Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблемы модернизации системы образования.




Российская система образования ныне переживает процессс реформирования. Министерство образования, опираясь на педагогическое сообщество стремится обеспечить реализацию изложенных выше принципов деятельности системы образования в новых условиях. Отправным моментом при этом является ясное понимание значения образования в современных условиях. «… в мировой экономике образование занимает одно из ведущих мест.Оно уже давно стало дорогим и самым ценным товаром, а устойчивое развитие стран уже давно определяется не столько их ресурсами, сколько общим уровнем образования нации…Основа нашей государственной политики – бесплатное образование»[99].

Дискуссии о реформах в системе образования ведутся по следующим темам:

долевое развитие бесплатного и платного образования, проблемы согласования их содержания;

сроки и ступени обучения в условиях вхождения страны в мировой рынок;

единый выпускной экзамен в общеобразовательной школе как средство дальнейшей демократизации системы образования.

Рассмотрим последовательно.

-Развитие частных учебных заведений, являющихся дополнением к государственной системе образования, создадо обстановку острых дискуссий в педагогическом сообществе по поводу достоинств и недостатков частного образования. К доводам «против» относятся: платность ограничивает доступность образования для малообеспеченных слоев населения, усиливая социальное неравенство; в частных школах ослабевает государственный контроль за содержанием и качеством обучения, фундаментальная подготовка уступает ситуативным интересам, текущей выгоде в подготовке кадров. К доводам «за» относятся: создается конкуренция на рынке образовательных услуг, что должно вести к повышению качества обучения, в сферу образования привлекаются дополнительные финансовые средства, расширяется свобода выбора учебного заведения, а также открываются более широкие возможности для инноваций в системе образования[100].

В зарубежных странах доля обучающихся в частных общеобразовательных учебных заведениях колеблется от 10% до 20%.Расширяются платные услуги в сфере дополнительного образования[101].

Почти все европейские страны перешли на 12-летнее обучение в общеобразовательной школе.Такая картина соответствует исторической тенденции увеличения сроков обучения. Замечено, что информация, в том числе и научная, в обществе удваивается через каждые 8-10 лет. Противоречие между этой тенденцией и фиксированным содержанием и сроков обучения в школе решается, как известно, двумя способами: интенсификацией учебного процесса и увеличением сроков обучения. На Западе высшее образование является двух ступенчатым: бакалавриат (4 года) и магистратура (2 года).В совокупности это-6 лет. Для СССР и России характерно в общем 5 летнее высшее образование.В обстановке вхождения России в западный рынок, в том числе и рынок труда, встал вопрос о «конвертируемости» дипломов Российкой школы, следовательно, о синхронизации содержания и сроков (ступеней) образования, как всеобщего, так и высшего.Как известно, ныне идут дискуссии, а также эксперименты по решению этой проблемы. Министерство образования пордписало соглашение о вхождении Российской системы образования в Болонский процесс, которое обязывает университеты, согласившиеся на взаимное признание дипломов, привести свою структуру образовательного процесса в соответствие с общими требованиями: ввести двухступенчатое высшее образование, перейти к 100 балльной системе оценок и пр.

Эта необходимость обязывает также пересмотреть и всю систему школьного образования – мы стоим перед увеличением сроков обучения до 11 или 12 лет.[102]Тем более, что Россия начинает входить в Болонский процесс с целью конвертирования дипломов выпускников своих вузов.

Пока нет ясности также в вопросе о введении государственных именных финансовых обязательств. В дискуссиях по этому вопросу высказывается мысль о том, что уже идущий эксперимент может существенно ограничить гарантированное Конституцией право на образование граждан. Сьезд Союза ректоров России (декабрь 2002г.) с тревогой отметил, что практически не меняется ситуация, сложившаяся с профессорско-преподавательским составом. Низкая оплата его труда и слабая социальная защишенность влекут за собой снижение уровня преподавания, старение кадров высшей школы, застой в научно-педагогических коллективах. Также вызывает опасение состояние вузовской науки, поскольку из года в год сокращается финансирование фундаментальных и поисковых исследований, в них участвуют лишь около 10% преподавателей. Проводимые в жизнь подходы к модернизации системы подготовки и особенно воспитания специалистов слабо учитывают современные реалии, новые вызовы ХХI века, включая распространение терроризма, нарастание угрозы экологической катастрофы, обострение рисков, вызываемых техногенными факторами, процессами экономической и политической глобализации.

Не уделяется также внимание социальным проблемам студенчества. Неудовлетворительное материальное положение части студентов ведет к перегрузке молодых людей побочными заработками, пагубно сказывается на их здоровье. Студенчество утрачивает черты, присущие российской интеллигенции: бескорыстное служение обществу, тяга к знаниям. Часто они вытесняются карьеризмом, делячеством и эгоцентризмом[103].

 

Контрольные вопросы

1.Раскройте понятие образование (юридический аспект).

2.Какие предметы изучали в школе дореволюционной России?

3.Назовите направления реформирования системы образования в процессе реформирования России?

4.Как характеризует современное состояние высшего образования Союз ректоров России?

 

Литература

Добреньков В.И. Нечаев В.Я. Общество и образование.М.,2003

Зайончковский П.А. Российское самодержавие в конце ХIХ в.М.,1978.

Интеллектуальная культура специалиста. Сб. научных трудов. Отв.ред.Ладенко И.С. М.,1988.

Миронов А.В. Социально-гуманитарное образование в России (состояние, проблемы, перспективы) М., 2001

Нечаев В.Я. ст.. Образование //Социиальная энциклопедия.М.,2000.

Нечаев В.Я.Социология образования. Курс лекций. М.,1998.

II Всероссийский социологический конгресс. Материалы секции «Социология образования». М.,2003.

Общеевропейкий процесс и гуманитарная Европа. Роль университетов. Изд-во МГУ.,1995.

Постановление VII сьезда Российского Союза ректоров высших учебных заведений: О стратегии модернизации высшего образования. М.,2003.

 

 

Тема 11. Социальное функционирование искусства

Художественное творчество индивидуализировано. Как и с помощью каких институтов общества происходит переход авторского видения мира, его фигурации в социально-значимое событие и фактор, ориентирующие внутренний, эстетический мир множества людей – эти вопросы являются предметом данной лекции.

1. Хронотоп культуры. Инфраструктура социального функционирования искусства в условиях постсоветской России

Для социологического измерения высокой культуры применяется понятие хронотоп, сопрягающий пространственно- временное бытие культуры, в нашем случае – искусства. Хронотоп может быть понят и применен в анализе в двух разновидностях: субьективном и обьективном. Субьективный хронотоп – понятие, выделяющее сектор ментального субьекта, иначе –внутренне осмысленный пространственно-временной континуум субьектов художественного творчества[104].Объективный хронотоп – внешний пространственно-временной континуум, в котором разворачивается бытие исследуемого объекта (в теме термин “хронотоп” будет использован в этом варианте).

Хронотоп, параметры которого измеряемы, можно развернуть в нескольких плоскостях: а)как геокультурный процесс, б) культурный потенциал и в) как культурная инфраструктура.

Например, литературный процесс как геокультурный может быть проиллюстрирован следующей статистикой: если в начале ХIХ века книги издавались в 15-20 российских центрах, то к началу 60-х г.г. уже в 42-45 городах, а концу века число последних возросло до 160-170.

Метод геокультурного анализа позволяет провести сравнительный анализ, опровергающий даже некоторые стереотипы в сфере литературного процесса:[105]

Число книг(наименований), издаваемых в некоторых странах мира (тыс.ед.,%)

СТРАНА 1890 % 1913 %
Россия 8,64 16,8 34.00 32,6
Англия 5,73 11,1 12,38 11,9
США 4,56 8,9 12,23 11,7
Германия 18,87 36,7 35,08 33,6
Сумма 6 стран 51,44 100,0 104,45 100,0

 

Хронотоп как культурный потенциал может оказать помощь в исследовании, например, процесса локализации художников русской эмиграции 1917-1941г.г.[106]

  Училось Работало в данной стране более 7 лет Всего работало Всего связан с данной страной
Франция 80 (20%) 227 (52,3%) 250 (57,6%) 273 (62,9%)
США 19 (4,4%) 93 (21,4%) 101 (23,3%) 102 (23,5%)
Германия 42 (9,7%) 34 (7,8%) 56 (12,9%) 81 (18,7%)
Италия 70 (1,6%) 18 (4,1%) 33 (7,6%) 41 (9,4%)
Чехословакия 13 (3,0) 21 (4,8%) 24 (5,5%) 25 (5,6%)
Англия 5 (1,2%) 13 (3,0%) 21 (4,8%0 22 (5,1%)
Остальные страны       40 (09%)

 

Хронотоп как геокультурная инфраструктура может дать картину распределения творческих сил в пространстве СССР

(Пространство производства высокой культуры-ареал креативной деятельности и ареал репродукционной деятельности).

.

 

 

Крупнейшие центры СССР по отдельным направлениям культурной инфраструктуры (на середину и конец 80-х г.г.(К сожалению, современные данные отсутствуют).

Системный ранг

Театр. система Музейное дело Библиотеч. дело

1.Общероссийский Москва, Ленинг. М Л. Л.М.

(мировой)

2.Общероссийский. Киев, Новосибирск. Тбилиси,Киев Киев

3.Межрегиональный Алма-Ата,Ташкент,Минск;Ереван, Рига; Вильнюс

4.Региональный Тбилиси,Львов; Алма-Ата, Казань,Минск; Ереван

5.Региональный. Вильнюс, Рига, Уфа; Баку, Таллин, Горький; Вильнюс[107].

 

Что сегодня происходит в культурной инфраструктуре?

Сообщество писателей.

После распада Союза писателей СССР[108] появилось 4 союза: Союз писателей России (Председатель - В.Ганичев, недавно переизбран на Х сьезде),Союз российских писателей (Председатели - Л.Абаева, С.Василенко), Московская городская организация писателей России (Руководитель В.Гусев),Союз писателей Москвы (Председатели -Ю.Черниченко,Р.Казакова),Международное сообщество писательских союзов (Руководитель -Т.Пулатов; имущество, принадлежавшее ранее СП СССР, постепенно приватизируется и распродается.Ни один из этих союзов не является юридически оформленным преемником СП СССР. Это сказывается на социальной защищенности членов союзов. Недавно сформировался ЛИТФОНД (Российский и международный- сюда вошли и союзы писателей республик, бывших в составе СССР).От всех возможных льгот в прошлом (творческие командировки, ссуда на срок до 1 года, материальная помощь начинающим писателям… вплоть до пенсии) остались лишь (в рамках Литфонда осталось 1,1% поликлиник). Писатели, желающие получить помощь платят ежегодный взнос, размер которого зависит от стажа (стаж в союзе-30 лет-взнос 1200 в год). 50% от этой суммы остается Литфонду, для членов семей – плата полная; отменено право на дополнительную площадь. С1996г.Литфонд выплачивает 15 стипендий малоимущим и одиноким в размере 300 р. в течение первых 6 месяцев.На похороны выдаются 500 рублей (раньше все оплачивал Союз). Издание книг – за свой собственный счет либо с помощью спонсоров.

Сообщество архитекторов.

В Союзе архитекторов распределение льгот осуществлялось раньше иерархически. Члены Правления разьезжали по миру, по Москве- бесплатно, имели доступ к спецраспределителям. В распоряжении архитекторов было четыре дома отдыха, два из них ныне потеряны ввиду развала Союза архитекторов. Фунгкционирует профессиональный клуб –по выражению бывших членов – «единственная отрада» (проводятся семинары, круглые столы, главные архитектурные смотры – Всероссийское «Зодчество» и всемосковское «Золотое сечение» и т..д.).

Кинодеятели

Членство в Союзе кинематографистов «ничего не дает», но кинематографисты Москвы имеют свой элитный клуб, где бесплатно смотрят большинство картин наличного репертуара (директор клуба –Ю.Гусман). Остался один дом отдыха. Ценность вступления в члены Союза осталась в качестве индикатора некоторого творческого успеха.

Артистическое сообщество.

Всероссийское театральное общество (ВТО) было крупной и богатой организацией (основной государственной льготой было возможность удерживать часть налогов с оборота от собственного производства).Строились дома творчества,санатории,здравницы. На эти же деньги проводились сотни семинаров по России, лабораторий, фестивалей, конференций. ВТО имело 4 фабрики, владело многими домами отдыха (в Подмосковье, Ялте, Сочи…)После перехода на рынок все фабрики пришли в негодность,основным источником стала лишь помещений («Союз стал кормиться прошлым»). С 1991 г. государство лишило Союз всех льгот - налоговых и персональных. Сохранили Дом ветеранов сцены. Все ветераны сцены за счет фонда «Бенефис»смогли получать выплаты, почти равные пенсии.

У Союза театральных деятелей 70 местных отделений в каждом субьекте Федерации. Но только 25 из них имеют Дома актера, местные бюджеты могут оплачивать труд лишь 3-4 сотрудников.

Композиторы.

Отдавая должное наступившей свободе творчества, композиторы утешаются поговоркой - «За все надо платить». Раньше 2% сбора от всех музыкальных мероприятий стекались в Музфонд СССР (И Моцарт, и Бетховен «немало послужили своим последователям»).Музфонд разделили по республикам. Остались 4 дома отдыха. Музфонд ныне живет за счет: а) взносов (100р. в год, пенсионеры-50р.); б)процентов с отчислений с авторских гонораров (часто «отвоевыается лишь»по суду),и в)сдачи в аренду помещений. Схема композиторского заработка не изменилась: Министерство культуры заказывает или приобретает готовое произведение, рассмотрение и отбор его осуществляет специальный департамент. Партитура оперы стоит (на 2002г.)-30-50 тыс.руб.,симфония для большого состава – 20-30 тыс.руб. В советское время высшая ставка за оперу была 12 тыс советских руб (стоимость автомашины и дачи). За один фильм платили порядка 5 тыс. руб.(эквивалент- «Жигули»). Так А.Шнитке, в период своего официального непризнания создал высочайшего класса музыку к 138 картинам. Музыкальная жизнь была насыщенной, а слушательская культура, по мнению бывших членов Союза, была высока. Это обеспечивало частое исполнение новых сочинений и как следствие - покупку государством произведения. Широко практиковались творческие командировки – выезды в далекие края большими делегациями, с хорами, оркестрами, критиками.

Живописцы. С началом перехода к рыночным отношениям государство полностью отказалось от поддержки художников. Последующая коммерциализация живописи, как и всего искусства, привела к известным негативным явлениям, в том числе и к сокращению имевшейся инфраструктуры: резко сократилось количество организованных выставок, современные художники с трудом могут выставиться в известных музеях как Треьяковская галлерея, Музей изящных искусств, в Доме художника. Правда, популярны московские ежегодные выставки «Золотая кисть», по которым можно как-то судить о современных течениях в российской художественной жизни. В условиях выживания, в том числе и физического, явно обнаружилась зависимость стилей от состояния, переживаемого обществом в целом. Так, если экономический триумф США привел к балгополучному обществу с его стилем потребительства и поп-артом (в содержание произведений живописи вторгается реклама, серийное производство пр.), то российская живопись возвращается к фигуративному искусству, находящему рыночный спрос. Этому способствует также то, что художники часто продают свои вещи непосресредственно на рыночных площадях. Поэтому, если на Западе жанровая живопись уходит в историю, то в России происходит обратное явление (покупатель любит «похожее»). Но и на Западе и в России прослеживается тема одиночества человека – искореженные лица персонажей и едкие цвета отражают внутреннюю неурядицу авторов картин, их душевную неуравновешенность, за которой скрывается тоска и одиночество современного человека[109]. Рецензии на выставки полны разочарований по поводу топтания на месте мастеров живописи, что, видимо, отражает всеобщий духовный кризис, происходящий ввиду того, то ни наука, ни политика не смогли привести людей к ожидаемому новому равновесию – надежды на обновление жизни (модернизм) не оправдались. Видимо, возврат к зрелищной культуре и в живописи неминуем.

2. Литература как социальный институт.

Эту тему исследует социология литературы. В ее проблемное поле включаются общественные условия возникновения и воздействия литературы на идеалы и формы поведения читателя.В социологии литературы существует ряд направлений: исследующих проблему межличностных отношений и поведения людей, занятых в сфере литературы (литературного сообщества); какие ценности предлагаются (утверждаются или ниспровергаются) писателями и кто из них являются образцом для идентификации; связи между социальными, социокультурными переменами и обусловленными ими эстетико-литературной продукцией; идеологические направления в литературе, детерминированные социально-классовой структурой общества.

Модернизационные процессы, ныне разворачивающиеся в России, происходят по западным моделям. Российской социологии литературы в своем становлении также приходится ориентироваться на работы современных зарубежных социологов литературы [110](разумеется, это небесспорно).Утверждая то, что литература является социальным институтом, мы должны выявить его основное функциональное значение. Им является «поддержание культурной идентичности общества».[111]В процессе эмпирических исследований социологу приходится связывать функциональное значение литературы (совокупность литературных образцов) с социокультурными особенностями различных социальных групп, для которых значима литература. Причем, социолог выявляет различные литературные ориентации через соотнесение их к структуре ценностно-нормативной системы этих групп. Как это происходит? Проблематика социологии литературы находится в пространстве социальной системы литературы,т.е. в функциональных связях писателя, критика, литературоведа, публики, школы, библиотеки, издательства, книготорговцев. В процессе функционирования этой системы возникают символические центры социокультурной системы.Так, для примера укажем, что в этом смысле для СССР была характерна роль Москвы (элемент хронотопа литературного процесса). Рассмотрим первое звено социальной системы литературы: писателя, т.е. место формирования его личности, место деятельности, отношение к сообществу писателей, писательскую продукцию, представленную в виде тиражей книт и художсственных журналов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...