Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Метод номинальных групп(А. Л. Дельбек, Э. Г. Ван Де Вен, 1971)




Этот метод был разработан А. Л. Дельбеком, Э. Г. Ван де Веном (1971)

и был применен в программах обучения для взрослых К.Р. Ведросом.

Структура метода разработанная на основе мозгового штурма и Брейнрайтинга включает:

а) 10 участников и опытного фасилитатора.

б) 3-4 группы до 10 человек, с представителем каждой группы и одного общего фасилитатора.

Основополагающие принципы:

1. Номинальная группа состоит из нескольких человек, которые готовы работать в команде, созданной для решения проблемы.

2. Этот метод предоставляет всем участникам равные права в этом процессе.

Вклад всех участников поощряется и идея каждого человека принимается вне зависимости, уникальная или нет.

3. В данном методе сбор идей обеспечивается определенным уровнем анонимности.

4. Метод используется для создания список ранжированных идей.

Основные характеристики метода:

1. Молчаливая генерация идей в письменной форме.

2. Обратная связь между членами группы в формате круглого стола с последующей краткой записью каждой идеи на флип-чарт.

3. Обсуждение каждой записанной идеи для уточнения и оценки.

4. Индивидуальное голосование и выбор приоритетных идей группового решения обеспечивается математическими процедурами ранжирования или рейтингования.

Данный метод реализовывается с помощью различных процедур, однако его классическая форма включает следующие этапы.

Основные этапы:

1. Участникам предлагается анонимно записать свои идеи (10 минут).

2. Формат круглого стола, позволяет каждому участнику по очереди, зачитывать одну идею, которую фасилитатор, сохраняя последовательную нумерацию записывает на флип-чарте для всеобщего обозрения. Эта процедура повторяется до тех пор, пока все идеи исчерпываются и не исключаются все повторы.

3. Фасилитатор инициирует обсуждение с целью уточнения идей и исследования связей. Обсуждение и разъяснение идей проводится в спокойной и контролируемой обстановке, с целью избегания жарких дебатов. Данный процесс называется дистилляция.

4. Предварительное голосование по каждой идее, как правило, осуществляется с помощью метода Анонимного голосования.

5. Дальнейшее обсуждение и голосование, необходимо, если в результате не было достигнуто согласие. Шаги 3 - 4 могут быть повторены и любые идеи, получившие голоса, вновь обсуждаются для дальнейшего прояснения.

6. Лучшие идеи могут быть переданы в специализированные отделы, подразделения или группы мозгового штурма. Так, одна группа может работать над цветом продукта, другая работать над его размером и так далее. Каждая отдельная группа возвращается в полную группу для ранжирования полученных идей.

Массовый мозговой штурм

(Дж. Дональд Филлипс, 1948).

Большая группы разбивается на малые группы, которые обсуждают конкретные аспекты главной темы. Малая группа может решать отдельные части общей проблемы или заниматься решением конкретных подзадач. Лидер делит группу на несколько небольших групп и предлагает им несколько подзадач, подготовленных заранее.

Вариация

Метод Филлипса 66. Аудитория делится на подгруппы из шести человек, которые генерируют идеи в течение шести минут. Каждая группа выбирает секретаря, который записывает идеи и сообщает о них в большой группе.

Основные этапы:

1. Лидер делит аудиторию на более мелкие группы (3-8 членов, в идеале-6).

2. Для каждой группы избирается секретарь и устанавливаются сроки обсуждения (6-10 минут).

3. Группа генерирует идеи решения проблемы.

4. Секретари представляет идеи малой группы большой группе для дальнейшего обсуждения.

Ролевой мозговой штурм

(Р.E.Григгс, 1985), описан Aртуром Б. Ванганди (1988).

Участники отождествляются с другой личностью и рассматривают проблемы и решения с различных точек зрения. Это позволяет им придумать идеи, предлагая которые они обычно не чувствуют себя комфортно, но могут свободно выражаться с позиции кого-то другого.

Участники пытаются ответить на такие вопросы как: Что бы вы сделали, если бы вы были кем-то другим? Вашими родителями? Вашем учителем? Вашим начальником? Вашим партнером? Ваш лучшим другом? Вашим врагом?

Основные этапы:

1. Придумайте какую-либо личность или выберете того, кого-то, вы знаете.

2. Отождествитесь с этой личностью или условно представьте "этот человек предложил бы....."

3. Генерируйте идеи с позиции этой личности.

4. Изменение ролей. Теперь попробуйте отождествиться с другой личностью и продолжайте генерировать идеи.

Метод вращающихся ролей

Чередование ролей позволяет участникам выдвигать различные точки зрения с позиций владельца процесса или заинтересованных сторон, высказывать мнения, которые часто не проявляются, если эти роли не "разыгрываются".

Вариант 1

Основные этапы:

1. Ведущий готовит колесо с названием ролей и записывает проблему в центре колеса. Также для каждой роли готовятся карточки и флип-чарты.

2. Участники садятся вокруг стола.

3. Каждый участник рассматривает проблему из своей нынешней роли и записывает проблемы, взгляды, идеи или рекомендации на соответствующим флип-чарте, подготовленном для этой роли.

4. После того как этап закончивается, колесо поворачивается на одну позицию или, как вариант, участники переходят к следующему стулу.

5. Этот процесс вращения продолжается, и идеи записываются на флип-чарты, пока все участники не пройдут все роли. Отказы не допускается.

6. Фасилитатор заканчивает сессию и собирает всю картографическую информацию на флип-чартах для последующего командного решения проблемы

Вариант 2

Основные этапы:

1. Участники генерируют идеи с точки зрения воображаемых личностей

2. Они записывают идеи на вывешенных листах бумаги с именем воображаемых личностей.

3. Участники могут ходить от листа к листу и записывать идеи с разных позиций.

Метод голубых листков

Был разработан K. Кроуфордом из Университета Южной Калифорнии (США) в 1920-х годах.

Это организованный процесс применяющийся для сбора идей в больших группах даже до 5000 человек, хотя намного проще его использовать в лекционных залах и группах от 50 до 200 участников. Этот инструмент особенно полезен на ранних стадиях развития групп.

Он был использован для сбора стратегической информации, генерирования творческих идей повышения качества услуг, проведения стратегических сессий планирования и практики поддержки управления.

Традиционно, голубые листки создаются путем разрезания листа бумаги 21x29см на восемь частей.

Основные этапы:

1. Ведущий группы раздает стопку голубых листков каждому участнику (от 5 до 50 листов, в зависимости от того, как много идей, вы хотите получить)

2. Затем он описывает цель сессии, такую как генерация идей решения проблемы или "разработка видения".

3. Ведущий формулирует проблему или творческую задачу с помощью таких вопросов, как: ".? Как мы можем...", "Каким образом мы могли бы...".

4. Ведущий просит группу генерировать идеи на заданную тему. Идеи должны быть написаны как краткие мысли по одной идее на листке. Как вариант, размещается изображение или слово, которые служат в качестве триггеров для всей группы или организация участников для работы по двое или по трое.

5. Когда участники устают и их идеи иссякают или же заканчивается время (обычно 5 - 10 минут), ведущий собирает голубые листки.

6. Группа изучает и сопоставляет голубые листки, сортирует их по категориям, организует идеи по сходству, степени полезности, приоритетам и их использованию для инициирования новых мыслей. Это может быть достигнуто путем разложения на столе, прикрепления на стене или размещения их в коробках.

7. После того как идеи сортируются и обсуждаются, группа определяет лучшие идеи и решает как они будут использоваться.

Преимущества.

1. В данном методе обеспечивается анонимность, а его игровой уровень создает равные возможности для участников.

2. Голубые листки являются отличными ловушками идей.

3. Этот метод может дать аудитории чувство сопричастности.

4. Он может использоваться, когда нет времени или возможности для обсуждения идей, и необходимо просто собрать мысли участников.

5. Этот метод может успешно использоваться для достижения большого числа идей в короткое время.

Метод ПИН-карт

Данный вариант мозгового штурма разработанный Институтом Баттелле (Х. Гешке и др., 1981). В качестве пин-карт, могут быть использованы карточки или посты (каждый участник, получает карточку определенного цвета), которые после заполнения немедленно передаются соседу справа, создавая их движение вокруг стола. Метод обеспечивает поочередность ответов и учитывает индивидуальный вклад каждого участника, так как не является анонимным. Эта процедура требует от членов группы записывать свои идеи на разноцветных карточках и закреплять их на доске для групповой экспертизы.

Основные этапы:

1. Определение проблемы, записывается на видном месте на доске или пинборде. Группа из 5-8 участников, которые размещаются вокруг стола, обсуждает и уточняет его.

2. Стопки цветных карточек распределяются между членами группы, причем каждый участник получает карточку определенного цвета.

3. Члены группы молча записывают одну идею на каждой карточке и кладут ее в стопку для своего соседа справа.

4. Когда члену группы требуется вдохновение для создания новых идей, они выбирают карточку (триггер-карту) из стопки, созданной их соседом слева. Свежие идеи записываются на новых карточках и помещаются в стопку справа. (Триггер карта может быть сохранена или также передана направо.)

5. Таким образом карточки перемещаются в правлении слева направо для каждого участника. Лидер должен активно содействовать движению карточек, для избегания их накопления в стопках между отдельными участниками.

6. После 20 - 30 минут этой деятельности, все карточки собираются, размещаются на большой доске и сортируются по категориям. При этом одна из карточек или отдельная с названием темы, используются в качестве заголовков для разных столбцов.

7. Члены группы читают каждую карточку и, при необходимости, перемещают карточки между категориями, устраняя повторяющиеся идеи. Категории могут быть скорректированы и заголовки изменены при необходимости.

8. Лидер берет каждую карточку и просит участников давать замечания или задавать вопросы, с целью прояснения ее значения. Так как все идеи имеют цветовую маркировку, создатель и идеи может быть легко определен и, при необходимости, ему задаются прямые вопросы.

Преимущества.

Данный подход обладает многими преимуществами брейнрайтинга: он уменьшает беспокойство для лиц, которые имеют проблемы вербализации своих идей в группе и позволяет генерировать большее количество идей, чем в других процедур мозгового штурма.

Недостатки.

Узкие места часто возникают, когда член группы получает больше карт, чем передает дальше и, во-вторых, члены группы могут чувствовать на себе давление времени, вызванной установкой создавать так много идей, сколько возможно.

Метод KJ (Метод "Кей Джи"), «Диаграмма Родового Сходства» (Дзиро Кавакита, 1960)

KJ метод был разработан как «Диаграмма родового сходства» японскими антропологом Дзиро Кавакита в 1960-х годах и стал одним из семи методов управления и планирования современного японского менеджмента качества.

Это метод творчества и решения проблем, в котором идеи записываются на карточки, которые затем группируются, классифицируются, называются, подвергаются процедуре голосования и выбора.

KJ-метод стремится уделять особое внимание наиболее соответствующим, поддающимся проверке и важным идеям. Этот вариант мозгового штурма активизирует более молчаливых участников.

Основные этапы:

1. Определение фокусирующего вопроса или главной проблемы. Пример фокусирующего вопроса: Каковы основные препятствия, мешающие продажам нашей продукции?

2. Все члены группы записывают свои идеи на отдельных картах.

а) Анализ. Все значимые факты и информация записываются на отдельных картах и собираются вместе.

б) Генерация идей. С помощью мозгового штурма участники генерируют идеи и записывают их на отдельных карточках.

2. Затем каждый участник случайным образом размещает свои карточки на листе на доске или на стене, чтобы все карточки были хорошо видимыми для всех для всех. Участники читают записи других членов группы и добавляют свои новые идеи.

4. Каждый участник по очереди проводит группировку и категоризацию идей в то время как другие наблюдают. Аналогичные идеи собираются и размещаются вместе. Очень важно, что данный этап процедуры проводится без обсуждений.

5. Наименование каждой группы. Когда идеи группируются, каждому участнику предлагается выбрать заголовок для каждой группы и присвоить имя, которое фиксирует смысл группы. Для каждой группы необходимо написать подходящее, короткое название и поместить его сверху группы карточек. Полезно писать название группы цветными фламастерами или использовать отдельную карточку различного цвета.

6. Если есть много групп с похожими названиями, необходимо создать группы более высокого уровня- "супергруппы" и по-новому назвать их. Участники могут обсудить полученные схемы, любых удивительных паттернов, и особенно причин перемещения спорных карточек.

7. Голосование за наиболее важные группы. Каждый участник в демократической манере делится мнением о наиболее важных группах. Они могут сначала голосовать за лучшие группы, а затем за конкретные идеи в группах.

Процедуры голосования:

1. Дайте каждому участнику 3 -9 голосов (клейких звезд) для размещения их на лучших идеях или группах.

2. Дайте каждому участнику по 100 процентов для голосования.

3. Попросите участников проранжировать наиболее важные группы или идеи внутри групп.

После голосования учасники собирают все карточки с «голосами» на них, и размещают их на доске. Идеи с наибольшим числом голосов размещаются на самом верху.

8. Участники пытаются объяснить и выразить то, что полученные паттерны значат для них. Идеи решения проблемы часто возникают во время объяснения ее структуры. Команда проводит подробное и глубокое обсуждение наиболее важных результатов этой работы.

Преимущества

Данный метод позволяет команде быть творческой и конструктивно критической. Она помогает отделить факты от мнений. Это эффективный способ организации казалось бы несвязанных между собой фактов. Метод способствует эффективной совместной работе: все мысли и идеи выражаются, уточняются, обобщаются и приоритизируются на неконфронтационной основе. Метод снижает влияние наиболее разговорчивых или доминантных участников на групповые решения.

Метод cнежного кома

Метод назван по аналогии с увеличивающимся в размерах снежным комом, который скатывается по заснеженному склону. Реализация метода начинается с определения ключевых известных элементов, а затем их усиления за счет добавления новых идей и решений. Он представляет собой концентрацию идей, относящихся к одной и той же проблеме. Этот метод часто используется в областях и процессах, в которых отсутствуют разработанные теоретические схемы или образцы решений.

Основные этапы:

1. Один листок бумаги используется для записи созданных идей и возможных решений предлагаемой проблемы. Размер группы составляет до 5 человек.

2. Затем все записанные на листе бумаги идеи рассматриваются и группируются по принципу подобия.

3. Затем рассматриваются основные паттерны и отношения в группах идей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...