Освоение образовательной области «познавательное развитие» в комплексе с интегрируемыми и взаимодополняемыми образовательными областями (формирование элементарных математических представлений)
ПЛАНИРОВАНИЕ, ОЗДОРОВИТЕЛЬНОРАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ, ПОДВИЖНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
Средняя группа
Авторы-составители Н. В. Финогенова, М. Ю. Рыбина, Е. В. Ремизенко
Издание 2-е, переработанное
УДК 372. 3/. 4 ББК 74. 100. 5 М34
Авторы-составители Н. В. Финогенова, М. Ю. Рыбина, Е. В. Ремизенко
Математика в движении: планирование, оздоровительно-развивающие занятия, М34 подвижно-дидактические игры. Средняя группа / авт. -сост. Н. В. Финогенова, М. Ю. Рыбина, Е. В. Ремизенко. - Изд. 2-е, перераб. - Волгоград: Учитель. - 153 с.
ISBN 978-5-7057-4375-9
Организация образовательной деятельности с опорой на здоровьесберегающие технологии является основополагающим направлением в работе ДОО и позволяет решить поставленную ФГОС ДО задачу охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, эмоционального благополучия. В пособии представлен опыт проведения оздоровительно-развивающих занятий по формированию элементарных математических представлений в средней группе, отвечающий положениям примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Радуга» (науч. рук. Е. В. Соловьева). Перспективное и тематическое планирование, система организованной образовательной деятельности, направленной на формирование элементарных математических представлений, помогут педагогам профессионально построить образовательный процесс и траекторию развития ребенка. Подробное описание подвижнодидактических игр позволит использовать их в течение всего дня в самостоятельной игровой и совместной с воспитателем деятельности детей, в свободное время, на прогулке.
Пособие составлено с учетом основных требований ФГОС дошкольного образования; применимо в работе по всем действующим образовательным программам дошкольного образования.
Пособия издательства «Учитель» допущены к использованию в образовательном процессе Приказом Министерства образования и науки РФ № 16 от 16. 01. 2012 г.
Развитие современного общества предъявляет новые требования к дошкольным образовательным организациям, к проведению образовательной работы в них. По мнению многих специалистов, основным недостатком системы дошкольного воспитания является малоподвижность детей. Они много занимаются сидя, мало двигаются. Эго плохо сказывается не только на физическом, но и на духовном развитии детей: у них снижается тонус нервной системы, угнетается психическая активность. У физически ослабленных детей, подверженных быстрому утомлению, снижены эмоциональный тонус и настроение, ^ это отрицательно влияет на характер их умственной работоспособности. Поэтому поиск путей обновления традиционных форм обучения дошкольников является важной задачей работников дошкольных организаций.
Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Радуга» (науч. рук. Е. В. Соловьева) рассматривает ребенка в качестве субъекта индивидуального развития, активно присваивающего культуру, и как основополагающий реализует принцип развивающего образования, который подразумевает не только получение ребенком определенных знаний, умений и навыков при освоении образовательных областей программы, но и его всестороннее гармоничное развитие. С этих позиций определены направления и границы педагогического воздействия взрослого. Единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования дошкольников невозможно без учета в работе принципа интеграции взаимодополняемых образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями детей. Интеграция предполагает не просто суммарное объединение отдельных элементов, а их синтез и в результате получение занятий, обладающих свойствами целостности.
Математика - серьезная и сложная наука, особенно для детей дошкольного возраста. Задачей дошкольной организации в области формирования элементарных математических представлении является развитие у ребенка интереса к математике и способности к логическому мышлению. Осуществляя деятельность в данном направлении, необходимо учитывать, что дошкольнику интереснее всё познавать самостоятельно, практическим путем, перенося свою жизнь в сказку, преодолевая искусственно созданные взрослым препятствия, попутно не только овладевая четкими математическими умениями, но и познавая окружающий мир. Поэтому в дошкольных организациях формирование математических представлений должно осуществляться так, чтобы дети видели, что математика существует не сама по себе, что математические понятия отражают связи и отношения, свойственные предметам окружающего мира.
Известные педагоги с древности до наших дней отмечают, что движение является важным средством познания окружающего мира. В двигательной деятельности дети активно воспринимают новые предметы, их свойства. Поэтому не следует ограничивать занятия в дошкольных организациях каким-либо одним видом деятельности. Чем разнообразнее по используемым видам деятельности и дидактическому материалу будут занятия, тем больший эффект они дадут. Чем полнее информация, получаемая ребенком от своих органов чувств, тем успешнее и разностороннее его развитие.
Дети 4-5 лет уже освоили ведущие элементы «школы движений»: они свободно ходят, держась прямо и не опуская головы; непринужденно бегают в разном темпе, чувствуют ритм, положение тела во время различных действий под счет или в такт музыке. Движения детей носят целеустремленный и произвольный характер. У многих дошкольников этого возраста проявляется интерес к результатам выполнения двигательных заданий, они проявляют волевые усилия для преодоления трудностей. Отличительной особенностью этих детей является стремление созда-
Радуга: Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. М.: Просвещение, 2014. С. II.
вать свои образы в играх и движениях. Они проявляют инициативу во время игр и повышенную эмоциональность.
Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие дошкольника. В двигательной деятельности дети активно воспринимают новые предметы, их свойства. Поэтому включение в содержание различных видов познавательной деятельности подвижных игр и упражнений, которые предполагают решение программных задач в подвижной форме, будет способствовать разностороннему развитию дошкольников.
В настоящее время специалисты дошкольных организаций используют различные варианты организации обучения детей математике вместе с физическим развитием:
- наполнение математическим содержанием занятий по физкультуре;
- увеличение двигательной активности детей на занятиях по математике за счет включения в их содержание динамических пауз;
-совмещение физической и умственной нагрузки в ходе физкультурно-математических развлечений.
Все предложенные занятия объединены единым сюжетом «Театр волшебных чисел». В ходе путешествий со сказочными героями дети не только знакомятся с числовым рядом от 1 до 9, но и узнают особенности каждой цифры. При такой организации познавательной деятельности создается непринужденная и доброжелательная атмосфера, позволяющая нивелировать все стрессообразующие факторы. Важным является также и то, что новое знание не дается ребенку в готовом виде, а вводится через самостоятельное его «открытие» детьми. При этом на протяжении всего цикла занятий введение нового материала происходит с учетом взаимосвязи изучаемого с предметами и явлениями окружающего мира.
Структура занятия остается традиционной, трехчастной, но в каждую часть обязательно вводятся задания в форме вопросов. При этом переход от одного задания к другому может осуществиться только в том случае, если дети дадут правильный ответ на вопрос, заложенный в предыдущем задании.
Первая часть занятия - мотивационно-организационная (3^ мин).
В этот небольшой период времени необходимо ввести детей в игровую ситуацию, создать у них стойкую мотивацию к предстоящей деятельности и поставить проблему, которую им предстоит в дальнейшем решить. Постановка проблемы осуществляется в виде создания затруднения в игровой ситуации. Это пробуждает интерес к предстоящей деятельности и способность к творческой активности.
Вторая часть - основная (12-14 мин).
Воспитатель совместно с детьми ведет поиск выхода из затруднительной ситуации, в которую на каждом занятии попадают жители волшебной страны. При этом для детей создаются такие условия, когда им приходится самостоятельно делать определенные выводы для решения поставленных задач и проверять правильность их решения.
Заканчивается основная часть повторением всего нового, что дети узнали на занятии, и выполнением самостоятельного развивающего задания в подгруппах.
Третья часть - итоговая (2-3 мин).
Дети подводят итог занятия. Для этого воспитатель ставит вопросы так, чтобы дошкольники смогли фиксировать в речи всё то, что они узнали нового на протяжении занятия.
Таким образом, в процессе комплексных занятий дети не устают, так как часто меняют виды движений и место их выполнения. В ходе формирования элементарных математических представлений разнообразная двигательная активность снимает утомление, активизирует память, мышление. Комплексные занятия организованы так, что дети в основном не сидят за столами, а находятся в движении и через выполнение комплексных заданий постигают математические отношения и свойства объектов окружающего мира.
ОСВОЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» В КОМПЛЕКСЕ С ИНТЕГРИРУЕМЫМИ И ВЗАИМОДОПОЛНЯЕМЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ОБЛАСТЯМИ (формирование элементарных математических представлений)
Интегрируемые и взаимодополняемые образовательные области
Задачи работы с детьми
Основные пути решения задач
Результаты освоения программы
Познавательное развитие: формирование элементарных математических представлений (ГГ)
Способствовать развитию самостоятельной познавательной активности и своевременному интеллектуальному развитию ребенка: формировать элементарные математические представления; закладывать основы логического мышления, способность осуществлять операции классификации и сериации; развивать познавательноисследовательскую деятельность; поддерживать в детях мотивацию познания, созидания; поощрять возникновение индивидуальных познавательных интересов; создавать условия для освоения практических приемов сравнения по размеру (по объему); формировать представления о числах первого десятка как о существенных признаках явлений окружающего мира; давать представление о порядке следования чисел первого десятка на основе стихов и считалок, о форме предмета, о геометрических формах - круг, треугольник, квадрат, шар, куб; дифференцировать представления о размере
Дать представление о порядке следования чисел первого десятка на основе стихотворений и считалок. Знакомить с числами первого десятка и цифрами. Формировать интерес к математике, иллюстрируя проявления числа как существенного признака в мире природы, явлениях окружающей действительности. Дать представление о форме предмета, геометрических фигурах; совершенствовать представление о цвете, дифференцировать представления о размере; учить практическим приемам сравнения по размеру. Создавать практические ситуации добавления и убавления, обращая внимание детей на изменение количества. Совершенствовать умение выделять группу по заданному признаку. Организовать наблюдения, раскрывающие количественные и пространственные закономерности в природе
Познавательно активен, любознателен, способен самостоятельно исследовать, экспериментировать, находить разнообразную информацию в различных источниках; умеет задавать взрослым интересующие вопросы; имеет собственную сферу интересов, индивидуальные познавательные предпочтения и интересы; владеет универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции; обладает сформированными умениями и навыками, необходимыми для осуществления различных видов детской деятельности; заинтересован в учении и совершенствовании собственной компетенции в разных областях деятельности
В данном пособии используются следующие условные обозначения: Ф ('Физическое развитие», II - «Познавательное развитие», С «Социально-коммуникативное развитие», X «Художественноэстетическое развитие», Р - «Речевое развитие».
\
Физическое развитие: охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни, основ культуры здоровья, поощрение двигательной деятельности (Ф)
Формировать предпосылки здорового образа жизни; укреплять здоровье детей; продолжать поддерживать и развивать потребность в разнообразной двигательной деятельности; обогащать репертуар подвижных игр; содействовать полноценному физическому развитию детей; продолжать поддерживать и развивать потребность в разнообразной самостоятельной двигательной активности; обогащать двигательный опыт детей за счет общеразвивающих и спортивных упражнений; совершенствовать физические качества
Учить соблюдать санитарно-гигиенические нормы и правила. Создавать условия, способствующие повышению защитных сил организма, выносливости и работоспособности. Предупреждать нарушения зрения. Оберегать нервную систему ребенка от стрессов и перегрузок. Создавать условия для проявления и совершенствования ловкости, скорости и других физических качеств; обогащать репертуар подвижных игр, в которые играют дети; укреплять разные группы мышц, способствуя формированию правильной осанки, и следить за ее поддержанием во время разных видов деятельности; предупреждать нарушение зрения; оберегать нервную систему ребенка от стрессов и перегрузок
Владеет основными культурно- гигиеническими навыками; самостоятельно и осознанно их реализует в своей жизнедеятельности; понимает и разделяет ценности здорового образа жизни; умеет соблюдать элементарные правила охраны своего здоровья и здоровья окружающих; имеет физическое развитие, соответствующее возрастным нормативным показателям; сформированы основные физические качества, потребность в физической активности, движении; проявляет индивидуальный интерес к какой-то форме двигательной активности
Социально- коммуникативное развитие(С)
Развивать уверенность в себе и своих возможностях, активность, инициативность, самостоятельность; помогать овладевать различными способами достижения собственных целей; поддерживать мотивацию к познаниям, общению, игре; продолжать формировать ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих; обеспечивать строгое соблюдение санитарных норм и правил охраны жизни и здоровья детей
Организовать совместную двигательную деятельность педагога с детьми так, чтобы она доставляла детям радость. Отмечать и публично поддерживать успехи детей, собственное продвижение ребенка, сравнивая полученный им результат с его же собственными предыдущими достижениями; по желанию ребенка помогать ему совершенствовать результат. Закреплять ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. Расширять начальные представления о правилах безопасного поведения в быту, в природе, среди незнакомых людей
Эмоционально отзывчив, способен к сопереживанию и сочувствию, откликается на эмоции близких людей; различает эмоциональные проявления окружающих людей, откликается и адекватно реагирует на них; общителен, свободно вступает в контакт со сверстниками и взрослыми в зависимости от коммуникативной цели; умеет договариваться со сверстниками, планировать совмеп ную деятельность; владеет навыками сотрудничества, стилем коммуникации со взрослыми и сверстниками; понимает и разделяет ценность здорового образа жизни, умеет соблюдать элементарные правила охраны
своего здоровья и окружающих; имеет представление о безопасном поведении в быту
Художественноэстетическое развитие (X)
Пробуждать эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности; знакомить со способами создания разнообразных изображений на основе одной формы; поддерживать замыслы и помогать найти способы их реализации
Красиво и эстетически целостно оформлять интерьер группы. Побуждать детей формировать и выражать собственную эстетическую оценку воспринимаемого, не навязывая им мнения взрослых. Показывать способы создания обобщенного продукта, который ребенок может но желанию «превращать» в реальные предметы (овал можно превратить в овощи, части тела животных и т. д. )
Эмоционально откликается на произведения изобразительного и музыкального искусства; сопереживает персонажам при их восприятии; обладает умениями и навыками, необходимыми для осуществления различных видов детской деятельности
Речевое развитие
(Р)
Развивать речь детей: обогащать словарь; способствовать формированию предпосылок связной речи детей; учить подбирать и активно использовать в речи определения к предметам, объектам, явлениям (качества, свойства) и глаголы, обозначающие их действия и действия с ними
Продолжать работу по расширению словаря детей названиями предметов и объектов, обобщающими понятиями. Формировать умения отвечать на вопросы и задавать их; упражнять в умении поддерживать беседу. Побуждать участвовать в коллективном разговоре на различные темы. Упражнять в умении составлять простые перечисления (предметов, свойств, признаков, действий и др. )
Владеет диалогической формой речи, может начать, продолжить, поддержать и закончить беседу (вести диалог), заинтересовать слушателя содержательным, логически построенным высказыванием с помощью монологической речи; умеет договариваться со сверстниками, планировать совместную деятельность
тематическое планирование
Номер
Разделы
Темы занятий
Знакомство с числом, цифрой 1
«Число 1. Цифра 1. Шар. Круг. Луч».
«Число 1. Цифра 1. Шар. Сфера».
«Число 1. Геометрическое панно из кругов».
«Число 1. Цифра 1. Металл – золото».
«Число 1. Цифра 1. Царь зверей – лев».
«Число 1. Цифра 1. Дуб – символ силы и единства».
«Число 1. Цифра 1. Создание числового фриза на цифру 1»