Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тест «Осознанность жизненных целей»




 

ИСТОЧНИК: Сборник психологических тестов. /Сост.Е.Карапешта Киев, Хибатура, 1992./

Методика «Осознанность жизненных целей» состоит из двух шкал.

Шкала А: «отношение к жизни». Шкала направлена на выявление уровня осознанности личности при формирова­нии жизненных целей и ее ответственности за их достиже­ние. Шкала состоит из 6 вопросов: 1,3,5,7,9,11.

Шкала Б: «структурированность свободного времени». Шкала показывает, как глубина и осознанность жизнен­ных целей человека проявляются через структуру исполь­зования свободного времени. Шкала состоит из 6 вопросов: 2,4,6,8,10,12. Тест в целом способствует осознанию лично­стью уровня сформированности своих жизненных целей, возможного противоречия между глубиной жизненных це­лей и способами использования свободного времени и помо­тает выбрать направление дальнейшего самосовершенство­вания личности.

Существенно, что при гармоничном развитии личности балльные оценки по обеим шкалам связаны обратной зави­симостью: при высоких оценках по шкале Б — низкие по­казатели шкалы А, и наоборот.

Значимые нарушения обратной зависимости могут сви­детельствовать о дисгармоничном развитии личности, кри­зисном периоде жизни, внутреннем конфликте... В этом случае требуется дополнительное исследование личности для локализации источника противоречия и направленной работы по гармонизации.

Характеристика распределения набранных баллов в опытных выборках, а также гистограммы соответствующих распределений приведены в приложении.

 

Вопросник

ИНСТРУКЦИЯ: Внимательно прочитайте вопрос и ре­шите, какой из ответов — «ДА», «ИНОГДА», «НЕТ/НИ­КОГДА» — вам подходит. Запишите его в регистрационный бланк.

 

1. Посвящаете ли вы свое свободное время тому, чтобы укрепить отношения с людьми)?

2. Читаете ли вы «легкую» литературу (фантастику, комиксы, приключения)?

3. Читаете ли серьезную литературу?

4. Занимаетесь ли дома работой, которая связана с вашей профессией?

5. Занимаетесь ли домашними делами, повседневными бытовыми заботами?

6. Имеете ли вы хобби, которое поглощает ваше свобод­ное время?

7. Занимаетесь ли спортом ради собственного удоволь­ствия (так сказать, в индивидуальном порядке)?

8. Используете ли свое свободное время для работы, которая является для вас источником дополнительной при­были?

9. Бываете ли в кино, театрах, на концертах, в музеях?

10. Бываете ли в ресторанах, кафе, на вечеринках и танцах?

11. Занимаетесь ли общественной работой?

12. Любите ли бить баклуши, посидеть у телевизора.

 

Обработка результатов

 

За каждый ответ начисляется определенное число бал­лов: за ответ «да» — 0 баллов, за ответ «иногда» — 1 балл, за ответ «нет/никогда» — 2 балла. Подсчитывается сумма баллов по каждой шкале отдельно.

Интерпретации результатов для испытуемых

Шкала А

О — 5 баллов

У вас разносторонние интересы; четкое представление о том, что значит жить интересно; у вас есть определенная цель в жизни, к которой вы идете довольно решительно.

6 — 9 баллов

Ваши запросы несколько занижены; вы часто беретесь за вещи, которые не доводите до конца; что ваш досуг про­ходит без какой бы то ни было пользы для вас.

10 — 12 баллов

Для вас, к сожалению, характерно поверхностное отно­шение к жизни; возможности своего свободного времени вы используете плохо, часто скучаете, советы других воспри­нимаете с раздражением. Следует подумать об изменении привычек.

0 — 5 баллов

Вы явно отдаете предпочтение развлечениям свое свободное время проводите несерьезно.

6 — 9 баллов

Вы любите работать, но человек вы довольно замкнутый, свободное время проводите в одиночестве, занимаетесь своими любимыми делами. Советуем больше общаться с людьми.

10 — 12 баллов

Все ваше внимание сконцентрировано на определенней жизненной программе. Но вы тратите себя не только на нее, а и на другие дела.

 

Ф.И.О.

 

пол

 

ВОЗРАСТ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

Таблица 1.5. Сводная таблица данных (семьи: полные-1,неполные-0; мальчики-1, девочки-0)

 

Терминальные ценности

 

Семья

Пол

3.

8.

9.

10.

12.

13.

14.

16.

17.

ПОЛНЫЕ СЕМЬИ

1.

3.

4.

5.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

НЕПОЛНЫЕ СЕМЬИ

1.

2.

3.

4.

5.

6.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

16.

17.

18.

19.

22.

24.

26.

27.

28.

29.

30.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Таблица 1.6.

 


Инструментальные ценности

 

Семья

Пол

3.

8.

9.

10.

12.

13.

14.

16.

17.

 

ПОЛНЫЕ СЕМЬИ

 

1.

 

 

3.

 

4.

 

5.

 

 

 

7.

 

8.

 

9.

 

10.

 

11.

 

12.

 

13.

 

14.

 

15.

 

16.

 

17.

 

18.

 

19.

 

20.

 

 

22.

 

23.

 

24.

 

25.

 

26.

 

27.

 

28.

 

29.

 

 

НЕПОЛНЫЕ СЕМЬИ

 

1.

 

2.

 

3.

 

4.

 

5.

 

6.

 

 

 

9.

 

10.

 

11.

 

12.

 

13.

 

14.

 

 

16.

 

17.

 

18.

 

19.

 

 

 

22.

 

 

24.

 

 

26.

 

27.

 

28.

 

29.

 

30.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Результаты исследования динамики старших школьников

В период с 1994 г. по 2003г.

 

При сравнении структур ценностных ориента­ции старшеклассников 2003 г. и середины 90-х го­дов (1994 г. и 1997 г.) было выявлено, что ярче выраженными становятся их ориентации на цен­ности социальной ответственности: семью (с 5-го места она переместилась на 4-е) и ответствен­ность (с 11-го на 3-е место). Более значимыми стали ценности деловой (и экономической) актив­ности и прагматические ценности: работа (с 10-го места она передвинулась на 5-е), материальная обеспеченность (передвинулась с 8-го на 6-е мес­то), эффективность в делах (с 12-го на 8-е место), предприимчивость (с 13-го на 9-е место) и рацио­нализм (с 18-го на 15-е место) (табл. 1.1.).

Следует отметить, что на протяжении изучае­мого периода (1994-2003 гг.) перечисленные цен­ности характеризовались тремя разными вариан­тами (или типами) динамики. Так, от "среза" к "срезу" все большую значимость для старших школьников приобретали ориентации на ценнос­ти работы, предприимчивости и ответственности. До 1999 г. аналогичной динамикой характеризо­вались ценности семьи и материальной обеспе­ченности. В дальнейшем (в 2003 г.) ранговый "вес" ценности семьи несколько снизился (со 2-го на 4-е место), а значимость материальной обеспе­ченности оставалась относительно устойчивой. В отличие от предыдущих двух групп ценностей, значимость эффективности в делах и рациона­лизма была относительно устойчивой в иерархии ценностных ориентации старших школьников, лишь к 2003 г. их "вес" достоверно возрос.

В настоящее время менее значимыми для представителей данной социальной группы, по сравнению с серединой 90-х гг., являются ценно­сти самоутверждения: независимость (переместилась со 2-го на 5-е место), собственность как терминальная ценность (с 17-го на 18-е место). Снизился в иерархии ценностных приоритетов старших школьников и вес группы альтруистичес­ких ценностей: счастье других (с 11-го на 15-е мес­то) и чуткость (с 14-го на 17-е место). Снижением своей значимости с 6-й на 13-ю ранговую позицию характеризовалась также ценность духовного раз­вития - мудрость. Более детальный анализ показывает, что в данном случае также имели место три типа дина­мики ценностных ориентации старших школьни­ков

В период исследования с 1994 г. по 2003 г. от "среза" к "срезу" снижался ранговый "вес" терми­нальной ценности счастья других; в период 1997-2003 гг. в иерархии инструментальных ценностей аналогично снижалась значимость чуткости. К 1997 г. на более низкие ранговые позиции передви­нулась ценность независимости, а в последующий период ее значимость оставалась относительно стабильной. Третий же тип динамики обнаружился в изменениях значимости терминальной ценности собственности, которая, снизившись к 1999 г. с 17-го на 18-е ранговое место, далее продолжала оставаться на тех же местах в иерархии ценност­ных ориентации


Таблица 1.7.

Ранговая структура ценностных ориентации старших школьников в разные исследовательские "срезы"*

Терминальные ценности

Г.

Г.

Г.

Г.

Г.

Инструментальные ценности

Г.

Г.

Г.

Г.

Г.

Здоровье

 

 

 

 

 

Образованность

 

 

 

 

 

 

Любовь

 

 

 

 

 

Твердая воля

 

 

 

 

 

 

Семья

 

 

 

 

 

 

Честность

 

 

 

 

 

 

Друзья

 

 

 

 

 

 

Независимость

 

 

 

 

 

 

Материальная обеспеченность

 

 

 

 

 

 

Предприимчивость

 

 

 

 

 

 

Работа

 

 

 

 

 

 

Ответственность

 

 

 

 

 

 

Свобода

 

 

 

 

 

 

Самоконтроль

 

 

 

 

 

 

Уверенность в себе

 

 

 

 

 

 

Терпимость

 

 

 

 

 

 

Богатство

 

 

 

 

 

 

Жизнерадостность

 

 

 

 

 

 

Мудрость

 

 

 

 

 

 

Смелость в отстаивании взглядов

 

 

 

 

 

 

Активная жизнь

 

 

 

 

 

 

Эффективность в делах

 

 

 

 

 

 

Красота

 

 

 

 

 

 

Богатство

 

 

 

 

 

 

Познание

 

 

 

 

 

 

Воспитанность

 

 

 

 

 

 

Творчество

 

 

 

 

 

 

Широта взглядов

 

 

 

 

 

 

Счастье других

 

 

 

 

 

 

Рационализм

 

 

 

 

 

 

Развлечения

 

 

 

 

 

 

Исполнительность

 

 

 

 

 

 

Бессмертие

 

 

 

 

 

 

Чуткость

 

 

 

 

 

 

Собственность

 

 

 

 

 

 

Собственность

 

 

 

 

 

 

Непримиримость к недос­таткам в себе и других

 

 

 

 

 

 

* В таблице приведены приписанные ранги, в основе которых лежат средние ранговые значения.

В последнем столбце таблицы представлены данные сравнения 1999-2003 гг., а не 2001-2003 гг. в связи с тем, что динамика указанных ценностей в 1999-2001 гг. и 2001-2003 гг. являлась однонаправленной и уровень значимости различий между эм­пирическими "срезами" 1999 г. и 2003 г. в большей степени показывает выраженность происходивших изменений в ценност­ных ориентациях старших школьников за этот период.

Можно заключить, что за последнее десятиле­тие в структуре жизненных приоритетов старше­классников произошел переход от направленнос­ти на самоутверждение и альтруистические цен­ности к направленности на деловую активность и прагматические ценности.

 

Таблица 1.8.

Динамика ценностных ориентации старших школьников в периоды после острых социально-экономических кри­зисов в российском обществе (1994 г. и 1999 г.)

Ценности

 

Приписанный ранг (среднее значение ранга)

 

Уровень значимости различий между эмпирическими "срезами"

 

1994 г.

 

1997 г.

 

1999 г.

 

2001 г.

 

2003 г.

 

1994-1997

 

1997-1999

 

1999-2001

 

1999-2003

 

Ценности, значимость которых возрастает после острых экономических кризисов

 

Честность

 

-

 

3 (5.54)

 

1 (4.32)

 

3 (5.76)

 

4 (5.88)

 

-

 

0.03*

 

0.01**

 

0.001***

 

Уверенность в себе

 

5 (6.44)

 

9 (6.94)

 

6 (6,12)

 

6 (6.53)

 

8 (6.60)

 

0.30

 

0.06

 

0.34

 

0.20

 

Познание

 

12(7.12)

 

18 (7.69)

 

12 (7.38)

 

16 (7.74)

 

14 (7.58)

 

0.11

 

0.29

 

0.21

 

0.44

 

Образованность

 

1 (4.20)

 

1 (5.03)

 

2 (4.48)

 

1 (3.45)

 

1 (4.56)

 

0.22

 

0.29

 

0.01** 1997-2001

 

0.06 2001-2003

 

Здоровье

 

1 (2.00)

 

1 (3.71)

 

1 (2.46)

 

1 (2.61)

 

1 (2.54)

 

0.02*

 

0.01**

 

-

 

-

 

Терпимость

 

6 (5.96)

 

15 (7.17)

 

4 (5.94)

 

7 (6.45)

 

8 (6.26)

 

0.04*

 

0.01**

 

-

 

-

 

Воспитанность

 

6 (5.96)

 

11(6.83)

 

7 (6.32)

 

8 (6.53)

 

12 (6.48)

 

0.15

 

0.22

 

-

 

-

 

Ценности, значимость которых снижается после острых экономических кризисов

Широта взглядов

 

18 (7.80)

 

13 (6.86)

 

16(7.61)

 

13 (6.95)

 

14 (7.28)

 

0.03*

 

0.01**

 

0.01**

 

0.12

 

Собственность (инстр.)

 

15 (7.72)

 

15 (7.17)

 

18 (7.78)

 

17 (7.61)

 

16 (7.46)

 

0.17

 

0.01**

 

0.36

 

0.09

 

Развлечения

 

18 (7.84)

 

11(7.06)

 

13 (7.50)

 

15 (7.68)

 

10(7.14)

 

0.01**

 

0.05*

 

0.03* 1997-2001

 

0.08 2001-2003

 

Свобода

 

7 (6.64)

 

4 (5.74)

 

8 (6.36)

 

9 (6.71)

 

7 (6.48)

 

0.16

 

0.18

 

-

 

-

 

Друзья

 

3 (5.16)

 

2 (4.26)

 

4 (4.84)

 

4 (5.05)

 

3 (4.44)

 

0.13

 

0.20

 

-

 

-

 

Творчество

 

-

 

16 (7.43)

 

17 (7.87)

 

14 (7.53)

 

16 (7.70)

 

-

 

0.01**

 

0.02*

 

0.12

 

Активная жизнь

 

-

 

12 (7.20)

 

15 (7.56)

 

12 (7.05)

 

11(7.22)

 

-

 

0.12

 

0.03*

 

0.13

 

Богатство (терм.)

 

-

 

8 (6.69)

 

10(7.11)

 

9(6.71)

 

9 (6.78)

 

-

 

0.25

 

0.26

 

0.30

 

Богатство (инстр.)

 

-

 

5 (6.09)

 

11(6.75)

 

11(6.71)

 

13 (6.56)

 

-

 

0.14

 

-

 

0.61

 

Примечание. * р< 0.05; ** р < 0.01; *** р < 0.001

 

Специально следует сказать об однонаправлено изменившейся значимости для старших школьников в 1994-2001 гг. группы ценностей, в динамике которой в 2003 г. зафиксировано воз­вращение к степени значимости, характерной для более ранних исторических периодов. Так, на протяжении 1994-2001 гг. приоритетное положе­ние в иерархии ценностных ориентации постепен­но стала занимать ценность красоты (с 15-го мес­та она передвинулась на 8-е), а в 2003 г. ее значи­мость снизилась до уровня, зафиксированного в 1997 г. (12-е место). Как уже отмечалось выше, аналогичной тенденцией характеризовалась и ди­намика "веса" ценности семьи: сначала с 5-го она переместилась на 2-е место, а затем в 2003 г. сни­зилась на 4-е. В 1997 г. более выраженной стала ориентация старших школьников на исполни­тельность (с последней 19-й ранговой позиции она передвинулась на 17-ю), оставаясь по значи­мости относительно устойчивой, она в 2003 г. пе­реместилась вновь на 19-е место в иерархии цен­ностных приоритетов (до уровня ее значимости в 1994 г.). В период 1994-2001 гг. в иерархии ценно­стных приоритетов старшеклассников постепен­но низкие места занимала инструментальная цен­ность жизнерадостности (с 5-го на 10-е место), а в 2003 г. она вновь стала 6-ой по значимости для представителей данной социальной группы, как и в 1997 г. С 1994 по 1999 г. в ценностном сознании старших школьников происходило снижение зна­чимости ценности самоконтроля с 8-го до 12-го места, а в 2003 г. ее ранговый "вес" снова (хотя и недостоверно) несколько возрос до 11-го ранга, т.е. уровня, зафиксированного в 1997 г. < 0.23).

В таблице 1.8. показано, какими особенностями характеризуется структура ценностных ориента­ции учащихся старших классов в периоды после острых социально-экономических кризисов (по­сле 1992-1993 гг. - "срез" 1994 г. и после 1998 г. -"срез" 1999 г.), по сравнению с периодами относи­тельной стабилизации социально-экономических условий жизнедеятельности (1997 г. и 2001-2003 гг.).

В условиях после острого социально-экономи­ческого кризиса в структуре ценностных ориен­тации старших школьников, возрастает значи­мость первого комплекса ценностей, в который входят прежде всего группа этических ценностей: честности (передвижение с 4-го на 1-е место), вос­питанности (с 11 -го на 6-е место) и терпимости (с 15-го на 4-е место), а также ценности здоровья (1-е место) и уверенности в себе (с 9-го места она переместилась на 5-е). Кроме того, в посткри­зисные периоды более важную роль старшие школьники отводят познавательным ценностям: образованности (1-е место) и познанию (с 18-го на 12-е место), также относящимся к первому комплексу.

В периоды после острых социально-экономи­ческих кризисов в ценностном сознании старших школьников формируется и второй комплекс ценностей, характеризующийся следующими осо­бенностями. Во-первых, снижается значимость ориентации личности на самореализацию: свобо­ду (с 4-го места она резко уходит на 9-е), актив­ную жизнь (с 12-го на 15-е место), творчество (с 14-го места перемещается на 17-е) и широту взглядов (с 13-го на 18-е место). Во-вторых, сни­жается ранговый "вес" ценности межличностных отношений, прежде всего общения с друзьями (со 2-го места перемещается на 4-е). В-третьих, обна­руживается снижение рангового "веса" высокого материального благосостояния и тех ценностей-целей, для реализации которых необходимо фи­нансовое обеспечение. Речь идет о ценности бо­гатства (с 5-8-х ранговых позиций передвигается на 10-11-е места), собственности как инструмен­тальной ценности (с 15-го на 18-е место) и ценно­сти развлечений (с 11-го на 18-е место). Данная тенденция в некоторой степени является ожидае­мой, поскольку возможность реализации высо­ких - даже завышенных - экономических притя­заний, отличающих социальную группу старших школьников и выступающих сверхзначимыми для них [4], в период радикального ухудшения ма­териальных условий жизни резко снижается.

Оценивая в целом выявленные тенденции, можно говорить о двух центральных осях в дина­мике ценностных ориентации старших школьни­ков в условиях радикальных социально-экономи­ческих трансформаций. Условия экономического кризиса в обществе стимулируют замещение ха­рактерной для данной возрастной группы направ­ленности на общение и активную жизнь ориента­цией на получение образования и достижение "жизненного тонуса" (здоровья и уверенности в себе), свойственной более старшим возрастным группам людей. Однако при снижении значимос­ти высокого материального благосостояния приоритетными становятся обратно связанные с ней (по нашим данным) ориентации на этические цен­ности.

Некоторые из вышеперечисленных ценнос­тей, будучи чрезвычайно динамичными в 1994-1999 гг., в период 1999-2003 гг. являлись относи­тельно устойчивыми и оставались на ранговых позициях посткризисного исследовательского "среза" 1999 г. К ним относятся ценности здоро­вья, терпимости и воспитанности, значимость ко­торых на протяжении уже как минимум пяти лет соответствует сравнительно высокому уровню, зафиксированному в посткризисных экономичес­ких условиях. В эту группу входят также ценности общения с друзьями и свободы, значимость кото­рых продолжает оставаться сравнительно низкой после дефолта 1998 г. Подобной же устойчивос­тью в 1999-2003 гг. характеризуется и упоминав­шаяся выше значимость терминальной ценности собственности после отмеченного снижения в 1999 г. По-видимому, в данном случае играют роль долговременность и отсроченный характер влияний экономического кризиса, проявляющие­ся в ценностном сознании старшеклассников. По­этому можно предположить, что несколько ме­нее значимое положение в ближайшие годы при социально-экономической стабилизации в струк­туре ценностных ориентации старших школьни­ков предстоит занять ценностям здоровья, терпи­мости и воспитанности, а более высокий ранг по­лучат ценности общения с друзьями, свободы и собственности.

Были выделены ценности, значимость кото­рых в 2001 г. характеризовалась той же тенденци­ей изменения в ценностном сознании старших школьников (даже еще в более выраженной фор­ме), как и в предыдущем посткризисном "срезе" 1999 г. Речь идет о ценности образованности, зна­чимость которой возрастала в условиях ради­кальных социально-экономических изменений, и ценности развлечений, снижавшейся в своей зна­чимости для старшеклассников в данных услови­ях. Но к 2003 г. обнаружился поворот в их дина­мике, соответствующий периоду социально-эко­номической стабилизации в обществе. Данный факт еще раз подтверждает отсроченный харак­тер воздействий социально-экономических кри­зисов, проявляющихся в ценностном сознании представителей данной социальной группы.

К категории относительно устойчивых в исто­рическом времени ценностных ориентации стар­шеклассников можно отнести значимость честно­сти - 4-е место, активной жизни -11-е место, бо­гатства как терминальной ценности - 9-е место. Следует отметить, что они характеризовались "временной" динамикой в результате последст­вий острого экономического кризиса 1998 г., но восстановили свою прежнюю значимость за ко­роткий период.

Подобная особенность ("временная" динамика устойчивых ценностных ориентации в условиях острейшего экономического кризиса) не обнару­живалась в социальной группе студентов. Этот факт можно объяснить тем, что структура их ценностных приоритетов является в большей сте­пени сформированной и, соответственно, более устойчивой, по сравнению с иерархией ценност­ных ориентации учащихся старших классов. Эта особенность проявилась и в том, что структура ценностных ориентации старшеклассников (вы­раженная динамика была характерна для 16-ти ценностей), по сравнению со студентами (дина­мичными были 11 ценностей) оказалась более ди­намичной в условиях после острого социально-экономического кризиса.

ВЫВОДЫ

 

В целом за последнее десятилетие в ценност­ном сознании молодежи произошли серьезные изменения: во-первых, состоялся переход от на­правленности на самореализацию и самоутверж­дение к направленности на деловую и экономиче­скую активность, а во-вторых, наблюдалось сме­щение акцентов в ценностных ориентациях: от этических и альтруистических к прагматическим.

Однако в 2003 г. в динамике ценностных ори­ентации студентов обнаружен выраженный пово­рот, который коснулся 14 ценностей и характери­зовался некоторым возвращением к структуре, имевшей место в более ранний исторический пе­риод (середине 90-х гг. XX в.). Он связан прежде всего с выявленным возрастанием значимости этических ценностей и некоторым снижением значимости прагматических, поднявшихся доста­точно высоко в иерархии ценностных приорите­тов на рубеже веков (1999-2001 гг.). Нельзя оха­рактеризовать столь масштабным изменением структуру ценностных ориентации старших школьников, хотя можно предположить, что вы­шеуказанная тенденция у них также наметилась. Верность данного предположения подкрепляется и общей готовностью структуры ценностных приоритетов социальной группы старших школь­ников к отсроченным изменениям.

Результаты исследования свидетельствуют о том, что резкие изменения социально-экономиче­ских условий жизнедеятельности обычно сопро­вождаются значительными преобразованиями структуры ценностных ориентации молодежи. Динамика ценностных приоритетов студентов в условиях после острого социально-экономичес­кого кризиса в обществе (дважды выявленная - в 1994 г. и 1999 г.) связана с переходом от направ­ленности на общение и самоутверждение (характерной для данной возрастной и социальной груп­пы) к направленности на экономическую и дело­вую активность (свойственную не учащимся, а прежде всего работающим социальным группам). Если говорить о ценностном сознании старших школьников, то условия острого экономического кризиса в обществе сопровождаются замещением характерной для данной возрастной группы на­правленности на общение и активную жизнь ори­ентацией на получение образования и сохранение "жизненного тонуса" (здоровья и уверенности в себе), свойственной более старшим возрастным группам людей. Исследование также показало, что для динамики ценностных ориентации стар­ших школьников часто характерны долговременность и отсроченный характер последствий соци­ально-экономических кризисов в обществе.

Необходимо отметить наличие у всей учащей­ся молодежи относительно устойчивой подструк­туры жизненных ценностей, которая в наимень­шей степени подвергается изменениям в условиях социально-экономических трансформаций. Эта подструктура условно может быть обозначена как "ядро" ценностного сознания данной социаль­ной группы. Являясь менее жесткой в социальной группе старших школьников, она динамичнее ме­няется в условиях острого кризиса в обществе, од­нако присущие ей ценностные приоритеты могут вскоре вновь становиться прежними, и данный феномен заслуживает особого внимания исследо­вателей. Выявлена и следующая особенность: по­сле острого социально-экономического кризиса структура ценностных ориентации старшекласс­ников является более динамичной, чем система жизненных ценностей студентов.


ПРИЛОЖЕНИЕ 6

 

Перед тем как начать, прочтите ценности 1 группы (от 1-30), выберите наиболее важную для Вас и оцените ее важность цифрой. Затем, выберите ценность, наиболее противоречащую вашим жизненным принципам и отметьте ее цифрой -1. Если здесь нет такой ценности, выберите ту, что является наименее важной для Вас и отметьте ее цифрами 0 или 1, соответственно степени ее важности. Затем отметьте цифрами оставшиеся на листе ценности.

Ценности (группа 1)

1___равенство (равные возможности для всех)

2___внутренняя гармония (быть в мире с самим собой)

3___власть (контроль над другими), доминирование, господство)

4___удовольствие (удовлетворение желаний)

5___свобода (свобода мыслей и поступков)

6___духовная жизнь (акцент на духовных, а не материальных вещах)

7___чувство принадлежности (я не безразличен другим людям)

8___социальный порядок (стабильность в обществе)

9___интересная жизнь (захватывающие приключения)

10__смысл жизни (наличие жизненных целей)

11__вежливость (хорошие манеры)

12__благосостояние (деньги, материальное благополучие)

13__национальная безопасность (защищенность моей страны от врагов)

14__самоуважение (уверенность в ценности своей личности, достоинство)

15__взаимоуслужливость (стремление не остаться в долгу)

16__творчество (изобретательность, уникальность, неповторимость)

17__мир на земле (отсутствие войн и конфликтов)

18__уважение традиций (сохранение обычаев, обрядов)

19__зрелая любовь (глубокая и эмоциональная близость)

20__самодисциплина (сдержанность, сопротивляемость соблазнам)

21__уединение (право на частную жизнь)

22__защита семьи(безопасность тех, кого мы любим)

23__социальное признание (одобрение и уважение со стороны других)

24__единство с природой («растворение» в природе, соединение с ней)

25__разнообразие жизни (новизна, изменения, вызовы судьбы)

26__мудрость(зрелое, выстраданное понимание и отношение к жизни)

27__авторитетность(право вести за собой, руководить, отдавать распоряжения)

28__настоящая дружба(близость, дружеская поддержка)

29__мир прекрасного(красота природы и искусства)

30__социальная справедливость(устранение несправедливости, забота о слабых)

ЦЕННОСТИ (группа 2)

 

Теперь, пожалуйста, насколько каждая из нижеследующих ценностей важна для Вас как руководящий принцип ВАШЕЙ ЖИЗНИ. Эти ценности выражены как способы поведения, которые могут быть более или менее важными для Вас. Как и в первом случае, попытайтесь максимально разнообразить Ваше отношение к ним, используя весь набор цифр.

Вначале прочитайте все ценности группы 2, выберите наиболее важную для Вас и отметьте цифрой ранг ее важности, Затем выберите ту ценность, которая противоречит Вашим жизненным принципам (-1) или наименее важна для Вас (0 или 1). Затем отметьте важность всех остальных ценностей этой группы.

Как руководящий принцип в моей жизни, эта ценность:

 

Противоположна не важна очень наиважнейшая

моим ценностям важна важна

-1 0 1 2 3 4 5 6 7

 

31__независимость (уверенность в своих силах, самодостаточность)

32__умеренность (избегание крайностей в чувствах и поступках)

33__верность (преданность друзьям, своим близким)

34__честолюбие (усердие в работе, целеустремленность)

35__широта взглядов (терпимость к отличающимся идеям, мнениям, убеждениям)

36__скромность (умеренность, стремление держаться в тени)

37__отвага (поиск приключение, стремление к риску)

38__защита окружающей среды (сохранение природы)

39__влияние(воздействие на события, других людей)

40__уважение родителей, старших (почтение)

41__выбор собственных целей (самостоятельность в выборе)

42__здоровье (отсутствие физических и душевных недугов)

43__умелость (компетентность, эффективность, продуктивность)

44__довольство своим местом в жизни (смирение с жизненными обстоятельствами)

45__честность (подлинность, искренность)

46__сохранение своего публичного образа (защита своего «лица»)

47__обязательность (осознание своего долга, обязательств)

48__интеллект (логика, мышление)

49__полезность (приносить пользу другим людям)

50__наслаждение жизнью (получать удовольствие от еды, любви, отдыха и т.д.)

51__благочестие (хранение веры, следование религиозным убеждениям)

52__ответственность (надежность, верность в деле и слове)

53__любознательность (интерес ко всему, исследовательская жилка)

54__умение прощать (готовность простить ошибки других)

55__достижение успеха (стремление к достижению целей)

56__чистоплотность (аккуратность, стремление к чистоте)

57__потакание себе (делать то, что приятно)

 

Профиль личности (2 часть).

Инструкция: Ниже приведены описания некоторых людей. Пожалуйста, прочитайте каждое описание и подумайте, насколько каждый человек похож или не по<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...