Мозговой штурм основан на двух основополагающих принципах:
1. Количество порождает качество. 2. Отсроченная оценка идей и регулируется четырьмя основными правилами: 1. Запрещается всякая критика 2. Приветствуются самые необычные и фантастические идеи 3. Количество идей важнее качества 4. Идеи комбинируются и улучшаются. Основные функции мозгового штурма: 1. Мозговой штурм является мощным инструментом творческого решения проблем. Данный метод помогает порождать новые продуктивные идеи и создавать эффективные решения. 2. Мозговой штурм мотивирует и развивает командное взаимодействие, активизирует коллективную работу и дискуссии. Групповое взаимодействие создает широкий спектр альтернатив и разнообразие точек зрения. Сила этого метода в создании синергетического эффекта, в высвобождении творческой энергии в рамках нового общего творческого пространства, в котором каждый усиливает и стимулирует другого, а новые идеи вырастают из других идей. Сущностью метода мозгового штурма является дивергентное мышление, а именно порождение большого количества различных идей и, следовательно, генерация разнообразия. Кроме того, большое количество идей служит сырьем и почвой, на которой вырастают эффективные практические решения проблем. Более того, именно генерация необычных, диких и глупых идей часто приводит к наиболее полезным и сильным решениям. Сущностными критерием эффективности мозгового штурма является количество генерируемых идей. Вот почему основной целью этого является преодоление внутренних и социальных барьеров, разрушение когнитивных шаблонов, привычек, стереотипов и инерции мышления. Следовательно основной целью ведущего является создание творческой, дружеской атмосферы комфорта и доверия, особого творческое пространства, в котором участники свободно, спонтанно и с удовольствием выдвигают новые идеи.
Личность ведущего и подбор группы чрезвычайно важны, так как является определяющей для результатов мозгового штурма. В групповой работе важно учитывать эффект фасилитация-ингибиция. Фасилитация социальная (от англ. facilitate — облегчать) — повышение эффективности (в плане скорости и продуктивности) деятельности личности в условиях ее функционирования в присутствии других людей, которые в сознании субъекта выступают в роли либо простого наблюдателя, либо конкурирующего с ним индивида или индивидов. Впервые социальная фасилитация была зафиксирована и описана еще в конце XIX века (В. М. Бехтерев, Ф. Олпорт, Л. В. Ланге и др.)..Один из эффектов «группы» состоит в том, что активность индивида повышается в условиях ее осуществления в «группе» по сравнению с обычным уровнем этой же активности при индивидуальном осуществлении. Чаще всего социальная фасилитация обнаруживается в ситуации соревнования с другими членами «группы». Данный эффект замечен не только у людей, но и у животных, например в пищевом поведении (у насекомых, рыб, кур, крыс и др.). Впервые факт социальной фасилитации был научно зафиксирован в исследовании Нормана Триплетта (Triplett, 1898), который измерял, насколько велосипедисты увеличивают скорость в присутствии других велосипедистов. В ряде случаев присутствие других, не вмешивающихся в действия индивида людей, ведет к ухудшению результатов его деятельности. Указанное явление получило название социальной ингибиции. Совершенно однозначно зафиксирован тот факт, что феномен "фасилитация — ингибиция" принципиально по-разному проявляется в условиях интеллектуально сложной и простой, по сути дела, механической деятельности. Так, в первом случае наличие наблюдателей чаще всего приводит к снижению качественной успешности осуществляемой субъектом деятельности, а во втором — к явному наращиванию количественных показателей ее реализации. Выраженность социально-психологического феномена "фасилитация — ингибиция" во многом зависит от половозрастных, статусно-ролевых и целого ряда других социальных и социально-психологических характеристик личности.
Основные этапы мозгового штурма: 1. Ведущий формирует рабочие группы оптимального размера и состава (в идеале 4-8 человек). 2. Ведущий проводит разминку сессии, создавая творческую атмосферу и свободную от критики среду. 3. Ведущий четко определяет проблему и основные цели и записывает их на доске или флипборде, хорошо видимых всем участникам. Он сообщает основные правила сессии и просит участников генерировать идеи (любой участник, в любое время может высказать идею или высказывать их по очереди, или же может сказать «пасс», если у него нет новых идей). 4. Все участники высказывают свои идеи, и фасилитатор или секретарь записывает их. Все идеи должны быть приняты и зарегистрированы. 5. Ведущий поощряет в группе творчество и энтузиазм. 6. Для обеспечения ясности, участники могут останавливаться и детально разрабатывать идеи. 7. Фасилитатор организует выдвинутые идеи, приближает их к главной цели и призывает участников к работе на идеями других людей, с тем чтобы улучшить их. Идеи, которые являются идентичными могут быть объединены, все остальные должны быть классифицированы и сохранены. 8. Сама группа, или специальная группа критиков, оценивают идеи и выбирают одну, как решение проблемы. 9. Ведущий уточняет решение и завершает сессию. Сильные стороны и возможности мозгового штурма: · Правила мозгового штурма легко понять, освоить и использовать; · Это недорогой, простой метод, который требует небольших затрат ресурсов; · Множество идей может быть создано в короткое время. Каждая из идей может породить другие идеи в будущем, применительно к другим задачам; · Стимулирует творческое мышление и мышление "вне рамок", что дает всем участникам длительный творческий импульс; · Является демократическим, веселым, запоминающимся действом, сплачивающим коллектив;
· Каждый из участников равноправен и имеет возможность сгенерировать идею, которая впоследствии может быть принята в разработку и внедрена; · Развивает творческие способности и творческое мышление каждого из членов группы; · Метод универсален и хорошо комбинируется с другими методами. Недостатки мозгового штурма: · Качество результата очень чувствительно к квалификации и навыкам ведущего (см ниже: фасилитация); · Может стать хаотическим, а трата времени - безрезультатной; · Отсутствуют надежные критерии, которые определяют качество решений; · Критика и негативные оценки могут превалировать. При неправильном выборе ведущего (например, авторитарного руководителя) мозговой штурм может стать антидемократическим, снизить самооценку участников, создать напряжение в коллективе;
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|