Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Философская позиция французских материалистов 18 века 5 страница




           Гегель подчеркивает практический характер отношения людей к действительности. Здесь – самосознание человека, а не Абсолюта. Первое проявление человеческого самосознания – отношение человека к природному предметному миру. Основная форма проявления этого отношения – труд. Начало труда Гегель связывает со стремлением человека как индивида обеспечить свое господство над внешним миром, порабощение другого человека. Стремление поработить других – это стремление утвердить самостоятельность своего-для-себя-бытия. Порабощение человека человеком – результат борьбы между людьми. Если человек предпочитает сохранить жизнь, он становится рабом. Другой идет на все и становится, если повезет, господином. Возникает рабство. Отношение господина к вещам опосредуется через раба. Раб непосредственно соотносится с вещным миром. Раб оформляет в процессе труда вещи, приспосабливая их к потребностям господина, и формирует себя в качестве самосознающего. Раб начинает господствовать над природными объектами. Раб самопорождает себя в качестве субъекта практической деятельности, обретает самостоятельность. Господин зависит от раба. Раб развился в результате труда. В итоге «господство показало, что оно противоположно тому, чем оно хочет быть». Раб становится господином, господин – рабом своей ситуации. Продуктами приобретения рабом самостоятельности являются стоицизм, скептицизм и христианство. Это первый этап становления самосознания, через труд раб становится субъектом деятельности, эта ситуация отражается в философских и религиозных учениях.

В начале 19 века революционная практика не оправдывает больше никаких проявлений духа и никакие революции невозможны.

           «Энциклопедия философских наук». Это систематическое изложение философской системы.

           Исходный пункт – мышление преодолевает противоположность объекта и субъекта, мыслящего субъекта и мыслимого объекта, «знает бытие как чистое понятие в самом себе, а чистое понятие как истинное бытие». Такое мышление Гегель характеризует как Абсолютную Идею. Проблема отношения мышления и бытия, субъекта и объекта является стержневой, как и для всей философии Нового времени, начиная с Декарта. Решая эту проблему, Гегель и разрабатывает диалектику Абсолютной Идеи. Три стадии соответствуют трем частям гегелевской философии.

1. Логика как идея в себе и для себя.

2. Философия природы как наука об Абсолютной Идее в ее инобытии.

3. Философия духа как науку об Абсолютной Идее, возвратившейся в самую себя из инобытия.

           Триада главных частей. Тезис: идея себе и для себя. Антитезис: идея в инобытии, выход из себя. Синтез: возвращение из инобытия в себя саму.

1. Логика. Первенство логики в философии Гегеля не только формальное, состоит прежде всего в том, что логика составляет подлинное начало всей системы, а философия природы и философия духа – прикладные разделы логики. Логика – учение о мышлении, о содержании мышления. Гегель реализует свой знаменитый принцип тождества мышления и бытия. Опираясь на него, развертывает свою систему объективного идеализма. Поэтому мысли выступают как содержательные. Поэтому «логика совпадает с метафизикой, наукой, постигаемой в мыслях», которые выражают существенное в вещах. Утверждается идея объективного содержания человеческого мышления вообще, в том числе философского. Такой подход к соотношению мышления и бытия отчетливо соответствует материализму. Материализм: мышление соответствует бытию, содержание человеческого мышления объективно, мы способны познавать реальность. Гегель идет дальше, говоря не о соответствии мышления и бытия, а об их тождестве. Объективно-идеалистическая система взглядов. Тем не менее, опираясь на такую заостренную формулировку, Гегель подчеркивает объективное содержание человеческого мышления. Поэтому строит систему именно объективного идеализма.

           Онтологизируя логику (соответствие средневековому реализму), он отвергает кантовское противоречие вещей самих по себе и содержания человеческого сознания. В противоположность Канту реабилитирует метафизику. Мышление составляет основание всего, а не бытие.

           Осуществленную на стадии логики всю философию Гегеля характеризуют как панлогизм; логика и прикладная логика. Будучи панлогистом, продолжает тенденцию мировоззренческого рационализма. Философия Гегеля является завершением развития тенденции мировоззренческого рационализма. Абсолютно все есть мышление, поэтому наука о мышлении, логика, составляет стержень всей философской мысли.

           Гегель в определенной мере завершает рационалистическую тенденцию в философии Нового времени. Имеет продолжение в марксистской философии. Немарксистские течения антирационалистичны. Это иррационализм и эмпирицизм.

           Логика для Гегеля – это учение о мышлении, о содержании мышления. Содержательная логика. Противопоставляет формальной логике свою, диалектическую логику. По Гегелю, логика по своей форме имеет три стороны: абстрактную, или рассудочную; диалектическую, или отрицательно-разумную, и спекулятивную, или положительно-разумную. Рассудок фиксирует противоположные понятия и жестко их разделяет. Отрицательно-разумная сторона: мышление преодолевает разделенность понятий и показывает переход понятий друг в друга (взаимное отрицание). Положительно-разумная сторона: мыслится единство противоположностей (Кузанский и Бруно, разум – непосредственное усмотрение единства противоположностей). Это – высшая форма истинного. Результат саморазвития чистого мышления. Проходит три стадии:

n понятие в себе (тезис, со времен Канта)

n рефлексия мысли и понятие для себя (антитезис)

n возвращение мысли в самое себя и понятие мысли для себя (синтез)

           Тезис – то, что Гегель обозначает как нечто в себе, то содержание, которое имеется в каком-то понятии, суждении, но которое еще не стало предметом рефлексии, осознания, еще в себе. Это первая стадия.

           Вторая стадия – осознание этого содержания субъектом мышления, для себя. Самоосознание мыслью своего собственного содержания.

           Третья стадия – синтез того и другого.

           Триадичность пронизывает всю систему гегелевских построений (логика, философия природы, философия духа). В рамках каждой части – свои триады, и т. д.

           Гегель постоянно фиксирует естественность перехода от одного к другому. По Гегелю, дело логики – показать, что мысли образуют ступени мышления.

           Выстроить свою систему понятий таким образом, чтобы каждое понятие было итогом процесса саморазвертывания мышления; тем самым обосновать результат, доказать истинность положений в процессе саморазвертывания мысли. Декарт: достоверность мысли имеет своим источником содержание. Гегель: достоверность мысли является результатом процесса, как проходит мысль. Логика – процесс, ведущий к такого рода результатам. Стержневой принцип гегелевской методологии – принцип развития. Гегель разрабатывает диалектику «как учение о развитии в его наиболее полном... далеком от односторонности виде» (Ленин). Поэтому диалектика продуктивна.

           Идея развития позволяет Гегелю сделать попытку охватить в едином синтезе все знания, естественнонаучные и гуманитарно-научные, своего времени. Действительно энциклопедический охват.

           Логику излагает в так называемой «Малой логике», первой части «Энциклопедии», и «Науке логики» (3 тома). Философия природы занимает один том. Философия духа – философия истории, философия права, философия религии, эстетика. Философия духа – наиболее полно разработана.

           Три закона диалектики:

n закон единства и борьбы противоположностей

n закон отрицания отрицания

n закон перехода количественных изменений в качественные.

           Количество в качество не переходит – переходят изменения.

           Гегель попытался встроить в линейную последовательность все философские понятия и раскрыть внутреннюю содержательную связь, которая позволяет существовать этой последовательности. Каждая последующая категория вытекает из предыдущей необходимым образом. Принцип развития и принцип восхождения от абстрактного к конкретному.

           «Энциклопедия философских наук», логика.

           На логической стадии саморазвития Абсолютной Идеи, эта Идея существует еще до природы, до человека, до появления пространства и времени в форме чистых понятий. Вполне в духе христианского мировоззрения. До природного мира уже есть логическое мышление, реализованное в чистых понятиях.

           Развитие этих понятий происходит от абстрактного к более конкретному. Исходный пункт – самое бедное содержанием, самое абстрактное понятие. В «Науке логики» Гегель на 100 страницах обсуждает вопрос, с чего начать логику. Обосновывает, что надо начать с единственного понятия. Это – бытие. Мы абстрагируемся от всех специфических черт, фиксируем голое существование объекта. Это абстракция, присущая всем объектам, которые существуют. Самая бедная, бессодержательная категория. Все остальные характеристики присущи предметам, которые обладают бытием. Не субъект, не Я, не фихтеанское Я, а бытие. Мировоззренческому рационализму Гегеля соответствует доминирование тенденции объективизма. Понятие бытия есть начало логики. Предельная абстрактность обусловливает то, что сутью, содержанием понятия бытия является ничто. Понятия «бытие» и «ничто» – противоположности, еще Демокрит говорил, что бытие – полное, а небытие – пустое, бытие присутствует, а небытие – ничего нет. Истиной понятия бытия является его логическая противоположность, понятие ничто. Оказывается, что в себе понятие бытия содержит свою собственную противоположность, но в качестве такого содержания, которое сразу не осознается. Когда осознаем, оно становится для себя содержанием. Надо употребить новое понятие, ничто. Это первый шаг саморазвития Абсолютной Идеи. Имеется бытие, то, что в себе, ничто, для себя, требуется синтез – надо найти третье понятие, в котором два понятия выступают в качестве моментов единства. Это – становление, либо переход от бытия к ничто, либо от ничто к бытию. Становление – синтез тезиса и антитезиса. Синтез должен сам рассматриваться как тезис.

           Результатом становления становится бытие с отрицанием, с границей, или определенное бытие, нечто. Это антитезис. Так определенное бытие выражается понятием качества. По Гегелю, качество есть определенность, тождественная бытию вещи. Есть качество – есть данный предмет.

           Здесь тонкий переход. Если мы имеем бытие, ничто, становление, качество, никаких определенностей нет, мы имеем нечто как бытие с отрицанием, но без дальнейших определений, только предел. За этим пределом тоже есть нечто, тоже имеющее предел. Этих нечто как минимум два. Это два объекта, между которыми граница. Переход к количеству. Этих нечто неопределенно много. Гегель определяет количество как определенность, безразличную к бытию предмета. Противоположность качества (тождественного с бытием). Опять тезис и антитезис. Синтез – мера есть качественно определенное количество. Гегель детально исследует содержание понятий «качество» и «количество», фиксирует их противоречивость: конечное – бесконечное, единое – многое, дискретное – непрерывное, простое – сложное. Раскрывая противоречивость этих понятий, Гегель пытается показать текучесть, изменчивость, взаимные переходы этих пар понятий и формулирует закон перехода количественных изменений в качественные. Раскрывает механизм процессов изменения бытия, подготовку качественных изменений количественными изменениями, «невинными», незаметными.

           Гегель подчеркивает, что во всех сферах бытия мы наблюдаем незначительные количественные изменения, но в конце концов маленькое изменение приводит к обвальному качественному скачку (закипание воды, замерзание воды, революции в обществе, переходы видообразования, ценностная переориентация). Формулирует всеобщность действия этого закона. Мера – интервал количественных изменений, которые могут происходить при сохранении данного качества. При нарушении меры достигается новая мера, с новым сохранением качества. Это – узловая линия меры. Переход от одной меры к другой – изменение качества, скачок, перерыв в постепенности.

           Мысль о единстве прерывности и непрерывности вносила существенный элемент в идею развития. Только у Гегеля полный учет этих элементов. Кун ничего нового не внес, кроме отрицания объективной истинности научного знания. Схема от Гегеля. Закон перехода количественных изменений в качественные позволяет посмотреть на развитие с другой стороны. Гегель диалектически сочетает простую эволюцию без качественных изменений и катастрофизм, формулирует закон.

Понятие меры важно для Гегеля и как понятие, которое подготавливает переход к антитезису всей большой триады по всей «Науке логики».

n учение о бытии – тезис

n учение о сущности – антитезис

n учение о понятии – синтез.

           Понятие меры – завершающее понятие учения о бытии и одновременно то понятие, которое в себе содержит возможность перехода к понятию сущности.

           «В процессе меры мы получаем... подвергшееся отрицанию в своих определениях снятое бытие, которое есть сущность». Сущность есть снятое бытие.

           Понятие меры есть та ступень развития гегелевской логики, на которой еще сохраняется характеристика, специфическая именно для бытия, т. е. «непосредственность». Понятие бытия выражает непосредственность того, что характеризуется как существующее.

           Мера – относительное тождество количественных характеристик и качественной определенности. В рамках меры еще имеется непосредственность данного тождества, поэтому еще бытие.

           Но осуществляется опосредование качества количеством и наоборот. В рамках этого единства имеется отношение качества к количеству и количества к качеству – следовательно, имеется опосредование. Непосредственность снимается, тождество снимает само себя. Бытие приходит в отношение с самим собой. Вывод Гегеля: мера есть в себе сущность.

           Мера есть сущность. В себе – еще не выражена явно, для выражения требуется понятие сущности. Сущность есть отношение; в бытии нет отношения. В сущности нет перехода в истинно другое, в сфере бытия такой переход был. В сфере сущности есть лишь различие, отношение чего-либо к его другому. В понятии меры мы имели соотнесенность в себе, неположенную соотнесенность. В сфере сущности соотнесенность выражается в явном виде. В бытии все непосредственно, в сущности все относительно. Бытие является всего лишь завесой, видимостью, за которой скрывается нечто другое, сущность. Сущность – то, что скрывается за явлениями. И то, и другое есть, и то, и другое опосредуется, непосредственность снята.

           Точка зрения сущности представляет собой точку зрения рефлексии, или удвоения объекта рассмотрения. Объект рассматривается как нечто непосредственное и как опосредованное чем-то другим.

           Другое – нечто пребывающее в вещах. Поэтому это другое отлично от бытия, а с другой стороны есть погруженное само в себя бытие.

           Таблица Менделеева. Бытие – непосредственная данность, водород, гелий, все элементы, до таблицы Менделеева всякий химик знал об их свойствах. Таблица Менделеева указывает, что за ними лежат атомные веса, количество электронов на орбитах. Все свойства обусловлены определенным местом в таблице, это уже сущность, которая определяет эти свойства. Понятие отношения сущности и явления предполагает опосредованность существованием. В таблице видим те же самые элементы, рассмотренные с точки зрения внутренней структуры. Имеют основание в глубинной структуре.

           Триада, составляющая учение Гегеля о сущности, включает в себя следующие понятия:

1. основание существования

2. явление

3. действительность.

           Каждому из этих понятий посвящена отдельная часть второй части логики.

           Поскольку сфера сущности – это сфера отношения, причем стороны отношения не исчезают, сохраняются, то сфера сущности выступает в качестве единства раздвоенного и раздвоенности единого, она внутренне противоречива. Гегель проводит тщательный анализ понятия противоречия, формулирует закон единства и борьбы противоположностей.

           Различие. Не каждое различие является противоположностью, а только существенное различие. Единство таких противоположностей есть противоречие. Гегель воспринял идею Шеллинга, что противоречия есть источник любого самодвижения. Противоречия движут миром, и смешно говорить, что их нельзя мыслить. Здесь Гегель опирается на данные естествознания. Полярность—противоположность проходят через всю природу.

           Решая, вслед за Шеллингом, ту проблему движения, которую. Не решили французские материалисты и Толанд, он говорит, что противоречия – источник самодвижения. Он уделяет особое внимание проблеме мышления противоречий. Человеку, который привык к законам классической логики, не смешно. Основная аксиома любого мышления – закон недопущения противоречий. Гегель чрезвычайно много внимания уделяет проблеме соотношения формальной и диалектической логики. Он рассматривает закон недопущения противоречия в формальной логике. Это различные сферы деятельности: формальная логика – это рассудочное мышление, оно различает противоположности и разводит их; диалектика показывает переход противоположностей друг в друга. Принцип недопущения противоположностей – но формальная логика мыслит противоположностями. Сократ есть человек. Единичное есть общее, происходит отождествление единичного с общим. Нарушили закон. Гегель, Маркс, Ленин – искусные диалектики.

           Не только Гегель занимался критикой формальной логики и демонстрировал ее ограниченность. Анри Бергсон добился чрезвычайной популярности, почти один в один высказывая ту же точку зрения. Гегель после критики рассудочной манеры мышления дал позитивно-разумное мышление. А Бергсон обратился к интуиции, пришел к мистике.

           Противоречие снимается само через себя, полученный результат – основание из триады, которая раскрывает сущность.

           Моменты этого отношения составляют единство и поэтому, поскольку это противоположные моменты, они продолжают существовать «неспокойно», «отталкивая само себя от самого себя». Основание есть основание лишь постольку, поскольку оно обосновывает.

           Сущность есть основание чего-то иного. Из основания проистекает существование, и существующий мир есть бесконечное сцепление оснований и обосновываемых.

           Мы возвращаемся к непосредственности, характеризующей бытие. Непосредственность – результат снятия опосредованности. Имеет место отрицание отрицания.

           Дальнейшее развитие этого ряда категория – явление. Сущность есть основание явления, «сущность должна являться». Должна – как у Фихте, Шеллинга.

           Сущность отнюдь не находится за пределами явлений, по ту сторону явлений. Напоминаем о Канте, вещь в себе по ту сторону мира феноменального. Гегель явно полемизирует с Кантом.

           В связи с понятием явления в «Науке логики» обращается к анализу понятия «закон». В «Энциклопедии» отношение явления с собой имеют форму в самом себе и обладают формой как существенной устойчивостью. Закон – существенное отношение. Царство законов – отображение существующего или являющегося мира. Закон есть определенный тип отношения. Отношение составляет специфику сферы сущности.

           Существенные отношения есть определенный способ явления, все, что существует, находится в отношении. Существующий мир закономерен. Гегель вводит триаду отношений:

1. целое и части

2. сила и ее обнаружение

3. внутреннее и внешнее.

           Как и все триады, эта триада устроена по принципу: 1 – непосредственное отношение, 2—отрицательное отношение (к себе), 3 – положительное отношение как снятие отрицательной формы предыдущего члена. Отношение внутреннего и внешнего есть истина отношения силы и ее обнаружения (проявления). Итак, непосредственное отношение, отрицательное отношение, положительное отношение как отрицание отрицания. Каждую из этих оппозиций он рассматривает детально.

           Диалектика внутреннего и внешнего – оппозиция Канту, внутреннее – то, что имеет проявление вовне. Применяет к анализу социальной реальности – роль великой личности в истории. Не соглашается с позицией, что все люди получают не то, что они хотели. Великие люди хотели того, что они сделали, и сделали то, что хотели. Внутреннее и внешнее находятся в диалектическом соотношении.

           Понятие действительности – второй член триады о сущности.

           Действительность есть ставшее непосредственным единство сущности и существования, или внутреннего и внешнего. Действительность есть синтез внутреннего и внешнего, выраженный специальным понятием единства. Гегель как бы раскрывает содержание цитаты – обнаружение действительного есть само действительное, так как оно – существующее во внешнем непосредственном существовании.

           Действительность есть одновременно существующее и имеющее основание существования в сущности, или сущность, которая постоянно существует, поскольку она проявляется вовне.

           Раскрывает диалектику понятия действительности Гегель в два приема.

           Сначала – содержание категории действительности – три понятия: возможность, случайность и необходимость. Рассматривает еще три понятия – субстанциальное отношение, причинное отношение и взаимодействие. Напоминает о категориях Канта – понятие модальности, 4 группа, возможность, действительность, необходимость. Субстанция, акциденция, причинность, действие, взаимодействие – 3 группа категорий Канта.

           Понятие возможности. Гегель детализирует содержание этого понятия, различает абстрактную и конкретную возможности. Абстрактная возможность соотносится с понятием невозможности. То, что является не-невозможным – абстрактная возможность. Напоминает понятие случайности у Лейбница – случайно то, что является не-невозможным. Если имеется абстрактная возможность, то, по Гегелю, в рамках абстрактной возможности можно говорить о случайности. Случайность – то, что имеет основание своего бытия не в себе самом. Опять лейбницевская традиция: по Лейбницу, не метафизическая необходимость – то, что опирается на закон достаточного основания, имеет основания не в себе самом, а вовне. Один из самых слабых пунктов в позиции Гегеля. Присоединяется к традиции, говорит, что случайность – то, что имеет своим источником внешнюю причину. Эту позицию воспринял Плеханов, она была господствующей в советской литературе. На эту позицию опирался французский философ конца 19 века Курно, это тенденция фатализма. Не спасло от фатализма и Лейбница.

           Более ценное положение Гегеля: случайность объективна. Нельзя полагать, что случайность – наши субъективные представления. Если мы устраним субъективность, случайность не исчезает. Случайность – объективная характеристика определенных явлений. Слабость позиции – для мира в целом ничего внешнего нет, случайности не обнаруживается. Картина мира фаталистическая, несмотря на объективность случайности.

           Конкретная возможность соотносится с понятием необходимости. Когда все условия имеются налицо, предмет необходимо должен стать действительным. Необходимое необходимо потому, что таков круг обстоятельств.

           Гегель затрагивает круг вопросов, связанных с соотношением необходимости и свободы. Вслед за Гоббсом, Спинозой, Шеллингом подчеркивает, что противопоставлять необходимость и свободу нет оснований. Несвобода – там, где необходимость действует вслепую, там, где не постигается в понятиях. Есть сфера явлений, где нет деятельности вслепую – это целесообразная деятельность. Цель заранее определяет направление нашей деятельности. Мы действуем не вслепую, наша деятельность «зряча». В целесообразной деятельности человек реализует единство свободы и необходимости.

           Вторая триада, конкретизирующая понятие действительности, трактует необходимость как отношение. Сначала Гегель касается отношений субстанциальности и акцидентальности, затем рассматривает причинное отношение, а затем – взаимодействие.

           В понятии субстанции апеллирует к Спинозе. Спиноза разработал содержательную сторону понимания этого понятия. Оно выступает как нечто непосредственное, то, что не затронуто опосредованием – у Спинозы. Опосредование субстанции происходит через причинное отношение, субстанция – причина, производящая действие.

           Взаимодействие – причинное отношение двух субстанций, причинное отношение в полном развитии. Во взаимодействии участвуют две стороны. Если их брать как момент чего-то третьего, единого, то этим единым будет понятие.

           Третий раздел логики Гегеля – учение о понятии.

           Понятие есть третье, или единство двух сторон взаимодействия. Таким образом, он пытается из конечного результата своего учения о сущности перейти к очередному разделу – учению о понятии. Это заключительный раздел после учения о бытии и учения о сущности. Синтез. Понятие есть истина бытия и сущности. Это непосредственное изучение сущности (двойная генеалогия) и вытекающее из синтеза учение о бытии и сущности.

           Понятие – единство бытия и сущности. Поскольку понятие – единство, то и бытие, и сущность выступают в понятии как несамостоятельные моменты понятия. Понятие есть тотальность, «подлинная тотальность и сущая для себя субстанциальная мощь».

           Гегель достигает нескольких целей:

1) подтверждает свою приверженность объективному идеализму в противовес материализму. Понятие, а не предмет – истинно первое. Вещи есть то, что они есть, благодаря открывающемуся в вещах понятию. Первична не вещь, а понятие. В нашем религиозном сознании мы выражаем это тем, что Бог сотворил мир из ничего. Полнота божественных мыслей и предначертаний.

2) противопоставляет свою гносеологическую позицию эмпирицизму. «Ошибочно думать, что сначала предметы образуют содержание наших представлений», а затем идет абстрагирование. Понятие есть первое. Эмпирицистская позиция: есть опыт, результатом чувственного восприятия является представление о вещах, затем абстрагирование, затем понятие как результат познавательной деятельности. Для Гегеля это неприемлемо. Понятие – истинно первое, вещи потом порождаются через божественное творение, потом опыт и все остальное.

3) противопоставляет свою позицию абстрактно-рассудочной точке зрения (метафизике). Подчеркивает конкретность понятий. Понятие – истинно всеобщее, а истинно всеобщее – то, что содержит момент всеобщего, момент особенного и момент единичного. Антидиалектическое мышление берет всеобщее как противоположное единичному. Гегель: понятие есть результат восхождения от абстрактного к конкретному. Само понятие всегда конкретно как единство абстрактных моментов, которые были пройдены Абсолютной Идеей. Это позволяет характеризовать гегелевскую философию как «реалистическую философию». Единство многообразия – конкретное, а не абстрактное. Чем более конкретно понятие, тем более реально его содержание. Этим завершает третий раздел логики. Понятие – конкретный синтез всех достижений.

           Трактовка понятия Гегелем отличается от рассудочной трактовки понятия. Триада – три раздела:

1. Субъективное понятие

2. Объект

3. Идея.

           В первом разделе развивается учение о субъективном понятии. Три вопроса – понятие как таковое, суждение, умозаключение. Внимание Гегеля сосредотачивается на том, что является содержанием формальной логики. Единство всеобщности, особенности и единичности. Это дает возможность перейти к учению о суждении. Суждение – развертывание конкретности. В соответствии с типами развертывания этой конкретности, выделяются типы суждения. Их четыре. Это:

n количественное суждение – суждение наличного бытия

n рефлексивные суждения

n суждения необходимости

n суждение понятия.

           Суждения сущности делятся на два класса. Они выстраиваются по схеме углубления знания.

           Учение об умозаключении. Умозаключение – единство понятия и суждения (синтез предшествующих форм). Гегель классифицирует умозаключения как этапы углубления познания, от поверхностных до углубленных.

1. Самое поверхностное – качественно-предметное умозаключение.

2. Умозаключение рефлексии.

3. Умозаключение необходимости, аподиктическое умозаключение.

           Общим результатом развертывания субъективного понятия является переход к объекту. И понятие, и суждение, и умозаключение обладают объективным содержанием, и переход есть выявление объективного содержания.

           Логика совпадает с онтологией. Три формы:

1. Механизм.

2. Химизм.

3. Целевое отношение.

           Механизм – апелляция к механике как к науке.

           Химизм – объекты суть то, что они суть, только через отношение друг к другу.

           Первый раздел соответствует учению о бытии, второй – учению о сущности, третий – преодоление внешности и непосредственности, в которые понятие было погружено, когда рассматривалось как объект (в химизме).

           Все эти переходы – лишь видимость обоснования, но содержание есть: он пытается рассмотреть процесс саморазвития природы и переход от неживой природы к живой. Именно объекты живой природы характеризуются внутренней целесообразностью аспектов их жизнедеятельности. Понятие жизнь выступает центральным понятием в разделе «Идея».

           Жизнь Гегель рассматривает как неопосредованную идею (тезис). Антитезис – опосредованная идея, познание. Первая цель познания – стремление к истине. Это дело познания как теоретической деятельности (то же, что у Канта моральная деятельность – осуществление добра). Его реализует воля. Единство теоретическое и практической деятельности Гегель характеризует как Абсолютную Идею. Абсолютная Идея – это абсолютная и полная истина, мыслящая самое себя. Абсолютная Идея – идея, которая мыслит самое себя во всем богатстве содержания, которое выявляется всем ходом предшествующего саморазвития идеи. Гегель замечает: вы спросите, что она мыслит. Ответ – читайте все предшествующее содержание. Гегель на этом не заканчивает. Кратко рассматривает сущность диалектического метода. «Абсолютная Идея в своей абсолютной истине решается свободно отпустить из самое себя природу». Фейербах – большой знаток Гегеля. По его словам, это мистика. Идея, достигнув полноты своего саморазвития, решается отпустить из себя природу.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...