Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 4. Постмодернизм и историческая наука 3 страница




В связи с этим постмодернисты критикуют эмпиризм как основу исторического исследования. С позиций постмодернизма исторические факты не являются «единицами» знания об объективных исторических явлениях, с которыми должно согласовываться мышление историка. Наоборот, мышление историка, находящегося в диалоге с текстами, порождает исторические факты. Исследователи, вступая в обсуждение с другими исследователями, сами решают, какими должны быть исторические факты как «единицы» эмпирического знания. Следовательно, исторические факты – это результат интертекстуальных языковых игр. Поэтому новое историческое знание, считают постмодернисты, появляется не в результате взаимодействия историка и с документами прошлого, а в ходе сопоставления мнений и взглядов («диалога – беседы») исследователей по той или иной проблеме.

В связи с этим постмодернисты подвергают критике такой основополагающий принцип классической модели исторического исследования, как объективизм. С позиций объективизма историческое познание – это адекватное отраже­ние исторической действительности в сознании историка, поэтому объективизм базируется на такой дуалисти­ческой онтологии, как «мир – знание». При этом высшей формой исторического познания объявляется историческая наука.

В классической науке принцип объективизма основывался на примате субъектно-объектной дихотомии и необходимости реконструкции исторической действительности такой, какой она была, с помощью научных методов исторического исследования, воздерживаясь при этом от ценностных суждений. Классическая модель исторического исследования исходила из жесткого противопоставления его субъекта и объекта. Она строилась на абсолютизации позиции исследователя как «нейтрального наблюдателя», на допущении возможности преодоления субъективности в процессе воспроизводства объективной реальности в научном сознании.

Постмодернисты рассматривают процесс исторического познания не как диалог между субъектом и объектом, а как диалог между текстами. В ходе этого диалога возникает специфическая власть языка текста, способного своими внутренними средствами создавать самодовлеющий «мир дискурса», в котором презентуется историческая реальность.

В философии понятие дискурса интерпретируется по-разному. Одни исследователи трактуют дискурс как язык – систему «образов (representation), сформированных обществом в целях распространения связного набора смыслов по поводу определенной темы»[520]. Другие – как вербально артикулированную форму объективации содержания сознания, регулируемую доминирующим в той или иной социокультурной традиции типом рациональности[521]. В рамках коммуникативного подхода дискурс рассматривается как рефлексивная речевая коммуникация, предполагающая самоценную процессуальность проговаривания всех значимых для участников коммуникации ее аспектов (Ю. Хабермас); как письменный или речевой вербальный продукт коммуникативного действия (Т. Ван Дейк)[522].

В постмодернизме термин «дискурс» употребляется в том по­нимании, которое вложил в него М. Фу­ко, для которого дискурс – это сложная совокупность языковых практик, участвующих в формировании представлений о том объекте, который они подразумевают[523]. Согласно постмодернистскому видению дискурсивных практик, в дискурсе объект не репрезентируется в его целостности, но процессуально осуществляется как последовательная (темпорально артикулированная) спекулятивная (семиотически артикулированная) актуализация последнего. Будучи включенным в социокультурный контекст, дискурс, как рационально организованный и социокультурно детерминированный способ вербальной артикуляции имманентно-субъективного содержания сознания и экзистенциально-интимного содержания опыта, не может быть индифферентен по отношению к власти. По словам Р. Барта, «власть (libido dominanti)... гнездится в любом дискурсе, даже если он рождается в сфере безвластия»[524]. Поэтому для М. Фуко дискурс означал не только образец использования язы­ка и «некую практику, которую мы навязываем» внешней по отношению к дискурсу предметности, но и форму «власть/знание», указывающую на то, каким образом люди оказываются в плену регулирующих рамок конкретных дискур­сов[525].  

В русле такого понимания дискурса текст в постмодернизме наделяется автономным существованием и способностью самостоятельно «прочитывать» историю. Это дает основание постмодернистам говорить об «исчезновении» объекта исторической науки. Принципиальное положение постмодернистов – «вне текста не существует ничего» – ведет к познавательному релятивизму, поскольку сама история в этом случае может быть прочитана только как текст. Отсюда, как полагают постмодернисты, следует, что не существует никакой объективной исторической истины. Истина – это то, что кажется истинным любому индивиду или со-обществу.

Постмодернисты критикуют классическую историческую науку за «холизм». В классической модели исторического исследования холизм – это требование устанавливать всю совокупность исторических фактов, относящихся к данному историческому явлению, и, не ограничиваясь их простым опи­санием, переходить к обобщению фактов и установлению взаимосвязей между ними. Необходимость перехода от простого описания исторических явлений и отражающих их исторических фактов к установлению существующих между ними связей в классической науке обусловливалась позитивистской «теорией факторов», а также различного рода метатеориями, с помощью которых стремились к целостному воспроизводству исторической реальности.

Постмодернисты, наоборот, считают, что в историческом исследовании достойным внимания является лишь единичное, уникальное, индивидуальное. Поэтому критикуя классическую историческую науку за «холизм», постмодернисты, как пишет Д. Тош, с издевкой относятся к разного рода историческим «метанарративам», присущим классической науке[526]. К числу этих «метаповествований» постмодернисты относят, например, просветительскую «идею прогресса», гегелевскую идею «диалектического развития духа», западноевропейские идеи «эмансипации личности», «генезиса капитализма», «раз­вития свободомыслия» или идею научного знания как способа учреждения «всеобщего счастья». По мнению постмодернистов, эти «метанарративы», или «метаистории», с помощью которых органи­зуется текст научного произведения, заранее структурируют читательское сознание, задают ему набор определенных констатирующих и оценочных предрассудков, обусловливающих дви­жение научной мысли в строго определенном направлении. Кроме того, постмодернисты считают, что все эти «метанарративы» к концу ХХ в. потерпели крах и ныне уже не играют роли «великих метаповествований», выступающих в качестве оправдания «тотализации» наиболее распространенных представлений о действительности, т. е. объединения их в крупные «мировоззренческие комплексы», огромные блоки общей картины мира[527].

Постмодернисты подвергают также критике когнитивную стратегию классической модели исторического исследования, носящую номотетический характер и направленную на выявление объективных связей между историческими явлениями с целью причинно объяснить исторический процесс. Они считают, что историческая наука способна решать лишь проблемы интертек­стуальности, имеющей дело с «дискурсивными» связями между тек­стами, а не с причинными связями между историческими событиями. Поэтому историческое объяснение, как пишет Х. Уайт, это – пустая химера для утешения тех, кто не способен воспринять мир, лишенный смысла[528].

§ 3. Предмет и когнитивная стратегия постмодернистской
парадигмы исторического познания

С постмодернизмом в исторической науке связано переосмысление исходных методологических предпосылок. В результате этого переосмысления в исторической науке сложилась постнеклассическая ситуация, ответом на которую стало формирование постмодернистской парадигмы исторического познания, критика которой затем привела с зарождению неоклассической модели исторического исследования.  

Постмодернистская парадигма исторического познания стала прагматичным ответом на постмодернизм в культуре[529].  Одни исследователи называют эту парадигму очередным этапом развития исторической науки[530], другие – ее альтернативой[531], третьи – авангардом[532]. Постмодернистская парадигма, несомненно, является альтернативой классической модели исторического исследования. С неклассической моделью она находится в генетическом родстве. Однако в целом постмодернистская парадигма отношения к науке не имеет, поскольку отрицает базовые принципы научного исследования.

Вместе с тем постмодернистская парадигма – это не столько отрицание предшествующего когнитивного опыта (авангард), сколько мобилизация его отдельных сторон. Подобно модернизму, постмодернизм считает человека центром мироздания и судьей всех вещей, но не все человечество в целом, не какое-то собрание специалистов или «авторитетов», а каждого индивида или, по крайней мере, каждое отдельное со-общество. В этом плане постмодернизм продолжил некоторые тенденции неклассической науки, сохранив ее гуманитарный смысл как «науки с человеческим лицом». В связи с этим, по-видимому, прав британский историк Д. Тош, который подчеркивает, что «постмодернизм – далеко не столь новаторская теория, как порой утверждают его сторонники. Да и сами отношения между постмодернизмом и историей не отличаются таким антагонизмом, как можно было бы предположить»[533].

Если аналитически разделить постмодернистскую парадигму исторического мышления на отдельные части, то окажется, что она во многом аккумулировала отдельные идеи различных направлений предшествующей исторической науки, «нетрадиционные» для своей эпохи. Такими «нетрадиционными», например, для позитивистского XIX в. были идеи релятивистов. Вообще сомнения относительно статуса исторической реальности и возможности ее познания являются одной из традиций западной философии. Определенные параллели можно провести между постмодернистами и «Автобиографией» Р. Дж. Коллингвуда[534], «Методологией истории» А. С. Лаппо-Данилевского[535]. Даже в отечественном источниковедении профессионально обсуждались такие вопросы, как «стереотипы восприятия общественной жизни и авторские сообщения о ней»[536] (упрощенный аналог «постмодернистского «великого интертекста»), «источник как текст и возможности его герменевтического истолкования»[537] (созвучное положение постмодернистской идее о том, что историк имеет дело не с исторической реальностью, а с текстами).

В рамках постмодернистской парадигмы историческая реальность из целостной системы превращается в мир социальной «разорванности» и самодостаточности отдельных его фрагментов, становится «зрелищем», «калейдоскопом знаков». Отсюда вытекает общее тяготение постмодернистов ко всему фрагментарному, мимолетному, внутренне надломленному и неустойчивому, «в результате чего в качестве творческой неудачи расценивается, – как подчеркивает Ю. Н. Давыдов, – даже одно только стремление к законченности и завершенности, сама попытка двинуться в этом направлении»[538]. Поэтому «правильно» мыслить – означает, с точки зрения постмодернизма, радикальный отказ от тирании целого, осознание того, что всякое поползновение к утверждению целостности потенциально уже является «тоталитаризацией», т. е. движением к тоталитарному обществу.

Вся суть постмодернистской эпистемологии, как считают некоторые исследователи, как раз и состоит «в онтологической отбраковке» целостного субъекта – cogito западной философии, в своего рода «эпистемологической одержимости» фрагментами, или обложками цивилизации – как современной, так и ушедшей в прошлое[539].

В постмодернистской парадигме знание рассматривается не как «отражение» исторической реальности, а как субъективное выражение интересов и потребностей, стереотипов восприятия и мышления самого исследователя, «вписанного» в гипертекст современности. Поэтому индивидуальная и социальная идентичность в истории, как считают постмодернисты, не воспроизводится историком, а создается в процессе дискурса. Исторические деятели, социальные группы в истории – все это, с точки зрения постмодернистов, не более чем дискурсивные конструкции.

По мнению некоторых постмодернистов, придерживающихся принципа «пересекайте границы, засыпайте рвы» (между различными формами познавательной деятельности – авт. ), исторические труды являются соединением определенных исследовательских и нарративных операций. Поэтому в исторических исследованиях материал концептуализируется с помощью тех или иных литературных жанров и тропов как кодов исторического сознания и с использованием в объяснительной стратегии разных фабул – романтической, сатирической, комической и трагической[540]. Содержание исторического исследования, таким образом, всегда находится, по мнению постмодернистов, в рамках оп­ределенных риторических правил и определяется в первую очередь эстетическим выбором, который делает историк (чаще всего неосознанно), присту­пая к работе и формируя дискурсивную стратегию текста. Хотя некоторые исследователи считают, что специфика нарративных операций не сводится только к лингвистическому опыту, она обусловлена также внутренним опытом времени[541]. В связи с этим ряд исследователей полагает, что метафоры также выражают структуры внеязыкового опыта, в том числе и опыта пространства[542].

В связи с этим исторические труды начинают рассматриваться в качестве вида литературного производства, который, как любой жанр, функционирует в рамках оп­ределенных риторических правил. Например, Х. Уайт, анализируя эти правила с точки зрения эстетики, классифицирует исторические труды по 12 стили­стическим разновидностям и 4 основным «тропам» (ме­тафора, метонимия, синекдоха и ирония)[543]. При этом он делает вывод о том, что характер любого исторического труда определяется не столько исследованиями и идеологией автора, сколько эстетическим выбором, который он делает (чаще всего неосознанно), когда присту­пает к работе, и который формирует дискурсивную стратегию текста.

По мнению других постмодернистов, исторические труды являются видом идеологического производства, а сам историк должен рас­сматриваться как вектор направленности диапазона политических позиций, связанных с текущим моментом. Х. Уайт вслед за К. Мангеймом обратил внимание на то, что идеология определяет не столько общественно-политическую позицию исследователя, сколько ракурс исторической интерпретации[544].  

В связи с этим историк рас­сматривается как вектор направленности диапазона политических позиций, связанных с текущим моментом. Д. Тош пишет: «Поскольку документаль­ные «остатки» прошлого подвержены столь многочисленным прочтениям и поскольку историки используют идеологизированный язык, создание исторических трудов ни в коей мере нельзя считать невин­ным занятием»[545]. Историки укоренены в хаотичной реальности, которую они стремятся представить, а потому всегда не­сут на себе ее идеологический отпечаток.

В рамках, например, идеологии консерватизма историческая эволюция интерпретируется как совершенствование предшествовавшего исторического этапа. При этом прошлое в консервативном историческом сознании приобретает черты утопического в силу приданных ему положительных характеристик. Либерализм, напротив, критически относится к традиции, помещая уто­пические характеристики в отдаленное будущее, которое может наступить после реализации либеральной идеи. Радикалы интерпретируют историю, ориентируясь на скорое во­площение своих идеалов и акцентируя внимание на предпосылках, которые делают возможным их осуществление в будущем[546].

Идеология тем самым превращает историю в «дискурсивную практику, позволяющую людям отправляться в прошлое, думая о современности, копаться там и перестраивать его в соответствии со своими потребностями»[547]. Все, что могут историки в таких условиях – это скопировать господствующую или «доминантную» идеологию; или наоборот, отождествить себя с одной из многочисленных радикаль­ных идеологий; но все они одинаково уходят корнями в сегодняшнюю политику. Под этим углом зрения все варианты исто­рии становятся «осовремененными», а не просто политически анга­жированными. В связи с этим постмодернисты считают, что истории, которые рассказывают исследователи, и люди, о которых они пи­шут, – лишь субъективные предпочтения, взятые из бесконечного множества возможных дискурсивных стратегий.

Историки, подвергая тексты-источники многочисленным прочтениям, всегда – хотят они этого или не хотят – используют идеологизированный язык, уходящий корнями в сегодняшние политические дискурсы. Поскольку эти дискурсы разнообразны, а порой имеют взаимоисключающий характер, то на­учное сообщество историков и диалог между представителями разных взглядов, по мнению постмодернистов, просто невозможны.

Таким образом, постмодернистская парадигма исторического исследования ориентируется на «науку с человеческим лицом» не только в онтологическом, но и методологическом плане. Историк-постмодернист, признавая несводимость и постоянство плюральности человеческих миров, в процессе познания прошлого исходит из признания собственного «суверенитета» по отношению к производству знаний. Он выступает в роли прежде всего интерпретатора, задача которого состоит в том, чтобы облегчить коммуникации между социокультурными сообществами.

Когнитивные вопросы типа – «как я могу интерпретировать прошлый мир», заменяются посткогнитивными: 1) «какой это из миров»; 2) «что с ним надо делать»; 3) «какое из моих Я должно это делать». Для историка-постмодерниста главный вопрос – куда поместить прошлое и как идентифицировать его, зная, что оно является лишь одним из возможных и что изучение этого прошлого вряд ли приведет к открытию всеобщей истины

Вместе с тем в постмодернистской парадигме окончательно преодолевается разделенность субъекта и предмета исторического познания, поскольку признается непосредственная «вовлеченность» исследователя в изучаемые тексты-источники. В постмодернизме до логического конца была доведена идея индивидуализации исторического исследования, сформулированная в рамках неклассической науки. В результате «субъектно-объектные» или «субъектно-субъектные» отношения потеряли всякий когнитивный смысл и были заменены в постмодернизме провозглашением субъекта (историка) в качестве репрессивной инстанции по отношению к производству исторической реальности. В историческом познании упала роль авторитета, кроме мнения самого исследователя.

Множество возможных интерпретаций истории, считавшихся в модернизме недостатком, становится основой и определяющей чертой постмодернистского исторического познания. Возможности плюралистической интерпретации истории обусловлены, с одной стороны, плюральностью прошлого, с другой – плюральностью субъекта исследования. Предмет исторической науки рассеивается: большая история заменяется малыми историями. Историк-постмодернист стремится использовать конец целого и единого для развития множественности познавательной деятельности и утверждения легитимности плюралистического видения истории. Принцип культурной несводимости превращает историю в «разгул» знаков и служит поводом для интеллектуальных игр.

Таким образом, сознательно форсируемый плюрализм, реализуемый в практике познавательной деятельности как положительная задача, составляет сущность постмодернистской парадигмы исторического мышления. В этом плане постмодернизм предоставляет большие возможности историку для творчества, которое, однако, может завершиться виртуализацией исторической реальности. В этом случае исследователь не только выбирает свою реальность, но и начинает творить ее, веря в то, что ему удобно. Он начинает усердно отрицать неудобные для него исторические факты, присваивать историческим героям общие имена – либералы, консерваторы, фундаменталисты, лишая их человеческого облика. Все ограничения сняты. О них можно говорить все, что угодно. Сразу находятся и книги, и политики, которые будут играть на заблуждениях. Видение исторической реальности становится одним большим искажением и все пребывают в счастливом неведении.

В постмодернизме идея реконструкции прошлого была заменена идеей конструкции истории. В отличие от объективизма, который придерживается принципа реконструкции прошлого в историческом сознании (знании), конструктивизм базируется на ином прин­ципе: историческая реальность производится множеством видов социальной практики, в том числе и познавательной, обус­ловленных культурой. Поэтому истинность или ложность исторических знаний зависит от социальных контекстов, в которых они выступают. Истинность или ложность исторических знаний оп­ределяется соответствием суждений социально санкциони­рованным понятийным схемам, охватывающим всю сферу культурного опыта, которому приписывается статус фактуальности. Окончательным арбитром истинности (лож­ности) выступает общая система идей, образующих конкрет­ную культуру[548].

В силу этого постмодернисты факты исторической науки рассматривают в качестве результата социального производства, а не открытия. Исторические факты – это удачно сконструированные объекты культуры. Поэтому в состав исторических фак­тов входят концепции, социальный и конвенциональный характер которых замаскирован с помощью риторических стратегий, а степень определенности предмета исторического исследования за­висит от упорядочивания его в соответствии с избранной схемой или концепцией.

В конструктивизме историческое знание считается результатом множества социальных взаимодействий: «Мир вне культуры и общества не играет никакой роли в процессе конструирования знания»[549]. Поэтому соци­ально-политические обстоятельства играют роль существенного фактора презентации любого фрагмента исторической реальности. В силу этого значение самой исторической действи­тельности сводится лишь к множеству случаев ус­тановления социальных конвенций относительно определенных исторических явлений или ситуаций. В силу этого «давление» так называемых неопровержимых исторических фактов не может быть настолько сильным, чтобы заставить людей, в том числе ученых, принимать одну из возмож­ных интерпретаций исторической реальности в качестве «истинной».

С точки зрения конст­руктивизма любое историческое знание является идеологическим, и оно по­тому не может быть нейтральным в отношении структур человеческой деятельности. Все исторические концепции базируются на определенных критериях доказательности, которые, в свою очередь, основываются на других посылках, которые никак не связаны с изучаемым предметом.

Конструктивисты считают, что «на­ука – это одна из множества возможных и существующих форм жизни, которая нисколько не является трансцендент­ным основанием всей остальной культуры»[550]. Поэтому с позиций конструктивизма историческая наука не обладает привилегированным доступом к прошлому, находящемуся вне культуры. Историческая наука не является трансцендент­ным основанием исторического сознания. Историческая наука – одна из равноправных форм исторического познания, наряду с религией, здравым смыслом, литературой и т. д.  

Если объективисты ставят вопрос – «как возможно истина в исторической науке», то кон­структивисты интересуются – «как и почему» одним группам ученых удается скон­струировать такое историческое знание, которое в обществе восприни­мается как «истинное», тогда как другим этого не уда­ется?

В рамках объективизма была разработана корреспондентная теория исторической истины, которая базируется на двух положениях: 1) исторические факты являются реальностями, существующими до и независимо от высказываний, которые к ним относятся; 2) высказывания об исторических фактах являются истинными или ложными в той мере, в какой они соответствуют фактам. Конструктивизм раз­работал консенсуально-когерентную теорию исторической истины. В этой теории критерием исторической истины выступает не соответствие высказываний историческим фактам, а то, являются ли это высказывания согласованными со всеми высказываниями, входящими в систему, которой данные высказывания принадлежит.

Для конструктивизма историческое познание – это диалог культур или игра, которая ведется в культуре с помощью средств самой культуры, это – продукт коммуни­кативной системы под названием «со-общество», форма ориента­ции в окружающей среде.

В связи с этим когнитивная стратегия постмодернистской парадигмы исторического познания состоит в том, чтобы, завязав диалог с иными культурами (текстами), «озвучить» эти культуры, которые без помощи исследователя остались бы «неуслышанными». Историк-постмодернист, исходя из собственного «суверенитета» по отношению к производству значений и утверждению «истин», выступает в роли интерпретатора, задача которого – облегчить коммуникации между сообществами и традициями. Процесс проникновения в чуждые культуры происходит одновременно с трансляцией собственного культурного опыта («великого интертекста»). Поэтому, в отличие от представителей неклассической науки, историк-постмодернист является не просто зрителем, наблюдающим за развитием спектаклей на исторической сцене, но и их режиссером. Тем самым в рамках постмодернистской парадигмы исследователь не «воспроизводит» историческую реальность в виде системы знаний, претендующих на истину, а «производит» ее, используя возможности различных тропов.  

Таким образом, в постмодернистской науке абсолютизируется роль исследователя, который превращается в репрессивную познавательную инстанцию. Более того, по мнению  постмодернистов, историк и не должен пытаться репрезентировать что-либо, кроме своей практики. В связи с этим в исследовательской деятельности падает роль авторитетов (теорий), а исторические работы начинают носить «отпечатки» интеллектуальной индивидуальности самого исследователя.

Для постмодерниста главный вопрос состоит в том, как идентифицировать определенный мир исторической реальности, зная, что он является лишь одним из возможных, и что исследование этого мира вряд ли приведет к открытию всеобщей истины. Множество возможных интерпретаций исторической реальности, считавшихся как в классической, так и неклассической науке недостатком, становится основой и определяющей чертой постмодернистской парадигмы исторического исследования. Поэтому постмодернизм в историческом познании начинается там, где кончается монизм.

Постмодернист сознательно выступает против монополии любой из познавательных парадигм. Он стремится использовать конец холистского взгляда на мир для утверждения легитимности плюралистического видения исторической реальности и для развития множественности познавательной деятельности, а также повода для интертекстуальных языковых игр.

В постмодернистской исторической парадигме акценты можно расставить или на коммуникативных ее функциях, или семантической стороне содержания ее текстов. Когнитивная стратегия постмодернистской парадигмы в значительной степени ориентирована на потребности «постмодернистского» со-общества, для которого характерно многообразие, порой несоизмеримых ценностных ориентаций, горизонтов ожиданий и спектров интересов. В таком со-обществе историческая наука способна выполнять свои коммуникативные функции, если будет сознательно апеллировать к различным слоям потребителей своей продукции. В связи с этим историк-постмодернист должен владеть и языком научной элиты, и языком толпы, поскольку он одновременно обращается, по меньшей мере, к двум слоям пользователей. С одной стороны, к заинтересованному меньшинству – ученым, «специалистам по профессии», которых в первую очередь интересуют такие специфические сюжеты, как источники информации, методологические возможности выбранных познавательных средств и степень корректности их использования, аутентичность описания в рамках определенной культуры, логичность и оригинальность объяснения. С другой стороны, историк-постмодернист считает необходимым обращаться и к интересующемуся большинству, «специалистам по случаю», которых не занимают специфические научно-исследовательские тонкости, изыски и значения, поскольку их заботит другое – занимательность, убедительность, «легкость» чтения. Поэтому «двойное кодирование» научных текстов выступает одним из основных принципов постмодернистской парадигмы исторического познания.

Историку-постмодернисту надо обладать искусством многоязычия, позволяющим сводить вместе элитарные и популярные, традиционные и современные смысловые коды. Реализовать на практике полиглотную артикуляцию постмодернистской парадигмы исторического познания значительно сложнее, чем, например, классической, «одноязычной». Кроме того, радикальный познавательный плюрализм легко совращает, подбивает на эклектику и вседозволенность. В исследовательской практике это часто приводит к утрате научности и порождает только постмодернистский хит в виде банализированной историко-популярной литературы, написанной наукообразным языком, за которым не кроется никакого исследовательского начала, и где читателю в псевдоплюралистической манере подается всякая мешанина из описания реальных исторических событий, вымыслов, исторических анекдотов, стереотипов и мифов, хаотического нагромождения событий, смыслов и замыслов.

Однако постмодернистская парадигма исторического исследования, базирующаяся на особом типе рациональности, отличается от этого познавательного суррогата тем, что разрушение целого, преодоление монизма не означает выдачу лицензии на хаотизацию и хитизацию. Постмодернизм в исторической науке – это свидетельство, прежде всего, перехода к монистической интерпретации исторической реальности с использованием широкого выбора когнитивных дифференциаций. Историк-постмодернист отличается умением работать не в одном, а в разных познавательных ключах, искусством использовать эпистемологические возможности различных парадигм в зависимости от индивидуально-сознательного замысла, предмета и задач конкретного исторического исследования.

Вместе с тем в рамках рациональной интерпретации постмодернистской исторической парадигмы начинают осознаваться недостатки «безбрежного» плюрализма. В связи с этим заговорили прежде всего о необходимости создания в ней единой символической системы. Однако метаизыскания в этой области показывают принципиальную невозможность какой бы то ни было унификации познавательного процесса в постмодернизме. В частности, Ж. -Ф. Лиотар с помощью философии языка как раз и показал невозможность такого суперкода[551]. Действительно, любая унификация познания как восстановление целого будет не развитием постмодернизма, а его авангардистским отрицанием.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...