Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Бланк описания рельефа. 4. Геоморфологические исследования водоемов. Программа описания источника




Бланк описания рельефа

Мезоформа....................................................................................................

Генезис, характер поверхности, морфометрические характеристики для формы

Элемент мезоформы.......................................................................................

Морфометрия, экспозиция элемента.........................................................

Формы, их размеры, разность высот.........................................................

Микрорельеф..................................................................................................

Увлажнение.                      Тип почвенно-грунтового питания
Степень увлажнения (подчеркнуть)

Недостаточная

Нормальная                     Краткопоемная

Периодически повышенная Среднепоемная

Постоянно повышенная     Долгопоемная

Избыточная
Грунтовые воды с глубины                   м

Признаки стояния верховодки с см

Верховодка на дату наблюдения с     см

Литература

1. Андреева М. А., Дзикович В. А., Дмитриева В. Т., Матвеев Н. П. Полевая практика по общему землеведению: для ст. -заочников геогр. фак. пед. ин-тов//МГЗПИ. - М.: Просвещение, 1991

2. Бардин К. В. Азбука туризма: Пособие для руководителей туристских по­ходов в школе. - М.: Просвещение, 1973.

3. Богоявленский Г. П., Смирнова Н. Д., ЮньевИ. С. Идут любознательные. - М.: Молодая гвардия, 1965.

4. Туризм и спортивное ориентирование. Учеб. для ин-тов и тех-мов физ. культуры / Сост. В. И. Ганопольский - М.: Физкультура и спорт, 1987.

5. Обручев С. В. и др. Изучай свой край: Книга юного краеведа. - М.: Моло­дая гвардия, 1951.

6. Полевая практика по геоморфологии, геологии и географии почв. - Но­восибирск: Новосибирский Гос. пед. ин-т, 1961.

4. Геоморфологические исследования водоемов

Исследования водоемов можно проводить в составе комплексного экологического исследования или в качестве отдельного задания. Уча­щимся предлагается составить описание состояния водоема, его ис­пользования и охраны. Для программы базисного учебного плана эта работа может быть полезна в курсе географии 7 класса или курсе био­логии 7, 8 и 11 классов.

В программах объединений дополнительного образования экологи­ческой направленности геоморфологические исследования водных объектов занимают одно из важных мест. Значительный интерес они представляют также для туристов-водников. В комплексе с изучением водоема могут рассматриваться основные формы поверхности, харак­тер залегания горных пород, растительность и животный мир водоема и территории близ него.

Описание выходов грунтовых вод

Производя географические исследования, необходимо в полевом дневнике описывать по возможности все более или менее значитель­ные естественные выходы грунтовых вод (источники, ключи, родни­ки), встречающиеся по берегам и дну исследуемой реки, оврага и т. п., а также выявлять все места, где грунтовые воды находятся на незначи­тельной глубине от поверхности земли.

Признаком близости грунтовых вод служит резко выделяющаяся иногда на склонах речных долин влаголюбивая ярко-зеленая расти­тельность. Наличие на сравнительно сухой почве таких растений, как тростник, камыш, касатик, различные виды осок и т. п. определенно указывает, что здесь недалеко от поверхности залегает водоносный го­ризонт.

Каждый исследуемый источник описывают под своим порядковым номером, который обозначают на карте при условном знаке источни­ка, нанесенном в месте его выхода. Отдельные наиболее мощные и важные для питания реки и в хозяйственном отношении источники надо сфотографировать.

Программа описания источника

1. Дата и час обследования.

2. Местное название источника (если у источника нет названия, надо дать ему порядковый номер или отметить «Источник без названия»).

 

3. Месторасположение выхода грунтовых вод (в русле реки, на склоне долины или балки, в стенке или на дне оврага, у подошвы тер­расы).

4. Вид источника (восходящий или нисходящий, мочажинный). Высота места проявления источника над уровнем воды в реке иди над дном оврага. Затопляется ли источник во время весеннего разлива?

5. Характер рельефа, где находится ключ. Какие породы слагают местность? Хорошо ли выражены пласты? Замерьте их мощность.

6. Характеристика водоносной породы (водоносного горизонта), от­куда вытекает источник, и водоупорной породы (водоупорного гори­зонта), подстилающего водоносный пласт.

7. Характер вытекания воды из источника (сочится, бьет ключом, вытекает отдельными струйками или в виде одной широкой струи). Донные ключи легко заметить, наблюдая сквозь воду грунт дна реки. Там, где есть ключи, со дна поднимаются фонтанчики песка (если дно песчаное) или вода в этих местах взмучивается (если дно илистое).

8. Влияние, оказываемое источником на прилегающую местность (оползни, оседание или размыв грунта, заболачивание местности око­ло выхода источника, образование ручья). Какова растительность вблизи родника?

9. Расход (дебит) воды источника, т. е. какой объем воды дает он в единицу времени?

10.      Увеличивается ли расход воды в источнике при выпадении дож­
дей, уменьшается ли он или иссякает совершенно в какие-либо перио­
ды? Из бесед со старожилами выяснить, в какие годы было особенно
много или мало воды. Замерзает ли родник, в какой месяц? Не высту­
пает ли вода вблизи замерзшего ключа в конце зимы?

11.      Температура воды в источнике (сравнить ее с температурой воз­
духа и температурой воды в реке).

12. Качество воды (прозрачность, цвет, вкус, запах, жесткость). Нет ли на траве или камнях беловатого известкового налета или ржа­вого осадка гидроксида железа? Не является ли источник минераль­ным (данное качество определяется проведением аналитических ис­следований)?

13. Использование воды источника местными жителями (для пи­тья, водопоя животных, стирки белья).

14. Санитарное состояние источника в момент обследования (имеет ли он сруб, его высота над землей, обложен ли камнем, вытекает ли из трубы).

12. Нанесите на карту местоположение ключей (пронумеруйте их на карте).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...