2. Метеорологические наблюдения
2. Метеорологические наблюдения Наблюдать за погодой, другими изменениями в природе школьники учатся еще в начальной школе на уроках естествознания. При изучении курса географии обязательные для всех учащихся наблюдения проводятся в течение одного месяца любого времени года, а также во время изучения темы «Атмосфера». Поэтому такие наблюдения доступны уже самым юным туристам. Умение проводить наблюдения за погодой и делать простейшие предсказания имеет, кроме всего прочего, большое практическое значение для всех туристов, а не только для юных туристов-экологов. Для полного представления о туристском походе совершенно необходимо составление таблицы простейших климатических наблюдений на все время похода или, по меньшей мере, только на его активную часть. Кроме этого, само прохождение маршрута иногда напрямую зависит от умения туристов определить погоду на предстоящие дни. Для успешного выполнения данной исследовательской работы необходимо повторить с учащимися основные приемы проведения наблюдений, правила оформления результатов наблюдений с целью их последующей обработки и формулирования необходимых выводов. Можно сразу акцентировать внимание учащихся на том, что все данные, полученные при наблюдении за погодой во время походов, могут быть собраны в кабинете географии и использованы при изучении климата и погоды своей местности в теме «Атмосфера». Они также могут оказаться полезными при изучении особенностей различных регионов России в курсе «Физическая география» и темы «Абиотические факторы среды» в курсе «Экология». При подготовке к выполнению данной работы целесообразно повторить с учащимися тот учебный материал, который они изучали в курсах «Природоведение» и «Физическая география», а именно - местные признаки предсказания погоды, типичные признаки погоды своей местности по временам года.
Проведение наблюдений за состоянием погоды Для выполнения данного комплекса работ необходимы следующие приборы и инструменты: термометры, барометр (рис. 2-1), дождемер (рис. 2-2), компас и флюгер. Флюгер может быть заменен вымпелом. Термометр желательно иметь спиртовой, в металлическом футляре.
Истинная температура воздуха - это только температура в тени. При проведении замеров необходимо следить за тем, чтобы термометр не нагревался. Если во время движения группы это невозможно, то можно воспользоваться давно известным приспособлением -шнурком, привязанным к верхнему концу термометра. Термометр, как пращу, раскручивают над головой, держа за другой конец шнурка. Затем быстро снимают показания термометра, пока он еще не нагрелся.
Измерение количества выпавших осадков трудно провести в походе, когда надо все время двигаться по маршруту. А вот в полевом лагере это довольно доступный вид исследований. Отсутствие настоящего дождемера можно восполнить ведром с точно рассчитанной принимаемой поверхностью. Для этого измеряется внутренний диаметр ведра и высчитывается площадь принимаемой поверхности. S = пxD; (п = 3, 14) Ведро устанавливают под открытым небом на невысокой подставке и два раза в день проводят замеры накопившейся воды. Для этого используют мерный цилиндр. Разделив объем измеренной воды V на площадь принимаемой поверхности ведра S, получаем величину Н -высоту слоя выпавшего дождя. H = V: S Скорость ветра проще всего определять по шкале Бофорта, т. е. наблюдая за действием ветра на окружающие предметы. Точнее скорость ветра можно измерить специальным прибором - анемометром.
Шкала Бофорта для определения скорости ветра
Действие ветра Дым поднимается вертикально, листья деревьев неподвижны. Дым поднимается наклонно, листья неподвижны. Дуновение ветра чувствуется лицом, листья шевелятся. Ветер колышет листья, тонкие ветки, флаги. На поверхности стоячих водоемов появляется рябь. Ветер колеблет большие ветки с листьями, наклоняет верхушки деревьев, поднимает с земли пыль. Ветер раскачивает тонкие стволы деревьев, свистит в ушах, на поверхности воды образует волны. На гребнях стоячих вод образуются барашки. Гудят телеграфные столбы. Ветер раскачивает большие голые сучья деревьев, свистит около домов. Ветер раскачивает стволы деревьев без листьев, затрудняет ходьбу против ветра. Ветер колеблет большие деревья, ломает сучья и тонкие стволы деревьев, сильно затрудняет движение пешехода. Ломает большие голые сучья и стволы деревьев, сдвигает с места легкие предметы, сносит крыши. Измерять количество облаков надо с открытого места с хорошим обзором. Облачность определяется на глаз по 10-балльной системе. Безоблачное небо - 0 баллов, небо полностью покрыто облаками - 10 баллов. Таким образом, 1 балл в этой системе равен примерно 10% общей поверхности неба. Для прогноза погоды по местным признакам важно отмечать форму облаков. 1-е семейство - облака верхнего яруса: перистые, перисто-кучевые и перисто-слоистые. Эти облака всегда тонкие, прозрачные, вуалепо-добные или в виде тончайших полос и перьев, почти не дают тени и осадков. Сквозь них просвечивает голубое небо, а вокруг солнца или луны часто виден светящийся круг - гало. 2-е семейство - облака среднего яруса: высококучевые и высокослоистые. Солнце через них просвечивает слабо. Вокруг солнца и луны эти облака образуют венцы - цветные узкие кольца, снаружи - красные, внутри - желтые. От этих облаков часто вниз идут нитевидные «хвосты» - полосы падения осадков, которые испаряются, не достигая поверхности земли. 3-е семейство - облака нижнего яруса: слоисто-кучевые, слоистые и слоисто-дождевые. Эти облака образуют сплошную серую массу в виде гряд, волнистого покрова или однородной пелены, солнечный диск через них не просвечивает. Слоисто-кучевые облака, похожие на крупные гряды, разделены просветами или имеют вид сплошного волнистого покрова. Осадки из них обычно не выпадают. Слоистые облака (однородный серый слой) дают осадков мало, в виде мелкой мороси. Слоисто-дождевые облака - темная бесформенная масса, понизу которой проносятся темные и мрачные облачные клочья, дают обложные осадки.
4-е семейство - облака вертикального развития, бывают при ясной погоде и не имеют связи с фронтами. Своим происхождением эти облака обязаны дневным конвекционным потокам воздуха. Образуются при нагревании земной поверхности в однородной воздушной массе. Кучевые облака имеют вид холмов с горизонтальным основанием и куполообразной вершиной. Цвет иногда синеватый. Даже при сильном развитии дают слабые осадки. Кучево-дождевые облака темно-серые или синие. У их основания видны полосы падения осадков. Вершины поднимаются в виде огромных горообразных масс. Из этих облаков выпадают ливни. Выяснение взаимозависимости между климатическими факторами При подготовке к проведению данной работы внимание учащихся сосредоточивают на приемах наблюдения за погодой. Повторяются приемы определения температуры воздуха, направления и силы ветра, облачности, высоты Солнца над горизонтом. Предварительно необходимо напомнить учащимся, как проводить наблюдения за погодой, записывать наблюдения, какие использовать условные знаки.
Предлагаемая форма даст возможность учащимся, используя конкретные данные своих наблюдений, сделать вывод о зависимости, существующей между изменениями суточной температуры, давлением, ветром, осадками и т. п. Эта форма не содержит показателя высоты Солнца над горизонтом. Данный показатель может быть дополнительно внесен в процесс наблюдений, проводимых в походе или экспедиции, и, соответственно, в таблицу, если таковая задача ставится.
Желательно, чтобы через участие в туристско-экологических или других объединениях учащимися было организовано самостоятельное наблюдение за погодой своей местности. Ведение календаря погоды дает возможность накапливать в кабинете географии данные, необходимые для анализа изменений погоды за месяц, год и т. д. Наблюдения за сезонными изменениями состояния растительности и водоемов Для формирования у учащихся младших классов устойчивого представления о зависимости сезонных изменений в средних и высоких широтах от высоты Солнца над горизонтом можно совместить простейшие климатические и фенологические наблюдения (состояние растительности, водоемов, поведение животных) с наблюдениями высоты Солнца над горизонтом. В зависимости от подготовки учащиеся могут сделать эту работу под руководством педагога или самостоятельно. Варианты оформления полученных результатов и сами показатели могут подбираться руководителем исходя из конкретных условий работы, возможностей вести наблюдения за погодой на местности. Данная исследовательская работа более характерна для выполнения во время практикума по географии или при планомерных исследованиях учащимися экологического объединения и целесообразна в том случае, когда у учащихся уже сформированы навыки определения состояния облачности, температуры воздуха, видов осадков, направления и силы ветра. Хорошо, если имеющиеся данные позволяют проанализировать наблюдаемые изменения в природе по сезонам года. Эта практическая работа достаточно объемна по своему содержанию и не подходит в качестве задания для единичного похода, но ее можно реализовывать в серии походов. Для анализа полученных результатов можно использовать таблицу.
По данным изменения высоты Солнца над горизонтом учащиеся под руководством учителя могут построить график, наглядно показывающий изменение высоты Солнца за год. При изучении темы «Атмосфера» данный график можно использовать в комплексе с графиком годового изменения температур. Сопоставление этих графиков позволит учащимся самим сделать правильный вывод о зависимости температуры воздуха от высоты Солнца над горизонтом. Для большей точности и упрощения построения графиков высоту Солнца над горизонтом можно рассчитать только для дней солнцестояния и равноденствия. Учитель может проверить правильность измерения в эти дни высоты Солнца по такой формуле: Н = (90—f) ±23, 5, где Н - высота Солнца над горизонтом, a f - широта местности. Например, изменение высоты Солнца на широте Москвы может быть представлено в виде такого графика (рис. 2-3). Рис. 2-3. График годового изменения высоты Солнца над горизонтом (на широте Москвы) Для юных экологов - учащихся 8-го класса и старше данную работу можно видоизменить, введя, например, наблюдения за поведением животных, так как для них эти темы будут более актуальны. Соответственно, в итоге следует сравнить, например, по дням температуру воздуха и поведение птиц или изменения в облике растений и т. п. Предсказание погоды Целью данной исследовательской работы должно стать формирование умений прогнозировать погоду путем анализа произведенных метеорологических, фенологических и этологических наблюдений. Знание прогноза погоды имеет большое значение для туристских групп. Но даже имея в своем распоряжении радиоприемник, группа весьма приблизительно будет знать прогноз погоды на конкретную местность, где проводится поход, так как Гидрометеоцентр информирует через средства массовой информации о прогнозе, составленном на довольно обширные территории. Поэтому большую пользу может оказать умение предсказывать погоду на ближайшие часы или 1-2 суток, используя собственные наблюдения и анализируя их. Графы предлагаемой таблицы могут быть детализированы или дополнены.
Поскольку в данной таблице будет фиксироваться состояние живых организмов и климатических факторов среды одновременно, то для составления прогноза будет необходимо ее переработать, выделив одной строкой климатическое явление и наблюдения, предшествовавшие ему за 1-2 часа, за половину суток, за сутки, за 2-3 суток.
В приведенной таблице предлагается проанализировать наблюдения, проведенные за указанные в графах промежутки времени. Данные промежутки можно скорректировать применительно к своим наблюдениям. По опыту знаем, что туристов особенно волнует наступление ненастной, дождливой погоды, а также признаки улучшения погоды.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|