Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пример 4. Приложение 1. Нормирование содержания вредных веществ в природных средах. Нормирование содержания вредных веществ в природных средах




Пример 4.

1. Район: (отмечается на карте).

2. Характер нарушения: сгоревший лес.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.

Нормирование содержания вредных веществ в природных средах

Установление в законодательном порядке норм содержания вредных ве­ществ в воздухе, воде, почве и других объектах является одним из эффектив­ных средств охраны окружающей среды. В настоящее время существуют не­сколько разновидностей нормативных материалов, но главные из них - это предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязнений в каждой из сред обитания. Например, ПДК вредного вещества в воде водоемов санитарно-быто-вого использования- - это максимальная концентрация, которая не оказыва­ет прямого или опосредованного влияния, выявляемого современными мето­дами исследований, на состояние здоровья настоящего и последующих поко­лений при воздействии вредного вещества на организм человека в течение всей его жизни, и не нарушает гигиенические условия водоиспользования населе­ния. ПДК выражаются в мг загрязняющего вещества в 1 л воды и обозначают­ся мг/л. В настоящее время разработаны ПДК для более чем 150 веществ, по­падание которых в водоисточники возможно.

Для водоемов рыбопромыслового использования установлены более жест­кие нормативы ПДК. Это связано с накоплением загрязнений в тканях рыбы и вредным влиянием на икру и источники питания рыбы.

ПДК вредного вещества в атмосферном воздухе населенных мест - макси­мальная его концентрация, отнесенная к определенному периоду усреднения (30 мин., 24 часа, месяц, год), не оказывающая при регламентированной веро­ятности ее появления ви прямого, ни косвенного вредного действия на орга­низм человека, включая отдаленные последствия для настоящего и последую­щего поколений, не снижающая работоспособности человека и не ухудшаю­щая его самочувствие. ПДК загрязнений в атмосферном воздухе выражается в мг загрязняющего вещества в 1 куб. м воздуха и обозначается мг/куб. м. В на­стоящее время разработаны ПДК для более 2000 веществ, попадание которых в атмосферу возможно.

ПДК химического вещества в почве - максимальное количество его, не вы­зывающее прямого или косвенного отрицательного влияния на здоровье чело­века и самоочищающую способность почвы. ПДК загрязняющего вещества в почве выражается в мг на килограмм пахотного слоя абсолютно сухой почвы и обозначается мг/кг. В настоящее время разработаны ПДК для более чем 100 веществ, попадание в почву которых возможно.

* Т. е. те водоемы, которые используются для бытовых нужд населения.

Приложение 2.

Консервация отобранных проб для определения необходимых компонентов в стационарных условиях

 

Компонент Указание о консервации
Азот общий Аммиак Нитраты Нитриты а) Прибавляют 1 мл серной кислоты на 1 мл пробы б) Прибавляют 2-4 мл хлороформа на 1 мл пробы
Синтетические моющие вещества Прибавляют 2 - 4 мл хлороформа на 1 л пробы
Железо общее Прибавляют 25 мл азотной кислоты на 1 л пробы
Алюминий Прибавляют 5 мл соляной кислоты на 1 л пробы
Кадмий Прибавляют 5 мл азотной кислоты на 1 л пробы
Марганец Прибавляют 5 мл азотной кислоты на 1 л пробы
Медь Прибавляют 5 мл азотной кислоты на I л пробы
Мышьяк Прибавляют 5 мл соляной кислоты на 1 л пробы
Мутность Прибавляют 2-4 мл хлороформа
Никель Прибавляют 5 мл азотной кислоты на 1 л пробы
Органический углерод Прибавляют 1 мл концентрированной серной кислоты на 1 мл пробы
Свинец Прибавляют 3 мл азотной кислоты на 1 мл пробы
Серебро Прибавляют 5 мл азотной кислоты на 1 мл пробы
Сероводород Сульфиды Прибавляют 10 мл ацетата кадмия на 1 мл пробы
Сульфиты Пробу отбирают в отдельную бутыль, в которую предварительно вводят 0, 2 мл 20% -ного раствора натриевой щелочи и 2 мл глицерина на 100 мл пробы
Фенолы Прибавляют 4 г натриевой щелочи на 1 л пробы
Фосфаты Не консервируются
Щелочность, кислотность Не консервируются
Хлориды Прибавляют 2-4 мл хлороформа на 1 л пробы
Хром Прибавляют 5 мл азотной кислоты на 1 л пробы
Цинк Прибавляют 1 мл серной кислоты на 1 л пробы

Экстрагируемые  Прибавляют 5 мл серной кислоты на 1 л пробы вещества

Примечание. Нельзя консервировать пробы кислотами, если в пробе есть цианиды!


Приложение 3.

Всероссийская детская туристско-экологическая экспедиция

Приложение 4.

Пример исследовательских методик, применявшихся одной из групп туристов-экологов из г. Рязани

«В своих исследованиях по анализу природной воды мы сосредоточили своё внимание на родниках в районе от Лысой горы до монастыря.

Каждая проба воды анализировалась по 15 параметрам. Часть анализов вы­полнялась в школьной лаборатории. РН воды мы определяли потенциометрическим методом с помощью рН-метра ЛП-58. Общую жесткость воды и содер­жание ионов кальция - трилонометрией. Определение ионов меди проводи­ли иодометрическим титрованием. Анализ воды на хлорид-ионы определяли объёмным осаждением нитратом серебра в присутствии хромата калия. Ос­тальные анализы выполнялись учащимися в лаборатории Рязанского государ­ственного педуниверситета. При этом использовались методы потенциеметрии, фотоэлектрокалориметрии, трилонометрии и иодометрического титрования. Фотоэдлектрокалориметрия производилась на приборе КФБ-2.

Определение суммы ионов железа (+ II и - III) проводили в щелочной среде сульфосалициловой кислотой. При этом образуется комплекс жёлтого цвета. Анализ на ионы марганца делали с помощью 1-3-пиридилазо-2-нафтала. Сое­динение хрома (VI) в кислой среде определяли диметил-фенилен-дкамином. Сульфаты традиционно осаждались хлоридом бария. Из соединений азота ка­тион аммония определяли реактивом Несслера, нитраты в кислой среде вос­станавливали порошкообразным кадмием в нитриты, а последние с реактивом Грисса дают азосоединения красного цвета. В нашей методике 4-нафтламин в реактиве Грисса заменен хрометроповой кислотой. Наличие фосфатов опреде­ляли молибденовой жидкостью. Молибдатом аммония и кислой среде прово­дился анализ на силикаты*.

Исследовательские методики туристско-экологической группы из г. Сарова.

«Для определения рН водоёмов чаще всего туристско-экологическими группами используется индикаторный метод. Причем лучше всего использо­вать универсальный рН-индикатор, нанесенный на бумагу и снабженный ин­дикаторной шкалой, С помощью такого индикатора удается определить рН раствора с точностью до 1. Для групп, которые могут себе это позволить, луч­ший метод - это метод рН-метрии. Концентрация ионов водорода в исследуе­мом водоёме определяется с помощью прибора иономера И-130. Для измере­ния рН используется электродная система с ионоселективным измерительным электродом и преобразователь. В качестве вспомогательного электрода ис­пользуется хлорсеребряный электрод» (Гончаров Е. «Разработка туристиче­ского эколого-краеведческого маршрута в районе деревень Рузаново-Трудовое-Кременки Дивеевского района Нижегородской области» // Сборник тезисов и аннотаций VII Всероссийской конференции туристско-краеведческого движе­ния «Отечество». - М.: ЦДЮТур, 1999. - С. 116. )

Литература

Батаева ЕМ. Практикум по химии как база для развития исследователь­ских умений учащихся старших классов школ с углубленным изучением хи­мии: Автореф. дис. ... канд. пед. наук / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. -М., 1999.

Безопасные уровни содержания вредных веществ в окружающей среде. -Северодонецк, ВНИИТБХП, 1984.

Бухвалов ВА., Богданова Л. В., Купер Л. З. Методы экологических исследо­ваний: Пособие для учащихся 7-8 кл. общеобразов. сред, шк. - М.: ЛА «Ва­ряг», 1995.

Бухвалов ВА., Богданова Л. В., Купер Л. З. Экологическая экспертиза: Посо­бие для учеников 8-9 кл. общеобразов. сред, шк. - М.: ЛА «Варяг», 1995.

Викторов Ю. М. и др. Организация исследовательской деятельности школь­ников: (Из пед. опыта шк. -гимназии № 168 Санкт-Петербурга). - СПб. : Шк, -гимназия№ 168, 1998.

Злобина Г. П. Развитие исследовательских навыков как основных познава­тельных умений учеиика // Химия: Еженед. прил. к газ. " Первое сентября". - 1999. - 29.

Лурье Ю. Ю., Рыбникова А. И. Химический анализ производственных сточ­ных вод. - М.: Химия, 1986.

Методики полевых исследований по экологии: В помощь учителям биоло­гии и юным исследователям-экологам / Вологод. гос. пед. ун-т, Ком. охраны окужающей среды и природ, ресурсов Вологод. обл. - Вологда: Русь, 1996.

Муравьев AS. Санкт-Петербургский эколого-образовательный проект «Дет­ский экологический мониторинг* /7 Экология и образование. - 1998, -№1.

Об организации научных исследований в школе: [Обзор ст. С. С. Циммерма­на, опубл. в Journal of Chemical Education, т. 59, № 9, 1982 r. \/ Подгот. Н. Г. Луценко //Химия в школе - 1997. - № 5.

Рыжов И. Н. Школьный экологический мониторинг городских микрорай­онов. Мониторинг природного блока. // География в шк. - 1998. - № 7.

Руководство по санитарной охране почвы. - М.: Медицина, 1972. Сборник тезисов участников IV Всероссийской конференции участников туристско-краеведческого движения «Отечество» - М., ЦДЮТур, 1996.

Руководство загрязнения атмосферы. - Л.: Гидрометеоиздат, 1979.

Сеншемов В. В., Перевощикова В. П. Исследовательский экологический пра­ктикум //Химия в шк. - 1999. - № 7. - С. 62-65.

Унифицированные методы анализа вод. - М.: Химия, 1971.

Школьный экологический мониторинг: Учеб. -метод, пособие для учителей и учащихся / [Т. Я. Ашихмина, Г. Я. Кантор, А. Н. Васильева и др. ]; Под ред. Т. Я. Ашихминой. - М.: Агар: Рандеву-AM, 2000.

Эндюськина А. Методика исследования качества воды малых рек и водо­емов //Халах шкуле = (Нар. шк. ). - 1997. - № 5-6.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...