Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Репертуарный тест ситуационных возможностей Келли




 

                                   
А. Финан­сами     x x             x     x   x  
Б. Друзья­ми       x x                 x   x  
В. Поли­цией   пропущено      
Г. Соседом   пропущено      
Д. Ревностью   пропущено      
Е. Родите­лями   x     x   x             x   x  
Ж. Братья­ми и се­страми   пропущено      
З. Одино­чеством   x     x   x             x   x  
И. Гневом   x x x x           x     x   x  
Й. Страхом смерти   пропущено      
К. Стыдом       x     x             x   x  
Л. Пресле­дованием     x x     x             x   x  
М. Проти­водейст­вием   x x x     x             x   x  
Н. Болез­нью   пропущено      
О. Суици­дальными мыслями   пропущено      
П. Непони­манием             x             x   x  
Р. Изне­женностью             x             x   x  
С. Трусо­стью   пропущено      

Часть 1. Личность, мотивация, потребность

Продолжение табл. 24

 

 

                                   
                                 
                                   
Т. Глупо-   x   x     x             x   x  
стью                                  
У. Нанесе-     x   x   x             x   x  
нием кому-                                  
то обиды                                  
Ф. Чувст-     x   x   x             x   x  
вом вины                                  
Х. Замеша-   x       x               x   x  
тельством                                  
Ц. Неуда-         x   x             x   x  
чей                                  
Ч. Женщи-   пропущено
нами    
Ш. Пассив-         x   x             x   x  
ностью                                  
Щ. Потреб-   пропущено
ностью    
в помощи    

способ сообщить нам, что он нуждается в помощи, или, возможно, хочет этим дать нам понять, что он как бы отказывается заполнять решетку. В даль­нейшем психологам необходимо будет определить тот уровень статистической зависимости, который достаточен, чтобы испытуемый начал действовать. Если конструкт А (описывающий ситуацию) пред­полагает или связан с конструктом Б (имплицирую­щим действие), то при каком уровне статистиче­ской связи (0,5, или 0,7, или 0,9) можно утверждать, что данный испытуемый совершит действие Б в си­туации А?

Можно использовать репертуальные решетки для оценки динамики состояния человека, напри­мер, в процессе рабочего дня или в процессе вы­полнения какой-либо сложной или утомительной деятельности.

Этот метод перспективы в качестве эффектив­ного средства самоанализа и самопознания позво-


ляет выявить противоречия в оценках, конфликты ценностей и установок человека.

Репертуальные решетки могут применяться в ка­честве эффективного инструмента в экспертной оценке, где позволяют не только классифицировать объекты оценки или получать шкалы предпочтений, но и, реконструировав систему субъективных шкал, понять и объяснить возникновение каждой оценки и учесть индивидуальную точку зрения каждого эксперта. В педагогике возможно применение ре-пертуальных решеток для изучения и диагностики отношений учащихся к различным предметам и ме­тодам преподавания, в качестве средства выявления параметров восприятия учителями своих учеников и в качестве метода повышения точности и адекват­ности оценок и самооценок.

В профориентации и профконсультировании с помощью этого метода можно выявить индиви­дуальную систему представлений человека о различ-



Глава 2. Психодиагностика: практика


ных профессиях, выявить причину предпочтения той или иной профессии, обнаружить конфликтные представления и неадекватные оценки. При работе с коллективом — это эффективное средство полу­чения взаимооценок, исследования точности меж­личностного восприятия, изучения различий пони­мания членами группы групповых целей и задач.

Достоинства и преимущества метода реперту-альной решетки полностью раскрывается тогда, когда есть возможность, проведя исследование, быстро обработать результаты и проанализировать их, с тем чтобы уже при следующей встрече с испы­туемым можно было уточнить и проверить возник­шие предположения, составить и провести репер-туальную решетку другого типа либо дополнить прежнюю, изменив репертуар элементов или вы­борку конструктов. Сегодня в связи с широким распространением персональных компьютеров этот метод становится особенно перспективным.

4. МОТИВАЦИОННЫЕ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ, МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ АСПЕКТЫ

ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

Количество имеющихся проективных методик достаточно велико и продолжает расти. Литература по проективным методикам обширна, по отдель­ным тестам число работ перевалило за 4000. Их главная особенность может быть обозначена как относительно неструктурованная задача, т. е. зада­ча, допускающая почти неограниченное разнооб­разие возможных ответов. Для того чтобы фанта­зия индивида могла свободно разыграться, даются только краткие, общие инструкции. По этой причи­не тестовые стимулы обычно расплывчаты или не­однозначны. Гипотеза, на которой строятся подоб­ные задания, состоит в том, что способ восприятия и интерпретации индивидом тестового материала или структур ситуации должен отражать фунда­ментальные аспекты функционирования его пси­хики. Другими словами, предполагается, что тесто­вый материал должен сработать как некоторого


рода экран, на котором отвечающий проецирует характерные для него мыслительные процессы, по­требности, тревожность и конфликты.

Обычно проективные методики являются мето­диками замаскированного тестирования, поскольку обследуемый редко подозревает о типе психологиче­ской интерпретации, которая будет дана его ответам.

Проективные методики характеризуются также глобальным подходом к оценке личности. Внима­ние фокусируется на общей картине личности как таковой, а не на измерении отдельных ее свойств. Наконец, проективные методики рассматриваются их сторонниками как наиболее эффективные про­цедуры для обнаружения скрытых, завуалирован­ных или неосознаваемых сторон личности. Более того, утверждается, что чем менее структурирован тест, тем более он чувствителен к подобному за­вуалированному материалу. Это следует из предпо­ложения, что тем менее вероятно, что он вызовет у воспринимающего защитную реакцию.

Проективные методы возникли в клинических условиях и остаются в основном инструментом клинициста. Некоторые из них развились из тера­певтических методов (например, лечения с по­мощью произведений искусства), применявшихся к психическим больным. На теоретических постро­ениях проективных методик сказывается влияние психоаналитических концепций. Существуют так­же разрозненные попытки положить в основу про­ективных методик теорию восприятия и перцептив­ные теории личности. Следует, конечно, отметить, что нет необходимости оценивать конкретные мето­дики с точки зрения их теоретической направленно­сти или истории происхождения. Методика может оказаться практически полезной или эмпирически ценной по другим причинам, нежели те, которые выдвигались для оправдания ее введения для ис­пользования специалистами.

В связи со свойственным проективным методи­кам глобальным подходом затрагиваются не только эмоциональные, мотивационные и межличностные характеристики личности, но также и некоторые интеллектуальные аспекты поведения. К послед­ним можно отнести общий интеллектуальный уро­вень, оригинальность и стиль решения проблемных ситуаций. Можно добавить, что любой психологи­ческий тест независимо от предназначения может выполнить роль проективной методики.



Часть 1. Личность, мотивация, потребность


ТЕМАТИЧЕСКИЙ АППЕРЦЕПТИВНЫЙ ТЕСТ (ТАТ)

ТАТ относится к группе проективных методик. Применяется для выяснения тех особенностей лич­ности, которые проявляются в социальной среде и в социальных отношениях. Это:

1) особенности позиции личности (действенная, созерцаемая, страдательная);

2) особенности интерперсональных связей (сим­патии, антипатии, привязанности);

3) преобладающие тенденции;

4) способы действия (способы организации дейст­вия, особенности практического мышления, спо­собы решения жизненных задач);

5) динамическая сторона личности (ритм ее дея­тельности, эмоциональная лабильность, реак­тивность).

Полный тест представляет набор из нескольких (от 6 до 30) картин ситуационного типа, которые по­очередно предъявляются испытуемому. Для теста подобраны специальные картины, где изображенные ситуации отвечают 2 основным требованиям.

При недостаточно четких и ярких изображе­ниях предметов и действующих лиц сами по себе композиции этих ситуаций не являются в то же время объективно-определенными, не допускаю­щими однозначного толкования. При восприятии таких картин у испытуемого создается своеобраз­ная иллюзия совершенной ясности картины: четкие изображения сразу определяют сферу действий ис­пытуемого, его среду и направления реакции, но в то же время неопределенность композиции (ис­ключающая однозначное и одинаковое решение) заставляет его толковать картины по-своему. Испы­туемый в каждое толкование вкладывает свои зна­ния, свой индивидуальный опыт, свой способ дей­ствия и свои оценки.

В отношении каждой из предъявляемых картин он должен в форме свободного рассказа:

1) описать то, что (по его мнению) происходит на картине (т. е. в данный момент);

2) рассказать, что (по его мнению) способствовало воз­никновению данной ситуации (что ее породило);

3) предсказать, что произойдет в дальнейшем;

4) рассказать о чувствах и переживаниях изобра­женных лиц;

5) представить мысли людей.


Как и все проективные тесты, по выражению Омбредано, как бы проецирующие личность на экране, ТАТ также отражает особенности лично­сти в ее ответах. Однако в отличие от других тестов ТАТ передает их подобно кинофильму, т. е. дает развернутую картину особенностей поведения личности динамично и в разных жизненных ситуа­циях.

В варианте ТАТ, предложенном для практиче­ской разработки и в целях ознакомления с методи­кой, имеются 28 картин.

От других тестов ТАТ отличается тем, что осно­вывается на проявлениях индивидуальных особен­ностей динамического строя личности и, имея в ка­честве основы достаточно определенные стимулы, дает в то же время неограниченную свободу выбо­ра направления действия. Например, в отличие от теста Г. Роршаха, работающего по схеме «неопре­деленный раздражитель (пятно) — определенный образ» (где именно сама неопределенность стимула толкает на его организацию) схему ТАТ можно вы­разить как «определенный стимул — свободный от­вет». Ответ по ТАТ свободен и не стеснен никакими ограничениями. В тесте Роршаха ответ всегда огра­ничен рамками образа, и процесс ответной реак­ции, по сути дела, заканчивается описанием создан­ного образа. В ТАТ, наоборот, ясный с самого начала образ вызывает ничем не ограниченную цепь ассоциации и здесь, кроме того, прямо предпи­сываются по инструкции выход из круга и картины, действие с этим образом и внутри образа.

Установлено, что такое свободно направленное ассоциирование наилучшим образом выявляет и особенности поведения, и систему поступков, по которым в обычной жизни мы чаще всего судим о характерных (в основном коммуникативных и динамических) чертах личности, о ее свойствах и особенностях.

Материал, полученный в результате интерпре­тации картин, может быть обработан по разным принципам и допускает постановку различных экс­периментальных задач.

Так, Томкинс специально разработал систему, где в баллах вычисляются все возможные соотно­шения показателей и каждому соотношению зара­нее дана оценка. Слабым местом такого подхода яв­ляется то, что критерий той или иной оценки может явиться сам по себе весьма произвольным



Глава 2. Психодиагностика: практика


или, наоборот, если он жесток, то может выполнить роль прокрустова ложа для ценного индивидуаль­но-разнообразного материала. Например, когда за норму принимается рассказ в 300 слов и отклоне­ния считаются ненормальностями, то могут пройти незамеченными такие центры качества личности, как лаконичность и точность суждений.

Другой принцип Мэррей обосновал как прин­цип поиска заданного. Например, в эксперимен­тальном материале ищут проявление парных ка­честв: агрессивности или склонности к обороне, маниакальности или депрессии, оптимизма или пессимизма и т. д.

Тест может также выполнять и такие задачи, как выяснение различных сфер или уровней сознания: осознанное — неосознанное, открытое — скрытое, вытесняемое — замещаемое и т. п.

ТАТ допускает постановку таких задач, как уста­новление степени осмысления воспринимаемого, степени эмоциональной устойчивости и т. п. Нако­нец, перед тестом могут ставиться задачи более уз­кие, например, такие как установление степени действенности субъекта. В этом случае суждения типа: «мальчик думает», «мальчик мечтает», «маль­чик хочет», «мальчик делает» должны быть заранее оценены как различные стадии (и степени) дейст­венности.

Для ознакомления с методикой ТАТ принят наи­более распространенный принцип анализа — на­хождение основных пунктов, которые дают ориен­тирующий материал для определения структурного комплекса личности (впоследствии результаты ис­пытания проверяются другими способами, напри­мер путем собирания данных анамнеза).

В целом же такой анализ может дать достаточно объемную схему, пригодную для построения гипоте­зы о той или иной конкретной структуре личности.

Общие методические указания

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...