Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общение как обмен информацией

Стасенко В.Г.

Психология общения

 

 

Утверждено Редакционно-издательским советом

института в качестве учебного пособия

 

Воронеж

2007


УДК 301.151

ББК 87.65

К 89

 

       Стасенко В.Г. Психология общения: Учеб. пособие. Воронеж: Международный институт компьютерных технологий, 2007. – 114 с.

       В учебном пособии рассматриваются теоретические и практические аспекты психологии общения, данное пособие разбито на два блока: первый – теоретический, где рассматриваются современные проблемы психологии общения; второй – состоит из практических упражнений и тестов, которые используются психологами в тренингах, направленных на повышение коммуникативных навыков.

       Предназначено для студентов специальности «Психология» - 020400, изучающих дисциплины «Психология общения» и «Психология производственных отношений».

Библиогр.: 25 назв.

 

       Научный редактор к.п.н., зав. кафедры Горбатов Д.С.

 

© Стасенко В.Г., 2007.

© Оформление: Международный институт компьютерных технологий, 2007.


Содержание

 

Введение …………………………………………………………….

4
§ 1. Характеристика общения ………………………………….. 5
§ 2. Общение как обмен информацией (коммуникация)……... 16
§ 3. Общение как взаимодействие (интеракция) …................... 29
§ 4. Общение как восприятие людьми друг друга (перцепция) 43
§ 5. Роль общения в онтогенезе человека ……………………... 54
§ 6. Общение и индивидуальные особенности человека …….. 64
§ 7. Коммуникативная культура ……………………………….. 81
§ 8. Стресс в общении. Повышение стрессоустойчивости …... 92

Практические упражнения для тренингов по общению …………

99

Три теста на общение ………………………………………..……..

105

Библиографический список ………………………………………..

112

Темы рефератов по курсу «Психология общения»……………….

113

Примерные экзаменационные вопросы по курсу «Психология общения» ……………………………………………………………

  114

 


Введение

Мы должны относиться друг к другу внимательно, должны понять, что самое чудесное, самое высокое создание в мире – это человек.                           М. Горький.

 

       Проблема общения многогранна. В последние годы она стала предметом изучения многих наук. Человек без общения не может жить среди людей, развиваться, творить. В широком смысле слова общение представляет собой совокупность различных связей между людьми. Оно – необходимое условие формирования каждой отдельной личности. Поскольку процессы обучения и воспитания – это взаимодействие преподавателя и студента, то умение правильно построить общение – важнейшая задача в достижении эффективного общение двух сторон.

       Цель курса «Психология общения» - актуализировать навыки общения, получить возможность осмысленно подходить к оценке поступков и действий как своих, так и других людей, подготовить себя к профессиональной деятельности.

       Знание психологических закономерностей общения поможет обрести взаимопонимание, однако этого еще недостаточно: например, я могу улыбаться, потому что это нужно в соответствии с правилами, а могу потому, что воспитал себя так, что люди стали мне нравиться; я воздерживаюсь от критики только потому, что помню о ее неэффективности, а могу и потому, что вижу в первую очередь хорошее в этом человеке и хочу сказать ему об этом. Внешне кажется, одно и тоже поведение, но его глубинные основания различны, а за ними – разный подход к людям и жизни.

       Возникает вопрос: можно ли научиться общению? Психологи отвечают утвердительно. Однако одних теоретических знаний недостаточно, необходимо осознание сильных и слабых сторон свое личности, желание самосовершенствоваться и развивать коммуникативные навыки. Для этого получив теорию (через лекции, книги), необходимо пытаться переложить ее на практику (это осуществить можно на тренингах, семинарах, консультациях и при неформальном общении). Главное необходимо помнить, что «Ваша судьба в ваших руках, меняйте себя, и вы измените окружающий мир» - Ф. Ларошфуко.


Характеристика общения.

План:

  1. Общение и его функции
  2. Виды общения
  3. Общение и общительность
  4. Общение и деятельность.

 

1.общение и его функции

Общение – один из важнейших инструментов социализации человека, его способ существования, удовлетворения и регулирования основных потребностей, главный канал взаимодействия людей.

Понятие «общение», как любое другое понятие в психологии, разрабатывалось многими исследователями и имеет разнообразные трактовки. В отечественной психологии сложилась устойчивая традиция связывать понятие «общение» и «деятельность». Объемно это понятие представила Л.П. Буева, она определяет общение «… как процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (личностей, групп), характеризующийся объемом деятельностью, и информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а так же результатом деятельности; как одно из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности».

Общение – взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера. При этом в структуре общения выделяют три компонента: когнитивный (познавательный), аффективный (эмоциональный) и поведенческий.

В псих. словаре (под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского, 1990) общение рассматривается как сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание людьми друг друга.

Данное определение выделяет основное содержание общения рассмотренное Г.М. Андреевой (схема 1):

Общение всегда рассматривают как полифункциональный процесс. Можно выделить пять основных его функций (схема 2):

  1. В прагматической функции общение выступает как важнейшее условие объединения людей в процессе любой совместной деятельности. О том, какие разрушительные последствия для деятельности людей имеет невыполнение этого условия, повествуется в знаменитом библейском сюжете о строительстве вавилонской башни.
  2. большая роль принадлежит формирующей функции общения. Общение ребенка и взрослого – это не просто процесс передачи первому суммы умений, навыков и знаний, которые он механически усваивает, а сложный процесс взаимного влияния, обогащения и изменения. Привести пример про 30-е годы в США в детской клинике - эксперимент.
  3. функция подтверждения в процессе общения дает возможность познать, утвердить себя. Желая утвердиться в своем существовании и своей ценности, человек ищет точку опоры в другом человеке. Повседневный опыт человеческого общения изобилует процедурами, организованными по принципу подтверждения: ритуалы знакомства, приветствия, именования, оказание различных знаков внимания и др. известный английский психиатр Р.Д. Лейнг видел в неподтверждении универсальный источник многих психических заболеваний, прежде всего шизофрении.
  4. организация и поддержание межличностных отношений для любого человека связано с оцениванием людей и установлением определенных эмоциональных отношений – либо позитивных, либо негативных. Поэтому эмоциональное отношений к другому человеку может быть выражено в терминах «симпатии-антипатии», что накладывает свой отпечаток не только на личностной, но и на деловое общение.
  5. внутриличностная функция рассматривается как универсальный способ мышления человека. Л.С. Выготский отмечал в связи с этим, сто «человек и наедине с самим собой сохраняет функцию общения».

Итак, ведущее значение общения в жизнедеятельности человека состоит в том, что оно является средством организации совместной деятельности людей и способом удовлетворения потребности человека в другом человеке, живом их контакте.

2. виды общения

Общение как социально-психологический феномен – это контакт между людьми, который осуществляется посредством языка и речи, имеет разные формы проявления. Язык – система словесных знаков, средство, с помощью которого осуществляется общение между людьми. Использование языка с целью общения людей называют речью. В зависимости от особенностей выделяют различные его виды (схема 3, стр. 9).

Непосредственное общение (прямое) – это естественное общение, когда субъекты взаимодействия находятся рядом и общаются посредством речи, мимики и жестов. Данный вид общения является наиболее полноценным, потому что индивиды в процессе его получают максимальную информацию друг о друге.

Опосредованное общение (косвенное) осуществляется в ситуациях, когда индивиды отдалены друг от друга временем или расстоянием. Например, разговор по телефону, переписка. Опосредованное общение – это неполноценный психологический контакт, когда обратная связь затруднена.

Массовое общение представляет собой множественные контакты незнакомых людей, а так же коммуникацию, опосредованную различными видами массовой информации. Оно может быть прямым и опосредованным. Прямое массовое общение наблюдается на митингах, собраниях, демонстрациях, во всех больших социальных группах: толпе, публике, аудитории. Опосредованное массовое общение имеет односторонний характер и связано с массовой культурой и СМИ.

 

Межличностное общение в нем выделяют два типа (схема 4, стр. 10).

 

В ролевом общении люди действуют, исходя из занимаемого статуса. Например, ролевым будет общение учителя с учеником, начальника и подчиненного и т.д. ролевое общение регламентировано принятыми в обществе правилами и спецификой общения. В ролевом общении выделяют: 1. формальное общение, при котором отсутствует желание понять собеседника и учесть личностные качества собеседника. В процессе его применяются стандартные приемы вежливости, строгости, безразличия и т.д., т.е. набор жестов, выражений лица, типовых фраз, позволяющих скрыть отношение к собеседнику. 2. формально-ролевое общение, при котором регламентированы содержание и средства общения социальными ролями партнеров по общению. 3. светское общение, обусловливаемое формальной вежливостью. Его особенности: собеседники говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в аналогичных ситуациях. Их точки зрения не имеют никакого значения и не определяют характер коммуникаций. Этот вид общения имеет ритуализированный характер. 4. духовное межличностное общение между людьми, во время которого открываются глубинные характеристики личности. Оно отличается взаимопониманием людей. Основа духовного общения – доверие к личности собеседника. 5. деловое общение направлено на координирование и объединение усилий людей для налаживания отношений и получение общего результата. Основные группы делового общения: формальное (ролевое) и неформальное (личностное). С этой точки зрения деловое общение можно назвать личностно-ролевым. Его особенности: формальное общение, обуславлимое служебными и социальными статусами людей, и неформальное, устанавливаемое их личностными статусами и личными целями. Они тесно связаны и могут переходить одно в другое.

Личностное общение зависит от индивидуальных особенностей людей и взаимоотношений между ними.

       Общение может быть кратковременным или длительным в зависимости от целей, содержания деятельности, индивидуальных особенностей собеседников, их симпатий, антипатий и т.д.

 

       Вербальное общение происходит по средствам речи, невербальное общение – с помощью паралингвистических средств передачи информации (громкость речи, тембр голоса, жесты, мимика, позы и пр.).

 

                   Общение осуществляется на разных уровнях. Уровни общения определяются общей культурой взаимодействующих объектов, их индивидуальными и личностными характеристиками, особенностями ситуации, социальным контролем, ценностными ориентациями общающихся, их отношением друг к другу и др. (схема 5):

Фатический - самый примитивный – он предполагает простой обмен репликами для поддержания разговора, не имеет глубоко смысла. Такое общение необходимо в стандартизированных условиях либо определяется этикетными нормами.

Информационный – предполагает обмен интересной для собеседников новой информацией, являющейся источником эмоциональной, мыслительной и поведенческой активности человека.

Личностный - характеризует такое взаимодействие, при котором субъекты способны к глубокому самораскрытию и постижению сущности др. человека, самого себя и окружающего мира.

Высший уровень общения - духовный. Он построен на позитивном отношении к себе, др. людям и окружающему миру в целом.

Основные составляющие процесса общения:

d взаимодействие людей

d взаимное влияние людей друг на друга

d обмен информацией

d развитие отношений между людьми

d создание определенных эталонов и моделей поведения

d взаимное понимание людьми друг друга

d создание образа внутреннего «Я» человека.

Субъекты общения: индивидуум или группа.

Основные цели общения:

d могут находиться вне самих субъектов взаимодействия

d могут быть заключены в самом субъекте

d возможны в приобщении партнера к опыту и ценностям инициатора общения

d желание инициатора общения разделить ценности партнера.

 

1.3. общение и общительность

       Общим критерием избирательности в общении выступают потребности, которые человек удовлетворяет в процессе взаимодействия с другими людьми. Среди многообразия социальных потребностей, удовлетворение которых предполагается самим процессом общения, выделяют потребности в стимуляции, событиях, узнавании, достижении и признании, структурировании времени (М.Е. Литвак):

d потребность в стимуляции удовлетворяются, когда общения инициирует активность человека, его стремление к действиям, поднимает эмоциональный тонус.

d Потребность в событиях приносит удовлетворение от получения новых впечатлений, определяющих динамику жизни.

d Потребность в узнавании удовлетворяется каждый раз, когда человек встречает знакомых людей. При узнавании происходит социальное подтверждение личности со стороны других людей, тем самым подтверждается его самоидентификация.

d Потребности в достижениях и признании связаны с позитивным переживанием чувства собственного достоинства человека и самоуважением.

d Потребности в структурировании времени удовлетворяются на основе индивидуальной формы ритмичности жизнедеятельности человека, способами времяпрепровождения, которые он выбирает.

Полноценность общения определяется качеством потребностей, удовлетворяемых в его процессе, а так же зависит от отношения участников взаимодействия друг к другу. При этом позитивными факторами являются, принадлежность к одному социальному слою, одной возрастной категории, наличие общих интересов.

Умение находить оптимальные способы общения, ведущие к развитию доброжелательных отношений, характеризует общительность человека.

Общительность – это качество личности, определяющее вербальную активность во взаимодействии с другими людьми.

Коммуникабельность – способность, склонность к коммуникации, установлению контактов и связей. Коммуникация – понятие близкое к понятию общение, но расширенное. Это связь, в ходе которой происходит обмен информацией между системами в живой и неживой природе. Коммуникативный акт анализируется и оценивается по следующим компонентам: 1. адресант – субъект коммуникации. 2. адресат – кому направлено сообщение. 3. сообщение – передаваемое содержание. 4. код – средства передачи информации. 5. канал связи. 6. результат – то, что достигнуто в итоге коммуникации. Коммуникация может обслуживаться и неречевыми средствами; среди них выделяются: 1. оптико-кинестетические средства – жесты, мимика, пантомимика. 2. паралингвистические средства – качества голоса, его диапазон, тональность. 3.экстралингвистические средства – паузы, плач, смех, темп речи, и пр. 4. пространственно-временные – взаиморасположения партнеров, временные задержки начала общения и др.

Повышенный интерес к происходящему в окружающем мире проявляет экстравертированный тип личности. Как правило, экстраверты быстро вступают в контакты с другими людьми, занимают ведущую позицию в общении, а так же с легкостью переключаются на общение от др. занятий.

Сформированная в личности направленность на человека способствует успешности общения, если в ней проявляется отношение, которое порождает ориентировку на положительные качества в другом человеке. Однако для того, чтобы грамотно общаться, человек должен иметь в своем интеллекте, а так же в своих эмоциональных и волевых сферах целый ряд характеристик (схема 6):

К интеллектуальным характеристикам относятся: хороший объем, устойчивость и распределение внимания, наблюдательность по отношению к окружающим людям, хорошая память, способность анализировать поступки человека и видеть за ними мотивы, умение ставить себя на место другого человека.

       Условием успеха во взаимоотношениях является соответствующая воспитанность эмоциональной сферы личности, которая, прежде всего, проявляется в том, умеет ли человек сопереживать другим людям, радоваться и огорчаться вместе с ними. Регуляция волевой сферы человека проявляется в его уравновешенности, умении управлять своим поведением в различных ситуациях.

1.4.общение и деятельность

       В традиционном смысле категории «общение» и «деятельность» совершенно самостоятельны, ими обозначаются различные реалии. Для отечественной психологии идея единства общения и деятельности является одной из основополагающих. В широком понимании общение рассматривается как сторона совместной деятельности и важнейшее условие присвоения индивидом достижений исторического развития человечества.

       Межличностное общение почти всегда вплетено в ту или иную деятельность, и это понятно, поскольку вне общения людей друг с другом немыслимы процессы труда, учения, игры и т.д. В свою очередь, тот вид деятельности, в который включено общение, влияет на содержание и форму самого общения.

       Для каждого периода возрастного развития человека характерен ведущий вид деятельности (Эльконин Д.Б.), в зависимости от которого складывается и определенный тип общения. В младенчестве общение – ведущий вид деятельности. Взрослый обменивается с ребенком эмоциональным состоянием, посредствам речи помогает сориентироваться в окружающем мире. В раннем возрасте общение между взрослым и ребенком происходит по поводу предметной деятельности, идет активное овладение предметами, формируется речь ребенка. В дошкольный период детства сюжетно-ролевая игра – ведущий вид деятельности, развиваются навыки межличностного общения со сверстниками. Младший школьник преимущественно занят учебной деятельностью, соответственно и общение включено в данный процесс. Для подростка большую роль играют интимно-личностное общение, а в юношеском возрасте много времени уделяется подготовке к профессиональной деятельности. Специфика профессиональной деятельности взрослого накладывает отпечаток на характер общения, манеру поведения, использования профессиональных терминов и пр.

       Деятельность по средствам общения не только организуется, но и обогащается, в ней возникают новые связи и отношения между людьми. В структуре педагогической деятельности особая роль отводиться коммуникативным навыкам педагога, способствующим достижению высоких уровней общения. К ним относятся:

- Умение понять позицию другого в общении, проявлять интерес к личности, ориентация на развитие личности ученика

- Умение интерпретировать и «читать» его внутреннее состояние по нюансам поведения, владение средствами невербального общения (жесты, мимика)

- Умение встать на точку зрения ученика

- Умение создать обстановку доверительности, терпимости к другому человеку

- Владение средствами, усиливающими воздействие (риторическими приемами)

- Преимущественное использование организующих воздействий по сравнению с оценивающими, и особенно дисциплинирующими

- Преобладание демократического стиля руководства

- Умение с юмором отнестись к отдельным аспектам педагогической ситуации.

Изучение общения показывает сложность, разнообразие, многоуровненость проявлений и функций этого явления.


общение как обмен информацией

(коммуникация)

План:

1. Специфика обмена информацией между людьми

2. Вербальная коммуникация. Речь. Умение слушать

3. Невербальные способы общения

4. Особенности коммуникации в педагогическом процессе

 

1. специфика обмена информацией между людьми

Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, то, прежде всего, имеют в виду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и пр. Первоначально этот процесс был непосредственно включен в совместную деятельность, лишь позже произошло его выделение – психологическая спецификация. Набор сведений, которыми люди обмениваются между собой, можно рассматривать как информацию, и тогда сам процесс коммуникации понимается как обмен информацией.

Коммуникация – это обмен информацией между двумя и большим количеством людей. Основная цель информационного обмена в общении – выработка общего смысла, единой точки зрения и согласия по поводу различных ситуаций или проблем.

При всяком рассмотрении коммуникации с точки зрения теории информации фиксируется лишь формальная сторона: как информация передается, в то время как в условиях общения информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается.

При передаче информации могут возникать коммуникативные барьеры, которые носят социальный или психологический характер.

Коммуникативные барьеры – это психологические препятствия на пути адекватной передачи информации между партнера по общению. Коммуникативные барьеры могут быть трех типов: понимания, социально-культурного различия и отношения (схема 7).

Возникновение барьера понимания может быть вызвано рядом причин: фонематическое непонимание, семантический, стилистический, логический барьеры. Феномен фонематического непонимания проявляется в результате использования коммуникатором невыразительной быстрой речи, речи скороговорки или с большим количеством звуков-паразитов. Семантические барьеры понимания связаны с тем, что участники общения используют различные значения слов. Например, «Убери свою ручку», значение слова «ручка» может пониматься как «рука человека» или «авторучка». Стилистический барьер обычно возникает при несоответствии стиля речи говорящего и ситуации общения или стиля речи и состоянии того, кто в данный момент слушает. Логический барьер непонимания происходит, когда логика рассуждения говорящего либо слишком сложна для понимания слушающего, либо противоречит присущей ему манере доказательств. Например, детская логика отличается от логики взрослого человека. Если спросить малыша, почему кораблик плавает, он может ответить: «Потому что он мой».

Схема 7. Коммуникационные барьеры.

                           Нередко причиной барьера понимания могут служить социально-культурные различия между партнерами по общению (социальные, политические, религиозные, профессиональные различия). Говоря о социальных различиях, можно вспомнить поговорку: «Сытый голодному не товарищ». Политическое непонимание лучше всего демонстрирует те конфликты, которые возникают между представителями разных партий. Религиозные войны возникают в результате трудностей в общении людей, исповедующих разные религии. Иногда препятствием может стать само восприятие партнера по общению как представителя определенной профессии.

        Психологи показали, что барьер общения тем меньше, чем выше авторитетность говорящего в глазах слушающего. Барьер отношения в общении возникает, например, при неприязни, недоверия к собеседнику. Это существенно влияет и на восприятие информации, исходящей от него.

        Любая поступающая информация несет в себе элементы воздействия. Выделяют два типа коммуникативного воздействия:

- авторитарная коммуникация. Реализуется установка «сверху – вниз», которая предполагает подчиненное положение слушающего, восприятие его коммуникатором как пассивного объекта воздействия.

- Диалогическая коммуникация. Реализуется установка «на равных», слушатель воспринимается как активный участник коммуникационного процесса, имеющий собственное мнение.

Теперь стоит рассмотреть и сравнить характеристики коммуникативного воздействия. Таблица 1.

Параметры процесса коммуникации Авторитарная коммуникация Диалогическая коммуникация
1 Психологическая установка коммуникатора «сверху – вниз» «на равных»
2 Характеристика текста - Безличный характер - Без учета особенностей слушателей - Сокрытие чувств - Аксиоматическое содержание - Персонификация - Учет индивидуальных особенностей слушателей - Открытое предъявление собственных чувств - Дискуссионный характер содержания
3 Форма коммуникации Монофония Полифония
4 Характер невербального поведения Закрытие жесты и позиция «над аудиторией» Открытая жестикуляция, один пространственный уровень

        Передать информацию можно с помощью знаков. В общем виде выделяются два вида знаков, несущих информацию: слова и жесты. Способы передачи информации соответственно и определены как вербальная и невербальная коммуникация.

 

2. вербальная коммуникация. Речь. Умение слушать

        Вербальная коммуникация используется в качестве знаковой системы человеческую речь – самое универсальное средство коммуникации.

        При помощи речи происходит кодирование и декодирование информации. Информация – это отдельный элемент образа мира, полученный через опосредованное или непосредственное познание. Коммуникатор, когда говорит, кодирует информацию, а реципиент в процессе слушания её декодирует. Передача информации от одного партнера к другому (рис. 1):

        Процесс передачи информации: возникшая идея, мысль должны быть сначала словесно оформлены во внутренней речи, затем переведены из внутренней речи во внешнюю, т.е. высказаны. Высказывание должно быть услышано и понято. Отношение выражается невербальными средствами: мимикой, жестами, интонацией. Многие конфликты возникают при неверном понимании отношения. Умение говорить – возможность точно сформулировать свои мысли, излагать их доступным для собеседника языком, ориентироваться в общении на ответ собеседника. В межличностной коммуникации как особая проблема выделяется интерпретация сообщения, поступающего от говорящего (коммуникатора) к слушающему (реципиенту). Форма и содержание сообщения существенно зависят от личностных особенностей самого коммуникатора, его представлений о реципиенте и отношения к нему, а так же от всей ситуации, в которой протекает общение. Кроме того, посланное им сообщение не остается неизмененным – оно трансформируется, изменяется под влиянием индивидуально-психологических особенностей личности реципиента, а так же отношения последнего к автору, самому тексту и ситуации общения.

        Значение речи: она помогает убеждать собеседника и склонить его к сотрудничеству.

        Понимание речи начинается с восприятия и осмысления отдельных слов. Декодирование их позволяет раскрыть смысл всей системы слов, которая выражает определенную мысль. После того как будут поняты отдельные предложения, начинается понимание сообщения в целом. А.Р. Лурия считал, что для понимания целостного сообщения воспринимающий должен соотнести предложения друг с другом, выбрать те из них, которые имеют ключевое, ведущее значение, и сформулировать общую мысль высказывания, а иногда и расшифровать тот мотив высказывания, который составляет его подтекст. Знание подтекста речи, который извлекают из содержания разговора, является необходимым условием «глубинного прочтения» мыслей.

        В контексте взаимодействия двух индивидов, как правило, входят они сами как самостоятельные личности и ситуация их деятельности (поведения). Декодирование сигналов от этих составляющих контекста и создает условия для достижения взаимопонимания людей. Важным инструментом этого процесса является обратная связь – сообщения, которые человек посылает в ответ на сообщение другого. Обратная связь может быть: безоценочной (уточнение информации с целью получение дополнительных сведений), негативной (содержащей критику или корректировку), позитивной (содержащей одобрение или поддержку).

        Совокупность определенных мер, направленных на повышение эффективности речевого воздействия, получила название убеждающей коммуникации. Американским журналистом Г. Лассуэллом для изучения убеждающего воздействия СМИ (в частности газет) предложена модель коммуникативного процесса. Она включает пять элементов:

1. Кто? (передает сообщение) – коммуникатор

2. Что? (передается) – сообщение /текст

3. Как? (осуществляется передача) – канал

4. Кому? (направлено сообщение) – аудитория

5. С каким эффектом? – эффективность

Рассмотренная схема может помочь при познании способов и средств воздействия в процессе коммуникации.

       Факторы, влияющие на убедительность речи человека:

- Психологические (психологический климат, настроение)

- Культура речи (свободное владение языком). Культура речи зависит от уровня развития мышления собеседника, его жизненного опыта.

Хотя речь и является универсальным средством общения, она приобретает значение при условии включения её в деятельность. Знание языка вне речевой деятельности теряет смысл и потому забывается.

       Речевая деятельность обозначает деятельность общения между людьми посредством речи и языка. Речевую деятельность можно рассмотреть, разложив её на следующие виды речи (схема 8):

По степени направленности можно выделить внутреннюю и внешнюю речь. Сначала возникает внешняя, устная речь, социально обусловленная необходимостью общения с ребенка со взрослым, а внутренняя речь является производной от нее. Л.С. Выготский утверждал, что внутренняя речь возникает из эгоцентрической речи. Ребенок разговаривает во время игры и других занятий сам с собой, а затем эта речь обеззвучивается, сокращается и превращается во внутреннюю речь. Внутренняя речь – это речь без звука, скрытое мышление в словесной форме, мышление про себя и для себя.

Внешняя устная речь имеет два вида монологический и диалогический. Монолог – высказывания без ориентации на собеседника. Сумма потерь информации при общении в форме монолога может достигать 50%, а в некоторых случаях – и 80% объема исходной информации. Монологическая речь есть процесс целенаправленного сообщения, сознательного воздействия на людей посредством языка. В ней используется слова, разъясняющие, уточняющие, конкретизирующие основную мысль. Поскольку как студенту, так и преподавателю приходится часто готовить выступление, то стоит рассмотреть план подготовки и произнесения речи, а так же основные приемы привлечения внимания в устном выступлении.

Диалогическая (или диалоговая) речь предполагает обмен репликами между двумя и более людьми. Существуют различные формы диалога: бытовой разговор, беседа на определенную тему (в том числе интервью, беседа в учебном процессе), теоретическая дискуссия, молодежный диспут, политическая полемика. В образовательном процессе применение диалоговых форм общения учителя и ученика наиболее эффективны для освоения знаний.

Разновидности вопросов, используемых при ведении диалога:

- Открытие (Каким образом? Почему? Как?)

- Закрытые, ответом на них будут: «да», «нет» или «не знаю», они используются для получения подтверждения согласия или несогласия с высказанной позицией

- Зеркальные – являются повторением с вопросительной интонацией части утверждения, только что высказанного собеседником, для того чтобы заставить его видеть свое утверждение как бы со стороны. Вопрос позволяет, без противоречия собеседнику, создавать в ходе беседы моменты, придающие диалогу новый смысл

- Эстафетные – позволяют опережать высказывания партнеров, не перебивая, а помогая ему высказать свое мнение. Такой вопрос требует способности слушать и быстро улавливать реплики собеседника и провоцирует его излагать по-другому уже сказанное.

Успешность эффективного общения зависит не только от умения говорить, но и от умения слушать партнера по общению. Неумение слушать – одна из причин нерезультативного общения, которое может привести к различным трудностям. Различают два вида слушания: нерефлексивное и рефлексивное:

1. нерефлексивное слушание – способность внимательно слушать, не вмешиваясь в речь собеседника. Оно применяется, когда собеседник выражает, например, такие чувства, как ярость, или стремиться выразить свою точку зрения, или желает обсудить различные проблемы. Варианты ответов при нерефлексивном слушании: «Да!», «Ну и ну!», «Продолжайте» и т.д.

2. рефлексивное слушание – процесс расшифровки смысла сообщений. Разновидности рефлексивных ответов: выяснение, перефразирование, отражение чувств и резюмирование. Выяснение – обращение к объясняющемуся, за уточнениями при помощи фраз: «Я не понял», «Что вы имеете в виду?», «Уточните, пожалуйста» и пр. Перефразирование – собственная формулировка высказывания говорящего для проверки его точности. Используются обороты речи: «Как я понял вас…», «Вы думаете, что…», «По вашему мнению…». При отражении чувств акцент ставиться на воссоздание собеседником эмоционального состояния говорящего с помощью выражений: «Вероятно, вы чувствуете…», «Вы немного расстроены…» и т.д. В процессе резюмирования анализируются основные идеи и чувства говорящего при помощи выражений: «Вашими основополагающими идеями, как я уяснил, являются…», «Если проанализировать сказанное вами, то…» и пр. Оно применяется в ситуациях при обсуждении разногласий в конце беседы, во время долгого обсуждения вопроса, при окончании разговора.

Ошибки, возникающие в процессе слушания:

- навяз

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...