цвет не может возникнуть из бесцветного, ни природа или душа из не имеющего камсе in и не поддающегося внешнему воздействию. flttoetinJltt»ptn< Л.//Л IX, 44: Что-либо не может ни воз-ия ничего, ни превратиться в ничто. Алек- }«NU**, к •Мышфнзике» ///, 5, стр. 303,33: Демокрит говорит, что ми.шикновение [чувственных вещей) происходит путем выделения из того, что существовало уже раньше, 43. llccodowiymapx. Страматы 7: Демокрит из Абдер... считает [совокупность] всех [вещей] неизменной. 44. CuMtmiiKUu, камм. к «О небе» 1,10, стр. 310,5: «Ибо, как говорит [Александр], распадение его, [т. е. мира], и уничтожение [сопровождаются] [переходом] не в мировую материю, которая заключает в себе потенциальную возможность стать миром, а в другой мир; так как этих миров бесконечное множество и они непрерывно сменяют друг друга, то нет [логической] необходимости, чтобы происходило возвращение к тому же самому миру». 'Гаков был взгляд Лев-киииа и Демокрита. Миры Демокрита, переходящие в другие миры, состоя из тех же атомов, одинаковы по своему характеру, хотя каждый в отдельности и не тождествен с тем, который ему предшествовал. VII. ПРИНЦИП НЕПРОНИЦАЕМОСТИ 45. Аристотель. Физика TV, 6: Как говорят Демокрит и Левкипп... невозможно, чтобы полное приняло [в себя] что-нибудь. Если же оно примет в себя и окажутся два [тела] в одном и том же [месте], то [придется считать, что] в одном и том же месте в одно и то же время может находиться и сколько угодно тел. Ибо нельзя указать, в силу какой разницы то, что здесь сказано, невозможно. Если же это возможно, то [надо считать возможным] и чтобы самое малое тело могло принять в себя самое большое. В самом деле, большое — это только очень большое число малых: поэтому, если возможно, что в одном и том же месте находится много равных друг другу тел, то возможно и чтобы находилось много неравных. 46. Ариапотель. О возникновении иуничтожении 1,8: Из того, что поистине едино, не может стать многое, а из того, что поистине многое, невозможно, чтобы стало одно. Аристотель. Метафизика VII, 13: Невозможно, как говорит Демокрит, чтобы из двух [вещей] стала одна или из одной две. 47. Аристотель. О небе Ш, 4: Демокрит и Левкипп... говорят, что ни из одного не может стать многое, ни из многого одно. Симпликий, комм. 609,22: Они утверждали, что «из единого не может стать многое», ибо атом неделим, и что «из многого не может стать единое», т. е. поистине непрерывное, но что каждая [вещь только] кажется единой вследствие соединения атомов. Симпликий, комм, к «О небе» 1,10, стр. 295,12: Демокрит не выводит, однако, из них, [т. е. соединения атомов], какой бы то ни было природы, которая была бы поистине единой, ибо, по его мнению, совершенно нелепо, чтобы две или еще большее число (вещей) стали когда-либо единой [вещью]. С. УЧЕНИЕ ОБ АТОМАХ а. Общие вопросы.- 1. ИСТОРИЯ АТОМИСТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ 146. Аристотель. О возникновении и уничтожении I, 8. Наиболее методически построили свою те- Орню, руководствуясь одним общим принципом При объяснении явлений, Л. и Д., исходя из того, что е«м >ораэно природе, какова она есть. Некоторые из Д|и нних полагали, что необходимо [логически], HHiOu бытие было едино и неподвижно. Ибо пусто-tw не существует, а при отсутствии отдельной пус-Титы невозможно движение, равно как и не может быть многих предметов, если отсутствует то, что отделило бы их друг от друга... Исходя из таких рас-еуждший, некоторые [ученые] вышли за пределы ощущений и пренебрегли ими, так как считали, что Нужно следовать разуму. Поэтому они говорят, что едино и неподвижно, да к тому же, как гово-т linn iTopwG, еще и безгранично, ибо всякая гра-НН1Ы пмлй бы границей между телом и пустотой (и иvi неги и* существует). Что касается этих [уче-hi i • |, hi причины, руконодшниис ими, и их выска-{Ц.нмннм ив ИСТИШШЙ [природе пещей) были такими М метим, что в лигичсч кой точки прения все это Шн лодокительно, но с точки прении фактом такой иилмд похож на бред сумасшедшего. Л. же был уГк'ждеи, что у него есть теория, которая, исходя из дополни, согласных с чувствами, [в то же время] не (делает невозможным ни возникновение, ни уничтожение, ни движение, ни множественность вещей. Признав все это в согласии с явлениями, он в согласии с теми, кто доказывает единство [целого], признал, что движение невозможно без пустоты, а пустота — это несуществующее, однако ничуть не менее реальное, чем существующее, но то, что су-щсчтнуст и прямом смысле слова, является наполненным. Тем не менее подобная вещь не едина, а представляет собой бесконечные по числу [частицы], невидимые вследствие малости каждой из них. Эти частицы носятся в пустоте, ибо пустота существует; соединяясь, они приводят к возникновению [вещей], а разъединяясь, к уничтожению. Они действуют на другие частицы и подвергаются воздействию сами в тех местах, где касаются: ведь именно в этих местах нарушается их единство. При соединении и зацеплении друг за друга они образуют [но- юз вые тела]. Из того же, что едино по своей истинной [природе], не может получиться множественное, и, наоборот, из того, что множественно по своей истинной [природе], не получится единое — это невозможно. Но происходит так, как говорит Эмпедокл и некоторые другие, утверждая, что воздействие происходит через поры; таким же образом, по мнению Левкиппа, совершается всякое изменение и всякое воздействие, причем распадение и уничтожение происходит через пустоту и сходным образом также рост, [имеющий место) при проникновении новых твердых тел [в пустоты]. Пожалуй, и Эмпедокл [логически] обязан был бы говорить то же, что и Левкипп, именно, по словам последнего, есть какие-то [тела] твердые, но неделимые. [В противном случае] осталось бы только [допустить, что] всюду имеются непрерывные поры, но это невозможно: тогда не останется, помимо этих пор, ничего другого — твердого, но все окажется пустотой. Поэтому необходимо, чтобы соприкасающиеся между собой частицы были неделимыми, а то, что между ними, — пустотой, именно тем, что Эмпедокл называет порами. Так говорит и Л. о воздействии одного тела на другое. 147. Симпликий, комм, к «Физике» 1,2, стр. 28,4 (из «Физических суждений» Феофраста, отр. 8): Он (Левкипп) пошел при изучении сущего не по тому пути, по которому шли Парменид и Ксенофан, но, по-видимому, по прямо противоположному. Те считают целое неподвижным, невозникшим и ограниченным и считают недопустимым какое бы то ни было изучение несуществующего; он же принял, что атомы — бесконечные по числу и вечно движущиеся элементы, и считал, что число форм их бесконечно, так как «нет основания, почему бы они были скорее такими, чем другими», и потому, что он видел, что процесс возникновения и изменения происходит в природе непрерывно. Далее, он считал, что бытие существует не в большей мере, чем небытие, и что и то и другое в равной мере является причиной происходящего. Природу атомов, которую он считал плотной и полной, он назвал «существующим» и по-л< >жил, что они носятся в пустоте, которую назвал «несуществующим», и считал, что «несуществующее» i у щгствует не в меньшей мере, чем «существующее». <.*» vu 1ым же образом его сотоварищ Д. из Абдер счи- •ijii первоначалами полное и пустое, из которых первое называл «существующим», а второе «несуществующим». 148. Схолии к «Метафизике» 1,4- Парменид рассматривает землю как материю, а огонь как деятельную причину. Поэтому огонь он называет «существующим», а землю «несуществующим». Вообще ведь он называет худшее из противоположностей •несуществующим». Парменид в том [сочинении], и котором он говорит о кажущемся мире, называет •существующее» и «несуществующее» первоначалами бытии, in >Д| ><>i'<> и >му как и Д., сотоварищ Левкип-пи, Нйэьиыгт «гущи i кующим» атомы, а «несуществующим» пустоту. Но и»ги мвным образом приняли за начала противоположности: ведь прсхгииоположно-стью теплого является холодное, а противоположностью пустого — полное или атомы, которые Д. называл также телами; пустым же он называл пространство, в котором находятся эти атомы, движущиеся вечно. Александр, комм, к «Метафизике» 1,5, стр. 45,5: Парменид принял два начала... огонь и землю, причем огонь он называл «существующим», а землю и холодное «несуществующим», таким образом, не один лишь Демокрит и Левкипп считали началами «существующее» и «несуществующее». 14°. ДшнснЛсмртский IX, 42: Д. упоминает и учение об едином, принадлежащее Пармениду и Зено-ну, самым знаменитым [философам] в его время, и Протагора из Лбдер, который, по общему мнению, был современником Сократа. 150. Симпликий, комм, к «Физике» 1,2 (из «Физических суждений» Феофраста, отр. S): Л., элеец или милегянин (о нем говорят и то и другое), был философским единомышленником Парменида. Климент. ПротрептикЗ, 19'- Милетянин Левкипп... 151. Гипполит. Опровержение ересей 1,12,1: Л., сотоварищ Зенона, не остался верен его учению, но, по его мнению, первоначала бесконечны и вечно движутся, а рождение и изменение происходят непрерывно. Элементами он считает полное и пустое. 152. Диоген Лаэртский. Предисловие /5,£>.'Элеец Зенон, его ученик Левкипп, его ученик Д. ДиогенЛа-эртский IX, 30 сл„- Элеец Л., по другим — абдерит, а по мнению некоторых — милетянин. Он слушал Зенона. Псевдогален. История философии 3: Слушателем элейца Зенона был абдерит Л., впервые выдумавший атомы. Климент. Строматы I, 64: Парменид был слушателем Ксенофана, его слушал Зенон, его — Л., его — Д. 153. Цеца. Хилиады II, 980: Л. — ученик Мелисса. 154. Диоген Лаэртский IX, 38 (ср. IX, 45: Книги его, [Демокрита]... «Пифагор»): Считают, как говорил Фрасил, что Д. был последователем пифагорейцев. Он упоминает и самого Пифагора, отзываясь о нем с восхищением в сочинении «Пифагор». Получается впечатление, что все свое учение Д. взял у Пифагора; можно было бы думать, что Д. был учеником Пифагора, если бы это не противоречило хронологии. По крайней мере Главк из Регина говорит, что он учился у кого-то из пифагорейцев, а Главк — современник Демокрита. Аполлодор же из Кизика говорит, что он встречался с Филолаем. Ямблих. Жизнь Пифагора 104: Из его школы — прежде всего самые старшие и его современники, бывшие учениками самого Пифагора, причем он был стар, а они были молоды: Филолай, Еврит... Левкипп и Алкмеон. Порфирий, Жизнь Пифагора 3: Дурис из Самоса во второй книге «Хроник» приписывает Пифагору сына Аримнеста и говорит, что он был учителем Демокрита. 155. Филопон, комм, к «О возникновении и уничтожении» II, стр. 15,15: То, что, по их мнению, возникновение происходит таким образом, ясно, как говорит Аристотель, из изречения Эмпедокла: «Есть только смешение и разделение смешанного», исходя из чего и Демокрит сказал, что сложные тела «отличаются друг от друга теми [частицами], из которых они состоят». 156. Диоген Лаэртский 1,22: Фалес был, как утверждают Геродот, и Дурис, и Д., сыном Экзамия и Клеобулины из рода Телидов, а Телиды — финикийцы, очень знатные, ведущие свой род от Кадма и Агенора. (23) По мнению некоторых, Фалес был первым астрономом, он впервые предсказал солнечные затмения и солнцевороты... об этом свидетельствует и Д. 157. Аристотель. Метеорология II, 7 (о землетрясении): Анаксагор из Клазомен и уже раньше его Анаксимен из Милета высказались об этом, а позже их Д. из Абдер. 158. Филопон, комм, к «Физике» III, 5, стр. 409, 7: 1>)'П> докхмл Аристотель в первой книге, где он полемизирует с Анаксагором и Демокритом. 159- Диоген Лаэртский IX, 34: После этого он, по словам некоторых, вступил в общение с Анаксагором, будучи моложе его на сорок лет. Фаворин же утверждает в «Смешанных исследованиях», что Д. говорил об Анаксагоре, что [содержащиеся в его исследованиях] взгляды на солнце и луну не принадлежат ему, а старинного происхождения, он же их только позаимствовал. (35) Он поносил учения Анаксагора об устройстве мира и разума, будучи враждебно настроен к нему за то, что тот не допустил его к себе. Так мыслимо ли, как утверждают некоторые, что он слушал Анаксагора?Дмоге«Лаэртский II, 14: Как утверждали, Анаксагор относился враждебно к Демокриту, так как он потерпел неудачу в попытке вступить в научное общение с Демокритом. 160. Секст. Против математиков VII, 140: «Явления есть оптическое изображение неочевидного», как утверждает Анаксагор, которого за эти слова хвалит Д. Bumpyвий VII, Предисловие 11: Анаксагор и Д. написали... каким образом надлежит соответственно взору глаз и распространению лучей провести линии... чтобы о неочевидной вещи су- ществующие [в опыте] вещи давали представление... 161. ДиогенЛаэртский IX, 30: Л.... впервые выставил учение о неделимых первоначалах. 163- Суда, под словом «Демокрит»: Из книг Демокрита подлинны две «Большой Мирострой» и «О природе мира». Написал он и письма. Диоген Лаэртский IX, 45 сл~ Книга Демокрита «Большой Мирострой», о котором последователи Феофраста утверждают, что он написан Левкиппом. Аэ^мй /, 25,4: Левкипп... говорит в сочинении «О разуме»... 164. Геркуланские свитки VIII, 58—62, стр. 1: Он не постыдился написать, что якобы совершенно то же самое было сказано уже прежде в «Большом Ми-рострое», который они считают написанным Лев-киппом. И он, который так бесцеремонно присваивал себе учения других, заявляет, что изобличил Демокрита не только в том, что он написал в «Малом Мирострое» то, что было уже написано в «Большом»... 165. Цицерон-Академическиеисследования 11,37, П8: Л. [принимает] полное и пустое, Д в этом с ним сходен, но значительно обстоятельнее в прочих [частях учения]. Цицерон. О природе богов!, 24,66: Так учил Д или же еще до него Л 166. Псввдоаристотель. О Мелиссе, Ксенофане, Горгии 6: Горгий утверждает это... говоря вместо «пустота» «разделение», как и в сочинении, называемом Левкишювым. 167. Секст. Против математиков VII, 53: Коринфянин Ксениад, которого упоминает и Д. 168. Диоген Лаэртский IX, 41: Демокрит жил, по-видимому, во времена Архелая, ученика Анаксагора, и во времена Энопида и его школы. Ведь он упоминает и последнего. 169- Страбон XVI: Если можно верить Посидо-нию, то и учение об атомах — древнее и принадлежит оно сидонянину Моху, жившему еще до Троянской войны. Секст. Против математиков IX, 363: Д. и Эпикур выставили учение об атомах, если только не следует считать эту теорию еще более древней и если она не восходит, как говорил стоик Посидоний, к некоему финикиянину Моху. Ср. Диоген Лаэртский. Введение 1; Флавий Иосиф. Иудейские древности 1,9,107;Ямблих. Жизнь Пифагора 13-14. 170. Псевдоплутарх. О жизни и поэзии Гомера 150, отр. VII: Если нужно упомянуть и основателей отдельных школ, то окажется, что они отправлялись от Гомера: Демокрит придумал свои «отобразы», исходя из [знаменитых] слов [Гомера]: Тою порой сотворил. Аполлон сребролукий отобраз. (muadaV,449) Евстафий, комм, к Одиссее IV, 795: Великий поэт был учителем Демокрита и его школы в учении о том, что сны — результат вхождения и проникновения |н тело) приходящих снаружи отоб-разов: «Отобраз туманный содеяла», т. е. сотворила, Афина. //. сообщения общего характера об атомах и пустоте 171. Симпликий, комм, к «О небе» Ш, 1, стр. 564,24: Д. же, как сообщает Феофраст в «Физике», пришел к атомистической теории, так как те, которые [до него] давали объяснения относительно теплого и холодного и т. п., рассуждали по-дилетантски. Таким образом и пифагорейцы пришли к плоскостям. Они, [Д. и пифагорейцы], считали, что форма и величина [первотел] — причина теплоты и холода; те [первотела], которые разъединяют и разделяют, вызывают ощущения теплоты, а те, которые соединяют и сгущают, — холода. (641,5) И Д. уже до Аристотеля говорил, что рассуждения о теплом, холодном и т. п. были дилетантскими; так сообщает Феофраст. Аристотель. Физика II, 8 (№ 31): К такой причине сводят (явления) все физики. [Они говорят]: «Так как теплое такое-то и холодное такое-то, то и каждая из подобного рода [вещей] в силу необходимости такова и таковой оказывается». Филопон, комм. 312, 4:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|