Интерпретация показателей по шкалам «Экстравертированность» и «Невротизм»
Глава 1. Методики изучения темперамента и характера 2. Вы чувствительны к оскорблениям? 3. Бывает ли так, что у вас на глаза навертываются слезы в кино, театре, в беседе и т. п.? 4. Сделав что-то, вы сомневаетесь, все ли сделано правильно, и не успокаиваетесь до тех пор пока не убедитесь еще раз в том, что все сделано правильно? 5. В детстве вы были таким же смелым, как все ваши сверстники? 6. Часто ли у вас резко меняется настроение от состояния безграничного ликования до отвращения к жизни, к себе? 7. Являетесь ли вы обычно центром внимания в обществе, компании? 8. Бывает ли так, что вы беспричинно находитесь в таком ворчливом настроении, что с вами лучше не разговаривать? 9. Вы серьезный человек?
10. Способны ли вы восторгаться, восхищаться чем-нибудь? 11. Предприимчивы ли вы? 12. Вы быстро забываете, если вас кто-либо 13. Мягкосердечны ли вы? 14. Опуская письмо в почтовый ящик, проверяете ли вы, проводя рукой по щели ящика, что письмо полностью упало в него? 15. Стремитесь ли вы всегда считаться одним из лучших работников? 16. Бывало ли вам страшно в детстве во время грозы или при встрече с незнакомой собакой (а может быть, такое чувство бывает и теперь, в зрелом возрасте)? 17. Стремитесь ли вы во всем и всюду соблюдать порядок?
18. Зависит ли ваше настроение от внешних обстоятельств? 19. Любят ли вас ваши знакомые? 20. Часто ли у вас бывают чувство внутреннего беспокойства, ощущение возможной беды, неприятности? 21. У вас часто несколько подавленное настроение? 22. Бывали ли у вас хотя бы один раз истерика или нервный срыв? 23. Трудно ли вам долго усидеть на одном месте? 24. Если по отношению к вам несправедливо
25. Можете ли вы зарезать курицу или овцу? 26. Раздражает ли вас, если дома занавес или скатерть висят неровно, или вы сразу же стараетесь поправить их? 27. Вы в детстве боялись оставаться одни в доме? 28. Часто ли у вас бывают колебания настро 29. Всегда ли вы стремитесь быть достаточно сильным работником в своей профессии? 30. Быстро ли вы начинаете сердиться или впадать в гнев?
31. Можете ли вы быть абсолютно, беззаботно веселым? 32. Бывает ли так, что ощущение полного счастья буквально пронизывает вас? 33. Как вы думаете, получился бы из вас ведущий в юмористическом спектакле? 34. Вы обычно высказываете свое мнение людям достаточно откровенно, прямо и недвусмысленно? 35. Вам трудно переносить вид крови? Не вызывает ли это у вас неприятных ощущений? 36. Любите ли вы работу с высокой личной ответственностью? 37. Склонны ли вы выступать в защиту лиц, по отношению к которым несправедливо поступают? 38. В темный подвал вам трудно, страшно спускаться? 39. Предпочитаете ли вы работу такой, где действовать надо быстро, но требования к качеству выполнения невысоки? 40. Общительны ли вы? 41. В школе вы охотно декламировали стихи? 42. Убегали ли вы в детстве из дома? 43. Кажется ли вам жизнь трудной? 44. Бывает ли так, что после конфликта, обиды Вы были до того расстроены, что идти на работу казалось просто невыносимым? 45. Можно ли сказать, что при неудаче вы не теряете чувство юмора?
46. Предприняли бы вы первые шаги к примирению, если вас кто-либо обидел? 47. Вы очень любите животных. 48. Возвращаетесь ли вы, чтобы убедиться, что оставили дом или рабочее место в таком состоянии, что там ничего не случилось? 49. Преследует ли вас иногда неясная мысль, что с вами и вашими близкими может случиться что-то страшное? Часть 2. Темперамент, характер, познавательные процессы 50. Считаете ли вы, что ваше настроение очень изменчиво? 51. Трудно ли вам докладывать (выступать на сцене) перед большим количеством людей? 52. Вы можете ударить обидчика, если он вас оскорбит? 53. У Вас очень велика потребность в общении с другими людьми? 54. Вы относитесь к тем, кто при каких-либо разочарованиях впадает в глубокое отчаяние? 55. Вам нравится работа, требующая энергичной организаторской деятельности? 56. Настойчиво ли вы добиваетесь намеченной цели, если на пути к ней приходится преодолевать массу препятствий?
57. Может ли трагический фильм взволновать вас так, что на глазах выступают слезы? 58. Часто ли вам бывает трудно уснуть из-за того, что проблемы прожитого дня или будущего все время крутятся в ваших мыслях? 59. В школе вы иногда подсказывали своим товарищам или давали списывать? 60. Потребуется ли вам большое напряжение воли, чтобы пройти одному через кладбище? 61. Тщательно ли вы следите за тем, чтобы каждая вещь в вашей квартире была только на одном и том же месте? 62. Бывает ли так, что, будучи перед сном в хорошем настроении, вы на следующий день встаете в подавленном настроении, длящемся несколько часов? 63. Легко ли вы привыкаете к новым ситуа 64. Бывают ли у вас головные боли? 65. Вы часто смеетесь? 66. Можете ли вы быть приветливым даже с тем, кого вы явно не цените, не любите, не уважаете? 67. Вы подвижный человек? 68. Вы очень переживаете из-за несправедливости? 69. Вы настолько любите природу, что можете назвать ее другом? 70. Уходя из дома или ложась спать, проверяете ли вы, закрыт ли газ, погашен ли свет, заперты ли двери? 71. Вы очень боязливы? 72. Изменяется ли ваше настроение при приеме алкоголя?
73. В вашей молодости вы охотно участвовали в кружке художественной самодеятельности?
74. Вы расцениваете жизнь несколько пессимистически, без ожидания радости? 75. Часто ли вас тянет путешествовать? 76. Можно ли ваше настроение измениться так резко, что ваше состояние радости вдруг сменяется угрюмым и подавленным? 77. Легко ли вам удается поднять настроение друзей в компании? 78. Долго ли вы переживаете обиду? 79. Переживаете ли вы долгое время горести других людей? 80. Часто ли, будучи школьником, вы переписывали страницу в вашей тетради, если случайно оставили в ней кляксу? 81. Относитесь ли вы к людям скорее с недоверием и осторожностью, чем с доверчивостью? 82. Часто ли вы видите страшные сны? 83. Бывает ли, что вы остерегаетесь того, что броситесь под колеса проходящего поезда или, стоя у окна многоэтажного дома, остерегаетесь того, что можете внезапно выпасть из окна? 84. В веселой компании вы обычно веселы? 85. Способны ли вы отвлечься от трудных проблем, требующих решения? 86. Вы становитесь менее сдержанным и чувствуете себя более свободно, приняв алкоголь? 87. В беседе вы скудны на слова? 88. Если бы вам необходимо было играть на сцене, вы могли бы настолько войти в роль, чтобы позабыть о том, что это только игра? При подсчете баллов на каждой шкале опросника Леонгарда для стандартизации результатов значение каждой шкалы умножается на определенное число. Это указано в ключе к методике. Акцентуированные личности не являются патологическими. Они характеризуются выделением ярких черт характера. За каждое совпадение с ключом начисляется 1 балл. Ключ 1. Г-1. Гипертимы ×3 (умножить значение на 3) +: 1, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77, —: нет 2. Г-2. Возбудимые ×2 +: 2, 15, 24, 34, 37, 56, 68, 78, 81;—: 12, 46, 59 Глава 1. Методики изучения темперамента и характера 3. Г-3. Мотивные ×3 +: 3, 13, 35, 47, 57, 69, 79; —: 25 4. Г-4. Педантичные ×2 +: 4, 14, 17, 26, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 83; —: 36 5. Г-5. Тревожные ×3 +: 16, 27, 38, 49, 60, 71, 82; —: 5 6. Г-6. Циклотивные ×3 +: 6, 18, 28, 40, 50, 62, 72, 84; —: нет 7. Г-7. Демонстративные ×2 +: 7, 19, 22, 29, 41, 44, 63, 66, 73, 85, 88; —: 51 8. Г-8. Неуравновешенные ×3 +: 8, 20, 30, 42, 52, 64, 74, 86; —: нет
9. Г-9. Дистимные ×3 +: 9, 21, 43, 75, 87; —: 31, 53, 65 10. Г-10. Экзальтированные ×6 Описание акцентуаций по Леонгарду 1. Демонстративный тип. Высокие оценки по этой шкале говорят о повышенной способности к вытеснению, демонстративности поведения. 2. Педантичный тип. Высокие оценки говорят о ригидности, инертности психических процессов, о долгом переживании травмирующих событий. 3. Застревающий тип. Основная черта этого типа — чрезмерная стойкость аффекта со склонностью к формированию сверхценных идей. 4. Возбудимый тип. Таким людям свойственны повышенная импульсивность, ослабление контроля над влечениями и обсуждениями. 5. Гипертимический тип. Высокие оценки говорят о постоянном повышенном фоне настроения в сочетании с жаждой деятельности, высокой активностью, предприимчивостью. 6. Дистимический тип. Этот тип является противоположным предыдущему, характеризуется сниженным настроением, фиксацией на мрачных сторонах жизни, идеомоторной заторможенностью. 7. Тревожно-боязливый тип. Основные черты — склонность к страхам, повышенная робость и пугливость, высокий уровень тревожности. 8. Цикломитический тип. Людям с высокими 9. Аффективно-экзальтированный тип. Лицам это ных состояний, они легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние от печальных. 10. Эмотивный тип. Это чувствительные и впечатлительные люди, отличаются глубиной переживаний в области тонких эмоций в духовной жизни человека. Возможно применение опросника как индивидуально, так и в группе. Наиболее удачный вариант применения опросника — в группе, но каждый испытуемый должен иметь перед собой текст опросника и лист для ответов. Опросник применяется как для психологической консультации, так и с целью профотбора и профориентации. ХАРАКТЕРОЛОГИчЕСКИЕ АКЦЕНТУАЦИИ ЛИЧНОСТИ И НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКАЯ НЕУСТОЙЧИВОСТЬ Инструкция: «В этом опроснике содержатся утверждения, касающиеся вашего здоровья, взглядов, интереса, характера и др. Если вы решите, что согласны с данными утверждениями, то на регистрационном бланке соответственно номеру утверждения поставьте «+». Если с ним не согласны, то поставьте знак «–». Личностный опросник 1. Я приложу все усилия, чтобы стать (далее — наименование профессии). 2. Большинство знакомых считают меня веселым собеседником. 3. Я часто поступаю по настроению, а не по убеждению. 4. Часто какая-то навязчивая мысль не дает мне заснуть.
5. К алкоголю я равнодушен. 6. Я очень серьезно интересуюсь гимнастикой йогов. 7. Я люблю готовиться к экзаменам, контрольным и тому подобному один. 8. В споре я часто ухожу от сущности вопроса и перехожу на личности. 9. Я сильно теряюсь, неожиданно оказавшись в центре внимания. Часть 2. Темперамент, характер, познавательные процессы 10. Я стараюсь придерживаться принципов 11. У меня часто болит голова. 12. Я никогда не нуждаюсь в сочувствии окружающих. 13. В поездах, автобусах и так далее я часто завожу разговор с незнакомыми мне людьми. 14. Часто пустяк, сказанный в мой адрес, способен вызвать у меня бурную реакцию. 15. Критика в присутствии окружающих меня крайне угнетает. 16. У меня часто плохое настроение. 17. Я стал сомневаться в правильности выбранной профессии. 18. Я легко осваиваюсь в любом обществе. 19. Временами меня так и подмывает вступить с кем-нибудь в спор. 20. Часто мне трудно удержаться от жалости к самому себе. 21. В детстве я был на учете у психиатра. 22. Я стараюсь жить так, чтобы окружающие 23. Мое физическое развитие и здоровье вполне позволяют мне стать хорошим офицером. 24. Я считаю себя вполне общительным человеком. 25. Часто мне хочется сделать что-нибудь опасное или ошеломляющее. 26. Если я совершил какой-то промах, то об этом забываю быстро. 27. Иногда я принимаю бром, элениум и другие успокаивающие средства. 28. Я никогда не следую моде, а ношу что попало. 29. Я охотно участвую в организации различных мероприятий. 30. Часто я могу не сдержаться и нагрубить, даже если это повредит моим интересам. 31. Я склонен мысленно возвращаться к своим неприятностям, и мне трудно выбросить их из головы. 32. Мне говорили, что я хожу во сне. 33. Я считаю, что употребление наркотиков вполне естественно. 34. Люблю носить одежду супермодную и необычную, которая привлекает взгляд. 35. Мне нравится общаться с людьми и я редко упускаю возможность поговорить даже с малознакомым человеком.
36. Довольно часто я действую под влиянием минутного настроения. 37. В отношениях с людьми я испытываю трудности из-за собственной застенчивости. 38. Чувствую, что моих способностей, наверное, не хватит, чтобы освоить выбранную профессию. 39. У меня почти всегда что-нибудь болит. 40. Мне свойственно шутить и рассказывать 41. Когда на меня кричат, я отвечаю тем же. 42. Употребление нецензурных выражений мне всегда неприятно. 43. Временами я не могу удержаться от соблазна украсть что-нибудь. 44. Я живу своими внутренними мыслями, и меня мало интересует действительность. 45. Я считаю, что книги более занимательны, чем собеседники. 46. Часто я не уступаю людям просто из принципа. 47. Мне, конечно, не хватает уверенности в себе.
48. На медицинской комиссии я скрыл имеющиеся у меня серьезные заболевания. 49. Всегда делаю и думаю по-своему, а мнение других меня интересует мало. 50. Законы и правила общежития я стараюсь соблюдать. 51. Я предпочитаю иметь достаточно широкий круг знакомств. 52. Я люблю подшучивать над другими. 53. Когда люди наблюдают за мной, мне от этого становится не по себе. 54. У меня плохой и беспокойный сон. 55. Мои идеи и мысли выглядят, как опережающее время. 56. Я легко могу заговорить с незнакомым человеком. 57. Часто завожусь с пол-оборота. 58. Я очень смущаюсь, когда говорят о моем характере. 59. У меня были случаи потери сознания. 60. Я труднодоступный человек. 61. Я считаю, что большинство людей лгут, если это в их интересах. 62. Я с удовольствием могу гулять один. 63. Я сильно раздражаюсь, если меня торопят. 64. В разговоре с девушками я стараюсь избегать щекотливых тем, которые могут вызвать смущение. Глава 1. Методики изучения темперамента и характера 65. Моя нервная система сильно расстроена. 66. Я не верю в Бога. 67. Обо мне часто говорят: «За словом в карман не полезет». 68. Часто я готов на все, чтобы победить в споре. 69. Бывает, что меня беспокоят чувство вины или угрызения совести из-за какого-нибудь пустяка. 70. Я имел приводы в милицию. 71. Мне кажется, что меня никто не понимает. 72. Окружающие всегда знают мою точку зрения.
73. Я предпочитаю взаимовыгодные решения в споре. 74. Я чувствую себя менее приспособленным в жизни к ее требованиям, чем другие. 75. Я бы предпочел большую часть времени сидеть, ничего не делать и мечтать (философствовать). 76. В одну из политических партий я вступил бы только под нажимом общественности. 77. Я не надеюсь, что чего-либо добьюсь в жизни. 78. В общем меня беспокоит чувство собственной застенчивости. 79. Я люблю проделывать каверзные шутки над другими. 80. В обществе меня беспокоит чувство соб 81. Я способен совершить нечто выдающееся. 82. Меня уговорили поступать в этот вуз, а у самого особого желания не было. 83. В коллективе я редко бываю инициатором чего-либо. 84. Мне часто хочется недозволенного. 85. Я считаю себя скорее мечтательным, чем 86. В детстве у меня были тяжелые травмы и заболевания. 87. Я считаю, что американский образ жизни можно принять за образец. 88. В кругу незнакомых людей я редко заговариваю первым. 89. Меня трудно рассердить. 90. Меня беспокоит чувство, что я хуже других. 91. Временами я сожалею, что живу на этом свете. 92. Мое мнение часто совпадает с мнением окружающих. 93. У меня бывают очень странные и необычные внутренние переживания. 94. Обычно я не очень общителен. 95. Часто мне бывает трудно справиться со свои 96. Я часто пытаюсь заглянуть в самого себя 97. В детстве я был капризным и раздражительным. 98. По своим способностям я смогу стать хорошим руководителем. 99. Если обсуждается какой-либо вопрос, я одним из первых выражаю свое мнение или соображение.
100. Я не считаю нужным скрывать свое презрение или отрицательное мнение о ком-либо или о чем-либо. 101. Иногда мне кажется, что люди догадываются, о чем думаю я. 102. Мне нравится цитировать блестящие или шокирующие высказывания знаменитых людей. 103. По отношению ко мне часто окружающие поступают несправедливо. 104. Я люблю работать не спеша. 105. Иногда мне говорят, что я вспыльчив. 106. Меня часто беспокоят мысли о том, что я поступаю не так, как надо. 107. С большим трудом я приспосабливаюсь к новым условиям учебы, жизни и быта. 108. Мне нравится искать необычные или парадоксальные приемы решения различных задач или вопросов. 109. Часто я инициатор какого-либо дела. 110. Я легко теряю терпение с людьми. 111. У меня редко бывают периоды, когда я теряю сон из-за волнения. 112. Очень редко критика и возражения в мой адрес бывают справедливыми. 113. В компаниях я всегда являюсь центром внимания. 114. Мой вес сильно колеблется (то худею, то поправляюсь). 115. Я придерживаюсь пословицы: «Кто спешит, тот людей смешит». 116. Если кто-нибудь раздражает меня, я долго могу это терпеть. 117. Я часто упускаю возможность из-за своей нерешительности. 118. Я почти всегда ощущаю сухость во рту. 119. Меня легко привести в замешательство. 120. Я люблю поделиться с окружающими своим мнением. Часть 2. Темперамент, Познавательные процессы
121. В современной жизни слишком много препятствий и ограничений, которые меня очень раздражают. 122. Мне часто приходится скрывать свою застенчивость ценой больших усилий. 123. Я отношусь к тем людям, которые умеют восторгаться или преклоняться перед кем или перед чем-нибудь. 124. В школе у меня были конфликты с учителями.
125. Я человек довольно общительный и веселый. 126. Довольно часто я испытываю потребность в острых ощущениях. 127. У меня есть мир мечтаний, куда я никого не пускаю. 128. Я с трудом усваивал школьный материал. 129. Иногда я чувствую, что кто-то управляет моими мыслями. 130. Я чувствую себя глубоко одиноким человеком. 131. Я охотно знакомлюсь с новыми людьми. 132. Иногда я чувствую себя глубоко одиноким человеком. 133. Я часто о чем-нибудь тревожусь. 134. Для меня характерно бурное проявление 135. Думаю, что я человек обреченный. 136. Для отдыха я предпочитаю коллективные игры и развлечения. 137. Я склонен давать категорические оценки 138. Я остро и длительно переживаю неприятности. 139. Временами у меня бывают приступы смеха и плача, с которыми я никак не могу справиться. 140. Иногда я чувствую, что близок к нервному срыву. 141. Обычно я поступаю и говорю быстро, долго не раздумывая. 142. У меня все кипит внутри, если что-то делают не по-моему.
143. Я склонен беспокоиться о том, что меня ожидает. 144. У меня есть такие качества, по которым я определенно превосхожу других людей. 145. Мне нравится пища, приготовленная из экзотических продуктов. 146. У меня часто бывают запоры.
147. Я больше молчу и слушаю, когда нахожусь в обществе. 148. Мне доставляет удовольствие совершать рискованные поступки ради забавы. 149. Временами я чувствую себя разбитым. 150. Иногда у меня появляется навязчивое желание нанести повреждение себе или окружающим. 151. Я человек особенный и непонятный для 152. Я люблю много говорить. 153. Редко что можно осуществить постепенными, умеренными методами, чаще необходимо применить силу. 154. Я чувствую себя неудачником, когда слышу об успехах моих знакомых и товарищей. 155. Мне свойственна некоторая капризность. 156. Считаю, что выбранная профессия мне 157. Я высказываю свои мысли так, как они приходят мне в голову, и не стараюсь их сначала причесать. 158. У меня часто бывает дрожь в руках или по всему телу. 159. Выполняя какую-либо работу, я предпочитаю делать ее самостоятельно, а не в коллективе. 160. Люди считают меня спокойным и уравновешенным человеком. 161. Я склонен все принимать близко к сердцу. 162. У меня часто бывает приступы раздражительности. 163. У меня нет и, наверное, никогда не будет друга. 164. Я добросовестно и честно ответил на все вопросы. Интерпретация Утверждения, раскрывающие ту или иную шкалу, отражают отношение к себе, к другим людям, к труду, к будущему, прошлому, к неудачам, к критике, к риску, к правилам, порядкам и т. д. Акцентуации характера следует рассматривать как крайний вариант психической нормы. При этом самооценка остается адекватной, а конкретный тип акцентуации указывает на уязвимые места характера, которые при определенных условиях могут вызвать психогенную реакцию (ситуативно Глава 1. Методики Темперамента и характера
обусловленные нарушения поведения), привести к декомпенсации или дезадаптации. Характеристика диагностических шкал Экстраверсия — интроверсия Критерии: +2 –7 +13 +18 +24 +29 +35 +40 –45 +51 +56 -62 +67 +72 –78 –83 –88 –94 +99 –104 +109 –115 +120 +125 +131 +136 +141 –147 –152 –159. Признаки: высокие значения свидетельствуют о ярко выраженной устремленности человека к обществу, отсутствии застенчивости, неразборчивости в установлении межличностных контактов, частом переоценивании своих возможностей. Низкие значения говорят о замкнутости, скромности, скованности в отношениях с другими, медлительности, флегматичности. Эксплозитивная форма Критерии: +3, +8, +14, +25, +30, +36, +41, +46, +52, +57, +63, +68, –73, + 79, +84, –89, +95, +100, +105, +110, –116, +121, +126, +132, +142, +148, +153, –160. Признаки: несоответствие эмоциональных реакций силе и качеству раздражителей; повышенная возбудимость, агрессивность, взрывчатость, легкость возникновения срыва по незначительному поводу, склонность к резкой критике, слабый контроль эмоций, импульсивность действий. Психастеническая форма Критерии: +4, +9, +15, +20, –26, +31, +37, +42, +47, +58, +64, +69, +74, +80, +85, +90, +96, +101, +106, +111, +117, +122, +127, +133, +138, +143, +149, +154, +161. Признаки: высокая тревожность, нерешительность, неуверенность в себе, легкая ранимость, повышенная чувствительность, быстрая утомляемость, фиксация на неудачах, склонность к сомнениям и самоанализу, застенчивость, робость, пониженная активность. Шизоидная форма Критерии: +6, +12, +16, +28, +44, +49, +55, +60, +66, +71, +75, +77, +81, +91, -92, +93, +02, +107, +108, +124, +129, +130, +135, +144, +145, +150, +151, +157, +162, +163. Признаки: необычность и оригинальность мышления, своеобразие логических связей и ассоциаций, эмоциональная холодность и бесцеремонность, закрытость, отгороженность от жизни и дел коллектива, необычность восприятия окружающего. Истероидная форма Критерии: +3, +10, +14, +22, –28, +34, +35, +40, +46, +49, +51, 61, +67, +72, +81, +87, +97, +100, +102, +113, +123, +134, +137, +139, +140, +144, +145, +148, +155, +157. Признаки: эгоцентризм, стремление выделиться манерами поведения, внешним видом, жажда лидерства и оригинальности, театральность поведения, желание быть в центре внимания, внешняя выразительность переживаний, высокие претензии в отношении оценки результатов своего труда и исключительности положения. Шкала направленности Критерии: –1, –5, +17, -23, +32, +33, +38, +39, +43, +48, –50, +59, +65, +66, +70, +76, +77, +82, +86, +87, +91, –98, +135, –156, +164. Признаки: отношение к выбранной профессии, желание ею овладеть, оценка своего физического развития, здоровья и способностей в отношении возможности освоить профессию, выпячивание своих моральных и психических недостатков. Шкала надежности Критерии: 3—36, 4—111, 7—159, 9—53, 13—35, 14—57, 24—125, 30—68, 37—80, 47—117, 51—131, 52—79, 74—85, 78—94, 84—95, 89—116, 90—154, 138—161, 146—152. Признаки: при высоком показателе по шкале несовпадения знаков в 9 и более парах утверждений результаты обследования следует считать недостоверными. Нервно-психическая неустойчивость Понятие «нервно-психическая неустойчивость» объединяет в себе целый ряд предпатологических и частично патологических проявлений особенно- Часть 2. Темперамент, характер, познавательные процессы стей личности, которые предрасполагают к срывам нервной системы и психической деятельности даже при незначительных психических или физических нагрузках. Наиболее часто нервно-психическая неустойчивость проявляется при акцентуациях характера, алкоголизме, наркомании и некоторых психических заболеваниях. Основные формы проявления нервно-психической неустойчивости связаны с недостаточной социальной зрелостью, необходимостью соблюдения моральных норм, требований, правил поведения и порядка, нарушениями дисциплины, межличностных отношений и деятельности (трудовой и учебной), предболезненными и болезненными состояниями. Шкала нервно-психической неустойчивости Критерии: +3, –5, +6, +8, +9, -10, +11, +12, 14, +16, +19, +20, +21, 22, +25, +27, +28, +30, +32, +33, +34, +36, +39, +43, +44, +46, +49, –50, +53, +54, +55, –49, 2—50, +57, +58, +59, +60, +61, +65, +66, +68, +70, +71, +74, +75, +76, +77, +79, +81, +84, +86, +87, +90, +91, –92, +93, +97, +100, +101, +103, +106, +107, +108, +110, +111, +112, +113, +114, +118, +119, +121, +123, +124, +127, +128, +129, +130, +132, +134, +135, +137, +138, +139, +140, +142, +144, +145, +146, +148, +149, +150, +151, +153, +154, +155, +157, +158, –160, +161, +162, +163. Признаки: акцентуация характера; нарушение дисциплинарных и моральных норм поведения межличностных отношений и профессиональной деятельности, недостаточная социальная зрелость; болезненные явления. При подтверждении во время беседы с кандидатом его отрицательного отношения к выбранной профессии по соответствующим номерам утверждений в зависимости от характера ответов специалист может выставить кандидату IV группу либо доложить председателю комиссии о данном факте (выставив фактическую группу психологического отбора). Из таблицы видны связи и взаимоотношения шкал ХАЛ и НПН. Анализ матрицы интеркорреляций показывает, что внутренняя структура опросника достаточно согласована, объединение утверждений в шкале НПН правомерно, а шкалы ХАЛ обладают достаточной самостоятельностью и независимостью. Оценка результатов обследования Заключение составляется на основании анализа полученных числовых значений, приведенных в 9-тибалльной шкале по каждой акцентуации. При этом учитываются соотношения различных значе- Таблица 34
Глава 1. Методики Темперамента и характера
ний, свидетельствующих о степени выраженности той или иной черты характера, и их взаимосвязь. В таблице приведены ориентировочные нормативные оценки шкал ХАЛ и НПН применительно к 9-балльной шкале нормального распределения. 9 баллов по шкале НПН оцениваются как состояние нервно-психической неустойчивости, и только после целенаправленной беседы со специалистом-психологом независимо от результатов других видов профотбора кандидату выставляется IV группа психологического отбора. IV группа психологического отбора выставляется также при 8 баллах НПН и 9 баллах по любой из 3 шкал: эксплозивной, пси-хастеничной и шизоидной. Анализ шкал ХАЛ дает уточняющие характеристики типа НПН. Степень выраженности черт характера оценивается по 9-балльной шкале. Акцентуированными считаются крайние значения 1 и 9 баллов, резко выраженными 2 и 8 баллов, заостренными — 3 и 7 баллов. Особенности проявления характерологических акцентуаций личности Экстраверсия — выраженность этого качества характеризует устремленность человека к обществу, большому многолюдному окружению. Интересы таких людей направлены вовне. Они социально открыты и рискованны, легко устанавливают межличностные контакты, общительны и активны. Эти лица с детства отличаются шумным поведением, общительностью, самостоятельностью и смелостью. Они веселы и предприимчивы, любят компании и стремятся к фактическому лидерству; обладают повышенным жизненным тонусом, оптимизмом, живым интересом и чувством к новому; просты в общении, доступны и откровенны. Они легко увлекаются и разочаровываются, часто поверхностны в своей деятельности, не способны к систематической и устойчивой работе. Они уверены в успехе своих начинаний, если же они не достигают их, всегда утешаются, быстро заменяя неудавшиеся планы новыми, в успехе которых не сомневаются. Они отзывчивы, разносторонни и нередко производят впечатление солнечных натур, являются ду- шой общества, постоянными организаторами коллективных мероприятий. У них нет ни застенчивости, ни робости перед незнакомыми, но зато недостает чувства дистанции, такта; отмечаются недисциплинированность, неусидчивость и отвлекаемость. К различным требованиям, правилам и законам относятся достаточно просто и легкомысленно, легко теряют грань между дозволенным и запрещенным. Плохо справляются с работой, требующей усидчивости, кропотливости, тщательности. Аккуратностью не отличаются ни в выполнении обещаний, ни в денежных операциях, любят прихвастнуть, шиковать. Переоценивают свои возможности и способности. Зная особенности своего характера, часто стараются показать себя более конформными. Часто небрежны, невнимательны, беспечны и беззаботны. Интроверсия — противоположна описанному выше. Интересы таких людей направлены на внутренние переживания. Они скромны, замкнуты, склонны к уединению, скованны в отношениях с другими людьми, активно контакты не устанавливают; терпимы к традиционным трудностям, консервативны и педантичны; рассудительны, осторожны, серьезны, молчаливы, озабочены, задумчивы, флегматичны, медлительны, предусмотрительны, сдержанны, владеют собой, пессимистичны, дисциплинированны. Эксплозивная форма акцентуаций (возбудимая форма). Характерным для акцентуантов этого типа является несоответствие эмоциональных реакций силе и качеству раздражителей, их вызывающих, т. е. они подвержены относительно более легким изменениям и колебаниям в психическом состоянии. Многообразные нарушения эмоциональной деятельности проявляются в виде резкой неустойчивости настроения, раздражительности, вспыльчивости, невозможности сдержать себя при волнениях, легкости возникновения срыва по незначительному поводу, отчетливых сосудистых и вегетативных реакций (бледности или покраснения кожных покровов, общей потливости, расширения зрачков, безмерного учащения пульса, нарушения ритма и глубины дыхания, диспепсических расстройств и др.). Очень типична двигательная реакция — возбуждение, напряжение мускулатуры лица, мимические реакции. Часто в состоянии волнения нарушается Часть 2. Темперамент, характер, познавательные процессы речь: начинают заикаться, с трудом произносят слова, речь скандирована и др. Поводы для развития аффективных реакций весьма различны: распоряжения старших, замечание равного, а нередко даже ситуации, которые не имеют прямого отношения к ним, способны вызвать бурную реакцию. Они не могут спокойно относиться к конфликту между окружающими, тотчас вмешиваются, принимают сторону несправедливо обижаемых, громко кричат, имеют тенденцию к агрессивным действиям. Делая, не задумываясь, язвительные замечания в адрес окружающих, они не терпят подобных же реплик, тем более возражений и замечаний в свой адрес, а на легкие обиды реагируют, как на тяжелые оскорбления. Характерными чертами являются непоседливость, неспособность ждать, постоянное легкое двигательное беспокойство. Обычно они с трудом занимаются деятельностью, требующей терпения и кропотливого труда, любое ожидание сопровождается у них тягостными переживаниями, вызывает активный протест. У лиц с выраженной формой акцентуации, кроме аффективных расстройств, наблюдается нарушение интеллектуального опосредования ситуации и способности сдерживать себя. Мышление конкретное и поверхностное. Внимание характеризуется неустойчивостью. Из других симптомов постоянно отмечаются узость интересов и тяга к хвастовству, лживость, болтливость, сосредоточенность на сексуальных переживаниях. В поведении обнаруживаются демонстративность и стремление к оригинальности. Они игнорируют правила и обязанности, потворствуют своим желаниям. Самоуверенны, склонны брать ответственность на себя. Характерным является также и расстройство сна: плохое засыпание и неглубокий чуткий сон, сновидения отражают события дня и конфликты. Психастеническая форма акцентуации. Основу данной формы акцентуации составляет тревожно-мнительный характер. При выраженной форме наиболее характерными являются такие качества, как легкая ранимость, повышенная чувствительность, быстрая истощаемость и утомляемость. Это обычно щепетильные, сентиментальные, деликатные, честные, робкие, застенчивые, снисходитель- ные и внимательные к другим, но придирчивые к себе люди. Они вечно терзаются сомнениями в правильности своих решений и поступков, справедливости содеянного, постоянно задерживают свое внимание на неудачах. Мучительной обработке подвергаются обстоятельства, вытекающие из требований ежедневной будничной ситуации. Склонность копаться в себе, находить в себе недостатки парализует их активность. Так, например, вспоминая о событиях прошедшего дня, он находит массу доказательств того, что он не так поступил, не так сказал, не так решил. План наступившего дня представляется ему еще неясным, ибо обязанност
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|