Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Исследование дорожной сети. 9. Химико-экологические исследования




Исследование дорожной сети

Определите, часто или редко на территории, где проходит экспеди­ция, встречаются дороги и какие именно: грунтовые, улучшенные грунтовые, шоссейные; как близко они проходят у берега водоема; в каком состоянии находятся - в хорошем или плохом; имеются ли на дорогах выбоины, глубокие колеи, заболоченные участки. Подсчитай­те, какой процент площади занимают местные дороги. Подсчитайте, какой объем плодородного почвенного слоя изъят из круговорота ве­ществ, не участвует в процессе фотосинтеза. Установите, в каком со­стоянии находятся придорожные участки.

Сведения о дорогах дадут вам возможность выявить следующее: ес­ли дорога шоссейная, то строительство ее сильно изменяет поверх­ность прилегающей местности (может быть вырублен лес, снят верх­ний слой грунта, сделаны осушительные кюветы и т. д. ). Все это приво­дит к ухудшению состояния почвенных вод и отражается на питании рек. Сток воды по шоссейным дорогам происходит очень быстро, и в водоемы поступает вода, содержащая значительное количество вред­ных веществ, оставленных транспортом.

Если дороги грунтовые, то сток воды происходит незначительно. В основном вода медленно просачивается в грунт, и пока достигает водо­носного горизонта частично или полностью очищается.

Определите поток транспорта на самой напряженной и самой спо­койной магистралях (количество машин за один час и за сутки в це­лом). Сделайте серию фотографий о местных дорогах, их видах, транс­портных средствах, особо обратите внимание на типы растительных сообществ, где пролегают дороги.

Литература

Андреева М А., Дзикович В А.. Дмитриева В. Т., Матвеев В. П. Полевая пра­ктика по общему землеведению: для ст. -заочников геогр. фак. пед. ин-тов// МГЗПИ. - М.: Просвещение, 1991.

Бухвалов ВА., Богданова Л. В., Купер Л. З. Методы экологических исследо­ваний: Пособие для учащихся 7-8 кл. общеобразов. сред. шк. - М.: ЛА «Ва­ряг», 1995.

Бухвалов ВА., Богданова Л. В., Купер Л. З. Экологическая экспертиза: Посо­бие для учеников 8-9 кл. общеобразов. сред. шк. - М.: ЛА «Варяг», 1995.

Викторов Ю. М. и др. Организация исследовательской деятельности школьников: (Из пед. опыта шк. -гимназии № 168 Санкт-Петербурга). - СПб.: Шк, -гимназия № 168, 1998.

Волкова Т. В. Лето-99: В науч. эколог, экспедиции // Биология: Еженед. прил. к газ. «Первое сентября». ■ ■ - № 36, 1999. - С. 7.

Гайсина Р. С. Изучение экологических ситуаций своей местности в началь­ном курсе географии: Автореф. дис. ... канд. аед. наук: / Ин-т общ. сред, обра­зования Рос. акад. образования. - М., 1998.

Гурвич Л. М. и др. Следопыт. - М.: Физкультура и спорт, 1976.

Методики полевых исследований по экологии: В помощь учителям биоло­гии и юным исследователям-экологам / Вологод. гос. пед. ун-т, Ком. охраны окужающей среды и природ, ресурсов Вологод. обл. - Вологда: Русь, 1996.

Обручев СВ. и др. Изучай свой край: Книга юного краеведа. - М.: Молодая гвардия, 1951.

Полевая практика по геоморфологии, геологии и географии почв. - Ново­сибирск: Новосибирский Гос. пед. ин-т, 1961.

Тессман Н. Ф. Учебно-полевая практика по основам общего землеведения. М., 1963.

Школьный экологический мониторинг: Учеб. -метод, пособие для учителей и учащихся / [Т. Я. Ашихмина, Г. Я. Кантор, А. Н. Васильева и др. ]; Под ред. Т. Я. Ашихминой. М.: Агар.: Рандеву-АМ, 2000.

9. Химико-экологические исследования

Выше уже говорилось, что экологические обследования должны быть, по возможности, комплексными, т. е. одновременно должен быть проведен анализ всех трех сред обитания, описание природно-террито-риального комплекса, биологические и биоиндикационные исследова­ния. В связи с тем, что группой на месте может быть выполнен различ­ный объем исследований каждой из сред, то ниже рассматриваются от­дельно объем и характер исследований для каждой из сред обитания.

Обследование источников воды

Определение качества воды имеет не только чисто учебно-исследо­вательский интерес. В связи с резким ухудшением экологического со­стояния поверхностных и подземных вод для туристских групп уме­ние правильно и относительно просто определить качество воды стано­вится в последнее время вопросом выживания. Поэтому этим умением должны овладеть все юные туристы, если они хотят еще долго и инте­ресно путешествовать по родной стране.

Качество воды в источнике устанавливается бактериологическим, органолептическим и химическим анализами. В последнее время очень популярными стали методы биоиндикации, т. е. определения качества воды по наличию и обилию в ней тех или иных организмов. Бактерио­логический анализ во время прохождения маршрута группе провести сложно, поэтому в первую очередь надо ограничиться органолептиче­ским, биоиндикационными и, частично, химическим анализами.

Для измерения объема жидкости с небольшой точностью использу­ется мерная посуда - цилиндры и мензурки (рис. 9-1 ). Мерные цилин-

Глава 9.



Рис. 9 1. Мензурка и мерный цилиндр


дры бывают различной емкости - от 10 до 2000 мл. На наружной стенке мерных цилиндров и мензурок нане­сены деления, против которых стоят цифры, указывающие объем в мил­лилитрах. Например, если уровень налитой в цилиндр или мензурку жидкости находится против деле­ния с цифрой «150», это значит, что объем жидкости равен 150 мл.

Расстояние между цифрами де­лят на 10 частей, что позволяет от­меривать объем с точностью до 1 мл. Уровень прозрачной жидкости в мерном сосуде следует отмеривать по нижнему мениску.


Отбор пробы

Проба воды для анализа может быть отобрана непосредственно с по­верхности или из глубины водоисточника. Способ отбора пробы опре­деляется характером водоисточника или поставленной перед группой задачей. Например, из горной речки с быстрым течением и хорошим перемешиванием воды можно ограничиться отбором пробы с поверх­ности. В то время как в реках со слабым течением или в озерах пробы на анализ должны отбираться через определенные промежутки по всей высоте уровня воды водоема, так как концентрации раство­ренных и диспергированных веществ (в частности - нефтепродукты, растворен­ный кислород) по высоте могут резко от­личаться.

Для взятия глубинных проб воды
применяется стандартный прибор - бато-
___________________ __       метр. В случае его отсутствия можно сде­
лать самодельные пробоотборники.

На рис. 9-2 показан прибор для отбора

Рис. 9-2. Водоотборник большой пробы воды. Он представляет

нашесте собой тонкий шест, на конце которого

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...