Общение как взаимодействие (интеракция)
План: 1. Природа и структура взаимодействия 2. Конфликт как особая форма взаимодействия 3. Условия конструктивного разрешения конфликтов 4. Педагогические конфликты
1. природа и структура взаимодействия Интерактивная сторона общения – это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, который связаны с взаимодействием людей. Интеракция – взаимодействие людей в процессе общения, организация совместной деятельности. Потеря информации – это частичное искажение её смысла в результате несовершенства человеческой речи, невозможность точно выразить мысли в словесной форме. Открытость общения – это прямота предметной позиции в отношении способности сформулировать свою точку зрения на предмет обсуждения и готовности учесть мнение других. Максимальная эффективность делового общения достигается при открытом характере общения. Закрытость общения – неспособность или нежелание выразить свое мнение. Смешанные типы общения: - собеседник пытается выяснить позицию другого человека, не открывая своей; - общение, при котором один из собеседников открывает партнеру все свои обязательства, рассчитывая на помощь, не интересуясь намерениями собеседника. Обязательства, влияющие на выбор позиции в общении: степень доверия к партнеру, вероятные последствия открытости общения. При взаимодействии партнеров в общении наблюдается различные варианты поведенческих характеристик (интонация, темп речи, жесты, мимика, словарный запас) они зависят от разнообразных ситуаций. Изменение поведения связано также с изменением эмоционального состояния. Общение как взаимодействие можно анализировать с позиций:
В ходе общения для участников важно не только обмениваться информацией, но и организовывать «обмен действиями», спланировать общую стратегию. Взаимодействие с окружающими по разным поводам, мы выбираем, как правило, стратегии поведения, соответствующие ситуации. Взаимодействие людей разнообразно. Поэтому ученые стремятся упорядочить многообразные типы взаимодействия, создать целостную картину, моделирующую богатство общения. Наиболее распространенным оказалось дихотомическое деление: кооперация и конкуренция, согласие и конфликт, приспособление и оппозиция. Выделение полярных типов взаимодействия, хотя и предполагает наличие промежуточных, дает несколько упрощенную картину человеческого общения. Р. Бейлз объединил наблюдаемые образцы взаимодействия в целостную систему (рис. 2). Если при взаимодействии с другими людьми человек ориентируется только на свои цели без учета целей партнеров по общению, то он вступает в противодействие или конкуренцию. Компромисс реализуется в частном достижении целей партнеров ради условного равенства. Рис. 2. Основные стратегии поведения в процессе взаимодействия Сотрудничество направлено на полное удовлетворение участниками взаимодействия своих потребностей (кооперация). Уступчивость предполагает принесение в жертву собственных целей для достижения целей партнера (альтруизм). Избегание представляет собой уход от контакта, потерю собственных целей для исключения выигрыша другого (индивидуализм).
Р.Бейлз считает, что любое взаимодействие может быть описано с помощью 4 феноменов. В каждой из них выделял три типа поведения. Таблица 2. Основные области взаимодействия и соответствующие поведенческим проявления
Несмотря на целостность система не лишена недостатков, т.к. фиксирует лишь форму взаимодействия. Тем не менее вслед за Бейлзом психологии стали выделять в самом взаимодействии собственно дело и отношение к нему со стороны участников, т.е. их эмоций. З. Фрейд считал, что межличностное взаимодействие определяется в основном представлениями, усвоенные в раннем детстве, и конфликтами, пережитыми в этот период жизни. Таким образом, согласно психоаналитической теории в процессе взаимодействия люди воспроизводят детский опыт. В основе подхода Э. Гофмана – «теория управления впечатлениями» - лежит предположение, что ситуации социального взаимодействия напоминают драматические спектакли, в которых люди, как актеры, стремиться создавать и поддерживать благоприятное впечатление. Дж. Мид рассматривал поступки человека как социальное поведение, основанное на обмене информации. Он считал, что люди реагируют друг не только на поступки других людей, но и на их намерения. Он выделил во взаимодействии два типа действий:
Еще один подход к структурному описанию взаимодействия представлен в транзактном анализе – направлении, предлагающем управлять действиями участников взаимодействия через регулирования их позиций, а так же учет характера ситуаций и стиля взаимодействия. С точки зрения транзактного анализа каждый участник взаимодействия занимает одну из трех позиций, которые условно обозначены как Родитель, Ребенок, Взрослый. Все эти стороны личности обладают абсолютно разными предназначениями, характеристиками и ценностями (рис. 3).
Рис. 3. Структура «Я» по Э.Берну Данные позиции не связанны с социальной ролью: это лишь психологическое описание определенной стратегии во взаимодействии.
2. конфликт как особая форма взаимодействия В психологическом плане конфликт может быть рассмотрен как особая форма взаимодействия и определяется как наличие противоположных тенденций у субъектов взаимодействия, проявляющихся в их действиях. Выделяют 4 основные характеристики конфликта: структуру, динамику, функцию и типологию конфликта. Психологическая структура конфликта может быть описана с помощью двух важнейших понятий: конфликтная ситуации и инцидента. Конфликтная ситуация - это объективная основа конфликта, фиксирующая возникновения реального противоречия в интересах и потребностях сторон. По сути дела, это еще не сам конфликт, т.к. существующее объективное противоречие может определенное время не осознаваться участниками взаимодействия. Конфликт становиться психологической реальностью для участников с момента возникновения инцидента. Инцидент – это ситуация взаимодействия, позволяющая осознать его участникам наличие объективного противоречия в их интересах и целях. Т.е. инцидент - это осознание конфликтной ситуации. Он может протекать в различных формах: скрытый и открытый. · скрытый инцидент разворачивается на уровне осознания участниками конфликтности происходящего, но может никак не проявляться в их реальных отношениях и реакциях.
· Открытый инцидент разворачиваться как серия конфликтных действий участников по отношению друг к другу. Динамика конфликта, т.е. закономерности его развития находиться в полном соответствии с его структурой. Можно выделить четыре стадии развития конфликтов (схема 10): Таким образом, конфликт возникает с появлением объективного противоречия в целях и интересах участников, становится для них психологической реальностью после осознания противоречия, проходит стадию конфликтных действий и проходит к определенному разрешению. Естественно, что две промежуточные стадии не являются обязательными. На стадии конфликтных действий происходит дальнейшее развитие всех структур конфликта. Объект конфликта, как правило, расширяется за счет «втягивания» в конфликт близлежащих зон взаимоотношений (так, конфликт из деловой сфере переходит в личностную, область несовпадений мнений кажется его участникам гораздо шире, чем вначале). Изменяются и стороны конфликта. В частности, они меняют свой статус по отношению к оппоненту и привлекают на свою сторону сочувствующих, за счет чего межличностный конфликт очень часто превращается в межгрупповой. Конфликт может выполнять как деструктивную, так и конструктивную функцию. Конфликт деструктивный, если он: 1) уводит в сторону от решения более важных проблем и дел 2) укрепляет низкую самооценку и вызывает стресс 3) поляризует различия в ценностных ориентациях 4) вызывает безответственное, заслуживающее сожаления поведения. Конфликт конструктивен, если он: 1) раскрывает важную проблему 2) вовлекает индивидов в решение проблемы 3) дает выход скопившимся негативным эмоциям 4) помогает индивидам совершенствоваться и использовать полученные знания и опыт. Изучая конфликт с самых различных точек зрения, исследователи выделяют различные основания для классификации его типов (схема 11). Предложенная классификация не является исчерпывающей. Однако с практической точки зрения классификация конфликтов важна, так как она позволяет ориентироваться в их специфических проявлениях и, следовательно, помогает оценивать возможные пути их решения. Таким образом, конфликты представляют собой сложное социально – психологическое явление. Они отличаются большим разнообразием. Анализ и оценка конфликтов предполагают их группировку, систематизацию, деление по существенным признакам, типам и видам. Схема 11. Классификация конфликтов.
3. условия успешного разрешения конфликтов Многие конфликты могут быть разрешены еще на стадии их объективного возникновения за счет постоянного и глубокого анализа всей системы связей людей данной группы или коллектива, прогнозирования конфликтогенного влияния всех производимых изменений, тщательного влияния всех производимых изменений, тщательного продумывания заинтересованными сторонами своих шагов и слов.
Если вы оказались участником конфликта, то лучше пойти по пути его конструктивного решения. К условиям конструктивного разрешения конфликта относятся: · прекращение конфликтного взаимодействия · поиск общих точек соприкосновения в интересах оппонентов · снижение интенсивности негативных эмоций · выявление и признание собственных ошибок · объективное обсуждение проблемы · учет статусов (должностного положения) друг друга · выбор оптимальной стратегии разрешения. Для анализа и поисков путей выхода из конфликтной ситуации мы можем применить следующий алгоритм (рис. 4): 1. оценка информации по следующим проблемам: * объект конфликта (материальный, социальный или идеальный; делим или неделим; может ли быть изъят или заменен; какова его доступность для каждой из сторон); * оппонент (общие данные о нем, его психологические особенности; цели, интересы, позиция; правовые и нравственные основы его требований; предыдущие действия в конфликте, допущенные ошибки и др.) * собственная позиция (цели, ценности, интересы, действия в конфликте; правовая и нравственная основы собственных требований, их аргументация и доказательность, допущенные ошибки и возможность их признания перед оппонентом и др.). * причины и непосредственный повод, приведшие к конфликту; * вторичная рефлексия (представление субъекта о том, как его оппонент воспринимает конфликтную ситуацию, «как он воспринимает меня», «мое представление о конфликте» и т.д.) 2. прогноз вариантов разрешения конфликтов: * наиболее благоприятное развитие конфликта * наименее благоприятное развитие событий * наиболее реальное развитие событий * как разрешиться противоречие, если просто прекратить активные действия в конфликте. 3. мероприятия по реализации намеченного плана проводят в соответствии с выбранным способом разрешения конфликта. Если необходимо, то производиться коррекция ранее намеченного плана (возвращение к обсуждению; выдвижение альтернатив и новых аргументов; обращение к третьим лицам; обсуждение дополнительных уступок). 4. контроль эффективности собственных действий предполагает критические ответы самому себе на вопросы: *зачем я это делаю? *чего хочу добиться? *что затрудняет реализацию намеченного плана? *справедливы ли мои действия? *какие необходимо предпринять действия по устранению помех разрешения конфликта? 5. по завершению конфликта целесообразно: - проанализировать ошибки собственного поведения - обобщить полученные знания и опыт решения проблемы - попытаться нормализовать отношения с недавним оппонентом - минимизировать отрицательные последствия конфликта в собственном состоянии, деятельности и поведения. Большое значение имеет выбор стратегии разрешения конфликта. К. Томасом были выделены следующие варианты поведения в конфликте: А. Соревнование (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому человеку. Б. Приспособление, означающее, в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого. В. Компромисс, для которого характерно сочетание взаимных уступок конфликтующих сторон и частичного удовлетворения ими интересов друг друга. Г. Избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей. Д. Сотрудничество, когда участники относиться к интересам другой стороны как к своим собственным, причем такое отношение6 носит взаимный характер. Разумеется, самый конструктивный вариант межличностного взаимодействия - сотрудничество, но он и самый сложный, т.к. требует взаимного отношения партн6еров к нуждам друг друга как к своим собственным, для чего необходимо глубокое понимание сути общения. поэтому чаще реализуется другой вариант конструктивного взаимодействия – компромисс. Компромисс предполагает такое взаимодействие, при котором участники готовы мириться с некоторыми неудобствами, готовы идти на частичные уступки в надежде на то, что действия другой стороны позволяет реализовать хотя бы часть актуальных потребностей. Наиболее деструктивные последствия чаще всего бывает результатом соперничества. Это такой вариант взаимодействия, при котором партнеры стремятся добиться своего, невзирая на интересы друг друга, или даже вопреки им. Этот вариант оправдан лишь в тех случаях, когда вам навязывается исключительно конфронтационное взаимодействие и при этом под угрозой оказываются жизненно важные потребности, основополагающие ценности. Если ситуация чревата жестким столкновением, а ресурсов для борьбы нет, то вполне разумны попытки человека избежать неминуемого провала или такой победы, которая хуже поражения. Но при этом далеко не каждый может видеть за таким шагом проявление силы интеллекта, а не демонстрацию слабости. Возможен и такой вариант, при котором один из участников взаимодействия подчиняется, приспосабливается к требованиям другого человека, отказываясь от своих первоначальных намерений. И это вполне оправдано, если такие требования открывают для обеих сторон более выгодные перспективы. В этом случае помехой для подобного приспособления в основном бывает роль ведомая, которая не всем по душе. Быть может, приспособление выбрано человеком в результате признания претензий другого как более справедливого решения проблемы, хотя это и не всегда приятно. Но случается, что приспособление – это результат жесткого диктата одного партнера, заставившего другого подстраиваться, подчиняться силе. Чаще всего это не решение проблемы, а оттягивание решения на более поздний срок. Ущемленные интересы рано или поздно дают о себе знать. И нередко взаимодействие в этом случае приобретает характер жесткой конфронтации. Для психолога основным ориентиром при выборе стратегии взаимодействия, как показано на рисунке 5, должен быть итог соотнесения полученных результатов и понесенных затрат. При этом психолог должен помнить, что строго разграничить описанные варианты стратегий на «плохие» и «хорошие» в общем виде не возможно. Основным критерием для выбора в пользу того или иного варианта должны служить целесообразность, подтверждаемая эффективностью. Рис. 5. Стратегии взаимодействия в конфликтных ситуациях.
Практически все конфликты, связанные с процессом обучения и воспитания, являются педагогическими. Можно выделить ряд объективных причин, приводящих к конфликту. К объективным причинам относятся противоречия: - Между системой воспитания и образования в обществе - Ценностями, культивируемыми школой, семьей и ценностями, складывающимися в окружающей среде - Между педагогическим коллективом и семьей - Между традициями и новациями в системе обучения и воспитания. Субъективные причины, приводящие к конфликту: - Индивидуальные особенности личности учителя, такие как бескомпромиссность, ригидность, директивность и т.д. - Контрольно-оценочная деятельность, перенесенная на межличностные отношения - Неумение учитывать в работе с людьми их индивидуальные особенности. Конфликт может носит открытый и скрытый характер. Известно, например, что в начальной школе большинство конфликтов ребенка со взрослыми разворачивается с его стороны в скрытой форме, т.к. школьник не готов к открытому противосостоянию. Он может очень сильно переживать свои отношения с родителями или учителем, мучиться от невозможности что-то предпринять (что может пагубно сказаться на его самочувствии, здоровье и успешности деятельности)., однако не совершать ни каких конфликтных действий по отношению к значимым людям. В то же время подросток склонен к открытым социальным конфликтам, быстрому переносу возникающих противоречий в область активных конфликтных действий и отношений. Среди многообразия проблем педагогических конфликтов выделяют следующие: 1. Связь позиции педагога со стилем управления (организаторской деятельностью). Позиции педагога в конфликтной ситуации определяются ведущим эго-состоянием. Каждый участник взаимодействия занимает одну из трех позиций, условно обозначенных как Родитель, Ребенок и Взрослый. 2. Стратегии взаимодействия учителя в педагогическом конфликте. Стратегии - компромисс и сотрудничество, соперничество, приспособление и избегание. 3. Социальная роль учителя в педагогическом коллективе, влияющих на обострение межличностных отношений. Все многообразие школьных конфликтов может быть систематизировано и представлено в трех основных источниках конфликтов: 1. Организация учебно-воспитательного процесса (организационные конфликты). К организационным причинам конфликтам относятся: нецелесообразно составленное расписание (оно, как правило, составляется из удобства для учителей, а не для учеников), плохой подбор учителей, работающих на одной параллели, не состыковка программ и требований, учебная перегрузка детей и пр. Можно говорить даже о существовании возрастных школьных периодов, когда чаще всего возникают конфликты между учениками и педагогами как в силу недостаточно продуманной организационно-педагогической деятельности школы. 2. Межличностные отношения в системе «ученик-ученик» (конфликтные взаимоотношения). К конфликтам взаимоотношений относятся конфликты на почве борьбы за лидерство между учителем и отдельным учеником, многочисленные этические конфликты (противоречивые требования со стороны учителей, «двойная мораль», попытка подчинить авторитарными способами и др.). 3. Конфликтогенные личности (как отдельные учителя, так и отдельные ученики). Конфликтогенные личности как бы генерируют вокруг себя зону повышенной конфликтности, внося в свои социальные связи элемент собственной внутренней противоречивости и неустроенности. Таким образом, любой реально возникающий школьный конфликт учителя и ученика должен быть проанализирован на трех уровнях: а) с точки зрения объективных особенностей организации учебно-воспитательного процесса б) с точки зрения социально-психологических особенностей класса, педагогического коллектива, конкретных межличностных отношений учителя и ученика в) с точки зрения возрастных, половых, индивидуально-психологических особенностей его участников. Можно сказать, что конфликт разрешен продуктивно, если налицо реальные объективные и субъективные изменения в условиях и организации всего школьного процесса, системе коллективных норм и правил, в психологических установках участников по отношению друг к другу, готовность к конструктивному поведению в будущих конфликтах. Педагогические конфликты можно рассматривать в различных аспектах, но следует помнить о позитивном значении нормативности данного явления, которое не только создает проблемы, но и является источником развития самого учебно-воспитательного процесса. Более того, конструктивное разрешение конфликтной ситуации способствует личностному развитию его участников.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|