Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Словарь терминов, применяемых в социо-культурном анализе.




Адаптация - приспособление самоорганизующихся систем к изменяющимся условиям.

Аккомодация – пассивная форма приспособления к социальным отношениям.

Аккультурация – процесс взаимного влияния культур, когда в ходе прямого контакта взаимно усваиваются технологии, образцы поведения, ценности и т.д. Может применяться при анализе социализации, понимаемой как передача элеметов культуры от одного поколения к другому в рамках одной культуры.

Аксиология – учение о ценностях, исследование содержания, типов, критериев ценностей.

Актер (actor – англ.) – субъект деятельности, индивид или группа; исполнитель определенных социальных ролей.

Анализ корреляционный – статистические методы обнаружения корреляционной зависимости между двумя (или более) случайными признакми или факторами.

Анализ структурно-функциональный – подход в объяснении и описании социальных (социокультурных) систем, при котором исследуются их элементы и зависимости между ними в рамках целого.

Анимизм (от лат. аnima) – вера в существование душ и духов; характерная для первобытных народов вера в то, что все явления внешнего мира имеют собственную душу; первоначальная форма религиозности (по Э.Тайлору); особенность психики ребенка раннего возраста считать окружающие предметы живыми, «оживлять» неодушевленное (Ж.Пиаже).

Аномия – состояние общества, при котором наступает дезинтеграция и распад системы норм, которые гарантируют общественный порядок (Э.Дюркгейм); психологическое состояние, характеризующееся чувством потери ориентации в жизни, возникающее, когда индивид ставится перед необходимостью выполнения противоречащих друг другу норм.

Аполлоновское – дионисиийское – (в социологии культуры) основание для выделения двух типов культур (аполлоновское – культура, ориентирующая на ясность, форму и порядок в образе жизни и мировоззрении, дионисийское - ориентирующая на экстатическое, бессознательное и иррациональное).

Артефакт- созданный человеком объект; материальное «лицо» культуры.

Архетип – в позднеантичной философии – прообраз, идея; по К.Г.Юнгу - изначальные, врожденные психические структуры, образы, составляющие содержание коллективного бессознательного и лежащие в основе общечеловеческой символики сновидений, сказок и др. созданий фантазии, в т.ч. художественной.

Ассимиляция – одностороннее либо взаимное поглощение индивидов и групп другими группами, имеющее своим следствием отождествление культурных черт и характеристик самосознания составляющих группы индивидов. В отличие от аккультурации ассимиляция ведет к полной элиминации культурных различий. Формируются маргинальные группы, утратившие связи со старой культурой, но не полностью воспринявшие черты новой культуры.

Аудитория – совокупность лиц, являющихся адресатом общего для всех ее членов средств массовой коммуникации при минимальном или даже вовсе отсутствующем взаимодействии их друг с другом.Аудитория может представлять собой агрегат, напр. публика в театре или совокупность изолированных индивидо, например, аудитория телевидения.

Бикультуризм – одновременная принадлежность лица или группы двум культурам (билинвизм, маргинализм).

Внушение (суггестия) – целенаправленное воздействие на личность или группу (массовое внушение), воспринимаемое на уровне подсознания и приводящее либо к появлению определенного состояния духа, чувства, отношения, либо к совершению определенных поступков.

Воображение – основанный на использовании имеющегося опыта психический процесс, заключающийся в создании новых представлений, образов и мыслительных комбинаций.

Впечатление – образ, отражение, след, оставленный в сознании предметами, событиями, мнениями, людьми.

Вытеснение – защитный механизм психики, состоящий в активном забывании (удалении из сферы сознания в бессознательное) неприемлемых для “Я” влечений и импульсов (в психоанализе - сублимация).

Герменевтика – истолкование текстов; учение об искусстве понимать другого (Ф.Шлейермахер); метод интерпретации культурно-исторических явлений, исходя из ценностно-нормативных ориентаций субъектов исторических действий.

Идеал – представление о совершенстве, которое, будучи высшей целью и образцом, определяет способ мышления и деятельности человека, общественного класса.Идеалы носят исторический характер и выступают важными факторами регуляции человеческой деятельности и поведения.

Императив культурный – совокупность институтов и форм культуры, необходимых для выживания любого общества, обеспечивающих удовлетворение жизненно важных потребностей, включающих заботу о молодом поколении, передачу знаний, регулирование конфликтов и т.д.

Интуиция – способность непосредственного постижения истины без обоснования с помощью доказательств, без предварительного логического рассуждения; чутье, проницательность; опыт, “ушедший” в подсознание.

Искусство – специфический вид отражения познания, усвоения, формировапния действительности в процессе художественного творчества в соотвенствии с определенными эстетическими идеалами (парадигмой); высокая степень творческого мастерства в определенной сфере деятельности.

Искусство элитарное – специфические формы искусства, создаваемые в расчяете на то, что они будут понятны лишь небольшой группе людей, обладающих особой художественной восприимчивостью.

Исследование межкультурное (кросс-культурное) – сравнительное исследование определенных социальных объектов или явлений в контексте различных культур (или в разных странах) с целью определения как универсальных, так и специфических для данной культуры черт этих объектов.

Исследование научное – исследование, направленное на выработку новых знаний и открытие закономерностей; характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью.Исследование включает: постановку задачи, представительный анализ имеющейся информации, условий и методов решения задач данного класса, формулировку исходных гипотез, сбор данных, анализ и обобщение полученных результатов, проверку гипотез, формулирование утверждений.

Катарсис – по Аристотелю – очищение души посредством сопереживания героям трагедии; по З.Фрейду – процесс уменьшения или снятия тревоги, конфликта, фрустрации посредством их вербализации и эмойионапльной разрядки.

Культура – а)совокупность материальных и духовных ценностей, выражающая опреленный уровень исторического развития данного общества и человека (цивилизация); б)сфера духовной жизнедеятельности общества, включающая науку, систему образования, воспитания, духовного творчества; в) уровень овладения той или иной областью знаний или деятельности; г) формы социального поведения человека, обусловленные уровнем его воспитания и образования.

Культура идеалистическая – по П.Сорокину – тип культуры, характеризующийся интезом идеационных и чувственных ценностей, при доминирующей роли первых.

Культура идеационная (по П.Сорокину) - тип культуры, где преобладают нематериальные, трансцендентальные, сверхъестественные ценности.

Культурный капитал – согласно П.Бурдье, успех в получении образования в значительной степени определяется тем, насколько господствующая культура усвоена индивидами, или тем, каким качеством культурного капитала они обладают. Бурдье утверждает, что власть предержащие контролируют форму, которую принимает культура, оказываясь, таким образом, способными сохранять свое положение.

Культура массовая – а) вид культуры современного индустриального общества,характеризующийся производством культурных ценностей, рассчитанных на массовое потребление и распространяемых средствами массовой коммуникации; б) вид культуры, характеризующийся ориентацией на усредненный массовый вкус, стандартизацией формы, содержания, рапчетом на коммерческий успех.

Культура сенситивная (по П.Сорокину) –тип культуры, ценности которой ориентирована на улучшение материальных условий жизни.

Культура Фаустовская (по О.Шпенглеру) – западноевропейская культура, характеризующаяся деятельным существованием, непрерывным становлением, устремленностью в будущее, острым переживанием времени, историзмом.

Культурное поле – территориально- экономический ареал, включающий всю совокупность характерных для данной среды культурных моделей.

Культурный цикл – в циклических теориях (О.Шпенглер, А.Тойнби, П.Сорокин) – регулярно повторяющиеся фазы развития культуры: рождение, юность, зрелость, старение, смерть.

Культурный шок – потрясение, испытывамое представителями определенной культуры при соприкосновении с другой культурой.

Миф – фантастические, символические представления о богах и легендарных героях, сверхъестественных силах, объясняющие происхождение и сущность мира, предназнаение человека.

Норма – а) мера, образец, средняя величина чего – нибудь; б) узаконенное установление, признанный обязательным порядок, строй ч-н; в) правило поведения в определенной ситуации; г) форма регуляции поведения в билогии, технике, социальных системах.Отклонение от нормы наказывается санкциями, приобретаются же нормы посредством интернализации и социализации.

Нравы – традиционные стандартные предписания, которые, регулируя поведение отдельных индивидов, поддерживают существование группы в целом.

Ориентация ценностная – разделяемые личностью социальные ценности, выступающие в качестве целей жизни и основных средств их достижения, являющиеся важнейшим фактором, регулирующим, детерминирующим мотивацию личности и ее поведение.

Поп-арт –(сокращенное от англ. popular art – общедоступное искусство) – направление в современном изобразительном авангардистском искусстве, использующее реальные предметы, изображения, рекламу и т.д., вырванные из реальной среды для создания произвольных комбинаций, и претендующие на общедоступность и массовость.

Постмодернизм – движение в живописи, литературе, кино, телевидении, в искусстве в целом. Основные черты: а) пастиш – смешение стилевых элементов, заимствованных из совершенно разных контекстов и эпох; б) рефлексивность, способность к самосознанию, часто сопровождающаяся чувством иронии; в) релятивизм, провозглашение отсутствия объективных стандартов истинности; неприятие таких классических художественных приемов, как нарратив (самоповествование субъекта) или репрезентация (попытка отображения действительности); г) неуважение к таким традиционным границам в искусстве, как границы между «популярной» и «высокой» культурой, а также границы между различными художественными формами; стремление их преодолеть; д)преуменьшение значимости автора как создателя текста.

Пока непонятно, является ли постмодернизм новой культурой.

Социокультурное противоречие – форма основного противоречия между социальными отношениями и культурой социального субъекта.Она развивается между объективными социальными отношениями (социальным порядком) и массовым жизненным опытом как базиса культуры.Стимулирует напряженное стремление совершенствовать культуру и (или) организацию.

Социология культуры- отрасль социологии, изучающая закономерности развития и функционирования культуры в обществе; формирование, хранение, распространение, представление и усвоение идей, представлений, культурных норм, ценностей, образцов поведения.

Социология массовых коммуникаций – социологическая дисциплина, изучающая процессы функционирования и развития средств массовых коммуникаций, а также их социальную обусловленность и последствия их деятельности.

Социология морали – отрасль социологии, изучающая закономерности функционирования морали как системы взаимосвязанных норм, ценностей, санкций, оценок, предписаний, образцов поведения.

Социология науки – отрасль социологии, изучающая закономерности функционирования и развития науки как социального института; различные механизмы, обеспечивающие взаимодействие и интеграцию индивидов и социальных групп, участвующих в производстве научного знания; формирование научных сообществ.

Социология образования – отрасль социологии, изучающая образование как социальный институт, его функции в обществе и взаимосвязь с другими институтами; социальную политику в области образования; образовательные учреждения как социальные организации.

Социология религии – отрасль социологии, изучающая религию как социальный институт во взаимодействии с другими социальными институтами в общсстве; проблемы религиозности, секуляризации, психологии верующих.

Стигма – в древности – метка или клеймо на теле рабов или преступников; знак бесчестья, налагаемый на индивида другими индивидами или социальным группами – любая негативная санкция или неодобрение чьей-либо нонконформности; стихийное применение моральных санкций через выражение презрения по отношению к нарушителям важных моральных норм, что приводит к их изоляции.

Такт – чувство меры, подсказывающее правильное отношение к кому-либо; умение вести себя подобающим образом; облюдение правил приличия.

Талант – выдающиеся способности, высокая степень одаренности в какой-либо области.

Творчество – деятельность, отмеченная неповторимостью, оригинальностью и общественно- исторической уникальностью.

Фольклор – а) традиционные верования, обычаи, легенды, песни, танцы, искусство народа, которые передаются от поколения к поколению;б) все, что имеет отношение к народному творчеству, носящее народный характер.

Ценность – особое общественное отношение, благодаря которому потребности и интересы индивида или социальнойц группы переносятся на мир вещей, предметов, духовных явлений, придавая им определенные социальные значимости, не связанные прямо с утилитарным назанчением этих вещей, предметов, духовных явлений.

Ценностей система – модель ценностей общества или группы, в которой индивидуальные ценности взаимосвязаны таким образом, чтобы каждая из них усиливала другую и тем самым формировалось бы огласованное целое.

Шаг новизны – элемент культуры, определяющий величину допустимых новшеств, не нарушающих комфортное состояние субъекта.

Эвристика – в древней Греции: система обучения путем наводящих вопросов (метод Сократа); наука, изучающая природу мыслительных операций человека при решении различных задач; метод обучения, способствующий развитию находчивости, активности; теория и практика организации избирательного поиска сложных интеллектуальных задач.

Экономика науки – совокупность показателей и факторов, характеризующих состояние и развитие науки как отралси народного хозяйства; наука о специфике и конкретных формах общественных отношений и законах их развития в сфере научной деятельности; одна из основных проблем – определение эффективности науки, эффективности работы научных учреждений, их подразделений, каждого отдельного работника и научных исследований.

Словник составлен на основе 4 энциклопедичеких словарей:

Словарь терминов - Постмодернизм. И.Ильин. М.,2001.

Социологический словарь. Николас Аберкромби, Стивен Хилл, Брайанс С.Тернер. Изд-во Казанского университета. 1997.

Социологический энциклопедический словарь. Ред.-координатор Г.В.Осипов. М..2000.

Социокультурный словарь. Ахиезер А.С. // Россия: критика исторического опыта. Книга III.

 


[1] Коган Л.Н. Социология культуры. Екатеринбург, 1972; Л.Г.Ионин. Социология культуры. М.,1996г., Л.И.Михайлова. Социология культуры. М.,1999г. Все эти работы рекомендованы Министерством общего и профессионального образования РФ в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по гуманитарным специальностям.

Социокультурное исследование, учебное пособие; под ред. Минюшева Ф.И. Изд-во МГУ, 1994.

[2] Как отмечает В.М.Розин, «культура и человек в некотором роде одно целое: культура живет в людях, в их творчестве, люди, в свою очередь, живут в культуре» (Розин В.М. Введение в культурологию. М., 1994,с.18).

[3] В последние годы начала развиваться такая научная дисциплина как синергетика, исследующая самоорганизующиеся процессы и явления. Культура относится именно к таким образованиям.

[4] Тейлор Э.Б. Первобытная культура. М.,1989. С. 18. Читателю из курса «культурология» известны и другие, наиболее распространенные определения культуры, собранные А.Кребером и К.Клакхоном в известном обзоре, включившем свыше 150 определений. Позже они были агрегированы Л.Г.Иониным в 10 блоков в его учебном пособии «Социология культуры», М.,1996,с.15-16.

[5] Термин «цивилизация» восходит к латинскому слову «civilis», относящемуся к качествам «гражданина» как «городского жителя».До нашего времени это значение сохранилось в слове «цивильный», по-прежнему несущем в себе (в западных языках) качества, подобающие гражданину – учтивость, любезность, приветливость и привычность к городской среде. Но значение слова расширялось: уже Данте писал о «humana civilitas» как всеобъемлющей человеческой общности и единстве. Значения слова как отражения утверждения тех норм благопристойности, которые формировались под влиянием придворных нравов (Франция)- зафиксированы во «Всеобщем словаре» А. Фуретьера, изданном в Голландии в 1690г.

Принято считать, что впервые слово «цивилизация» употребил маркиз де В.Р.Мирабо в своем трактате «Друг законов»(1757). По его определению «цивилизация есть смягчение нравов, учтивость, вежливость и знания, распространяемые для того, чтобы соблюдать правила приличий и чтобы эти правила играли роль законов общежития». П.А.Гольбах, Ж.А. Кондорсе все более уверенно употребляли этот термин, хотя и в возвышенном идеализованном смысле. В Англии термин появился в 1767г. Цивилизация потивопоставлялась «непросвещенным народам», «темным векам» феодализма и средневековья. С тех пор в веере значений термина сохранилось ценностное и просветительское звучание (видимо, по наследию античного мира, противопоставлявшего свою культуру, тип духовности и политической организации всем «варварским» обычаям и тем более «дикарям»).

 

[6] Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995. С.59-60.

[7] На основе таких методов познания социальной реальности возник целый ряд теорий, по своему объясняющих функционирование и развитие общества:например, интегральные теории (Хабермас Ю.- теория коммуникативногодействия; Сорокин П.- интегральная социология, где интегрирующим элементом взята культура; Луман Н. – теория социальных систем; Гидденс Э. – теория структурации). См. подробнее:Резник Ю.М. Введение в социальную теорию. М.,199,с.169.

[8] Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М.1995, с.59.

[9] Матрица «ожиданий – требований» или иначе говоря - экспектаций, сформированная в любой культуре, дает возможность каждому человеку чувствовать себя в своей культуре комфортно, без особого напряжения, ибо взаимодействие базируется на принятых единых ценностях и нормах.

[10] Этот небольшой экскурс в сферу национальной политики многонационального государства позволяет наглядно судить об эвристических возможностях метода подведения всех социальных и культурных явлений под единый общий знаменатель – опыт жизнедеятельности множества людей как первоисточник формирования и развития и общества и культуры.

[11] Теоретическое расчленение мира людей на эти оппозиционные части, выдвинутое Хабермас Ю.,имеет тысячелетнюю историю. Хабермас лишь зафиксировал в терминах ХХ века эту очевидность, обычно выражаемую в социологии чрезвычайно абстрактной формулой «Общество и личность». Континентальная Европа только в ХХ веке, не говоря уже о прошлых веках, явилась источником и пространством возникновения двух мировых войн, двух-трех революций, унесших огромное число жизней, принесших физические и нравственные страдания, а также материальные лишения всем европейским народам. Здесь родилось выражение «потерянное поколение». Именно в Европе возникли великие мобилизационные, тоталитарные государства ХХ века, в которых человек – носитель и творец культуры- являлся средством достижения государством (нацией) положения, позволяющего доминировать среди других наций и государств. В философском плане протест против всего этого в послевоенное время было сконцентрировано в течении экзистенциализма. Поэтому не случайно, что Хабермас, воспитанник Франкфуртской школы, систематически ведущей «романтическую критику» социальной реальности с точки зрения человеческого существования и с позиций «понимающей социологии», смог закрепить терминологически такое оппозиционное раздвоение мира людей. Заслуга его в том, что свою идею выдвинул и обосновал в соответствии с двумя ведущими традициями в научной мысли: структурно – функциональным, системным методом, в основном применяемым при анализе общества, и феноменологическим методом исследования, применяемым при анализе жизненных проявлений людей.

 

 

[12] Теоретический интерес к жизненному миру связан с феноменологической социологией А.Шюца, с философией жизни Э.Гуссерля, аналитической психологией и понимающей социологией. Социальность рассматривается через феномен интерсубъективных пониманий (например, «коллективное бессознательное», мифы, архетипы и т. д.).

[13] Теория отчуждения человека в истории является базовой основой для выработки модели интерпретации текущих взаимоотношений между системным миром и миром жизненным. Жизненный мир есть мир, проживаемый каждым человеком. Это мир его жизнедеятельности, в которой он ведет себя не столько как личность-функция социального, а как индивидуальность, где уже поступок и мотив, душа и тело, сознание и поведение, разум и чувства сливаются воедино. Для понимания этого мира требуется устранение декартовой дуальности, т.е. раздвоенности теоретического рассмотрения человека, его телесной организации и его сознания. Отчуждение человека в истории проходит ряд этапов – от полной поглощенности индивида смоциумом к его нейтральной отчужденности; от нее до враждебной. Видимо, весь этот процесс имеет логику обратного движения, т.е. от враждебности к нейтральной чуждости между человеком и обществом.

14 См. Кнабе Г.С. Двуединство культуры // Материалы к лекциям по общей теории культуры и культура античного Рима.- М.,1993,с.59; См. также Миронов В.В. Глобальное коммуникационное пространство, культура и информационная безопасность: размышления // Человек и современный мир, М.,2002,с.48-64.

[14] Существуют и другие определения социология культуры. Так, Л.Г.Ионин пишет, что «Социология культуры – это наука, рассматривающая строение и функционирование культуры в связи с социальными структурами и применительно к конкретно – историческим ситуациям» (Л.Г.Ионин. Социология культуры. М.,1998.с. 16.). Здесь предмет социологии культуры определен как научной дисциплины, а не конкретно - учебной. Научная дисциплина не учитывает место дисциплины в системе учебного плана факультета. В.И. Добреньков, А.И. Кравченко А.И. определяют проблемное поле социологии культуры так: «Предмет социологии культуры – любые культурные процессы, происходящие в обществе и охватывающие большие социальные группы» (Социология. М.,2000. Т.1.,с.55). Этот подход правомерен, но лишь отчасти – социокультурный процесс намного сложнее, чем просто «культурный процесс»; здесь необходим анализ возникновения и воспроизводства культурной продукции, ее социодинамики, ее «вхождения в массу», социализации, т.е. сращивания с внутренним миром «множественного индивида».Л.Н.Коган в социологию культуры включает три группы процессов, связанных с изучением материальной кулььтуры, духовной культуры и групы, не относящуюся ни к первой, ни к второй группам. Ясно виден философский подход, делящий все бытие на материальную и духовную сферы. И есть, оказывается то, что не втискивается ни в одну из этих областей. Это указывает на то, что эвристичность деления культуры на материальную и духовную вне решения основного вопроса философии теряется. В жизненном опыте, основе культуры, человек целостен, поэтому и культура целостна – материальная ее составляющая есть лишь артефакт.

На социологическом факультете классического университета социология культуры завершает обучение студентов наукам о культуре и ее предметом является рассмотрение процессов творчества, социодинамики и социализации культурной продукции специализированной (высокой) и популярной культур. Поэтому автор издает курс лекций, а не монографию по социологии культуры.

[15] П.Сорокин установли, что в истории наблюдается циклическая смена доминирующих культурных суперсистем в последовательности идеационная, идеалистическая и сенсативная.Они рождаются, расцветают и умирают.Так, в России доминирование идеационной культуры (идеационная личность религиозна и непоколебима в своих суждениях) длилось до ХVIII века (Сорокин П.А. Основные черты русской нации и двадцатом столетии // О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М.,1990,с.483-484.

[16] А.С.Кармин. Основы культурологии.С-Пб, 1997,с.276.

[17] В ряде литературных источников существует представление о том, что есть народы «культурно отсталые» «культурно передовые». См: Мифы народов мира.Энциклопедия. М.,1994.1 том.с.11. Однако, каждый народ живет в уникальных природных и социально-технологических условиях, приобретает жизненный опыт, являющийся основанием формирования самобытной культуры. Поэтому культуры не могут сравниваться по схеме «отсталый – передовой».

[18] Бердяев Н.А. писал: «Коммунизм прав в критике капитализма. И не защитникам капитализма обличать неправду коммунизма, они лишь делают болеее рельефной правду коммунизма…Именно капиталистическая система, прежде всего раздавливает личность и дегуманизирует человеческую жизнь, превращает человека в вещь и товар, и не подобает защитникам этой системы обличать коммунистов в отрицании личности и в дегуманизации человеческой жизни.». Истоки и смысл русского коммунизма. М.,1990,с.150

[19] Ерасов Б.С. Цивилизации (хрестоматия). М.,2002,с. 77,83.

[20] К мировым религиям относятся христианство,буддизм, ислам, иудаизм.

[21] В фокусе нашего дальнейшего анализа остается также "евразийская идея". Этой цивилизационной модели сегодня посвящен ряд крупных работ, она получает политическую аудиторию, так или иначе реализуется в государственных решениях..Обратимся к истории евразийского движения, возникшего в 20-е гг. Его теоретические и идеологические основы были заложены группой "евразийцев" в эмиграции (основными членами ее были Н.С.Трубецкой, Н.Н.Алексеев, В.П.Никитин, В.Н.Ильин, Л.П.Карсавин. М.М.Шахматов, Г.В.Вернадский и др.). Они выпускали в 20-30 гг. манифесты, монографии, издавали в Париже еженедельную газету "Евразия" (1928-1929 гг.).

Ряд следующих принципиальных положений этого течения русской мысли, думается, оправдался за прошедшие 70 лет (программный сборник "Исход к востоку" вышел в 1921 г.). Судите сами:

- Россия находится на стыке Азии и Европы, и именно это геополитическое положение определяет ее специфику. Как узел, соединяющий Азию и Европу, она несет в себе начало связи двух мировых культур - западного и восточного характера. Западная культура - традиционно рационалистична, восточная же, скорее, - иррационалистична с медитационным уклоном. Архетип культуры российского народа формировался в период образования государственности, основанной на степной культуре. Отсюда вытекает и специфика мироощущения и мировосприятия россиянина: широта души, склонность к поступкам типа "авось", вытекающая из бытовой нерасчетливости, отдельно связанной с ощущением бесконечности степной шири, приверженность к упрощенной схеме жизни, непривычность к неясностям, соборность (экстравертность в системе ожиданий-требований окружающих), милосердная солидарность в жизни, тяготение к идеократической государственности[21], определяющее восприятие людьми власти как власти собственного объединения. В основе идеократической государственности лежит "идея-правительница". Она является объединяющей идеей, и лишь благодаря ей социальное поле приобретает форму соборности, духовного братства, а не механической тотальности. Если идея утрачивается, начинается стремительный процесс разложения и распада. Говорить о ложности идеи бессмысленно, ибо всякая идея соответствует какому-то внутреннему переживанию массы и в подобном смысле всегда выступает как историческая данность.

 

[22] Сорокин П. Человек, цивилизация, общество.М.,1992,с.193

[23] См. также: Личность, культура, общество, М.,2000, т.II, Вып. 4. с. 178-196; там же Линтон Р. Понятие культуры., с.160,177.

[24] Молодежь Российской Федерации: положение, реализация прав, выбор идеи.

М., 1999, гл.3

[25] Соцологический журнал, 1994,№ 3. Табл.4

 

[26] См. Философская энциклопедия. М., 1970, т. 5, с.187.

[27] П.Гайденко. Статья «Творчество».// Философская энциклопедия, М.,1970.т.5, с. 187.

[28] Реферативный сборник «Личность ученого», М.,1983, с.87-91.

[29] Реферативный сборник «Личность ученого», М., 1983.

[30] Интернет позволяет распространить информацию в 722 раз быстрее и в 355 раз дешевле, чем почтой. Передача документа в 42 стр. из Оттавы в Токио занимает 31 минуту и стоит 24,49 долл., а по Интернету – 2 минуты и 11 центов. Сейчас насчитывается до 60 млн сайтов Интернета и 300млн пользователей по всему миру (95% из них принадлежат «Северу», где живет 16% мирового населения). По прогнозам компании International Data Corporation (http: // www.ids.com/) к 2003 году число пользователей Интернета во всем мире увеличится со 142 млн в 1998 г. до 502млн.(в США – число их достигнет 178млн).В России число пользователей ныне составляет 1-1,5% от населения.

 

[31] См. весьма интересную на эту тему статью Д.В.Иванова «Критическая теория и виртуализация общества». Социс, 1999, №1.

[32]Исследования, пока пилотного характера, привели к выявлению отрицательных, с точки зрения целостности личности, свойств, приобретаемых человеком в многопользовательской среде (Multi – User Dimension – MUD). К ним относятся угрозы потери человеком идентичности, а также его чувства зависимости от Интернета. См. URL http: // Journal.tinymush.org/-jomr/v2n1/sempsey.html; также - Гуманитарные исследования в Интернете.М.2000. С.132-140.

 

[33] Парадигма – (от греч.paradeigma – пример, образец). Имеет два значения (в философии и социологии) – а)строго научная теория, воплощенная в системе понятий, выражающих существенные черты действительности; б)исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определенного исторического периода в научном сообществе.

Парадигма в языкознании – система форм одного слова, отражающая видоизменения слова по присущим ему грамматическим категориям; образец типа склонений или спряжения. Понятие Парадигма употребляется также в словообразовании, лексикологии и синтаксисе.

Парадигматика – 1) один из аспектов исследования языка, противопоставляемый синтагматике – изучение элементов языка, находящихся в отношениях противопоставления, выбора одного из взаимоисключающих элементов; 2) учение о строении и структуре парадигм разных типов, их классификации, а также обьединения в более сложные единства.

 

 

[34] Индекс «человеческого развития» включает показатели душевого дохода, уровня образования и продолжительности жизни. ООН ежегодно ранжирует государства мира по этому индексу. Россия в 1998г. оказалась на 71 из 170 мест. Откат за последние десять лет составил свыше 40 ступеней. Это – невиданная во всемирной истории социальная плата за безграмотное управление страной в «эпоху Ельцина».

[35] Так, лишь в западной социологии насчитывается ныне, в начале ХХI века, около двадцати теорий, так или иначе объясняющих современную социальную и гуманитарную реальность: например, теории: Э. Дюркгейма (теория «социальных фактов»), П. Сорокина («теория социальной мобильности»,или «интегральная социология»), Г. Зиммеля («формальная социология»), М. Вебера (теория «социального действия»),Т. Парсонса («теория социальных систем»),Ю. Хабермаса (теория «коммуникативного действия»), П. Бурдье (теория Habitus с ее основным методом биографического исследования структур общества), Э. Гидденса (теория структурации) и Н. Лумана (теория «самореферентных систем»).Кроме того, для понимания общества применяются и теории конфликта, структурного функционализма, обмена, символического интеракционизма, феноменологической социологии, этнометодологии и структуралистского марксизма. Не менее сложна мозаика теорий личности: концепции З.Фрейда (психоаналитическая теория), А. Адлера (индивидуальная теория личности), А. Маслоу (гуманистическая теория), Д. Роджерса (теория «Я-концепция»), К.Хорни (социокультурная теория личности), Г.Олпорта и Т.Айзенка (диспозиционная теория), Д. Келли (когнитивная теория личности), Э. Эриксона (психоаналитическая теория личности с акцентом на Эго), Б. Скнннера (бихевиористская теория: S-R) и А. Бандуры (социально-когнитивная теория) весьма по-разному моделируют личность человека. Особенно разительны их разногласия в вопросе о природе человека, ее показателях и степени изменчивости в истории.

[36] Кун Т. Структура научных революций. М.,1977.

 

[37] См. подробнее: Современная западная социология. Словарь. М., 1990,с. 206-207.

[38] Наука России на пороге ХХIвека: проблемы организации и управления.М.,2000,с.244.

[39] Там же, с. 236.

[40] Независимая газета, приложение «Наука», 12.10.2001, с.7.

[41] Фейербах Л., М.,1955, с. 182-183).

[42] Met. ХIII,3, 1078 а, 34.

[43] МЭ, Соч., 2 изд., т.6, с. 446.

[44] Студенту, думаю, известен механизм идентификации, описанный в курсе «Социальная антропология».

[45] Бессознательное.т.II. Тбилиси. 1978, с. 478.

[46] Бессознательное. Т.II. Тбилиси, 1978, с.482.

[47] Литературная газета, 1989, № 4.

[48] Анализом этих стилей занимается искусствоведение. Студенту я советую ознакомиться с ними хотя бы по Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия.

[49] Символ есть разновидность знака, представляющего собой неразрывное единство духовного значения и материального носителя (например, икона). Знак есть структурное целое, состоящее из означаемого и означающего, связь между которыми фиксируется обществом и не зависит от «вещества» и формы знака и предмета (Ф.де Соссюр). Значение есть обобщенная форма выражения субъектом социального опыта, приобретенного в процессе совместной деятельности и общения. Именно в этом пункте художник, неважно –осознает он это или нет – выражает в эстетических формах меру сращенности своего мыслительного и чувственного опыта с социальными идеями и ощущениями. Язык же является системой, служащей средством человеческого общения, мыслительной и художественной деятельности. Язык – способ выражения самосознания личности, передачи от поколения к поколению и хранения информации. Язык реализуется через речь.

 

[50] Основные виды живописи: жанровая, пейзаж, ню (изображение обнаженного тела, является отражением моральных и эстетических идеалов эпохи), портрет и натюрморт (изображение неодушевленных предметов). В русской живописи переход от религиозных сюжетов к жанровой живописи с социально-острыми сюжетами происходит в искусстве передвижников (Перов, Репин, Крамской, Васнецов, Тропинин). Научный интерес представляет сегодня анализ пейзажной живописи – Левитана, Куинджи, Поленова, маринистов –Айвазовского, Лагорио, баталиста Верещагина. Интересен путь к импрессионизму, который ввел практику пленэра – т.е. изображение и разложение солнечного света (Коровин, Сомов). Происходит переход от «фото» к изображению внутреннего мира художника или обьекта (портрет).

 

[51] И.Ильин. Постмодернизм. Словарь терминов. М.,2001,с.209.

[52] Там же, с.216.

[53] Музыка – искусство сочетания звуков с образованием связной, воспринимаемой нашим слухом, формы и в соответствии с определенной сложившейся

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...