Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Определение глубины мелкого водоема




Определение глубины мелкого водоема

Слегка отклонив камыш и держа его в натянутом состоянии, заме­рим расстояние а между точками А и В, в которых камыш пересекает поверхность воды соответственно в вертикальном и наклонном поло­жении. Возвратим камыш в исходное состояние и определим высоту b над водой, на которую поднимется при этом точка В наклоненного ка­мыша, заняв исходное положение С. Тогда, обозначив через D основа­ние камыша, а через х — искомую глубину AD, из прямоугольного треугольника ABD находим х2 + а2 = (х + b)2, откуда х - а2/2b - b/2.

Определение примерного диаметра озера (пруда)

Встав в точку А на некотором расстоянии от пруда, нужно расположить шест перед собой горизонтально так, чтобы расстояние от глаза (второй закрыт) до тех точек на шесте, через которые проходят воображаемые лучи от глаза наблюдателя к крайним точкам пруда, были равны, а расстояние от середины шеста до этих точек должно быть равно одному и тому же значению а. Тогда, измерив расстояние у от А до ближайшей точки пруда D по прямой, проходящей через середину шеста, и зная расстояние от глаза до середины шеста в, можно вычислить радиус r пруда, а значит, и его диаметр 2r. Действительно, из подобия соответствующих прямоугольных треугольников находим

r /y+r = а/в, откуда r=ау/в-а, диаметр 2r =2ау/в-а.

Заметим, что вычисленный диаметр пруда будет весьма приблизителен, тж. радиус по всем направлениям будет равен r, только если пруд будет строго круглым.

Литература

Андреева МЛ., Дзикович В А., Дмитриева В. Т., Матвеев Н. П. Полевая пра­ктика по общему землеведению: для ст. -заочников геогр. фак. пед. ин-тов/7 МГЗПИ. - М.: Просвещение, 1991.

Антимонов НА. Школьные походы по изучению рек, озер и болот родного края. - М.: Учпедгиз, 1963.

Близняк Е. В. Водные исследования. - М., 1952.

Боголюбов А. С. Геоморфологические исследования: организация и проведе­ние. //Биология в школе. - 1999. № 4. - С. 44-49.

Богословский Б. Б. Основы гидрологии суши. - Минск, 1974.

Богоявленский ГЛ., Смирнова Н. Д., Юньев И. С. Идут любознательные. -М.: Молодая гвардия, 1965.

Бухвалов ВА,. Богданова Л. В., Купер ЛЯ. Методы экологических исследо­ваний: Пособие для учащихся 7-8 кл. общеобразов. сред. шк. - М.: ЛА «Ва­ряг», 1995.

Бухвалов ВА., Богданова Л. В., Купер Л. З. Экологическая экспертиза: Посо­бие для учеников 8-9 кл. общеобразов. сред, шк, -М. : ЛА «Варяг», 1995.

Васильев А. В., Шмидт СВ. Водно-технические изыскания. - Л.: Гидроме-теоиздат, 1978.

Викторов Ю. М. и др. Организация исследовательской деятельности школь­ников: (Из пед. опыта шк. -гимназии № 168 Санкт-Петербурга). - СПб. : Шк. -гимназия№168, 1998.

Добржицкий B. C., Кондратьев БЛ. Практические работы по физической географии в средней школе. - М.: Просвещение, 1980.

Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике/-' Лицейское и гимназиче­ское образование, 1997, № 0. С. 111-123.

Комиссарова Т. С. Обучающая природа, или неформальное геоэкологиче­ское образование, '/ География в шк, - 1995. № 3. - С. 55-56.

Муравьев А. Г. Санкт-Петербургский эколого-обра^овательный проект «Детский экологический мониторинг*, '/ Экология и образование. - 1998. №1. -С. 55-58.

Немцева Т. Н. Методика выполнения самостоятельных и практических ра­бот учащимися при изучении географии родного края в IX классе: (На приме­ре Псковской обл. ): Автореф. дис. канд. пед. наук: / Рос. гос. пед. гос. ун-т им. А. И. Герцена. -СПб., 1998.

Обручев СВ. и др. Изучай свой край: Книга юного краеведа. - М.: Молодая гвардия, 1951-

Обучение географии по усовершенствованной программе / И. С. Матрусов, М. П. Ковалевская, Т. П. Герасимова // Под ред. И. С-Матрусова. —М.: Просве­щение, 1984.

Орлова В. В. Гидрометрия. -Л.: , 1974.

Полевая практика по географическим дисциплинам - М: , 1980.

Сиротин В. И. Самостоятельные и практические работы по географии: По­собие для учителя. - М.: Просвещение, 1991.

Тессман Н. Ф. Учебно-полевая практика по основам общего землеведения. М.

Школьный экологический мониторинг: Учеб. -метод, пособие для учите­лей и учащихся / [Т. Я. Ашихмина, Г. Я, Кантор, А. Н. Васильева и др-J; Под ред. Т. Я. Ашихминой. М.: Агар: Рандеву-AM, 2000.

6. Геоботанические исследования

Одним из компонентов биогеоценоза является комплекс раститель­ности на данном участке местности, или фитоценоз. Наука о фитоцено-зах, называемая геоботаникой, изучает состав и взаимоотношения ме­жду растениями, динамику фитоценозов, экологию растений. Геобота­ника как наука первоначально возникла и развивалась в результате требований сельскохозяйственной практики и лесного хозяйства в связи с необходимостью рационального использования растительных ресурсов страны. В связи с усилением воздействия человека на приро­ду перед геоботаникой встают новые и очень существенные задачи. Бы­ло бы весьма полезным разработать списки растений и сообществ, яв­ляющихся индикаторами загрязнения атмосферы, загрязнения вод, развития ветровой и водной эрозии, а также показать, какие измене­ния в растительном покрове вызывают эти факторы. Растительные со­общества служат индикаторами, показателями ряда особенностей сре­ды: пригодности почв для распашки, степени и характера засоления грунтовых вод и др. Использование дикорастущих лекарственных и других полезных растений опирается на знание условий их произра­стания, их обилия, связи с определенными фитоценозами. Геоботани­ки помогают в разработке мер охраны природы и выявлении участков, подлежащих превращению в заповедники.

Среди разнообразных методов изучения фитоценозов видное место принадлежит геоботаническому картированию, описанию раститель­ности, определению продуктивности травостоя. Геоботаническое кар­тирование позволяет проследить за динамикой и сменой растительно­сти с учетом экологических факторов - климатических, географиче­ских, антропогенных и др. Знание продуктивности особей, образую­щих популяцию вида, позволяет оценить роль фитоценоза и его отдельных видов в круговороте веществ. На практике продуктивность определяется там, где необходимо знать урожай трав, съедобных для домашних или диких животных, а также в лесах, служащих для хо-зяйственных целей.


Описание растительности

Описание растительности осуществляется на ботанических пло­щадках размером 20 х 20 м, внутри которых закладываются постоян-ные площадки описаний размером 10 х 10 м, отмеченные столбиками-реперами. Для луговой или болотной растительности принятый раз-мер площади 100 кв. м или 10 х 10 м. Описание леса производится на площади не менее 400 кв. м (20 х 20 м).

Для выбранной луговой площади составляют список произрастаю­щих на ней растений, в котором обычно сначала перечисляют злаки, потом осоки, бобовые, разнотравье. Каждое растение записывают двойным названием (род и вид) по-русски и по-латыни. В случае если у юного исследователя есть сомнение в определении растения, его берут в гербарий для установления его рода и вида по более подробному опре-делителю с помощью научного руководителя.

В пределах площадки производится только описание растительно­сти и ее картирование; при описании отмечаются все встреченные ви­ды и для каждого из них - проективное покрытие по 5-балльной шка­ле, где: 5 - степень проективного покрытия от 100 до 50%; 4 - от 50 до 25%; 3 - от 25 до12, 5%; 2 - от 12, 5 до 6. 25%; 1 - ниже 6, 25%.

Для каждого вида отмечается также высота вегетативных и генера­тивных частей (средняя из 3-5 замеров), жизненность (степень разви­тия) тех и других по глазомерной 5-балльной шкале, а также фенофа-за, для обозначения которой можно применить знаки В. В. Алехина:

- растение вегетирует;

- выбросило стебель и имеет бутон;

- растение в стадии расцветания;

- полный цвет;

- отцветание;

- отцвело, но семена не созрели;

-          семена созрели и высыпаются;

-          растение вегетирует после цветения.

При описании культурных посевов в бланке дают название культуры, фенологическую фазу, жизненность и перечень сорняков с указа­нием степени засоренности посевов. Степень засоренности определяют на площадках 10x10 м. Итоговая характеристика естественной расти­тельности - название ассоциации по преобладающим видам и группам растений. Это название может быть двух- и трехчленным. При этом на последнее место ставят преобладающее растение или группу растений. Например: «разнотравно-мятликовый луг» или «липово-дубовый лес с лещиной разнотравный».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...