Организация работы исследовательской экспедиции учащихся
Рассмотрим типичную схему организации и проведения детской ту-ристско-экологической исследовательской экспедиции, модель которой отрабатывалась нами с 1982 года и реализуется ныне в Федеральном центре детско-юношеского туризма и краеведения. Обучение и воспитание учащихся в туристско-экологической экспедиции проводится в рамках разнообразных организационных форм. Это маршрутная экскурсия на местности, беседы в базовом лагере, самостоятельные исследования учащихся в природе, индивидуальные и групповые консультации (на пробных площадках, в лагере), занятия семинарского типа, природоохранные и природовосстановительные работы, итоговая научная конференция. Каждая из этих форм имеет свое особое содержание, обладает специфическими образовательными и воспитательными возможностями. Например, в процессе бесед и консультаций школьники знакомятся с целями и задачами практикума, содержанием различных видов работ, методами сбора и обработки материалов, правилами оформления результатов, а в ходе самостоятельных исследований в природе проводят сбор первичной информации о состоянии среды. После прибытия в базовый лагерь несколько дней выделяется на акклиматизацию и налаживание быта. Важным моментом является планирование и обустройство лагеря, строительство туалетов, мест для мытья посуды, бани, спортивных площадок, наведение порядка и создание эстетической привлекательности территории. После решения бытовых вопросов можно приниматься за выполнение исследовательских программ. Для естественнонаучных направлений необходимые этапы - подготовка аппаратуры, проверка методик. В это время проводятся однодневные радиальные выходы в окрестности лагеря. Группы, работающие в населенных пунктах, знакомятся с их жителями, налаживают контакты, выявляют людей, владеющих интересной и ценной информацией.
В начале экспедиции для каждой группы проводится вводная экскурсия в природу, а для учащихся младших групп еще и зачетная - в конце экспедиции. В ходе экскурсии отдельным группам школьников поручается вести углубленное наблюдение окружающей среды по специальным заранее полученным заданиям. Вводная экскурсия по своему содержанию носит комплексный характер. Но главное внимание педагог обращает на разъяснение основных положений из тех заданий, которые будут выполнять учащиеся данной группы в период предстоящей работы. При этом он дает общую физико-географическую характеристику местности, отдельных природных объектов и явлений, развивает навыки определения видов растений и животных, типов растительных сообществ, ярусности, экологических факторов. Внимание детей концентрируется на выявлении доступных для кратковременного наблюдения природных связей типа: рельеф - условия увлажнения - тип растительности; тип леса -ярусность - освещенность - фенофаза растений. Экскурсия будет неполноценной, если в ее содержании не будет уделено должного внимания раскрытию связей человека с природой. Для этого необходимо использовать самые разнообразные проявления человеческой деятельности в окружающей среде (дороги, посевы, вырубки, различные сооружения, посадки растений, замусоривание, вытаптывание, антропогенный ландшафт). На следующем этапе происходит основной сбор материала. Группы естественнонаучных направлений после непродолжительной рекогносцировки отправляются в многодневные водные или пешеходные походы. Группы гуманитарных направлений работают на объектах или в населенных пунктах. Природоохранные и природовосстановительные мероприятия желательно организовывать в дополнение к исследовательской работе. Это позволяет учащимся понять, что конкретные дела по улучшению экологической обстановки доступны каждому человеку.
Особенностью процесса выполнения исследовательских заданий в походах и экспедициях является организация исследовательской работы по методу малых групп. Для этого весь экспедиционный отряд делится на бригады (звенья). Хотя разделение на рабочие звенья и проводится по принципу добровольного выбора партнера, руководителю необходимо тактично, но твердо контролировать создание групп. Как показывает опыт, оптимальный состав звена - два-три человека. Причем желательно, чтобы группы были примерно равносильны по своему составу: сильный и слабый ученик, два мальчика и девочка. При таком составе члены звена более равномерно загружены работой, причем распределение работы внутри звена они организуют сами. Одновременно с этим решается и целый ряд задач по воспитанию нравственных качеств у подростков: чувства ответственности, заботливости и внимательного отношения, доверия и требовательности к товарищу, рыцарского отношения к девочкам и т. п. «Если изучаемая тема является коллективной, то важно, чтобы каждый учащийся чувствовал себя членом исследовательского коллектива, имел определенные обязанности перед ним и особую ответственность за результаты своей работы»1. Школьный экологический мониторинг: Учеб. -метод, пособие для учителей и учащихся / [Т. Я. Ашихмина, Г. Я. Кантор, А. Н. Васильева и др. ]; Под ред. Т. Я. Ашихминой. - М. : Агар: Рандеву-АМ, 2000. Каждому звену можно присвоить название или порядковый номер на период всей экспедиции. Такая организация коллектива во многом об-легчает проведение не только полевых исследований (распределение пробных площадок, проведение консультаций, равномерное использование оборудования), но и дежурства по кухне, организацию трудовых дел, подведение итогов и т. п. Звенья из четырех-пяти человек создаются лишь в случаях крайней необходимости. Важнейшим этапом экспедиции является итоговая конференция. Она происходит обычно в базовом лагере. На конференцию прибывают участники всех направлений экспедиции и отчитываются о проделанной работе. Для всех участников конференция должна стать самым значительным, главным мероприятием экспедиции. Значимость этого события подчеркивается всей подготовкой и проведением конференции. При оформлении места проведения конференции желательно учесть естественный микрорельеф, который позволит выстроить амфитеатр. Устраивается «кафедра» для докладчиков, стол президиума, место для представления наглядного материла и т. д. Если докладов не очень много - их все можно заслушать на общем (пленарном) заседании. Если докладов более 15-16, то следует часть докладов перенести на секционные заседания, после которых все участники обязательно собираются для подведения итогов.
При проведении комплексной экспедиции в одном и том же районе работают исследовательские группы различных направлений, исследуя его по своим программам и методикам. Каждое направление имеет свой годичный цикл, основным, центральным звеном которого является комплексная экспедиция, в которой участвуют направления как гуманитарного, так и естественнонаучного цикла. При этом существует единая исследовательская программа экспедиции, выполнение которой осуществляется методами, общими для всех направлений. Использование такой модели образования способствует преодолению тенденции к профессиональной ограниченности, формирует у учащихся понятие о единстве научных методов мышления и познания; углубляет вариативность и увеличивает универсальность предлагаемого образования. При этом все руководители и естественнонаучных, и гуманитарных направлений должны исходить из того, что они работают над частью комплексной исследовательской программы и используют единые методы научного исследования. Они принадлежат к единой научно-педагогической школе, разные направления которой призваны решать единые образовательные задачи, но в каждом случае - на конкретном предметном материале. Такой подход позволяет говорить о сочетании универсальности и вариативности, разноплановости образования.
Обобщение и анализ собранных данных, совместные выступления на конференциях и семинарах по разным тематикам дают возможность учащимся в наиболее полной мере воспринять и природные, и культурно-исторические особенности региона, формируют понимание взаимосвязи процессов, происходящих на Земле, и основные мировоззренческие понятия о принципах взаимоотношений человека и природы. Обучающиеся различных направлений составляют единый коллектив, поэтому результаты исследовательской деятельности каждого быстро распространяются среди ребят, что создает позитивную атмосферу доброй состязательности, научного соревнования, стремление качественно и в полном объеме выполнить свою работу. На итоговой полевой конференции гораздо в большей степени, чем в городских условиях, ребята ощущают связь разных наук, понимают, что они исследуют свои объекты, будь то состав зообентоса или особенности архитектуры монастырских построек, сопоставимыми научными методами. Литература Александрова Р. И. Эволюционная этика: история, методология, принципы, идеологическая направленность. Автореф. дис. ... док. пед. наук: . - М, 1997. Бабакова Т. А. Теория и практика школьного экологического краеведения: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук: / Петрозавод. гос. ун-т, - М., 1996. Беккер И. Л. Туристско-краеведческая деятельность как средство формирования экологической культуры старших подростков: Автореф. дис.... канд. пед. наук: / Ин-т развития личности Рос. акад. образования. - М., 1995. Вруднов А. К. Учебно-исследовательская работа школьников // Воспитание школьников. - 1996. - № 2 - С. 6-8. Буковская Г. В. Формирование экологической культуры школьников средствами туристско-краеведческой деятельности. - Тамбов: Из-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 1999. Вушманова Н. В. Туристско-краеведческая деятельность как средство социализации и воспитания подростков: Автореф. дис. ... канд. пед. наук: / Адыг. гос. ун-т. - Ставрополь, 1998. Глазачев С. Н. Экологическая культура учителя. - М.: Современный писатель, 1998. Горский В. А. Конференция юных исследователей и конструкторов // Школа и производство, - 1996. - № 5. - С. 40-42. Дежникова Н. С. Экологическая культура; грани воспитания // Биология в школе. - 1995. - № 3. - С. 20-23. Закон Российской Федерации «Об образовании». Зверев И. Д. Учебные исследования по экологии в школе. - М.: Центр «Экология и образование», 1993. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике// Лицейское и гимназическое образование, 1997, №0. -С. 111-123. Константинов Ю. С. Теоретические основы программно-методического обеспечения учреждений дополнительного образования детей туристско-краеведческого профиля.: Дисс. ... канд. пед. наук: / Рос. меж. акад. туризма. -, М., 1999.
Детский туризм в России. Очерки истории 1918-1998 г. / Сост. Ю. С. Константинов. - М.: ЦДЮТур МО РФ, 1998. Лагерь-экспедиция: Новая форма летнего отдыха / Н. Волкова, Е. Полику-тина, Т. Тихонова и др. // Нар. образование. - 1999. - № 5. - С. 111-117. Леонтович А. В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии // Школьные технологии - 1999, - № 1-2. -С. 132-137. Леонтович А., Монахов Д. Опыт организации исследовательской деятель-; ности учащихся в учебном заведении: Годовой цикл работы в исследовательской группе. // Лицейское и гимназическое образование. - 1997. - № 0. - С. 124-132. Ляшко Л. Ю. Научно-практическая конференция учащихся как эффективная форма дополнительного образования // Дополнительное образование. -1999. -№3 -С. 7-9. Мамедов Н. М., Суровегина И. Т. Общеобразовательные цели изучения экологии в контексте устойчивого развития: Вестник АсЭко. - 1995. - № 1-2, С. 3-10 Меркулов Б. А. Проведение летней полевой практики // Биология в школе. - 1995. -№1. -С. 44-49. Назаренко В. М. Модели обучения в экологическом образовании. / Материалы 2-ой Московской научно-практической конференции по непрерывному экологическому образованию. - М.: 1995. Озеров А. Г. Система организации туристско-краеведческой деятельности учащихся России // Материалы научно-практической конференции «Детско-юношеский туризм и краеведение в воспитании гражданственности и патриотизма, оздоровлении подрастающего поколения России» - М.: ЦДЮТур РФ, 1998. С. 9-10. Озеров А. Г. Всероссийские туристские лагеря юных экологов-краеведов как реализация принципов и методов туристско-краеведческого движения «Отечество» // Сборник докладов и тезисов сообщений научно-практической конференции «Актуальные проблемы туризма-99. Развитие туризма в южном Подмосковье» - М.: РМАТ, 1999. - С. 333-340. Озеров А. Г. Содержание исследовательской деятельности учащихся в туристско-краеведческих объединениях экологической направленности.: Дисс. канд. пед. наук: / Рос. меж. акад. туризма. - М., 2001. О развитии учебно-исследовательской деятельности учащихся в системе дополнительного образования: Решение коллегии Министерства образования Рос. Федерации от 10 января 1996 г. № 1/1 // Вестн. образования. - 1996. -№5. -С. 31-34. Остапец-Свешников А. А. На маршруте туристы-следопыты. - М.: Просвещение, 1987. Остапец-Свешников А. А. Система туристско-краеведческой деятельности общеобразовательной школы: Автореф. дис. ... док. пед. наук. - М., 1989. Остапец-Свешников А. А. Могучее средство развития личности. - М.: Агентство ДОК, 1994. Остапец-Свешников А. А. Цикл-программа // Материалы научно-практической конференции «Детско-юношеский туризм и краеведение в воспитании гражданственности и патриотизма, оздоровлении подрастающего поколения России». - М.: ЦДЮТур РФ, 1998. - С. 11-12. Остапец-Свешников А. А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся - М.: ЦДЮТК РФ, 2001. Панфилов A. M. Организация и проведение полевой школьной экспедиции. -М.: ЦДЮТур РФ, 1997. Самохин Ю. С. Краеведческий подход в туристской подготовке школьников в учреждениях дополнительного образования.: Дисс.... канд. пед. наук: / Рос. меж. акад. туризма. - М., 1999. Сборник официальных документов по детско-юношескому туризму, краеведению, организации отдыха детей и молодежи. / Сост. Ю. С. Константинов. - М.: ЦДЮТур МО РФ, 1999. Теплов Д. Л. Всероссийский слет юных экологов: организация, проблемы, итоги: // Биология в шк. - 1995. - № 3. - С. 53-55. Фомин В. П. Туристско-краеведческая экспедиция как форма экологического воспитания старшеклассников: Автореф. дис. ... канд. пед. наук: / Ин-т развития личности Рос. акад. образования. - М., 1998. Шиков Е. В. Исследовательский принцип в обучении // Биология в школе 1995. -№2. -С. 19-21. Шипко А. Л. Туристско-краеведческая деятельность как средство воспитания готовности старшеклассников к защите Родины: Автореф. дис. ... канд. пед. наук: / АПН СССР, НИИ общ. проблем воспитания. - М., 1988. Школьный экологический мониторинг: Учеб. -метод, пособие для учителей и учащихся / [Т. Я. Ашихмина, Г. Я. Кантор, А. Н. Васильева и др. ]; Под ред. Т. Я. Ашихминой. - М. : Агар: Рандеву-АМ, 2000.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|