Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Белая шляпа. Желтая шляпа. Черная шляпа. Красная шляпа. Зеленая шляпа. Синяя шляпа. Использование стендовых и графических инструментов при рефлексии: мишени – шкалы – ранги




Белая шляпа

Белая шляпа – мыслим фактами, цифрами. Без эмоций, без оценок. Только факты!!! Можно цитировать чью-то субъективную точку зрения, но бесстрастно, как цитату. Пример: «Какие события произошли в этой книге? », «Перечислите героев романа» и т. д.

Желтая шляпа

Позитивное мышление. Необходимо выделить в рассматриваемом явлении позитивные стороны и (!!! ) аргументировать, почему они являются позитивными. Нужно не просто сказать, что именно было хорошо, полезно, продуктивно, конструктивно, но и объяснить почему. Например: «Наиболее эффективным решением экологической проблемы в Северо-Западном регионе будет строительство частных магистралей, потому что…».

 

Черная шляпа

Противоположность желтой шляпе. Нужно определить, что было трудно, неясно, проблематично, негативно, вхолостую, и объяснить, почему так произошло. Смысл заключается в том, чтобы не только выделить противоречия, недостатки, но и проанализировать их причины. «Эта химическая реакция осталась для нас непонятной, потому что мы мало решали задачи, связанные с ней».

Красная шляпа

Это – эмоциональная шляпа. Нужно связать изменения собственного эмоционального состояния с теми или иными моментами рассматриваемого явления. С каким именно моментом занятия (серии занятий) связана та или иная эмоция? Не нужно объяснять, почему Вы пережили то или иное эмоциональное состояние (грусть, радость, интерес, раздражение, обиду, агрессию, удивление и т. д. ), но лишь осознать это. Иногда эмоции помогают нам точнее определить направление поиска, анализа. «Финал «Поединка» вызвал у меня чувство растерянности и обреченности».

Зеленая шляпа

Это – творческое мышление. Задайтесь вопросами: «Как можно было бы применить тот или иной факт, метод и т. д. в новой ситуации? », «Что можно было бы сделать иначе, почему и как именно? », «Как можно было бы усовершенствовать тот или иной аспект? » и др. Эта «шляпа» позволяет найти новые грани в изучаемом материале. «Если бы Достоевский описал старуху-процентщицу более детально, описал ее чувства и мысли, восприятие поступка Раскольникова было бы иным».

Синяя шляпа

Это – философская, обобщающая шляпа. Те, кто мыслит в «синем» русле, старается обобщить высказывания других «шляп», сделать общие выводы, найти обобщающие параллели и т. д. Группе, вы-бравшей синюю шляпу, необходимо все время работы разделить на две равные части: в первой – походить по другим группам, послушать, что они говорят, а во второй – вернуться в свою «синюю» и обобщить собранный материал. За ними – последнее слово.

Рефлексия в «шести шляпах» может осуществляться не только в группе, но и индивидуально. Этот метод побуждает подростков к разнообразной, «разноцветной» оценке освоенного и пережитого, что и является одной из важных характеристик критического мыслителя. Эти оценки могут быть ценны сами по себе, а могут быть использованы при написании эссе или для других видов позиционной рефлексии.

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТЕНДОВЫХ И ГРАФИЧЕСКИХ ИНСТРУМЕНТОВ ПРИ РЕФЛЕКСИИ: МИШЕНИ – ШКАЛЫ – РАНГИ

 

1. «Стрельба в мишень»

Этот игровой прием разработан на основе знакомой всем игры в дартс. Для проведения анализа необходимо графическое изображение мишени, в один из секторов которой каждый ребенок попытается «попасть» (вписать свое имя или поставить значок). Пример игровой мишени позволит педагогу оценить, насколько осознанно дети принимают предлагаемую деятельность. Вопрос принимает форму мишени, а позиция ребенка тогда превращается в действие (метание дротика) при ответе на вопрос, например: «Готов ли ты и в дальнейшем принимать участие в деятельности отряда / группы? » Существенный момент, который нужно разъяснить ребятам: если при стрельбе по обычной мишени каждый стремится попасть в «яблочко», то при стрельбе по мишени игровой задача стрелка - попасть именно в тот сектор, который соответствует его мнению, суждению о сложившейся ситуации. При рассмотрении полученных результатов педагогу важно учитывать, что особое внимание следует уделить тем ребятам, которые поставили отметку в центре круга и, напротив, во внешнем секторе: такая оценка происходящего — крайне положительная и крайне отрицательная — может свидетельствовать о том, что у ребенка есть проблемы, разрешение которых требует участия педагога. Эти проблемы могут не иметь отношения к поставленному конкретному вопросу, но их неразрешенность влияет на общее благополучие ребенка в лагере. Те дети, которые поместили свой ответ в сегменты среднего сектора, скорее всего, нашли для себя интерес, и у них есть мотив для продолжения совместной деятельности.

Вариант мишени «ЛИДЕРСТВО» Центр; я всегда лидер!

2-й сектор 6 сегментов: Я ЛИДЕР...

· в некоторых делах

· когда попросят

· когда интересно

· когда уверен в себе

· когда хочу научиться

· на спор

3-й сектор: я лидер по настроению Внешний сектор: я не лидер

Возможный вариант по аналогии: Мишень 'ТВОРЧЕСТВО" Центр: я всегда творческий человек и т. д. Методика может использоваться как индивидуально, так и коллективно. Во втором случае с отрядом обсуждается не то, кто и почему поставил свою отметку в том или ином секторе, а то, какая картина получилась в целом и что можно сделать, чтобы у каждого члена коллектива нашелся свой интерес в общей деятельности. (Автор-разработчик Л. С. Савинова, методический отдел ВДЦ, 1996 год).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...