Исследование дорожной сети. 9. Химико-экологические исследования
Исследование дорожной сети Определите, часто или редко на территории, где проходит экспедиция, встречаются дороги и какие именно: грунтовые, улучшенные грунтовые, шоссейные; как близко они проходят у берега водоема; в каком состоянии находятся - в хорошем или плохом; имеются ли на дорогах выбоины, глубокие колеи, заболоченные участки. Подсчитайте, какой процент площади занимают местные дороги. Подсчитайте, какой объем плодородного почвенного слоя изъят из круговорота веществ, не участвует в процессе фотосинтеза. Установите, в каком состоянии находятся придорожные участки. Сведения о дорогах дадут вам возможность выявить следующее: если дорога шоссейная, то строительство ее сильно изменяет поверхность прилегающей местности (может быть вырублен лес, снят верхний слой грунта, сделаны осушительные кюветы и т. д. ). Все это приводит к ухудшению состояния почвенных вод и отражается на питании рек. Сток воды по шоссейным дорогам происходит очень быстро, и в водоемы поступает вода, содержащая значительное количество вредных веществ, оставленных транспортом. Если дороги грунтовые, то сток воды происходит незначительно. В основном вода медленно просачивается в грунт, и пока достигает водоносного горизонта частично или полностью очищается. Определите поток транспорта на самой напряженной и самой спокойной магистралях (количество машин за один час и за сутки в целом). Сделайте серию фотографий о местных дорогах, их видах, транспортных средствах, особо обратите внимание на типы растительных сообществ, где пролегают дороги. Литература Андреева М А., Дзикович В А.. Дмитриева В. Т., Матвеев В. П. Полевая практика по общему землеведению: для ст. -заочников геогр. фак. пед. ин-тов// МГЗПИ. - М.: Просвещение, 1991.
Бухвалов ВА., Богданова Л. В., Купер Л. З. Методы экологических исследований: Пособие для учащихся 7-8 кл. общеобразов. сред. шк. - М.: ЛА «Варяг», 1995. Бухвалов ВА., Богданова Л. В., Купер Л. З. Экологическая экспертиза: Пособие для учеников 8-9 кл. общеобразов. сред. шк. - М.: ЛА «Варяг», 1995. Викторов Ю. М. и др. Организация исследовательской деятельности школьников: (Из пед. опыта шк. -гимназии № 168 Санкт-Петербурга). - СПб.: Шк, -гимназия № 168, 1998. Волкова Т. В. Лето-99: В науч. эколог, экспедиции // Биология: Еженед. прил. к газ. «Первое сентября». ■ ■ - № 36, 1999. - С. 7. Гайсина Р. С. Изучение экологических ситуаций своей местности в начальном курсе географии: Автореф. дис. ... канд. аед. наук: / Ин-т общ. сред, образования Рос. акад. образования. - М., 1998. Гурвич Л. М. и др. Следопыт. - М.: Физкультура и спорт, 1976. Методики полевых исследований по экологии: В помощь учителям биологии и юным исследователям-экологам / Вологод. гос. пед. ун-т, Ком. охраны окужающей среды и природ, ресурсов Вологод. обл. - Вологда: Русь, 1996. Обручев СВ. и др. Изучай свой край: Книга юного краеведа. - М.: Молодая гвардия, 1951. Полевая практика по геоморфологии, геологии и географии почв. - Новосибирск: Новосибирский Гос. пед. ин-т, 1961. Тессман Н. Ф. Учебно-полевая практика по основам общего землеведения. М., 1963. Школьный экологический мониторинг: Учеб. -метод, пособие для учителей и учащихся / [Т. Я. Ашихмина, Г. Я. Кантор, А. Н. Васильева и др. ]; Под ред. Т. Я. Ашихминой. М.: Агар.: Рандеву-АМ, 2000. 9. Химико-экологические исследования Выше уже говорилось, что экологические обследования должны быть, по возможности, комплексными, т. е. одновременно должен быть проведен анализ всех трех сред обитания, описание природно-террито-риального комплекса, биологические и биоиндикационные исследования. В связи с тем, что группой на месте может быть выполнен различный объем исследований каждой из сред, то ниже рассматриваются отдельно объем и характер исследований для каждой из сред обитания.
Обследование источников воды Определение качества воды имеет не только чисто учебно-исследовательский интерес. В связи с резким ухудшением экологического состояния поверхностных и подземных вод для туристских групп умение правильно и относительно просто определить качество воды становится в последнее время вопросом выживания. Поэтому этим умением должны овладеть все юные туристы, если они хотят еще долго и интересно путешествовать по родной стране. Качество воды в источнике устанавливается бактериологическим, органолептическим и химическим анализами. В последнее время очень популярными стали методы биоиндикации, т. е. определения качества воды по наличию и обилию в ней тех или иных организмов. Бактериологический анализ во время прохождения маршрута группе провести сложно, поэтому в первую очередь надо ограничиться органолептическим, биоиндикационными и, частично, химическим анализами. Для измерения объема жидкости с небольшой точностью используется мерная посуда - цилиндры и мензурки (рис. 9-1 ). Мерные цилин- Глава 9. Рис. 9 1. Мензурка и мерный цилиндр дры бывают различной емкости - от 10 до 2000 мл. На наружной стенке мерных цилиндров и мензурок нанесены деления, против которых стоят цифры, указывающие объем в миллилитрах. Например, если уровень налитой в цилиндр или мензурку жидкости находится против деления с цифрой «150», это значит, что объем жидкости равен 150 мл. Расстояние между цифрами делят на 10 частей, что позволяет отмеривать объем с точностью до 1 мл. Уровень прозрачной жидкости в мерном сосуде следует отмеривать по нижнему мениску. Отбор пробы Проба воды для анализа может быть отобрана непосредственно с поверхности или из глубины водоисточника. Способ отбора пробы определяется характером водоисточника или поставленной перед группой задачей. Например, из горной речки с быстрым течением и хорошим перемешиванием воды можно ограничиться отбором пробы с поверхности. В то время как в реках со слабым течением или в озерах пробы на анализ должны отбираться через определенные промежутки по всей высоте уровня воды водоема, так как концентрации растворенных и диспергированных веществ (в частности - нефтепродукты, растворенный кислород) по высоте могут резко отличаться.
Для взятия глубинных проб воды На рис. 9-2 показан прибор для отбора Рис. 9-2. Водоотборник большой пробы воды. Он представляет нашесте собой тонкий шест, на конце которого
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|