Изучениеи описание растительности леса
1. Тип леса. 2. Описание ярусов растительности. Первый древесный ярус: 1 подъярус: ель, сосна, ясень, дуб, бук, береза, осина, тополь, конский каштан, ольха черная, кедр, пихта и др.; 2 подъярус: черемуха, яблоня, ольха серая и др.; 3 подъярус - малорослые деревья 6-8 м высоты. Древесный ярус характеризуют по общему характеру древостоя (растут ли деревья по всей площади равномерно пли пятнами); по составу древостоя (какие деревья преобладают). Указывают степень сомкнутости крон каждой породы. Для каждой породы отмечают высоту, диаметр ствола, возраст, состояние. Деревья не старше 20-30-летнего возраста составляют подрост. В описании подроста выделяется название породы, обилие, средняя высота, происхождение, состояние. Второй - кустарниковый ярус: орешник, ивы, сирень, желтая акация, смородина, малина, жимолость, волчье лыко и другие. Дают описание каждого вида, его состояние, обилие, указывают среднюю высоту. Третий ярус - травянистый и кустарничковый. В описании выделяют общий вид, пестроту или яркость красок, как распределяются цвета (равномерно, пятнами, мозаично и т. п. ). Степень задерненности почвы (на глаз), высота растений, какие виды образуют первый, какие - второй подъярусы. В видовом составе указывают для каждого вида номер подъяруса, обилие, состояние, фенологическую фазу (не цвело, цветет, плодоносит, обсеменяет, отмирает). Четвертый ярус - мохово-лишайниковый. Определяется место в общем растительном облике, распределение мхов по площади, степень плотности мохового покрова (очень плотный, плотный, рыхлый и очень рыхлый). После описания ярусов древостоя в бланк заносят сведения о подро- Рис. 6-1. Ярусы растительности
сте, кустарниковом и травяно-кустарничковом ярусах (название видов, обилие, высота, фенологическая фаза, жизненность, характер распределения), о моховом и лишайниковом покрове (мощность, название видов, жизненность, распределение). Видовой состав леса описывают по ярусам. Для каждого древесного вида указывают обилие по 10-балльной шкале, на основании чего выводят формулу древостоя. Например, если в первом ярусе на каждые 10 деревьев в среднем зафиксировано 7 елей, 2 сосны, 1 береза и единично осина, то формула древостоя выглядит так: 7Е + 2С + 1Б, ед. Ос. Для всех древесных ярусов фиксируют среднюю высоту, средний диаметр ствола на высоте 1, 3 м от поверхности почвы, высоту прикрепления крон, господствующий возраст. Для определения возраста можно использовать имеющиеся отдельные пни или приростной бур, при помощи которого из дерева перпендикулярно к центру вынимается цилиндрик древесины с годичными кольцами. Для всего древесного полога дается общая сомкнутость крон в долях от 1. В ряде случаев приводится класс бонитета древостоя - интегральная характеристика, учитывающая возраст и высоту древесного яруса. По классу бонитета с точностью до 10-15% можно оценить запасы древесины на 1 га, что важно для практических целей. Изучение и описание растительности луга 1. Местонахождение луга. Его происхождение (заливной, на лесной вырубке, в лесу и пр. ). Состояние луга. 2. При описании заливного луга укажите преобладающую растительность пониженных и повышенных мест. Встретив суходольный луг, укажите, как часто он встречается, отметьте общий характер растительности и ее состояние. 3. Определите стадию развития луга: а) преобладание длиннокорневищных злаков (пырей, канареечник б) преобладание рыхлокустовых злаков (лисохвост, овсяница луго
в) преобладание плотнокустистых злаков (щучка, белоус и др., об г) появление разных видов осок и мхов (что создает условия для за 4. Почвы луга. 5. Тип луга. 6. Как луг используется человеком (сенокосы, выпас скота и др. ). 7. Ядовитые травы; медоносные растения и насколько они обильны. 8. Какие изменения вносит человек в луговую растительность (вырубка кустарников, уничтожение ядовитых растений, подсев трав и др. ). В описание луговой и болотной растительности входит следующая информация: высота, обилие, проективное покрытие, фенологическая фаза, жизненность. Все данные заносятся в специально заготовленные бланки.
Если необходимо собрать экземпляры расте- -1 ке пишут порядковый номер, дату, географическое положение (местонахождение), местообитание (сырой луг, еловый лес, черничник, низинное травяное болото и т. п. ) и условное название растения. Если в месте, где взято растение, производилось описание растительности, то в этикетке указывают и номер описания. Большие растения перегибают пополам, листья и цветы тщательно расправляют, чтобы они не смялись. Определять растения лучше всего пока они не завяли. Мелкие цветы, волоски на стеблях надо рассматривать в лупу с увеличением в 10-15 раз. Чтобы расчленить цветок или плод, когда понадобится разглядеть его строение в лупу или простым глазом, нужны две препаровальные иголки и пинцет.
После возвращения с экскурсии все растения определяют и определение вписывают в этикетки; затем растения закладывают для просушки в пресс-сетку. Если почему-либо растения нельзя сразу определить, их все же закладывают в сетку и определяют уже высушенными. В этом случае на этикетке записывают окраску цветов, так как у высушенных цветов изменяется первоначальный цвет. Пресс-сетка состоит из двух прочных деревянных рамок размером 30 х 45 см. На рамки прикрепляется туго натянутая металлическая сетка. Растение закладывают в сложенный пополам лист гербарной бумаги вместе с этикеткой. Гербарная бумага должна быть непроклеен-ной и легко впитывать влагу. Размеры листа, свернутого пополам, не должны превышать размеры сетки.
Сначала рамку кладут сеткой вверх. На сетку накладывают прокладку из 5-6 листов гербарной бумаги, затем - растение в своем листе (рубашке), потом 5-6 листов прокладки и новое растение в рубашке и т. д. Когда все растения заложены, кладут еще 5-6 листов прокладки и поверх вторую рамку сеткой вниз. Все это как можно туже затягивают крест накрест тонкой, но прочной веревкой или двумя ремнями (рис. 6-3), Сетку кладут в сухое место, на солнце или под навес, свободно продуваемый ветром; не следует ее помещать на горячую печку. Каждый день сетку развязывают и меняют влажные прокладки на сухие. Если собраны сухие растения, то можно брать меньше листов бумаги в каждой прокладке, но все же не менее двух. Из рубашки растения вынимать нельзя. Перекладывая листы, гербарий не следует перевертывать, так как растения могут поломаться. Высушенные растения вынимают из сетки и вместе с рубашкой укладывают в ящик, картонную коробку или между двумя твердыми папками. Толстые корни разрезают вдоль ножом, так же поступают с толстой нижней частью стебля. Крупные растения перегибают или разрезают на куски так, чтобы сохранились все части растения: нижний обрезок с корнем и прикорневыми листьями, обрезок средней части растения и верхняя часть с соцветиями. Если некоторые листья или цветы налегают друг на друга, между ними прокладывают кусочки гербарной бумаги.
От деревьев и кустарников берут ветви с плодами и цветами. Если цветов нет, то достаточно заложить ветки с плодами. Картирование растительности После описания растений пробная площадка разбивается при помощи шнура на квадраты 1 х 1 м. При осмотре периметра каждого квадрата и промера линий отмечаются границы растительных группировок в натуре и на карте. Точки границ на карте соединяются прямыми линия- ми. Каждая группировка нумеруется определенным номером, напри- мер, ландышевые группировки будут иметь один и тот же номер 1, кра- пивные - 2 и т. д. Мертвопокровники затушевываются в черный цвет. При первоначальном картировании на подготовленном листе мил- лиметровой бумаги в масштабе 1: 100 или 1: 200 наносятся границы площадки 10 х 10 м. Точки углов можно обозначить буквами А, В, С, D. Указывают постоянный ориентир - им может служить просека, до- рога, крупное дерево, квартальный столб; показания компаса с обозна- чением в виде стрелки север-юг. Обязательно указывают на карте ис- полнителя работы и номер пробной площадки. Пробная площадь остается постоянной на протяжении необходимо- Определение продуктивности травостоя | Вне площадки описаний, но в пределах пробной площади 20 х 20 м определяется продуктивность травостоя. Учет продуктивности исследуемого участка проводится по видоизмененной методике Института кормов имени В. Р. Вильямса. За вегетационный период (конец июня или начало июля и в сентябре) дважды производятся укосы надземной массы с площадок 0, 25 кв. м и 5 раз с этих площадок собирается подстилка. Укосы и пробы подстилки взвешиваются в сыром и сухом состоянии. После первого взвешивания (в сыром виде) травостой разбирается по хозяйственным группам и каждый вид растений закладывается в ботанический пакетик, на нем подписывают номер укоса и вид растения. Пакетики с травостоем сушат и взвешивают вторично.
Максимальная продуктивность определяется максимальным весом побегов за сезон. Нужно помнить, что вес растений в граммах определяется с площадок 0, 25 кв. м., а на практике удобнее пользоваться измерениями в ц/га. Например: максимальная продуктивность равна 82, 71 г/0, 25 кв. м или 33, 084 ц/га. Для удобства в работе по взятию укосов необходимо заранее приготовить рамку, лучше металлическую, размером 50 х 50 см. Определяя продуктивность на постоянной площади, можно установить динамику зависимости урожайности от погодных условий, от действия антропогенного фактора и т. п. Исследование степени вытаптывания с помощью растений-индикаторов В Центральной нечерноземной зоне России встречается три вида подорожника: подорожник большой, подорожник средний, подорожник ланцетолистный. У особей этих видов, помимо морфологических отличий, есть и анатомические. Подорожник большой: точка роста находится ниже уровня почвы, проводящий пучок листа надежно защищен механическими тканями. Подорожник средний: точка роста - на уровне почвы, проводящий пучок тоже защищен механическими тканями, но эти ткани залегают не сплошным кольцом, а с разрывами. Подорожник ланцетолистный: точка роста - выше уровня почвы, проводящий пучок не защищен. Заложите и обследуйте пробные площадки в местах, подверженных разной степени вытаптывания: вблизи дороги с захватом и самой дороги; на участке, который незначительно подвержен вытаптыванию; в лесу, где ходит мало людей. Изучите видовой состав и количество подорожников, сравните показатели всех трех участков, постарайтесь установить причинно-следственные связи, сделайте вывод о возможности использования подобного анализа с целью индикации степени вытаптывания. В стране ведется интенсивное строительство, для чего часто используются местные материалы - песок, гравий и др. Изучите видовой состав растений, поселившихся на обнаженных горизонтах почвы карьеров, ям, обрывов, образовавшихся после заготовки песка. Установите: Какие растения заселяют кюветы, откосы и насыпи железных дорог? Какое значение имеют эти растения для закрепления грунта? Какими биологическими особенностями эти растения характеризуются? Какие растения поселяются на местах, где был выбран грунт? Выясните, какие растения наиболее перспективны, соберите семена и используйте для закрепления подвижного субстрата для предотвращения водной и ветровой эрозии. Название фитоценоза (от верхнего яруса к нижнему): Индекс фитоценоза полевой: После контроля: Литература Андреева МЛ., Дзикович В А., Дмитриева В. Т., Матвеев Н. П. Полевая практика по общему землеведению: для ст. -заочников геогр. фак. пед. ин-тов/7 МГЗПИ. - М-: Просвещение, 1991. Богоявленский Г. П., Смирнова НД., Юньев И. С. Идут любознательные. -М.: Молодая гвардия, 1965. Бухвалов ВА., Богданова Л. В., Купер Л. З. Методы экологических исследований: Пособие для учащихся 7-8 кл. общеобразов. сред. шк. - М.: ЛА «Варяг*, 1995. Бухвалов ВА„ Богданова Л. В., Купер Л. З. Экологическая экспертиза: Пособие для учеников 8-9 кл. общеобразов. сред. шк. - М.: ЛА «Варяг», 1995. Волкова Т. В. Лето-99: В науч. эколог, экспедиции // Биология; Еженед. прил. к газ. «Первое сентября». - 1999. - № 36. - С. 7. Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. - Л., 1990. Гурвич Л. М. и др. Следопыт. - М.: Физкультура и спорт, 1976. Клепиков МА. «Первоцветы»: Научно-исследовательский проект для школьников // Биология в школе - 1998. - N° 2. - С. 67-71. Козлов В. М. Исследовательская работа юных натуралистов // Биология в школе - 1998. - № 5. - С. 75-77. Корягин ФА., Димитриев А. В. О фенологических наблюдениях в школе: // Халах шкуле = (Нар. шк. ). - 1996. - № 4. - С. 49-54. Лукьяненко Jf_P. Методика выполнения краеведческих исследований на маршруте. // По материалам городских краеведческих слетов «По местам русских замлепроходцев». - М.: МГДТДиЮ, 1995. Методики полевых исследований по экологии: В помощь учителям биологии и юным исследователям-экологам / Вологод. гос. пед. ун-т, Ком. охраны окужающей среды и природ, ресурсов Вологод. обл. - Вологда: Русь, 1996. Муравьев А. Г. Санкт-Петербургский эколого-образовательный проект «Детский экологический мониторинг* // Экология и образование. - 1998. -№1. - С 55-58. Обручев СВ. и др. Изучай свой край: Книга юного краеведа. - М.: Молодая гвардия, 1951. Озерова Л. В., Воркулов К. В. Полевая практика по геоботанике с основами экологии - М.: ЦДЮТур, 1998. Полянский И. И. Ботанические экскурсии: Пособие для учителей. 3-е изд. - М.: Просвещение, 1& 68. Рыжов ИМ. Школьный экологический мониторинг городских микрорайонов. Мониторинг природного блока. //География в шк. - 1998. -№ 7. -С. 45-49. Школьный экологический мониторинг: Учеб. -метод, пособие для учителей и учащихся / [Т. Я. Ашихмина, Г. Я. Кантор, А. Н. Васильева и др. ]; Под ред. Т. Я. Ашихминой. - М.: Агар: Рандеву-АМ, 2000.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|