Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методики для оценки логики мышления





 


               
       
 
 

Оценка производится по количеству правильных ответов. Норма взрослого человека — 10 и более.

МЕТОДИКА «КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ»

Предназначается для оценки логического мыш­ления. Обследуемым предлагаются для решения 18 логических задач. Каждая из них содержит 2 ло­гические посылки, в которых буквы находятся в ка­ких-то численных взаимоотношениях между собой. Опираясь на предъявленные логические посылки, надо решить, в каком соотношении находятся меж­ду собой буквы, стоящие под чертой. Время реше­ния 5 минут.

Инструкция: вам предложены 18 логических за­дач, каждая из которых имеет 2 посылки. Время ре­шения задач — 5 минут.

Стимульный материал

Таблица 49

5. А меньше Б в 3 раза Б больше В в 7 раз А В

1. А больше Б в 9 раз Б меньше В в 4 раза В А


2. А меньше Б в 10 раз
Б больше В в 6 раз

В А

3. А больше Б в 3 раза Б меньше В в 6 раз

4. А больше Б в 4 раза Б меньше В в 3 раза

9. А меньше Б в 10 раз
Б больше В в 3 раза
В А

10. А меньше Б в 2 раза Б больше В в 8 раз А В

11. А меньше Б в 3 раза

Б больше В в 4 раза В А

12. А больше Б в 2 раза
Б меньше В в 5 раз

А В

13. А меньше Б в 5 раз
Б больше В в 6 раз

В А


Продолжение таблицы 49

6. А больше Б в 9 раз Б меньше В в 12 раз

7. А больше Б в 6 раз Б больше В в 7 раз

А В

8. А меньше Б в 3 раза
Б больше В в 5 раз

В А

14. А меньше Б в 5 раз
Б больше В в 2 раза

А В

15. А больше Б в 4 раза
Б меньше В в 3 раза

В А

16. А меньше Б в 3 раза
Б больше В в 3 раза

А В

17. А больше Б в 4 раза
Б меньше В в 7 раз

В А

18. А больше Б в 3 раза
Б меньше В в 5 раз

А В



Глава 4. Методики для оценки логики мышления


Ключ

 

1. В < А 7. А < В 13. В < А
2. А < В 8. В < А 14. А < В
3. В > А 9. В > А 15. В < А
4. В < А 10. А > В 16. А < В
5. А > В 11. В < А 17. В > А
6. В > А 12. А < В 18. А > В

МЕТОДИКА «ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЧИСЛОВОГО РЯДА»

Методика оценивает логический аспект мышле­ния. Обследуемые должны найти закономерности построения 8 числовых рядов и написать недостаю­щие числа. Время выполнения — 5 минут.

Инструкция: вам предъявлены 7 числовых ря­дов. Вы должны найти закономерность построения каждого ряда и вписать недостающие числа. Время выполнения работы — 5 минут.

Числовые ряды

1) 24 21 19 18 15 13 – – 7

2) 1 4 9 16 – – 49 64 81 100

3) 16 17 15 18 14 19 – –

4) 1 3 6 8 16 18 76 78

5) 7 16 9 5 21 16 9 – 1

6) 2 4 8 10 20 22 – – 92 94

7) 24 22 19 15 – –

Ключ

1) 12 9;

2) 25 36;

3) 13 20;

4) 36 38;

5) 13;

6) 44 46;

7) 10 4.


Оценка производится по количеству правильно написанных чисел. Норма взрослого человека — 3 и выше.

МЕТОДИКА «КОМПАСЫ»

Методика предназначена для определения пространственных представлений. Поскольку су­ществуют статистически значимые корреляции показателей пространственного представления с уровнем логического мышления, методика ре­комендована для косвенной оценки уровня логи­ческого мышления. Методика используется с це­лью профотбора.

Содержание методики: обследуемому предла­гается на бланке 25 задач, в каждой из которых на схематически изображенном компасе обозначено одно из 8 направлений сторон света (С, Ю, В, 3, С—В, С—3, Ю—В, Ю—3) в переменной системе координат и стрелка, показывающая какое-то дру­гое направление, определить которое относи­тельно переменной системы координат и будет задачей испытуемого. После того как испытуе­мый мысленно определит направление компаса, он должен записать обозначение этого направле­ния. Перед началом обследования, объяснив за­дачу испытуемому, необходимо разобрать один пример. Испытуемого следует предупредить, что поворачивать бланк для ориентирования по оси С—Ю нельзя.

Время выполнения задачи — 5 минут.

Обработка

Результаты обследования обрабатываются с помо­щью ключа. Определяются следующие показатели:

общее количество просмотренных компасов — производительность (Р);

время выполнения задания (Т);

количество ошибок (число неправильно отмечен­ных компасов) (n);

относительная частота неправильных ответов (n / p);

скорость работы:

———комп./мин.



Часть 2. Темперамент, характер, познавательные процессы




Коэффициент успешности (А):

Стимульный материал к методике «Компасы»

БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ


где С — число всех компасов, отмеченных испытуе­мым; W — число неправильно отмеченных компа­сов; O — число компасов, которое следовало отме­тить; S — общее число просмотренных компасов.

Таблица 50

 

Баллы          
Производите­льность до 7 7—11 11—15 16—20 21—24

 

Баллы          
Производите­льность 25—29 30—36 37—46 47—49  

МЕТОДИКА «СЛОЖНЫЕ АНАЛОГИИ»

Методика используется для оценки логического мышления, может применяться как индивидуаль­но, так и в группе.

Содержание методики: обследуемому предлага­ется на бланке 20 пар слов, отношения между кото­рыми построены на абстрактных связях, на этом же бланке в квадрате «Шифр» расположены 6 пар слов с соответствующими цифрами от 1 до 6. После того как испытуемый определит отношения между словами в паре, ему надо найти аналогичную пару слов в квадрате «Шифр» и обвести кружком соот­ветствующую цифру. Время выполнения работы 3 мин. Оценка производится по количеству правиль­ных ответов.

Стимульный материал

Шифр

 

1. Овца — стадо 4. Свет — темнота
2. Малина — ягода 5. Отравление — смерть
3. Море — океан 6. Враг — неприятель


Глава 4. Методики для оценки логики мышления


 

1. Испуг — бегство 1 2 3 4 5 6
2. Физика — наука 1 2 3 4 5 6
3. Правильно — верно 1 2 3 4 5 6
4. Грядка — огород 1 2 3 4 5 6
5. Пара — два 1 2 3 4 5 6
6. Слово — фраза 1 2 3 4 5 6
7. Бодрый — вялый 1 2 3 4 5 6
8. Свобода — воля 1 2 3 4 5 6
9. Страна — город 1 2 3 4 5 6
10. Похвала — брань 1 2 3 4 5 6
11. Месть — поджог 1 2 3 4 5 6
12. Десять — число 1 2 3 4 5 6
13. Плакать — реветь 1 2 3 4 5 6
14. Глава — роман 1 2 3 4 5 6
15. Покой — дыхание 1 2 3 4 5 6
16. Смелость — геройство 1 2 3 4 5 6
17. Прохлада — мороз 1 2 3 4 5 6
18. Обман — недоверие 1 2 3 4 5 6
19. Пение — искусство 1 2 3 4 5 6
20. Тумбочка — шкаф 1 2 3 4 5 6

Инструкция: в каждой строчке вы найдете одно слово, стоящее перед скобками, и далее — 5 слов в скобках. Все слова, находящиеся в скобках, име­ют какое-то отношение к стоящему перед скобка­ми. Выберите только 2 и подчеркните их.

Слова в задачах подобраны таким образом, что обследуемый должен продемонстрировать свою способность уловить абстрактное значение тех или иных понятий и отказаться от более легкого, бро­сающегося в глаза, но неверного способа решения, при котором вместо существенных выделяются частные, конкретно-ситуационные признаки.

Стимульный материал

1. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля).

2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).

3. Города (автомобиль, здание, толпа, улица, ве­лосипед).

4. Сарай (сеновал, лошади, крыша, скот, стены).

5. Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево).

6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага).

7. Кольцо (диаметр, алмаз, просьба, круглость, печать).

8. Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово).

9. Газета (правда, приложения, телеграммы, бу­мага, редактор).

 

10. Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила).

11. Война (аэроплан, пушки, сражения, ружья, солдаты).


 


МЕТОДИКА «ВЫДЕЛЕНИЕ СУЩЕСТВЕННЫХ ПРИЗНАКОВ»

Методика выявляет способность испытуемого отделять существенные признаки предметов или явлений от несущественных, второстепенных. Кроме того, наличие ряда заданий, одинаковых по характеру выполнения, позволяет судить о после­довательности рассуждений испытуемого.

Для исследования пользуются специальным бланком либо экспериментатор предъявляет ис­пытуемому задачи. Предварительно дается инст­рукция.


Ключ

 

1. Растения, земля 7. Диаметр, круглость
2. Берег, вода 8. Глаза, печать
3. Здание, улица 9. Бумага, редактор
4. Крыша, стены 10. Игроки, правила
5. Углы, сторона 11. Сражения, солдаты
6. Делимое, делитель  

Результаты стоит обсудить с испытуемым, выяс­нить, упорствует ли испытуемый в своих непра­вильных ответах, и чем объясняет свой выбор.



Часть 2. Темперамент, характер, познавательные процессы


МЕТОДИКА «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ЛАБИЛЬНОСТЬ»

Методику рекомендуется использовать с целью прогноза успешности в профессиональном обуче­нии, освоении нового вида деятельности и оценки качества трудовой практики.

Методика требует от испытуемого высокой кон­центрации внимания и быстроты действий. Обсле­дуемые должны в ограниченный отрезок времени (несколько секунд) выполнить несложные задания, которые будет зачитывать экспериментатор. Об­следование можно проводить как индивидуально, так и в группе, возможно использование магнито­фона. Каждому испытуемому выдается специаль­ный бланк.

Инструкция: будьте внимательны. Работайте бы­стро. Прочитанное мною задание не повторяется. Внимание! Начинаем!

Содержание методики

1. (квадрат) Напишите первую букву имени Сер­гей и последнюю букву первого месяца года (3 се­кунды).

2. (квадрат 4) Напишите слово пар так, чтобы любая одна буква была написана в треугольнике (3 секунды).

3. (квадрат 5) Разделите четырехугольник двумя вертикальными и двумя горизонтальными линиями (4 секунды).

4. (квадрат 6) Проведите линию от первого круга к четвертому так, чтобы она проходила под кругом 2 и над кругом 3 (3 секунды).

5. (квадрат 7) Поставьте плюс в треугольнике, а цифру 1 в том месте, где треугольник и прямоу­гольник имеют общую площадь (3 секунды).

6. (квадрат 8) Разделите второй круг на три, а че­твертый на две части (4 секунды).

7. (квадрат 1О) Если сегодня не среда, то напиши­те предпоследнюю букву вашего имени (3 секунды).

8. (квадрат 12) Поставьте в первый прямоуголь­ник плюс, третий зачеркните, в шестом поставьте О (4 секунды).

9. (квадрат 13) Соедините точки прямой линией и поставьте плюс в меньшем треугольнике (4 секун­ды).


 

10. (квадрат 15) Обведите кружком одну соглас­ную букву и зачеркните гласные (4 секунды).

11. (квадрат 17) Продлите боковые стороны тра­пеции до пересечения друг с другом и обозначьте точки пересечения последней буквой названия ва­шего города (4 секунды).

12. (квадрат 18) Если в слове синоним шестая бу­ква гласная, поставьте в прямоугольнике цифру 1 (3 секунды).

13. (квадрат 19) Обведите большую окружность и поставьте плюс в меньшую (3 секунды).

14. (квадрат 20) Соедините между собой точки 2, 4, 5, миновав 1 и 3 (3 секунды).

15. (квадрат 21) Если два многозначных числа не­одинаковы, поставьте галочку на линии между ними (2 секунды).

16. (квадрат 22) Разделите первую линию на три части, вторую на две, а оба конца третьей соедини­те с точкой А (4 секунды).

17. (квадрат 23) Соедините нижний конец первой линии с верхним концом второй, а верхний конец второй — с нижним концом четвертой (3 секунды).

18. (квадрат 24) Зачеркните нечетные цифры и подчеркните четные (5 секунд).

19. (квадрат 25) Заключите две фигуры в круг и от­ведите их друг от друга вертикальной линией (4 се­кунды).

20. (квадрат 26) Под буквой А поставьте стрелку, направленную вниз, под буквой В стрелку, напра­вленную вверх, под буквой С — галочку (3 секунды).

21. (квадрат 27) Если слова дом и дуб начинают­ся на одну и ту же букву, поставьте между ромбами минус (3 секунды).

22. (квадрат 28) Поставьте в крайней слева кле­точке О, в крайней справа плюс, в середине прове­дите диагональ (3 секунды).

23. (квадрат 29) Подчеркните снизу галочки, а в первую галочку впишите букву А (3 секунды).

24. (квадрат 30) Если в слове подарок третья бу­ква не «И», напишите сумму чисел 3+5 (3 секунды).

25. (квадрат 31) В слове салют обведите круж­ком согласные буквы, а в слове дождь зачеркните гласные (4 секунды).

26. (квадрат 32) Если число 54 делится на 9, опиши­те окружность вокруг четырехугольника (3 секунды).

27. (квадрат 33) Проведите линию от цифры 1
к цифре 7 так, чтобы она проходила под четными
цифрами и над нечетными (4 сек).



Глава 4. Методики для оценки логики мышления


28. (квадрат 34) Зачеркните кружки без цифр, кружки с цифрами подчеркните (3 секунды).

29. (квадрат 35) Под согласными буквами по­ставьте стрелку, направленную вниз, а под гласны­ми — стрелку, направленную влево (5 секунд).

30. (квадрат 36) Напишите слово мир так, чтобы первая буква была написана в круге, а вторая в пря­моугольнике (3 секунды).

31. (квадрат 37) Укажите стрелками направле­ния горизонтальных линий вправо, а вертикальных вверх (5 секунд).

32. (квадрат 39) Разделите вторую линию попо­лам и соедините оба конца первой линии с середи­ной второй (3 секунды).

33. (квадрат 40) Отделите вертикальными линия­ми нечетные цифры от четных (5 секунд).

34. (квадрат 41) Над линией поставьте стрелку, направленную вверх, а под линией — стрелку, на­правленную влево (2 секунды).

35. (квадрат 42) Заключите букву М в квадрат, К в круг, О в треугольник (4 секунды).

 

36. (квадрат 43) Сумму чисел 5+2 напишите в прямоугольнике, а разность этих же чисел — в ромбе (4 секунды).

37. (квадрат 44) Зачеркните цифры, делящиеся на 3, и подчеркните остальные (5 секунд).

38. (квадрат 45) Поставьте галочку только в круг, а цифру 3 — только в прямоугольник (3 секунды).

39. (квадрат 46) Подчеркните буквы и обведите кружками четные цифры (5 секунд).

40. (квадрат 47) Поставьте нечетные цифры в ква­дратные скобки, а четные в круглые (5 секунд).

Необходимо отметить, что экспериментатор пе­ред проведением теста должен внимательно ознако­миться с заданиями и во время процедуры обследо­вания четко произносить номер квадрата, в котором


будет выполняться очередное задание, так как номе­ра заданий и квадратов на бланке испытуемого не совпадают.

Оценка производится по количеству ошибок. Ошибкой считается и пропущенное задание. Нор­мы выполнения: 0—4 ошибки — высокая лабиль­ность, хорошая способность к обучению; 5—9 оши­бок — средняя лабильность; 10—14 ошибок — низкая лабильность, трудности в переобучении; 15 и более ошибок — мало успешен в любой дея­тельности.

Методика требует мало времени для проведения тестирования и обработки результатов, вместе с тем она дает достаточно точный прогноз профес­сиональной пригодности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...