2.1. Коллективная анкета: Обсуждение в группах.
2. 1. Коллективная анкета: Обсуждение в группах. Педагог задает ребятам вопрос, который предварительно записан на листе ватмана, закрепленном на стене (доске, стойке), и предлагает три варианта ответа на него. Педагог может выбрать себе трех помощников, которые возьмут в руки таблички с вариантами возможных ответов (таблички могут быть просто прикреплены к стене на некотором расстоянии друг от друга, а могут быть обозначены, например, корабликами разных цветов). Отряду / группе дается время подумать. Затем каждый человек должен подойти к табличке с наиболее близким к его мнению ответом. Таким образом, отряд / группа разбивается на три группы. Помощники могут выступать в качестве организаторов работы в группах, если же их роль - только обозначить места сбора Подгрупп, то не забудьте предоставить и им право выбрать свой ответ на поставленный вопрос и присоединиться к одной из групп. После этого осуществляется работа по подгруппам. Детям предлагается объяснить свою точку зрения, доказать правильность выбранного ими ответа. Когда все члены подгруппы выскажутся, начинается общее обсуждение, в результате которою принимается позиция той подгруппы, которая смогла лучше обосновать и аргументировать свое мнение, убедить других. Педагог может воспользоваться различными приемами, которые помогут ребятам прийти к общему мнению. Поскольку анкета коллективная, важно, чтобы в ней было представлено единое мнение отряда / клуба, при этом каждому придется не только высказать свое мнение, но и понять чужое. Если ребята обнаруживают редкое единодушие, используйте другой способ разбивки на группы, и тогда задание будет более сложным: постараться найти аргументы для того ответа, который достался группе, независимо от того, согласны ли ребята в группе с таким вариантом ответа. Педагог может подготовить нескольких старших подростков, которые помогут ему организовать не только распределение по группам, но и сам процесс работы в них (с помощью заранее продуманных приемов, дополнительных вопросов).
2. 2. «Живая» анкета» Живая анкета как прием используется в ходе дела или разговора-обсуждения, посвященного отношениям в группе. Содержание вопросов может помочь ребятам понять существующие проблемы и увидеть возможные пути их решения. В таком случае каждый этап дела следует начинать с вопроса, ответы на который станут отправной точкой рассуждений, а завершать упражнением или игрой, которые помогут найти варианты решения выявленной проблемы. Таким образом, педагог может сочетать анализ с конкретной деятельностью, содержание которой определяется на его основе. Подобным образом проводится работа над другими вопросами анкеты, при этом группы каждый раз меняются. Между ответами на разные вопросы можно делать перерывы, чтобы отдохнуть, подвигаться. Перед обсуждением каждого следующего вопроса можно напомнить ребятам о содержании и ходе той деятельности, которой он будет касаться. Например, вывесить стенгазету, посвященную делу, о котором пойдет речь; разложить таблички, на которых записаны мнения ребят, высказанные сразу после дела; посмотреть видеозапись и т. п. Заполнив всю анкету, вы можете продолжить разговор о проблемах, которые были отмечены в холе работы, и принять конкретные решения по дальнейшей совместной деятельности отряда. «Живая» анкета как способ с элементами игры применяется также в тех случаях, когда необходимо быстро собрать статистические данные или такие сведения, которые не требуют от отвечающих длительных раздумий. В отличие от коллективной анкеты, предполагающей формирование общего мнения, в «живой» лучше использовать такие вопросы, по которым важно узнать разброс мнений индивидуальных. Для проведения игры педагогу потребуется несколько помощников (по количеству вариантов ответов). Представляя помощников, педагог обращает внимание на их «визитные карточки», на которых обозначены буквы «А», «Б», «В» - варианты ответов. Желательно, чтобы было одинаковое количество вариантов ответов на все вопросы, например, три. Больше пяти вариантов делать не стоит, так как ребятам будет сложно их запомнить. Можно предложить одинаковые для всех вопросов варианты ответов, например: а) да. б) нет, в) затрудняюсь ответить, - тогда на «визитках» помощников пишутся не буквы, а сами ответы. Но в этом случае договоритесь с ребятами, что вариант «в» они могут выбрать только один раз. Для предстоящей работы будет удобнее, если ребята встанут или сядут в круг. Заполнение «живой» анкеты происходит следующим образом. Объяснив правила и представив своих помощников, педагог задает вопрос и перечисляет варианты ответов. Затем помощники проходят по кругу, и каждый ребенок хлопает по ладони того из них, с чьим вариантом ответа он согласен. Задача помощников - сосчитать, сколько человек хлопнули их по ладони, и, пройдя весь круг, отметить результат на общем листе. После заполнения анкеты результаты предлагаются общему вниманию. Вопросы должны быть простыми и конкретными, чтобы ребенок мог легко и быстро выбрать ответ. Педагог, наблюдая за сбором ответов, отмечает для себя и записывает в блокнот дополнительную информацию (фамилии ответивших на какой-то вопрос отрицательно, фамилии тех, кто затруднялся с ответом, реакцию ребят на вопросы), чтобы затем проанализировать эту информацию. Подводя итоги, вожатый обращает внимание детей на результаты анкеты, делится с ними своими выводами (теми, которыми можно поделиться) или предлагает им обсудить полученную информацию и сделать выводы вместе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|