Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Скорректированные оценки испытуемых, представленные в табл. 3 (по Энгену)




Скорректированные оценки испытуемых, представленные в табл. 3 (по Энгену)

 

 

В том случае, если эта зависимость подчиняется степенному закону Z = kSα при изображении ее в двойных логарифмических координатах, она должна быть прямой линией. Если же исследуемая зависимость подчиняется закону Фехнера Z = klogS, она может быть представлена прямой только в том случае, если логарифмический масштаб берется только для шкалы физического параметра стимулов, а шкала суждений остается линейной.

Как было отмечено выше, прямая удобнее (проще) с точки зрения наилучшей подгонки к экспериментальным точкам и подбора математического описания полученной зависимости. Обычно подгонка осуществляется либо " на глазок", что дает грубое приближение при разбросе точек вокруг истинной линии регрессии, либо методом наименьших квадратов, позволяющим обеспечить наилучшую аппроксимацию, если заранее известен вид зависимости.

Литература

 

Основная

1. Джелдард Ф. А. Сенсорные шкалы//Хрестоматия по ощущению и восприятию/Под ред. Ю. Б. Гиппенреитер, М. Б. Михалевской. М.: Изд-во Моск. ун-та, с. 1975.

2. Стивенс С. С. Психофизика сенсорной функции/Хрестоматия по ощущению и восприятию/Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, М. Б. Михалевской. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975.

 

Дополнительная

1. Стивенс С. С. О психофизическом законе//Проблемы и методы психофизики/Под ред. А. Г. Асмолова, М. Б. Михалевской. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1974.

2. Harper R. S., Stevens S. S. A Psychological Scale of Weight and a Formula for its Derivation. Amer. J. Psychol. 1948. Vd. 61. P. 343—351.

3. Stevens S. S. The Direct Estimation of Sensory Magnitudes: Loudness//Amer. J. Psychol. 1956. Vd. 69. P. 1-25.

 

Методические указания по выполнению учебного задания по теме: " Методы прямой оценки"

Задание 1. Построение психофизической функции высоты звукового тона

Цель задания. Практически ознакомиться с методомустановления заданного отношения, построить психофизическую функцию высоты звукового тона.

 

Методика

Аппаратура. Задание выполняется на IBM-совместимом персональном компьютере. Для предъявления звуковых стимулов используются специальная звуковая плата типа " Sound Blaster" и головные телефоны. Для выполнения учебного задания используется компьютерная программа sscai. exe.                                     

Стимуляция. Стимулами являются бинаурально предъявляемые тональные звуковые сигналы в диапазоне от 125 до 12000 Гц и интенсивностью около 80 дБ (УЗД). Используются 8 стандартных стимулов: 125, 250, 500, 1000, 2000, 4000, 6000, 8000 Гц.

Испытуемые. Каждый студент сначала работает как испытуемый, а затем обрабатывает свои оценки и строит по ним психофизическую зависимость. Для получения групповых данных испытуемые должны объединиться в группу не менее 7—10 человек.

Процедура. Шкалирование производится методом оценки заданного отношения в вариантах фракционирования (деления на 2) и мультипликации (умножения на 2). Опыт состоит из 2-х серий — " деление на 2" и " умножение на 2". В первой серии используются 7 стандартных стимулов: частотой 250, 500, 1000, 2000, 4000, 6000 и 8000 Гц. Во второй - 125, 250, 500, 1000, 2000, 4000, 6000 Гц. Стандартные стимулы предъявляются в случайном порядке, каждый по 5 раз. Оценка заданного отношения производится методом установки, когда, регулируя частоту переменного стимула, испытуемый подбирает подходящий переменный стимул.

Каждая проба начинается с предъявления на экране монитора ее порядкового номера (от 1 до 35). После этого, нажав на клавишу < пробел> на клавиатуре компьютера, испытуемый должен прослушать звучание стандартного стимула. Для прекращения предъявления стандартного стимула следует нажать клавишу < Esc>. Регулировка частоты переменного стимула (от частоты стандарта) осуществляется клавишами управления движением курсора — < ← > , < → > , для уменьшения и увеличения частоты, соответственно. Нажимая на эти клавиши, испытуемый может изменять частоту звукового сигнала: чем дольше нажимаешь на клавишу, тем быстрее меняется его частота. В любой момент испытуемый может вернуться к прослушиванию стандартного стимула, нажав еще раз на < пробел>. Окончание подбора переменного стимула, находящегося в заданном отношении к стандартному, подтверждается нажатием на клавишу < Enter>.

Между сериями устраивается 5-минутный перерыв.

Обработка результатов. После окончания опыта испытуемому выдается распечатка индивидуальных результатов, в которой для каждой серии (деление и умножение на 2) приводятся геометрические средние его оценок стандартных стимулов.

В ходе дальнейшей обработки индивидуальных результатов каждому студенту следует выполнить следующее:

1. Занести полученные данные в таблицу.

2. Представить полученные данные в линейных координатах на 2-х отдельных графиках (рис. 1 и 2): абсцисса — частота стандартного стимула, ордината — частота стимула, оцененного находящимся в заданном отношении (1/2, 2) к стандартному.

4. То же самое повторить в двойных логарифмических координатах (рис. 3 и 4). С помощью линейного регрессионного анализа вычислить параметры регрессионных прямых для двух серий опыта и построить соответствующие прямые на рис. 3 и 4.

Для выполнения регрессионного анализа целесообразно воспользоваться статистическим пакетом " Stadia". В редакторе данных частоты стандартного стимула заносятся в первую переменную (это будут значения Х ), а оценки испытуемого — во вторую (это будут значения Y). Затем переходят в меню статистических процедур (F9) и выбирают опцию " Простая регрессия (тренд)". Войдя в нее, нужно указать номера переменных (1, 2), а затем указать тип функции для построения регрессии — линейная. После этого программа построит для вас математическую модель ваших данных, представляя их в виде уравнения прямой: Y = а0 + а1*Х. Получив коэффициенты а0и a1, можно без труда построить на графике аппроксимирующую прямую, проходящую через 7 экспериментальных точек. Статистическая оценка адекватности сделанной линейной аппроксимации приводится внизу экрана.

5. Построить психофизическую зависимость, используя результаты 2-х серий опыта — " деление на 2" и " умножение на 2". Для этого поступим аналогично С. Стивенсу и соавт. (1937) и примем ощущение высоты тона 1000 Гц заточку отсчета, присвоив ей величину 1000 " мел". Для нахождения необходимых значений на оси абсцисс психофизической функции можно воспользоваться либо графиками, построенными на рис. 3 и 4, либо решить ту же задачу более точно — аналитически.

С этой целью можно обратиться к уравнениям регрессионных прямых и проделать все вычисления по формуле вручную или еще раз воспользоваться программой " Stadia". Формально это означает, что по полученному уравнению регрессионной прямой (геометрической модели оценок испытуемого) нужно найти неизвестные Х по известным Y. Для проведения расчетов нужно снова вернуться в меню статистических методов и, выбрав ту же опцию (" Линейная регрессия" ), указать другой порядок переменных — 2, 1. Это будет означать, что в качестве Х мы выбираем полученные оценки испытуемого, а в качестве Y — частоту стандарта. После расчета нового регрессионного уравнения можно найти все необходимые точки на оси Х конструируемой психофизической функции.

Нанеся 8—10 точек на график психофизической функции можно попробовать соединить их плавной кривой и прикинуть " на глазок" вид полученной функции. Для более строгой оценки полученной зависимости следует вновь обратиться к статистической программе " Stadia" и, воспользовавшись методами регрессионного анализа, оценить ее как соответствующую логарифмической или степенной функции. Степень соответствия можно оценить по максимуму коэффициента корреляции и минимуму стандартного отклонения и доверительного интервала коэффициентов a0 и а1.

6. Построить психофизическую функцию по групповым данным, для чего вычислить геометрические средние по 7—10 индивидуальным оценкам, причем в каждую группу не должны входить одинаковые индивидуальные данные.

Обсуждение результатов.

1. Сопоставив данные умножения и деления, оценить обоснованность полученной субъективной шкалы, как шкалы отношений.

2. Сделать вывод о приложимости одного из известных психофизических законов к полученным экспериментальным данным.

3. Сравнить индивидуальную и групповую шкалы и оценить их адекватность литературным данным (см. статью Р. Вудвортса и Г. Шлосберга в кн. " Проблемы и методы психофизики". Под ред. А. Г. Асмолова, М. Б. Михалевской, с. 183-186).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...