Мозговой штурм с остановками «стоп-энд-гоу»
Мозговой штурм разделен на этапы. Идеи генерируются в течение трех-пяти минут, а затем группа хранит молчание в течение трех-пяти минут. Это позволяет участникам собраться с мыслями и сосредоточиться на идеях, которые были выдвинуты до этого момента. После этого идеи вновь генерируются в течение дополнительных трех - пяти минут. а) Паузы в процессе мозгового штурма (Майкл С. Слокум). Поток создания идей включает в себя несколько этапов: Первый этап: Много простых идей. Первая пауза. Идеи достраиваются и комбинируются. Вторая пауза. Выбор более глубоких идей. Третья пауза. Идеи исчерпаны. Метод Гордона(техника последовательного раскрытия) Этот метод был предложен Уильямом Гордоном, когда он в 1950-х годах работал для Arthur D. Little Invention Design Unit. (Назван А. Ванганди - Гордон-Литл-метод, 1981). Гордон заметил, что участники мозгового штурма часто ищут идеальное или очевидное решение и их быстрое нахождение приостанавливает реальный творческий процесс. Он предложил процедуру, которая помогала избежать быстрого нахождения решения проблемы, тенденциозности процесса генерирования идей и его преждевременного прекращения. Метод предполагает, что участники изначально не должны знать, в чем состоит реальная проблема. Проблема первоначально представляется предельно широкой, обобщенной и теоретической форме и более специфические подробности и детали раскрываются постепенно шаг за шагом. Так лидер изначально определяет основополагающую концепцию проблемы или лежащий в ее основе принцип и постепенно раскрывает все больше и больше относящейся к ней информации. Основные этапы: 1. На начальном этапе лидер в самых общих чертах описывает ситуацию и представляет проблему в очень абстрактной и теоретической форме, что позволяет участникам думать о ней более открыто.
2. Лидер попросит участников предложить идеи для решения проблемы, представленной в абстрактной форме. 3. Лидер поэтапно вводит ключевые элементов информации, связанные с проблемой. 4. Лидер и участники поэтапно переформулируют проблему на менее абстрактном уровне. 5. Лидер представляет группе исходную задачу. 6. Группа, использует ранее созданные идеи, как стимулы и триггеры для нахождение практического решения исходной задачи Мозговой штурм Роулинсона Метод предложен (Дж. Г. Роулинсоном, 1970). При нем групповое взаимодействие не имеет особого значения. Его проведение особенно эффективно в неподготовленных группах, в которых взаимодействие между членами группы ослаблено, а все мысли участников направлены на фасилитатора и секретаря. Основные этапы: 1. Обладатель проблемы просто представляет ее участникам, а также сообщает о идеальной ситуации к которой он стремится. 2. Затем он сообщает о своем пути решения проблемы, трудностях с которыми он столкнулся, также о желаемом идеальном решении. 3. Другие члены группы представляют свои решения непосредственно фасилитатору в коротких фразах из двух слов. 4. Фасилитатор сосредотачивается на тех идеях, которые он считает наиболее полезным и дает им новую интерпретацию. Калейдоскопический мозговой штурм (KBS) (Тихий мозговой штурм) или «Конференция множественных интеллектов» (MMC) (д-р. Мурти) Это новый подход к мозговому штурму, в том числе и к различным вариантам его использования. В качестве инструментов Калейдоскопического мозгового штурма эффективно используются различные степени и режимы молчания и общения. Основные этапы: 1. Первоначальное генерирование идей Сессия проводится в обычном режиме, в котором участники высказывают свои идеи по кругу или случайным образом в выделенное для этого время. Фасилитатор может использовать для этой сессии. любой формат обычного мозгового штурма. Наиболее эффективным будет формат удобный как для фасилитатора так и для участников.
2.Тихий мозговой штурм. 2.1. Этап тихого мозгового штурма требует от всех членов команды перестать говорить и думать о идеях. 2.2. Каждый участник мозгового штурма записывает свои идеи. 2.3. Участники должны предположить какие идеи выдвигают и записывают другие участники. В идеале участники должны угадать какие идеи выдвигают все участники. Все члены группы поощряются к проникновению в сознание других участников, к сопереживанию, к умению "поставить себя на место другого" - как к методу интуитивного и предельно точного предположения. 3. Презентация идей мозгового штурма На этом этапе каждый из участников зачитывает свои собственные идеи, а также свои лучшие догадки идей других участников. Во время этой презентации, другие просто слушают участника. В свою очередь каждый участник дает аналогичные презентации. 4. Обсуждение идей мозгового штурма Презентации сопровождаются подробным обсуждением. Участники могут обсудить, почему и как они догадались о идеях других. Каждый участник может также комментировать догадки других участников, подтверждать и уточнять их. В этом смысле данная активность помогает открыть глубинные области сознания, что, в свою очередь, способствует лучшему пониманию, отношений, связей, коллективной работы и сотрудничества. Дальнейшее чередование «тихих» и «говорящих» сессий - калейдоскопический эффект. В дальнейшем повторяются «тихие» сессии с целью увеличения глубины и сложности мыслительного процесса участников. В частности участники должны думать и предполагать, как другие участники думают о идеях других. Это опять-таки делается молча, вместе. Сознания участников действуют как зеркала, создающие множественные отражения друг от друга, как несколько маленьких стеклышек внутри калейдоскопа создающих прекрасные паттерны и узоры. Метод «дерзких идей» Основное назначение этого метода заключается в выявлении революционных идей улучшения процесса, продукта или услуги.
Эта техника стимулирует участников проводить мозговой штурм «out-of-the box», с целью генерации действительно возмутительных и диких идей. Лидер может приостановить нормальный ход сессии и попросить членов группы просто записать фантастические или сказочные идеи решения проблемы. Далее, различные предложения собираются и записываются на флип-чарте. Каждая фантастическая идея подвергается процедуре мозгового штурма, пока не переводится в реалистическое решение. Хотя «бредовые» и «дикие» идеи могут сами по себе и не быть продуктивными, но они могут стимулировать других к нахождению более эффективных идей. Основные этапы: 1. Ведущий знакомит с правилами этого вида мозгового штурма и приводит несколько диким и фантастических идей решения поставленной задачи. 2. Участники генерировать другие дикие, безумные идеи или используют другие как стимулы. 3. Ведущий не позволяют участникам вернуться к обычной генерации идей, записывает идеи и составляет окончательный список идей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|