Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Компиляционные материалы. Формы и методы проведения анализа и рефлексии с детьми. «Звездопад». «Незаконченное предложение»




Компиляционные материалы

Формы и методы проведения анализа и рефлексии с детьми

 

Одним из самых важных видов аналитической работы с детьми является организация опыта самоанализа. Под последним понимается не только рефлексия деятельности, поведения, понимание конкретных событий и ситуаций, в которых оказывается юный человек. Это еще и самопонимание, самоприятие и коррекция своего эмоционального состояния, учет эмоционального состояния других. Опять-таки, для организации такой работы и поддержки потребности ребенка в самоприятии и самопонимании, требуется учет психологической специфики возраста.

Условия, необходимые для проведения рефлексии:

· участники удобно устроены в кругу;

· по возможности — наличие живого центра (в центре круга – свеча, предмет, талисман группы и т. п. );

· важно создать необходимый эмоциональный настрой;

· поддержание доброй атмосферы;

· запрет на общение в повышенном тоне.

 

«Звездопад»

Заранее заготавливаются звездочки с вопросами. Педагог предлагает ребятам закрыть глаза и представить, что на небе — звездопад, в это время он раскладывает перед каждым ребенком по I звездочке. Дети открывают глаза, берут свои звездочки и по очереди отвечают на вопросы. Если кто-то хочет ответить не на свой вопрос, пусть высказывает свое мнение.

Вопросы могут быть следующими:

 


· Каким ты себя представляешь через двадцать лет?

· Какую основную цель ты преследуешь в жизни?

· Какой у тебя характер?

· Какой твой любимый предмет в школе?

· Много ли у тебя друзей?

· Что для тебя означает слово «друг»?

· Ссоришься ли ты с родителями? По какому поводу?

· Какая твоя любимая песня?

· Какие качества в человеке ты ценишь больше всего?

· Чем ты любишь заниматься в свободное время?

· Часто ли ты ссоришься? Почему?

· Умеешь ли ты рисовать?

· В какие игры ты любишь играть?

· Каких людей ты считаешь лучшими друзьями?

· Что ты не любишь больше всего?

· Любишь ли ты читать?

· На кого бы ты хотел быть похожим?

· Что для тебя в жизни самое страшное?

· В чем состоит для тебя полноценный отдых?

· Легко ли тебя вывести из себя?

· Счастливый ли ты человек? Почему?

· Уверен ли ты в себе?

· Общительный ли ты человек?

· Что может сделать тебя счастливым?

· Легко ли ты можешь расплакаться?

· Скоро ли ты забываешь обиду? * Умеешь ли ты сочувствовать людям?

· Бывает ли у тебя неспокойно на душе? Из-за чего?

· Боишься ли ты темноты?

· Какие сны тебе снятся чаше всего?

· Как ты понимаешь выражение «чувствовать себя на седьмом небе»?

· Любишь ли ты выступать на сцене?

· Чему бы ты хотел научиться?

· Ты веришь в гороскопы?

· Что для тебя является горем?

· Какой твой любимый вид спорта?

· Хотел бы ты летать как птица?

· Без чего бы ты не смог обойтись в жизни?

· Согласен ли ты с выражением, что в жизни надо все попробовать?

· Быстро ли ты прощаешь обидевших тебя людей?

· Веришь ли ты в любовь с первого взгляда?

· Ты везучий человек?

· Ты больше любишь дарить подарки или получать?

· Что лучше — быть сильным или быть умным?

· Что лучше иметь — сто рублей или сто друзей?

· Есть ли у тебя любимый праздник?

· Веришь ли ты в чудеса?

· Веришь ли ты в счастливый случай?

· Если бы у тебя была волшебная палочка, какие три желания ты бы загадал?

· Твоя заветная мечта?


 

«Незаконченное предложение»

Эту методику также называют «недописанным тезисом». Дописать тезис — это значит высказать вполне определенное суждение и обозначить свое отношение к предмету речи. Схема организации разговора мало чем отличается от предыдущей. Разница в том, что ребенку вместо ответа на вопрос предлагается продолжить незаконченное предложение. Наилучший вариант проводимой методики — когда фраза напечатана на карточке для каждого участника, и он эту фразу на карточке дописывает. Но если технически это трудно обеспечить, то начальные слова тезиса произносятся вслух, и дети тут же торопятся записать завершение тезиса.

Примеры незаконченных предложений:

· Я всегда хотел…

· Если все против меня, то…

· Будущее кажется мне…

· Знаю, что глупо, но боюсь…

· В хорошем отряде всегда…

· Лучше всего я общаюсь с…

· Сделал бы все, чтобы забыть…

· Думаю, что я достаточно способен, чтобы…

· Надеюсь на…

· Не люблю людей, которые…

· Моей самой большой ошибкой было

· Наступит тот день, когда…

· Когда мне начинает не везти, я…

· Больше всего я хотел бы в жизни

 

Вариант, адаптированный к условиям лагерной смены:

· Больше всего мне не нравится в лагере

· По сравнению с другими наш отряд…

· Иногда я боюсь…

· Больше всего мне нравится…

· По-моему, лучший вожатый тот…

· Многие ребята из нашего отряда…

· Когда кто-то кричит на меня…

· В будущем я хочу…

· Для меня нет ничего хуже…

· За это время я понял, что…

· Я бы на месте наших вожатых…

· Мне очень не нравится, когда девочки (ребята)…

· Мне хотелось бы научиться…

· Летние каникулы – это…

 

«Это я! »

Вожатый, педагог громко задает вопрос, а тот ребенок, который относит его к себе, отвечает — «Это я! ». Следует задавать как серьезные, так и смешные вопросы:

· Кто проснулся первым сегодня в комнате?

· Кто любит собак?

· Кто родился в год Дракона?

· Кто любит читать фантастику? И т. п.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...