Компиляционные материалы. Формы и методы проведения анализа и рефлексии с детьми. «Звездопад». «Незаконченное предложение»
Стр 1 из 8Следующая ⇒ Компиляционные материалы Формы и методы проведения анализа и рефлексии с детьми
Одним из самых важных видов аналитической работы с детьми является организация опыта самоанализа. Под последним понимается не только рефлексия деятельности, поведения, понимание конкретных событий и ситуаций, в которых оказывается юный человек. Это еще и самопонимание, самоприятие и коррекция своего эмоционального состояния, учет эмоционального состояния других. Опять-таки, для организации такой работы и поддержки потребности ребенка в самоприятии и самопонимании, требуется учет психологической специфики возраста. Условия, необходимые для проведения рефлексии: · участники удобно устроены в кругу; · по возможности — наличие живого центра (в центре круга – свеча, предмет, талисман группы и т. п. ); · важно создать необходимый эмоциональный настрой; · поддержание доброй атмосферы; · запрет на общение в повышенном тоне.
«Звездопад» Заранее заготавливаются звездочки с вопросами. Педагог предлагает ребятам закрыть глаза и представить, что на небе — звездопад, в это время он раскладывает перед каждым ребенком по I звездочке. Дети открывают глаза, берут свои звездочки и по очереди отвечают на вопросы. Если кто-то хочет ответить не на свой вопрос, пусть высказывает свое мнение. Вопросы могут быть следующими:
· Каким ты себя представляешь через двадцать лет? · Какую основную цель ты преследуешь в жизни? · Какой у тебя характер? · Какой твой любимый предмет в школе? · Много ли у тебя друзей? · Что для тебя означает слово «друг»? · Ссоришься ли ты с родителями? По какому поводу? · Какая твоя любимая песня?
· Какие качества в человеке ты ценишь больше всего? · Чем ты любишь заниматься в свободное время? · Часто ли ты ссоришься? Почему? · Умеешь ли ты рисовать? · В какие игры ты любишь играть? · Каких людей ты считаешь лучшими друзьями? · Что ты не любишь больше всего? · Любишь ли ты читать? · На кого бы ты хотел быть похожим? · Что для тебя в жизни самое страшное? · В чем состоит для тебя полноценный отдых? · Легко ли тебя вывести из себя? · Счастливый ли ты человек? Почему? · Уверен ли ты в себе? · Общительный ли ты человек? · Что может сделать тебя счастливым? · Легко ли ты можешь расплакаться? · Скоро ли ты забываешь обиду? * Умеешь ли ты сочувствовать людям? · Бывает ли у тебя неспокойно на душе? Из-за чего? · Боишься ли ты темноты? · Какие сны тебе снятся чаше всего? · Как ты понимаешь выражение «чувствовать себя на седьмом небе»? · Любишь ли ты выступать на сцене? · Чему бы ты хотел научиться? · Ты веришь в гороскопы? · Что для тебя является горем? · Какой твой любимый вид спорта? · Хотел бы ты летать как птица? · Без чего бы ты не смог обойтись в жизни? · Согласен ли ты с выражением, что в жизни надо все попробовать? · Быстро ли ты прощаешь обидевших тебя людей? · Веришь ли ты в любовь с первого взгляда? · Ты везучий человек? · Ты больше любишь дарить подарки или получать? · Что лучше — быть сильным или быть умным? · Что лучше иметь — сто рублей или сто друзей? · Есть ли у тебя любимый праздник? · Веришь ли ты в чудеса? · Веришь ли ты в счастливый случай? · Если бы у тебя была волшебная палочка, какие три желания ты бы загадал? · Твоя заветная мечта?
«Незаконченное предложение» Эту методику также называют «недописанным тезисом». Дописать тезис — это значит высказать вполне определенное суждение и обозначить свое отношение к предмету речи. Схема организации разговора мало чем отличается от предыдущей. Разница в том, что ребенку вместо ответа на вопрос предлагается продолжить незаконченное предложение. Наилучший вариант проводимой методики — когда фраза напечатана на карточке для каждого участника, и он эту фразу на карточке дописывает. Но если технически это трудно обеспечить, то начальные слова тезиса произносятся вслух, и дети тут же торопятся записать завершение тезиса.
Примеры незаконченных предложений: · Я всегда хотел… · Если все против меня, то… · Будущее кажется мне… · Знаю, что глупо, но боюсь… · В хорошем отряде всегда… · Лучше всего я общаюсь с… · Сделал бы все, чтобы забыть… · Думаю, что я достаточно способен, чтобы… · Надеюсь на… · Не люблю людей, которые… · Моей самой большой ошибкой было · Наступит тот день, когда… · Когда мне начинает не везти, я… · Больше всего я хотел бы в жизни
Вариант, адаптированный к условиям лагерной смены: · Больше всего мне не нравится в лагере · По сравнению с другими наш отряд… · Иногда я боюсь… · Больше всего мне нравится… · По-моему, лучший вожатый тот… · Многие ребята из нашего отряда… · Когда кто-то кричит на меня… · В будущем я хочу… · Для меня нет ничего хуже… · За это время я понял, что… · Я бы на месте наших вожатых… · Мне очень не нравится, когда девочки (ребята)… · Мне хотелось бы научиться… · Летние каникулы – это…
«Это я! » Вожатый, педагог громко задает вопрос, а тот ребенок, который относит его к себе, отвечает — «Это я! ». Следует задавать как серьезные, так и смешные вопросы: · Кто проснулся первым сегодня в комнате? · Кто любит собак? · Кто родился в год Дракона? · Кто любит читать фантастику? И т. п.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|