Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

МДЧ (для разных типов характера)




МДЧ 76 5 5 6 7 5 66 7 8 Типы Г Ц Л А С П ШЭИ Н К

Правило 1: если МДЧ достигнуто или превыше­но только в отношении одного типа, диагностиру­ется этот тип (исключение правил 2, 3).

МДЧ 76 5 5 6 7 5 66 7 8 Типы Г Ц Л А С П ШЭИ Н К

Правило 2: если Д—Т = 4 или больше, т. е. уста­новлена возможность диссимуляции, то типы Ц и К не диагностируются, даже если МДЧ в отношении этих типов достигнуто или превышено.

МДЧ 7655675667 8

Типы Т Д Г ЦЛ А СП ШЭ И Н К



Глава 1. Методики изучения темперамента и характера


Правило 3: если Е равно 4 или больше, т. е. силь­но выражена реакция эмансипации, то типы С и П не диагностируются независимо от числа баллов, набранных в их пользу.

МДЧ 7 6 5 5 6 75 6 6 7 8

Типы Г ЦЛ А С ПШЭ И Н К Д Т Е

Правило 4: если МДЧ достигнуто или превыше­но в отношении типа К и других типов одновремен­но, то комфортный тип не диагностируется незави­симо от числа набранных в его пользу баллов.

МДЧ 7 6 5 5 6 7 5 6 6 7 8 Типы Г Ц Л А С П ШЭ И Н К

Правило 5: если после исключений, предусмо­тренных правилами 2—4, МДЧ оказывается достиг­нутым или превышенным в отношении 2 типов, то следует пользоваться правилами 5а, 5б, 5в.

Правило 5а: смешанный тип диагностируется в случаях, если имеются следующие сочетания:

ГЦ, ГИ, ГН, ЦЛ, ЛА, ЛС, ЛИ, ЛН, ЛС, ЛП, АШ, АИ, СИ, СШ, ПШ, ШЭ, ШИ, ШН, ЭИ, ИН, ЭН.

Исключение представляет случай, предусмот­ренный правилом 6.

МДЧ 7 6 5 5 6 7 5 6 6 7 8 Типы Г Ц Л А С П ШЭ И Н К

Правило 5б: если сочетания признаны несов­местимыми, то диагностируется тип, в пользу кото­рого получено наибольшее превышение в баллах над его МДЧ.

МДЧ 7 6 5 5 6 7 5 6 6 7 8 Типы Г Ц Л А С П ШЭ И Н К

Правило 5в: если два несовместимых сочетания имеют одинаковое превышение над их МДЧ или достигают МДЧ, используются следующие прин­ципы доминирования:

МДЧ 7 6 5 5 6 7 5 6 6 7 8 Типы Г Ц Л А С П ШЭ И Н К


Правило 6: если превышение МДЧ какого-либо типа больше превышения других типов на 4 балла, типы не диагностируются даже в том случае, если их сочетания совместимы. Исключение по правилу 4 составляет тип К (конформный).

Таблица 43

Основные принципы доминирования

 

Типы, достигшие или имеющие одинаковое пре­вышение над их МДЧ Диагностирующий тип
Г и Л Г
Г и А А
Г и С Г
Г и П П
Г и Ш Ш
Г и Э Г
А и Ш Ш
А и Э Э
А и Н Н
С и Э Э
С и И И
С И н Н
П и И И
П и Э Э
П и Н Н
Л и П П
Л и Ш Ш
Л и Э Э
Ц и С С
Ц и П П
Ц и Ш Ш
Ц и Э Э
Ц и И И
Ц и Н Н
Ц и А А

МДЧ 7 6 5 5 6 7 5 6 6 7 8 Типы Г Ц Л А С П ШЭ И Н К

Правило 7: если МДЧ достигается и превышает­ся в отношении 3 и более типов, нужно попытаться по правилам 2, 3, 4, 6 сократить их до 2. Если же это не удается, то из этих типов выбирают два типа, в пользу которых получено наибольшее превышение



Часть 2. Темперамент,


Познавательные процессы


 


в баллах над их МДЧ, а затем руководствуются пра­вилом 5.

МДЧ 7 6 5 5 6 7 5 6 6 7 8 Типы Г Ц Л А С П ШЭ И Н К

Правило 8: если МДЧ в отношении нескольких типов достигнуто или имеется одинаковое превы­шение их МДЧ, для того чтобы сделать выбор, ру­ководствуются правилом 5а и выбирают два типа, совмещающихся с наибольшим числом типов из остальных сравниваемых.

МДЧ 7 6 5 5 6 7 5 6 6 7 8 Типы Г Ц Л А С П ШЭ И Н К

Таблица 44

Шкала дополнительных баллов к «ОШ»

 

Признаки Дополнительные баллы к «ОШ»
Выделение по «СШ» черт типов (>7): Г (гипертимного) А (астеноневротического) С (сензитивного) П (психастенического) Ш (шизоидного) Р (параноидального) 1б — Г 1б — А 2б — С, 1б — Ш, П 1б — П 1б — Ш 1б — Ш
Отвержение по «СШ» черт типов (> 7): Г (гипертимного) А (астеноневротического) П (психастенического) К (комфортного) 1б — С, Ш, Э 1б — Г 1б — Н 2б — И, 1б — Ш
Амбивалентность самооценки по «СШ» (не менее +7 –7 одновре­менно в отношении одного или нес­кольких типов)  
Ошибка выбора (если один и тот же номер выбора поставлен на одну те­му в обследованиях 1 и 2) 1б — Ш
Откровенность 1б — Э за каждую ошибку
Высокий показатель диссимуляции (Д > 7) независимо от величины Т (Т>Д) 1б — Ц, П
Сильная реакция эмансипации 1б — Н 1б — И, Ш

ГИПЕРТИМНЫЙ ТИП

Главными особенностями этого типа являются приподнятое настроение, высокий жизненный то­нус, активность и предприимчивость. Такие люди отказываются подчиняться чужой воле, плохо пере­носят дисциплинарные требования и строго регла­ментированный образ жизни, к правилам и законам относятся легкомысленно, легко могут преступить грань между дозволенным и запретным.

ЦИКЛОИДНЫЙ ТИП

До пубертата дети такого типа производят впе­чатление гипертимиков или нормотимиков. Одна­ко с наступлением пубертатного периода возника­ет 1-я субдепрессивная фаза. В дальнейшем фазы подъема и спада настроения сменяют друг друга на протяжении всей жизни. Вначале смена фаз проис­ходит довольно часто, но постепенно длительность периодов возрастает. В субдепрессивной фазе фон настроения снижен, отмечаются вялость, упадок сил, повышенная раздражительность и интровер-тированность. В гипоманиакальной фазе бросают­ся в глаза повышенная активность, живость, легко­мыслие, тяга к наслаждениям.

ЛАБИЛЬНЫЙ ТИП

Отличительной особенностью лабильного типа является крайняя изменчивость настроения. Са­мые незначительные события окружающей жизни оказывают на человека существенное влияние. Малейшая неприятность способна погрузить его в мрачное переживание, а приятные события или даже только их перспектива способны поднять настроение, вернуть веселье. От текущего настро­ения зависит все: самочувствие, работоспособность, планы на будущее, отношение к другим людям.

АСТЕНОНЕВРОТИЧЕСКИЙ ТИП

При нем рано проявляются разнообразные признаки невропатии: капризность, болезненность, страхи, заикание, энурез.

Главными чертами людей этого типа являются астения, повышенная утомляемость, плохая пере­носимость нагрузок и напряжения, фиксация на состоянии физического здоровья.



Глава 1. Методики изучения


Темперамента и характера


 


СЕНЗИТИВНЫЙ ТИП

Основными чертами данного типа являются по­вышенная впечатлительность и чувство неполно­ценности. В детстве это выражается в разнообраз­ных психологических страхах (темноты, животных), избегании компании бойких и активных людей, ро­бости и скованности, боязни любых видов проверок и испытаний.

ПСИХАСТЕНИЧЕСКИЙ ТИП

Основными особенностями типа являются по­вышенная тревожность, мнительность, склонность к сомнениям. Психастеник постоянно во всем сом­невается, ему трудно принять решение, поэтому он взвешивает каждый шаг, многократно перепрове­ряет и переделывает уже завершенную работу.

ШИЗОИДНЫЙ ТИП

В подростковом возрасте все шизоидные черты личности обостряются. Особенно заметными стано­вятся замкнутость, духовное одиночество, своеобра­зие и необычность в выборе занятий и увлечений.

ЭПИЛЕПТОИДНЫЙ ТИП

Склонность к возникновению периодов злобно-тоскливого настроения. С этим настроением тесно связаны напряженность аффекта, взрывчатость и бе­зудержная агрессивность. Большим напряжением отличается также сфера влечения лиц эпилептоидно-го типа. Все влечения характеризуются чрезмерной


интенсивностью и силой, а их удовлетворение про­текает тяжело и сопровождается многочисленны­ми конфликтами.

ИСТЕРОИДЫЙ ТИП

Безграничный эгоизм и жажда признания. Лица этого типа очень чувствительны к реакциям других людей, легко перестраиваются, вживаются в лю­бую роль, стремятся любой ценой добиться внима­ния, восхищения, удивления, сочувствия или даже ненависти, не переносят только безразличия к сво­ей персоне.

НЕУСТОЙЧИВЫЙ ТИП

Лица этого типа слабовольны, внушаемы, легко поддаются чужому влиянию, особенно дурному. Внушаемые и безвольные, они не имеют собствен­ных положительных целей и стремлений, а все их поступки определяются случайными внешними об­стоятельствами. Завистливые и бесхарактерные, они часто попадают в дурные компании, бросают учебу, работу, употребляют алкоголь.

КОНФОРМНЫЙ ТИП

Постоянная и неустойчивая ориентация на нор­мы и ценности ближайшего окружения. Лица кон­формного типа полностью подчиняются давлению среды, не имеют собственных мнений и интересов, с трудом воспринимают новое и необычное, отри­цательно относятся к переменам в жизни.


Глава 2.


 

МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ ПАМЯТИ


 


МЕТОДИКА «ОПЕРАТИВНАЯ ПАМЯТЬ»

Методика применяется для изучения кратковре­менной памяти в тех случаях, когда кратковременная память несет основную функциональную нагрузку.

Испытуемому вручается бланк, после чего экс­периментатор дает следующую инструкцию.

Инструкция: Я буду зачитывать числа — 10 ря­дов из 5 чисел к каждом. Ваша задача — запомнить эти 5 чисел в том порядке, в каком они прочтены, а затем в уме сложить первое число со вторым, вто­рое с третьим, третье с четвертым, четвертое с пя­тым, а полученные 4 суммы записать в соответ­ствующей строке бланка. Например, 6, 2, 1, 4, 2 (записывается на доске или на бумаге). Складываем 6 и 2 — получается 8 (записывается); 2 и 1 — получа­ется 3 (записывается); 1 и 4 — получается 5 (записы­вается); 4 и 2 — получается 6 (записывается).

Если у испытуемого есть вопросы, эксперимен­татор должен ответить на них и приступить к прове­дению теста. Интервал между зачтением рядов — 15 с.

Ключ

Подсчитывается число правильно найденных сумм (максимальное их число — 40). Норма взрос­лого человека — от 30 и выше.

Методика удобна для группового тестирования. Процедура тестирования занимает мало времени — 4—5 мин. Для получения более надежного показа-


теля оперативной памяти тестирование можно че­рез некоторое время повторить, используя другие ряды чисел.

Тестовый материал

ОБРАЗЕЦ БЛАНКА

 

№ ряда Сумма
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   

СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИКИ

 

  5, 2, 7, 1, 4
  3, 5, 4, 2, 5
  7, 1, 4, 3, 2
  2, 6, 2, 5, 3
  4, 4, 6, 1, 7
  4, 2, 3, 1, 5
  3, 1, 5, 2, 6
  2, 3, 6, 1, 4
  5, 2, 6, 3, 2
  3, 1, 5, 2, 7


Глава 2. Методики изучения памяти


ль


 


Ключ

 

  7, 9, 8, 5
  8, 9, 6, 7
  8, 5, 7, 5
  8, 8, 7, 8
  7, 9, 7, 8
  6, 5, 4, 6
  4, 6, 7, 8
  5, 9, 7, 5
  7, 8, 9, 5
  1, 6, 7, 9

МЕТОДИКА «ПАМЯТЬ НА ЧИСЛА»

Методика предназначена для оценки кратковре­менной зрительной памяти, ее объема и точности. Задание заключается в том, что обследуемым де­монстрируется в течение 20 секунд таблица с 12 дву­значными числами, которые нужно запомнить и по­сле того как таблица убрана, записать на бланке.

Инструкция: Вам будет предъявлена таблица с числами. Ваша задача заключается в том, чтобы за 20 секунд запомнить как можно больше чисел. Че­рез 20 секунд таблицу уберут, и вы должны будете записать все те числа, которые вы запомнили.

Таблица 45

 

       
       
       

Оценка кратковременной зрительной памяти производилась по количеству правильно воспроиз­веденных чисел. Норма взрослого человека — 7 и вы­ше. Методика удобна для группового тестирова­ния, так как процедура не занимает много времени.


МЕТОДИКА «ПАМЯТЬ НА ОБРАЗЫ»

Предназначена для изучения образной памяти. Методика применяется при профотборе. Сущность методики заключается в том, что испытуемому экс­понируется таблица с 16 образами в течение 20 се­кунд. Образы необходимо запомнить и в течение минуты воспроизвести на бланке.

Инструкция: Вам будет предъявлена таблица с образами (привести пример). Ваша задача заклю­чается в том, чтобы за 20 секунд запомнить как можно больше образов. Через 20 секунд уберут та­блицу, и вы должны нарисовать или записать (вы­разить словесно) те образы, которые запомнили.

Оценка результатов тестирования произво­дится по количеству правильно воспроизведен­ных образов. Норма — 6 правильных ответов и больше. Методика используется в группе и ин­дивидуально.


Глава 3.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...