Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Освоение образовательной области «познавательное развитие» в комплексе с интегрируемыми и взаимодополняемыми образовательными областями (формирование элементарных математических представлений)




ИЗДАТЕЛЬСТВО «УЧИТЕЛЬ»


МАТЕМАТИКА В ДВИЖЕНИИ

ПЛАНИРОВАНИЕ, ОЗДОРОВИТЕЛЬНО­РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ, ПОДВИЖНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Средняя группа

Авторы-составители Н. В. Финогенова, М. Ю. Рыбина, Е. В. Ремизенко


Издание 2-е, переработанное



 

 

                   УДК 372. 3/. 4 ББК 74. 100. 5 М34


Авторы-составители Н. В. Финогенова, М. Ю. Рыбина, Е. В. Ремизенко


Математика в движении: планирование, оздоровительно-развивающие занятия, М34 подвижно-дидактические игры. Средняя группа / авт. -сост. Н. В. Финогенова, М. Ю. Рыбина, Е. В. Ремизенко. - Изд. 2-е, перераб. - Волгоград: Учитель. - 153 с.

ISBN 978-5-7057-4375-9

Организация образовательной деятельности с опорой на здоровьесберегающие технологии является основополагающим направлением в работе ДОО и позволяет решить поставленную ФГОС ДО задачу охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, эмоцио­нального благополучия. В пособии представлен опыт проведения оздоровительно-развива­ющих занятий по формированию элементарных математических представлений в средней группе, отвечающий положениям примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Радуга» (науч. рук. Е. В. Соловьева). Перспективное и тематическое планирова­ние, система организованной образовательной деятельности, направленной на формирование элементарных математических представлений, помогут педагогам профессионально построить образовательный процесс и траекторию развития ребенка. Подробное описание подвижно­дидактических игр позволит использовать их в течение всего дня в самостоятельной игровой и совместной с воспитателем деятельности детей, в свободное время, на прогулке.

Пособие составлено с учетом основных требований ФГОС дошкольного образования; применимо в работе по всем действующим образовательным программам дошкольного образо­вания.

Предназначено методистам, педагогам дошкольных образовательных организаций; реко­мендовано студентам педагогических учебных заведений; полезно роди гелям дошкольников.

УДК 372. 3/. 4 ББК 74. 100. 5


Пособия издательства «Учитель» допущены к использованию в образовательном процессе Приказом Министерства образования и науки РФ № 16 от 16. 01. 2012 г.


ISBN 978-5-7057-4375-9                  © Финогенова Н. В., Рыбина М. Ю.. Ремизенко Е. В.,

авторы-составители © Издательство «Учитель», с изменениями © Оформление. Издательство «Учитель»



 

 

ВВЕДЕНИЕ

Развитие современного общества предъявляет новые требования к дошкольным образова­тельным организациям, к проведению образовательной работы в них. По мнению многих специ­алистов, основным недостатком системы дошкольного воспитания является малоподвижность детей. Они много занимаются сидя, мало двигаются. Эго плохо сказывается не только на физи­ческом, но и на духовном развитии детей: у них снижается тонус нервной системы, угнетается психическая активность. У физически ослабленных детей, подверженных быстрому утомлению, снижены эмоциональный тонус и настроение, ^ это отрицательно влияет на характер их ум­ственной работоспособности. Поэтому поиск путей обновления традиционных форм обучения дошкольников является важной задачей работников дошкольных организаций.

Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Радуга» (науч. рук. Е. В. Соловьева) рассматривает ребенка в качестве субъекта индивидуального развития, активно присваивающего культуру, и как основополагающий реализует принцип развивающего образования, который подразумевает не только получение ребенком определенных знаний, умений и навыков при освоении образовательных областей программы, но и его всестороннее гармоничное развитие. С этих позиций определены направления и границы педагогического воздействия взрослого. Единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования дошкольников невозможно без учета в работе принципа интеграции взаимодополняемых образовательных обла­стей в соответствии с возрастными возможностями детей. Интеграция предполагает не просто суммарное объединение отдельных элементов, а их синтез и в результате получение занятий, об­ладающих свойствами целостности.

Математика - серьезная и сложная наука, особенно для детей дошкольного возраста. Задачей дошкольной организации в области формирования элементарных математических представлении является развитие у ребенка интереса к математике и способности к логическому мышлению. Осуществляя деятельность в данном направлении, необходимо учитывать, что дошкольнику ин­тереснее всё познавать самостоятельно, практическим путем, перенося свою жизнь в сказку, пре­одолевая искусственно созданные взрослым препятствия, попутно не только овладевая четкими математическими умениями, но и познавая окружающий мир. Поэтому в дошкольных организа­циях формирование математических представлений должно осуществляться так, чтобы дети ви­дели, что математика существует не сама по себе, что математические понятия отражают связи и отношения, свойственные предметам окружающего мира.

Известные педагоги с древности до наших дней отмечают, что движение является важным средством познания окружающего мира. В двигательной деятельности дети активно восприни­мают новые предметы, их свойства. Поэтому не следует ограничивать занятия в дошкольных ор­ганизациях каким-либо одним видом деятельности. Чем разнообразнее по используемым видам деятельности и дидактическому материалу будут занятия, тем больший эффект они дадут. Чем полнее информация, получаемая ребенком от своих органов чувств, тем успешнее и разносто­роннее его развитие.

Дети 4-5 лет уже освоили ведущие элементы «школы движений»: они свободно ходят, дер­жась прямо и не опуская головы; непринужденно бегают в разном темпе, чувствуют ритм, поло­жение тела во время различных действий под счет или в такт музыке. Движения детей носят целеустремленный и произвольный характер. У многих дошкольников этого возраста проявляется интерес к результатам выполнения двигательных заданий, они проявляют волевые усилия для преодоления трудностей. Отличительной особенностью этих детей является стремление созда-


Радуга: Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. М.: Просвещение, 2014. С. II.



вать свои образы в играх и движениях. Они проявляют инициативу во время игр и повышенную эмоциональность.

Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие дошкольника. В двигательной деятельности дети активно восприни­мают новые предметы, их свойства. Поэтому включение в содержание различных видов познава­тельной деятельности подвижных игр и упражнений, которые предполагают решение программ­ных задач в подвижной форме, будет способствовать разностороннему развитию дошкольников.

В настоящее время специалисты дошкольных организаций используют различные варианты организации обучения детей математике вместе с физическим развитием:

- наполнение математическим содержанием занятий по физкультуре;

- увеличение двигательной активности детей на занятиях по математике за счет включения в их содержание динамических пауз;

-совмещение физической и умственной нагрузки в ходе физкультурно-математических раз­влечений.

Все предложенные занятия объединены единым сюжетом «Театр волшебных чисел». В ходе путешествий со сказочными героями дети не только знакомятся с числовым рядом от 1 до 9, но и узнают особенности каждой цифры. При такой организации познавательной деятельности создается непринужденная и доброжелательная атмосфера, позволяющая нивелировать все стрес­сообразующие факторы. Важным является также и то, что новое знание не дается ребенку в гото­вом виде, а вводится через самостоятельное его «открытие» детьми. При этом на протяжении всего цикла занятий введение нового материала происходит с учетом взаимосвязи изучаемого с предметами и явлениями окружающего мира.

Структура занятия остается традиционной, трехчастной, но в каждую часть обязательно вво­дятся задания в форме вопросов. При этом переход от одного задания к другому может осуще­ствиться только в том случае, если дети дадут правильный ответ на вопрос, заложенный в предыдущем задании.

Первая часть занятия - мотивационно-организационная (3^ мин).

В этот небольшой период времени необходимо ввести детей в игровую ситуацию, создать у них стойкую мотивацию к предстоящей деятельности и поставить проблему, которую им пред­стоит в дальнейшем решить. Постановка проблемы осуществляется в виде создания затруднения в игровой ситуации. Это пробуждает интерес к предстоящей деятельности и способность к твор­ческой активности.

Вторая часть - основная (12-14 мин).

Воспитатель совместно с детьми ведет поиск выхода из затруднительной ситуации, в кото­рую на каждом занятии попадают жители волшебной страны. При этом для детей создаются та­кие условия, когда им приходится самостоятельно делать определенные выводы для решения по­ставленных задач и проверять правильность их решения.

Заканчивается основная часть повторением всего нового, что дети узнали на занятии, и вы­полнением самостоятельного развивающего задания в подгруппах.

Третья часть - итоговая (2-3 мин).

Дети подводят итог занятия. Для этого воспитатель ставит вопросы так, чтобы дошкольники смогли фиксировать в речи всё то, что они узнали нового на протяжении занятия.

Таким образом, в процессе комплексных занятий дети не устают, так как часто меняют виды движений и место их выполнения. В ходе формирования элементарных математических пред­ставлений разнообразная двигательная активность снимает утомление, активизирует память, мышление. Комплексные занятия организованы так, что дети в основном не сидят за столами, а находятся в движении и через выполнение комплексных заданий постигают математические отношения и свойства объектов окружающего мира.



ОСВОЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» В КОМПЛЕКСЕ С ИНТЕГРИРУЕМЫМИ И ВЗАИМОДОПОЛНЯЕМЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ОБЛАСТЯМИ (формирование элементарных математических представлений)

 

Интегрируемые и вза­имодополняемые образовательные об­ласти Задачи работы с детьми Основные пути решения задач Результаты освоения программы
Познавательное развитие: формиро­вание элементарных математических представлений (ГГ) Способствовать развитию самостоя­тельной познавательной активности и своевременному интеллектуальному развитию ребенка: формировать эле­ментарные математические представ­ления; закладывать основы логиче­ского мышления, способность осу­ществлять операции классификации и сериации; развивать познавательно­исследовательскую деятельность; поддерживать в детях мотивацию по­знания, созидания; поощрять возник­новение индивидуальных познава­тельных интересов; создавать усло­вия для освоения практических приемов сравнения по размеру (по объему); формировать представ­ления о числах первого десятка как о существенных признаках явлений окружающего мира; давать представ­ление о порядке следования чисел первого десятка на основе стихов и считалок, о форме предмета, о гео­метрических формах - круг, тре­угольник, квадрат, шар, куб; диффе­ренцировать представления о размере Дать представление о порядке следования чисел первого десятка на основе стихотворений и счи­талок. Знакомить с числами первого десятка и цифрами. Формировать интерес к математике, иллюстрируя проявления числа как существен­ного признака в мире природы, явлениях окру­жающей действительности. Дать представление о форме предмета, геометрических фигурах; со­вершенствовать представление о цвете, диффе­ренцировать представления о размере; учить практическим приемам сравнения по размеру. Создавать практические ситуации добавления и убавления, обращая внимание детей на измене­ние количества. Совершенствовать умение вы­делять группу по заданному признаку. Органи­зовать наблюдения, раскрывающие количе­ственные и пространственные закономерности в природе Познавательно активен, любознате­лен, способен самостоятельно иссле­довать, экспериментировать, нахо­дить разнообразную информацию в различных источниках; умеет задавать взрослым интересующие вопросы; имеет собственную сферу интересов, индивидуальные познава­тельные предпочтения и интересы; владеет универсальными предпосыл­ками учебной деятельности: умения­ми работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции; обладает сформирован­ными умениями и навыками, необхо­димыми для осуществления различ­ных видов детской деятельности; заинтересован в учении и совершен­ствовании собственной компетенции в разных областях деятельности

 

 

В данном пособии используются следующие условные обозначения: Ф ('Физическое развитие», II - «Познавательное развитие», С «Социально-коммуникативное развитие», X «Художественно­эстетическое развитие», Р - «Речевое развитие».

\
Физическое развитие: охрана и укрепление здо­ровья детей, фор­мирование привыч­ки к здоровому образу жизни, основ культуры здоровья, поощрение двига­тельной деятельно­сти (Ф) Формировать предпосылки здорового образа жизни; укреплять здоровье де­тей; продолжать поддерживать и раз­вивать потребность в разнообразной двигательной деятельности; обога­щать репертуар подвижных игр; содействовать полноценному физиче­скому развитию детей; продолжать поддерживать и развивать потребность в разнообразной самостоятельной дви­гательной активности; обогащать дви­гательный опыт детей за счет обще­развивающих и спортивных упражне­ний; совершенствовать физические качества Учить соблюдать санитарно-гигиенические нормы и правила. Создавать условия, способ­ствующие повышению защитных сил организма, выносливости и работоспособности. Предупре­ждать нарушения зрения. Оберегать нервную си­стему ребенка от стрессов и перегрузок. Созда­вать условия для проявления и совершенствова­ния ловкости, скорости и других физических ка­честв; обогащать репертуар подвижных игр, в которые играют дети; укреплять разные груп­пы мышц, способствуя формированию правиль­ной осанки, и следить за ее поддержанием во время разных видов деятельности; предупре­ждать нарушение зрения; оберегать нервную си­стему ребенка от стрессов и перегрузок Владеет основными культурно- гигиеническими навыками; самосто­ятельно и осознанно их реализует в своей жизнедеятельности; понима­ет и разделяет ценности здорового образа жизни; умеет соблюдать эле­ментарные правила охраны своего здоровья и здоровья окружающих; имеет физическое развитие, соответ­ствующее возрастным нормативным показателям; сформированы основ­ные физические качества, потреб­ность в физической активности, дви­жении; проявляет индивидуальный интерес к какой-то форме двигатель­ной активности
Социально- коммуникативное развитие(С) Развивать уверенность в себе и своих возможностях, активность, инициативность, самостоятельность; помогать овладевать различными спо­собами достижения собственных це­лей; поддерживать мотивацию к по­знаниям, общению, игре; продолжать формировать ответственное отноше­ние к своему здоровью и здоровью окружающих; обеспечивать строгое со­блюдение санитарных норм и правил охраны жизни и здоровья детей Организовать совместную двигательную дея­тельность педагога с детьми так, чтобы она до­ставляла детям радость. Отмечать и публично поддерживать успехи детей, собственное продви­жение ребенка, сравнивая полученный им резуль­тат с его же собственными предыдущими дости­жениями; по желанию ребенка помогать ему со­вершенствовать результат. Закреплять ответ­ственное отношение к своему здоровью и здоро­вью окружающих. Расширять начальные пред­ставления о правилах безопасного поведения в быту, в природе, среди незнакомых людей Эмоционально отзывчив, способен к сопереживанию и сочувствию, от­кликается на эмоции близких людей; различает эмоциональные проявле­ния окружающих людей, откликает­ся и адекватно реагирует на них; общителен, свободно вступает в контакт со сверстниками и взрослы­ми в зависимости от коммуникатив­ной цели; умеет договариваться со сверстниками, планировать совмеп ную деятельность; владеет навыками сотрудничества, стилем коммуника­ции со взрослыми и сверстниками; понимает и разделяет ценность здо­рового образа жизни, умеет соблю­дать элементарные правила охраны
 

 

 

своего здоровья и окружающих; имеет представление о безопасном поведении в быту

 
Художественно­эстетическое раз­витие (X)

Пробуждать эмоциональную отзыв­чивость к эстетической стороне окружающей действительности; зна­комить со способами создания разно­образных изображений на основе од­ной формы; поддерживать замыслы и помогать найти способы их реализа­ции

Красиво и эстетически целостно оформлять ин­терьер группы. Побуждать детей формировать и выражать собственную эстетическую оценку воспринимаемого, не навязывая им мнения взрослых. Показывать способы создания обоб­щенного продукта, который ребенок может но желанию «превращать» в реальные предметы (овал можно превратить в овощи, части тела животных и т. д. )

Эмоционально откликается на произве­дения изобразительного и музыкаль­ного искусства; сопереживает персо­нажам при их восприятии; обладает умениями и навыками, необходимы­ми для осуществления различных видов детской деятельности

 
Речевое развитие (Р)

Развивать речь детей: обогащать сло­варь; способствовать формированию предпосылок связной речи детей; учить подбирать и активно использо­вать в речи определения к предметам, объектам, явлениям (качества, свой­ства) и глаголы, обозначающие их действия и действия с ними

Продолжать работу по расширению словаря де­тей названиями предметов и объектов, обоб­щающими понятиями. Формировать умения от­вечать на вопросы и задавать их; упражнять в умении поддерживать беседу. Побуждать участвовать в коллективном разговоре на раз­личные темы. Упражнять в умении составлять простые перечисления (предметов, свойств, признаков, действий и др. )

Владеет диалогической формой речи, может начать, продолжить, поддер­жать и закончить беседу (вести диа­лог), заинтересовать слушателя со­держательным, логически построен­ным высказыванием с помощью мо­нологической речи; умеет договари­ваться со сверстниками, планировать совместную деятельность

 
               

тематическое планирование

Номер Разделы Темы занятий
Знакомство с числом, цифрой 1 «Число 1. Цифра 1. Шар. Круг. Луч». «Число 1. Цифра 1. Шар. Сфера». «Число 1. Геометрическое панно из кругов». «Число 1. Цифра 1. Металл – золото». «Число 1. Цифра 1. Царь зверей – лев». «Число 1. Цифра 1. Дуб – символ силы и единства». «Число 1. Цифра 1. Создание числового фриза на цифру 1»
Знакомство с числом, цифрой 2 «Число 2. Луна». «Число 2. Стихия – вода. Жемчуг. Форма – спираль». «Число 2. Цифра 2. Пара. Серебро». «Число 2. Цифра 2. Итоговое»
Знакомство с числом, цифрой 3 «Число 3. Цифра 3. Число сказок». «Число 3. Цифра 3. Треугольник. Трилистник». «Число 3. Цифра 3. Путешествие на планету Марс.  Металл – железо» (итоговое)
Знакомство с числом, цифрой 4 «Число 4. Цифра 4. Времена года». «Число 4. Цифра 4. Четвероногие друзья». «Число 4. Цифра 4. Четырехугольники». «Число 4. Цифра 4. Итоговое»
Знакомство с числом, цифрой 5 «Число 5. Цифра 5. Путешествие в Подводное царство». «Число 5. Цифра 5. Пятиугольники. Цветы с пятью лепестками (итоговое)»
Знакомство с числом, цифрой 6 «Число 6. Цифра 6. Пчелы и мед. Шестиугольники». «Число 6. Цифра 6. Насекомые. Лилия (итоговое)»
Знакомство с числом, цифрой 7 «Число 7. Цифра 7. 7 цветов радуги. Цветик-семицветик». «Число 7. Цифра 7. Итоговое. Создание странички числового фриза»
Знакомство с числом, цифрой 8 «Число 8. Цифра 8. Чётные числа. Создание странички числового фриза»
Знакомство с числом, цифрой 9 «Число 9. Цифра 9. Нечётные числа. Создание странички числового фриза»
Повторение пройденного материала Итоговое занятие «Путешествие по стране Математике»
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...