Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Изучениеи описание растительности леса




1. Тип леса.

2. Описание ярусов растительности. Первый древесный ярус:

1 подъярус: ель, сосна, ясень, дуб, бук, береза, осина, тополь, кон­ский каштан, ольха черная, кедр, пихта и др.;

2 подъярус: черемуха, яблоня, ольха серая и др.;

3 подъярус - малорослые деревья 6-8 м высоты.

Древесный ярус характеризуют по общему характеру древостоя (растут ли деревья по всей площади равномерно пли пятнами); по со­ставу древостоя (какие деревья преобладают). Указывают степень сомкнутости крон каждой породы. Для каждой породы отмечают вы­соту, диаметр ствола, возраст, состояние. Деревья не старше 20-30-летнего возраста составляют подрост. В описании подроста выделяется название породы, обилие, средняя высота, происхождение, состояние.

Второй - кустарниковый ярус: орешник, ивы, сирень, желтая ака­ция, смородина, малина, жимолость, волчье лыко и другие. Дают описа­ние каждого вида, его состояние, обилие, указывают среднюю высоту.

Третий ярус - травянистый и кустарничковый. В описании выделя­ют общий вид, пестроту или яркость красок, как распределяются цве­та (равномерно, пятнами, мозаично и т. п. ). Степень задерненности почвы (на глаз), высота растений, какие виды образуют первый, какие - второй подъярусы. В видовом составе указывают для каждого вида номер подъяруса, обилие, состояние, фенологическую фазу (не цвело, цветет, плодоносит, обсеменяет, отмирает).

Четвертый ярус - мохово-лишайниковый. Определяется место в об­щем растительном облике, распределение мхов по площади, степень плотности мохового покрова (очень плотный, плотный, рыхлый и очень рыхлый).

После описания ярусов древостоя в бланк заносят сведения о подро-

Рис. 6-1. Ярусы растительности

сте, кустарниковом и травяно-кустарничковом ярусах (название ви­дов, обилие, высота, фенологическая фаза, жизненность, характер распределения), о моховом и лишайниковом покрове (мощность, на­звание видов, жизненность, распределение).

Видовой состав леса описывают по ярусам. Для каждого древесного вида указывают обилие по 10-балльной шкале, на основании чего вы­водят формулу древостоя. Например, если в первом ярусе на каждые 10 деревьев в среднем зафиксировано 7 елей, 2 сосны, 1 береза и еди­нично осина, то формула древостоя выглядит так: 7Е + 2С + 1Б, ед. Ос. Для всех древесных ярусов фиксируют среднюю высоту, средний диа­метр ствола на высоте 1, 3 м от поверхности почвы, высоту прикрепле­ния крон, господствующий возраст. Для определения возраста можно использовать имеющиеся отдельные пни или приростной бур, при по­мощи которого из дерева перпендикулярно к центру вынимается ци­линдрик древесины с годичными кольцами. Для всего древесного по­лога дается общая сомкнутость крон в долях от 1. В ряде случаев при­водится класс бонитета древостоя - интегральная характеристика, учитывающая возраст и высоту древесного яруса. По классу бонитета с точностью до 10-15% можно оценить запасы древесины на 1 га, что важно для практических целей.

Изучение и описание растительности луга

1. Местонахождение луга. Его происхождение (заливной, на лесной вырубке, в лесу и пр. ). Состояние луга.

2. При описании заливного луга укажите преобладающую расти­тельность пониженных и повышенных мест.

Встретив суходольный луг, укажите, как часто он встречается, от­метьте общий характер растительности и ее состояние.

3.         Определите стадию развития луга:

а)       преобладание длиннокорневищных злаков (пырей, канареечник
и др. );

б)        преобладание рыхлокустовых злаков (лисохвост, овсяница луго­
вая, мятлики, тимофеевка, разнообразные бобовые);

в)        преобладание плотнокустистых злаков (щучка, белоус и др., об­
разующие плотную дернину);

г)        появление разных видов осок и мхов (что создает условия для за­
растания луга кустарниками, а позже - лесом).

4. Почвы луга.

5. Тип луга.

6. Как луг используется человеком (сенокосы, выпас скота и др. ).

7. Ядовитые травы; медоносные растения и насколько они обильны.

8. Какие изменения вносит человек в луговую растительность (выруб­ка кустарников, уничтожение ядовитых растений, подсев трав и др. ).

В описание луговой и болотной растительности входит следующая информация: высота, обилие, проективное покрытие, фенологическая фаза, жизненность.

Все данные заносятся в специально заготовленные бланки.

 

п/п Виды Фенофаэа Проективное покрытие Обилие Высота Жизненность
             

Если необходимо собрать экземпляры расте- -1
ний или невозможно определить растения в по-'
левых условиях, то собирают гербарий. Герба­
рий - это ботаническая коллекция. Растения
для гербария выкапывают с корнем с помощью
копалки, лопаты или ножа. Землю с корней
стряхивают, а если она плохо отстает - смыва­
ют. Затем растение кладут в ботаническую пап­
ку (рис. 6-2) в сложенные пополам листы бума­
ги, в каждый лист - одно или несколько расте­
ний одного и того же вида. У крупных растений
берут по два экземпляра одного вида, у мелких
- несколько. Собирать их нужно с цветами и
плодами, а плауны, хвощи и папоротники - во
Рис. 6-2. Ботаническая время спороношения. Каждый вид укладыва-
папка                      ют в папку обязательно с этикеткой. На этикет-

ке пишут порядковый номер, дату, географиче­ское положение (местонахождение), местообитание (сырой луг, ело­вый лес, черничник, низинное травяное болото и т. п. ) и условное на­звание растения. Если в месте, где взято растение, производилось опи­сание растительности, то в этикетке указывают и номер описания. Большие растения перегибают пополам, листья и цветы тщательно расправляют, чтобы они не смялись.

Определять растения лучше всего пока они не завяли. Мелкие цве­ты, волоски на стеблях надо рассматривать в лупу с увеличением в 10-15 раз. Чтобы расчленить цветок или плод, когда понадобится раз­глядеть его строение в лупу или простым глазом, нужны две препаро­вальные иголки и пинцет.

После возвращения с экскурсии все растения определяют и опреде­ление вписывают в этикетки; затем растения закладывают для про­сушки в пресс-сетку. Если почему-либо растения нельзя сразу опреде­лить, их все же закладывают в сетку и определяют уже высушенными. В этом случае на этикетке записывают окраску цветов, так как у высу­шенных цветов изменяется первоначальный цвет.

Пресс-сетка состоит из двух прочных деревянных рамок размером 30 х 45 см. На рамки прикрепляется туго натянутая металлическая сетка. Растение закладывают в сложенный пополам лист гербарной бу­маги вместе с этикеткой. Гербарная бумага должна быть непроклеен-ной и легко впитывать влагу. Размеры листа, свернутого пополам, не


должны превышать размеры сетки.

Рис. 6-3. Пресс-сетка для сушки растений

Сначала рамку кладут сет­кой вверх. На сетку накладыва­ют прокладку из 5-6 листов гербарной бумаги, затем - рас­тение в своем листе (рубашке), потом 5-6 листов прокладки и новое растение в рубашке и т. д. Когда все растения заложены, кладут еще 5-6 листов проклад­ки и поверх вторую рамку сет­кой вниз. Все это как можно ту­же затягивают крест накрест тонкой, но прочной веревкой или двумя ремнями (рис. 6-3), Сетку кладут в сухое место, на солнце или под на­вес, свободно продуваемый ветром; не следует ее помещать на горячую печку. Каждый день сетку развязывают и меняют влажные прокладки на сухие. Если собраны сухие растения, то можно брать меньше листов бумаги в каждой прокладке, но все же не менее двух. Из рубашки рас­тения вынимать нельзя. Перекладывая листы, гербарий не следует пе­ревертывать, так как растения могут поломаться.

Высушенные растения вынимают из сетки и вместе с рубашкой уклады­вают в ящик, картонную коробку или между двумя твердыми папками.

Толстые корни разрезают вдоль ножом, так же поступают с толстой нижней частью стебля. Крупные растения перегибают или разрезают на куски так, чтобы сохранились все части растения: нижний обрезок с кор­нем и прикорневыми листьями, обрезок средней части растения и верх­няя часть с соцветиями. Если некоторые листья или цветы налегают друг на друга, между ними прокладывают кусочки гербарной бумаги.

От деревьев и кустарников берут ветви с плодами и цветами. Если цветов нет, то достаточно заложить ветки с плодами.

Картирование растительности

После описания растений пробная площадка разбивается при помо­щи шнура на квадраты 1 х 1 м. При осмотре периметра каждого квадра­та и промера линий отмечаются границы растительных группировок в натуре и на карте. Точки границ на карте соединяются прямыми линия-

ми. Каждая группировка нумеруется определенным номером, напри-          

мер, ландышевые группировки будут иметь один и тот же номер 1, кра-     

пивные - 2 и т. д. Мертвопокровники затушевываются в черный цвет.          

При первоначальном картировании на подготовленном листе мил- 

лиметровой бумаги в масштабе 1: 100 или 1: 200 наносятся границы

площадки 10 х 10 м. Точки углов можно обозначить буквами А, В, С,         

D. Указывают постоянный ориентир - им может служить просека, до-        

рога, крупное дерево, квартальный столб; показания компаса с обозна-    

чением в виде стрелки север-юг. Обязательно указывают на карте ис-        

полнителя работы и номер пробной площадки.                              

Пробная площадь остается постоянной на протяжении необходимо-    
го для исследователя времени, поэтому при повторном картировании
используется прежняя карта, на которую наносятся изменения границ
растительных группировок. Определение площадей всех видов расте­
ний, занесенных на карту, позволит проследить за динамикой расти-     
тельности на данной площадке, в частности, интересно проследить за
изменением распространения растений из Красной книги Российской    
Федерации в вашей местности.                                                                 

Определение продуктивности травостоя                                    

| Вне площадки описаний, но в пределах пробной площади 20 х 20 м определяется продуктивность травостоя. Учет продуктивности иссле­дуемого участка проводится по видоизмененной методике Института кормов имени В. Р. Вильямса.

За вегетационный период (конец июня или начало июля и в сентябре) дважды производятся укосы надземной массы с площадок 0, 25 кв. м и 5 раз с этих площадок собирается подстилка. Укосы и пробы под­стилки взвешиваются в сыром и сухом состоянии. После первого взве­шивания (в сыром виде) травостой разбирается по хозяйственным группам и каждый вид растений закладывается в ботанический паке­тик, на нем подписывают номер укоса и вид растения. Пакетики с тра­востоем сушат и взвешивают вторично.

Максимальная продуктивность определяется максимальным весом побегов за сезон. Нужно помнить, что вес растений в граммах опреде­ляется с площадок 0, 25 кв. м., а на практике удобнее пользоваться из­мерениями в ц/га. Например: максимальная продуктивность равна 82, 71 г/0, 25 кв. м или 33, 084 ц/га. Для удобства в работе по взятию укосов необходимо заранее приготовить рамку, лучше металличе­скую, размером 50 х 50 см. Определяя продуктивность на постоянной площади, можно установить динамику зависимости урожайности от погодных условий, от действия антропогенного фактора и т. п.

Исследование степени вытаптывания с помощью растений-индикаторов

В Центральной нечерноземной зоне России встречается три вида подорожника: подорожник большой, подорожник средний, подорож­ник ланцетолистный. У особей этих видов, помимо морфологических отличий, есть и анатомические.

Подорожник большой: точка роста находится ниже уровня почвы, проводящий пучок листа надежно защищен механическими тканями.

Подорожник средний: точка роста - на уровне почвы, проводящий пучок тоже защищен механическими тканями, но эти ткани залегают не сплошным кольцом, а с разрывами.

Подорожник ланцетолистный: точка роста - выше уровня почвы, проводящий пучок не защищен.

Заложите и обследуйте пробные площадки в местах, подверженных разной степени вытаптывания: вблизи дороги с захватом и самой доро­ги; на участке, который незначительно подвержен вытаптыванию; в лесу, где ходит мало людей.

Изучите видовой состав и количество подорожников, сравните по­казатели всех трех участков, постарайтесь установить причинно-след­ственные связи, сделайте вывод о возможности использования подоб­ного анализа с целью индикации степени вытаптывания.

В стране ведется интенсивное строительство, для чего часто исполь­зуются местные материалы - песок, гравий и др. Изучите видовой состав растений, поселившихся на обнаженных горизонтах почвы карьеров, ям, обрывов, образовавшихся после заготовки песка. Установите:

Какие растения заселяют кюветы, откосы и насыпи железных дорог?

Какое значение имеют эти растения для закрепления грунта?

Какими биологическими особенностями эти растения характеризу­ются?

Какие растения поселяются на местах, где был выбран грунт?

Выясните, какие растения наиболее перспективны, соберите семена и используйте для закрепления подвижного субстрата для предот­вращения водной и ветровой эрозии.

Название фитоценоза (от верхнего яруса к нижнему):

Индекс фитоценоза полевой:      После контроля:

Литература

Андреева МЛ., Дзикович В А., Дмитриева В. Т., Матвеев Н. П. Полевая пра­ктика по общему землеведению: для ст. -заочников геогр. фак. пед. ин-тов/7 МГЗПИ. - М-: Просвещение, 1991.

Богоявленский Г. П., Смирнова НД., Юньев И. С. Идут любознательные. -М.: Молодая гвардия, 1965.

Бухвалов ВА., Богданова Л. В., Купер Л. З. Методы экологических исследо­ваний: Пособие для учащихся 7-8 кл. общеобразов. сред. шк. - М.: ЛА «Ва­ряг*, 1995.

Бухвалов ВА„ Богданова Л. В., Купер Л. З. Экологическая экспертиза: Посо­бие для учеников 8-9 кл. общеобразов. сред. шк. - М.: ЛА «Варяг», 1995.

Волкова Т. В. Лето-99: В науч. эколог, экспедиции // Биология; Еженед. прил. к газ. «Первое сентября». - 1999. - № 36. - С. 7.

Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. - Л., 1990.

Гурвич Л. М. и др. Следопыт. - М.: Физкультура и спорт, 1976.

Клепиков МА. «Первоцветы»: Научно-исследовательский проект для школьников // Биология в школе - 1998. - 2. - С. 67-71.

Козлов В. М. Исследовательская работа юных натуралистов // Биология в школе - 1998. - № 5. - С. 75-77.

Корягин ФА., Димитриев А. В. О фенологических наблюдениях в школе: // Халах шкуле = (Нар. шк. ). - 1996. - № 4. - С. 49-54.

Лукьяненко Jf_P. Методика выполнения краеведческих исследований на маршруте. // По материалам городских краеведческих слетов «По местам рус­ских замлепроходцев». - М.: МГДТДиЮ, 1995.

Методики полевых исследований по экологии: В помощь учителям биоло­гии и юным исследователям-экологам / Вологод. гос. пед. ун-т, Ком. охраны окужающей среды и природ, ресурсов Вологод. обл. - Вологда: Русь, 1996.

Муравьев А. Г. Санкт-Петербургский эколого-образовательный проект «Детский экологический мониторинг* // Экология и образование. - 1998. -№1. - С 55-58.

Обручев СВ. и др. Изучай свой край: Книга юного краеведа. - М.: Молодая гвардия, 1951.

Озерова Л. В., Воркулов К. В. Полевая практика по геоботанике с основами экологии - М.: ЦДЮТур, 1998.

Полянский И. И. Ботанические экскурсии: Пособие для учителей. 3-е изд. - М.: Просвещение, 1& 68.

Рыжов ИМ. Школьный экологический мониторинг городских микрорайонов. Мониторинг природного блока. //География в шк. - 1998. -№ 7. -С. 45-49.

Школьный экологический мониторинг: Учеб. -метод, пособие для учителей и учащихся / [Т. Я. Ашихмина, Г. Я. Кантор, А. Н. Васильева и др. ]; Под ред. Т. Я. Ашихминой. - М.: Агар: Рандеву-АМ, 2000.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...