Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Политических ценностей ( статья селезневой А. В)




Статья посвящена комплексной характеристике политических ценностей как категорий политической психологии, раскрытию их устойчивых свойств и отличительных особенностей как на уровне отдельной личности, так и в структуре массового сознания.

Ценностные представления входили в структуру первобытных мифов, а начиная с античных времен занимают значительное место в философских воззрениях мыслителей. Теории и прикладные исследования ценностей, в том числе и политических, развивались в двадцатом столетии на стыке философии, социологии, психологии и политологии. Специфика гуманитарного знания предполагает многозначность терминов, историческое изменение их содержания, а отсюда – наличие множества мнений, подходов и школ. В целом ученые сходятся только в одном – факте реального существования конструктов, определяемых как «ценности» и их значимости. Сложность определения сущности феномена «политические ценности» связана с его многозначностью, с его объективными особенностями, ведь именно ценности являются ядром важнейших компонентов политики – идеологии, политической культуры, политической системы. Политические ценности с точки зрения политико-психологического подхода - политические убеждения и цели индивидуума или общества, отражающие в их сознании устойчивую положительную значимость тех или иных смыслов, принципов и явлений и являющиеся ориентирами в мире политики. Политические ценности существуют в двух основных формах

групповые политические ценности (выработанные общественным сознанием и присутствующие в нем обобщенные представления о совершенстве в политической сфере общественной жизни);

персональные политические ценности (когнитивные конструкты в структуре личности, определяющие ее отношение к политическим событиям, явлениям и процессам, а также практическую реализацию в своем поведении и деятельности общественно-политических идеалов).

Ценности, в том числе и политические, имеют двойственную природу: «...они социальны, поскольку обусловлены опытом в связи с положением человека в обществе, системой воспитания, системой усвоенных им от общества и групп значений, и одновременно индивидуальны, поскольку в них сосредоточен неповторимый жизненный опыт данного лица, своеобразие его интересов и потребностей, его привычки и усвоенные типы поведения».

Политические ценности в структуре массового сознания. Групповые политические ценности в целом имеют те же характеристики, что и персональные: устойчивы к изменениям внешней среды, абстрактны, стереотипизированы, существуют в виде иерархически организованной системы. Иерархия ценностей массового сознания представляется ученым по-разному. М.С. Яницкий разработал модель ценностной структуры массового сознания, основанную на представлении о существовании различных по происхождению трех типов ценностных систем: 1)ценности адаптации (стремление к физической и экономической безопасности) 2)социализации (ориентация на принятые в обществе нормы и ценности) 3) индивидуализации (направленность на саморазвитие и самореализацию). Соотношение данных ценностных типов в конкретном обществе определяется социально-демографическими факторами.

Политические ценности являются важным элементом политического менталитета и выступают структурным элементом политической культуры. В. Сергеев и Н. Бирюков выделяют политические ценности в качестве второго уровня политической культуры наряду с картиной мира (социальной онтологией), являющейся первым уровнем, и операциональным опытом, занимающим третий уровень. Многие конфликты в переходные моменты истории, когда меняется политическая культура, связаны с тем, что при этом происходит ломка структуры и иерархии ценностей. Политические ценности являются значимым элементом политической идеологии государства, выражая основные ценностно-смысловые ориентиры развития страны.

В науке существуют различные подходы к установлению взаимосвязи между политическими ценностями и политическими идеологиями. Так, М. Рокич считал, что главные отличия между идеологиями должны определяться приоритетностью таких политических ценностей, как свобода и равенство. Ш. Шварц отмечает, что существует два измерения ценностей – открытость к изменениям против консерватизма и самопревосходство против самоусиления, которые отвечают двум измерениям идеологии: классическому либерализму и экономическому эгалитаризму.

Политические ценности в структуре личности. Говоря об изучении политических ценностей личности, уместнее всего употреблять термин «ценностные ориентации» как психологические образования в структуреличности, являющиеся результатом осознания человеком своих политических ценностей. Ценностные ориентации составляют иерархическую систему и существуютв структуре личности только в качестве ее элементов, при этом онине всегда и не в полной мере ею осознаются, с трудомподдаются вербализации. В силу этого в рамках исследований ценностного компонента массового или индивидуального сознания чаще всего речь идет именно о ценностных ориентациях. Политические ценности обладают рядом специфических характеристик: они составляют ядро политического сознания личности, они относительно немногочисленны, характеризуются, прежде всего, своей отвлеченностью, абстрактностью и иерархичной упорядоченностью. Политические ценности существуют не изолированно, а в виде систем. При этом система политических ценностей является подсистемой общей системы базовых ценностей личности, которая в свою очередь входит в структуру сложного и многоуровневого образования, обозначаемого учеными как образ мира или картина мира.

Для изучения политических ценностей в структуре личности важно отличать их от таких конструктов политического сознания, как установки, а также определить их отношение к потребностям и мотивам.

Число политических ценностей, которыми обладает человек, значительно меньше, чем число установок, связанных с конкретными ситуациями. Именно ценности определяют основные качественные характеристики установки, обладая большей субъективной значимостью. Взаимоотношение ценностей и установок объясняет диспозиционная концепция личности В.А. Ядова, согласно которой ценности составляют высший уровень диспозиционной иерархии. Политические ценности отличаются от установок и представлений своей относительной стабильностью, необходимой для постоянства оценок и поведения. То есть политические ценности первичны по отношению к установкам и представлениям, структурируют их. Политические ценности имеют тесную связь с потребностями и мотивами личности, что подтверждено исследованиями. В современной психологии как понятие «ценность», так и понятие «мотив» имеют множество трактовок. В нашем понимании потребность как «испытываемая человеком нужда в чем-либо» в процессе деятельности обретает свою предметность и становится мотивом. Ценности же актуализируются неудовлетворенными потребностями, т.е. наиболее ценным является то, чего не хватает. Все люди обладают одним и тем же набором базовых ценностей, а также культурно обусловленными политическими ценностями. Потребности лишь актуализируют те или иные ценности, воздействуя на построение их иерархии. Политические ценности носят стереотипизированный характер, как правило, более устойчивы к воздействиям изменений политического контекста жизни. Они могут быть трансформированы лишь в ситуации глубокого социокультурного кризиса, который приводит к «потере оснований для оценки происходящих событий, проявляющейся в ощущении отсутствия возможностей субъективного контроля над ними». Ценности эмпирически не обозримы (наблюдаемы) и поэтому напрямую не измеримы. Политические ценности не поддаются прямой вербализации и могут быть косвенным образом выявлены специальными методиками политико-психологического анализа. В политическом восприятии именно политические ценности являются основанием для когнитивной работы с информацией. Человек неизбежно видит окружающий его мир сквозь призму определенной системы ценностей. При этом именно ценности повышают субъективность оценок тех или иных событий, явлений, процессов.

Политические представления, установки и ценности не даются человеку с рождения, а приобретаются в ходе взросления, социального становления личности. Становление политического сознания личности происходит в процессе политической социализации. Процесс политической социализации представляет собой усвоение индивидом политических норм и ценностей общества, к которому он принадлежит и приобретение им политического опыта и политических ориентаций, требуемых для участия в политической жизни. С точки зрения системы в ходе политической социализации происходит воспроизводство ее институтов, осуществляется преемственность важнейших политических ценностей. Необходимость этого процесса для сохранения системы связана, прежде всего, с приходом в политику новых поколений.

Формирование персональных политических ценностей происходит путем интериоризации существующих в обществе ценностей. Как считает Д.А. Леонтьев, обязательным условием перехода ценностей общества в структуру личности является деятельность, направленная на реализацию данной ценности. Особую роль в этом процессе играют ценности референтной (значимой) для человека малой группы (семьи, группы сверстников).

Ценности социального окружения являются фактором развития персональных политических ценностей. Кроме того, Д.А. Леонтьев выделяет четыре варианта соотношения между персональными и общественными ценностями, обусловленных особенностями политической социализации индивида: конформное развитие (максимальное совпадение структур ценностей), вариативное развитие (частичное совпадение), маргинальное развитие (некоторое незначительное совпадение при сильном расхождении) и девиантное развитие (полное несовпадение структур).

Вывод: В последнее время растет интерес к проблеме политических ценностей как среди российских, так и зарубежных исследователей, однако среди них нет единства в определении природы политических ценностей, отсюда такое разнообразие подходов к данной проблеме. Кроме того, нет ни одной целостной концепции, которая бы полностью раскрывала социальную и психологическую природу политических ценностей, а также предоставляла адекватный инструмент их измерения. Поэтому современная политическая психология решает важнейшие задачи – систематизирует и развивает существующие подходы к исследованию политических ценностей, создание теоретико-методологических оснований для прикладных исследований.


 

58.


 

59.


 

60. Дилигенский Г.Г. Потребности и мотивы в общественных отношениях. //Политическая психология. Хрестоматия. / Сост. Е. Шестопал. – М., 2006.

{Vadik production}

 

1. Понятие потребности

Продукты познавательного процесса нельзя понять из самого этого процесса, из его "технологии". Нельзя из него понять и движущие силы этого процесса.
Ответ на эти и другие вопросы даст понимание того, что нужно людям, чего они хотят. Необходимо обратиться к мотивационно-волевой сфере психики, к лежащим в её основе потребностям индивидов с социальных групп.

 

"Энергетическая" основа психики.

Исходя из выводов психоанализа, потребности - содержащаяся в недрах психики сила, не сводимая к одним лишь желаниям и целям субъекта.
Гомеостатическая теория потребностей говорит, что потребность - это вызванное какими-либо нарушениями внутреннего психического равновесия (гомеостаза) состояние субъекта и его стремление восстановить уравновешенное состояние.

Есть теория, объясняющие потребности через взаимоотношение с природой и социумом. Тогда получаем: потребность - дефицит, ощущение недостатка в чём-то, вызывающее психическое напряжение, или дискомфорт, и побуждающее к его преодолению.

 

От потребности к мотиву

Потребность, нашедшая свой предмет (встретившаяся с объектом - реализатором, то есть путём удовлетворения нужды и нехватки чего-либо), преобразуется в мотив, непосредственный стимул деятельности.

 

"Кратко резюмируя изложенное, мы можем сформулировать некоторые исходные методологические принципы исследования мотивационно-волевой сферы психики. Потребности возникают из отношений человека с природой и социальной средой и представляют собой, с психологической точки зрения, порожденные этими отношениями состояния напряженности, связанные с ощущением дефицита. Преодоление этого состояния может быть достигнуто лишь присвоением таких благ и условий, осуществлением таких видов деятельности, которые соответствуют отношениям, породившим дефицит. Психическая напряженность является «энергетическим» источником, «силой», стимулирующей активность, направленную на поиск предмета потребности (т.е. ее конкретизацию и осознание) и на ее удовлетворение. Мотив представляет собой «опредмеченную» потребность и непосредственный стимул деятельности."

 

Социально-политические потребности представляют собой, с одной стороны, продукт экстраполяции других потребностей людей в макросоциальную и политическую сферу, обычно вызывающей их модификацию.

 

Типология потребностей

1. Потребности физического существования людей

2. Потребности социального существования людей (статус, эмоциональное насыщение, отношения и дружба и тд)

3. Познавательная потребность

4. Потребность в деятельности

 

2. Потребности физического существования в социально-политической психологии

Тут говорится о состоянии удовлетворённости, дефицита и тд потребностей, кторые распространяются на политическую сферу. Российские 90-ые.

 

Механизмы динамики потребностей

Неудовлетворённость потребностей физического существования лишь в ограниченной мере может рассматриваться как абсолютная величина, измеряемая реальным уровнем потребления.

Неудовлетворённость определяется соотнесением реального жизненного уровня с эталоном - с тем, который представляется нормальным и достижимым.

 

Потребности устремляются лишь к объектам, воспринимаемым суб.ектом как относительно доступные, отделённые от него преодолимыми дистанциями.
Понятие Левина "дистанция" МакКлелланда заменял понятием "барьер".

 

Привлекательность предмета потребности для её субъекта Левин назвал "валентностью". Наибольшей валентностью обладают объекты отделённые от субъекта барьерами средней величины.

 

Потребности в условиях социального хаоса: российская ситуация конца 80-90-х годов

В этот период произошла "революция притязаний", что означало, что люди стали требовать и рассчитывать на большее удовлетворение потребностей.

Чрезвычайно высокий уровень когнитивной неопределённости в условиях глубокого общественного кризиса - источник хаотичной динамики потребностей в Росси к тот период.

 

3. Потребности социального существования и личность

Уроки "гуманистической психологии"

По Маслоу, потребности всех уровней "инстинктоидны", то есть генетически заложены в психике человека в виде потенций. Потребности ьолее высоких уровней актуализируются и начинают влиять на поведение лишь по мере удовлетворения (полного или частичного) низших. Это наследие Маслоу.

Значение этого в политике в том, что люди будут стремиться к равенству, достоинству и власти только после удовлетворения физических потребностей.

 

Ситуацию смены ценностей в Америке 60-70-ых годов Инглхарт объяснил конфликтом "материалистских" и "постматериалистских" систем ценностей. Постматериалистские ценности выражали обеспеченные люди, что свидетельствовало об эффективности концепции Маслоу.

 

Потребности физического существования независимо от факторов, формирующих их объем и форму (непосредственно ощущаемая нужда или соотнесение с референтной ситуацией) суть конкретные потребности в вещах, материальных условиях или воплощающем их денежном доходе; будучи неудовлетворяемыми, они превращаются в требования, предъявляемые обществу более или менее массовыми социальными группами. Потребности социального существования («высшие», по терминологии Маслоу) имеют иное происхождение и объекты. В основе потребностей в самоутверждении и контроле, в равенстве и достоинстве и т.п. - не дефицит определенных благ, но неудовлетворенность человека самим собой и своей деятельностью, своим положением в системе социальных связей и отношений. Источник таких потребностей, следовательно, надо искать в психологии человеческой личности, а условия, их порождающие, - в отношении человека к самому себе и в его отношениях с другими людьми, с обществом.

 

Один из главных просчетов представителей «гуманистической психологии» состоит в том, что они пытались объяснить явления социально-политической психологии однозначно - механически соответствующей именно данному явлению конкретной потребностью людей. Но личность представляет собой некую системную целостность, и ее потребности, в том числе «высшие», могут быть поняты лишь как органический компонент этой системы.

 

О социальной природе человека

Понятие «личность» как особая, не совпадающая с изолированно изучаемым индивидом научная категория появляется в психологии лишь с того момента, когда человеческая психика становится для нее продуктом социальной реальности, отношений между людьми.

Для Парсонса функционирование личности задано потребностями системы, "единичной частью" которой она является, а её социальность сводится к обслуживанию этих общих для всей системы потребностей.

Сторонники символического интеракционизма (Дж. Мид)считают, однако, что их подход отличается от социологического: социологи рассматривают человеческое действие как продукт внешних социальных факторов, а психологи-интеракционисты исходят из того, что люди обладают личностным Я: они сами формируют значения, осуществляют интерпретацию и соответственно конструируют свои действия[1]. Тем самым фактически признается, что личность не только социальна, но и индивидуальна, что ее индивидуальность придает ей определенную автономию по отношению к социуму…

 

Базовые потребности и мотивационная стратегия личности

Если социальность основана на процессе взаимодействия людей, происходящем между ними взаимообмене (мыслями, знаками, ролями и т.д.), усвоения ими социального опыта, она предполагает их объединение в общность. Индивидуальность, индивидуальная автономия требует, напротив, их взаимного обособления. Очевидна таким образом разнонаправленность, противоположность реализующих их процессов.

Если противоречие между социальным и индивидуальным принять за методологическую основу анализа человеческой психики, неизбежно возникает вопрос: как именно, через какие психические механизмы личности реализуется отношение между ее социальностью и индивидуальной автономией, их соотнесение? Ведь личность едина, она не может разорваться на две противостоящие друг другу половинки: социальную и индивидуальную. Вопрос, собственно и состоит в том, чем обеспечивается это единство.

Ответ, как представляется, следует искать прежде всего в мотивационной сфере личности.

В основе конкретных потребностей социального существования лежат именно эти две «базовых» мотивационных тенденции, или потребности: к психическому объединению личности с другими людьми, к интеграции в социум и к выделению из него, индивидуальной автономии.

Чтобы избежать внутреннего конфликта и связанного с ним дискомфорта, личность вырабатывает или усваивает относительно устойчивую систему потребностей и мотивов, позволяющую ей определенным образом сочетать «социальную» и «индивидуальную» стороны мотивации. Эта система и представляет собой несущую основу единства личности.

Каким же образом конструируется личностная мотивационная система? Совокупность формирующих ее психических процессов может быть определена как мотивационная стратегия личности. Она выражается в отборе и укреплении конкретных потребностей, отвечающих базовым мотивационным тенденциям, и в их комбинации по иерархическому принципу.

 

Базовая напряжённость и потребности социального существования

Базовая напряженность представляет собой общечеловеческий феномен, поскольку обусловлена общим социально-индивидуальным характером бытия и деятельности людей.

 

Часто, кризис старых форм социально-психологических связей и возникновение нового типа индивидуальности обусловлен изменениями в структуре и типах человеческой деятельности, вызванными сдвигом в социально-экономическом и культурном развитии.

 

Такое противоречие индивидуального и социального в человеческой природе, порождаемую этим противоречием базовую напряжённость психики к числу движущих сил исторического развития человека.

 

Вопреки пирамидальной концепции "низшие" и "низшие" потребности сосуществуют и могут проявляться с равной силой в психике одного и того же человека. Взаимосвязи потребностей разного ранга формируют единство мотивационной системы личности.

 

Структурирующие личность потребности представляют собой тот психический "материал", который формирует мотивационную основу социально-политической психологии.

 


 

61.


 

62.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...