Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тыловое обеспечение на Западе




1187 год. Латинские государства, или то, что от них осталось: Тир, Триполи, Антиохия, в очередной раз обернулись к Западу. Западу, ошеломленному и недоумевающему. Есть ли смысл в крестовом походе? Зачем нужны латинские государства? Однако снова Запад мобилизовал силы, и начался Третий крестовый поход.

Военные ордены понесли жесточайший урон, особенно тамплиеры; но у них была возможность обратиться к своим домам на Западе и восполнить потери.

 

Вы, кто сами себе господа, должны сделаться рабами других. И едва ли вы станете делать то, что хотите. Итак, если вы желаете быть по эту сторону моря, вас попросят на ту сторону; если же вы желаете быть в Акре, вас по­шлют в Триполи, или в Антиохию, или в Армению...

 

Так гласит устав (статья 661).

Невозможно понять, как функционировал орден, оценить его богатства и получить представление о могуществе, если не изучить его европейскую инфраструктуру. Воспользуемся катастрофой 1187 г., чтобы покинуть фронт, сократившийся до нескольких крепостей, и посетить тылы. Перенесемся в какое-нибудь командорство, или, как его обычно называют, дом храмовников. Это одновременно и монастырь, и хозяйство сеньориального типа, средоточие отношений и центр притяжения клиентелы. Люди, которых там можно встретить, не похожи друг на друга: их положение, ранг и функции различны, но все они братья или люди ордена Храма. Командорство обеспечивает кров и защиту большой орденской семье.

Глава 1

Земельные владения

Поступление дарений

 

Все, кто вступали в орден Храма или состояли с ним в официаль­ных отношениях, вносили материальные пожертвования. Вне круга семьи то же самое делали миряне и духовные лица. Военные ордены пережили период горячего признания со стороны верующих уже по­сле монахов клюнийцев и цистерцианцев, но еще до нищенствую­щих орденов. На самом деле, это вопрос моды. В случае военных ор­денов она продержалась достаточно долго.

Что же им дарили? Все или почти все.

Генрих II, король Англии, уступил бьеф одной из рек для соору­жения водяной мельницы или дом в Сен-Вобурге около Руана, при­надлежавший его предку. Король Арагона отдал замок Монзон. Жоффруа де Бар в марте 1306 г. пожаловал в феод территорию Дон-кур-а-Буа. Рыцарь Арно д'Аспе с согласия двух своих сыновей пода­рил братьям дома в Монсоне, Комманже, город Канен вместе с жите­лями, землей и сеньориальным правом высшего, среднего и низшего суда. В 1147 г. Роже де Безье уступил ордену...

 

свой домен Кампань, расположенный в графстве Разес на реке Од, которая делит его пополам... вместе со всеми его жителями, мужчинами, женщинами и детьми, их домами, цензом, платой за использование печей и мельниц, совладениями пахотными землями, лугами, пастбищами, пустошами, обра­ботанными и необработанными землями, реками и акведуками, со всеми мельницами и налогом на помол, рыбными промыслами. С этого поместья братья Храма не должны мне ни доходов, ни вассалов, ни права прохода, ни права на сбор дорожной пошлины.

 

В 1154 г. епископ Байе отдал ордену церковь в Сентанже. В Шампани граф передал ему свои права и доходы от торговли в Провене: в 1164 г. пошлину на торговлю шерстью и льном, в 1214 г. пошлину наторговлю мясным скотом, в 1243 г. — кожами, а ведь в то время эроде было сто двадцать пять кожевен. В Италии простые жители эна завещали незначительные суммы денег — пять су, шесть су... Врайоне Тулузы верующие установили ежегодную ренту размером двенадцать денье, сопровождавшуюся более существенным подно­жием по смерти завещателя — это могли быть двадцать су, сто су, Ошадь, рубахи и брака (штаны), плащ, оружие. Чтобы содержать рыцаря в Святой земле, граф Генрих де Бар установил ренту в пятнадцать ливров с дорожной пошлины в Бар-сюр-Об; этот документ составлен в Акре в октябре 1190 г., когда граф участвовал в Третьем крестовом походе. Сеньор де Нуайе, также крестоносец, помнил о рвении, с которым тамплиеры служат Христу, и настоял на том, что им необходимо помочь: он предоставил им ренту в шестьдесят су с леса Эрво, вблизи Аваллона. Госпитальерам он передал приютный дом в Арбоне. В Дузане в 1167 г. некий Раймунд де Рье еподнес ордену женщину с дочерью вместе со всем их потомством, а Пон де Мольер подарил пастуха Гильома вместе с его племянника­ми «и всем, что они мне должны»203.

В том же Дузане впечатляющим примером служат дарения семейства Барбера, или Берберано: они прекрасно показывают тесную связь между благочестивым завещанием и вхождением в орден.

Эта семья стала называться по имени одного из приходов на берегу Ода, вверх по течению от Дузана. Одиннадцатого апреля 1133 г. совладельцы замка и земель Дузана подарили свой патримоний представителю ордена Храма Гуго Риго. Под документом их имена расположены тройками — Бернард де Канне, его жена и сын; Эймерик де Барберано, сын Беатрис, его жена Гальбург и сын Эймерик-младший; три брата Эймерика: Гильом-Шаберт, Арно и Раймунд-Эрменгальд; Пьер-Раймунд де Барберано и его жена Мабий, вместе с братом, Арно де Барберано. Таким образом, мы имеем две ви семейства де Барберано, связь между которым нам неизвестна; ясно по крайней мере, что она была тесной, поскольку все эти ища в разных сочетаниях выступают в качестве свидетелей при под-лсании очень многочисленных документов.

Помимо этого первого дара, легшего в основу будущего коман-дорства Дузан, Эймерик и его брат Гильом-Шаберт подарили орденусамих себя вместе с оружием и лошадьми. Среди тех, кто подписал этот текст, фигурируют некие Пьер-Роже, Беранже и Гуго де Барбс рано. Последовали и другие, менее значительные пожертвования: в 1136 г., затем в 1139 г., когда документ, составленный от имени Раймунда-Эрменгальда в Сен-Жан-де-Карьер, подписали три его брата; и, главное, в 1143 г., когда Арно, брат Мабий, довершил по­жертвование, сделанное в 1133 г.

Второго июня 1153 г. семейство отличилось новым щедрым по­дарком — они преподнесли ордену Храма церковь Сен-Жан-де-Карьер, ставшую, наряду с Дузаном и Брукафелем, одним из трех главных компонентов командорства. И снова автором этого дара стал Эймерик де Барберано, женившийся вторично на Альде, вместе со своими сыновьями от первого брака, Эймериком и Далмацием. и братьями, Гильомом-Шабертом, Арно и «Раймундом-Эрменгальдом, нашим братом по плоти и братом воинства Храма по духу». Пейтавин, дочь Пьера-Раймунда, главы другой ветви рода, удосто­верила этот дар своей подписью.

Через несколько дней, 11 июня, Пьер-Раймунд составил свое за­вещание, отказав земли и деньги двум своим дочерям, «совсем ма­ленькому» сыну и племяннику Гильому-Сигеру де Барберано. Затем он вверил себя ордену Храма. В этом завещании, подписанном че­тырьмя тамплиерами, упоминаются также Эймерик и Гильом-Шаберт, по всей видимости, его двоюродные братья.

Став братом ордена, Пьер-Раймунд в 1159 г. принимал пожерт­вования, сделанные в его адрес, а 10 ноября 1158 г. подписал доку­мент, в котором его шурин Арно де Барберано вверил ордену себя и свое потомство.

Что касается четырех братьев из другой ветви, то мы видим, как они один за другим вступают в орден в качестве донатов или братьев. О Раймунде-Эрменгальде только что говорилось: он, вероятно, был самым молодым из четверых, и ему предстояло никогда не жениться. Эймерик и Гильом-Шаберт вверили себя ордену в 1133 г., но будучи женаты, они оба имели детей и остались жить в миру. Арнс вступил в орден в качестве брата еще до декабря 1143 г., когда неким Раймунд Мешок отдал Арно и его братьям из воинства Храма участок земли; а 31 октября 1145 г. Арно, вместе с Пьером де ла Ровером, магистром ордена в провинции Прованс-Испания, принял пожертвование Бернарда де ла Порта.

На протяжении двадцати лет (1133-1153) из шести представителей двух ветвей семейства де Барберано, вполне возможно, двоюродных братьев, трое стали братьями-рыцарями Храма, а трое других — донатами. Их пожертвования, крупные и постоянно пополняемые, сделали возможным создание командорства Дузан. Добавим, что и в следующем поколении вы видим множество де Барберано в чис­ле жертвователей или свидетелей, скрепляющих документы своей подписью, однако, несмотря на это, установить связи между ними не представляется возможным. А ведь необходимо еще учитывать се­мьи, породнившиеся с Барберано посредством браков: это род Кане, владевший Дузаном совместно с Барберано в 1133 г., и фамилия Рокенегад, одна из представительниц которой, по имени Альзайс, в 1169 г. была женой Арно де Барберано204.

 

 

 

Благодетели ордена Храма: две ветви семейства Барберано

 

Пожертвования распадались на три категории: дарения рrо аniта, состоявшие из крупных имений, очень часто ложившихся в основу командорства, как, например, Жале в Виваре, или Брука-фель, поблизости от Дузана, а иногда из ничтожных участков. Дари­тель не ставил никаких условий и стремился лишь к спасению души. Пожертвования in extremis, часто совершавшиеся предусмотритель­ными паломниками, по примеру известного Ашара из окрестностей Клюни, о котором мы уже упоминали (часть первая, глава I), были менее популярными, так как им на смену быстро пришли завещания.

Зато широкое распространение получили пожертвования за воз­награждение; впрочем, их трудно отличить от продажи. Получательтакого пожертвования, — а им всегда была церковь, — предоставлял жертвователю caritas, или милостыню: иначе говоря, встречный дар. Вот два примера: Раймунд Гуго из Эг-Вив подарил мужчину, его по­томство и имущество, в обмен на милостыню размером в двадцать су. Гильом Мантелен, его жена и двое сыновей «отдали и продали» Храму различные участки земли, и «за этот дар и продажу вы дадите нам лошадь»205.

Подобная компенсация облегчала саму возможностьдарения, обеспечивая его автора средствами к существованию. При этом по­лучатель дара обычно оставался в выигрыше, так как его ответное подношение было менее ценным. Вознаграждение — и это его глав­ное достижение - укрепило институт дарения, обезопасив его от за­поздалого раскаяния жертвователей и притязаний наследников. Хотя... в 1191 г. Гильом де Бергадон подарил ордену Храма свои вла­дения на вершине Лобрегата (Каталония). Он умер между 1192 и 1196 гг. Его брат отказался выполнить его завещание и в 1199 г. продал виконтство Бергадон, включая земли, отказанные ордену Храма, королю Арагона Педро II. Тамплиеры смогли вступить в свои права владения только в 1231 г.206

Несмотря на подобные трудности, отметим значимость описы­ваемого процесса для формирования земельных владений ордена Храма. Так, в Дузане половина из трехсот документов, собранных в картулярий, являются дарственными актами, а в Монсоне анало­гичный сборник содержит сорок пожертвований рrо аniта и сорок четыре дарения за вознаграждение207.

В Испании дарения отличаются некоторым своеобразием, так как они связаны с участием ордена в Реконкисте. По этой причине наибольшим размахом отличаются королевские пожертвования. Больше всего Храму подарили замков: сначала Граньяна и Монзон, потом Миравет, Томар в Португалии, Пеньискола в Валенсии. Дая­ния включали и обширные земельные угодья... которые еще пред­стояло завоевать. Такие подарки подразумевали, что тамплиеры должны были заселить и использовать эти земли. Эти особенности сближают испанские и сиро-палестинские пожертвования и объяс­няются обстановкой постоянной борьбы с неверными208.

Ради чего делались эти подарки? Ради спасения души и искупле­ния грехов: ирландка Матильда де Лейси подарила четыреста акров земли «для спасения моей души и душ моих отца и матери и всех предков, и всех потомков, а также Давида, барона Нааса, моего покойного мужа»209. В картулярии Дузана можно видеть бессчетное множество формулировок вроде: «ради любви Господа, отпущения моихгрехов и спасения души, а также душ моих родителей». Некий каталонец, более беспокойный, сделал пожертвование, «поскольку я боюсь ужасов ада и стремлюсь достичь радостей рая». Надежда приобрести духовные блага в виде молитв храмовников и мессы за свое здравие подталкивала к великодушию. Некоторые жертвовате­ли проявили себя как настоящие «гурманы»: Пьер Корнель отдал свой замок Фрескано в Арагоне, но потребовал, чтобы орден Храма содержал десять священников, служащих мессы о его спасении. Очень ценилась возможность быть похороненным на кладбище ор­дена, одетым в белый плащ с красным крестом. Речь идет о вступле­нии в орден, называвшемся ad succurendum (т. е. во спасение (по­смертное)). Привлекали и материальные преимущества: ренты, пожизненное содержание и покровительство. Престарелый Эд де Грансэ вступил в орден в 1185 г. и поселился в доме в Бюре, располо­женном у самых стен его замка, чтобы провести там остаток дней. Он умер в 1197 г. и был похоронен там же210.

Большей оригинальностью отличаются прогрессивные для сво­его времени мотивы, имеющие отношение к крестовому походу и борьбе с неверными. В подобных документах мы находим свиде­тельства о решимости жертвователей предоставить ордену Храма средства для осуществления его миссии или поддержать его в этом деле. Здесь мне хочется вспомнить о примере Лауретты, упоминав­шемся в конце первой части этой книги. Пайен де Бюр, основатель дома, в котором Эд де Грансэ провел на покое последние годы своей жизни, предназначал свой дар «воинам Христа, которые сражаются в ордене Храма». К тому же разряду относятся пожертвования, де­лавшиеся накануне отправления в паломничество, или крестовый поход. В 1185 г. Пьер де Кадене, отправляясь на Святую землю, при­нес дар тамплиерам Марселя. В 1134 г. Гильом Пьер, отбывая в Ие­русалим, передал Богу и братьям свой аллод. Готовясь к отплытию на Восток из порта Туретта в Агде, виконт Роже I де Безье подтвер­дил факт передачи ордену территории Кампань-сюр-Ода211.

Битва на Святой земле велась не только с помощью оружия. Не­которые дарители напоминают тамплиерам о необходимости помо­гать пилигримам и в целом неимущим. Благочестивые верующие ос­новывали немало приютных домов, но не всегда располагали средствами для их содержания. В этом случае они поручали заботу об этих церквях монашеским орденам, среди которых, разумеется, был орден госпитальеров, но также и орден тамплиеров. Жан Ришар обнаружил несколько подобных дарений в Бургундии; добавим к ним один итальянский пример: Гульельмо из Мореза и его сын ус­тупили ордену Храма дом и земли в Вико, обязав его устроить там приют для больных212. Вот яркая иллюстрация тому, как неодно­значно воспринимался орден Храма на Западе: духовная и военная стороны деятельности ордена находились в противоречии.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...