Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стресс в деловом общении. повышение стрессоустойчивости.

План:

1. Психологические факторы нормализации стресса

2. Повышение стрессоустойчивости человека. Преодоление стрессов руководителями и подчиненными

3. Причины стресса в общении.

4. Стрессовая реакция и поисковая активность

 

1. психологические факторы нормализации стресса

       Психологический стресс – это реакция человека на любое предъявляемое ему требование, связанное с напряжением его психики, направленное на преодоление возникающих трудностей и приспособление к изменяющимся условиям.

Стресс (от англ. STRESS – давление, напряжение, нажим) – не специфический ответ организма на любое предъявленное ему требование, которое помогает ему приспособиться к возникшей трудности и справиться с ней. в настоящее время различают: Эустресс – положительный стресс, который сочетается с желательным эффектом и мобилизирует организм. При нем происходит активизация познавательных процессов, осмысление действительности, памяти. Дистресс – отрицательный стресс, с нежелательным вредным эффектом

Стадии стресса:

Ø Стадия мобилизации повышает внимание, активность;

Ø Стадия стенических отрицательных эмоций: ярость, гнев, агрессия. Очень сильные нагрузки приводящие к истощению организма.

Ø Стадия астенических отрицательных эмоции: бессилие, депрессия, тоска, отчаяние.

Ø Невроз, срыв.

Углубление стресса приводит к формированию физиологических сдвигов:

- клинокопсихологические – повышенная тревожность, снижение эмоциональной стабильности.

- Психологические – снижение самооценки, фрустрация.

- Физиологические – нарушение кровообращения, повышение артериального давления, эндокринных и обменных процессов, повышения активности надпочечников и т.д.

Действия, препятствующие возникновению стрессовых ситуаций:

1. понимание относительности любых оценок событий. Повышенная ответственность часто приводит к внутриличностным конфликтам и стрессу.

2. снижение ответственности принимаемых решений. Информационные перегрузки могут быть причиной стресса, вероятных внутриличностных и межличностных конфликтов.

3. снижение уровня притязаний делает менее вероятным появление стресса. Чем больше уровень притязаний, тем чаще возможно возникновение стресса, который является реакцией, мобилизующей индивида на борьбу с трудностями.

4. если индивид не в силах изменить конкретную ситуацию, то он должен изменить свое отношение к ней. Конфликтное поведение человека является его реакцией на ситуацию, которую он оценивает как угрожающую его интересам.

5. действовать в соответствии с нормами морали и нравственности, и оценку теми, кто не соблюдает эти нормы, можно просто не принимать во внимание. Рекомендуется стараться уменьшать свою зависимость от внешних оценок, освобождаться от потребности во внешнем одобрении.

6. следует всегда учитывать тот факт, что ситуация, в которой в данный момент находиться индивид и воспринимает её как стрессовую, еще не самая худшая из возможных вариантов. Степень удовлетворенности своей жизнью оказывает сильное влияние на благоприятное состояние психики человека. Чем больше степень удовлетворенности жизнью и окружающей обстановкой, тем меньше человек подвержен стрессу.

 

2.Повышение стрессоустойчивости человека.

преодоление стрессов руководителями

и подчиненными

Способы восстановления и поддержания здоровья.

1. здоровый сон:

- полноценный крепкий сон не менее 8 часов в сутки;

- перед сном рекомендуется прогулка на свежем воздухе;

- за 2 часа до сна желательно не выполнять высокоинтеллектуальную работу.

2. употребление свежих и экологически чистых продуктов питания, а так же отфильтрованные воды. Рациональное питание – это умеренное, насыщенное растительной пищи, богатой витаминами и микроэлементами, подвергающейся минимальной тепловой и химической обработки.

3. очищение воздуха с использованием ионизаторов.

4. регулярной занятие спортом. Физические тренировки оказывают благоприятное воздействие на здоровье человека в целом и на его психическое состояние, они являются средством профилактики стресса.

5. прогулки на свежем воздухе.

6. создание благоприятной и уютной обстановки дома и в офисе:

- дома и в рабочем кабинете необходимо иметь комнатные растения;

- дизайн интерьера должен быть выполнен в спокойных, неярких тонах;

- освещение помещения не должно быть раздражающим.

7. воздействие звуковой информации. Звуковая информация, получаемая человеком, оказывает сильное влияние на психическое здоровье. Рекомендуется избегать воздействия громких, неестественных звуков (громкая музыка, шум двигателя, работа инструментов и пр.).

Примеры методов нейтрализации стресса:

Наименование метода Краткая характеристика метода
Планирование Со многими проблемами в личной или профессиональной жизни можно справиться с помощью планирования. Уделите некоторое время для уяснения ваших личных или служебных задач. На работе установите определенные часы для планирования деятельности на следующий день. Определите, как эта деятельность соотноситься с вашими личными целями и целями всей компании
Физические упражнения Регулярные упражнения очень полезны для здоровья человека, они являются хорошим выходом для отрицательной энергии, благотворно влияют на общее физическое состояние.
Диета Продолжительный стресс может привести к образованию недостатка витаминов, ослаблению организма, создает условия для слишком сильной восприимчивости к болезням. Кроме того, во время стресса нормальный режим питания нарушается, поэтому важным является соблюдение правильной диеты, употребление в пищу больше овощей и фруктов зеленого цвета. 
Психотерапия и психоанализ Широкое разнообразие техник, обычно используемых при интенсивной работе со специалистами – профессионалами. Форма психотерапии, при которой исследуются подсознательные основания не нормального поведения человека.

Соблюдение всех вышеперечисленных моментов значительно укрепляет жизненный тонус человеческого организма, улучшает настроение, повышает стрессоустойчивость в повседневном и деловой жизни.

Преодоление стрессов руководителями и подчиненными.

Рекомендации по преодолению стрессов для руководителей:

  1. Использовать стиль руководства, соответствующий конкретной деловой ситуации.
  2. При ошибках сотрудников необходимо в первую очередь оценивать обстоятельства, в которых они работали, а не их личные качества.
  3. При общении с сотрудниками не следует использовать иронию и сарказм, лучше пойти на компромисс и уступки.
  4. Если сотрудник отказываться от выполнения задания, не следует ругать и наказывать его. Необходимо выяснить, какие причины вызывали такое решение.
  5. Рекомендуется чаще демонстрировать доверие к подчиненным.

Рекомендации по преодолению стрессов для сотрудников:

1. при возникновении проблемы необходимо обсудить ее с коллегами и руководством.

2. важно постоянное наличие обратное связи. Работник должен сказать руководителю, как он понял задание, и отчитаться о выполнении.

3. если объем работы сильно превышает возможности сотрудника, надо объяснить причины отказа. Выполнение новых заданий возможно, если руководство разрешит освободиться от части старых.

4. когда возникает «конфликт ролей», необходимо обозначить проблему несовместимости порученных дел.

5. следует требовать от руководителя и коллег полной ясности и четкости в сути поручаемых заданий. Двоякое их толкование может вызвать конфликтную ситуацию, т.к. руководитель может ожидать другого итога выполнения задания, чем сотрудник.

6. необходимо периодическое снятие отрицательных эмоций, но не за счет коллег и руководителя. Оптимальным вариантом является физическая нагрузка (теннис, футбол, волейбол).

7. не рекомендуется смешивать личные и служебные связи. Служебный роман - всегда объект сплетен и пересудов в коллективе.

 

3. причины стресса в общении

Причинами стресса в общение можно отобразить в рис. 5.

Факторы, способствующие возникновению стрессовых ситуаций.

  1. организационные:

перегрузка или недостаточная рабочая нагрузка;

неблагоприятные физические условия (шум, недостаточный температурный режим);

неопределенность ролей (собеседник не уверен в том, каких действий от него ожидают);

конфликт ролей (существует, если к собеседнику предъявляют противоречивые требования);

неинтересная работа;

неверное соотношение между полномочиями и ответственностью.

  1. организационно-личностные:

страх совершить ошибку;

страх потерять место работы;

страх не справиться с работой;

страх потерять свою значимость.

  1. организационно-производственные:

неблагоприятный морально-психологический климат в коллективе;

неразрешенные конфликты;

отсутствие социальной поддержки.

Рис. 5. Причинами стресса в общение и его последствия.

 

  1. стрессовая активность

Основные элементы в структуре стрессовой реакции:

  1. оценка стрессогенного события. Факторы, оказывающие влияние на его оценку: личный опыт (положительный или отрицательный), общие социальные установки, эмоциональное состояние в момент события.
  2. физиологические и биохимические сдвиги в организме. Ошибочные страхи, неверное истолкование каких-либо явлений как угрожающих благополучию вызывают физиологические и биохимические изменения в организме и поведении человека.

Стрессовая реакция – это всегда социальный феномен. Человек не может игнорировать общепринятые социальные установки, нормы, запреты. Важны здесь и личные убеждения индивида, его мировоззрение, привычки, умение управлять эмоциями. Противостоять стрессам можно, оказывая влияние в первую очередь на его социальные составляющие, которые должны быть более управляемы, чем физиология индивида. Связь стрессового состояния человека со множественном соматических (телесных) заболеваний – общепризнанный факт.

       Поисковая активность – процесс, направленный на изменение неблагоприятной ситуации или на сохранение благоприятной вопреки влиянию угрожающих факторов или обстоятельств. В поисковой активности определенность конечных результатов практически всегда отсутствует. Она является общим неспецифическим фактором, определяющим устойчивость организма к стрессу и вредным воздействиями при разных формах поведения, обладает явным стимулирующим воздействием на организм и повышает его стрессоустойчивость. Дефицит поисковой активности создает предрасположенность к дистрессу и всем его негативным последствиям.

       Потребность в поисковой активности (в самом процессе постоянного изменения, получения новой информации, неизведанных ощущений) свойственна человеку от природы. Она имеет биологическую основу и эволюционный приспособительный смысл.

Основа стрессоустойчивости жизненной стратегии – поисковая активность, проявляемая в социально приемлемых формах. Именно это способствует противостоянию жизненным стрессам. Поисковая активность в большинстве случаев приносит полезные результаты независимо от того, достигнута ли конечная цель. В любых ситуациях она должна стать основой стрессоустойчивой жизненной стратегии. Это – ключевой способ адаптация к современному меняющемуся миру и главное средство совершенствования самих себя и социального окружения.

 


Практические упражнения

Для тренингов по общению

 

Упражнение 1. первое знакомство

       Ведущий объясняет, что иногда обстоятельства складываются так, что приходиться встречаться с совершенно незнакомым человеком. При этом вы договариваетесь не только о месте и времени встречи, но и приметах, по которым вас можно узнать. Опишите себя так, чтобы человек, с которым вы встречаетесь, сразу вас узнал, при этом постарайтесь уйти от стереотипа (одежда, цвет волос, глаз и т.д.), а попробуйте найти свою индивидуальную примету (привычку поправлять очки, необычная деталь походки и пр.). Каждый делает описание на листочке и сдает ведущему. Индивидуальная работа длиться три-пять минут.

       Ведущий зачитывает текст, а участники группы должны узнать по описанию, чей это портрет. Выбрать самые интересные описания.

Упражнение 2. завоевать внимание

       Участникам предлагается выполнить одну и ту же простейшую задачу. Любыми средствами, не прибегая, конечно, к физическим воздействиям, надо постараться привлечь к себе внимание окружающих. Задача усложняется тем, что одновременно это делают все участники по команде ведущего. Если участников больше 10-12 человек, то их можно разбить на две команды: одна – наблюдает, другая – выполняет упражнение. Затем поменяться местами. После выполнения упражнения необходимо обсудить: кому из группы удалось завоевать больше внимание аудитории и почему.

Упражнение 3. центр общения

       Все участники разбиваются на группы по шесть-восемь человек. Каждой группе за одну минуту необходимо выбрать тему разговора, чтобы она была интересна любому участнику команды.

       Через минуту тренер предлагает каждому участнику команды оценить по 10-бальной шкале степень интереса к предложенной теме. В случае разных оценок, даваемых в одной команде, обсудить результаты. Если степень интереса участников команды колеблется от 9 до 10 баллов, значит каждый проявил инициативность и заинтересованность. Если оценки меньше 9 баллов, то, видимо, в команде не все мнения участников были учтены.

       Из каждой группы надо выбрать одного участника, который пойдет в гости в соседние группы. Цель «гостя» - стать центром общения в чужой группе (цель сообщается только для «гостей»). Группа ведет разговор на выбранную тему. «Гость» общается в каждой чужой группе по три минуты.

       По завершении упражнения группы обсуждают приемы общения, которые позволили участникам стать центром внимания в группе. Можно предложить каждой группе оценивать по 10-бальной шкале эффективность выполнения упражнения «гостями». «Гости» также оценивают особенности общения в каждой группе.

       После упражнения делаются выводы по следующим вопросам:

  • что необходимо учитывать при принятии группового решения?
  • Какие приемы можно использовать для того, чтобы стать центром общения?

Упражнение 4. передай информацию

       Участники (пять-семь человек) встают в линию спиной друг к другу. Ведущий первому участнику дает задание передать при помощи жестов «цветочек» следующему игроку, который передает третьему и т.д. У последнего участника тренер спрашивает: «Что вы получили?». В случае искажения информации обсудить, почему последний человек получил неверную информацию.

Упражнение 5. телефонограмма

       Из группы выбирается 5-7 человек для передачи информации. Передаться телефонограмма от одного участника к другому так, чтобы остальные участники, передающие информацию, её не слышали. Ведущий зачитывает информацию первому игроку один раз. Первый передает полученную информацию так, как ее запомнил, второму участнику и т.д. группа наблюдает за процессом. Для анализа передачи информации лучше снять на видео камеру.

       Информация: «Иван Петрович уехал в 11 часов, не дождавшись вас, очень огорчился, что не смог поговорить с вами лично, и просил передать вам, что если не вернется к обеду, а это будет зависеть от того, сколько он пробудет в министерстве, то совещание в 15.30 надо проводить без него. Кстати, на совещании необходимо обсудить вопрос о поставке компьютеров, которые ничем не хуже импортных. И ещё на совещании надо не забыть объявить, что все начальники отделов должны пройти собеседование у психологов, которые будут работать в 20-м кабинете с 10 до 14 часов ежедневно до 2 октября».

       Последнего участника спрашивают: «Что вы будете делать, получив данную информацию?»

       В группе обсуждаются и вырабатываются требования к получению и передачи информации. Каждый участник рассказывает о своих чувствах, эмоциях и наблюдениях, о том, что получил для себя в результате проделанных упражнений. Выясняется, какие требования к передаче информации были нарушены.

Упражнение 6. мысль одна, а слов много

       Ведущий предлагает участникам несложную фразу, например, «Хорошо в краю родном». Надо предложить несколько вариантов для передачи этой мысли другими словами. При этом не одно из слов данного предложения не должно упоминаться. Важно сохранить смысл высказывания. Можно устроить соревнования между командами. Побеждает тот, у кого больше вариантов.

Упражнение 7. переправа

       Участники встают друг напротив друга на расстоянии 10 шагов. Им необходимо с помощью мимики и жестов переманить партнера на свою сторону.

       Обсудить, какая стратегия поведения была выбрана для взаимодействия:

  • если партнер сразу перешел на сторону другого, - это уступчивость;
  • если встретились на середине – компромисс;
  • если активно договаривались, и при этом каждый остался на своем месте – противодействие;
  • если не было попыток взаимодействия, это – избегание;
  • если один партнер сходил за другим и помог ему перейти на свою сторону, это – сотрудничество.

Обсудить, какая выбранная стратегия соотносится с реальными действиями в жизни.

Упражнение 8. «Федорено горе»

       Вам необходимо рассмотреть и проанализировать конфликтную ситуацию. В ней задействованы много персон, события развиваются драматически, последствия разнообразны и неоднозначные. Ваша задача – проанализировать конфликт, оценить эффективность, приемлемость выбранного способа его разрешения с точки зрения различных участников. Прочитайте поэтическую драму К.И. Чуковского «Федорено горе».

       Оцените роль в данной ситуации самовара (лидера), курицы (подстрекательницы) и тараканов (обманутых «друзей» Федоры). Какую стратегию поведения в конфликтной ситуации выбирают герои.

Упражнение 9. «Сказка о жадности»

       Вам необходимо рассмотреть и проанализировать конфликтную ситуацию. В ней задействованы несколько персон, события развиваются драматически, последствия разнообразны и неоднозначные. Ваша задача – проанализировать конфликт, оценить эффективность, приемлемость выбранного способа его разрешения с точки зрения различных участников. Просмотрите сюжет отечественного мультфильма «Сказка о жадности».

Для упражнений 8 и 9.

Алгоритм анализа данного конфликта:

  • участники (стороны) конфликта
  • объект притязаний сторон
  • декларируемые цели сторон (внешняя позиция)
  • потребности и опасения сторон (внутренняя позиция)
  • изменения в сторонах и объекте в процессе развития отношений, в частности:
  1. появление новых участников
  2. возникновение конфликтных внутри лагеря единомышленников
  3. изменение формулировки внешней позиции
  4. переконструирование ценностей и смыслов
  5. изменение в объекте конфликта
  • выбранный способ разрешения конфликта
  • оценка выбранного способа разрешения конфликта каждой из сторон, их чувства и мысли.

Упражнение 10. письма

       Все сидят по кругу, ведущий дает задание: «Напишите, какое впечатление производит на вас каждый участник группы». Записки не подписываются (в них пушится, кому она адресована) и сдаются ведущему, который затем раздает их адресатам. Обсуждается, совпадает ли собственное мнение о себе с мнением остальных участников тренинга, зачитывается по желанию самые оригинальные.

Упражнение 11. зеркало

       Выберите себе партнера для этого упражнения. Один из вас – зеркало, другой – рассматривает себя в этом зеркале. «Зеркало» присоединяется к партнеру по позе, мимике, жестам, пробует в течение двух минут вжиться в состояние своего партнера. В течение минуты рассказывает о своих чувствах в состоянии «отраженного Я».

Упражнение 12. скульптура

       Один участник – скульптор, другой – глина. Вылепите из своего партнера скульптуру, выражающую его сущность в вашем представлении. Назовите её.

       Поменяйтесь ролями.

Затем каждый участник рассказывает о своих чувствах, эмоциях, наблюдениях о том, что получил для себя в результате проделанных упражнений.

       Какие приемы вы использовали для понимания состояния своего партнера? Что мешало адекватному его восприятию по невербальным признакам?

Упражнение 13. техники слушания

       Участники в парах работают над использованием различных техник слушания. В течение пяти минут один рассказывает свою историю (реальную или вымышленную) – другой слушает, выбирая в течение рассказа различные техники (пассивное, активное, эмпатическое слушание), затем участники меняются ролями. Обсудите, почему была выбрана определенная техника слушания и как она помогала собеседнику.

Упражнение 14. рассказ от имени предмета

       Все участники разбиваются на пары. Каждый выбирает любой предмет (ручку, часы, помаду и пр.) и по очереди должен рассказать от имени предмета о его жизни, о том, какие проблемы его волнуют, какие трудности он встречает в своей жизни, как относиться к другим и как бы он хотел, чтобы относились к нему. Второй участник использует активное или эмпатическое слушание (по своему желанию) и помогает найти ресурсы у рассказчика для преодоления трудных жизненных ситуаций. Затем происходит смена позиций. На каждого участника отводиться 5-10 минут.

       Обсудите результаты в группе.

Упражнение 15. захват инициативы общения

       Беседуют два человека. Начинают диалог с любой реплики на любую тему, второй должен подхватить разговор, но при этом переключить собеседника на свою тему. Делать это надо ненавязчиво.

Упражнение 16. кто больше…

       Участники разбиваются на группы по 5-7 человек. Объявляется конкурс: какая команда за пять минут напишет больше черт характера человека (отвечая на вопрос: какой?). по очереди команды зачитывают, по ходу разъясняя значение некоторых черт и выясняя, является ли это вообще чертой характера (например, веселый). Составляется общий список черт характера.

Упражнение 17. маски

       Ведущий предлагает каждому участнику выбрать свой персонаж из сказки, из мультфильмов. Написать имя выбранного героя, друзей из разных сказок, которые ему помогают, а так же врагов, которые мешают, строят различные козни. Нарисовать маску главного героя.

       Разбиться на команды по 5-7 человек. От имени героя рассказать о нем: имя персонажа, возраст, его черты характера, любимые занятия и привычки, друзья и враги. Приумыть свою маленькую историю-сказку.

       В команде, слушая рассказчика, отмечают, какие черты главного персонажа схожи с чертами характера рассказчика. После окончания истории-сказки происходит обсуждение черт характера рассказчика.

Упражнение 18. за что мы любим

       Ведущий вначале говорит о том, что, вступая во взаимодействие с окружающими, мы их делим по принципу «нравится – не нравится». Как правило, эту оценку мы связываем с внутренними качествами человека. Давайте попробуем определить, какие качества в людях мы ценим и принимаем.

       Участникам сообщается, что задание будет выполняться письменно. Каждый берет лист бумаги, выбирая в группе человека, который по многим своим проявлениям импонирует ему. Надо указать пять качеств, которые особенно вам в этом человеке нравятся, причем не называя самого человека.

       Затем по очереди читаются характеристики, а все пытаются определить, к кому они относятся. Определяется, кто из присутствующих оказался в числе самых популярных личностей.

Упражнение 19. собери фигуру

       Два участника садятся спиной друг к другу. Один из них складывает фигуру из восьми спичек. После этого он на словах объясняет своему напарнику, как надо сложить идентичную фигуру. При этом напарник не имеет право задавать уточняющие вопросы. Затем упражнение повторяется, но уже с правом задать вопросы.

       Результаты двух частей упражнения сравниваются и анализируются.

Упражнение 20. кораблекрушение

       Вы спаслись на плоту после кораблекрушения, если кем-то из участников не пожертвовать, то плот через 10 минут потонет. Кто из вашей группы станет жертвой?

       Оценить по 10-бальной системе степень вашей удовлетворенности от принятого решения, а также степень удовлетворенности процессом обсуждения.

 

Три теста на общение

 

Уровень общительности

тест Ряховского В.Ф.

Определите уровень своей общительности. Ответьте на вопросы опросника. Варианты ответов: да, нет, иногда.

Опросник:

  1. Выбивает ли вас ожидание какой-либо встречи из колеи?
  2. Вызывает ли у вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на каком-либо мероприятии?
  3. Не откладываете ли вы визит к врачу до последнего момента?
  4. Вам предлагают выехать в другой город на студенческую конференцию. Приложите ли вы максимум усилий, чтобы этого избежать?
  5. Любите ли вы делиться своими переживаниями с окружающими людьми?
  6. Раздражаетесь ли вы, если незнакомый человек на улице обратился к вам с просьбой или вопросом?
  7. Верите ли вы, что существует проблема «отцов и детей» и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?
  8. Постесняетесь ли вы напомнить знакомому, что он забыл вам вернуть деньги, которые занял несколько месяцев назад?
  9. В столовой вам подали недоброкачественное блюдо, промолчите ли вы?
  10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, вы не вступите с ним в беседу и будите тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?
  11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она не была (в магазине, кинотеатре, библиотеке)?
  12. Боитесь ли вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?
  13. У вас есть собственные критерии произведений литературы, искусства, культуры, и чужих мнений на этот счет вы не приемлете, это так?
  14. Услышав где-либо в кулуарах высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному вам вопросу, предпочитаете ли вы промолчать и не вступать в спор?
  15. Вызывает ли у вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в учебной теме?
  16. Охотнее ли вы излагаете свою точку зрения в письменной форме, чем в устной?

 

Тест «три Я»

на основе транзактного анализа

Определите, какая позиция – Родителя, Взрослого или Ребенка для вас является ведущей. Оцените в баллах от 0 до 10 следующие высказывания:

  1. Мне порой не хватает выдержки.
  2. Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять.
  3. Родители, как более зрелые люди, должны устраивать семейную жизнь своих детей.
  4. Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-либо событиях.
  5. Меня провести нелегко.
  6. Мне бы понравилось быть воспитателем.
  7. Бывает, мне хочется подурачиться, как маленькому.
  8. Думаю, что я правильно понимаю все происходящие события.
  9. Каждый должен выполнять свой долг.
  10. Нередко я поступаю не так, как надо, а так, как хочется.
  11. Принимая решение, я стараюсь продумать все его последствия.
  12. Наше поколение должно учиться у старших, как ему жить.
  13. Я, как и многие люди, бываю обидчив.
  14. Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе.
  15. Дети должны следовать указаниям родителей.
  16. Я – увлекающийся человек.
  17. Мой основной критерий оценки человека – объективность.
  18. Мои взгляды непоколебимы.
  19. Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать.
  20. Правила оправданы лишь до тех пор, пока они полезны.
  21. Люди должны соблюдать все правила независимо от обстоятельств.

 

Один раз увидеть или услышать

У каждого из нас есть ведущие органы чувств, которые быстрее и чаще остальных реагируют на сигналы и раздражители внешней среды. Эта психологическая игра поможет вам, какие органы чувств скорее «откликаются» при ваших контактах с окружающим миром. Запишите номера вопросов, на которые вы ответили «Да».

  1. Люблю наблюдать за облаками и звездами.
  2. Часто напеваю себе потихоньку.
  3. Не признаю моду, которая неудобна.
  4. Обожаю ходить в сауну.
  5. В автомашине для меня важен цвет.
  6. Узнаю по шагам, кто вошел в комнату.
  7. Меня развлекает подражание диалектам.
  8. Много времени посвящаю своему внешнему виду.
  9. Люблю принимать массаж.
  10. Когда есть свободное время, люблю рассматривать людей.
  11. Плохо себя чувствую, когда не наслаждаюсь движением.
  12. Видя платье в витрине/ костюм, знаю, что мне будет в нем хорошо.
  13. Когда я слышу старую мелодию, ко мне возвращается прошлое.
  14. Часто читаю во время еды.
  15. Очень часто разговариваю по телефону.
  16. Я склонен к полноте.
  17. Предпочитаю слушать рассказ, который кто-то читает, чем читать самой.
  18. После плохого дня мой организм в напряжении.
  19. Охотно и много фотографирую.
  20. Долго помню, что мне сказали приятели и знакомые.
  21. Легко отдаю деньги за цветы, потому что цветы украшают жизнь.
  22. Вечером люблю принять горячую ванну.
  23. Стараюсь записывать свои личные дела.
  24. Часто разговариваю сам с собой.
  25. После длительной езды на машине долго прихожу в себя.
  26. Тембр голоса многое говорит мне о человеке.
  27. Очень часто оцениваю людей по манере одеваться.
  28. Люблю потягиваться, расправлять конечности.
  29. Слишком твердая или слишком мягкая постель – для меня это мука.
  30. Мне не легко найти удобные туфли.
  31. Очень часто люблю ходить в кино.
  32. Узнаю когда-либо виденные лица даже через годы.
  33. Люблю ходить под дождем, когда капли стучат по зонтику.
  34. Умею слушать то, что мне говорят.
  35. Люблю танцевать, а в свободное время заниматься спортом или гимнастикой.
  36. Когда близко тикает будильник, не могу уснуть.
  37. У меня не плохая стереоаппаратура.
  38. Когда слышу музыку, отбиваю такт ногой.
  39. На отдыхе не люблю осматривать памятники архитектуры.
  40. Не выношу беспорядок.
  41. Не люблю синтетические ткани.
  42. Считаю, что атмосфера в комнате зависит от освещения.
  43. Часто хожу на концерт.
  44. Пожатие руки много говорит мне о данной личности.
  45. Охотно посещаю галереи и выставки.
  46. Серьезная дискуссия - это захватывающее дело.
  47. Через прикосновение можно сказать больше, чем словами.
  48. В шуме не могу сосредоточиться.
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...