Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Интерпретация показателей по шкалам «Экстравертированность» и «Невротизм»




 

Численный показатель 0—2 3—6 7—10 11—14 15—18 19—22 23—24
Интерпрета­ция для шка­лы «Экстра-вертирован-ность» Сверхинтро­верт Интроверт-ность Потенциаль­ный интро­верт Амбиверт Потенциаль­ный экстра­верт Экстраверт Сверх­экстраверт
Интерпрета­ция для шка­лы «Невро­тизм» Сверхкон-кордант Конкордант Потенциаль­ный конкор-дант Нормосте-ник Потенциаль­ный дискор-дант Дискордант Сверх-дискордант

Глава 1. Методики изучения темперамента и характера


2. Вы чувствительны к оскорблениям?

3. Бывает ли так, что у вас на глаза навертывают­ся слезы в кино, театре, в беседе и т. п.?

4. Сделав что-то, вы сомневаетесь, все ли сделано правильно, и не успокаиваетесь до тех пор пока не убедитесь еще раз в том, что все сделано правильно?

5. В детстве вы были таким же смелым, как все ваши сверстники?

6. Часто ли у вас резко меняется настроение от состояния безграничного ликования до отвращения к жизни, к себе?

7. Являетесь ли вы обычно центром внимания в обществе, компании?

8. Бывает ли так, что вы беспричинно находи­тесь в таком ворчливом настроении, что с вами луч­ше не разговаривать?

9. Вы серьезный человек?

 

10. Способны ли вы восторгаться, восхищаться чем-нибудь?

11. Предприимчивы ли вы?

12. Вы быстро забываете, если вас кто-либо
обидит?

13. Мягкосердечны ли вы?

14. Опуская письмо в почтовый ящик, проверя­ете ли вы, проводя рукой по щели ящика, что пись­мо полностью упало в него?

15. Стремитесь ли вы всегда считаться одним из лучших работников?

16. Бывало ли вам страшно в детстве во время грозы или при встрече с незнакомой собакой (а мо­жет быть, такое чувство бывает и теперь, в зрелом возрасте)?

17. Стремитесь ли вы во всем и всюду соблюдать порядок?

18. Зависит ли ваше настроение от внешних об­стоятельств?

19. Любят ли вас ваши знакомые?

20. Часто ли у вас бывают чувство внутреннего беспокойства, ощущение возможной беды, непри­ятности?

21. У вас часто несколько подавленное настро­ение?

22. Бывали ли у вас хотя бы один раз истерика или нервный срыв?

23. Трудно ли вам долго усидеть на одном месте?

24. Если по отношению к вам несправедливо
поступили, энергично ли вы отстаиваете свои ин­
тересы?


 

25. Можете ли вы зарезать курицу или овцу?

26. Раздражает ли вас, если дома занавес или ска­терть висят неровно, или вы сразу же стараетесь по­править их?

27. Вы в детстве боялись оставаться одни в доме?

28. Часто ли у вас бывают колебания настро­
ения?

29. Всегда ли вы стремитесь быть достаточно силь­ным работником в своей профессии?

30. Быстро ли вы начинаете сердиться или впа­дать в гнев?

 

31. Можете ли вы быть абсолютно, беззаботно веселым?

32. Бывает ли так, что ощущение полного сча­стья буквально пронизывает вас?

33. Как вы думаете, получился бы из вас веду­щий в юмористическом спектакле?

34. Вы обычно высказываете свое мнение людям достаточно откровенно, прямо и недвусмысленно?

35. Вам трудно переносить вид крови? Не вызы­вает ли это у вас неприятных ощущений?

36. Любите ли вы работу с высокой личной от­ветственностью?

37. Склонны ли вы выступать в защиту лиц, по отношению к которым несправедливо поступают?

38. В темный подвал вам трудно, страшно спу­скаться?

39. Предпочитаете ли вы работу такой, где дей­ствовать надо быстро, но требования к качеству вы­полнения невысоки?

40. Общительны ли вы?

41. В школе вы охотно декламировали стихи?

42. Убегали ли вы в детстве из дома?

43. Кажется ли вам жизнь трудной?

44. Бывает ли так, что после конфликта, обиды Вы были до того расстроены, что идти на работу ка­залось просто невыносимым?

45. Можно ли сказать, что при неудаче вы не те­ряете чувство юмора?

46. Предприняли бы вы первые шаги к примире­нию, если вас кто-либо обидел?

47. Вы очень любите животных.

48. Возвращаетесь ли вы, чтобы убедиться, что оставили дом или рабочее место в таком состоянии, что там ничего не случилось?

49. Преследует ли вас иногда неясная мысль, что с вами и вашими близкими может случиться что-то страшное?



Часть 2. Темперамент, характер, познавательные процессы


50. Считаете ли вы, что ваше настроение очень изменчиво?

51. Трудно ли вам докладывать (выступать на сцене) перед большим количеством людей?

52. Вы можете ударить обидчика, если он вас ос­корбит?

53. У Вас очень велика потребность в общении с другими людьми?

54. Вы относитесь к тем, кто при каких-либо ра­зочарованиях впадает в глубокое отчаяние?

55. Вам нравится работа, требующая энергичной организаторской деятельности?

56. Настойчиво ли вы добиваетесь намеченной цели, если на пути к ней приходится преодолевать массу препятствий?

 

57. Может ли трагический фильм взволновать вас так, что на глазах выступают слезы?

58. Часто ли вам бывает трудно уснуть из-за то­го, что проблемы прожитого дня или будущего все время крутятся в ваших мыслях?

59. В школе вы иногда подсказывали своим това­рищам или давали списывать?

60. Потребуется ли вам большое напряжение во­ли, чтобы пройти одному через кладбище?

61. Тщательно ли вы следите за тем, чтобы каж­дая вещь в вашей квартире была только на одном и том же месте?

62. Бывает ли так, что, будучи перед сном в хоро­шем настроении, вы на следующий день встаете в подавленном настроении, длящемся несколько ча­сов?

63. Легко ли вы привыкаете к новым ситуа­
циям?

64. Бывают ли у вас головные боли?

65. Вы часто смеетесь?

66. Можете ли вы быть приветливым даже с тем, кого вы явно не цените, не любите, не уважаете?

67. Вы подвижный человек?

68. Вы очень переживаете из-за несправедливо­сти?

69. Вы настолько любите природу, что можете назвать ее другом?

70. Уходя из дома или ложась спать, проверяете ли вы, закрыт ли газ, погашен ли свет, заперты ли двери?

71. Вы очень боязливы?

72. Изменяется ли ваше настроение при приеме алкоголя?


 

73. В вашей молодости вы охотно участвовали в кружке художественной самодеятельности?

74. Вы расцениваете жизнь несколько пессими­стически, без ожидания радости?

75. Часто ли вас тянет путешествовать?

76. Можно ли ваше настроение измениться так резко, что ваше состояние радости вдруг сменяется угрюмым и подавленным?

77. Легко ли вам удается поднять настроение дру­зей в компании?

78. Долго ли вы переживаете обиду?

79. Переживаете ли вы долгое время горести дру­гих людей?

80. Часто ли, будучи школьником, вы переписы­вали страницу в вашей тетради, если случайно оста­вили в ней кляксу?

81. Относитесь ли вы к людям скорее с недове­рием и осторожностью, чем с доверчивостью?

82. Часто ли вы видите страшные сны?

83. Бывает ли, что вы остерегаетесь того, что бро­ситесь под колеса проходящего поезда или, стоя у окна многоэтажного дома, остерегаетесь того, что можете внезапно выпасть из окна?

84. В веселой компании вы обычно веселы?

85. Способны ли вы отвлечься от трудных про­блем, требующих решения?

86. Вы становитесь менее сдержанным и чувст­вуете себя более свободно, приняв алкоголь?

87. В беседе вы скудны на слова?

88. Если бы вам необходимо было играть на сце­не, вы могли бы настолько войти в роль, чтобы по­забыть о том, что это только игра?

При подсчете баллов на каждой шкале опросни­ка Леонгарда для стандартизации результатов зна­чение каждой шкалы умножается на определенное число. Это указано в ключе к методике. Акцентуи­рованные личности не являются патологическими. Они характеризуются выделением ярких черт ха­рактера. За каждое совпадение с ключом начисля­ется 1 балл.

Ключ

1. Г-1. Гипертимы ×3 (умножить значение на 3) +: 1, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77, —: нет

2. Г-2. Возбудимые ×2 +: 2, 15, 24, 34, 37, 56, 68, 78, 81;—: 12, 46, 59



Глава 1. Методики изучения темперамента и характера


3. Г-3. Мотивные ×3

+: 3, 13, 35, 47, 57, 69, 79; —: 25

4. Г-4. Педантичные ×2

+: 4, 14, 17, 26, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 83; —: 36

5. Г-5. Тревожные ×3

+: 16, 27, 38, 49, 60, 71, 82; —: 5

6. Г-6. Циклотивные ×3

+: 6, 18, 28, 40, 50, 62, 72, 84; —: нет

7. Г-7. Демонстративные ×2

+: 7, 19, 22, 29, 41, 44, 63, 66, 73, 85, 88; —: 51

8. Г-8. Неуравновешенные ×3

+: 8, 20, 30, 42, 52, 64, 74, 86; —: нет

9. Г-9. Дистимные ×3

+: 9, 21, 43, 75, 87; —: 31, 53, 65

10. Г-10. Экзальтированные ×6
+: 10, 32, 54, 76; —: нет

Описание акцентуаций по Леонгарду

1. Демонстративный тип. Высокие оценки по этой шкале говорят о повышенной способности к вытеснению, демонстративности поведения.

2. Педантичный тип. Высокие оценки говорят о ригидности, инертности психических процессов, о долгом переживании травмирующих событий.

3. Застревающий тип. Основная черта этого ти­па — чрезмерная стойкость аффекта со склонно­стью к формированию сверхценных идей.

4. Возбудимый тип. Таким людям свойственны повышенная импульсивность, ослабление контро­ля над влечениями и обсуждениями.

5. Гипертимический тип. Высокие оценки гово­рят о постоянном повышенном фоне настроения в сочетании с жаждой деятельности, высокой ак­тивностью, предприимчивостью.

6. Дистимический тип. Этот тип является противо­положным предыдущему, характеризуется сни­женным настроением, фиксацией на мрачных сто­ронах жизни, идеомоторной заторможенностью.

7. Тревожно-боязливый тип. Основные черты — склонность к страхам, повышенная робость и пугли­вость, высокий уровень тревожности.

8. Цикломитический тип. Людям с высокими
оценками по этой шкале соответствует смена ги-
пертимических и дистимических фаз.

9. Аффективно-экзальтированный тип. Лицам это­
го типа свойственен большой диапазон эмоциональ-


ных состояний, они легко приходят в восторг от ра­достных событий и в полное отчаяние от печальных.

10. Эмотивный тип. Это чувствительные и впечат­лительные люди, отличаются глубиной переживаний в области тонких эмоций в духовной жизни человека.

Возможно применение опросника как индиви­дуально, так и в группе. Наиболее удачный вариант применения опросника — в группе, но каждый ис­пытуемый должен иметь перед собой текст опрос­ника и лист для ответов.

Опросник применяется как для психологической консультации, так и с целью профотбора и проф­ориентации.

ХАРАКТЕРОЛОГИчЕСКИЕ

АКЦЕНТУАЦИИ ЛИЧНОСТИ

И НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКАЯ

НЕУСТОЙЧИВОСТЬ

Инструкция: «В этом опроснике содержатся утверждения, касающиеся вашего здоровья, взгля­дов, интереса, характера и др. Если вы решите, что согласны с данными утверждениями, то на реги­страционном бланке соответственно номеру утвер­ждения поставьте «+». Если с ним не согласны, то поставьте знак «–».

Личностный опросник

1. Я приложу все усилия, чтобы стать (далее — наименование профессии).

2. Большинство знакомых считают меня весе­лым собеседником.

3. Я часто поступаю по настроению, а не по убеждению.

4. Часто какая-то навязчивая мысль не дает мне заснуть.

5. К алкоголю я равнодушен.

6. Я очень серьезно интересуюсь гимнастикой йогов.

7. Я люблю готовиться к экзаменам, контроль­ным и тому подобному один.

8. В споре я часто ухожу от сущности вопроса и перехожу на личности.

9. Я сильно теряюсь, неожиданно оказавшись в центре внимания.



Часть 2. Темперамент, характер, познавательные процессы


10. Я стараюсь придерживаться принципов
нравственности и морали.

11. У меня часто болит голова.

12. Я никогда не нуждаюсь в сочувствии окру­жающих.

13. В поездах, автобусах и так далее я часто заво­жу разговор с незнакомыми мне людьми.

14. Часто пустяк, сказанный в мой адрес, спосо­бен вызвать у меня бурную реакцию.

15. Критика в присутствии окружающих меня крайне угнетает.

16. У меня часто плохое настроение.

17. Я стал сомневаться в правильности выбран­ной профессии.

18. Я легко осваиваюсь в любом обществе.

19. Временами меня так и подмывает вступить с кем-нибудь в спор.

20. Часто мне трудно удержаться от жалости к са­мому себе.

21. В детстве я был на учете у психиатра.

22. Я стараюсь жить так, чтобы окружающие
сказали обо мне: «Вот это человек!»

23. Мое физическое развитие и здоровье вполне позволяют мне стать хорошим офицером.

24. Я считаю себя вполне общительным челове­ком.

25. Часто мне хочется сделать что-нибудь опас­ное или ошеломляющее.

26. Если я совершил какой-то промах, то об этом забываю быстро.

27. Иногда я принимаю бром, элениум и другие успокаивающие средства.

28. Я никогда не следую моде, а ношу что попало.

29. Я охотно участвую в организации различных мероприятий.

30. Часто я могу не сдержаться и нагрубить, да­же если это повредит моим интересам.

31. Я склонен мысленно возвращаться к своим неприятностям, и мне трудно выбросить их из го­ловы.

32. Мне говорили, что я хожу во сне.

33. Я считаю, что употребление наркотиков впол­не естественно.

34. Люблю носить одежду супермодную и необыч­ную, которая привлекает взгляд.

35. Мне нравится общаться с людьми и я редко упускаю возможность поговорить даже с малозна­комым человеком.


 

36. Довольно часто я действую под влиянием ми­нутного настроения.

37. В отношениях с людьми я испытываю труд­ности из-за собственной застенчивости.

38. Чувствую, что моих способностей, наверное, не хватит, чтобы освоить выбранную профессию.

39. У меня почти всегда что-нибудь болит.

40. Мне свойственно шутить и рассказывать
разные истории.

41. Когда на меня кричат, я отвечаю тем же.

42. Употребление нецензурных выражений мне всегда неприятно.

43. Временами я не могу удержаться от соблазна украсть что-нибудь.

44. Я живу своими внутренними мыслями, и ме­ня мало интересует действительность.

45. Я считаю, что книги более занимательны, чем собеседники.

46. Часто я не уступаю людям просто из принципа.

47. Мне, конечно, не хватает уверенности в себе.

 

48. На медицинской комиссии я скрыл имею­щиеся у меня серьезные заболевания.

49. Всегда делаю и думаю по-своему, а мнение других меня интересует мало.

50. Законы и правила общежития я стараюсь соблюдать.

51. Я предпочитаю иметь достаточно широкий круг знакомств.

52. Я люблю подшучивать над другими.

53. Когда люди наблюдают за мной, мне от этого становится не по себе.

54. У меня плохой и беспокойный сон.

55. Мои идеи и мысли выглядят, как опережаю­щее время.

56. Я легко могу заговорить с незнакомым чело­веком.

57. Часто завожусь с пол-оборота.

58. Я очень смущаюсь, когда говорят о моем ха­рактере.

59. У меня были случаи потери сознания.

60. Я труднодоступный человек.

61. Я считаю, что большинство людей лгут, если это в их интересах.

62. Я с удовольствием могу гулять один.

63. Я сильно раздражаюсь, если меня торопят.

64. В разговоре с девушками я стараюсь избе­гать щекотливых тем, которые могут вызвать сму­щение.



Глава 1. Методики изучения темперамента и характера


65. Моя нервная система сильно расстроена.

66. Я не верю в Бога.

67. Обо мне часто говорят: «За словом в карман не полезет».

68. Часто я готов на все, чтобы победить в споре.

69. Бывает, что меня беспокоят чувство вины или угрызения совести из-за какого-нибудь пустяка.

70. Я имел приводы в милицию.

71. Мне кажется, что меня никто не понимает.

72. Окружающие всегда знают мою точку зрения.

 

73. Я предпочитаю взаимовыгодные решения в споре.

74. Я чувствую себя менее приспособленным в жизни к ее требованиям, чем другие.

75. Я бы предпочел большую часть времени си­деть, ничего не делать и мечтать (философство­вать).

76. В одну из политических партий я вступил бы только под нажимом общественности.

77. Я не надеюсь, что чего-либо добьюсь в жизни.

78. В общем меня беспокоит чувство собствен­ной застенчивости.

79. Я люблю проделывать каверзные шутки над другими.

80. В обществе меня беспокоит чувство соб­
ственной застенчивости.

81. Я способен совершить нечто выдающееся.

82. Меня уговорили поступать в этот вуз, а у са­мого особого желания не было.

83. В коллективе я редко бываю инициатором чего-либо.

84. Мне часто хочется недозволенного.

85. Я считаю себя скорее мечтательным, чем
практичным, человеком.

86. В детстве у меня были тяжелые травмы и за­болевания.

87. Я считаю, что американский образ жизни можно принять за образец.

88. В кругу незнакомых людей я редко заговари­ваю первым.

89. Меня трудно рассердить.

90. Меня беспокоит чувство, что я хуже других.

91. Временами я сожалею, что живу на этом свете.

92. Мое мнение часто совпадает с мнением окру­жающих.

93. У меня бывают очень странные и необычные внутренние переживания.

94. Обычно я не очень общителен.


95. Часто мне бывает трудно справиться со свои­
ми желаниями.

96. Я часто пытаюсь заглянуть в самого себя
и выяснить причины появления своих мыслей.

97. В детстве я был капризным и раздражитель­ным.

98. По своим способностям я смогу стать хоро­шим руководителем.

99. Если обсуждается какой-либо вопрос, я одним из первых выражаю свое мнение или соображение.

 

100. Я не считаю нужным скрывать свое презре­ние или отрицательное мнение о ком-либо или о чем-либо.

101. Иногда мне кажется, что люди догадывают­ся, о чем думаю я.

102. Мне нравится цитировать блестящие или шокирующие высказывания знаменитых людей.

103. По отношению ко мне часто окружающие поступают несправедливо.

104. Я люблю работать не спеша.

105. Иногда мне говорят, что я вспыльчив.

106. Меня часто беспокоят мысли о том, что я по­ступаю не так, как надо.

107. С большим трудом я приспосабливаюсь к но­вым условиям учебы, жизни и быта.

108. Мне нравится искать необычные или пара­доксальные приемы решения различных задач или вопросов.

109. Часто я инициатор какого-либо дела.

110. Я легко теряю терпение с людьми.

111. У меня редко бывают периоды, когда я теряю сон из-за волнения.

112. Очень редко критика и возражения в мой адрес бывают справедливыми.

113. В компаниях я всегда являюсь центром вни­мания.

114. Мой вес сильно колеблется (то худею, то по­правляюсь).

115. Я придерживаюсь пословицы: «Кто спешит, тот людей смешит».

116. Если кто-нибудь раздражает меня, я долго могу это терпеть.

117. Я часто упускаю возможность из-за своей не­решительности.

118. Я почти всегда ощущаю сухость во рту.

119. Меня легко привести в замешательство.

120. Я люблю поделиться с окружающими своим мнением.



Часть 2. Темперамент,


Познавательные процессы


 


121. В современной жизни слишком много пре­пятствий и ограничений, которые меня очень раз­дражают.

122. Мне часто приходится скрывать свою за­стенчивость ценой больших усилий.

123. Я отношусь к тем людям, которые умеют восторгаться или преклоняться перед кем или пе­ред чем-нибудь.

124. В школе у меня были конфликты с учителями.

 

125. Я человек довольно общительный и весе­лый.

126. Довольно часто я испытываю потребность в острых ощущениях.

127. У меня есть мир мечтаний, куда я никого не пускаю.

128. Я с трудом усваивал школьный материал.

129. Иногда я чувствую, что кто-то управляет мо­ими мыслями.

130. Я чувствую себя глубоко одиноким челове­ком.

131. Я охотно знакомлюсь с новыми людьми.

132. Иногда я чувствую себя глубоко одиноким человеком.

133. Я часто о чем-нибудь тревожусь.

134. Для меня характерно бурное проявление
чувств.

135. Думаю, что я человек обреченный.

136. Для отдыха я предпочитаю коллективные игры и развлечения.

137. Я склонен давать категорические оценки
поступкам окружающих.

138. Я остро и длительно переживаю неприятно­сти.

139. Временами у меня бывают приступы смеха и плача, с которыми я никак не могу справиться.

140. Иногда я чувствую, что близок к нервному срыву.

141. Обычно я поступаю и говорю быстро, долго не раздумывая.

142. У меня все кипит внутри, если что-то делают не по-моему.

 

143. Я склонен беспокоиться о том, что меня ожидает.

144. У меня есть такие качества, по которым я определенно превосхожу других людей.

145. Мне нравится пища, приготовленная из эк­зотических продуктов.

146. У меня часто бывают запоры.


 

147. Я больше молчу и слушаю, когда нахожусь в обществе.

148. Мне доставляет удовольствие совершать рис­кованные поступки ради забавы.

149. Временами я чувствую себя разбитым.

150. Иногда у меня появляется навязчивое жела­ние нанести повреждение себе или окружающим.

151. Я человек особенный и непонятный для
других.

152. Я люблю много говорить.

153. Редко что можно осуществить постепенны­ми, умеренными методами, чаще необходимо при­менить силу.

154. Я чувствую себя неудачником, когда слышу об успехах моих знакомых и товарищей.

155. Мне свойственна некоторая капризность.

156. Считаю, что выбранная профессия мне
вполне подходит.

157. Я высказываю свои мысли так, как они при­ходят мне в голову, и не стараюсь их сначала приче­сать.

158. У меня часто бывает дрожь в руках или по всему телу.

159. Выполняя какую-либо работу, я предпочи­таю делать ее самостоятельно, а не в коллективе.

160. Люди считают меня спокойным и уравнове­шенным человеком.

161. Я склонен все принимать близко к сердцу.

162. У меня часто бывает приступы раздражи­тельности.

163. У меня нет и, наверное, никогда не будет друга.

164. Я добросовестно и честно ответил на все во­просы.

Интерпретация

Утверждения, раскрывающие ту или иную шка­лу, отражают отношение к себе, к другим людям, к труду, к будущему, прошлому, к неудачам, к кри­тике, к риску, к правилам, порядкам и т. д.

Акцентуации характера следует рассматривать как крайний вариант психической нормы. При этом самооценка остается адекватной, а конкрет­ный тип акцентуации указывает на уязвимые места характера, которые при определенных условиях могут вызвать психогенную реакцию (ситуативно



Глава 1. Методики


Темперамента и характера


 


обусловленные нарушения поведения), привести к декомпенсации или дезадаптации.

Характеристика диагностических шкал

Экстраверсия — интроверсия Критерии: +2 –7 +13 +18 +24 +29 +35 +40 –45 +51 +56 -62 +67 +72 –78 –83 –88 –94 +99 –104 +109 –115 +120 +125 +131 +136 +141 –147 –152 –159.

Признаки: высокие значения свидетельствуют о ярко выраженной устремленности человека к об­ществу, отсутствии застенчивости, неразборчиво­сти в установлении межличностных контактов, ча­стом переоценивании своих возможностей. Низкие значения говорят о замкнутости, скромности, ско­ванности в отношениях с другими, медлительности, флегматичности.

Эксплозитивная форма Критерии: +3, +8, +14, +25, +30, +36, +41, +46, +52, +57, +63, +68, –73, + 79, +84, –89, +95, +100, +105, +110, –116, +121, +126, +132, +142, +148, +153, –160.

Признаки: несоответствие эмоциональных ре­акций силе и качеству раздражителей; повышен­ная возбудимость, агрессивность, взрывчатость, легкость возникновения срыва по незначительно­му поводу, склонность к резкой критике, слабый контроль эмоций, импульсивность действий.

Психастеническая форма Критерии: +4, +9, +15, +20, –26, +31, +37, +42, +47, +58, +64, +69, +74, +80, +85, +90, +96, +101, +106, +111, +117, +122, +127, +133, +138, +143, +149, +154, +161.

Признаки: высокая тревожность, нерешитель­ность, неуверенность в себе, легкая ранимость, по­вышенная чувствительность, быстрая утомляемость, фиксация на неудачах, склонность к сомнениям и самоанализу, застенчивость, робость, пониженная активность.

Шизоидная форма Критерии: +6, +12, +16, +28, +44, +49, +55, +60, +66, +71, +75, +77, +81, +91, -92, +93,


+02, +107, +108, +124, +129, +130, +135, +144, +145, +150, +151, +157, +162, +163.

Признаки: необычность и оригинальность мы­шления, своеобразие логических связей и ассоци­аций, эмоциональная холодность и бесцеремон­ность, закрытость, отгороженность от жизни и дел коллектива, необычность восприятия окружающего.

Истероидная форма

Критерии: +3, +10, +14, +22, –28, +34, +35, +40, +46, +49, +51, 61, +67, +72, +81, +87, +97, +100, +102, +113, +123, +134, +137, +139, +140, +144, +145, +148, +155, +157.

Признаки: эгоцентризм, стремление выделить­ся манерами поведения, внешним видом, жажда лидерства и оригинальности, театральность пове­дения, желание быть в центре внимания, внешняя выразительность переживаний, высокие претен­зии в отношении оценки результатов своего труда и исключительности положения.

Шкала направленности Критерии: –1, –5, +17, -23, +32, +33, +38, +39, +43, +48, –50, +59, +65, +66, +70, +76, +77, +82, +86, +87, +91, –98, +135, –156, +164. Признаки: отношение к выбранной профессии, желание ею овладеть, оценка своего физического развития, здоровья и способностей в отношении возможности освоить профессию, выпячивание своих моральных и психических недостатков.

Шкала надежности

Критерии: 3—36, 4—111, 7—159, 9—53, 13—35, 14—57, 24—125, 30—68, 37—80, 47—117, 51—131, 52—79, 74—85, 78—94, 84—95, 89—116, 90—154, 138—161, 146—152.

Признаки: при высоком показателе по шкале несовпадения знаков в 9 и более парах утвержде­ний результаты обследования следует считать не­достоверными.

Нервно-психическая неустойчивость

Понятие «нервно-психическая неустойчивость» объединяет в себе целый ряд предпатологических и частично патологических проявлений особенно-



Часть 2. Темперамент, характер, познавательные процессы


стей личности, которые предрасполагают к срывам нервной системы и психической деятельности да­же при незначительных психических или физиче­ских нагрузках.

Наиболее часто нервно-психическая неустойчи­вость проявляется при акцентуациях характера, ал­коголизме, наркомании и некоторых психических заболеваниях. Основные формы проявления нервно-психической неустойчивости связаны с недоста­точной социальной зрелостью, необходимостью соблюдения моральных норм, требований, правил поведения и порядка, нарушениями дисциплины, межличностных отношений и деятельности (трудо­вой и учебной), предболезненными и болезненны­ми состояниями.

Шкала нервно-психической неустойчивости

Критерии: +3, –5, +6, +8, +9, -10, +11, +12, 14, +16, +19, +20, +21, 22, +25, +27, +28, +30, +32, +33, +34, +36, +39, +43, +44, +46, +49, –50, +53, +54, +55, –49, 2—50, +57, +58, +59, +60, +61, +65, +66, +68, +70, +71, +74, +75, +76, +77, +79, +81, +84, +86, +87, +90, +91, –92, +93, +97, +100, +101, +103, +106, +107, +108, +110, +111, +112, +113, +114, +118, +119, +121, +123, +124, +127, +128, +129, +130, +132, +134, +135, +137, +138, +139, +140, +142, +144,


+145, +146, +148, +149, +150, +151, +153, +154, +155, +157, +158, –160, +161, +162, +163.

Признаки: акцентуация характера; нарушение дисциплинарных и моральных норм поведения ме­жличностных отношений и профессиональной деятельности, недостаточная социальная зрелость; болезненные явления.

При подтверждении во время беседы с кандида­том его отрицательного отношения к выбранной профессии по соответствующим номерам утвер­ждений в зависимости от характера ответов спе­циалист может выставить кандидату IV группу ли­бо доложить председателю комиссии о данном факте (выставив фактическую группу психологи­ческого отбора).

Из таблицы видны связи и взаимоотношения шкал ХАЛ и НПН. Анализ матрицы интеркорреля­ций показывает, что внутренняя структура опрос­ника достаточно согласована, объединение утвер­ждений в шкале НПН правомерно, а шкалы ХАЛ обладают достаточной самостоятельностью и неза­висимостью.

Оценка результатов обследования

Заключение составляется на основании анализа полученных числовых значений, приведенных в 9-тибалльной шкале по каждой акцентуации. При этом учитываются соотношения различных значе-


Таблица 34

 

               
Экстра-, интроверсия   0,13 –0,35 –00,1 0,24 –00,7 –0,18
Эксплозивная форма     0,17 0,47 0,62 0,78 0,20
Психастения       0,42 0,20 0,41 0,40
Шизоидная форма         0,52 0,76 0,16
Истероидная форма           0,63 00,3
НПН             0,25
Шкала надежности              

Глава 1. Методики


Темперамента и характера


 


ний, свидетельствующих о степени выраженности той или иной черты характера, и их взаимосвязь. В таблице приведены ориентировочные норма­тивные оценки шкал ХАЛ и НПН применительно к 9-балльной шкале нормального распределения.

9 баллов по шкале НПН оцениваются как состоя­ние нервно-психической неустойчивости, и только после целенаправленной беседы со специалистом-психологом независимо от результатов других ви­дов профотбора кандидату выставляется IV группа психологического отбора. IV группа психологиче­ского отбора выставляется также при 8 баллах НПН и 9 баллах по любой из 3 шкал: эксплозивной, пси-хастеничной и шизоидной. Анализ шкал ХАЛ дает уточняющие характеристики типа НПН.

Степень выраженности черт характера оцени­вается по 9-балльной шкале. Акцентуированными считаются крайние значения 1 и 9 баллов, резко выраженными 2 и 8 баллов, заостренными — 3 и 7 баллов.

Особенности проявления характерологических акцентуаций личности

Экстраверсия — выраженность этого качества характеризует устремленность человека к обществу, большому многолюдному окружению. Интересы та­ких людей направлены вовне. Они социально от­крыты и рискованны, легко устанавливают межлич­ностные контакты, общительны и активны.

Эти лица с детства отличаются шумным поведе­нием, общительностью, самостоятельностью и сме­лостью. Они веселы и предприимчивы, любят ком­пании и стремятся к фактическому лидерству; обладают повышенным жизненным тонусом, опти­мизмом, живым интересом и чувством к новому; просты в общении, доступны и откровенны.

Они легко увлекаются и разочаровываются, часто поверхностны в своей деятельности, не спо­собны к систематической и устойчивой работе. Они уверены в успехе своих начинаний, если же они не достигают их, всегда утешаются, быстро за­меняя неудавшиеся планы новыми, в успехе кото­рых не сомневаются.

Они отзывчивы, разносторонни и нередко произ­водят впечатление солнечных натур, являются ду-


шой общества, постоянными организаторами кол­лективных мероприятий.

У них нет ни застенчивости, ни робости перед незнакомыми, но зато недостает чувства дистан­ции, такта; отмечаются недисциплинированность, неусидчивость и отвлекаемость.

К различным требованиям, правилам и законам относятся достаточно просто и легкомысленно, легко теряют грань между дозволенным и запрещенным. Плохо справляются с работой, требующей усидчиво­сти, кропотливости, тщательности. Аккуратностью не отличаются ни в выполнении обещаний, ни в де­нежных операциях, любят прихвастнуть, шиковать. Переоценивают свои возможности и способности. Зная особенности своего характера, часто стараются показать себя более конформными. Часто небреж­ны, невнимательны, беспечны и беззаботны.

Интроверсия — противоположна описанному выше. Интересы таких людей направлены на вну­тренние переживания. Они скромны, замкнуты, склонны к уединению, скованны в отношениях с другими людьми, активно контакты не устанавли­вают; терпимы к традиционным трудностям, консер­вативны и педантичны; рассудительны, осторожны, серьезны, молчаливы, озабочены, задумчивы, флег­матичны, медлительны, предусмотрительны, сдер­жанны, владеют собой, пессимистичны, дисципли­нированны.

Эксплозивная форма акцентуаций (возбудимая форма). Характерным для акцентуантов этого типа является несоответствие эмоциональных реакций силе и качеству раздражителей, их вызывающих, т. е. они подвержены относительно более легким из­менениям и колебаниям в психическом состоянии.

Многообразные нарушения эмоциональной дея­тельности проявляются в виде резкой неустойчиво­сти настроения, раздражительности, вспыльчиво­сти, невозможности сдержать себя при волнениях, легкости возникновения срыва по незначительному поводу, отчетливых сосудистых и вегетативных реакций (бледности или покраснения кожных по­кровов, общей потливости, расширения зрачков, безмерного учащения пульса, нарушения ритма и глубины дыхания, диспепсических расстройств и др.).

Очень типична двигательная реакция — возбуж­дение, напряжение мускулатуры лица, мимические реакции. Часто в состоянии волнения нарушается



Часть 2. Темперамент, характер, познавательные процессы


речь: начинают заикаться, с трудом произносят сло­ва, речь скандирована и др.

Поводы для развития аффективных реакций весьма различны: распоряжения старших, замеча­ние равного, а нередко даже ситуации, которые не имеют прямого отношения к ним, способны вызвать бурную реакцию. Они не могут спокойно относиться к конфликту между окружающими, тотчас вмешива­ются, принимают сторону несправедливо обижае­мых, громко кричат, имеют тенденцию к агрессив­ным действиям.

Делая, не задумываясь, язвительные замечания в адрес окружающих, они не терпят подобных же реплик, тем более возражений и замечаний в свой адрес, а на легкие обиды реагируют, как на тяже­лые оскорбления.

Характерными чертами являются непоседли­вость, неспособность ждать, постоянное легкое дви­гательное беспокойство.

Обычно они с трудом занимаются деятельностью, требующей терпения и кропотливого труда, любое ожидание сопровождается у них тягостными пере­живаниями, вызывает активный протест.

У лиц с выраженной формой акцентуации, кро­ме аффективных расстройств, наблюдается нару­шение интеллектуального опосредования ситуа­ции и способности сдерживать себя. Мышление конкретное и поверхностное. Внимание характе­ризуется неустойчивостью. Из других симптомов постоянно отмечаются узость интересов и тяга к хвастовству, лживость, болтливость, сосредото­ченность на сексуальных переживаниях. В поведе­нии обнаруживаются демонстративность и стре­мление к оригинальности.

Они игнорируют правила и обязанности, потвор­ствуют своим желаниям. Самоуверенны, склонны брать ответственность на себя. Характерным явля­ется также и расстройство сна: плохое засыпание и неглубокий чуткий сон, сновидения отражают со­бытия дня и конфликты.

Психастеническая форма акцентуации. Основу данной формы акцентуации составляет тревожно-мнительный характер. При выраженной форме на­иболее характерными являются такие качества, как легкая ранимость, повышенная чувствитель­ность, быстрая истощаемость и утомляемость. Это обычно щепетильные, сентиментальные, деликат­ные, честные, робкие, застенчивые, снисходитель-


ные и внимательные к другим, но придирчивые к себе люди. Они вечно терзаются сомнениями в пра­вильности своих решений и поступков, справедли­вости содеянного, постоянно задерживают свое внимание на неудачах. Мучительной обработке подвергаются обстоятельства, вытекающие из тре­бований ежедневной будничной ситуации. Склон­ность копаться в себе, находить в себе недостатки парализует их активность. Так, например, вспоми­ная о событиях прошедшего дня, он находит массу доказательств того, что он не так поступил, не так сказал, не так решил. План наступившего дня пред­ставляется ему еще неясным, ибо обязанност

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...