Методики для оценки логики мышления
МЕТОДИКА «КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ» Предназначается для оценки логического мышления. Обследуемым предлагаются для решения 18 логических задач. Каждая из них содержит 2 логические посылки, в которых буквы находятся в каких-то численных взаимоотношениях между собой. Опираясь на предъявленные логические посылки, надо решить, в каком соотношении находятся между собой буквы, стоящие под чертой. Время решения 5 минут. Инструкция: вам предложены 18 логических задач, каждая из которых имеет 2 посылки. Время решения задач — 5 минут. Стимульный материал Таблица 49
1. А больше Б в 9 раз Б меньше В в 4 раза В А 2. А меньше Б в 10 раз В А 3. А больше Б в 3 раза Б меньше В в 6 раз 4. А больше Б в 4 раза Б меньше В в 3 раза 9. А меньше Б в 10 раз 10. А меньше Б в 2 раза Б больше В в 8 раз А В 11. А меньше Б в 3 раза Б больше В в 4 раза В А 12. А больше Б в 2 раза А В 13. А меньше Б в 5 раз В А Продолжение таблицы 49 6. А больше Б в 9 раз Б меньше В в 12 раз 7. А больше Б в 6 раз Б больше В в 7 раз А В 8. А меньше Б в 3 раза В А 14. А меньше Б в 5 раз А В 15. А больше Б в 4 раза В А 16. А меньше Б в 3 раза А В 17. А больше Б в 4 раза В А 18. А больше Б в 3 раза А В Глава 4. Методики для оценки логики мышления Ключ
МЕТОДИКА «ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЧИСЛОВОГО РЯДА»
Методика оценивает логический аспект мышления. Обследуемые должны найти закономерности построения 8 числовых рядов и написать недостающие числа. Время выполнения — 5 минут. Инструкция: вам предъявлены 7 числовых рядов. Вы должны найти закономерность построения каждого ряда и вписать недостающие числа. Время выполнения работы — 5 минут. Числовые ряды 1) 24 21 19 18 15 13 – – 7 2) 1 4 9 16 – – 49 64 81 100 3) 16 17 15 18 14 19 – – 4) 1 3 6 8 16 18 76 78 5) 7 16 9 5 21 16 9 – 1 6) 2 4 8 10 20 22 – – 92 94 7) 24 22 19 15 – – Ключ 1) 12 9; 2) 25 36; 3) 13 20; 4) 36 38; 5) 13; 6) 44 46; 7) 10 4. Оценка производится по количеству правильно написанных чисел. Норма взрослого человека — 3 и выше. МЕТОДИКА «КОМПАСЫ» Методика предназначена для определения пространственных представлений. Поскольку существуют статистически значимые корреляции показателей пространственного представления с уровнем логического мышления, методика рекомендована для косвенной оценки уровня логического мышления. Методика используется с целью профотбора. Содержание методики: обследуемому предлагается на бланке 25 задач, в каждой из которых на схематически изображенном компасе обозначено одно из 8 направлений сторон света (С, Ю, В, 3, С—В, С—3, Ю—В, Ю—3) в переменной системе координат и стрелка, показывающая какое-то другое направление, определить которое относительно переменной системы координат и будет задачей испытуемого. После того как испытуемый мысленно определит направление компаса, он должен записать обозначение этого направления. Перед началом обследования, объяснив задачу испытуемому, необходимо разобрать один пример. Испытуемого следует предупредить, что поворачивать бланк для ориентирования по оси С—Ю нельзя. Время выполнения задачи — 5 минут.
Обработка Результаты обследования обрабатываются с помощью ключа. Определяются следующие показатели: общее количество просмотренных компасов — производительность (Р); время выполнения задания (Т); количество ошибок (число неправильно отмеченных компасов) (n); относительная частота неправильных ответов (n / p); скорость работы: ———комп./мин. Часть 2. Темперамент, характер, познавательные процессы
Стимульный материал к методике «Компасы» БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ где С — число всех компасов, отмеченных испытуемым; W — число неправильно отмеченных компасов; O — число компасов, которое следовало отметить; S — общее число просмотренных компасов. Таблица 50
МЕТОДИКА «СЛОЖНЫЕ АНАЛОГИИ» Методика используется для оценки логического мышления, может применяться как индивидуально, так и в группе. Содержание методики: обследуемому предлагается на бланке 20 пар слов, отношения между которыми построены на абстрактных связях, на этом же бланке в квадрате «Шифр» расположены 6 пар слов с соответствующими цифрами от 1 до 6. После того как испытуемый определит отношения между словами в паре, ему надо найти аналогичную пару слов в квадрате «Шифр» и обвести кружком соответствующую цифру. Время выполнения работы 3 мин. Оценка производится по количеству правильных ответов. Стимульный материал Шифр
Глава 4. Методики для оценки логики мышления
Инструкция: в каждой строчке вы найдете одно слово, стоящее перед скобками, и далее — 5 слов в скобках. Все слова, находящиеся в скобках, имеют какое-то отношение к стоящему перед скобками. Выберите только 2 и подчеркните их.
Слова в задачах подобраны таким образом, что обследуемый должен продемонстрировать свою способность уловить абстрактное значение тех или иных понятий и отказаться от более легкого, бросающегося в глаза, но неверного способа решения, при котором вместо существенных выделяются частные, конкретно-ситуационные признаки. Стимульный материал 1. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля). 2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода). 3. Города (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед). 4. Сарай (сеновал, лошади, крыша, скот, стены). 5. Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево). 6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага). 7. Кольцо (диаметр, алмаз, просьба, круглость, печать). 8. Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово). 9. Газета (правда, приложения, телеграммы, бумага, редактор).
10. Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила). 11. Война (аэроплан, пушки, сражения, ружья, солдаты).
МЕТОДИКА «ВЫДЕЛЕНИЕ СУЩЕСТВЕННЫХ ПРИЗНАКОВ» Методика выявляет способность испытуемого отделять существенные признаки предметов или явлений от несущественных, второстепенных. Кроме того, наличие ряда заданий, одинаковых по характеру выполнения, позволяет судить о последовательности рассуждений испытуемого. Для исследования пользуются специальным бланком либо экспериментатор предъявляет испытуемому задачи. Предварительно дается инструкция. Ключ
Результаты стоит обсудить с испытуемым, выяснить, упорствует ли испытуемый в своих неправильных ответах, и чем объясняет свой выбор.
Часть 2. Темперамент, характер, познавательные процессы МЕТОДИКА «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ЛАБИЛЬНОСТЬ» Методику рекомендуется использовать с целью прогноза успешности в профессиональном обучении, освоении нового вида деятельности и оценки качества трудовой практики. Методика требует от испытуемого высокой концентрации внимания и быстроты действий. Обследуемые должны в ограниченный отрезок времени (несколько секунд) выполнить несложные задания, которые будет зачитывать экспериментатор. Обследование можно проводить как индивидуально, так и в группе, возможно использование магнитофона. Каждому испытуемому выдается специальный бланк. Инструкция: будьте внимательны. Работайте быстро. Прочитанное мною задание не повторяется. Внимание! Начинаем! Содержание методики 1. (квадрат) Напишите первую букву имени Сергей и последнюю букву первого месяца года (3 секунды). 2. (квадрат 4) Напишите слово пар так, чтобы любая одна буква была написана в треугольнике (3 секунды). 3. (квадрат 5) Разделите четырехугольник двумя вертикальными и двумя горизонтальными линиями (4 секунды). 4. (квадрат 6) Проведите линию от первого круга к четвертому так, чтобы она проходила под кругом 2 и над кругом 3 (3 секунды). 5. (квадрат 7) Поставьте плюс в треугольнике, а цифру 1 в том месте, где треугольник и прямоугольник имеют общую площадь (3 секунды). 6. (квадрат 8) Разделите второй круг на три, а четвертый на две части (4 секунды). 7. (квадрат 1О) Если сегодня не среда, то напишите предпоследнюю букву вашего имени (3 секунды). 8. (квадрат 12) Поставьте в первый прямоугольник плюс, третий зачеркните, в шестом поставьте О (4 секунды). 9. (квадрат 13) Соедините точки прямой линией и поставьте плюс в меньшем треугольнике (4 секунды).
10. (квадрат 15) Обведите кружком одну согласную букву и зачеркните гласные (4 секунды). 11. (квадрат 17) Продлите боковые стороны трапеции до пересечения друг с другом и обозначьте точки пересечения последней буквой названия вашего города (4 секунды). 12. (квадрат 18) Если в слове синоним шестая буква гласная, поставьте в прямоугольнике цифру 1 (3 секунды). 13. (квадрат 19) Обведите большую окружность и поставьте плюс в меньшую (3 секунды). 14. (квадрат 20) Соедините между собой точки 2, 4, 5, миновав 1 и 3 (3 секунды). 15. (квадрат 21) Если два многозначных числа неодинаковы, поставьте галочку на линии между ними (2 секунды). 16. (квадрат 22) Разделите первую линию на три части, вторую на две, а оба конца третьей соедините с точкой А (4 секунды). 17. (квадрат 23) Соедините нижний конец первой линии с верхним концом второй, а верхний конец второй — с нижним концом четвертой (3 секунды).
18. (квадрат 24) Зачеркните нечетные цифры и подчеркните четные (5 секунд). 19. (квадрат 25) Заключите две фигуры в круг и отведите их друг от друга вертикальной линией (4 секунды). 20. (квадрат 26) Под буквой А поставьте стрелку, направленную вниз, под буквой В стрелку, направленную вверх, под буквой С — галочку (3 секунды). 21. (квадрат 27) Если слова дом и дуб начинаются на одну и ту же букву, поставьте между ромбами минус (3 секунды). 22. (квадрат 28) Поставьте в крайней слева клеточке О, в крайней справа плюс, в середине проведите диагональ (3 секунды). 23. (квадрат 29) Подчеркните снизу галочки, а в первую галочку впишите букву А (3 секунды). 24. (квадрат 30) Если в слове подарок третья буква не «И», напишите сумму чисел 3+5 (3 секунды). 25. (квадрат 31) В слове салют обведите кружком согласные буквы, а в слове дождь зачеркните гласные (4 секунды). 26. (квадрат 32) Если число 54 делится на 9, опишите окружность вокруг четырехугольника (3 секунды). 27. (квадрат 33) Проведите линию от цифры 1 Глава 4. Методики для оценки логики мышления 28. (квадрат 34) Зачеркните кружки без цифр, кружки с цифрами подчеркните (3 секунды). 29. (квадрат 35) Под согласными буквами поставьте стрелку, направленную вниз, а под гласными — стрелку, направленную влево (5 секунд). 30. (квадрат 36) Напишите слово мир так, чтобы первая буква была написана в круге, а вторая в прямоугольнике (3 секунды). 31. (квадрат 37) Укажите стрелками направления горизонтальных линий вправо, а вертикальных вверх (5 секунд). 32. (квадрат 39) Разделите вторую линию пополам и соедините оба конца первой линии с серединой второй (3 секунды). 33. (квадрат 40) Отделите вертикальными линиями нечетные цифры от четных (5 секунд). 34. (квадрат 41) Над линией поставьте стрелку, направленную вверх, а под линией — стрелку, направленную влево (2 секунды). 35. (квадрат 42) Заключите букву М в квадрат, К в круг, О в треугольник (4 секунды).
36. (квадрат 43) Сумму чисел 5+2 напишите в прямоугольнике, а разность этих же чисел — в ромбе (4 секунды). 37. (квадрат 44) Зачеркните цифры, делящиеся на 3, и подчеркните остальные (5 секунд). 38. (квадрат 45) Поставьте галочку только в круг, а цифру 3 — только в прямоугольник (3 секунды). 39. (квадрат 46) Подчеркните буквы и обведите кружками четные цифры (5 секунд). 40. (квадрат 47) Поставьте нечетные цифры в квадратные скобки, а четные в круглые (5 секунд). Необходимо отметить, что экспериментатор перед проведением теста должен внимательно ознакомиться с заданиями и во время процедуры обследования четко произносить номер квадрата, в котором будет выполняться очередное задание, так как номера заданий и квадратов на бланке испытуемого не совпадают. Оценка производится по количеству ошибок. Ошибкой считается и пропущенное задание. Нормы выполнения: 0—4 ошибки — высокая лабильность, хорошая способность к обучению; 5—9 ошибок — средняя лабильность; 10—14 ошибок — низкая лабильность, трудности в переобучении; 15 и более ошибок — мало успешен в любой деятельности. Методика требует мало времени для проведения тестирования и обработки результатов, вместе с тем она дает достаточно точный прогноз профессиональной пригодности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|