Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Высота горы




а = 900 - B


Рис. 3-4. Измерение крутизны склона с помощью эклиметра


Определение расстояний

Определение расстояний при проведении исследовательских работ в природе имеет огромное значение. Но если небольшие расстояния мож­но измерить без всякого труда при помощи линейки, рулетки или друго­го измерительного инструмента, то определение больших расстояний та­ким способом весьма затруднительно, а иногда просто невозможно.

Далеко не всегда можно воспользоваться непосредственными изме­рениями, и в таких случаях измерительными «приборами» будут слу­жить шаги, уровень глаз (расстояние от земли до глаз) или любые под­ходящие для этого предметы, находящиеся «под рукой». А размечать местность можно колышками.

Конечно, эти задания сложны для младших школьников, но юные туристы, уже знакомые с геометрическими построениями, вполне справятся с поставленной задачей.

Высота дерева (холма)

а)       Определение высоты дерева по длине тени, падающей от него
Так как лучи солнца можно считать практически параллельными,

то тень от дерева во столько же раз длиннее тени от шеста известной вам длины а, во сколько раз дерево выше шеста. Поэтому, определив отношение длины тени от дерева к длине тени от шеста к, можно вы­числить высоту дерева ка.

б)       Определение высоты дерева при помощи шеста

Установив вертикальный шест на некотором расстоянии от дерева,

нужно встать в такую точку, из
которой верхний конец шеста за­
гораживает верхушку дерева
(рис. 3-5). Тогда, если высота ча­
сти шеста над уровнем глаз равна
а, а расстояния от глаз по гори­
зонтали до шеста и до дерева рав­
ны b и у соответственно, то из по­
добия треугольников можно най­
ти высоту дерева х над уровнем
   глаз. Наконец, зная свой рост h
до уровня глаз, получаем полную
Рис. 3-5. Определение высоты дерева высоту дерева Н:
(холма) при помощи шеста                  х = уа / b

Изучение форм поверхности, рельефа местности


H = h + x = h + ya/b

Вычисления и измерения можно упростить, если добиться равенст­ва b = а, которое достигается выбором места установки шеста. Кроме того, можно лечь на землю, что позволит считать h = 0, и в результате высота дерева окажется равной х = у.

Высота горы

Установим вертикальный шест на некотором расстоянии от горы и встанем в такую точку В, чтобы вершина горы зрительно совмещалась с верхним концом шеста. Затем, пройдя некоторое расстояние в напра­влении от горы по прямой, на которой лежит первая точка и проекция А вершины на горизонтальную плоскость, еще раз проделаем такую же операцию. Здесь отметим точку С.

Пусть высота шеста над уровнем глаз равна а, расстояние от глаз до шеста в первом случае - b, а во втором - с. Тогда, измерив расстояние у между точками В и С, можно вычислить высоту горы от уровня глаз. Обозначим через z расстояние между точками А и В. Из подобия соот­ветствующих треугольников имеем

x/z = a/b, x/(x+y) = а/с, откуда bx = az, сх = az = ay и сх - bx = ay, т. е.

х = ay/(c-b).

Коэффициент при у в последнем равенстве можно сделать равным 1, если в первом положении шеста добиться равенства b == а, а во вто­ром - равенства с = 2а.

Ширина оврага, расселины

Ширина оврага, расселины

Ширину оврага, рас­селины можно измерить следующим образом. Вы становитесь на краю в точке А, отмечаете ее колышком и выбираете на противоположном краю какой-нибудь хо­рошо заметный ориен­тир D (дерево, куст, ка­мень и т. п. ). После это­го, идя в направлении, перпендикулярном к


линии AD, переходите в точку В, удаленную от точки А больше, чем предполагаемая ширина оврага. В точке В устанавливаете колышек и, идя в том же направлении, переходите в точку С, которая находится от точки В на таком же расстоянии, как и точка В от точки А (рис. 3-6).

Затем от точки С идите под прямым утлом к линии АС до точки F, находящейся на одной прямой (в створе) с колышком в точке В и ори­ентиром D на противоположном берегу.

Из равенства треугольников BCF = BAD видно, что отрезок CF = AD, т. е. ширине оврага.

План изучения и описания рельефа местности

1. Какой общий вид имеет поверхность (холмистая, равнинная, пе­ресеченная)?

2. Как часто встречаются овраги, речные долины; можно ли назвать местность сильно или слаборассеченной?

3. Общий характер речных долин. Нет ли изломов в продольном на­правлении или уступов и где именно, какая форма у истока долины?

4. Какая растительность покрывает поверхность? Укажите состав древесной и кустарниковой, травянистой и моховой растительности.

5. Если есть обнажения пластов земли в оврагах, на берегах рек, то замерьте толщину каждого пласта, возьмите образцы горных пород из каждого горизонта. Этикетируйте и зарисуйте схему обнажения. Обо­значьте на карте или маршрутной ленте место и номер обнажения. Эти же цифры обозначьте на этикетках взятых образцов.

6. Как часто встречаются обнажения? Какие горизонты они вскры­вают?

7. Встречаются ли на водоразделах валуны; единичные или скопле­ниями? Отметьте на карте места валунов. Возьмите образцы валунов и этикетируйте их.

8. Нет ли на равнинах и на низменных пространствах грив или гряд и невысоких валов, каков их вид, размеры в длину, ширину и высоту?

 

8. Если на поверхности встречаются холмы, то определите их на­правление по сторонам горизонта.

9. Какие породы слагают поверхность холмов (песок, глина, валу­ны, галечники и пр. )? Соберите образцы пород, слагающих холмы, и этикетируйте их. На карте отметьте места взятия образцов.

11. Если встречаются одинокие холмы, то ознакомьтесь с формой холма и расположением в плане, определите высоту, крутизну скло­нов, их ориентацию по сторонам горизонта, характер растительности,

покрывающей склоны.

План изучения и описания холма

1. Установите точное местонахождение холма.

2. Определите расположение холма по сторонам горизонта.

3. Определите высоту и характер склонов.

4. Измерьте и вычертите план и профиль холма.

5. Какие породы слагают поверхность холмов (песок, глина, валу­ны, галечники и пр. )?

6. По естественным обнажениям или по специально проведенным канавам изучите внутреннее строение холма и образующие его корен­ные породы.

7. Соберите образцы пород, слагающих холмы, и этикетируйте их. На карте отметьте места взятия образцов.

8. Наблюдаются ли на склонах холмов обрывы, какую длину имеет каждый из них?

9. Определите характер растительности, покрывающей склоны.

План изучения и описания оврага

1. Установите точное местонахождение оврага.

2. Определите направление оврага по сторонам горизонта.

3. Установите начало и устье оврага, если овраг небольшой.

4. Определите высоту и характер склонов.

5. Измерьте поперечный профиль в разных частях оврага (верши­ны, средней и устьевой).

6. Вычертите план и профиль оврага.

7. Определите уклон дна оврага.

8. Опишите, какие породы обнажаются в обрывах и склонах оврага, измерьте мощность каждого горизонта.

9. В какой части оврага наблюдаются отроги, какую длину имеет каждый из них; наблюдается ли их рост?

10.      В какой части оврага наблюдаются обрывы, какую длину имеет
каждый из них?

11. Имеются ли выходы грунтовых вод, ключей, заболоченные уча­стки, западины, постоянные или временные водотоки, блюдцеобраз-ные углубления, заполненные водой? Отметьте их местонахождение на профиле и плане оврага.

12. Встречаются ли оползни, обвалы, на каком пути протяжения наблюдаются, какой они ширины? Опишите толщину сползающего слоя и его минеральный состав.

13. Выясните причину появления оврага. Характерные участки ов­рага следует зарисовать или сфотографировать.

14. Если есть возможность наблюдать за оврагом в течение несколь­ких лет, то проведите исследование и узнайте, на какое расстояние увеличивается овраг за год, в какое время года происходит интенсив­ный рост его, какой частью растет овраг?

15. Узнайте, какое количество оврагов имеется на данной террито­рии. Какая борьба проводится в районе с оврагами?

План изучения и описания обнажения

1. На основании картографического материала, сведений из книг, опроса местных жителей обозначьте на карте известные карьеры, ка­меноломни, большие овраги и другие объекты, где имеются обнаже­ния горных пластов, слагающих земную поверхность.

2. Посетите во время похода каменоломни, карьеры, овраги, обо­значенные на карте. Пронумеруйте их. В полевом дневнике поставьте номер исследуемого обнажения и зарисуйте схему его. Определите вер­тикальный размер обнажения.

3. Подробно осмотрите каждую часть обнажения. Сфотографируйте обнажение целиком. При фотографировании частей обнажения в каче­стве масштаба поставьте геологический молоток или метровую палку.

4. В полевом дневнике укажите: местоположение обнажения (с при­вязкой к населенному пункту или другому четкому ориентиру), хара­ктер местности, на которой изучается обнажение, размеры (высоту, длину) и характер обнажения (обрыв, осыпь и т. д. ).

5.         Описание пластов проводите от нижних к верхним: замерьте
мощность каждого пласта; укажите характер границы между пласта­
ми; определите породу каждого пласта и обозначьте их отдельной бук­
вой. Определив породу, укажите ее цвет, излом, строение, минерало­
гический состав.

6. Возьмите образец из каждого пласта, пронумеруйте его и сделай­те этикетку. Образец должен иметь размер 6x9 см, толщину до 3 см. Все образцы обнажения сложите в пронумерованный мешочек и этот номер отметьте в дневнике.

7. Тщательно осмотрите каждый пласт обнажения и найдите окаме­нелости. Запишите слой, из которого выбита окаменелость. Если встретятся кости животных, отпечатки растений, запишите, в каких пластах они найдены; отберите хорошо сохранившиеся образцы, эти-кетируйте их. Позже определите вид растения и животного.

8. По зарисовке обнажения составьте геологическую колонку. По различным обнажениям района попытайтесь воссоздать геологиче­скую историю развития этой территории, проконсультировавшись по данному вопросу со специалистами-геологами.

9. Определите, какие горные породы могут быть использованы в хо­зяйстве района.

10.      Все образцы, взятые на геологических обнажениях, приведите в
порядок и сдайте в краеведческий музей или кабинет географии своей
школы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...