Составление графика изменения температур (за день, неделю, месяц)
Эту работу можно начать с составления графика изменения средних температур в течение суток (рис. 2-4). Для этого используют данные, которые учащиеся определяют по термометрам. График изменения суточной температуры позволит учащимся сделать вывод о зависимости между высотой Солнца над горизонтом и температурой. График может быть достаточно наглядным, если рядом с температурой в утренние, полуденные и вечерние часы отмечать и положение Солнца над горизонтом. Показатели, характеризующие отрицательные температуры, целесообразно отмечать синим цветом, а положительные - красным. Построение графика изменения температур воздуха за неделю (месяц) формирует у учащихся представление о том, что, несмотря на одинаковое положение Солнца над горизонтом в определенные часы раз-
9 10 11 12 13 14 15 Рис. 2-4. График изменения средних температур с 1 по 15 марта в Москве
личных дней недели, температура этих дней иногда существенно различается из-за влияния направления движения ветра, облачности на температуру и на состояние погоды в целом. Можно предложить учащимся построить график изменения температур в течение года, взяв за основу средние температуры отдельных месяцев всех сезонов года. Сопоставление графиков (рис. 2-5) позволит учащимся самостоятельно сделать вывод о прямой зависимости между высотой Солнца и высоты Солнца над горизонтом (на широте Москвы)
над горизонтом и средней температурой, объяснить наличие температурной разницы по сезонам года, влияние и роль температуры на развитие растительного и животного мира.
Перед построением графика все данные можно вписать в заранее подготовленную таблицу:
Составление диаграммы осадков по сезонам года Диаграмму, наглядно показывающую изменение количества осадков в течение года, можно построить, обобщив данные по количеству осадков за различные сезоны года {рис. 2-6). Например, в зимние месяцы среднее количество осадков составляло 36 мм, в весенние - 45 мм, в летние - 78 мм, в осенние - 48 мм. {Общее количество осадков за год -621 мм. ) Столбцы диаграммы по каждому сезону года можно закрасить различным цветом. Учащиеся делают вывод, на какой сезон года приходится наибольшее количество осадков. На диаграмме можно отразить и общее количество осадков, выпадающих за все месяцы года. Построение «розы ветров» и диаграммы облачности Для построения «розы ветров» данные наблюдений за любой месяц года анализируют и обобщают в форме таблицы, где отмечают направление ветра и количество дней, в течение которых ветер имел указанное направление. Затем на основе этих данных ученики вместе с педагогом строят «розу ветров» (см. рис. 2-7).
Построение «розы ветров» и диаграммы облачности позволит учащимся сделать правильный вывод о зависимости облачности от направления ветра, объяснить причины этой зависимости. Описание погоды за день, месяц учащимся предлагается дать по следующему плану. 1. За какой промежуток времени
2. Наибольшая, наименьшая и 3. Осадки, их общее количество, вид осадков и время выпадения. 4. Облачность, распределение облачности по дням. 5. Направление и сила ветра. Роза ветров.. рис. 2 7. «Роза ветров» и диаграмма облачности
6. Атмосферное давление. Изменение давления. 7. Необычные атмосферные явления. 8. Влияние погоды на здоровье людей, их жизнь и деятельность, 9. Влияние погоды на состояние растений и поведение животных. Литература Ермолов А. С. Народное погодоведение. - М.: Русская книга, 1995. Гурвич Л. М. и др. Следопыт. - М.: Физкультура и спорт, 1976. Лукьяненко И, Р. Методика выполнения краеведческих исследований на маршруте. // По материалам городских краеведческих слетов «По следам русских землепроходцев». - М.: МГДТДиЮ, 1995. Обручев СВ. и др. Изучай свой край: Книга юного краеведа. - М.: Молодая гвардия, 1951. Сиротин В. И. Самостоятельные и практические работы по географии: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1991. Формозов А. Н. Спутник следопыта. - М.: Изд-во МГУ, 1989.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|