Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Консервация отобранной пробы




Отобранные участниками похода образцы воды анализируются, как указывалось выше, по органолептическим показателям и на вели­чину рН. Остальные показатели могут быть проведены квалифициро­ванными химиками-аналитиками в стационарных условиях. Поэтому для последующего анализа отобранные пробы воды консервируются. Необходимые для определения в стационарных условиях ингредиенты определяет организация, проводящая поход.

Отбор пробы воды из водоисточника проводится в большую емкость (например кан для приготовления пищи). Из этой емкости параллель­но с пробой для проведения первичного анализа отбирают пробы для консервации. Объем этих проб может быть самым различным. Так, для анализа пробы на тяжелые и цветные металлы достаточно 0, 5 л воды, в то время как для полного анализа, включая и определение нефте­продуктов, необходимо до 2 л воды.

После консервации пробы на банке ставится номер, в журнале под этим номером отмечается место отбора пробы, ее характер (разовая, среднесуточная и т. д. ), время отбора. Методы консервации в зависимо­сти от определяемого ингредиента приводится в приложении 3 (с. 177).

Особое внимание при изучении реки следует обратить на качество воды, пригодность ее для питья. С помощью местного населения, мето­дом опроса, собираются сведения о загрязнении воды сточными вода­ми, химическом составе воды, случаях замора рыбы и т. д. Вкус воды устанавливается только в том случае, если есть полная уверенность в безвредности ее для человека.

Химическое обследование воздушной среды

Отсутствие специальной подготовки участников экспедиции чаще всего не позволяет им проводить химический анализ воздушной сре­ды. Поэтому в таких случаях группой может только фиксироваться ис­точник загрязнения с приведением некоторых его органолептических характеристик, таких как цвет и запах, наличие дымки и т. п. Следует сказать, что, несмотря на малое количество определений, из них мож­но сделать важные выводы. Например, если из трубы предприятия идет желтый дым, то в нем могут содержаться оксиды азота или серни­стый газ. Аптечный запах говорит о том, что в выбросах могут быть фе­нолы и т. д.

Для более глубокого изучения вопросов, связанных с анализом воз­душного бассейна, руководителю группы можно рекомендовать лите­ратуру, приведенную в конце раздела.

Химические исследования литосферы

Как и в предыдущем случае (обследование воздушной среды), груп­пой фиксируются источники загрязнения, такие как свалки, золоотва-лы, «хвостохранилища» (для обогатительных фабрик) и т. д.

По заданию организации, проводящей поход, можно в заданной точке отобрать пробу грунта для последующего его анализа в специаль­ной лаборатории. Количество пробы и метод отбора следует согласовать перед походом, Для уменьшения веса пробы грунта в походе могут быть подсушены на солнце. Кроме того, при движении группы отмеча­ют пораженные места, например такие, как сгоревший лес, деградиру­ющая почва и т. д.

Анализ почв дается в руководстве в соответствующей главе.

Химический состав растений зависит от двух главных факторов. Во-первых, он зависит от ландшафтно-геохимического (экологическо­го) фактора, определяющего геохимическую обстановку произраста­ния растений (уровни содержания элементов в питающей среде, фор­мы нахождения, в том числе подвижные, доступные для растений). Во-вторых, генетического, определяющего биогеохимическую специа­лизацию отдельных семейств, родов и видов растений в связи с их сис­тематическим положением и особенностями происхождения.

В условиях повышенных концентраций элементов в среде имеют значение и физиологические барьеры, или пороги поглощения. В руд­ных районах и техногенных ландшафтах с аномально высоким содер­жанием элементов в почвах, породах и водах концентрация элементов в растениях определяется главным образом первым фактором. В фоно­вых ландшафтах наряду с экологическими условиями большое значе­ние приобретает генетический фактор.

Радиальная почвенно-геохимическая дифференциация зависит от строения почвенного профиля, механического и минералогического состава почв, распределения органического вещества, карбонатов, со­лей, окислительно-восстановительных и щелочно-кислотных усло­вий, присутствия геохимических барьеров. Концентрация химиче­ских элементов на барьерах может во много раз превышать их средние содержания в соседних горизонтах или вмещающем их горизонте.

Условия транспортировки и хранения реактивов, оборудования и проб, правила безопасности

В рассмотренных методах анализа и консервации проб используют­ся растворы кислот, кислый раствор бихромата натрия, хлороформ. Из оборудования - емкость для проб воды, резиновые или пластико­вые мешочки для отбора проб почвы, стеклянные цилиндры и пипет­ки. Стеклянная посуда (цилиндры, пипетки) должна храниться в от­дельном ящике и быть плотно упакована в вату. Образцы реактивов и оборудования берутся в двух экземплярах. Один из наборов несет руко­водитель.

В процессе отбора усредненных проб из водоисточника приходится отбирать пробу и ночью. В этом случае отбор проб производится двумя участниками и руководителем группы. Отбирающий пробу должен быть в спасжилете.

В поход следует брать разбавленные (20%) растворы кислот. Рас­творы, содержащие кислоты, должны храниться в отдельной коробке в темных толстостенных пузырьках емкостью не более 100 мл. Хлоро­форм должен храниться так же. Пузырьки закрепляются в ящичках набивкой тряпок (опилок). Для нейтрализации кислоты, в случае ее пролива, в ящик с кислыми растворами запаковывается сода. Во вре­мя консервации проб возможен пролив кислоты и попадание ее на ко­жу. В этом случае надо промыть пораженное место большим количест­вом воды.

Помните: хлороформ пожароопасен!

Оформление результатов исследований

Все результаты исследований заносятся в специальный журнал. Титульный лист и последующие записи в журнале оформляются, как показано ниже. В качестве журнала удобно использовать амбарную книгу или общую тетрадь.

Титульный лист

ЛАБОРАТОРНЫЙ ЖУРНАЛ

Наименование группы:

Маршрут группы:

Время проведения похода с» « по « »_____________ 20 года

Стр. 1.

Анализ пробы воды

Наименование водоисточника: р. Мета.

Место отбора пробы: 1 км ниже впадения р. Березайка (отмечается на карте),

в центре реки.

Характер пробы: (разовая, среднесуточная, при отборе через 1 час, ... мин. и др. ).

Дата: 1. 06.

Для продолжения анализа на металлы отобрана и законсервирована проба №1.

№ п/'п Характеристика

Качественная или количественная величина определения

1 Активная реакция среды (рН)   6, 5

2 Запах                       2 балла, запах нефтепродуктов

3 Мутность                   Слабая опалесценция

4 Прозрачность           Более 30 см

5 Осадок Незначительный

6 Цветность    10 град. Стр. 2.

Воздушный бассейн

1. Место обнаружения источника загрязнения: западная часть г. Воскресенска.

2. Дата, время: 13. 00. 20. 06. 2004г.

3. Цвет выброса: желтый.

4. Запах: сернистого газа.

5. Предполагаемый источник выброса: Воскресенский химкомбинат.

Стр. 3.

Санитарная охрана почв

Пример 1.

1. Источник загрязнения: коровник (ферма) в 2-х км западнее с. Ильинское (отмечается на карте).

2. Состояние хранилища животноводческих отходов: отходы складируют­ся в обвалованные хранилища с последующим вывозом в качестве удобрений.

3. Наличие очистных сооружений: ливневые стоки собираются в защищен­ный накопитель. Жидкие отходы подвергаются химической и биохимической очистке.

Пример 2.

1. Источник загрязнения: свинарник на р. Каширка в 4-х км ниже г. Мих­нево (отмечается на карте).

2. Состояние хранилища животноводческих отходов: отходы складируют­ся в незащищенные накопители.

3. Наличие очистных сооружений: отсутствуют. Ливневые стоки без очист­ки поступают в р. Каширка.

Пример 3.

1. Источник загрязнения: неорганизованная свалка в 2-х км севернее р. Уча в районе ст. Пушкино (отмечается на карте).

2. Состояние хранилища отходов: отходы складируются в незащищенный ров.

3. Очистные сооружения: отсутствуют. Ливневые стоки фильтруются в подземельные горизонты, а также через протекающий рядом ручей могут по­падать в р. Учу.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...