МДЧ (для разных типов характера)
МДЧ 76 5 5 6 7 5 66 7 8 Типы Г Ц Л А С П ШЭИ Н К Правило 1: если МДЧ достигнуто или превышено только в отношении одного типа, диагностируется этот тип (исключение правил 2, 3). МДЧ 76 5 5 6 7 5 66 7 8 Типы Г Ц Л А С П ШЭИ Н К Правило 2: если Д—Т = 4 или больше, т. е. установлена возможность диссимуляции, то типы Ц и К не диагностируются, даже если МДЧ в отношении этих типов достигнуто или превышено. МДЧ 7655675667 8 Типы Т Д Г ЦЛ А СП ШЭ И Н К Глава 1. Методики изучения темперамента и характера Правило 3: если Е равно 4 или больше, т. е. сильно выражена реакция эмансипации, то типы С и П не диагностируются независимо от числа баллов, набранных в их пользу. МДЧ 7 6 5 5 6 75 6 6 7 8 Типы Г ЦЛ А С ПШЭ И Н К Д Т Е Правило 4: если МДЧ достигнуто или превышено в отношении типа К и других типов одновременно, то комфортный тип не диагностируется независимо от числа набранных в его пользу баллов. МДЧ 7 6 5 5 6 7 5 6 6 7 8 Типы Г Ц Л А С П ШЭ И Н К Правило 5: если после исключений, предусмотренных правилами 2—4, МДЧ оказывается достигнутым или превышенным в отношении 2 типов, то следует пользоваться правилами 5а, 5б, 5в. Правило 5а: смешанный тип диагностируется в случаях, если имеются следующие сочетания: ГЦ, ГИ, ГН, ЦЛ, ЛА, ЛС, ЛИ, ЛН, ЛС, ЛП, АШ, АИ, СИ, СШ, ПШ, ШЭ, ШИ, ШН, ЭИ, ИН, ЭН. Исключение представляет случай, предусмотренный правилом 6. МДЧ 7 6 5 5 6 7 5 6 6 7 8 Типы Г Ц Л А С П ШЭ И Н К Правило 5б: если сочетания признаны несовместимыми, то диагностируется тип, в пользу которого получено наибольшее превышение в баллах над его МДЧ. МДЧ 7 6 5 5 6 7 5 6 6 7 8 Типы Г Ц Л А С П ШЭ И Н К Правило 5в: если два несовместимых сочетания имеют одинаковое превышение над их МДЧ или достигают МДЧ, используются следующие принципы доминирования:
МДЧ 7 6 5 5 6 7 5 6 6 7 8 Типы Г Ц Л А С П ШЭ И Н К Правило 6: если превышение МДЧ какого-либо типа больше превышения других типов на 4 балла, типы не диагностируются даже в том случае, если их сочетания совместимы. Исключение по правилу 4 составляет тип К (конформный). Таблица 43 Основные принципы доминирования
МДЧ 7 6 5 5 6 7 5 6 6 7 8 Типы Г Ц Л А С П ШЭ И Н К Правило 7: если МДЧ достигается и превышается в отношении 3 и более типов, нужно попытаться по правилам 2, 3, 4, 6 сократить их до 2. Если же это не удается, то из этих типов выбирают два типа, в пользу которых получено наибольшее превышение Часть 2. Темперамент, Познавательные процессы
в баллах над их МДЧ, а затем руководствуются правилом 5. МДЧ 7 6 5 5 6 7 5 6 6 7 8 Типы Г Ц Л А С П ШЭ И Н К Правило 8: если МДЧ в отношении нескольких типов достигнуто или имеется одинаковое превышение их МДЧ, для того чтобы сделать выбор, руководствуются правилом 5а и выбирают два типа, совмещающихся с наибольшим числом типов из остальных сравниваемых. МДЧ 7 6 5 5 6 7 5 6 6 7 8 Типы Г Ц Л А С П ШЭ И Н К Таблица 44 Шкала дополнительных баллов к «ОШ»
ГИПЕРТИМНЫЙ ТИП
Главными особенностями этого типа являются приподнятое настроение, высокий жизненный тонус, активность и предприимчивость. Такие люди отказываются подчиняться чужой воле, плохо переносят дисциплинарные требования и строго регламентированный образ жизни, к правилам и законам относятся легкомысленно, легко могут преступить грань между дозволенным и запретным. ЦИКЛОИДНЫЙ ТИП До пубертата дети такого типа производят впечатление гипертимиков или нормотимиков. Однако с наступлением пубертатного периода возникает 1-я субдепрессивная фаза. В дальнейшем фазы подъема и спада настроения сменяют друг друга на протяжении всей жизни. Вначале смена фаз происходит довольно часто, но постепенно длительность периодов возрастает. В субдепрессивной фазе фон настроения снижен, отмечаются вялость, упадок сил, повышенная раздражительность и интровер-тированность. В гипоманиакальной фазе бросаются в глаза повышенная активность, живость, легкомыслие, тяга к наслаждениям. ЛАБИЛЬНЫЙ ТИП Отличительной особенностью лабильного типа является крайняя изменчивость настроения. Самые незначительные события окружающей жизни оказывают на человека существенное влияние. Малейшая неприятность способна погрузить его в мрачное переживание, а приятные события или даже только их перспектива способны поднять настроение, вернуть веселье. От текущего настроения зависит все: самочувствие, работоспособность, планы на будущее, отношение к другим людям. АСТЕНОНЕВРОТИЧЕСКИЙ ТИП При нем рано проявляются разнообразные признаки невропатии: капризность, болезненность, страхи, заикание, энурез. Главными чертами людей этого типа являются астения, повышенная утомляемость, плохая переносимость нагрузок и напряжения, фиксация на состоянии физического здоровья.
Глава 1. Методики изучения Темперамента и характера
СЕНЗИТИВНЫЙ ТИП Основными чертами данного типа являются повышенная впечатлительность и чувство неполноценности. В детстве это выражается в разнообразных психологических страхах (темноты, животных), избегании компании бойких и активных людей, робости и скованности, боязни любых видов проверок и испытаний. ПСИХАСТЕНИЧЕСКИЙ ТИП Основными особенностями типа являются повышенная тревожность, мнительность, склонность к сомнениям. Психастеник постоянно во всем сомневается, ему трудно принять решение, поэтому он взвешивает каждый шаг, многократно перепроверяет и переделывает уже завершенную работу. ШИЗОИДНЫЙ ТИП В подростковом возрасте все шизоидные черты личности обостряются. Особенно заметными становятся замкнутость, духовное одиночество, своеобразие и необычность в выборе занятий и увлечений. ЭПИЛЕПТОИДНЫЙ ТИП Склонность к возникновению периодов злобно-тоскливого настроения. С этим настроением тесно связаны напряженность аффекта, взрывчатость и безудержная агрессивность. Большим напряжением отличается также сфера влечения лиц эпилептоидно-го типа. Все влечения характеризуются чрезмерной интенсивностью и силой, а их удовлетворение протекает тяжело и сопровождается многочисленными конфликтами. ИСТЕРОИДЫЙ ТИП Безграничный эгоизм и жажда признания. Лица этого типа очень чувствительны к реакциям других людей, легко перестраиваются, вживаются в любую роль, стремятся любой ценой добиться внимания, восхищения, удивления, сочувствия или даже ненависти, не переносят только безразличия к своей персоне. НЕУСТОЙЧИВЫЙ ТИП Лица этого типа слабовольны, внушаемы, легко поддаются чужому влиянию, особенно дурному. Внушаемые и безвольные, они не имеют собственных положительных целей и стремлений, а все их поступки определяются случайными внешними обстоятельствами. Завистливые и бесхарактерные, они часто попадают в дурные компании, бросают учебу, работу, употребляют алкоголь.
КОНФОРМНЫЙ ТИП Постоянная и неустойчивая ориентация на нормы и ценности ближайшего окружения. Лица конформного типа полностью подчиняются давлению среды, не имеют собственных мнений и интересов, с трудом воспринимают новое и необычное, отрицательно относятся к переменам в жизни. Глава 2.
МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ ПАМЯТИ
МЕТОДИКА «ОПЕРАТИВНАЯ ПАМЯТЬ» Методика применяется для изучения кратковременной памяти в тех случаях, когда кратковременная память несет основную функциональную нагрузку. Испытуемому вручается бланк, после чего экспериментатор дает следующую инструкцию. Инструкция: Я буду зачитывать числа — 10 рядов из 5 чисел к каждом. Ваша задача — запомнить эти 5 чисел в том порядке, в каком они прочтены, а затем в уме сложить первое число со вторым, второе с третьим, третье с четвертым, четвертое с пятым, а полученные 4 суммы записать в соответствующей строке бланка. Например, 6, 2, 1, 4, 2 (записывается на доске или на бумаге). Складываем 6 и 2 — получается 8 (записывается); 2 и 1 — получается 3 (записывается); 1 и 4 — получается 5 (записывается); 4 и 2 — получается 6 (записывается). Если у испытуемого есть вопросы, экспериментатор должен ответить на них и приступить к проведению теста. Интервал между зачтением рядов — 15 с. Ключ Подсчитывается число правильно найденных сумм (максимальное их число — 40). Норма взрослого человека — от 30 и выше. Методика удобна для группового тестирования. Процедура тестирования занимает мало времени — 4—5 мин. Для получения более надежного показа- теля оперативной памяти тестирование можно через некоторое время повторить, используя другие ряды чисел. Тестовый материал ОБРАЗЕЦ БЛАНКА
СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИКИ
Глава 2. Методики изучения памяти ль
Ключ
МЕТОДИКА «ПАМЯТЬ НА ЧИСЛА» Методика предназначена для оценки кратковременной зрительной памяти, ее объема и точности. Задание заключается в том, что обследуемым демонстрируется в течение 20 секунд таблица с 12 двузначными числами, которые нужно запомнить и после того как таблица убрана, записать на бланке.
Инструкция: Вам будет предъявлена таблица с числами. Ваша задача заключается в том, чтобы за 20 секунд запомнить как можно больше чисел. Через 20 секунд таблицу уберут, и вы должны будете записать все те числа, которые вы запомнили. Таблица 45
Оценка кратковременной зрительной памяти производилась по количеству правильно воспроизведенных чисел. Норма взрослого человека — 7 и выше. Методика удобна для группового тестирования, так как процедура не занимает много времени. МЕТОДИКА «ПАМЯТЬ НА ОБРАЗЫ» Предназначена для изучения образной памяти. Методика применяется при профотборе. Сущность методики заключается в том, что испытуемому экспонируется таблица с 16 образами в течение 20 секунд. Образы необходимо запомнить и в течение минуты воспроизвести на бланке. Инструкция: Вам будет предъявлена таблица с образами (привести пример). Ваша задача заключается в том, чтобы за 20 секунд запомнить как можно больше образов. Через 20 секунд уберут таблицу, и вы должны нарисовать или записать (выразить словесно) те образы, которые запомнили. Оценка результатов тестирования производится по количеству правильно воспроизведенных образов. Норма — 6 правильных ответов и больше. Методика используется в группе и индивидуально. Глава 3.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|