Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Составление графика изменения температур (за день, неделю, месяц)




Эту работу можно начать с составления графика изменения средних температур в течение суток (рис. 2-4). Для этого используют данные, которые учащиеся определяют по термометрам. График изменения су­точной температуры позволит учащимся сделать вывод о зависимости между высотой Солнца над горизонтом и температурой. График может быть достаточно наглядным, если рядом с температурой в утренние, полуденные и вечерние часы отмечать и положение Солнца над гори­зонтом. Показатели, характеризующие отрицательные температуры, целесообразно отмечать синим цветом, а положительные - красным.

Построение графика изменения температур воздуха за неделю (ме­сяц) формирует у учащихся представление о том, что, несмотря на оди­наковое положение Солнца над горизонтом в определенные часы раз-

3 4 5 6 7

9 10 11 12 13 14 15 Рис. 2-4. График изменения средних температур с 1 по 15 марта в Москве



23 сентября   22 декабри


22 июни


личных дней недели, температура этих дней иногда существенно различается из-за вли­яния направления движения ветра, об­лачности на темпера­туру и на состояние по­годы в целом.

Можно предложить учащимся построить график изменения температур в течение года, взяв за основу средние температуры отдельных месяцев всех сезонов года.

Сопоставление гра­фиков (рис. 2-5) позво­лит учащимся самосто­ятельно сделать вывод о прямой зависимости между высотой Солнца
Рис. 2 5. Годовые изменения средних температур

и высоты Солнца над горизонтом

(на широте Москвы)

 

над горизонтом и средней температурой, объяснить наличие темпера­турной разницы по сезонам года, влияние и роль температуры на разви­тие растительного и животного мира.

Перед построением графика все данные можно вписать в заранее подготовленную таблицу:

 

Высота Солнца 340 57030' 340 100 30'
Температура воздуха (средняя) -5° С -150С +90С -160 С
Месяц года Март Июнь Сентябрь Декабрь

Составление диаграммы осадков по сезонам года

Диаграмму, наглядно показывающую изменение количества осад­ков в течение года, можно построить, обобщив данные по количеству осадков за различные сезоны года {рис. 2-6). Например, в зимние меся­цы среднее количество осадков составляло 36 мм, в весенние - 45 мм, в летние - 78 мм, в осенние - 48 мм. {Общее количество осадков за год -621 мм. )


Столбцы диаграммы по каждому сезону года можно закрасить раз­личным цветом. Учащиеся делают вывод, на какой сезон года прихо­дится наибольшее количество осадков. На диаграмме можно отразить и общее количество осадков, выпадающих за все месяцы года.

Построение «розы ветров» и диаграммы облачности

Для построения «розы ветров» данные наблюдений за любой месяц года анализируют и обобщают в форме таблицы, где отмечают направ­ление ветра и количество дней, в течение которых ветер имел указан­ное направление. Затем на основе этих данных ученики вместе с педа­гогом строят «розу ветров» (см. рис. 2-7).

 

Показатели облачности   Н

аправление ветра и количество дней

  С С-В В ; ■ такил ю-в [ Hanj Ю

авленнем Ю-3  3

С-3
Ясно о
Облачно
Переменная облачность
Итого дней

2    2   6     9     4


Построение «розы ветров» и диаграммы облачности позволит уча­щимся сделать правильный вывод о зависимости облачности от напра­вления ветра, объяснить причины этой зависимости.

Описание погоды за день, месяц учащимся предлагается дать по следующему плану.

1.         За какой промежуток времени
(день, неделю, месяц) дается описа­
ние.

2.         Наибольшая, наименьшая и
средняя температура воздуха, законо­
мерность изменения температуры за
указанный промежуток времени.

3. Осадки, их общее количество, вид осадков и время выпадения.

4. Облачность, распределение об­лачности по дням.

5. Направление и сила ветра.

Роза ветров..

рис. 2 7. «Роза ветров» и диаграмма облачности

 

6. Атмосферное давление. Изменение давления.

7. Необычные атмосферные явления.

8. Влияние погоды на здоровье людей, их жизнь и деятельность,

9. Влияние погоды на состояние растений и поведение животных.

Литература

Ермолов А. С. Народное погодоведение. - М.: Русская книга, 1995.

Гурвич Л. М. и др. Следопыт. - М.: Физкультура и спорт, 1976.

Лукьяненко И, Р. Методика выполнения краеведческих исследований на маршруте. // По материалам городских краеведческих слетов «По следам рус­ских землепроходцев». - М.: МГДТДиЮ, 1995.

Обручев СВ. и др. Изучай свой край: Книга юного краеведа. - М.: Молодая гвардия, 1951.

Сиротин В. И. Самостоятельные и практические работы по географии: По­собие для учителя. - М.: Просвещение, 1991.

Формозов А. Н. Спутник следопыта. - М.: Изд-во МГУ, 1989.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...