Проблемы модернизации системы образования.
Российская система образования ныне переживает процессс реформирования. Министерство образования, опираясь на педагогическое сообщество стремится обеспечить реализацию изложенных выше принципов деятельности системы образования в новых условиях. Отправным моментом при этом является ясное понимание значения образования в современных условиях. «… в мировой экономике образование занимает одно из ведущих мест.Оно уже давно стало дорогим и самым ценным товаром, а устойчивое развитие стран уже давно определяется не столько их ресурсами, сколько общим уровнем образования нации…Основа нашей государственной политики – бесплатное образование»[99]. Дискуссии о реформах в системе образования ведутся по следующим темам: долевое развитие бесплатного и платного образования, проблемы согласования их содержания; сроки и ступени обучения в условиях вхождения страны в мировой рынок; единый выпускной экзамен в общеобразовательной школе как средство дальнейшей демократизации системы образования. Рассмотрим последовательно. -Развитие частных учебных заведений, являющихся дополнением к государственной системе образования, создадо обстановку острых дискуссий в педагогическом сообществе по поводу достоинств и недостатков частного образования. К доводам «против» относятся: платность ограничивает доступность образования для малообеспеченных слоев населения, усиливая социальное неравенство; в частных школах ослабевает государственный контроль за содержанием и качеством обучения, фундаментальная подготовка уступает ситуативным интересам, текущей выгоде в подготовке кадров. К доводам «за» относятся: создается конкуренция на рынке образовательных услуг, что должно вести к повышению качества обучения, в сферу образования привлекаются дополнительные финансовые средства, расширяется свобода выбора учебного заведения, а также открываются более широкие возможности для инноваций в системе образования[100].
В зарубежных странах доля обучающихся в частных общеобразовательных учебных заведениях колеблется от 10% до 20%.Расширяются платные услуги в сфере дополнительного образования[101]. Почти все европейские страны перешли на 12-летнее обучение в общеобразовательной школе.Такая картина соответствует исторической тенденции увеличения сроков обучения. Замечено, что информация, в том числе и научная, в обществе удваивается через каждые 8-10 лет. Противоречие между этой тенденцией и фиксированным содержанием и сроков обучения в школе решается, как известно, двумя способами: интенсификацией учебного процесса и увеличением сроков обучения. На Западе высшее образование является двух ступенчатым: бакалавриат (4 года) и магистратура (2 года).В совокупности это-6 лет. Для СССР и России характерно в общем 5 летнее высшее образование.В обстановке вхождения России в западный рынок, в том числе и рынок труда, встал вопрос о «конвертируемости» дипломов Российкой школы, следовательно, о синхронизации содержания и сроков (ступеней) образования, как всеобщего, так и высшего.Как известно, ныне идут дискуссии, а также эксперименты по решению этой проблемы. Министерство образования пордписало соглашение о вхождении Российской системы образования в Болонский процесс, которое обязывает университеты, согласившиеся на взаимное признание дипломов, привести свою структуру образовательного процесса в соответствие с общими требованиями: ввести двухступенчатое высшее образование, перейти к 100 балльной системе оценок и пр. Эта необходимость обязывает также пересмотреть и всю систему школьного образования – мы стоим перед увеличением сроков обучения до 11 или 12 лет.[102]Тем более, что Россия начинает входить в Болонский процесс с целью конвертирования дипломов выпускников своих вузов.
Пока нет ясности также в вопросе о введении государственных именных финансовых обязательств. В дискуссиях по этому вопросу высказывается мысль о том, что уже идущий эксперимент может существенно ограничить гарантированное Конституцией право на образование граждан. Сьезд Союза ректоров России (декабрь 2002г.) с тревогой отметил, что практически не меняется ситуация, сложившаяся с профессорско-преподавательским составом. Низкая оплата его труда и слабая социальная защишенность влекут за собой снижение уровня преподавания, старение кадров высшей школы, застой в научно-педагогических коллективах. Также вызывает опасение состояние вузовской науки, поскольку из года в год сокращается финансирование фундаментальных и поисковых исследований, в них участвуют лишь около 10% преподавателей. Проводимые в жизнь подходы к модернизации системы подготовки и особенно воспитания специалистов слабо учитывают современные реалии, новые вызовы ХХI века, включая распространение терроризма, нарастание угрозы экологической катастрофы, обострение рисков, вызываемых техногенными факторами, процессами экономической и политической глобализации. Не уделяется также внимание социальным проблемам студенчества. Неудовлетворительное материальное положение части студентов ведет к перегрузке молодых людей побочными заработками, пагубно сказывается на их здоровье. Студенчество утрачивает черты, присущие российской интеллигенции: бескорыстное служение обществу, тяга к знаниям. Часто они вытесняются карьеризмом, делячеством и эгоцентризмом[103].
Контрольные вопросы 1.Раскройте понятие образование (юридический аспект). 2.Какие предметы изучали в школе дореволюционной России? 3.Назовите направления реформирования системы образования в процессе реформирования России? 4.Как характеризует современное состояние высшего образования Союз ректоров России?
Литература Добреньков В.И. Нечаев В.Я. Общество и образование.М.,2003
Зайончковский П.А. Российское самодержавие в конце ХIХ в.М.,1978. Интеллектуальная культура специалиста. Сб. научных трудов. Отв.ред.Ладенко И.С. М.,1988. Миронов А.В. Социально-гуманитарное образование в России (состояние, проблемы, перспективы) М., 2001 Нечаев В.Я. ст.. Образование //Социиальная энциклопедия.М.,2000. Нечаев В.Я.Социология образования. Курс лекций. М.,1998. II Всероссийский социологический конгресс. Материалы секции «Социология образования». М.,2003. Общеевропейкий процесс и гуманитарная Европа. Роль университетов. Изд-во МГУ.,1995. Постановление VII сьезда Российского Союза ректоров высших учебных заведений: О стратегии модернизации высшего образования. М.,2003.
Тема 11. Социальное функционирование искусства Художественное творчество индивидуализировано. Как и с помощью каких институтов общества происходит переход авторского видения мира, его фигурации в социально-значимое событие и фактор, ориентирующие внутренний, эстетический мир множества людей – эти вопросы являются предметом данной лекции. 1. Хронотоп культуры. Инфраструктура социального функционирования искусства в условиях постсоветской России Для социологического измерения высокой культуры применяется понятие хронотоп, сопрягающий пространственно- временное бытие культуры, в нашем случае – искусства. Хронотоп может быть понят и применен в анализе в двух разновидностях: субьективном и обьективном. Субьективный хронотоп – понятие, выделяющее сектор ментального субьекта, иначе –внутренне осмысленный пространственно-временной континуум субьектов художественного творчества[104].Объективный хронотоп – внешний пространственно-временной континуум, в котором разворачивается бытие исследуемого объекта (в теме термин “хронотоп” будет использован в этом варианте). Хронотоп, параметры которого измеряемы, можно развернуть в нескольких плоскостях: а)как геокультурный процесс, б) культурный потенциал и в) как культурная инфраструктура. Например, литературный процесс как геокультурный может быть проиллюстрирован следующей статистикой: если в начале ХIХ века книги издавались в 15-20 российских центрах, то к началу 60-х г.г. уже в 42-45 городах, а концу века число последних возросло до 160-170.
Метод геокультурного анализа позволяет провести сравнительный анализ, опровергающий даже некоторые стереотипы в сфере литературного процесса:[105] Число книг(наименований), издаваемых в некоторых странах мира (тыс.ед.,%)
Хронотоп как культурный потенциал может оказать помощь в исследовании, например, процесса локализации художников русской эмиграции 1917-1941г.г.[106]
Хронотоп как геокультурная инфраструктура может дать картину распределения творческих сил в пространстве СССР (Пространство производства высокой культуры-ареал креативной деятельности и ареал репродукционной деятельности). .
Крупнейшие центры СССР по отдельным направлениям культурной инфраструктуры (на середину и конец 80-х г.г.(К сожалению, современные данные отсутствуют). Системный ранг Театр. система Музейное дело Библиотеч. дело 1.Общероссийский Москва, Ленинг. М Л. Л.М. (мировой) 2.Общероссийский. Киев, Новосибирск. Тбилиси,Киев Киев 3.Межрегиональный Алма-Ата,Ташкент,Минск;Ереван, Рига; Вильнюс 4.Региональный Тбилиси,Львов; Алма-Ата, Казань,Минск; Ереван 5.Региональный. Вильнюс, Рига, Уфа; Баку, Таллин, Горький; Вильнюс[107].
Что сегодня происходит в культурной инфраструктуре? Сообщество писателей. После распада Союза писателей СССР[108] появилось 4 союза: Союз писателей России (Председатель - В.Ганичев, недавно переизбран на Х сьезде),Союз российских писателей (Председатели - Л.Абаева, С.Василенко), Московская городская организация писателей России (Руководитель В.Гусев),Союз писателей Москвы (Председатели -Ю.Черниченко,Р.Казакова),Международное сообщество писательских союзов (Руководитель -Т.Пулатов; имущество, принадлежавшее ранее СП СССР, постепенно приватизируется и распродается.Ни один из этих союзов не является юридически оформленным преемником СП СССР. Это сказывается на социальной защищенности членов союзов. Недавно сформировался ЛИТФОНД (Российский и международный- сюда вошли и союзы писателей республик, бывших в составе СССР).От всех возможных льгот в прошлом (творческие командировки, ссуда на срок до 1 года, материальная помощь начинающим писателям… вплоть до пенсии) остались лишь (в рамках Литфонда осталось 1,1% поликлиник). Писатели, желающие получить помощь платят ежегодный взнос, размер которого зависит от стажа (стаж в союзе-30 лет-взнос 1200 в год). 50% от этой суммы остается Литфонду, для членов семей – плата полная; отменено право на дополнительную площадь. С1996г.Литфонд выплачивает 15 стипендий малоимущим и одиноким в размере 300 р. в течение первых 6 месяцев.На похороны выдаются 500 рублей (раньше все оплачивал Союз). Издание книг – за свой собственный счет либо с помощью спонсоров.
Сообщество архитекторов. В Союзе архитекторов распределение льгот осуществлялось раньше иерархически. Члены Правления разьезжали по миру, по Москве- бесплатно, имели доступ к спецраспределителям. В распоряжении архитекторов было четыре дома отдыха, два из них ныне потеряны ввиду развала Союза архитекторов. Фунгкционирует профессиональный клуб –по выражению бывших членов – «единственная отрада» (проводятся семинары, круглые столы, главные архитектурные смотры – Всероссийское «Зодчество» и всемосковское «Золотое сечение» и т..д.). Кинодеятели Членство в Союзе кинематографистов «ничего не дает», но кинематографисты Москвы имеют свой элитный клуб, где бесплатно смотрят большинство картин наличного репертуара (директор клуба –Ю.Гусман). Остался один дом отдыха. Ценность вступления в члены Союза осталась в качестве индикатора некоторого творческого успеха. Артистическое сообщество. Всероссийское театральное общество (ВТО) было крупной и богатой организацией (основной государственной льготой было возможность удерживать часть налогов с оборота от собственного производства).Строились дома творчества,санатории,здравницы. На эти же деньги проводились сотни семинаров по России, лабораторий, фестивалей, конференций. ВТО имело 4 фабрики, владело многими домами отдыха (в Подмосковье, Ялте, Сочи…)После перехода на рынок все фабрики пришли в негодность,основным источником стала лишь помещений («Союз стал кормиться прошлым»). С 1991 г. государство лишило Союз всех льгот - налоговых и персональных. Сохранили Дом ветеранов сцены. Все ветераны сцены за счет фонда «Бенефис»смогли получать выплаты, почти равные пенсии. У Союза театральных деятелей 70 местных отделений в каждом субьекте Федерации. Но только 25 из них имеют Дома актера, местные бюджеты могут оплачивать труд лишь 3-4 сотрудников. Композиторы. Отдавая должное наступившей свободе творчества, композиторы утешаются поговоркой - «За все надо платить». Раньше 2% сбора от всех музыкальных мероприятий стекались в Музфонд СССР (И Моцарт, и Бетховен «немало послужили своим последователям»).Музфонд разделили по республикам. Остались 4 дома отдыха. Музфонд ныне живет за счет: а) взносов (100р. в год, пенсионеры-50р.); б)процентов с отчислений с авторских гонораров (часто «отвоевыается лишь»по суду),и в)сдачи в аренду помещений. Схема композиторского заработка не изменилась: Министерство культуры заказывает или приобретает готовое произведение, рассмотрение и отбор его осуществляет специальный департамент. Партитура оперы стоит (на 2002г.)-30-50 тыс.руб.,симфония для большого состава – 20-30 тыс.руб. В советское время высшая ставка за оперу была 12 тыс советских руб (стоимость автомашины и дачи). За один фильм платили порядка 5 тыс. руб.(эквивалент- «Жигули»). Так А.Шнитке, в период своего официального непризнания создал высочайшего класса музыку к 138 картинам. Музыкальная жизнь была насыщенной, а слушательская культура, по мнению бывших членов Союза, была высока. Это обеспечивало частое исполнение новых сочинений и как следствие - покупку государством произведения. Широко практиковались творческие командировки – выезды в далекие края большими делегациями, с хорами, оркестрами, критиками. Живописцы. С началом перехода к рыночным отношениям государство полностью отказалось от поддержки художников. Последующая коммерциализация живописи, как и всего искусства, привела к известным негативным явлениям, в том числе и к сокращению имевшейся инфраструктуры: резко сократилось количество организованных выставок, современные художники с трудом могут выставиться в известных музеях как Треьяковская галлерея, Музей изящных искусств, в Доме художника. Правда, популярны московские ежегодные выставки «Золотая кисть», по которым можно как-то судить о современных течениях в российской художественной жизни. В условиях выживания, в том числе и физического, явно обнаружилась зависимость стилей от состояния, переживаемого обществом в целом. Так, если экономический триумф США привел к балгополучному обществу с его стилем потребительства и поп-артом (в содержание произведений живописи вторгается реклама, серийное производство пр.), то российская живопись возвращается к фигуративному искусству, находящему рыночный спрос. Этому способствует также то, что художники часто продают свои вещи непосресредственно на рыночных площадях. Поэтому, если на Западе жанровая живопись уходит в историю, то в России происходит обратное явление (покупатель любит «похожее»). Но и на Западе и в России прослеживается тема одиночества человека – искореженные лица персонажей и едкие цвета отражают внутреннюю неурядицу авторов картин, их душевную неуравновешенность, за которой скрывается тоска и одиночество современного человека[109]. Рецензии на выставки полны разочарований по поводу топтания на месте мастеров живописи, что, видимо, отражает всеобщий духовный кризис, происходящий ввиду того, то ни наука, ни политика не смогли привести людей к ожидаемому новому равновесию – надежды на обновление жизни (модернизм) не оправдались. Видимо, возврат к зрелищной культуре и в живописи неминуем. 2. Литература как социальный институт. Эту тему исследует социология литературы. В ее проблемное поле включаются общественные условия возникновения и воздействия литературы на идеалы и формы поведения читателя.В социологии литературы существует ряд направлений: исследующих проблему межличностных отношений и поведения людей, занятых в сфере литературы (литературного сообщества); какие ценности предлагаются (утверждаются или ниспровергаются) писателями и кто из них являются образцом для идентификации; связи между социальными, социокультурными переменами и обусловленными ими эстетико-литературной продукцией; идеологические направления в литературе, детерминированные социально-классовой структурой общества. Модернизационные процессы, ныне разворачивающиеся в России, происходят по западным моделям. Российской социологии литературы в своем становлении также приходится ориентироваться на работы современных зарубежных социологов литературы [110](разумеется, это небесспорно).Утверждая то, что литература является социальным институтом, мы должны выявить его основное функциональное значение. Им является «поддержание культурной идентичности общества».[111]В процессе эмпирических исследований социологу приходится связывать функциональное значение литературы (совокупность литературных образцов) с социокультурными особенностями различных социальных групп, для которых значима литература. Причем, социолог выявляет различные литературные ориентации через соотнесение их к структуре ценностно-нормативной системы этих групп. Как это происходит? Проблематика социологии литературы находится в пространстве социальной системы литературы,т.е. в функциональных связях писателя, критика, литературоведа, публики, школы, библиотеки, издательства, книготорговцев. В процессе функционирования этой системы возникают символические центры социокультурной системы.Так, для примера укажем, что в этом смысле для СССР была характерна роль Москвы (элемент хронотопа литературного процесса). Рассмотрим первое звено социальной системы литературы: писателя, т.е. место формирования его личности, место деятельности, отношение к сообществу писателей, писательскую продукцию, представленную в виде тиражей книт и художсственных журналов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|