Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2. Метеорологические наблюдения




2. Метеорологические наблюдения

Наблюдать за погодой, другими изменениями в природе школьни­ки учатся еще в начальной школе на уроках естествознания. При изу­чении курса географии обязательные для всех учащихся наблюдения проводятся в течение одного месяца любого времени года, а также во время изучения темы «Атмосфера». Поэтому такие наблюдения дос­тупны уже самым юным туристам.

Умение проводить наблюдения за погодой и делать простейшие предсказания имеет, кроме всего прочего, большое практическое зна­чение для всех туристов, а не только для юных туристов-экологов. Для полного представления о туристском походе совершенно необходимо составление таблицы простейших климатических наблюдений на все время похода или, по меньшей мере, только на его активную часть. Кроме этого, само прохождение маршрута иногда напрямую зависит от умения туристов определить погоду на предстоящие дни.

Для успешного выполнения данной исследовательской работы не­обходимо повторить с учащимися основные приемы проведения на­блюдений, правила оформления результатов наблюдений с целью их последующей обработки и формулирования необходимых выводов. Можно сразу акцентировать внимание учащихся на том, что все дан­ные, полученные при наблюдении за погодой во время походов, могут быть собраны в кабинете географии и использованы при изучении кли­мата и погоды своей местности в теме «Атмосфера». Они также могут оказаться полезными при изучении особенностей различных регионов России в курсе «Физическая география» и темы «Абиотические факто­ры среды» в курсе «Экология». При подготовке к выполнению данной работы целесообразно повторить с учащимися тот учебный материал, который они изучали в курсах «Природоведение» и «Физическая гео­графия», а именно - местные признаки предсказания погоды, типич­ные признаки погоды своей местности по временам года.

Проведение наблюдений за состоянием погоды


Для выполнения данного комплекса работ необходимы следующие приборы и инстру­менты: термометры, барометр (рис. 2-1), дож­демер (рис. 2-2), компас и флюгер. Флюгер может быть заменен вымпелом. Термометр желательно иметь спиртовой, в металличе­ском футляре.

Рис. 2-1. Барометр

Истинная температура воздуха - это толь­ко температура в тени. При проведении заме­ров необходимо следить за тем, чтобы термо­метр не нагревался. Если во время движения группы это невозможно, то можно воспользо­ваться давно известным приспособлением -шнурком, привязанным к верхнему концу термометра. Термометр, как пращу, раскру­чивают над головой, держа за другой конец шнурка. Затем быстро снимают показания термометра, пока он еще не нагрелся.

Рис. 2-2. Дождемер

Измерение количества выпавших осадков трудно провести в походе, когда надо все вре­мя двигаться по маршруту. А вот в полевом лагере это довольно доступный вид исследо­ваний. Отсутствие настоящего дождемера можно восполнить ведром с точно рассчитан­ной принимаемой поверхностью. Для этого

измеряется внутренний диаметр ведра и высчитывается площадь при­нимаемой поверхности.

S = пxD;        (п = 3, 14)

Ведро устанавливают под открытым небом на невысокой подставке и два раза в день проводят замеры накопившейся воды. Для этого ис­пользуют мерный цилиндр. Разделив объем измеренной воды V на площадь принимаемой поверхности ведра S, получаем величину Н -высоту слоя выпавшего дождя.

H = V: S

Скорость ветра проще всего определять по шкале Бофорта, т. е. на­блюдая за действием ветра на окружающие предметы. Точнее скорость ветра можно измерить специальным прибором - анемометром.


Шкала Бофорта для определения скорости ветра

 

Действие ветра

Дым поднимается вертикально, листья деревьев неподвижны.

Дым поднимается наклонно, ли­стья неподвижны.

Дуновение ветра чувствуется ли­цом, листья шевелятся.

Ветер колышет листья, тонкие ветки, флаги. На поверхности стоячих водоемов появляется рябь.

Ветер колеблет большие ветки с листьями, наклоняет верхушки деревьев, поднимает с земли пыль.

Ветер раскачивает тонкие стволы деревьев, свистит в ушах, на по­верхности воды образует волны. На гребнях стоячих вод образуют­ся барашки. Гудят телеграфные столбы. Ветер раскачивает боль­шие голые сучья деревьев, сви­стит около домов.

Ветер раскачивает стволы деревь­ев без листьев, затрудняет ходьбу против ветра.

Ветер колеблет большие деревья, ломает сучья и тонкие стволы де­ревьев, сильно затрудняет движе­ние пешехода.

Ломает большие голые сучья и стволы деревьев, сдвигает с места легкие предметы, сносит крыши.

Измерять количество облаков надо с открытого места с хорошим об­зором. Облачность определяется на глаз по 10-балльной системе. Бе­зоблачное небо - 0 баллов, небо полностью покрыто облаками - 10 бал­лов. Таким образом, 1 балл в этой системе равен примерно 10% общей поверхности неба. Для прогноза погоды по местным признакам важно отмечать форму облаков.


1-е семейство - облака верхнего яруса: перистые, перисто-кучевые и перисто-слоистые. Эти облака всегда тонкие, прозрачные, вуалепо-добные или в виде тончайших полос и перьев, почти не дают тени и осадков. Сквозь них просвечивает голубое небо, а вокруг солнца или луны часто виден светящийся круг - гало.

2-е семейство - облака среднего яруса: высококучевые и высокосло­истые. Солнце через них просвечивает слабо. Вокруг солнца и луны эти облака образуют венцы - цветные узкие кольца, снаружи - красные, внутри - желтые. От этих облаков часто вниз идут нитевидные «хво­сты» - полосы падения осадков, которые испаряются, не достигая по­верхности земли.

3-е семейство - облака нижнего яруса: слоисто-кучевые, слоистые и слоисто-дождевые. Эти облака образуют сплошную серую массу в виде гряд, волнистого покрова или однородной пелены, солнечный диск че­рез них не просвечивает. Слоисто-кучевые облака, похожие на крупные гряды, разделены просветами или имеют вид сплошного волнистого по­крова. Осадки из них обычно не выпадают. Слоистые облака (однород­ный серый слой) дают осадков мало, в виде мелкой мороси. Слоисто-до­ждевые облака - темная бесформенная масса, понизу которой проно­сятся темные и мрачные облачные клочья, дают обложные осадки.

4-е семейство - облака вертикального развития, бывают при ясной погоде и не имеют связи с фронтами. Своим происхождением эти обла­ка обязаны дневным конвекционным потокам воздуха. Образуются при нагревании земной поверхности в однородной воздушной массе. Кучевые облака имеют вид холмов с горизонтальным основанием и ку­полообразной вершиной. Цвет иногда синеватый. Даже при сильном развитии дают слабые осадки. Кучево-дождевые облака темно-серые или синие. У их основания видны полосы падения осадков. Вершины поднимаются в виде огромных горообразных масс. Из этих облаков вы­падают ливни.

Выяснение взаимозависимости между климатическими факторами

При подготовке к проведению данной работы внимание учащихся сосредоточивают на приемах наблюдения за погодой. Повторяются приемы определения температуры воздуха, направления и силы ветра, облачности, высоты Солнца над горизонтом. Предварительно необходимо напомнить учащимся, как проводить наблюдения за погодой, за­писывать наблюдения, какие использовать условные знаки.

 

 

 

 

 

 

Когда проводится наблюдение

Давление

Температура

Ветер.

Наярав-

ление.

сила

Облач­ность. Вид и кол-во

Осад­ки. Вид и кол-во

Другие метеояв­ления

наблюда­емая

средняя

Дата Время
               
               
               
               

Предлагаемая форма даст возможность учащимся, используя кон­кретные данные своих наблюдений, сделать вывод о зависимости, су­ществующей между изменениями суточной температуры, давлением, ветром, осадками и т. п. Эта форма не содержит показателя высоты Солнца над горизонтом. Данный показатель может быть дополнитель­но внесен в процесс наблюдений, проводимых в походе или экспеди­ции, и, соответственно, в таблицу, если таковая задача ставится.

Желательно, чтобы через участие в туристско-экологических или других объединениях учащимися было организовано самостоятельное наблюдение за погодой своей местности. Ведение календаря погоды да­ет возможность накапливать в кабинете географии данные, необходи­мые для анализа изменений погоды за месяц, год и т. д.

Наблюдения за сезонными изменениями состояния растительности и водоемов

Для формирования у учащихся младших классов устойчивого представления о зависимости сезонных изменений в средних и высо­ких широтах от высоты Солнца над горизонтом можно совместить про­стейшие климатические и фенологические наблюдения (состояние растительности, водоемов, поведение животных) с наблюдениями вы­соты Солнца над горизонтом. В зависимости от подготовки учащиеся могут сделать эту работу под руководством педагога или самостоятельно. Варианты оформления полученных результатов и сами показатели могут подбираться руководителем исходя из конкретных условий ра­боты, возможностей вести наблюдения за погодой на местности. Данная исследовательская работа более характерна для выполнения во время практикума по географии или при планомерных исследованиях учащимися экологического объединения и целесообразна в том слу­чае, когда у учащихся уже сформированы навыки определения состо­яния облачности, температуры воздуха, видов осадков, направления и силы ветра. Хорошо, если имеющиеся данные позволяют проанализи­ровать наблюдаемые изменения в природе по сезонам года.

Эта практическая работа достаточно объемна по своему содержа­нию и не подходит в качестве задания для единичного похода, но ее можно реализовывать в серии походов. Для анализа полученных ре­зультатов можно использовать таблицу.

 

Объекты и показатели,

Месяц года и числа

Место наблюдения
выбранные для

Сентябпь

 
наблюдения  
Высота Солнца над го­ризонтом                  
Температура воздуха                  
Состояние растительно сти                  
Состояние ближайшего водоема                  
Выводы о причинах сезонных изменений в природе:

 

По данным изменения высоты Солнца над горизонтом учащиеся под руководством учителя могут построить график, наглядно показы­вающий изменение высоты Солнца за год. При изучении темы «Атмо­сфера» данный график можно использовать в комплексе с графиком годового изменения температур. Сопоставление этих графиков позво­лит учащимся самим сделать правильный вывод о зависимости темпе­ратуры воздуха от высоты Солнца над горизонтом. Для большей точно­сти и упрощения построения графиков высоту Солнца над горизонтом можно рассчитать только для дней солнцестояния и равноденствия. Учитель может проверить правильность измерения в эти дни высоты Солнца по такой формуле: Н = (90—f) ±23, 5, где Н - высота Солнца над горизонтом, a f - широта местности. Например, изменение высоты Солнца на широте Москвы может быть представлено в виде такого гра­фика (рис. 2-3).

Рис. 2-3. График годового изменения высоты Солнца над горизонтом (на широте Москвы)

Для юных экологов - учащихся 8-го класса и старше данную рабо­ту можно видоизменить, введя, например, наблюдения за поведением животных, так как для них эти темы будут более актуальны. Соответ­ственно, в итоге следует сравнить, например, по дням температуру воз­духа и поведение птиц или изменения в облике растений и т. п.

Предсказание погоды

Целью данной исследовательской работы должно стать формирова­ние умений прогнозировать погоду путем анализа произведенных ме­теорологических, фенологических и этологических наблюдений.

Знание прогноза погоды имеет большое значение для туристских групп. Но даже имея в своем распоряжении радиоприемник, группа весьма приблизительно будет знать прогноз погоды на конкретную ме­стность, где проводится поход, так как Гидрометеоцентр информирует через средства массовой информации о прогнозе, составленном на до­вольно обширные территории. Поэтому большую пользу может ока­зать умение предсказывать погоду на ближайшие часы или 1-2 суток, используя собственные наблюдения и анализируя их. Графы предлага­емой таблицы могут быть детализированы или дополнены.

 

 

 

Давление

Температура

Ветер (направление, сила)

Облачность

Вид осадков

Другие атмосферные явления

Состояние растений

Поведение животных

Время проведение наблюдений Насекомых Птиц Зверей
                     
                     
                     

Поскольку в данной таблице будет фиксироваться состояние жи­вых организмов и климатических факторов среды одновременно, то для составления прогноза будет необходимо ее переработать, выделив одной строкой климатическое явление и наблюдения, предшествовав­шие ему за 1-2 часа, за половину суток, за сутки, за 2-3 суток.

 

Метеорологическое

Предшествовавшие наблюдения

явление За какое время до явления Мет еорологические Состояние растений Поведение животных
  1-2 часа      
  6 часов      
  12 часов      
  1 сутки      
  2-3 суток      

В приведенной таблице предлагается проанализировать наблюде­ния, проведенные за указанные в графах промежутки времени. Данные промежутки можно скорректировать применительно к своим наблюде­ниям. По опыту знаем, что туристов особенно волнует наступление не­настной, дождливой погоды, а также признаки улучшения погоды.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...