Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2. Графическое шкалирование




Графическое шкалирование — процедура субъективного оценивания, со-гласно которой индивид выносит свои суждения, делая отметки на сплошной графической (вертикальной или горизонтальной) шкале.

«Выбор отметки на шкале». Существует множество методик и приемов, которые объединяет наличие оценочной шкалы. Принципы построения шкал могут быть разными. Важно, чтобы ребята понимали, что означает каждая отметка, тогда интерпретация результатов будет иметь смысл и относительную точность. Самый простой пример шкалы - обычная линейка с одной осью, с делениями, например, от 0 до 5 (при этом 0 рассматривается как начало шкалы, соответствующее «не-ответу»). Шкала может иметь графическое отображение, а может быть умозрительной (подобный вариант мы применяем, например, предлагая детям дать оценку проведенному делу по пятибалльной системе). Приведем пример использования обычной линейной шкалы. Педагог предлагает детям на шкале с делениями от 0 до 10 отметить: 1) то, как они оценивают качество проведенного дела, - буквой «к». 2) то, как они оценивают свой вклад в качество (вне зависимости от первой оценки данная оценка может быть от 1 до 10), - буквой «я». Если методика применяется для индивидуального анализа, то каждый ребенок на отдельном листочке рисует шкалу и ставит на ней отметки, подписывает листок и сдает его педагогу, который использует результаты при последующем проведении анализа дня (дела) с ребенком. При этом педагог может составить сводную шкалу и отметить на ней все оценки ребят, чтобы сравнить их, получить для себя новую информацию, а также проанализировать общую картину вместе с детьми. Групповой анализ предполагает обсуждение того, что повлияло на оценки ребят по каждому вопросу, насколько они разошлись, каковы могут быть причины этого, как в дальнейшем провести дело так, чтобы оценки оказались выше и т. д. При групповом анализе оценки на сводную шкалу выносятся без имен ребят.

Кроме наглядного представления информации о том, как дети оценивают качество дела и свой вклад в него, шкала может служить показателем активности каждого ребенка, а также единства детского коллектива. Соотношение первой и второй оценок на шкале каждого ребенка – предоставит вам информацию о его самооценке и об уровне притязаний. Если они адекватны, то оценки будут совпадать (в пределах 1-2 баллов). Если повышен уровень притязаний или понижена самооценка, то отметка «я» будет на несколько баллов ниже отметки «к», и наоборот. На сводной шкале приблизительно одинаковые у всех (в пределах 2-3 баллов) первые отметки свидетельствуют о сплоченности группы. Если оценки кого-либо из ребят резко отличаются от остальных (как в положительную, так и в отрицательную сторону), то это может быть сигналом об индивидуальной проблеме, не обязательно связанной с заданным вопросом. Среднее соотношение на сводной шкале первой и второй оценок может отражать позицию детского объединения по отношению к общей ситуации, к другим людям.

«Лестница». Шкала представляет собой рисунок - схематично изображенную лестницу, каждая из ступеней которой соответствует определенному уровню достижений. На рисунке отмечаются индивидуальный или коллективный «рост», продвижение в результатах деятельности. Используя это сравнение, педагог вместе с ребятами определяет значение каждой ступени либо, если это затруднительно, значение начала и конца «пути-подъема».

«Гора». Этот прием сравнения похож па предыдущий. Его смысл - восхождение, путь от подножия к вершине. На листе ватмана рисуется гора – от пологого предгорья (0) баллов) до вершины (наибольший балл). Каждый помещает свой знак (кораблик, звезду, логотип, герб) на тот уровень горы, который соответствует его мнению относительно заданного параметра оценки. Можно разместить на рисунке только один общий отрядный кораблик, выяснив с ребятами его месторасположение на рисунке.

«Температура» Шкала представляется в виде обычного, хорошо известного всем детям термометра. Один из них фиксирует индивидуальную «температуру» (пара-метр задает педагог), а затем – каждый подходит к общему термометру и отмечает на нем свою – получается общая шкала. Очень визуально и забавно.

«Буря 9 баллов» Также на ватмане изображается море с высокой волной на переднем плане. Следует организовать предварительное обсуждение с детьми характеристик состояния моря, ведь оценка может быть относительной: шторм - не обязательно плохо, штиль - не обязательно хорошо. Вариант отображения этой метафоры для детей постарше — «барометр». Задание для ребят в этом случае может звучать так: «Сравни твою активность (или активность отряда в целом) в сегодняшнем дне (или в конкретном деле) с состоянием моря - от штиля до бури».

«Море». Эта метафора интересна характеристикой шторма баллами. На листе изображается море с волнами разной высоты - от полного «штиля» до 9-балльного шторма (лучше не схематично, а цветным рисунком или аппликацией). В ходе общего обсуждения определяются характеристики штиля, шторма разной силы, бури-урагана. Для проведения анализа интересно использовать шкалы, построенные на общеизвестных сравнениях-метафорах, т. е. таких понятиях, переносное значение которых заключает в себе ясное всем представление. Подобные метафоры общего, бытийного характера можно придумывать самим, консультируясь с психологом. Они полезны еще и тем, что выполняют психотерапевтическую функцию. Шкалы можно применять также для оценки личностного роста ребят за время смены или другой временной промежуток. Этот прием может использоваться ежедневно как иллюстрация активности детей.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...