Пример 4. Приложение 1. Нормирование содержания вредных веществ в природных средах. Нормирование содержания вредных веществ в природных средах
Пример 4. 1. Район: (отмечается на карте). 2. Характер нарушения: сгоревший лес. ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1. Нормирование содержания вредных веществ в природных средах Установление в законодательном порядке норм содержания вредных веществ в воздухе, воде, почве и других объектах является одним из эффективных средств охраны окружающей среды. В настоящее время существуют несколько разновидностей нормативных материалов, но главные из них - это предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязнений в каждой из сред обитания. Например, ПДК вредного вещества в воде водоемов санитарно-быто-вого использования- - это максимальная концентрация, которая не оказывает прямого или опосредованного влияния, выявляемого современными методами исследований, на состояние здоровья настоящего и последующих поколений при воздействии вредного вещества на организм человека в течение всей его жизни, и не нарушает гигиенические условия водоиспользования населения. ПДК выражаются в мг загрязняющего вещества в 1 л воды и обозначаются мг/л. В настоящее время разработаны ПДК для более чем 150 веществ, попадание которых в водоисточники возможно. Для водоемов рыбопромыслового использования установлены более жесткие нормативы ПДК. Это связано с накоплением загрязнений в тканях рыбы и вредным влиянием на икру и источники питания рыбы. ПДК вредного вещества в атмосферном воздухе населенных мест - максимальная его концентрация, отнесенная к определенному периоду усреднения (30 мин., 24 часа, месяц, год), не оказывающая при регламентированной вероятности ее появления ви прямого, ни косвенного вредного действия на организм человека, включая отдаленные последствия для настоящего и последующего поколений, не снижающая работоспособности человека и не ухудшающая его самочувствие. ПДК загрязнений в атмосферном воздухе выражается в мг загрязняющего вещества в 1 куб. м воздуха и обозначается мг/куб. м. В настоящее время разработаны ПДК для более 2000 веществ, попадание которых в атмосферу возможно.
ПДК химического вещества в почве - максимальное количество его, не вызывающее прямого или косвенного отрицательного влияния на здоровье человека и самоочищающую способность почвы. ПДК загрязняющего вещества в почве выражается в мг на килограмм пахотного слоя абсолютно сухой почвы и обозначается мг/кг. В настоящее время разработаны ПДК для более чем 100 веществ, попадание в почву которых возможно. * Т. е. те водоемы, которые используются для бытовых нужд населения. Приложение 2. Консервация отобранных проб для определения необходимых компонентов в стационарных условиях
Экстрагируемые Прибавляют 5 мл серной кислоты на 1 л пробы вещества
Примечание. Нельзя консервировать пробы кислотами, если в пробе есть цианиды! Приложение 3. Всероссийская детская туристско-экологическая экспедиция Приложение 4. Пример исследовательских методик, применявшихся одной из групп туристов-экологов из г. Рязани «В своих исследованиях по анализу природной воды мы сосредоточили своё внимание на родниках в районе от Лысой горы до монастыря. Каждая проба воды анализировалась по 15 параметрам. Часть анализов выполнялась в школьной лаборатории. РН воды мы определяли потенциометрическим методом с помощью рН-метра ЛП-58. Общую жесткость воды и содержание ионов кальция - трилонометрией. Определение ионов меди проводили иодометрическим титрованием. Анализ воды на хлорид-ионы определяли объёмным осаждением нитратом серебра в присутствии хромата калия. Остальные анализы выполнялись учащимися в лаборатории Рязанского государственного педуниверситета. При этом использовались методы потенциеметрии, фотоэлектрокалориметрии, трилонометрии и иодометрического титрования. Фотоэдлектрокалориметрия производилась на приборе КФБ-2. Определение суммы ионов железа (+ II и - III) проводили в щелочной среде сульфосалициловой кислотой. При этом образуется комплекс жёлтого цвета. Анализ на ионы марганца делали с помощью 1-3-пиридилазо-2-нафтала. Соединение хрома (VI) в кислой среде определяли диметил-фенилен-дкамином. Сульфаты традиционно осаждались хлоридом бария. Из соединений азота катион аммония определяли реактивом Несслера, нитраты в кислой среде восстанавливали порошкообразным кадмием в нитриты, а последние с реактивом Грисса дают азосоединения красного цвета. В нашей методике 4-нафтламин в реактиве Грисса заменен хрометроповой кислотой. Наличие фосфатов определяли молибденовой жидкостью. Молибдатом аммония и кислой среде проводился анализ на силикаты*.
Исследовательские методики туристско-экологической группы из г. Сарова. «Для определения рН водоёмов чаще всего туристско-экологическими группами используется индикаторный метод. Причем лучше всего использовать универсальный рН-индикатор, нанесенный на бумагу и снабженный индикаторной шкалой, С помощью такого индикатора удается определить рН раствора с точностью до 1. Для групп, которые могут себе это позволить, лучший метод - это метод рН-метрии. Концентрация ионов водорода в исследуемом водоёме определяется с помощью прибора иономера И-130. Для измерения рН используется электродная система с ионоселективным измерительным электродом и преобразователь. В качестве вспомогательного электрода используется хлорсеребряный электрод» (Гончаров Е. «Разработка туристического эколого-краеведческого маршрута в районе деревень Рузаново-Трудовое-Кременки Дивеевского района Нижегородской области» // Сборник тезисов и аннотаций VII Всероссийской конференции туристско-краеведческого движения «Отечество». - М.: ЦДЮТур, 1999. - С. 116. ) Литература Батаева ЕМ. Практикум по химии как база для развития исследовательских умений учащихся старших классов школ с углубленным изучением химии: Автореф. дис. ... канд. пед. наук / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. -М., 1999. Безопасные уровни содержания вредных веществ в окружающей среде. -Северодонецк, ВНИИТБХП, 1984. Бухвалов ВА., Богданова Л. В., Купер Л. З. Методы экологических исследований: Пособие для учащихся 7-8 кл. общеобразов. сред, шк. - М.: ЛА «Варяг», 1995. Бухвалов ВА., Богданова Л. В., Купер Л. З. Экологическая экспертиза: Пособие для учеников 8-9 кл. общеобразов. сред, шк. - М.: ЛА «Варяг», 1995. Викторов Ю. М. и др. Организация исследовательской деятельности школьников: (Из пед. опыта шк. -гимназии № 168 Санкт-Петербурга). - СПб. : Шк, -гимназия№ 168, 1998.
Злобина Г. П. Развитие исследовательских навыков как основных познавательных умений учеиика // Химия: Еженед. прил. к газ. " Первое сентября". - 1999. - № 29. Лурье Ю. Ю., Рыбникова А. И. Химический анализ производственных сточных вод. - М.: Химия, 1986. Методики полевых исследований по экологии: В помощь учителям биологии и юным исследователям-экологам / Вологод. гос. пед. ун-т, Ком. охраны окужающей среды и природ, ресурсов Вологод. обл. - Вологда: Русь, 1996. Муравьев AS. Санкт-Петербургский эколого-образовательный проект «Детский экологический мониторинг* /7 Экология и образование. - 1998, -№1. Об организации научных исследований в школе: [Обзор ст. С. С. Циммермана, опубл. в Journal of Chemical Education, т. 59, № 9, 1982 r. \/ Подгот. Н. Г. Луценко //Химия в школе - 1997. - № 5. Рыжов И. Н. Школьный экологический мониторинг городских микрорайонов. Мониторинг природного блока. // География в шк. - 1998. - № 7. Руководство по санитарной охране почвы. - М.: Медицина, 1972. Сборник тезисов участников IV Всероссийской конференции участников туристско-краеведческого движения «Отечество» - М., ЦДЮТур, 1996. Руководство загрязнения атмосферы. - Л.: Гидрометеоиздат, 1979. Сеншемов В. В., Перевощикова В. П. Исследовательский экологический практикум //Химия в шк. - 1999. - № 7. - С. 62-65. Унифицированные методы анализа вод. - М.: Химия, 1971. Школьный экологический мониторинг: Учеб. -метод, пособие для учителей и учащихся / [Т. Я. Ашихмина, Г. Я. Кантор, А. Н. Васильева и др. ]; Под ред. Т. Я. Ашихминой. - М.: Агар: Рандеву-AM, 2000. Эндюськина А. Методика исследования качества воды малых рек и водоемов //Халах шкуле = (Нар. шк. ). - 1997. - № 5-6.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|