Общение и индивидуальные особенности
Человека. План лекции: 1. Общение и темперамент 2. Общение и характер человека
1. общение и темперамент Степень развитости коммуникативных качеств во многом предопределяется свойствами темперамента, которые составляют индивидуальные особенности личности. Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности психических процессов и поведения человека: их силу, скорость возникновения, прекращение и изменение. Темперамент оказывает существенное влияние на формирование характера и поведения человека, определяет его поступки, индивидуальность, особенности воздействия с другими людьми. Он характеризует динамичность личности, но не раскрывает его убеждений, взглядов, интересов и способностей. Нет лучших или худших темпераментов. Каждый из них имеет свои положительные стороны, потому главные усилия должны быть направлены не на его исправление, что не возможно в следствии врожденности, а на разумное использование в конкретной деятельности его достоинств. Учение И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности создало научную базу для понимания темперамента. Экспериментальным путем Павлов выделил три свойства нервных процессов возбуждения и торможения: - Силу нервных процессов, определяющую уровень выносливости нервной системы, работоспособности человека, способность переносить различной степени нагрузки на нервную систему; - Уравновешенность, характеризующую соотношение процессов возбуждения и торможения; - Подвижность, определяющую быстроту появления и переключения нервных процессов. По силе нервных процессов И.П. Павлов различал (схема 12):
В ряде исследований было обнаружено, что сила и подвижность нервных процессов чаще всего связаны между собой. Поэтому многие исследования объединяют компоненты силы и подвижность в единую характеристику – экстраверсию, т.е. активность и подвижность, обращенность психики к внешнему миру, в отличии от интроверсии, в основе которой слабость и малоподвижность нервных процессов, обращенность психики во внутренний мир. Например, Айзенк, составляя свой знаменитый тест на тип темперамента, определял его по сочетанию двух факторов: экстраверсии или интроверсии, и уравновешенности. Он предложил следующие сочетания:
В каждом человеке, как правило, сочетаются черты всех типов темперамента, один из которых выражен сильнее, другие - слабее. Поэтому целесообразно говорить не о темпераменте, а о темпераментальной структуре, включающей все типы. Рассмотрим общие характеристики, соответствующие человеку с определенным типом темперамента. На рисунке 8 можно увидеть как соотносятся типы темперамента по шкалам: нестабильный – стабильный, экстраверт-интроверт. Учения о темпераменте можно разделить на физиологическое (тип нервной системы) и психологическое (анализ поведения человека). И эти оба учения уходят своими корнями в античные времена к Гиппократу. Считалось, что в организме человека присутствует четыре основных жидкостей, или «сока»: кровь, слизь, желтая и черная желчь. Смешиваясь в определенных пропорциях они составляли темперамент[1]. В различных классификациях темпераментов в основу положены разные их свойства:
Известный художник карикатурист Х. Бидструп как-то изобразил реакцию четырех людей на одно и тоже происшествие: некто нечаянно сел на шляпу отдыхающего на скамейке господина. В результате: холерик пришел в ярость, меланхолик страшно огорчился, сангвиник рассмеялся, а флегматик… невозмутимо надел шляпу на голову.
Сангвиник быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходиться с людьми, общителен. Чувства легко возникают и сменяются, эмоциональные переживания, как правило, неглубокие. Мимика богатая, подвижная, выразительная. Несколько непоседлив, нуждается в новых впечатлениях, недостаточно регулирует свои импульсы, не умеет строго придерживаться выработанного распорядка жизни, системы в работе. В связи с этим не может успешно выполнять дело, требующее равной затраты сил, длительного и методического напряжения, усидчивости, устойчивости внимания, терпения. При отсутствии серьезных целей, глубоких мыслей, творческой деятельности вырабатываются поверхность и непостоянство. Преподавателям сангвиникам рекомендуется особое внимание обращать на организацию начала занятий, стараясь не делать замечаний, а сразу после приветствия приступать к содержательной части темы. Тщательно проверять выполнение инструкций, заданий, домашней работы. Стараться добиваться выполнение поставленной задачи до конца. Учеников – сангвиников отличает психическая активность, быстрота и живость движений, высокая работоспособность. Его можно быстро увлечь работой, если она требует смекалки, скорости выполнения, разнообразных действий. Сангвиник охотно работает в коллективе, быстро сходиться с незнакомыми людьми. Однако работа, которую выполняет сангвиник, требует контроля, особенно в завершении ее до конца. Рекомендации для семейной жизни: с сангвиником легко жить, не требуется никакой особой тактики поведения. Однако, учитывая его беспечный образ жизни, надо стараться загружать его семейными заботами, но не забывать соблюдать меру. Иначе в неприятных ситуациях он может попытаться, ускользнуть и будет уходить из дома туда, где ему приятнее и спокойнее.
Холерик отличается повышенной возбудимостью, действия прерывисты. Ему свойственны резкость и стремительность движений, сила, импульсивность, яркая выраженность эмоциональных переживаний. Вследствие неуравновешенности, увлекшись делом, склонен действовать изо всех сил, истощаться больше, чем следует. Имея общественные интересы, темперамент проявляется в инициативности, энергичности, принципиальности. При отсутствии духовной жизни холерический темперамент часто проявляться в раздражительности, аффективности, несдержанности, вспыльчивости, неспособности к самоконтролю при эмоциональных обстоятельствах. Преподавателям холерикам рекомендуется особое внимание обращать на организацию начала занятий, стараясь не делать замечаний, а сразу после приветствия приступать к содержательной части темы. Тщательно проверять выполнение инструкций, заданий, домашней работы. Стараться добиваться выполнение поставленной задачи до конца. Ученик холерик отличается высоким уровнем психологической активности, порывистостью, склонностью к резким сменам настроения. Его необходимо тактично контролировать и сдерживать, учить самообладанию, терпимому отношению к недостаткам других людей. В любом деле он стремиться быть первым. В случае неудач у него вероятны нервные срывы, необдуманные действия. Рекомендации для семейной жизни: партнеру необходимо объяснить, что холерику не целесообразно перечить, когда он возбужден. Возражения лишь усиливают его возбуждения и повысят невосприимчивость к разумным доводам. В такие моменты лучше не оспаривать его мнение, пока его волнение уляжется и он успокоится. Флегматик характеризуется сравнительно низким уровнем активности поведения, новые формы которого вырабатываются медленно, но являются стойкими. Обладает медлительностью и спокойствием в действиях, мимике и речи, ровностью, постоянством, глубиной чувств и настроений. Настойчивый и упорный «труженик жизни», он редко выходит из себя, не склонен к аффектам, рассчитав свои силы, доводит дело до конца, ровен в отношениях, в меру общителен, не любит попусту болтать. Экономит силы, попусту их не тратит. В зависимости от условий в одних и тех же случаях флегматик может характеризоваться «положительными чертами» - выдержкой, глубиной мыслей, постоянством, основательностью и т.д., в других – вялостью, безучастностью к окружающему, ленью и безмолвием, бедностью и слабостью эмоций, склонностью к выполнению одних лишь привычных действий. Преподавателям флегматикам можно посоветовать придерживаться хорошего темпа занятий. Насыщать урок интересными примерами, фактами, демонстрировать наглядные материалы. Внимательно следить за работой всех учащихся. Ученик флегматик хорошо выполняет то, что ему знакомо и хорошо получается. При изучении нового материала он нуждается в дополнительном времени для адаптации при использовании полученных знаний. Его целесообразно подбадривать, направляя действия. Рекомендациидля семейной жизни: в супружеские отношения флегматик вносит стабильность и покой. Иметь супруга – флегматика в принципе неплохо. Хотя его медлительность иногда раздражает более темпераментного партнера, последний постепенно свыкается с ней. Ведь если хочешь, что-либо найти, надо быть терпеливым. Флегматику необходимо дать время, чтобы он смог все усвоить и переварить.
Меланхолик. У него реакция часто не соответствует силе раздражителя, присутствует глубина и устойчивость чувств при слабом их выражении. Ему трудно долго на чем-то сосредоточиться. Сильное воздействие часто вызывают у меланхоликов продолжительную тормозную реакцию (опускают руки). Ему свойственны сдержанность и приглушенность моторики и речи, застенчивость, робость, нерешительность. В нормальных условиях меланхолик – человек глубокий, содержательный, может быть хорошим тружеником, успешно справляться с жизненными задачами. При неблагоприятных условиях может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного, ранимого человека, склонного к тяжелым, внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые вовсе этого не заслуживают. Для преподавателей-меланхоликов важно научиться держать внимание и дисциплину на протяжении всего занятия. Для этого важно держать хороший темп урока, включать в изложение материала яркие иллюстрации, разнообразить деятельность учащихся. Ученик меланхолик успешно работает в спокойной обстановке, не требующей частой смены характера действий, быстро утомляется. Легко раним и глубоко переживает даже незначительные промахи. Общение с ним должно проходить в доброжелательном спокойном тоне. Рекомендации для семейной жизни: жизнь с меланхоликом предъявляет партнеру серьезные требования. От него требуется самообладание и деликатность, особенно осторожное и тактичное поведение. Меланхолика надо основательно расшевелить, прежде чем он заговорит о своих чувствах; необходимо постараться войти в его положение, помочь ему преодолеть свой пессимизм и поддерживать веру в собственные силы.
Однако темперамент – лишь основа проявления динамики действий человека. В зависимости от воспитания, жизненных обстоятельств формируется характер человека. Поэтому для того, чтобы найти индивидуальный подход к человеку необходимо наблюдать за его поведением и поступками, выявляя, какие его действия наиболее эффективны. Таким образом, в темпераменте выражается отношение человека к происходящему вокруг него событиям. Характер же выявляется в действии – активном, целеустремленном, нерешительном, покорным и пр. Общее между темпераментом и характером то, что ни темперамент, ни характер ничего не говорят о социальных качествах человека: обладающий отвратительным характером холерик может преследовать возвышенные цели, а мягкий, уступчивый сангвиник вдруг оказывается отъявленным негодяем… К изучению темперамента в деловой среде нам бы хотелось добавить статью из газеты «Дело» №11 от 28 марта 2005г. под названием «Лучшее руководство по менеджменту – детские книжки», которая четко характеризует черты темперамента в деловой и производственной сфере отношений. (сказ о лучшем руководстве по менеджменту – детские книжки) Кому и зачем понадобился меланхолик? Да и еще остальные типы темперамента. Не станем касаться «божественного промысла», но природа ничего не делает зря. И если бы она создала один-единственный темперамент, который принято считать идеалом, - сангвиника, человечества просто бы «не случилось». «Схрумкали» бы соседи по планете еще первые прачеловеческие племена. Спасло наш биологический вид то, что все люди «разно темпераментные». Представьте прямой и высокий ствол, а по четырем сторонам горизонта раскинулись четыре ветви. Внизу – наш мир. Разный, сложный, прекрасный, опасный. А на каждой ветви сидит человек-темперамент и вглядывается – вниз и вдаль. «Четырехмерное видение» позволяет максимально точно воспринимать мир. А тот, кто предупрежден, в большей безопасности. Ему легче адаптироваться к любой новой ситуации. Вся четверка темпераментов – великолепные разведчики. И достаточно часто, особенно при резких переменах, горем разведки становиться этот ужасный меланхолик. Меланхолик – лучший друг шефа. Каждый коллектив – это микромир и тоже вынужден бороться за существование. Идеал уже описан. Это «коллектив» леса, где вечно живут Вини-пух и все-все-все. У них ведь там постоянно что-то происходит, и каждое описанное в Великой книге существо действует по-своему, в соответствии с собственным темпераментом. И в результате все всегда кончается хорошо. Пух – явный сангвиник. Деятельный, жизнерадостный, целеустремленный. И, как всякий сангвиник, склонен к лидерству. Но лидерство это неформальное и никого не принижающее. Хотя, казалось бы, между ним и осликом Иа – пропасть, понимаем «классического» меланхолика лучше всех. Между ними есть нечто общее. Возьмем героическую «икспедицию» к Северному полюсу. Разворачивается драма: в речку свалился крошечный кенгуренок Ру. Кто и как действует? Холерик Кролик носится взад и вперед, созывая всех остальных. Типичный флегматик Сова объясняет, что «в случае неожиданного погружения в воду самое важное – держать голову над поверхностью». Действуют только двое: конечно же сангвиник Вини-пух и … мрачный меланхолик ослик Иа. Сангвиник Пух, действующий по принципу «здесь и теперь», предлагает идеальный выход: бросает в воду жердь и «выуживает» кенгуренка. Но как оригинально поступает Иа! Садиться возле запруды, опускает в воду свой хвост и предлагает: «Ты только держись за мой хвост, Ру, и все будет в порядке». В этом их разница: сангвиник ищет опору вне себя, а меланхолик может найти совершенно нестандартное решение «в себе» -свой собственный хвост предложить как спасательный круг. Иа все время выступает в роли «мрачного философа», но в уме ему не откажешь: когда вся компания ликует по поводу открытия «земной оси», только он изумляется, когда ему подсовывают обыкновенную палку: «Значит, мы вот эту штуку искали? Ну что ж. Во всяком случае, дождя не было». Да, меланхолик во многом напоминает пессимиста: Ничего не поделаешь, так уж устроен этот печальный мир». Не злая воля руководит им. Таковы особенности его нервной деятельности – процессы возбуждения слабые. Он словно рассматривает мир в микроскоп. Но! Он способен первым увидеть опасность. Быстрее всех реагирует на ухудшения в «окружающей среде». Умный руководитель знает, что меланхолик идеальный «индикатор» здоровья коллектива. Если он все сильнее замыкается в себе, становиться раздражительнее (со стороны это может выглядеть как агрессивность), рвет отношения с коллегами (он не скандалит – прежние контакты рассыпаются, как песок) - коллективу грозит беда. Меланхолик повышенно раним, но мудрый руководитель не только не станет избавляться от этого сверхчувствительного существа – окружит его дружелюбием и благожелательностью. И этот «гадкий утенок» может воспарить, обернувшись лебедем. У него врожденная способность к проблемному мышлению – «чувствительность к проблемам». Ведь ориентировочная реакция «что такое?» у него от природы необычно сильна. Поэтому меланхолик просто незаменим при встречах с неизвестным. Эффективно действует, когда по заученному пути идти нельзя. Он не станет биться головой о стену, когда все в тупике. Он решить нестандартную проблему – взлетит над тупиком. И когда все «сильные», уверенные в себе типы безмятежно довольны, именно он может заметить, что сидят они на острове посреди трясины. Да, у меланхолика «слабый» тип нервной системы, Павлов И.П. даже сказал, что ему необходимы «тепличные условия». Но все живое хочет жить, и, чтобы выжить, меланхолик вынужден суметь построить себе теплицу. При любых обстоятельствах он натренирован защищать себя – и что интересно живет в своей «теплице» даже при невыносимых для «сильных» типов внешних условий. Возвращаемся в Волшебный лес – и видим, что именно Иа не теряется в трагической ситуации разлуки с Кристофером Робином. Это он пишет прощальную речь – в стихах! И первый в лесу поэт Винни признает талант и превосходство ИА. Так что руководитель фирмы, подружившийся с меланхоликом, может рассчитывать, что его «корабль» проплавает долго. Команда тех еще типов. Самым странным из «коллег по темпераменту» представляется меланхолику – холерик. Ну, все наоборот! Не зря Павлов назвал холерика «безудержным типом». Для него типично: «Авось, проскочим, пробьемся!», «Главное – ввязаться в бой, там видно будет!». Полное впечатление, что все наши предприниматели «первой капиталистической волны» были поголовно холериками. (Процессы возбуждения у них были просто бешенными, а торможение, похоже, отсутствовало вообще). Может, поэтому мы и имеем сегодня, что имеем – и в экономике, и в политике? Возможно, вам в руководители досталось существо, похожее на трудновыносимого Кролика, все время затевающего идиотические «мероприятия» и претендующего на всенародную благодарность? Откройте великий бестселлер на главе пятнадцатой – может, этот способ обуздания неукротимого холерика пригодится и вам? (Неплохо бы его «потерять» в тумане в неизвестной местности – и посмотреть, что получиться. Вдруг – скромны, тихий и вежливый кролик?). Самое поразительное, что полярные друг другу меланхолик и холерик могут прекрасно сработаться. Возможно, как соавторы они идеальны. Фонтанирующий идеями холерик очень интересен меланхолику как источник загадок (без которых жизнь не мила). Похож на меланхолика флегматик – то же интроверт, «в себя погруженный». И тоже – жертва «околопсихологических» мифов. Скучный, мол, занудливый. А это существо столь же уравновешенное, как и счастливый сангвиник, но чуть заторможенное. Погружен в спокойное прочувствование своих мыслей – и хорошо ему! Вот так Сова, прослывшая в Волшебном лесу мудрой-премудрой. Ну, кто еще способен после катастрофы, когда ураган повалил дом-дерево, так спокойно ждать помощи – полчаса повествовать обалдевшему Пуху о своем дяде Роберте? Жизнь подкидывает якобы сказочным героям проблему за проблемой, они «наваливаются» все вместе - и каждый раз достигают цели. Ведь они великолепно дополняют друг друга – благодаря тому, что все разные. И главный герой Винни-Пух – действительно супермедведь. Секрет супермедведя. Пух самокритично поет, что в голове у него – опилки. Но, скорее всего, опилки в голове у тех, кто пытается навязать в нашем реальном «лесу» западные методы достижения успеха. Нам за огромные деньги на суперпрестижных деловых тренингах великие западные гуру (о большинстве из них на их собственной родине никто не слыхал) продают якобы «золотое» правило: «Относись к другому так, как хочешь, чтобы относились к тебе». Но то отношение, что обрадует сангвиника, может вызвать ненависть у меланхолика. Что мы и лицезреем на каждом шагу. Представьте себе, что вы идете в раздумьях по улице, и ваш взгляд упирается в огромную доску: «Зубные врачи ждут вас круглосуточно». Взрослый меланхолик в ужасе зажмуривается (хотя лично у него нет проблем со стоматологией). Возможно, сангвиник в тот же момент списывает со столба номер телефона – вдруг понадобиться. Незабываемое зрелище – визит флегматика в магазин с «западной» манерой обслуживания! Ему бы дали спокойно посмотреть: что, какое, сколько стоит. Тогда он с удовольствием вступил бы в спокойную, обстоятельную беседу. Но на самом пороге на него накидывается стая юнцов с приклеенной улыбкой «чи-из» и радостным криком: «Что вам предложить?». В большинстве случаев: «Оставьте меня в покое», - раздосадованный флегматик поворачивается и покидает сверхгостеприимный магазин. И вряд ли еще раз сюда заглянет. Когда я вижу очередную огромную рекламу об очередных огромных скидках в престижном магазине – так и тянет дать совершенно бесплатный совет: «Пообещайте потенциальным покупателям, что хотя бы в течение первых десяти минут к ним не будут приставать ваши сотрудники. И мы к вам придем – большой компанией». А вот Винни-Пух действительно знает Великое правило общения: «Не относитесь к другому, как к себе. Относитесь к другому как к нему самому!». Винни – суперлидер и супермедведь. Он принимает своих друзей такими, какие они есть, никого не пытаться переделать. Он ценит их неповторимость - почему-то так хорошо в Волшебном лесу. Оставаясь собой, каждый постепенно расцветает. Милый Винни, как нам не хватает тебя в реальном лесу деловых отношений! А что касается повальной тяги тестировать на профпригодность - действительно профессиональные психологи предупреждают: «Осторожно с результатами!». Личность целостна, это не перечень «положительных» и «отрицательных» свойств. И если бы «по темпераменту» отбирали сотрудников в начале ХIХ века, ход истории мог бы быть иным. Но флегматика Кутузова «приняли» в полководцы. И он победил сангвиника – Наполеона. Кто бы «опознал» в светлом гении Чайковском меланхолика? А в мрачном гении Лермонтове сангвиника? Конечно же, под определение «безудержный тип» вполне подходит холерик Петр I. Но самое замечательное, что вдумчивый автор этого определения, великий ученый Павлов, холериком был сам. Так что идея о «хороших» и «плохих» темпераментах – сущее безумие. И среди «порождений дьявола» - меланхоликов – есть находчивые спасители, и поразительно удачливые каскадеры. Был бы руководитель суперлидером – как Винни-Пух- и получиться блестящая команда, которому никому не победить.
2.общение и характер человека. На поведение человека в процессе общения влияет его характер. В переводе с древнегреческого слово «характер» обозначает «чеканка», «печать». В самом деле, с одной стороны, жизнь чеканит, отливает характер человека, а с другой – характер накладывает печать на все поступки, мысли и чувства человека. Характер – это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для индивида способы поведения. Восточная пословица гласит: «Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу». Говоря о характере, мы подразумеваем типичные, часто повторяющиеся в поступках и действиях проявления индивидуальных свойств человека, привычные формы его поведения. Трусливый человек не может стать совершить решительный поступок, а вежливый – нагрубить. Для них это не свойственно и не соответствует их характер. Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями. Отдельные свойства характера зависят друг от друга, связаны друг с другом и образуют целостную организацию, которую называют структурой характера. В структуре характера выделяют две группы черт. Под чертой характера понимают те или иные особенности личности человека, которые систематически проявляются в различных видах его деятельности и по которым можно судить о его возможных поступках в определенных условиях. К первой группе черт относятся черты, выражающие направленность личности (устойчивые потребности, установки, интересы, склонности, идеалы, цели), систему отношений к окружающей действительности и представляющие собой индивидуально-своеобразные способы осуществления этих отношений. Ко второй группе относятся интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера. Среди свойств характера принято различать общие (глобальные) и частные. Глобальные свойства характера оказывает свое действие на широкую сферу поведенческих проявлений. Принято выделить пять глобальных черт характера (Шмелев А.Г., Водунов М.В., Норманн У. и др.): 1) самоуверенность – неуверенность; 2) согласие, дружелюбие – враждебность; 3) сознательность – импульсивность; 4) эмоциональная стабильность – тревожность; 5) интеллектуальная гибкость – ригидность. Такие черты, как экстраверсия – интроверсия, сопоставляются с более глобальными чертами характера, как уверенность и неуверенность в себе; так, общительность, экстравертированность склонны проявлять уверенные в себе люди, а неуверенные в себе проявляют замкнутость, интровертированность. Среди локальных, частных свойств характера, которые влияют на частные, узкие ситуации, можно выделить следующие: общительность – замкнутость, доминантность (лидерство) – подчиненность, оптимизм –пессимизм, совестливость – бессовестность, смелость - осторожность, впечатлительность – «толстокожесть», доверчивость – подозрительность, мечтательность – практицизм, тревожная ранимость – спокойная безмятежность, деликатность – грубость, самостоятельность – конформизм (зависимость от группы), самоконтроль - импульсивность, страстная увлеченность – апатичная вялость, миролюбивость – агрессивность, деятельная активность – пассивность, гибкость – ригидность, демонстративность – скромность, честолюбие – непритязательность, оригинальность – стереотипность. В системе отношений выделяют четыре группы черт характера, свидетельствующих об отношении человека к: 1) другим людям (общительность, замкнутость, равнодушие, чуткость и пр.) 2) своему делу (трудолюбие, лень, ответственность, инициативность, халатность и пр.) 3) самому себе (скромность, тщеславие, самокритичность) 4) вещам (аккуратность, бережливость). В характере человека выделяют интеллектуальные, эмоциональные и волевые черты. Говоря об интеллектуальных чертах характера, имеют в виду прежде всего сложившиеся качества ума (сообразительность, наблюдательность и др.). В эмоциональных чертах проявляется отношение к явлениям действительности (возбудимость, рассудочность и т.д.), а так же преобладающие настроения. Волевые черты характера определяют умение и готовность человека сознательно регулировать свою деятельность, связанную с преобладанием трудностей (решительность, целеустремленность). В описании характера психологи используют акцентуации характера человека. Акцентуации (от лат. Accents – ударение) – введенное К. Леонгардом понятие, означающее чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющую крайние варианты нормы, граничащие с психотипами. Акцентуации характера отличаются от последних отсутствием одновременного проявления свойственной психопатиям триады признаков: стабильности характера по времени, тотальности его проявлений во всех ситуациях, социальной дезадаптации. Выделяют следующие виды акцентуации: астеническая – для неё характерны быстрая утомляемость, раздражительность, склонность к депрессии и ипохондрии. Гипертимная – для этой акцентуации характерно приподнятое настроение, повышенная психическая активность с жаждой деятельности и тенденций разрабатываться, не доводя дело до конца. Демонстративная или истироидная – акцентуация, которая характеризуется выраженной тенденцией к вытеснению неприятных для субъекта фактов и событий, к лживости, фантазированию и притворству, используемым для привлечения к себе внимания, аватюристичность, тщеславие, «бегство в болезнь» (ипохондрия), при неудовлетворенной потребности в признании. Д истимная – для данной акцентуации характерны преобладание пониженного настроения, склонность к депрессии, сосредоточенность на мрачных, печальных сторонах жизни. Конформная – акцентуация, для которой характерны чрезмерная подчиненность и зависимость от мнения окружающих, недостаток критичности и инициативности, склонность к консерватизму. Лабильная – характеризуется резкой смены настроения в зависимости от ситуации. Неустойчивая – характерны склонность легко поддаваться влиянию окружающих, постоянный поиск новых впечатлений, компаний, умение легко устанавливать контакты поверхностного характера. Параноидальная или застревающая – характеризуется повышенной подозрительностью и болезненной обидчивостью, стойкостью отрицательных аффектов, стремлением к доминированию, неприятием мнения других; следствие ее – высокая конфликтность. Психастеническая – акцентуация, для которой характерны высокая тревожность, мнительность, нерешительность, склонность к самоанализу, постоянным сомнениям и рассуждениям, тенденция к образованию обсессий и ритуальным действиям. Сенситивная – акцентуация, которая характеризуется повышенной впечатлительностью, боязливостью, обостренным чувством собственной неполноценности. Циклоидная – акцентуация, которая характеризуется чередованием фаз плохого и хорошего настроения с различными периодами. Шизоидная – для нее характерны отгороженность, замкнутость, интроверсия, эмоциональная холодность, проявляющееся в отсутствии сопереживания, в трудностях при установлении эмоциональных контактов; недостаток интуиции в процессе общении. Эпилептоидная – акцентуация, которая характеризуется склонностью к злобно-тоскливому настроению (дисфория) с накапливающейся агрессией, проявляемой в виде приступов ярости и гнева (иногда с элементами жесткости), конфликтностью, вязкостью мышления, скрупулезной педантичностью. Таблица 3. Индивидуально-типологических свойств, типов организации и классификации характера. Автор |
Классификация типов | |||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | ||||||||||||||||||
Гиппократ, Гален | меланхолик | флегматик | холерик | |||||||||||||||||
И.П. Павлов | слабый | сильный, уравновешенный, инертный | сильный уравновешенный | |||||||||||||||||
Э. Кречмер | астеник, шизоид, шизотимик | атлетик, эпилиптоид, иксотимик | ||||||||||||||||||
У. Шелдон | церебротоник, эктоморфный | соматотоник, мезоморфный | ||||||||||||||||||
З. Фрейд | оральный | анальный | ||||||||||||||||||
К. Хорни | «от людей» | «против людей» | ||||||||||||||||||
К. Леонгард | возбудимо-дистимический | дистимический | застревающее - параноический | демонстративно застревающий | возбудимо эпилептоидный | |||||||||||||||
А. Личко | шизоидный | психастенический | -- | -- | эпилептоидный | |||||||||||||||
Л. Собчик | интровертированный | сенситивный | тревожный | ригидный | агрессивный | |||||||||||||||
А. Кроник, Р. Ахмеров | аскетизм, минимизация потребностей, самоограничение | созерцание, минимизация сложности, познание мира | деятельность, максимизация способностей, самосовершенствование | |||||||||||||||||
Н. Мак-Вильямс; Ю. Попов, В.Вид | шизоидный | нарциссический | параноидный | обсессивно-компульсивный | психопатический |
|
|