3. Позиционный анализ. 3.1. Составление «Соглашения с.». 3.2. «Оценка совпадения ожиданий». 3.3. «Построение диаграммы». 4. Техники критического мышления
3. Позиционный анализ 3. 1. Составление «Соглашения с... » Обсудив с ребятами их права и обязанности, требования, которые они должны выполнять в лагере или клубе, педагог может предложить им создать на их основе Соглашение (друг с другом, с педагогом, с самим собой). Этот прием поможет детям осмыслить предъявленные требования, а для педагога он станет вспомогательным инструментом в обеспечении безопасности жизнедеятельности детей в лагере / клубе. Текст соглашения лучше составить вместе с ребятами. Его начало может быть таким: «Что значит быть взрослым? Пытался ли ты когда-нибудь серьезно ответить на этот вопрос самому себе? Вот взрослые говорят: «Хорошо быть детьми: никакой ответственности! » Может быть, и правда именно принятие на себя ответственности делает человека взрослым? Что такое, по-твоему, ответственность? Сравни с определением, которое дают словари. Психологи утверждают, что чем меньше у детей запретов, тем реже они нарушаются. Мы, твои педагоги, готовы помочь тебе в осуществлении в лагере большинства твоих желаний, твоих ожиданий. Но давай договоримся о том, что будет безоговорочно запрещено для тебя в лагере / клубе, чтобы все могли быть спокойны за сохранность твоей жизни и здоровья... » Соглашения можно использовать в коллективном и в индивидуальном варианте. Чем старше дети, тем более сложным и развернутым может быть соглашение. Не забывайте обращаться к нему в течение смены / выполнении программы, чтобы анализировать вместе с ребятами, выполняется ли оно. Варианты тем соглашений: · Работа в органах самоуправления. · Организация дежурства. · Работа творческих групп. · Участие в соревнованиях.
3. 2. «Оценка совпадения ожиданий» Педагог предлагает ребятам несколько наглядно представленных вариантов совпадения и несовпадения ожиданий каждого лично и решений группы, касающихся деятельности отряда / клуба в целом или отдельных ее аспектов. Каждый вариант нужно рассмотреть вместе с детьми, чтобы он был им понятен. Затем каждый оценивает совпадение своих ожиданий с решением группы и ставит отметку у соответствующего варианта. Например: «Сегодня вы планировали работу своей группы. Насколько совпали твои представления о будущей деятельности с тем, что у вас получилось? Отметь подходящий вариант». Следующий шаг - обсуждение полученного результата: «Есть ли расхождения? Насколько сошлись ожидания и принятые решения? Причины? Возможные проблемы в будущем? Какие коррективы дальнейших планов потребуются в связи с этим? ». 3. 3. «Построение диаграммы» Этот прием дает детям возможность увидеть, осознать сложившуюся в отряде ситуацию. В качестве примера приведем диаграмму, отражающую их активность в подготовке и проведении какого-либо отрядного дела. Для того чтобы построить диаграмму, педагог предлагает ребятам вопрос: «Какую позицию в дне ты занял (наблюдатель, лидер, организатор, активный участник-исполнитель, зритель)? Каждый участник анализа прикрепляет к заготовленной форме свой фрагмент (прямоугольник) - и диаграмма готова. Она может выглядеть, например, следующим образом: · НАБЛЮДАТЕЛЬ · ОРГАНИЗАТОР · АКТИВНЫЙ УЧАСТНИК · ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЙ УЧАСТНИК Приведем печень ролей, в которых подросток может попробовать себя на выездных сборах клубного актива, в течение лагерной смены или при выполнении конкретной клубной программы, проекта: 1. Участник Сбора, команды, отряда, рабочей группы. 2. Командир отряда, капитан команды. 3. Репортёр. 4. Капитан спортивной команды. 5. Игротехник-затейник. 6. Лидер творческой группы. 7. Дежурный. 8. Художник-оформитель. 9. Генератор идей. 10. Актёр. 11. Режиссёр. 12. Сценарист. 13. Болельщик. 14. Курьер. 15. Зритель. 16. Сценарист (поэт, литератор). 17. Ведущий дискуссии (концерта, дискотеки и т. д). 18. Член жюри. 19. Организатор коллективного творческого дела 20. Физорг. 21. Помощник судьи на спортсоревнованиях. 22. Аналитик. И другие…
Наглядно представленные результаты могут служить материалом для дальнейшего обсуждения. Методика может использоваться как индивидуально, так и коллективно. Больше подходит для ребят среднего и старшего возраста. Не всем ребятам может быть понятно, что обозначает каждый вариант ответа, поэтому, возможно, потребуются дополнительные пояснения, прежде чем дети будут ставить свои отметки. Применяя диаграмму в другом варианте (например, для анализа достижений), можно вписывать в каждый кирпичик конкретный вклад того, кто его внес.
4. Техники критического мышления Их уместно использовать для организации позиционного анализа не-которые из приемов, обычно применяемых в технологии критического мышления. Методический прием «Шесть шляп мышления» Мы не только по-разному воспринимаем мир, но и по-разному мыслим. Это свойство нашей психики также необходимо использовать для реализации фазы рефлексии. И мыслить мы можем шестью различными способами, то есть в шести «шляпах»! В практику развития мышления метафору «шести шляп» ввел известный психолог Эдвард де Боно. Выражение «put on your thinking hat (cap)» (дословно: надень свою мыслительную шляпу) на русский язык можно перевести как «призадуматься, поразмыслить». Обыгрывая этот оборот, Эдвард де Боно предлагает «поразмыслить» шестью различными способами. Метод «шести шляп мышления» используется для разностороннего анализа каких-либо явлений, для проведения занятия по обобщению опыта (после события, общего дела, экскурсии, в итоге изучения достаточно большой темы и т. д. ). Все дети делятся на шесть групп. Каждой группе вверяется одна из шести шляп. Причем в некоторых отрядах используются настоящие разноцветные шляпы (или сделанные из картона). Каждой группе предлагается представить свой опыт, свои впечатления и мысли исходя из цвета шляпы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|