J. Моральные наставления. О достижении душевного покоя 9 глава
538. Аристотель. О происхождении животных II, 4: Те, которые, подобно Демокриту, утверждают, что сначала у животных выделяются внешние части тела, а лишь затем внутренние, рассуждают неправильно. 539. Цензорин 6,1 (что прежде всего образуется в младенце): Д [говорит, что] желудок и голова, так как в них заключается больше всего пустоты. Ъ. Об органах тела I. ИХ ПРИРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 540. Гесихий, под словом «водостоки»: Водостоки, а в теле — жилы. У Демокрита. Эротиан 90,18: «Жилами» он называет не то, что обыкновенно подразумевается под этим словом, но также и артерии. Так, пульсирование артерий он называет «сотрясением жилок». Боэций. О музыке!, 1: В зависимости от возбуждения тела и пульс ускоряется толчками сердца. Это и есть, очевидно, то, что, как говорят, сообщил Демокрит врачу Гиппократу, когда тот посетил в его заключении безумного, по мнению всех его сограждан, Демокрита, чтобы вылечить его. 541. Элиан. Естественная история XII, 18: Сам Д указывает на следующую причину того, что у оленей разрастаются рога. Он признает, что желудок у оленей чрезвычайно горяч и что жилы их, проходящие через все тело, чрезвычайно пористы, тогда как кость, в которой заключен мозг, очень тонкая, вроде оболочки, и пористая, жилы же, подымающиеся оттуда в верхнюю часть головы, очень толстые. Поэтому пища, и прежде всего ее производительнейшая часть, чрезвычайно быстро распределяется по всему телу, причем, как он выражается, жидкий жир выступает снаружи [тела], а наиболее активная часть пищи устремляется в голову через жилы. Вследствие этого вырастают рога, так как они орошаются обильной влагой. Влага непрерывно притекает и толкает вверх ту [часть ее], которая находилась уже на том же месте до ее притока. По влага, выступая на поверхность тела, становится твердой, так как воздух сгущает ее и покрывает роговой оболочкой, тогда как внутренняя часть, закрытая [со всех сторон], остается еще мягкой: внешняя часть затвердевает вследствие холода, а внутренняя остается мягкой под влиянием внутренней теплоты. Растущая новая часть рога выталкивает старую часть как нечто инородное, так как часть, находящаяся [еще] внутри головы, давит и стремится оттолкнуть рог вверх, причиняет ему боль и совер-
шает толчкообразные движения, точно она спешит родиться на свет и выйти наружу. Таким образом, влага, сгущающаяся и подымающаяся вверх, не может оставаться на одном месте, и она [затем] становится твердой и выталкивается находящейся перед ней. Таким образом, в большинстве случаев эта [жид-• «ость] выталкивается под действием внутренней си-J лы. Нередко случается, что преследуемое животное, вследствие сильного напора, отламывает части рогов, запутавшиеся в ветвях и мешающие быстрому бегу. И одни части рошпой материи рассеиваются в воздухе, -л другие, готоныс выйти наружу, природа выводит па свет. 542. Элиан. Естественная история XII, 20: Безрогие быки, лоб которых не содержит в себе [материи) типа осиного гнезда, [так называет Д. губчатую материю], причем [лобовая] кость у них непроницаема для чего бы то ни было и не может прини-1 мать в себя стекающихся [к ним] соков, оказываются невооруженными и лишенными средств защиты. И жилы, находящиеся под этой костью, получая меньше питания, становятся тоньше и слабее. В силу [той же] необходимости и шея безрогих быков оказывается более сухой. По той же причине и ее жилы тоньше и более слабы. Наоборот, у арабских быков даже самки имеют прекрасные рога; по словам Демокрита, «обильный приток соков» служит питанием, вызывающим пышный рост рогов. Но и из них безрогие тс, у которых кость, принимающая влагу, слишком тверда и плохо воспринимает соки. Одним словом, причина роста рогов — приток [соков]. А этот приток обусловливают жилы многочисленные, очень толстые и чреватые столь большим количеством влаги, какое они только могут вместить.
543- Элиан. Естественная история XII, 19: Кладеные быки: как утверждает Д, у них растут косые тонкие и длинные рога, а у некладеных — толстые у корня, прямые и не идущие в такой мере в длину: кроме того, говорит он, у этих быков лоб гораздо более широкий, чем у кладеных; так как здесь находится много жил, то вследствие этого кости становятся более широкими. И место посадки рогов, будучи более широким, содействует также у этих быков расширению указанной части. Кладеные же быки имеют малую окружность основания рогов, поэтому [и лоб у них] не такой широкий. 544. ^фистотель. История животных IX, 39: Пауки умеют испускать паутину с самого момента рождения, но [они испускают ее] не изнутри, как испражнения, как утверждал Демокрит, но с поверхности тела, точно скорлупу, или как те животные, которые [при линьке] теряют шерсть, например, свиньи — щетину. Плиний. Естественная история XI, 80: Третья порода пауков замечательна мудрым искусством: они снуют ткань и для столь трудной вещи прибегают к помощи только своего собственного чрева потому ли, что и определенное время их постигает особое расстройство желудка, как утверждал Д., или же потому, что у них в коже есть особые тканетворные способности. U. О повторном оплодотворении. об уродствах 545. Элиан.Естественная историяХИ, 16: Д. усматривает причину того, что свинья и собака отличаются столь большой плодовитостью, в том, что эти животные имеют много маток и много мест, способных принять сперму. Поэтому извержение спермы не наполняет все эти [матки] после одного совокупления, а эти животные должны быть покрыты два или три раза, пока в результате повторных актов приемники спермы не наполняются ею. Феофилакт, Физические вопросы 20: Природа зайцев наиболее плодоносящая... Заяц [в одно и то же время] имеет одних детенышей рожденными, рождает других, носит третьих еще наполовину сформировавшимися в чреве... Поэты воспевают Эгипта и Даная как самых многодетных [отцов]! Но их далеко превзошел заяц, если верить тому, что утверждал абдерский [философ], а верить ему никому не возбраняется. Гиппократ. О природе ребенка 31: Доводом в пользу того, что
двойни [у человека] рождаются в результате одного акта совокупления, могут служить, например, собака, свинья и все другие животные, которые в результате одного акта совокупления рождают двоих или больше детенышей. Каждое из [рождающихся] животных занимает в [одной из] маток [особое] углубление и особую оболочку: мы сами видели, что так бывает. При том же эти [животные] по большей части рождают всех [детенышей] в один и тот же день. Аристотель. Проблемы 10,14- Почему одни животные рождают много детей сразу, как, например, свинья, собака, заяц, а другие не рождают, как, например, человек, лев? Не потому ли, что [самка] у [животных] первой группы имеет много маток и [дегских] мест в них, которые она стремится заполнить и по которым распределяется семенная жидкость, а у второй группы — наоборот. 54б. Ар14апотеаь.Опроисхх)ж:ден1шживотнъ1х1У,4: Д. утверждал, что уроды рождаются потому, что две семенные жидкости попадают в одно и то же место, одна — сперва, другая — за ней. И эта вторая, выйдя [из половых органов самца], проникает в матку, вследствие чего части тела, [содержащиеся в двух различных спермах], срастаются и перемешиваются. У птиц же, так как совокупления совершаются у них с большой скоростью, яйца, [в частности их цвет], всегда результат смешения [двух сперм]. Фшюпон,. комм. 185, 33: Д. утверждал следующее: допустим, что от сегодняшнего совокупления вошла в матку семенная жидкость самца; та семенная жидкость, которая выйдет [из самца] от завтрашнего совокупления, также войдет туда, и вообще одна сперма может войти от более раннего, другая от более позднего совокупления. Так вот если самка будет покрыта дважды и дважды войдет семенная жидкость в ее матку, то и семенная жидкость, вошедшая в первый раз, формирует и создает руки, ноги и прочее, и точно так же другая семенная жидкость, вошедшая позже, производит то же. Но так как жидкость месячных [очищений] все время неизменно одна и та же, то и [органы, сформированные] в результа-
те того и другого совокупления, тесно связаны и перемешаны между собой, т. е. образуют одно целое и сходны друг с другом. По этой-то причине и образуется один человек, имеющий две головы и четыре ноги. Д. утверждал, что и яйца птиц — уроды; так как половой акт [у птиц] совершается с большой скоростью и в течение одного и того же часа одна птица может быть покрыта много раз, в нее входит много сперм, поэтому-то одна часть яйца — белая, а другая — желтая. Если же входила бы одна сперма, яйцо было бы или все желтым, или все белым. Яйца, замечает он, тоже уроды, но так как вследствие скорости совокупления они всегда получаются такими, то их не считают уродами. Он говорит, что яйца «всегда смешаны» [цветом] и всегда одинаковы [цветом] потому, что во всяком птичьем яйце часть белая и часть желтая. Таков Демокритов взгляд на возникновение уродов: причину он видит в семенной жидкости самца. Н. ФИЛОСОФ И ГОСУДАРСТВО Ь. Философ как член общества Н. ФИЛОСОФ И СЕМЬЯ 721. Стобей IV, 24,29: Демокрит: Воспитание детей — ненадежное дело: ибо удача достигается ценой борьбы и забот, в случае же неудачи страдание ни с чем не сравнимо. 722. Стобей IV, 24,31: Демокрит: Не следует, по-моему, растить детей. Ибо я вижу, что с этим сопряжены многие и большие опасности и огорчения, благ же — мало, да и те слабы и незначительны. 723. Климент. СтромшпыН, 138: Демокрит отвергает брак и деторождение из-за того, что они связаны со многими неприятностями и отвлекают от более важных занятий. К нему присоединяется и Эпикур. Феодорет XIII, 74: Мы очень порицаем Демокрита и Эпикура, которые предписывают отказаться от бра- ка и деторождения. Определив, что высшей целью является наслаждение, они решительно отвергли то, что связано с какими-либо тревогами и неприятностями. 724. Стобей IV, 24,32: Его же: Если у человека есть желание иметь ребенка, то, по-моему, лучше всего взять его у кого-либо из своих друзей. Поскольку он сможет выбрать по своему желанию, ребенок будет таким, какого он хочет. Тот, кто покажется подходящим, подойдет всего лучше и по природным качествам. Усыновление ребенка имеет то преимущество, что при этом можно выбрать себе по сердцу из многих такого, какой нужен. Если же родить своего ребенка, то это связано с большими опасностями. Ведь в этом случае придется довольствоваться таким, какой родится. Ш. ФИЛОСОФ И ГОСУДАРСТВО 725. Эпифаний. Против ересей III, 2,9: Демокрит... утверждал: «Даже то, что представляется справедливым, таковым не является, ибо несправедливо то, что противоречит правде». Он говорил, что законы — дурное изобретение и что «мудрец не должен повиноваться законам, а жить свободно».
726. Заглавие этического сочинения: Диоген Ла-эртскийЩ 46 (Фрасил): О характере философа. Ср. Псевдогиппократ. Письма 17: Они чуждаются людей... ибо целиком погружены в философию. 727. Сенека. Письма 7,10: Демокрит сказал: «Один для меня стоит толпы, а толпа — одного». Ср. Демократ 64: Дружба одного мудреца значит больше, чем дружба всех неразумных [№ 660]. 728. Плутарх. Против Колота 32: Упрекнут ли меня за это те, которые прожили жизнь по-хозяйственному и как подобает гражданину? Это их всех осыпал бранью Колот. Сам Демокрит убеждает изучать политическое искусство как самое важное и в то же время стремиться к занятиям, которые дают людям великое и светлое. Ср. Плутарх. Нельзя жить приятно- 19: Но те, которые так от- носятся к славе и почестям, разве не признают, что лишают себя больших радостей, избегая из-за слабости или изнеженности должностей, политической деятельности, дружбы царей — всего того, что, по словам Демокрита, вносит в жизнь большое и светлое? 729- Элиан. Пестрые рассказы IV, 20: 0 Демокрите из Абдер идет молва, что он был во всех отношениях мудрым, стремился прожить незаметно и вполне осуществил это на деле. Макарий V, 47: Проживи незаметно: рекомендуется заниматься только своими делами. Эти слова принадлежат Демокриту. Ср. Диоген Лаэртский Щ 36: Я приехал... в Афины, и никто меня там не заметил.Дме»шсм«у Евсевия. Введение в Евангелие XIV, 27,4: Сам Демокрит, как говорят, заявлял, что предпочитает найти одно причинное объяснение, чем стать обладателем персидского царства [№ 29]. Цицерон. Об оратор III, 15,56: Другие люди, столь же мудрые, но имеющие другие воззрения на жизнь, стремясь к покою и досугу, как, например, Пифагор, Демокрит, Анаксагор, полностью отдались познанию вещей, отказавшись от политической деятельности. Такой образ жизни благодаря покою и радости самого познания, приятнее которой ничего нет для человека, привлек большее число людей, чем было полезно для государственных дел. 4i t* Г/. ФИЛОСОФ—ГРАЖДАНИН МИРА 7 30. Стобей Ш, 40, 7- Демокрит: Для мудреца открыта вся земля, ибо весь мир — родина для высокого духа. 731. Греко-сирийские изречения,№ 33: Демокрит сказал: «Когда мудрецы приезжают в чужую страну, не являющуюся их родиной, они должны молча и спокойно разведать, приглядываясь и прислушиваясь, какой репутацией пользуются местные мудрецы: каковы те, могут ли устоять против них; для этого они тайно в уме сопоставляют свои слова со словами местных мудрецов. А когда они уже взвесили и увидели, какая сторона превосходит другую, тогда пусть обнародуют богатство своей мудрости, чтобы их восхваляли за сокровище, которым они владеют, обогащая им других А если окажется, что их сокровище слишком мало, чтобы можно было из него уделять другим, тогда пусть они сами возьмут у других и уходят». 732. Стобей III, 40, 6: Демокрит: Жизнь в чужих краях учит довольствоваться тем, что имеешь: ячменная лепешка и соломенная подстилка — сладчайшие средства против голода и усталости. J. МОРАЛЬНЫЕ НАСТАВЛЕНИЯ. О ДОСТИЖЕНИИ ДУШЕВНОГО ПОКОЯ Ъ. Каким образом достигнуть ЕУЕГТО I. стремиться только к необходимому, избегать всего ИЗЛИШНЕЮ 748. Стобей III, 1, 47•• Лучше всего для человека жить, испытав как можно больше радостей и как можно меньше огорчений. Этого можно достигнуть, если не видеть удовольствия в преходящем. 749. Демократ 68: Прекрасна во всем середина: мне не по душе ни изобилие, ни недостаток. 750. Стобей Ш, 18,35; Щ 6,65: Демокрит: У тех, которые испытывают радости от желудка, превысив меру в еде, питье или любовных утехах, эти радости незначительны и кратковременны, ибо длятся лишь то время, пока они едят или пьют. Напротив, огорчений у них много. Ибо они всегда желают одного и того же, а когда желаемое достигнуто, радость быстро проходит и нет ничего в этом хорошего, кроме краткого удовольствия, а затем снова возникает потребность в том же самом. Стобей Ш, 10,65: Его же То, чего требует тело, это всем доступно без муки и огорчений; того же, что вызывает муки и огорчения и печалит жизнь, — этого тело не желает, а [желает этого] дурно отточенный разум. 750а. Стобей III, 40,6: Демокрит Ячменная лепеш- ка и соломенная подстилка — сладчайшие средства против голода и усталости. Антоний Мелисса 1£1: Демокрит: Богатство, соответствующее природе, состоит из хлеба, воды и одежды для тела. Излишнее же богатство связано со свойственной душе безмерностью желаний. 751. Стобей Ш, 5,27: Демокрит: Воздержанность увеличивает удовольствие и делает радость еще большей. 752. Стобей Ш, 3 7,25: У людей с уравновешенным характером и жизнь упорядочена. 753- Стобей Ш, 17,38; Ш, 6,60: Его же Если превысить меру, то и самое приятное станет самым неприятным. 754. Демократ 35: Желать чрезмерного подобает ребенку, а не мужу. 755. Демократ 36: Неразумные наслаждения порождают огорчения. 756. Демократ 39: Не следует считать приятным ничего того, что не соответствует [душевному складу]. 757. СтобейШ, 16,37;Ш,6,59: Демокрит:Радости доставляют наибольшее удовольствие, если они редки. 758. Стобей Ш, 5,25: Демокрит При умеренной пище ночь никогда не будет слишком длинной. 759. Стобей Ш, 5,26: Демокрит: Богатый стол доставляется судьбой, а умеренный — благоразумием. 759а. Максим. Общие места 27: Подобно тому как натирание хорошо не тем, что приятно или обильно, а тем, что полезно, так и нища хороша не тем, что приятна и обильна, а тем, что полезна. 760. СтобейШ, 16,19: Его же: Умеренность и голод в подходящее время полезны. В подходящее время полезны и траты. Определить это — задача разумного человека. 761. Стобей Ш, 4, 72: Когда оно, [животное], испытывает желание, оно знает, чего хочет, он же, [человек], желая, не знает [меры]. ii. о юм, что ощует сдерживать неумеренные душенные движения (гнев, отчаяние, уныние, страсть и т. д.) 762. Стпобей Ш, 20,56: Демокрит: Трудно бороться со страстью. Умение преодолеть ее — свойственно здравомыслящему человеку. 76 3. Стобей IV, 44,6 Т. Демокрит: Безудержное горе оцепеневшей души подавляй с помощью разума. 764. Стобей III, 7,21: Демокрит: Мужество уменьшает бедствия, 765. Стобей Ш, 4, 70: Забве!ihc собственных зол пс >рождает дерзость. 766. Демократ 8; Стобей IV, 34, 68. Демокрит: Очень важно сохранять во время несчастий правильный образ мыслей. 767. Демократ 37: Слишком сильные стремления к чему-либо одному делают душу слепой ко всему остальному. 768. Стобей IV, 34,69: Великодушие в том, чтобы кротко сносить обиду. 769. Стобей Ш, 38,46. 11орядочный человек не придает :» мнения i шсмсшкам дурных людей. 770. Лтпонип Л It: >ии са 1,39,79: Поспешности и то-(мшлиш и т не Д|»1Ж1 к > быть в еде: это собачья повадка, ik >д< и uk >щцн с м >п(ч шсрю, чем человеку. 77<);i. lliipiDKi hint список 1169,л. 25: Не возомни о себе mlr око cp.rty же, как откажешься от какого-либо предстоящего удовольствия, ибо незаметно для самих себя мы часто оказываемся не одолевшими страсть, а скорее поддавшимися ей. ///. ПОСТОЯНСТВО В ТРУДЕ, НА СЧАСТЛИВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ КОТОРОГО МЫ РАССЧИТЫВАЕМ 771. Стобей Ш, 29,88: Демокрит: Всякий труд приятнее бездеятельности, если люди получают или знают, что получат то, ради чего они трудятся. При неудаче же единственное средство — сознавать, что все в равной мере неприятно и тягостно. 772. Стобей Ш, 29,63; 83а: Добровольный труд готовит к тому, чтобы легче переносить и вынуж* денный. 773- Стобей Ш, 29,64: Его же: Длительный труд становится в силу привычки более легким. 774. Стобей II, 31,66: Его же Прекрасное постипк ется путем изучения и ценой больших усилий, дурное усваивается само собой, без труда [=№ 35]. 775- Стобей Ш, 29,67: Если постоянно откладывать дело, оно [никогда] не будет завершено. • IV. ДУХОВНЫЕ НАСЛАЖДЕНИЯ СЛЕДУЕТ ПРЕДПОЧИТАТЬ, { ТЕЛЕСНЫМ Г 776. Плутарх, фрагменты сочинения «О страсти и печали»: Спор тела с душой относительно страстей, по-видимому, очень древний. И Демокрит, приписывая злое начало душе, говорит: «Если бы тело привлекло душу к суду за боль и муки, которые оно претерпело за всю жизнь, и сам он выступил бы арбитром в этом споре, то с удовольствием осудил бы душу за то, что она, с одной стороны, погубила тело отсутствием заботы, ослабила его попойками, с другой — развратила и подорвала любовью к наслаждениям; он обвинил бы душу, подобно тому как обвинил бы владельца орудия или инструмента, который привел его в негодное состояние своим дурным обращением». Плутарх. Советы о сохранении здоровья 24:... они оскорбляют других, завидуют им, рьяно спорят, стремятся к пустым и бесплодным почестям. Я думаю, что к этим людям лучше всего подходят слова Демокрита, что, если бы тело привлекло к суду душу, она не была бы оправдана. 77ба. Плутарх. Какие страдания сильнее — духовные или телесные? 2: Так вот скажем себе, о человек, что тело многие болезни и страдания претерпевает от своей собственной природы и, кроме того, получает извне. Если бы ты открыл себя изнутри, то, по словам Демокрита, нашел бы многообразное и многострадальное хранилище и склад несчастий; они не притекают извне, а имеют как бы местные и автохтонные источники, вытекающие из злой си- лы, заключающейся в обильных и разнообразных страстях. Ср. Диоген из Эноанды, фр. 1, стлб. I—II: У Демокрита спор [тела с душой]... причем приводимые им доводы тела против души не являются убедительными. Тело обвиняет душу в том, что она неподобающим образом изнуряет и терзает его и увлекает без необходимости на действия; тело стремится к небольшому и легко достигаемому, и душа, вкушая это вместе с ним, счастлива; душа же стремится к большому, трудно достижимому, что к тому же ничуть не полезно природе и влечет за собой опасности. 777. Стобей II, 7,3: Как счастье, так и несчастье [заложены] в душе. 778. Демократ Ц: Телесная красота животна, если за пей нет ума. 779- Климент. Наставник. 1,6: Согласно Демокриту, медицина исцеляет болезни тела, душу же от страданий освобождает мудрость. Ср. Парижский список 11б9,л. 95: Демокрит: Ласточки возвещают нам ясную погоду, мудрые речи — отсутствие печалей. 780. Стобей II, 7,3, [после № 777]: Счастье заключено не в стадах и не в золоте: душа — местопребывание гения [счастья]. 781. Демократ 6: Не в рабах и не в деньгах счастье людей, а в рассудительности и правильном мышлении. 782. Демократ 3: Тот, кто предпочитает духовные блага, тот избирает божественное; тот, кто предпочитает телесные [блага], тот избирает человеческое. 783- Стобей IV, 29, 18: Хорошая порода животных определяется их телесной силой, благородство людей — хорошим духовным складом. 784. Стобей Ш, 1, 27: Демокрит: Людям следует большее значение придавать надлежащему состоянию души, чем тела. Ибо совершенная душа выправляет дурные стороны тела, телесная же сила без разума ни в чем не может усовершенствовать душу. 785. Климент. Строматы II, 129: В самом деле, перипатетик Лик говорил, что целью души является подлинная радость, как Левкипп — радость от прекрасного. 786. Стобей III, 5, 22: Демокрит: Следует стремиться не ко всякой радости, а к той, которая связана с прекрасным. 787. Стобей III, 5, 23: Правомерная страсть — благородно стремиться к прекрасному. 788. Стобей III, 2,46: Демокрит: Большую радость вызывает созерцание прекрасного, [заключенного] в вещах. .-) V. без всякою принуждения, свободно предпочитать < СПРАВЕДЛИВОСТЬ НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ И ВЫСШЕЕ S • НАСЛАЖДЕНИЕ НАХОДИТЬ В САМОМ СЕБЕ : 789. Стобей III, I, 95: Воздерживаться от проступков не в силу страха, а из чувства долга. 790. Плутарх. О преуспевших в добродетели 10: Человек, который доволен собой, себя не презирает, а радуется и любит себя за то, что он одновременно и свидетель, и созерцатель прекрасного; это показывает, что разум уже питается и пускает корни внутри него самого и, согласно Демокриту, он приучается получать удовольствия от самого себя. СОФИСТЫ • и*;,;;>н' Древнегреческое слово soflstes обозначало мастера, художника, создателя, изобретателя, мудреца. Но со второй половины V в. до и. э. это слово приобретает специальный смысл. Софистами стали называть плат! 1ых учителей философии, красноречия (риторики) и искусства спора (эристики). Позднее Платон вложил в это слово предосудительный смысл, а Аристотель подверг критике метод софистов с позиций созданной им логики. Однако следует иметь в виду, что - ро второй половине V в. до н. э. деятельность софистов была прогрессивна и отвечала потребностям демократического общества, в котором убеждение, а тем самым слово и умение владеть им были жизненно важны. Софисты не представляли единой школы. Они соперничали друг с другом. Однако их объединяли не только внешние черты (профессиональное преподавание), но и метод философствования. Главный вопрос, интересовавший софистов, — как относятся к окружающему нас миру наши мысли о нем? Софисты были истинными родоначальниками греческой философии нравственности, ибо они первые поставили себе задачей не только толкование греческой жизни и частичное исправление этических понятий, но и критику самих основ этики. Может быть, субъективизм и есть ложное философское направление, однако для того, чтобы открыть ложность его, необходимо было серьезно стать на субъективную точку зрения и вывести из нее все то, что в ней заключено. Это сделали софисты,; и в том их великая заслуга. Без них не было бы и Со-? крата.! Уже в древности различали два поколения со-г фистов-. старшее, к которому относились с уваже-j нием (Протагор, Горгий из Леонтин, Продик из Хиоса и Гиппий из Элиды), и младшее, по преимуществу практическое направление риторов и адвокатов. Протагор, примыкая к учению Гераклита о вечном становлении, пришел к мысли об относительности человеческого познания, т. е. к мысли о том, что общепризнанной и неизменной истины для человека быть не может. Горгий из Леонтин, соглашаясь с субъективизмом Протагора, придал ему форму абсолютного скепсиса, т. е. он стал учить, что ничего нет и что если бы нечто и существовало, то оно было бы непознаваемо. Само собой разумеется, что принцип такой важности, как субъективизм, требовал применения его ко всем сферам бытия и мысли, в том числе и к религиозной и этической, которые тесно между собой связаны. Уже Протагор указывал на трудности исследования вопросов религии. Продик, применивший к этике софистическую точку зрения, старался объяснить возникновение религиозных представлений из психических условий человеческого сознания, в то время как младшие софисты прямо стали утверждать, что религия есть изобретение умных людей, сочиненное ради порабощения толпы. Так как религиозные представления у греков служили основой нравственных, то софистам, как, например, Продику и Гиппию, естественно, пришлось направить свою критику и на нравственные понятия. Из принципа субъективизма вытекало положение, что добро не может иметь абсолютного значения, а только то, которое добру приписывает или индивидуальный человек, или же государство. Относительность понятия добра наглядно подтверждается тем обстоятельством, что понимание его у людей различно: даже законодатели понимают добро различно, следовательно, и государство признает изменчивость этического содержания. Если добро не от Бога и не абсолютно, то кто же определяет, кто устанавливает критерий добра, или, как теперь принято выражаться, в чем санкция добра. Субъективизм на это может дать, не нарушая своих принципов, только один ответ, а именно: человек устанавливает добро и санкционирует его; отсюда можно сделать выводы с более или менее радикальной окраской. Действительно, у различных представителей софистики мы встречаемся с выводами различного характера, зависящими от различного понимания природы человека. Очевидно, что если брать человека со стороны его общей психической природы, то можно прийти к некоторому обоснованию этики; если, наоборот, настаивать на том, что человек как индивид нисколько не связан с другими существами, т. е. если настаивать на произволе человека, тогда общечеловеческая этика окажется невозможной и добро окажется выгодой сильнейшего. Младшее поколение софистов, к которому принадлежали Тразимах, Калликл, Пол, Дионисодор и Эвтидем и др., принципиально ничего не прибавило к учению старших софистов. Они вывели только некоторые частные следствия из общих принципов, например, из субъективности этических норм они заключили, что справедливым в государстве считается то, что выгодно сильнейшему, что лучше быть несправедливым, чем терпеть несправедливость. Стоя на этой точке зрения, можно было признать относительное значение государства как организации лиц, держащих власть в своих руках. Другая часть софистов прямо отрицала всякое право за государством и проповедовала индивидуальный анархизм. В диалогах Платона, в особенности в 1-й книге его «Политики», мы находим богатый материал для характеристики младших софистов. Произведения софистов до наших дней не дошли; о софистах мы можем судить лишь по изображению их учения Платоном, Аристотелем и др. Приведенные ниже фрагменты переведены А О. Маковельским (кроме отмеченных особо) и заимствованы из его книги «Софисты» (Баку, 1940). Подбор фрагментов выполнен А. Н. Чанышевым. СОФИСТЫ В ЦЕЛОМ Аристид 46. [Вначале слово] «софист» было именем, имевшим весьма общее значение... Кажется, что Платон... придал этому имени порицательное значение. Аристотель Mctapb. VI2. Платон был до известной степени прав, признав небытие за область софистики. В самом деле, рассуждения софистов, можно сказать, больше всего другого имеют дело со случайно данным.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|