Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Роль общение в онтогенезе человека.

План:

1. Общение – ведущая деятельность младенческого возраста.

2. Общение и предметно- манипулятивная деятельность ребенка.

3. Сюжетно-ролевая игра ребенка как модель взрослых отношений.

4. Учебная деятельность и особенности межличностного взаимодействия школьников.

 

1. общение – ведущая деятельность младенческого возраста

       Ведущий тип деятельности ребенка в младенческом возрасте (до 1 года) – эмоционально- непосредственное общение. Первая потребность, которая формируется у ребенка, - это потребность в другом человеке. Только развиваясь рядом со взрослым, ребенок сам может стать человеком. Пользуясь словами Э. Эриксона, можно сказать, что события первого года жизни формируют у ребенка основу доверия или недоверия в отношении внешнего мира. Улыбка как специфическая реакция на лицо матери – показатель того, что социальная ситуация психического развития ребенка уже сложилась.

       Путь ребенка к познанию предметов и удовлетворению собственных потребностей идет через отношение к другому человеку. Это тот исток психической жизни, с которого начинается формирование у ребенка специфически человеческой потребности в общении.

       Начиная со второго полугодия жизни ребенка, общение связано с освоением предметов. М.И. Лисина назвала его ситуативно – деловым. Детям важно присутствие взрослого, его доброжелательное внимание.

       Д.Б. Эльконин говорил, что человек очень давно придумал программированное обучение для детей первого года жизни. Это – их помощью должен осуществлять ребенок. Манипулирование его с игрушками – скрытая совместная деятельность, в которой взрослый присутствует опосредованно, будучи как бы запрограммированным в игрушке.

       К концу младенческого у ребенка возникает первое понимание слов, а у взрослого появляется возможность управлять ориентировкой ребенка. К девяти месяцам (начало кризиса первого года) ребенок становиться на ножки, начинает ходить. Как подчеркивал Д.Б. Эльконин, главное в акте ходьбы не только то, что расширяется пространство ребенка, но и то, что ребенок отделяет себя от взрослого. Впервые происходит разрыв единой социальной ситуации «Мы», теперь не мама ведет ребенка, а он ведет ребенка, куда хочет. Ходьба – первое из основных новообразований младенческого возраста, знаменующих собой переход к новой ситуации развития.

       Второе новообразование – появление первых слов, которые носят указательных жестов. Речь служит критерием того, что старая социальная ситуация развития ребенка распалась. Там, где было единство, стало, двое: взрослый и ребенок. Между ними возникло новое в отношениях – предметная деятельность.

       Основная задача воспитания ребенка в младенческий период – максимально расширять и развивать широкую ситуацию его в окружающей действительности. Эта задача может расширяться при условии непосредственного общения взрослого с ребенком.

 

2. общение и предметно-манипулятивная деятельность ребенка

       Общение в раннем возрасте (от 1 года до 3 лет) становиться формой организации предметной деятельности. Общение, связанное с предметами действиями, не может быть только эмоциональным, оно должно стать опосредованным словом, имеющим предметную отнесенность.

       Д.Б. Эльконин рассматривал развитие предметного действия в раннем возрасте по двум направлениям: во-первых, от совместного со взрослым действия до самостоятельного выполнения и, во-вторых, развитие средств и способов ориентации самого ребенка в условиях осуществления предметного действия.

       Развитие предметного действия от совместного со взрослым к самостоятельному выполнению также проходит ряд этапов: совместные действия – попытки специфического использования орудий при отсутствии сформированного способа его применения- частично совместные действия ребенка и взрослого – овладение специфическим способом употребления орудия - показ. Например, вспомните, как ребенка приучают к самостоятельному приему пищи: ребенку дают ложку и помогают овладеть способом применения данного орудия. При этом взрослый комментирует свои действия, поддерживает (одобряет), когда действия ребенка совершаются верно. Овладев конкретной операцией, ребенок способен совершить перенос действия: с одного предмета на другой – из одной ситуации в другую, следуя словесным указаниям взрослого. Например, научившись пользоваться ложкой, ребенок способен овладеть сходным прибором – вилкой. На основе этого опыта происходит возникновение игрового действия по схеме: обобщенные действия – выделение взрослого как носителя образцов – сравнение действий своих и взрослого – возникновение игрового действия. Например, ребенок кормит из ложки свои игрушки, животных.

       Роль взрослого возрастает в глазах ребенка. Взрослый начинает восприниматься ребенком как носитель образцов человеческого действия. В результате перехода действия от совместного к самостоятельному за взрослым сохраняется контроль и оценка выполняемого ребенком действия, они и составляют содержание общения ребенка и взрослого относительно предметных действий.

       Таким образом, подчеркивал Д.Б. Эльконин, как развивается предметное действие, происходит и формирование речи.

       Слово в раннем возрасте выступает для ребенка орудием, которое, однако, он использует гораздо чаще, чем любое другое орудие. Именно потому, что слово в этом возрасте является орудием, происходит чрезвычайно интенсивное развитие речи. Ребенок практически за два-три года овладевает родным языком, а в двуязычной среде и двумя. Сначала ребенок понимает слова-указания, затем начинает понимать слова-названия, позднее наступает понимание инструкций и поручений, наконец, понимание рассказов, т.е. понимание контекстной речи. Ребенок овладевает речью так же, как овладевает и другими орудиями (ложкой, карандашом и прочими предметами). Все основные новообразования раннего возраста связанны с развитием восприятия, интеллекта, речи. Благодаря отделению действия от предмета происходит сравнение своего действия с действиями взрослого. Как только ребенок увидел себя в другом, он увидел себя самого и появился феномен «Я сам!». Его возникновение приводит к полному распаду прежней социальной ситуации, что проявляется в кризисе трех лет.

 

3. сюжетно-ролевая игра ребенка как модель взрослых отношений

       Основная потребность ребенка – жить вместе с окружающими людьми, но это осуществить в современных исторических условиях совершенно невозможно: ребенок живет в опосредованной, а не в прямой связи с миром, т.е. он не готов участвовать в деятельности взрослого.

       Единственная деятельность, которая позволяет включиться в уже смоделированные отношения и действовать внутри этой самой модели, - это сюжетно-ролевая игра. Игра и есть деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений. Центр общения смещается на овладение ролевый действий, расширяется опыт общения со сверстниками.

1. Структура развернутой формы сюжетно-ролевой игры. Единица, центр игры – роль, которую берет на себя ребенок. Игровые действия – действия со значением, они носят изобразительный характер. В детской игре происходит перенос значений с одного предмета на другой (воображаемая ситуация), поэтому, возможно, дети предпочитают неформальные предметы, за которыми не закреплено никакого действия. В игре нужен партнер. Если его нет, то действия хотя и имеют значения, но имеют смысла. Смысл человеческих действий рождается их отношений к другому человеку. В этом величайшее гуманистическое значение игры. Последний компонент в структуре игры – правила. В игре впервые возникает новая форма удовольствия ребенка – радость от того, что он действует, как требует правила. Превращение правил во внутреннюю позицию – важный признак формирования произвольного поведения ребенка. За выполнением правила, считал Д.Б. Эльконин, лежит система социальных отношений между ребенком и взрослым. Сначала правила выполняются в присутствии взрослого, затем с опорой на предмет, замещающий взрослого, и, наконец, правила становится внутренним. Итак, игра – это деятельность по ориентации в смыслах человеческой деятельности.

2. понятие ролевой игры. Ролевой игрой можно назвать любую игру, в которой игрок воображает себя кем – то иным. Ролевые игры детей – необходимая и свойственная ребенку деятельность. Частое переключение с одной роли на другую в разнообразных играх, переход с позиции ребенка на позицию взрослого приводит к систематическому расшатыванию представления ребенка об абсолютности своего положения в мире вещей и людей и создают условия для координации разных позиций. В современном обществе игра не является единственным видом деятельности детей. Есть и другие ее виды в дошкольном возрасте: изобразительная деятельность, элементарный труд, восприятие сказки, учение.

3. роль сказки в дошкольном возрасте. В дошкольном возрасте, который К. Бюллер называл возрастом сказок, восприятие сказки становится своеобразным видом деятельности. Это наиболее любимый ребенком литературный жанр. Ребенок сопереживает герою сказки, пытается преодолеть стоящие на его пути препятствия. Б.М. Теплов, рассматривая природу художественного восприятия ребенка, указывал, что сопереживание, мысленное содействие герою произведений составляет «живую душу художественного восприятия». Сказка – произведение искусства. И почти на каждый вид искусства она становится своего рода психотерапией, потому что каждый человек открывает в ней свои собственные решения каких – либо жизненных проблем. С другой стороны, культурное наследие человечества, находя отражение в сказке, через нее сообщается ребенку. Особенно важна народная сказка, потому что передается из уст в уста, из поколения в поколение. Она помогает решить моральные проблемы. В ней все герои имеют четкую моральную ориентацию: они любо целиком хорошие, либо целиком плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, разграничения добра и зла, упорядочение его собственных сложных и амбивалентных чувств. Ребенок отождествляет себя с положительным героем. По мнению Б. Бетельхейма, это происходит не потому, что ребенок хороший по своей природе, а потому, что положение этого героя среди других более привлекательно. Таким образом, сказка прививает добро, а не только поддерживает его в ребенке.

4. обучение дошкольника. Особый вид деятельности в дошкольном возрасте – учение. Вне обучения, вне процесса передачи ребенку общественно выработанных способов действия вообще невозможно развитие. Обучение в ранних возрастах вплетено во все виды деятельности ребенка. Сначала оно еще не выделено в качестве самостоятельного вида деятельности. Но постепенно у ребенка возникает потребность чему-то учиться. Например, он делает аппликацию и учиться вырезать кружочек, взрослый показывает ему, ребенок повторяет. К концу дошкольного возраста ребенок переходит от спонтанного типа обучения к реактивному по программе, предложенной взрослым, и очень важно сделать так, чтобы ребенок хотел делать то, что хочет взрослый. У дошкольника учебная деятельность не является ведущей, доминирующее значение имеет игра. В дошкольном возрасте возникает своеобразная форма учебной деятельности: учение в дидактической игре, в которой выделяется отдельная учебная задача.

5. особенности социальных отношений. Дошкольник имеет две сферы социальны отношений: «Рб-Вз» и «Рб-Рб», эти системы связаны игровой деятельностью. Результаты игры и отношения внутри детского коллектива не влияют на отношения ребенка с родителями. Оба вида отношений существуют параллельно и не связаны иерархическими связями. Важно учитывать, что благополучие ребенка зависит прежде всего от внутрисемейной гармонии. Общественное по своему содержанию отношение к окружающей действительности формируется в дошкольном возрасте, значит, именно тогда начинается становление личности. Многогранность общения в дошкольном возрасте связывается в последующем индивидуальных особенностей личности, ее будущей реализации.

4. учебная деятельность и особенности межличностного взаимодействия школьников

       Учебная деятельность младшего школьника. С поступлением ребенка в школу система «ребенок-учитель» становиться центром жизни ребенка, от нее зависит совокупность всех благоприятных для жизни условий: впервые отношение «ребенок – учитель» становиться отношением «ребенок-общество». В учителе воплощены требования общества, в школе существует система одинаковых эталонов, одинаковых мер для оценки. Ситуация «ребенок-учитель» пронизывает всю жизнь ребенка. Если в школе хорошо, - значит, и дома хорошо, и с детьми тоже хорошо. Эта новая социальная ситуация развития ребенка связана с появлением в его жизни учебной деятельности. Общение непосредственно включено в нее, проникает в процессе ее, при обсуждении результатов, и в межличностных отношениях, возникающих в данной деятельности. Учебная деятельность непосредственно направлена на усвоение знаний из различных наук и культуры. Главное в ней – это обращение человека на самого себя: стал ли он для самого себя изменяющимся субъектом. Развитие учебной деятельности происходит в процессе передачи знаний от учителя к ученику.

       Совместная деятельность – необходимый этап развития индивидуальной деятельности. Взаимоотношения при распределении действий и взаимный обмен способами их осуществления составляет психологическую основу и является движущейся силой развития собственной активности индивида. Для лучшего усвоения учебного материала необходима совместная работа со сверстниками. В группе сверстников отношения равноправные, а между ребенком и взрослым – иерархические. Ж. Пиаже утверждал, что такие качества, как критичность, терпимость, умение встать на точку зрения другого, развиваются только при общении детей между собой. В отношениях ребенка и взрослого неизбежно разделение функций: взрослый ставит цели, контролирует и оценивает действия ребенка. Так, любое действие ребенок совершает сначала со взрослым, постепенно мера помощи взрослого уменьшается и сходит на нет, тогда действие интериоризируется (переводиться во внутренний план), и ребенок начинает выполнять его самостоятельно. Возникает замкнутый круг: без взрослого ребенок не может полностью освоить действия, но при соучастии взрослого не может полностью освоить действие, поскольку некоторые его компоненты (контроль и оценка) так и остаются за взрослым. Поэтому помощь взрослого недостаточна для интериоризации всех аспектов предметных действий.

При кооперации со сверстниками ситуация равноправного общения дает ребенку опыт контрольно-оценочных действий и высказываний. В.В. Рубцов на основе экспериментальных исследований заключает, что кооперация со сверстниками и координация точек зрения – основа происхождения интеллектуальных структур психики ребенка. Форма кооперации (тип распределения деятельности) выполняет функцию моделирования содержания интеллектуальной структуры в составе отношений участников деятельности. Развитая форма учебной деятельности – это та, в которой субъект ставит перед собой задачи собственного изменения.

Учебная деятельность и игра. При переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту становиться более значимыми игры с достижением известного результата (например, интеллектуальные и спортивные). Роль игры долго недооценивалась в психологии детей школьного возраста в связи с тем, что она носит скрытый характер: происходит переход от игр, совершаемых во внешних действиях, к играм в воображаемом плане. Новые формы игровой деятельности способствуют пониманию сущности вещей и их назначения. С помощью игры ребенок приближает к себе смысл их существования. В младшем школьном возрасте игра помогает овладевать нравственными мотивами поведения.

Итак, основные психологические новообразования младшего школьного возраста – это произвольность и осознанность большинства действий ребенка, их интеллектуализация. К концу этого периода у ребенка возникают новые психологические возможности, но у него еще нет знания, что он собой представляет. Решение вопроса «Кто Я?» может быть найдено только при осознании разнообразных взаимодействий с действительностью. Находясь в своей микросреде (семья, класс, товарищи по двору, по секции, кружку и пр.), ребенок постоянно испытывает ее влияние на свой внутренний мир. В этих условиях возрастает роль школы не только в определении социально ценных психологических свойств, которые могут и должны быть сформированы у школьников, но и в координации и корректировке влияний на учащихся других социальных групп, создающих микросреду его развития.

Психологические особенности подросткового возраста. Психическая жизнь подростка характеризуется появлением обостренного интереса к своему внутреннему миру, возникает потребность в самосознании и понимании своей личностной уникальности. Все это выражается в направленности его не на внешний мир, а на самого себя. Особенности развития подростка в этом возрасте проявляются в трудностях отношений со взрослыми, что сказывается в его негативизме, упрямстве, безразличии к оценке успехов, уходу из школы, так как главное для ребенка происходит теперь вне школы – в поисках друга, детских компаний и того, кто может тебя понять. Самоизменение возникает и начинает осознаваться сначала психологически, затем подкрепляется физиологическими изменениями. Подросток начинает требовать от окружающих, чтобы его больше не считали маленьким, он осознает, что обладает большими правами. центральное новообразование этого возраста – возникновение чувства взрослости: он отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, однако есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими. Социальная зрелость возникает в условиях сотрудничества подростка и взрослого в разных видах деятельности, где он занимает место помощника взрослого. Обычно это наблюдается в семьях, переживающих трудности, там фактически подросток занимает положение взрослого. Забота о близких, их благополучие принимает характер жизненной ценности. Психологи подчеркивают необходимость использования помощи подростков в соответствующих занятиях взрослых.

Интеллектуальная взрослость подростка выражается в его стремлении что-то знать и уметь по-настоящему. Это стимулирует развитие познавательной деятельности, содержание которой выходит за пределы школьной программы посещение кружков, музеев и т.п.). значительный объем знаний у подростков – результат самостоятельной работы. Учение приобретает для школьников личностный смысл и превращается в самообразование. Стремление подростка быть взрослым вызывает сопротивление у окружающих людей. На самом деле существует расхождение между его возможностями и желаниями, стремлениями, поэтому никакого места в системе отношений со взрослыми он еще занять не может, и он находит свое место в детском сообществе. Общение со своими сверстниками – ведущий вид деятельности в подростковом возрасте. Именно на этом этапе развития личности осваиваются нормы социального поведения, морали, устанавливаются дружеские отношения.

В этот период учебная деятельность для подростка отступает на задний план. Центр жизни переносится из учебной деятельности, хотя она остается преобладающей, в деятельность общения. По-другому складывается система отношений с учителем: то место, которое подросток занимает внутри коллектива, становиться даже важнее оценки учителя. В общении реализуется отношение к нему как к личности. Деятельность общения чрезвычайно важна для формирования личности подростка. Под влиянием развивающего мировоззрения происходит иерархизация в системе побуждений, в которой ведущее место начинают занимать нравственные мотивы. Установление такой иерархии приводит к стабилизации качеств личности.

В конце учебы в школе подросток стоит перед необходимостью решать проблему своего будущего. Самоопределение основывается на устойчиво сложившихся его интересах и стремлениях, предполагает учет собственных возможностей и внешних обстоятельств, опирается на формирующееся мировоззрение подростка и связано с выбором профессии. В конце переходного периода самоопределение характеризуется не только пониманием самого себя, но и пониманием своего места в обществе и назначения в жизни. В учебной и воспитательной деятельности велика роль субъект - субъективного общения педагогов и учащихся, в основе которого лежит диалог, а не манипуляция с чужой психикой и не авторитетное давление на нее. А.С. Макаренко говорил: «Вынуть личность из отношений не возможно, каковы отношения – такова и личность». Подростковый период знаменует собой переход к взрослости, и особенности его протекания сказываются в дальнейшей жизни.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...