Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация работы исследовательской экспедиции учащихся




Рассмотрим типичную схему организации и проведения детской ту-ристско-экологической исследовательской экспедиции, модель кото­рой отрабатывалась нами с 1982 года и реализуется ныне в Федеральном центре детско-юношеского туризма и краеведения.

Обучение и воспитание учащихся в туристско-экологической экс­педиции проводится в рамках разнообразных организационных форм.

Это маршрутная экскурсия на местности, беседы в базовом лагере, са­мостоятельные исследования учащихся в природе, индивидуальные и групповые консультации (на пробных площадках, в лагере), занятия семинарского типа, природоохранные и природовосстановительные работы, итоговая научная конференция.

Каждая из этих форм имеет свое особое содержание, обладает спе­цифическими образовательными и воспитательными возможностями. Например, в процессе бесед и консультаций школьники знакомятся с целями и задачами практикума, содержанием различных видов работ, методами сбора и обработки материалов, правилами оформления ре­зультатов, а в ходе самостоятельных исследований в природе проводят сбор первичной информации о состоянии среды.

После прибытия в базовый лагерь несколько дней выделяется на акклиматизацию и налаживание быта. Важным моментом является планирование и обустройство лагеря, строительство туалетов, мест для мытья посуды, бани, спортивных площадок, наведение порядка и соз­дание эстетической привлекательности территории.

После решения бытовых вопросов можно приниматься за выполне­ние исследовательских программ. Для естественнонаучных направле­ний необходимые этапы - подготовка аппаратуры, проверка методик. В это время проводятся однодневные радиальные выходы в окрестно­сти лагеря. Группы, работающие в населенных пунктах, знакомятся с их жителями, налаживают контакты, выявляют людей, владеющих интересной и ценной информацией.

В начале экспедиции для каждой группы проводится вводная экс­курсия в природу, а для учащихся младших групп еще и зачетная - в конце экспедиции. В ходе экскурсии отдельным группам школьников поручается вести углубленное наблюдение окружающей среды по спе­циальным заранее полученным заданиям.

Вводная экскурсия по своему содержанию носит комплексный ха­рактер. Но главное внимание педагог обращает на разъяснение основ­ных положений из тех заданий, которые будут выполнять учащиеся данной группы в период предстоящей работы. При этом он дает общую физико-географическую характеристику местности, отдельных при­родных объектов и явлений, развивает навыки определения видов рас­тений и животных, типов растительных сообществ, ярусности, эколо­гических факторов. Внимание детей концентрируется на выявлении доступных для кратковременного наблюдения природных связей типа: рельеф - условия увлажнения - тип растительности; тип леса -ярусность - освещенность - фенофаза растений.

Экскурсия будет неполноценной, если в ее содержании не будет уде­лено должного внимания раскрытию связей человека с природой. Для этого необходимо использовать самые разнообразные проявления че­ловеческой деятельности в окружающей среде (дороги, посевы, выруб­ки, различные сооружения, посадки растений, замусоривание, вытап­тывание, антропогенный ландшафт).

На следующем этапе происходит основной сбор материала. Группы естественнонаучных направлений после непродолжительной реког­носцировки отправляются в многодневные водные или пешеходные походы. Группы гуманитарных направлений работают на объектах или в населенных пунктах.

Природоохранные и природовосстановительные мероприятия же­лательно организовывать в дополнение к исследовательской работе. Это позволяет учащимся понять, что конкретные дела по улучшению экологической обстановки доступны каждому человеку.

Особенностью процесса выполнения исследовательских заданий в походах и экспедициях является организация исследовательской ра­боты по методу малых групп. Для этого весь экспедиционный отряд де­лится на бригады (звенья). Хотя разделение на рабочие звенья и прово­дится по принципу добровольного выбора партнера, руководителю не­обходимо тактично, но твердо контролировать создание групп. Как по­казывает опыт, оптимальный состав звена - два-три человека. Причем желательно, чтобы группы были примерно равносильны по своему со­ставу: сильный и слабый ученик, два мальчика и девочка. При таком составе члены звена более равномерно загружены работой, причем рас­пределение работы внутри звена они организуют сами. Одновременно с этим решается и целый ряд задач по воспитанию нравственных ка­честв у подростков: чувства ответственности, заботливости и внима­тельного отношения, доверия и требовательности к товарищу, рыцар­ского отношения к девочкам и т. п. «Если изучаемая тема является коллективной, то важно, чтобы каждый учащийся чувствовал себя членом исследовательского коллектива, имел определенные обязанно­сти перед ним и особую ответственность за результаты своей работы»1.

Школьный экологический мониторинг: Учеб. -метод, пособие для учителей и учащихся / [Т. Я. Ашихмина, Г. Я. Кантор, А. Н. Васильева и др. ]; Под ред. Т. Я. Ашихминой. - М. : Агар: Рандеву-АМ, 2000.

Каждому звену можно присвоить название или порядковый номер на период всей экспедиции. Такая организация коллектива во многом об-легчает проведение не только полевых исследований (распределение пробных площадок, проведение консультаций, равномерное использо­вание оборудования), но и дежурства по кухне, организацию трудовых дел, подведение итогов и т. п. Звенья из четырех-пяти человек создают­ся лишь в случаях крайней необходимости.

Важнейшим этапом экспедиции является итоговая конференция. Она происходит обычно в базовом лагере. На конференцию прибывают участники всех направлений экспедиции и отчитываются о проделан­ной работе. Для всех участников конференция должна стать самым значительным, главным мероприятием экспедиции. Значимость этого события подчеркивается всей подготовкой и проведением конферен­ции. При оформлении места проведения конференции желательно учесть естественный микрорельеф, который позволит выстроить ам­фитеатр. Устраивается «кафедра» для докладчиков, стол президиума, место для представления наглядного материла и т. д. Если докладов не очень много - их все можно заслушать на общем (пленарном) заседа­нии. Если докладов более 15-16, то следует часть докладов перенести на секционные заседания, после которых все участники обязательно собираются для подведения итогов.

При проведении комплексной экспедиции в одном и том же районе работают исследовательские группы различных направлений, иссле­дуя его по своим программам и методикам. Каждое направление име­ет свой годичный цикл, основным, центральным звеном которого яв­ляется комплексная экспедиция, в которой участвуют направления как гуманитарного, так и естественнонаучного цикла. При этом суще­ствует единая исследовательская программа экспедиции, выполнение которой осуществляется методами, общими для всех направлений. Использование такой модели образования способствует преодолению тенденции к профессиональной ограниченности, формирует у уча­щихся понятие о единстве научных методов мышления и познания; углубляет вариативность и увеличивает универсальность предлагае­мого образования.

При этом все руководители и естественнонаучных, и гуманитарных направлений должны исходить из того, что они работают над частью комплексной исследовательской программы и используют единые ме­тоды научного исследования. Они принадлежат к единой научно-педа­гогической школе, разные направления которой призваны решать единые образовательные задачи, но в каждом случае - на конкретном предметном материале. Такой подход позволяет говорить о сочетании универсальности и вариативности, разноплановости образования.

Обобщение и анализ собранных данных, совместные выступления на конференциях и семинарах по разным тематикам дают возможность учащимся в наиболее полной мере воспринять и природные, и культур­но-исторические особенности региона, формируют понимание взаимо­связи процессов, происходящих на Земле, и основные мировоззренче­ские понятия о принципах взаимоотношений человека и природы.

Обучающиеся различных направлений составляют единый коллек­тив, поэтому результаты исследовательской деятельности каждого бы­стро распространяются среди ребят, что создает позитивную атмосфе­ру доброй состязательности, научного соревнования, стремление каче­ственно и в полном объеме выполнить свою работу.

На итоговой полевой конференции гораздо в большей степени, чем в городских условиях, ребята ощущают связь разных наук, понимают, что они исследуют свои объекты, будь то состав зообентоса или особен­ности архитектуры монастырских построек, сопоставимыми научны­ми методами.

Литература

Александрова Р. И. Эволюционная этика: история, методология, принци­пы, идеологическая направленность. Автореф. дис. ... док. пед. наук: . - М, 1997.

Бабакова Т. А. Теория и практика школьного экологического краеведения: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук: / Петрозавод. гос. ун-т, - М., 1996.

Беккер И. Л. Туристско-краеведческая деятельность как средство форми­рования экологической культуры старших подростков: Автореф. дис.... канд. пед. наук: / Ин-т развития личности Рос. акад. образования. - М., 1995.

Вруднов А. К. Учебно-исследовательская работа школьников // Воспита­ние школьников. - 1996. - № 2 - С. 6-8.

Буковская Г. В. Формирование экологической культуры школьников сред­ствами туристско-краеведческой деятельности. - Тамбов: Из-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 1999.

Вушманова Н. В. Туристско-краеведческая деятельность как средство со­циализации и воспитания подростков: Автореф. дис. ... канд. пед. наук: / Адыг. гос. ун-т. - Ставрополь, 1998.

Глазачев С. Н. Экологическая культура учителя. - М.: Современный писа­тель, 1998.

Горский В. А. Конференция юных исследователей и конструкторов // Шко­ла и производство, - 1996. - № 5. - С. 40-42.

Дежникова Н. С. Экологическая культура; грани воспитания // Биология в школе. - 1995. - № 3. - С. 20-23.

Закон Российской Федерации «Об образовании».

Зверев И. Д. Учебные исследования по экологии в школе. - М.: Центр «Эко­логия и образование», 1993.

Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике// Лицейское и гимназиче­ское образование, 1997, №0. -С. 111-123.

Константинов Ю. С. Теоретические основы программно-методического обеспечения учреждений дополнительного образования детей туристско-крае­ведческого профиля.: Дисс. ... канд. пед. наук: / Рос. меж. акад. туризма. -, М., 1999.

Детский туризм в России. Очерки истории 1918-1998 г. / Сост. Ю. С. Кон­стантинов. - М.: ЦДЮТур МО РФ, 1998.

Лагерь-экспедиция: Новая форма летнего отдыха / Н. Волкова, Е. Полику-тина, Т. Тихонова и др. // Нар. образование. - 1999. - № 5. - С. 111-117.

Леонтович А. В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии // Школьные технологии - 1999, - № 1-2. -С. 132-137.

Леонтович А., Монахов Д. Опыт организации исследовательской деятель-; ности учащихся в учебном заведении: Годовой цикл работы в исследователь­ской группе. // Лицейское и гимназическое образование. - 1997. - № 0. - С. 124-132.

Ляшко Л. Ю. Научно-практическая конференция учащихся как эффектив­ная форма дополнительного образования // Дополнительное образование. -1999. -№3 -С. 7-9.

Мамедов Н. М., Суровегина И. Т. Общеобразовательные цели изучения эколо­гии в контексте устойчивого развития: Вестник АсЭко. - 1995. - № 1-2, С. 3-10

Меркулов Б. А. Проведение летней полевой практики // Биология в школе. - 1995. -№1. -С. 44-49.

Назаренко В. М. Модели обучения в экологическом образовании. / Матери­алы 2-ой Московской научно-практической конференции по непрерывному экологическому образованию. - М.: 1995.

Озеров А. Г. Система организации туристско-краеведческой деятельности учащихся России // Материалы научно-практической конференции «Детско-юношеский туризм и краеведение в воспитании гражданственности и патрио­тизма, оздоровлении подрастающего поколения России» - М.: ЦДЮТур РФ, 1998. С. 9-10.

Озеров А. Г. Всероссийские туристские лагеря юных экологов-краеведов как реализация принципов и методов туристско-краеведческого движения «Отечество» // Сборник докладов и тезисов сообщений научно-практической конференции «Актуальные проблемы туризма-99. Развитие туризма в южном Подмосковье» - М.: РМАТ, 1999. - С. 333-340.

Озеров А. Г. Содержание исследовательской деятельности учащихся в туристско-краеведческих объединениях экологической направленности.: Дисс.

канд. пед. наук: / Рос. меж. акад. туризма. - М., 2001.

О развитии учебно-исследовательской деятельности учащихся в системе дополнительного образования: Решение коллегии Министерства образования Рос. Федерации от 10 января 1996 г. № 1/1 // Вестн. образования. - 1996. -№5. -С. 31-34.

Остапец-Свешников А. А. На маршруте туристы-следопыты. - М.: Просве­щение, 1987.

Остапец-Свешников А. А. Система туристско-краеведческой деятельности общеобразовательной школы: Автореф. дис. ... док. пед. наук. - М., 1989.

Остапец-Свешников А. А. Могучее средство развития личности. - М.: Агентство ДОК, 1994.

Остапец-Свешников А. А. Цикл-программа // Материалы научно-практи­ческой конференции «Детско-юношеский туризм и краеведение в воспитании гражданственности и патриотизма, оздоровлении подрастающего поколения России». - М.: ЦДЮТур РФ, 1998. - С. 11-12.

Остапец-Свешников А. А. Педагогика и психология туристско-краеведче­ской деятельности учащихся - М.: ЦДЮТК РФ, 2001.

Панфилов A. M. Организация и проведение полевой школьной экспедиции. -М.: ЦДЮТур РФ, 1997.

Самохин Ю. С. Краеведческий подход в туристской подготовке школьников в учреждениях дополнительного образования.: Дисс.... канд. пед. наук: / Рос. меж. акад. туризма. - М., 1999.

Сборник официальных документов по детско-юношескому туризму, крае­ведению, организации отдыха детей и молодежи. / Сост. Ю. С. Константинов. - М.: ЦДЮТур МО РФ, 1999.

Теплов Д. Л. Всероссийский слет юных экологов: организация, проблемы, итоги: // Биология в шк. - 1995. - № 3. - С. 53-55.

Фомин В. П. Туристско-краеведческая экспедиция как форма экологиче­ского воспитания старшеклассников: Автореф. дис. ... канд. пед. наук: / Ин-т развития личности Рос. акад. образования. - М., 1998.

Шиков Е. В. Исследовательский принцип в обучении // Биология в школе 1995. -№2. -С. 19-21.

Шипко А. Л. Туристско-краеведческая деятельность как средство воспита­ния готовности старшеклассников к защите Родины: Автореф. дис. ... канд. пед. наук: / АПН СССР, НИИ общ. проблем воспитания. - М., 1988.

Школьный экологический мониторинг: Учеб. -метод, пособие для учите­лей и учащихся / [Т. Я. Ашихмина, Г. Я. Кантор, А. Н. Васильева и др. ]; Под ред. Т. Я. Ашихминой. - М. : Агар: Рандеву-АМ, 2000.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...