Брейнрайтинг с общим фондом. (brainwriting pool)
Этот вариант мозгового штурма был разработан в Институте Баттелле, Франкфурт, Германия. Брейнрайтинг с общим фондом является методом генерирования идей, в котором новые идеи стимулируются записанными на бумаге, а не произнесенными вслух идеями участников. Отсутствие речевого взаимодействия в этом методе предотвращает негативные последствия, которые часто сопровождают групповые дискуссии и усиливает его фактом анонимности. Основные этапы: 1. Лидер представляет проблему группе или записывает ее на большом листе бумаги. 2. Участники молча записывают свои идеи на карточках или на листках бумаги. 3. Каждый участник кладет карточку с идеей в центр стола (пул), беря взамен карточку, которую положил туда другой участник. 4. Каждый достает одну или несколько карточек с идеями. После их прочтения, он создает новые идеи и записывает их на карточках. Члены группы могут создавать новые идеи, изменять или дополнять существующие идеи. Карточки вновь вновь возвращаются в общий фонд и обмениваются на карточки других. 5. Этот процесс продолжается в течение примерно 30 минут. В конце этого времени, все идеи, размещаются на флип-чарте для последующей оценки. Метод галереи Метод Галереи- методика, разработанная институтом Баттелле и улучшенная А. Ван Ганди, 1981 и другими. В этом методе участники движутся мимо идей (как в картинной галерее), а не идеи движутся мимо участников. В комнате размещаются несколько флип чартов с листами бумаги, на которых участники записывают свои идеи. Участники прогуливаются по комнате и читают идеи других участников и придумывают другие, связанные с ними идеи, которые они добавляют в список. Отличительной особенностью Метод Галереи является то, что члены группы имеют право передвигаться и во время перерыва (инкубационный период).
Также могут использоваться карточки или листы бумаги, которые с записанными на них идеях, размещаются для обозрения на флип-чартах. Это приводит к рождению новых или достраиванию уже размещенных идей. Основные этапы: 1.Флип-чарты с листами бумаги, на которых крупными буквами написана проблема, размещаются в разных местах комнаты, (размер группы составляет 5-7 человек). Проблема должна быть обсуждена участниками с целью ее прояснения. 2. Члены группы молча записывают идеи на листах бумаги (они могут быть записаны на листках или карточках и прикреплены на флип чартах). Записи должны быть крупными, ясными и краткими, для того, чтобы участники легко могли читать их содержание. 3. После 20-30 минут работы, делается перерыв и участникам предоставляется 15 минут, для того, чтобы прочитать идеи на других флип-чарты и сделать свои записи. 4.Участники возвращаются к своим флип чартам, и продолжают генерировать собственные идеи или улучшать идеи других. 5. Когда идеи иссякают, необходимо повторить шаги 3 и 4, либо близка идея генерирующей фазы. 6. После завершения процесса создания идей, все идеи, объединяются вместе, сортируются и классифицируются. 7. Группа изучает идеи и выбирает те, которые достойны дальнейшего рассмотрения или реализации. Недостатки этого метода, заключаются в том, что движение участников может отвлекать внимание, он лишен анонимности, а также существует риск конкуренции между участниками во время перерыва и просмотра. Мозговой штурм c постами. Вся группа делится на небольшие группы от трех до пяти участников (создается по крайней мере три малые группы). Каждая малая группа создает и записывает свои идеи на отдельных клейких листках -постах. После заданного времени, полная группа собирается вместе и размещает все листки на флип-чартах или стене. Все идеи группируются по категориям, темам или по схожести. Из каждой категории выбираются лучшие идеи и собираются вместе.
Демонстрационный мозговой штурм. Вся группа делится на маленькие группы. Каждая группа создает идеи и размещает их на своем флип-чарте. После заданного времени, группы выделяют лучшую идею и размещают их на своем флип-чарте. Затем группы, переходят к другим флип-чартам и взвешивают все за и против каждой лучшей идеи. После прохождения всех демонстрационных досок, вся группа вновь собирается в полном составе и выбирает лучшую идею или идеи. Брейнволкинг (мозговой штурм в движении). Метод брейнволкинг похож на брейрайтинг, но в этом случае, участники пишут свои идеи на больших листах бумаги, размещенных на стене. Каждый лист бумаги имеет тему, связанную с главной проблемой, и участники могут прогуливаться и добавлять комментарии на листах. Этот метод хорошо подходит для мобильных и энергичных участников, которые не хотят проводить всю сессию сидя на одном месте. 6-3-5 Брейнрайтинг (6-3-5 метод, метод 635) - является групповым методом творчества, первоначально разработанный Берндом Рорбахом (1968). Название брейнрайтинг 6-3-5 происходит из схемы процесса мозгового штурма, включающего группу из 6 участников, которые должны записывать по 3 идеи на отдельные карточки каждые 5 минут. Участникам предлагается для вдохновения и стимулирования творческого процесса использовать идеи других членов группы. После 6 раундов за 30 минут члены группы создают в общей сложности до 108 идей. Основные этапы: 1. Каждый участник получает пустой «6-3-5 бланк». 2. Каждый пишет определение проблемы в верхней части их рабочего листа. 3. Каждый участник в течение 5 минут записывает три идеи решения проблемы в верхней строке листа. 4. По истечении 5 минут участники передают свои листы с записанными идеями участнику слева (или справа). 5. Участники читают все переданные им идеи, развивают их или добавляют еще три идеи. 6. Этот процесс продолжается, пока каждый из участников не получит обратно свой собственный бланк. 7. На заключительном этапе все идеи группируются и регистрируются.
Преимущества. Это легкая процедура обмена знаниями, создания новых идей на основе предыдущих. Метод снимает внутренние и внешние барьеры и делает каждого участника активным участником процесса. Недостатки. Как и в обычном мозговом штурме, количество идей не всегда гарантирует их качества. Игровой мозговой штурм Этот метод может проводиться форме игры -соревнования. В то же время, в данном методе игра и атмосфера веселья преобладают над духом соревнования и конкуренции, поэтому фасилитатор игрового мозгового штурма должен объявить участникам, что в этой игре не может быть проигравших. Основные этапы: 1. Ведущий наглядно представляет проблему и объясняет, что победителем игры станет тот, кто придумывает больше самых неожиданных решений. 2. Посредник передает каждому члену группы определенное количество пустых карточек. 3. Участники стараются придумать совершенно неправдоподобные решения и записывают их в каждую карточку отдельно. 4. Карты затем размещаются на демонстрационной доске. Участникам предоставляется 15 минут, чтобы молча прочитать все решения и проголосовать за самые невероятные идеи. Каждый член группы имеет два голоса (например, две липкие звезды). 5. Затем все собираются вместе и сообща выбирают самые лучшие идеи. Преимущества. Формат игры может быть особенно полезен в учебных программах. Очень мало навыков необходимо для проведения этой упрощенной процедуры. Недостатки. Игра может занимать больше времени, чем некоторые другие методы брейнрайтинга.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|