Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

J. Моральные наставления. О достижении душевного покоя 9 глава




538. Аристотель. О происхождении живот­ных II, 4: Те, которые, подобно Демокриту, утверж­дают, что сначала у животных выделяются внешние части тела, а лишь затем внутренние, рассуждают не­правильно.

539. Цензорин 6,1 (что прежде всего образуется в младенце): Д [говорит, что] желудок и голова, так как в них заключается больше всего пустоты.

Ъ. Об органах тела

I. ИХ ПРИРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

540. Гесихий, под словом «водостоки»: Водостоки, а в теле — жилы. У Демокрита. Эротиан 90,18: «Жила­ми» он называет не то, что обыкновенно подразумева­ется под этим словом, но также и артерии. Так, пульси­рование артерий он называет «сотрясением жилок». Боэций. О музыке!, 1: В зависимости от возбуждения тела и пульс ускоряется толчками сердца. Это и есть, очевидно, то, что, как говорят, сообщил Демокрит вра­чу Гиппократу, когда тот посетил в его заключении бе­зумного, по мнению всех его сограждан, Демокрита, чтобы вылечить его.

541. Элиан. Естественная история XII, 18: Сам Д указывает на следующую причину того, что у оленей разрастаются рога. Он признает, что желудок у оле­ней чрезвычайно горяч и что жилы их, проходящие через все тело, чрезвычайно пористы, тогда как кость, в которой заключен мозг, очень тонкая, вроде оболочки, и пористая, жилы же, подымающиеся от­туда в верхнюю часть головы, очень толстые. Поэто­му пища, и прежде всего ее производительнейшая часть, чрезвычайно быстро распределяется по всему телу, причем, как он выражается, жидкий жир высту­пает снаружи [тела], а наиболее активная часть пищи устремляется в голову через жилы. Вследствие этого вырастают рога, так как они орошаются обильной влагой. Влага непрерывно притекает и толкает вверх ту [часть ее], которая находилась уже на том же месте до ее притока. По влага, выступая на поверхность те­ла, становится твердой, так как воздух сгущает ее и покрывает роговой оболочкой, тогда как внутренняя часть, закрытая [со всех сторон], остается еще мяг­кой: внешняя часть затвердевает вследствие холода, а внутренняя остается мягкой под влиянием внут­ренней теплоты. Растущая новая часть рога выталки­вает старую часть как нечто инородное, так как часть, находящаяся [еще] внутри головы, давит и стремится оттолкнуть рог вверх, причиняет ему боль и совер-

шает толчкообразные движения, точно она спешит родиться на свет и выйти наружу. Таким образом, влага, сгущающаяся и подымающаяся вверх, не мо­жет оставаться на одном месте, и она [затем] стано­вится твердой и выталкивается находящейся перед ней. Таким образом, в большинстве случаев эта [жид-• «ость] выталкивается под действием внутренней си-J лы. Нередко случается, что преследуемое животное, вследствие сильного напора, отламывает части ро­гов, запутавшиеся в ветвях и мешающие быстрому бегу. И одни части рошпой материи рассеиваются в воздухе, другие, готоныс выйти наружу, природа выводит па свет.

542. Элиан. Естественная история XII, 20: Без­рогие быки, лоб которых не содержит в себе [мате­рии) типа осиного гнезда, [так называет Д. губчатую материю], причем [лобовая] кость у них непрони­цаема для чего бы то ни было и не может прини-1 мать в себя стекающихся [к ним] соков, оказывают­ся невооруженными и лишенными средств защиты. И жилы, находящиеся под этой костью, получая меньше питания, становятся тоньше и слабее. В си­лу [той же] необходимости и шея безрогих быков оказывается более сухой. По той же причине и ее жилы тоньше и более слабы. Наоборот, у арабских быков даже самки имеют прекрасные рога; по сло­вам Демокрита, «обильный приток соков» служит питанием, вызывающим пышный рост рогов. Но и из них безрогие тс, у которых кость, принимающая влагу, слишком тверда и плохо воспринимает соки. Одним словом, причина роста рогов — приток [со­ков]. А этот приток обусловливают жилы многочис­ленные, очень толстые и чреватые столь большим количеством влаги, какое они только могут вмес­тить.

543- Элиан. Естественная история XII, 19: Кладе­ные быки: как утверждает Д, у них растут косые тон­кие и длинные рога, а у некладеных — толстые у кор­ня, прямые и не идущие в такой мере в длину: кроме того, говорит он, у этих быков лоб гораздо более ши­рокий, чем у кладеных; так как здесь находится много

жил, то вследствие этого кости становятся более ши­рокими. И место посадки рогов, будучи более широ­ким, содействует также у этих быков расширению указанной части. Кладеные же быки имеют малую ок­ружность основания рогов, поэтому [и лоб у них] не такой широкий.

544. ^фистотель. История животных IX, 39: Пау­ки умеют испускать паутину с самого момента рож­дения, но [они испускают ее] не изнутри, как испраж­нения, как утверждал Демокрит, но с поверхности те­ла, точно скорлупу, или как те животные, которые [при линьке] теряют шерсть, например, свиньи — ще­тину. Плиний. Естественная история XI, 80: Третья порода пауков замечательна мудрым искусством: они снуют ткань и для столь трудной вещи прибега­ют к помощи только своего собственного чрева по­тому ли, что и определенное время их постигает осо­бое расстройство желудка, как утверждал Д., или же потому, что у них в коже есть особые тканетворные способности.

U. О повторном оплодотворении. об уродствах

545. Элиан.Естественная историяХИ, 16: Д. ус­матривает причину того, что свинья и собака отлича­ются столь большой плодовитостью, в том, что эти животные имеют много маток и много мест, способ­ных принять сперму. Поэтому извержение спермы не наполняет все эти [матки] после одного совокупле­ния, а эти животные должны быть покрыты два или три раза, пока в результате повторных актов прием­ники спермы не наполняются ею. Феофилакт, Физи­ческие вопросы 20: Природа зайцев наиболее плодо­носящая... Заяц [в одно и то же время] имеет одних де­тенышей рожденными, рождает других, носит третьих еще наполовину сформировавшимися в чре­ве... Поэты воспевают Эгипта и Даная как самых мно­годетных [отцов]! Но их далеко превзошел заяц, если верить тому, что утверждал абдерский [философ], а верить ему никому не возбраняется. Гиппократ. О природе ребенка 31: Доводом в пользу того, что

двойни [у человека] рождаются в результате одного акта совокупления, могут служить, например, собака, свинья и все другие животные, которые в результате одного акта совокупления рождают двоих или боль­ше детенышей. Каждое из [рождающихся] животных занимает в [одной из] маток [особое] углубление и особую оболочку: мы сами видели, что так бывает. При том же эти [животные] по большей части рожда­ют всех [детенышей] в один и тот же день. Аристо­тель. Проблемы 10,14- Почему одни животные рож­дают много детей сразу, как, например, свинья, соба­ка, заяц, а другие не рождают, как, например, человек, лев? Не потому ли, что [самка] у [животных] первой группы имеет много маток и [дегских] мест в них, ко­торые она стремится заполнить и по которым рас­пределяется семенная жидкость, а у второй группы — наоборот.

54б. Ар14апотеаь.Опроисхх)ж:ден1шживотнъ1х1У,4: Д. утверждал, что уроды рождаются потому, что две семенные жидкости попадают в одно и то же место, одна — сперва, другая — за ней. И эта вторая, выйдя [из половых органов самца], проникает в матку, вслед­ствие чего части тела, [содержащиеся в двух различ­ных спермах], срастаются и перемешиваются. У птиц же, так как совокупления совершаются у них с большой скоростью, яйца, [в частности их цвет], всегда результат смешения [двух сперм]. Фшюпон,. комм. 185, 33: Д. утверждал следующее: допустим, что от сегодняшнего совокупления вошла в матку семенная жидкость самца; та семенная жидкость, которая выйдет [из самца] от завтрашнего совокуп­ления, также войдет туда, и вообще одна сперма мо­жет войти от более раннего, другая от более поздне­го совокупления. Так вот если самка будет покрыта дважды и дважды войдет семенная жидкость в ее матку, то и семенная жидкость, вошедшая в первый раз, формирует и создает руки, ноги и прочее, и точно так же другая семенная жидкость, вошед­шая позже, производит то же. Но так как жидкость месячных [очищений] все время неизменно одна и та же, то и [органы, сформированные] в результа-

те того и другого совокупления, тесно связаны и пе­ремешаны между собой, т. е. образуют одно целое и сходны друг с другом. По этой-то причине и обра­зуется один человек, имеющий две головы и четыре ноги. Д. утверждал, что и яйца птиц — уроды; так как половой акт [у птиц] совершается с большой скоро­стью и в течение одного и того же часа одна птица может быть покрыта много раз, в нее входит много сперм, поэтому-то одна часть яйца — белая, а дру­гая — желтая. Если же входила бы одна сперма, яйцо было бы или все желтым, или все белым. Яйца, заме­чает он, тоже уроды, но так как вследствие скорости совокупления они всегда получаются такими, то их не считают уродами. Он говорит, что яйца «всегда смешаны» [цветом] и всегда одинаковы [цветом] по­тому, что во всяком птичьем яйце часть белая и часть желтая. Таков Демокритов взгляд на возник­новение уродов: причину он видит в семенной жид­кости самца.

Н. ФИЛОСОФ И ГОСУДАРСТВО Ь. Философ как член общества

Н. ФИЛОСОФ И СЕМЬЯ

721. Стобей IV, 24,29: Демокрит: Воспитание де­тей — ненадежное дело: ибо удача достигается це­ной борьбы и забот, в случае же неудачи страдание ни с чем не сравнимо.

722. Стобей IV, 24,31: Демокрит: Не следует, по-моему, растить детей. Ибо я вижу, что с этим сопряже­ны многие и большие опасности и огорчения, благ же — мало, да и те слабы и незначительны.

723. Климент. СтромшпыН, 138: Демокрит отвер­гает брак и деторождение из-за того, что они связаны со многими неприятностями и отвлекают от более важных занятий. К нему присоединяется и Эпикур. Феодорет XIII, 74: Мы очень порицаем Демокрита и Эпикура, которые предписывают отказаться от бра-

ка и деторождения. Определив, что высшей целью яв­ляется наслаждение, они решительно отвергли то, что связано с какими-либо тревогами и неприятнос­тями.

724. Стобей IV, 24,32: Его же: Если у человека есть желание иметь ребенка, то, по-моему, лучше всего взять его у кого-либо из своих друзей. Поскольку он сможет выбрать по своему желанию, ребенок будет таким, какого он хочет. Тот, кто покажется подходя­щим, подойдет всего лучше и по природным качест­вам. Усыновление ребенка имеет то преимущество, что при этом можно выбрать себе по сердцу из мно­гих такого, какой нужен. Если же родить своего ре­бенка, то это связано с большими опасностями. Ведь в этом случае придется довольствоваться таким, ка­кой родится.

Ш. ФИЛОСОФ И ГОСУДАРСТВО

725. Эпифаний. Против ересей III, 2,9: Демокрит... утверждал: «Даже то, что представляется справедли­вым, таковым не является, ибо несправедливо то, что противоречит правде». Он говорил, что законы — дурное изобретение и что «мудрец не должен пови­новаться законам, а жить свободно».

726. Заглавие этического сочинения: Диоген Ла-эртскийЩ 46 (Фрасил): О характере философа. Ср. Псевдогиппократ. Письма 17: Они чуждаются людей... ибо целиком погружены в философию.

727. Сенека. Письма 7,10: Демокрит сказал: «Один для меня стоит толпы, а толпа — одного». Ср. Демо­крат 64: Дружба одного мудреца значит больше, чем дружба всех неразумных [№ 660].

728. Плутарх. Против Колота 32: Упрекнут ли меня за это те, которые прожили жизнь по-хозяй­ственному и как подобает гражданину? Это их всех осыпал бранью Колот. Сам Демокрит убежда­ет изучать политическое искусство как самое важ­ное и в то же время стремиться к занятиям, кото­рые дают людям великое и светлое. Ср. Плутарх. Нельзя жить приятно- 19: Но те, которые так от-

носятся к славе и почестям, разве не признают, что лишают себя больших радостей, избегая из-за слабости или изнеженности должностей, политиче­ской деятельности, дружбы царей — всего того, что, по словам Демокрита, вносит в жизнь большое и светлое?

729- Элиан. Пестрые рассказы IV, 20: 0 Демокрите из Абдер идет молва, что он был во всех отношениях мудрым, стремился прожить незаметно и вполне осу­ществил это на деле. Макарий V, 47: Проживи неза­метно: рекомендуется заниматься только своими де­лами. Эти слова принадлежат Демокриту. Ср. Диоген Лаэртский Щ 36: Я приехал... в Афины, и никто меня там не заметил.Дме»шсм«у Евсевия. Введение в Еванге­лие XIV, 27,4: Сам Демокрит, как говорят, заявлял, что предпочитает найти одно причинное объяснение, чем стать обладателем персидского царства [№ 29]. Цицерон. Об оратор III, 15,56: Другие люди, столь же мудрые, но имеющие другие воззрения на жизнь, стремясь к покою и досугу, как, например, Пифагор, Демокрит, Анаксагор, полностью отдались познанию вещей, отказавшись от политической деятельности. Такой образ жизни благодаря покою и радости само­го познания, приятнее которой ничего нет для чело­века, привлек большее число людей, чем было полез­но для государственных дел.

4i

t* Г/. ФИЛОСОФ—ГРАЖДАНИН МИРА

7 30. Стобей Ш, 40, 7- Демокрит: Для мудреца от­крыта вся земля, ибо весь мир — родина для высоко­го духа.

731. Греко-сирийские изречения,№ 33: Демокрит сказал: «Когда мудрецы приезжают в чужую страну, не являющуюся их родиной, они должны молча и спокойно разведать, приглядываясь и прислушива­ясь, какой репутацией пользуются местные мудрецы: каковы те, могут ли устоять против них; для этого они тайно в уме сопоставляют свои слова со словами местных мудрецов. А когда они уже взвесили и увиде­ли, какая сторона превосходит другую, тогда пусть

обнародуют богатство своей мудрости, чтобы их восхваляли за сокровище, которым они владеют, обогащая им других А если окажется, что их сокро­вище слишком мало, чтобы можно было из него уде­лять другим, тогда пусть они сами возьмут у других и уходят».

732. Стобей III, 40, 6: Демокрит: Жизнь в чужих краях учит довольствоваться тем, что имеешь: ячмен­ная лепешка и соломенная подстилка — сладчайшие средства против голода и усталости.

J. МОРАЛЬНЫЕ НАСТАВЛЕНИЯ. О ДОСТИЖЕНИИ ДУШЕВНОГО ПОКОЯ

Ъ. Каким образом достигнуть ЕУЕГТО

I. стремиться только к необходимому, избегать всего

ИЗЛИШНЕЮ

748. Стобей III, 1, 47•• Лучше всего для человека жить, испытав как можно больше радостей и как мож­но меньше огорчений. Этого можно достигнуть, если не видеть удовольствия в преходящем.

749. Демократ 68: Прекрасна во всем середина: мне не по душе ни изобилие, ни недостаток.

750. Стобей Ш, 18,35; Щ 6,65: Демокрит: У тех, ко­торые испытывают радости от желудка, превысив ме­ру в еде, питье или любовных утехах, эти радости не­значительны и кратковременны, ибо длятся лишь то время, пока они едят или пьют. Напротив, огорчений у них много. Ибо они всегда желают одного и того же, а когда желаемое достигнуто, радость быстро прохо­дит и нет ничего в этом хорошего, кроме краткого удовольствия, а затем снова возникает потребность в том же самом. Стобей Ш, 10,65: Его же То, чего тре­бует тело, это всем доступно без муки и огорчений; того же, что вызывает муки и огорчения и печалит жизнь, — этого тело не желает, а [желает этого] дурно отточенный разум.

750а. Стобей III, 40,6: Демокрит Ячменная лепеш-

ка и соломенная подстилка — сладчайшие средства против голода и усталости. Антоний Мелисса 1£1: Демокрит: Богатство, соответствующее природе, со­стоит из хлеба, воды и одежды для тела. Излишнее же богатство связано со свойственной душе безмер­ностью желаний.

751. Стобей Ш, 5,27: Демокрит: Воздержанность увеличивает удовольствие и делает радость еще большей.

752. Стобей Ш, 3 7,25: У людей с уравновешен­ным характером и жизнь упорядочена.

753- Стобей Ш, 17,38; Ш, 6,60: Его же Если пре­высить меру, то и самое приятное станет самым не­приятным.

754. Демократ 35: Желать чрезмерного подоба­ет ребенку, а не мужу.

755. Демократ 36: Неразумные наслаждения по­рождают огорчения.

756. Демократ 39: Не следует считать прият­ным ничего того, что не соответствует [душевному складу].

757. СтобейШ, 16,37;Ш,6,59: Демокрит:Радос­ти доставляют наибольшее удовольствие, если они редки.

758. Стобей Ш, 5,25: Демокрит При умеренной пище ночь никогда не будет слишком длинной.

759. Стобей Ш, 5,26: Демокрит: Богатый стол доставляется судьбой, а умеренный — благоразу­мием.

759а. Максим. Общие места 27: Подобно тому как натирание хорошо не тем, что приятно или обильно, а тем, что полезно, так и нища хороша не тем, что приятна и обильна, а тем, что полезна.

760. СтобейШ, 16,19: Его же: Умеренность и го­лод в подходящее время полезны. В подходящее вре­мя полезны и траты. Определить это — задача разум­ного человека.

761. Стобей Ш, 4, 72: Когда оно, [животное], испы­тывает желание, оно знает, чего хочет, он же, [чело­век], желая, не знает [меры].

ii. о юм, что ощует сдерживать неумеренные душенные движения (гнев, отчаяние, уныние, страсть и т. д.)

762. Стпобей Ш, 20,56: Демокрит: Трудно бороться со страстью. Умение преодолеть ее — свойственно здравомыслящему человеку.

76 3. Стобей IV, 44,6 Т. Демокрит: Безудержное горе оцепеневшей души подавляй с помощью разума.

764. Стобей III, 7,21: Демокрит: Мужество умень­шает бедствия,

765. Стобей Ш, 4, 70: Забве!ihc собственных зол пс >рождает дерзость.

766. Демократ 8; Стобей IV, 34, 68. Демокрит: Очень важно сохранять во время несчастий правиль­ный образ мыслей.

767. Демократ 37: Слишком сильные стремле­ния к чему-либо одному делают душу слепой ко все­му остальному.

768. Стобей IV, 34,69: Великодушие в том, чтобы кротко сносить обиду.

769. Стобей Ш, 38,46. 11орядочный человек не придает мнения i шсмсшкам дурных людей.

770. Лтпонип Л It: >ии са 1,39,79: Поспешности и то-(мшлиш и т не Д|»1Ж1 к > быть в еде: это собачья повад­ка, ik >д< и uk >щцн с м >п(ч шсрю, чем человеку.

77<);i. lliipiDKi hint список 1169,л. 25: Не возомни о себе mlr око cp.rty же, как откажешься от какого-либо предстоящего удовольствия, ибо незаметно для самих себя мы часто оказываемся не одолевши­ми страсть, а скорее поддавшимися ей.

///. ПОСТОЯНСТВО В ТРУДЕ, НА СЧАСТЛИВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ КОТОРОГО МЫ РАССЧИТЫВАЕМ

771. Стобей Ш, 29,88: Демокрит: Всякий труд при­ятнее бездеятельности, если люди получают или зна­ют, что получат то, ради чего они трудятся. При не­удаче же единственное средство — сознавать, что все в равной мере неприятно и тягостно.

772. Стобей Ш, 29,63; 83а: Добровольный труд

готовит к тому, чтобы легче переносить и вынуж* денный.

773- Стобей Ш, 29,64: Его же: Длительный труд становится в силу привычки более легким.

774. Стобей II, 31,66: Его же Прекрасное постипк ется путем изучения и ценой больших усилий, дурное усваивается само собой, без труда [=№ 35].

775- Стобей Ш, 29,67: Если постоянно отклады­вать дело, оно [никогда] не будет завершено. •

IV. ДУХОВНЫЕ НАСЛАЖДЕНИЯ СЛЕДУЕТ ПРЕДПОЧИТАТЬ, { ТЕЛЕСНЫМ Г

776. Плутарх, фрагменты сочинения «О страс­ти и печали»: Спор тела с душой относительно страс­тей, по-видимому, очень древний. И Демокрит, при­писывая злое начало душе, говорит: «Если бы тело привлекло душу к суду за боль и муки, которые оно претерпело за всю жизнь, и сам он выступил бы арби­тром в этом споре, то с удовольствием осудил бы душу за то, что она, с одной стороны, погубила тело отсут­ствием заботы, ослабила его попойками, с другой — развратила и подорвала любовью к наслаждениям; он обвинил бы душу, подобно тому как обвинил бы вла­дельца орудия или инструмента, который привел его в негодное состояние своим дурным обращением». Плутарх. Советы о сохранении здоровья 24:... они ос­корбляют других, завидуют им, рьяно спорят, стре­мятся к пустым и бесплодным почестям. Я думаю, что к этим людям лучше всего подходят слова Демокрита, что, если бы тело привлекло к суду душу, она не была бы оправдана.

77ба. Плутарх. Какие страдания сильнееду­ховные или телесные? 2: Так вот скажем себе, о че­ловек, что тело многие болезни и страдания претер­певает от своей собственной природы и, кроме то­го, получает извне. Если бы ты открыл себя изнутри, то, по словам Демокрита, нашел бы многообразное и многострадальное хранилище и склад несчастий; они не притекают извне, а имеют как бы местные и автохтонные источники, вытекающие из злой си-

лы, заключающейся в обильных и разнообразных страстях. Ср. Диоген из Эноанды, фр. 1, стлб. I—II: У Демокрита спор [тела с душой]... причем приводи­мые им доводы тела против души не являются убе­дительными. Тело обвиняет душу в том, что она не­подобающим образом изнуряет и терзает его и увле­кает без необходимости на действия; тело стремится к небольшому и легко достигаемому, и душа, вку­шая это вместе с ним, счастлива; душа же стремится к большому, трудно достижимому, что к тому же ничуть не полезно природе и влечет за собой опас­ности.

777. Стобей II, 7,3: Как счастье, так и несчастье [заложены] в душе.

778. Демократ Ц: Телесная красота животна, ес­ли за пей нет ума.

779- Климент. Наставник. 1,6: Согласно Демо­криту, медицина исцеляет болезни тела, душу же от страданий освобождает мудрость. Ср. Парижский список 11б9,л. 95: Демокрит: Ласточки возвещают нам ясную погоду, мудрые речи — отсутствие пе­чалей.

780. Стобей II, 7,3, [после № 777]: Счастье заклю­чено не в стадах и не в золоте: душа — местопребыва­ние гения [счастья].

781. Демократ 6: Не в рабах и не в деньгах счас­тье людей, а в рассудительности и правильном мыш­лении.

782. Демократ 3: Тот, кто предпочитает духов­ные блага, тот избирает божественное; тот, кто предпочитает телесные [блага], тот избирает чело­веческое.

783- Стобей IV, 29, 18: Хорошая порода живот­ных определяется их телесной силой, благородство людей — хорошим духовным складом.

784. Стобей Ш, 1, 27: Демокрит: Людям следует большее значение придавать надлежащему состоя­нию души, чем тела. Ибо совершенная душа выправ­ляет дурные стороны тела, телесная же сила без разу­ма ни в чем не может усовершенствовать душу.

785. Климент. Строматы II, 129: В самом деле,

перипатетик Лик говорил, что целью души является подлинная радость, как Левкипп — радость от пре­красного.

786. Стобей III, 5, 22: Демокрит: Следует стре­миться не ко всякой радости, а к той, которая связа­на с прекрасным.

787. Стобей III, 5, 23: Правомерная страсть — благородно стремиться к прекрасному.

788. Стобей III, 2,46: Демокрит: Большую радость вызывает созерцание прекрасного, [заключенного]

в вещах.

.-)

V. без всякою принуждения, свободно предпочитать <

СПРАВЕДЛИВОСТЬ НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ И ВЫСШЕЕ SНАСЛАЖДЕНИЕ НАХОДИТЬ В САМОМ СЕБЕ :

789. Стобей III, I, 95: Воздерживаться от про­ступков не в силу страха, а из чувства долга.

790. Плутарх. О преуспевших в добродетели 10: Человек, который доволен собой, себя не презирает, а радуется и любит себя за то, что он одновременно и свидетель, и созерцатель прекрасного; это показыва­ет, что разум уже питается и пускает корни внутри не­го самого и, согласно Демокриту, он приучается полу­чать удовольствия от самого себя.

СОФИСТЫ

• и*;,;;>н'

Древнегреческое слово soflstes обозначало масте­ра, художника, создателя, изобретателя, мудреца. Но со второй половины V в. до и. э. это слово приобре­тает специальный смысл. Софистами стали называть плат! 1ых учителей философии, красноречия (ритори­ки) и искусства спора (эристики). Позднее Платон вложил в это слово предосудительный смысл, а Арис­тотель подверг критике метод софистов с позиций со­зданной им логики. Однако следует иметь в виду, что - ро второй половине V в. до н. э. деятельность софистов была прогрессивна и отвечала потребностям демо­кратического общества, в котором убеждение, а тем самым слово и умение владеть им были жизненно важны.

Софисты не представляли единой школы. Они соперничали друг с другом. Однако их объединяли не только внешние черты (профессиональное пре­подавание), но и метод философствования. Глав­ный вопрос, интересовавший софистов, — как от­носятся к окружающему нас миру наши мысли о нем?

Софисты были истинными родоначальниками греческой философии нравственности, ибо они первые поставили себе задачей не только толко­вание греческой жизни и частичное исправление этических понятий, но и критику самих основ этики.

Может быть, субъективизм и есть ложное фило­софское направление, однако для того, чтобы от­крыть ложность его, необходимо было серьезно стать на субъективную точку зрения и вывести из нее

все то, что в ней заключено. Это сделали софисты,; и в том их великая заслуга. Без них не было бы и Со-? крата.!

Уже в древности различали два поколения со-г фистов-. старшее, к которому относились с уваже-j нием (Протагор, Горгий из Леонтин, Продик из Хиоса и Гиппий из Элиды), и младшее, по преиму­ществу практическое направление риторов и ад­вокатов.

Протагор, примыкая к учению Гераклита о веч­ном становлении, пришел к мысли об относитель­ности человеческого познания, т. е. к мысли о том, что общепризнанной и неизменной истины для человека быть не может. Горгий из Леонтин, согла­шаясь с субъективизмом Протагора, придал ему форму абсолютного скепсиса, т. е. он стал учить, что ничего нет и что если бы нечто и существова­ло, то оно было бы непознаваемо. Само собой ра­зумеется, что принцип такой важности, как субъек­тивизм, требовал применения его ко всем сферам бытия и мысли, в том числе и к религиозной и эти­ческой, которые тесно между собой связаны. Уже Протагор указывал на трудности исследования во­просов религии. Продик, применивший к этике софистическую точку зрения, старался объяснить возникновение религиозных представлений из психических условий человеческого сознания, в то время как младшие софисты прямо стали утверж­дать, что религия есть изобретение умных людей, сочиненное ради порабощения толпы. Так как ре­лигиозные представления у греков служили осно­вой нравственных, то софистам, как, например, Продику и Гиппию, естественно, пришлось напра­вить свою критику и на нравственные понятия. Из принципа субъективизма вытекало положение, что добро не может иметь абсолютного значения, а только то, которое добру приписывает или инди­видуальный человек, или же государство. Относи­тельность понятия добра наглядно подтверждает­ся тем обстоятельством, что понимание его у лю­дей различно: даже законодатели понимают добро

различно, следовательно, и государство признает изменчивость этического содержания. Если добро не от Бога и не абсолютно, то кто же определяет, кто устанавливает критерий добра, или, как теперь принято выражаться, в чем санкция добра. Субъек­тивизм на это может дать, не нарушая своих прин­ципов, только один ответ, а именно: человек уста­навливает добро и санкционирует его; отсюда мож­но сделать выводы с более или менее радикальной окраской. Действительно, у различных представи­телей софистики мы встречаемся с выводами раз­личного характера, зависящими от различного по­нимания природы человека. Очевидно, что если брать человека со стороны его общей психической природы, то можно прийти к некоторому обоснова­нию этики; если, наоборот, настаивать на том, что человек как индивид нисколько не связан с други­ми существами, т. е. если настаивать на произволе человека, тогда общечеловеческая этика окажется невозможной и добро окажется выгодой сильней­шего.

Младшее поколение софистов, к которому при­надлежали Тразимах, Калликл, Пол, Дионисодор и Эвтидем и др., принципиально ничего не приба­вило к учению старших софистов. Они вывели толь­ко некоторые частные следствия из общих прин­ципов, например, из субъективности этических норм они заключили, что справедливым в государ­стве считается то, что выгодно сильнейшему, что лучше быть несправедливым, чем терпеть неспра­ведливость. Стоя на этой точке зрения, можно бы­ло признать относительное значение государства как организации лиц, держащих власть в своих ру­ках. Другая часть софистов прямо отрицала всякое право за государством и проповедовала индивиду­альный анархизм. В диалогах Платона, в особен­ности в 1-й книге его «Политики», мы находим бо­гатый материал для характеристики младших со­фистов.

Произведения софистов до наших дней не дошли; о софистах мы можем судить лишь по изображению

их учения Платоном, Аристотелем и др. Приведен­ные ниже фрагменты переведены А О. Маковельским (кроме отмеченных особо) и заимствованы из его книги «Софисты» (Баку, 1940). Подбор фрагментов выполнен А. Н. Чанышевым.

СОФИСТЫ В ЦЕЛОМ

Аристид 46. [Вначале слово] «софист» было име­нем, имевшим весьма общее значение... Кажется, что Платон... придал этому имени порицательное значение.

Аристотель Mctapb. VI2. Платон был до извест­ной степени прав, признав небытие за область со­фистики. В самом деле, рассуждения софистов, мож­но сказать, больше всего другого имеют дело со слу­чайно данным.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...