Тест «Осознанность жизненных целей»
⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 12
ИСТОЧНИК: Сборник психологических тестов. /Сост.Е.Карапешта Киев, Хибатура, 1992./ Методика «Осознанность жизненных целей» состоит из двух шкал. Шкала А: «отношение к жизни». Шкала направлена на выявление уровня осознанности личности при формировании жизненных целей и ее ответственности за их достижение. Шкала состоит из 6 вопросов: 1,3,5,7,9,11. Шкала Б: «структурированность свободного времени». Шкала показывает, как глубина и осознанность жизненных целей человека проявляются через структуру использования свободного времени. Шкала состоит из 6 вопросов: 2,4,6,8,10,12. Тест в целом способствует осознанию личностью уровня сформированности своих жизненных целей, возможного противоречия между глубиной жизненных целей и способами использования свободного времени и помотает выбрать направление дальнейшего самосовершенствования личности. Существенно, что при гармоничном развитии личности балльные оценки по обеим шкалам связаны обратной зависимостью: при высоких оценках по шкале Б — низкие показатели шкалы А, и наоборот. Значимые нарушения обратной зависимости могут свидетельствовать о дисгармоничном развитии личности, кризисном периоде жизни, внутреннем конфликте... В этом случае требуется дополнительное исследование личности для локализации источника противоречия и направленной работы по гармонизации. Характеристика распределения набранных баллов в опытных выборках, а также гистограммы соответствующих распределений приведены в приложении.
Вопросник ИНСТРУКЦИЯ: Внимательно прочитайте вопрос и решите, какой из ответов — «ДА», «ИНОГДА», «НЕТ/НИКОГДА» — вам подходит. Запишите его в регистрационный бланк.
1. Посвящаете ли вы свое свободное время тому, чтобы укрепить отношения с людьми)? 2. Читаете ли вы «легкую» литературу (фантастику, комиксы, приключения)? 3. Читаете ли серьезную литературу? 4. Занимаетесь ли дома работой, которая связана с вашей профессией? 5. Занимаетесь ли домашними делами, повседневными бытовыми заботами? 6. Имеете ли вы хобби, которое поглощает ваше свободное время? 7. Занимаетесь ли спортом ради собственного удовольствия (так сказать, в индивидуальном порядке)? 8. Используете ли свое свободное время для работы, которая является для вас источником дополнительной прибыли? 9. Бываете ли в кино, театрах, на концертах, в музеях? 10. Бываете ли в ресторанах, кафе, на вечеринках и танцах? 11. Занимаетесь ли общественной работой? 12. Любите ли бить баклуши, посидеть у телевизора.
Обработка результатов
За каждый ответ начисляется определенное число баллов: за ответ «да» — 0 баллов, за ответ «иногда» — 1 балл, за ответ «нет/никогда» — 2 балла. Подсчитывается сумма баллов по каждой шкале отдельно. Интерпретации результатов для испытуемых Шкала А О — 5 баллов У вас разносторонние интересы; четкое представление о том, что значит жить интересно; у вас есть определенная цель в жизни, к которой вы идете довольно решительно. 6 — 9 баллов Ваши запросы несколько занижены; вы часто беретесь за вещи, которые не доводите до конца; что ваш досуг проходит без какой бы то ни было пользы для вас. 10 — 12 баллов Для вас, к сожалению, характерно поверхностное отношение к жизни; возможности своего свободного времени вы используете плохо, часто скучаете, советы других воспринимаете с раздражением. Следует подумать об изменении привычек. 0 — 5 баллов Вы явно отдаете предпочтение развлечениям свое свободное время проводите несерьезно. 6 — 9 баллов Вы любите работать, но человек вы довольно замкнутый, свободное время проводите в одиночестве, занимаетесь своими любимыми делами. Советуем больше общаться с людьми.
10 — 12 баллов Все ваше внимание сконцентрировано на определенней жизненной программе. Но вы тратите себя не только на нее, а и на другие дела.
Ф.И.О.
пол
ВОЗРАСТ.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Таблица 1.5. Сводная таблица данных (семьи: полные-1,неполные-0; мальчики-1, девочки-0)
Терминальные ценности
Семья Пол 3. 8. 9. 10. 12. 13. 14. 16. 17. ПОЛНЫЕ СЕМЬИ 1. 3. 4. 5. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. НЕПОЛНЫЕ СЕМЬИ 1. 2. 3. 4. 5. 6. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 16. 17. 18. 19. 22. 24. 26. 27. 28. 29. 30. ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Таблица 1.6.
Инструментальные ценности
Семья Пол 3. 8. 9. 10. 12. 13. 14. 16. 17.
ПОЛНЫЕ СЕМЬИ
1.
3.
4.
5.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
НЕПОЛНЫЕ СЕМЬИ
1.
2.
3.
4.
5.
6.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
16.
17.
18.
19.
22.
24.
26.
27.
28.
29.
30.
Результаты исследования динамики старших школьников В период с 1994 г. по 2003г.
При сравнении структур ценностных ориентации старшеклассников 2003 г. и середины 90-х годов (1994 г. и 1997 г.) было выявлено, что ярче выраженными становятся их ориентации на ценности социальной ответственности: семью (с 5-го места она переместилась на 4-е) и ответственность (с 11-го на 3-е место). Более значимыми стали ценности деловой (и экономической) активности и прагматические ценности: работа (с 10-го места она передвинулась на 5-е), материальная обеспеченность (передвинулась с 8-го на 6-е место), эффективность в делах (с 12-го на 8-е место), предприимчивость (с 13-го на 9-е место) и рационализм (с 18-го на 15-е место) (табл. 1.1.). Следует отметить, что на протяжении изучаемого периода (1994-2003 гг.) перечисленные ценности характеризовались тремя разными вариантами (или типами) динамики. Так, от "среза" к "срезу" все большую значимость для старших школьников приобретали ориентации на ценности работы, предприимчивости и ответственности. До 1999 г. аналогичной динамикой характеризовались ценности семьи и материальной обеспеченности. В дальнейшем (в 2003 г.) ранговый "вес" ценности семьи несколько снизился (со 2-го на 4-е место), а значимость материальной обеспеченности оставалась относительно устойчивой. В отличие от предыдущих двух групп ценностей, значимость эффективности в делах и рационализма была относительно устойчивой в иерархии ценностных ориентации старших школьников, лишь к 2003 г. их "вес" достоверно возрос.
В настоящее время менее значимыми для представителей данной социальной группы, по сравнению с серединой 90-х гг., являются ценности самоутверждения: независимость (переместилась со 2-го на 5-е место), собственность как терминальная ценность (с 17-го на 18-е место). Снизился в иерархии ценностных приоритетов старших школьников и вес группы альтруистических ценностей: счастье других (с 11-го на 15-е место) и чуткость (с 14-го на 17-е место). Снижением своей значимости с 6-й на 13-ю ранговую позицию характеризовалась также ценность духовного развития - мудрость. Более детальный анализ показывает, что в данном случае также имели место три типа динамики ценностных ориентации старших школьников В период исследования с 1994 г. по 2003 г. от "среза" к "срезу" снижался ранговый "вес" терминальной ценности счастья других; в период 1997-2003 гг. в иерархии инструментальных ценностей аналогично снижалась значимость чуткости. К 1997 г. на более низкие ранговые позиции передвинулась ценность независимости, а в последующий период ее значимость оставалась относительно стабильной. Третий же тип динамики обнаружился в изменениях значимости терминальной ценности собственности, которая, снизившись к 1999 г. с 17-го на 18-е ранговое место, далее продолжала оставаться на тех же местах в иерархии ценностных ориентации Таблица 1.7. Ранговая структура ценностных ориентации старших школьников в разные исследовательские "срезы"* Терминальные ценности Г. Г. Г. Г. Г. Инструментальные ценности Г. Г. Г. Г. Г. Здоровье
Образованность
Любовь
Твердая воля
Семья
Честность
Друзья
Независимость
Материальная обеспеченность
Предприимчивость
Работа
Ответственность
Свобода
Самоконтроль
Уверенность в себе
Терпимость
Богатство
Жизнерадостность
Мудрость
Смелость в отстаивании взглядов
Активная жизнь
Эффективность в делах
Красота
Богатство
Познание
Воспитанность
Творчество
Широта взглядов
Счастье других
Рационализм
Развлечения
Исполнительность
Бессмертие
Чуткость
Собственность
Собственность
Непримиримость к недостаткам в себе и других
* В таблице приведены приписанные ранги, в основе которых лежат средние ранговые значения. В последнем столбце таблицы представлены данные сравнения 1999-2003 гг., а не 2001-2003 гг. в связи с тем, что динамика указанных ценностей в 1999-2001 гг. и 2001-2003 гг. являлась однонаправленной и уровень значимости различий между эмпирическими "срезами" 1999 г. и 2003 г. в большей степени показывает выраженность происходивших изменений в ценностных ориентациях старших школьников за этот период. Можно заключить, что за последнее десятилетие в структуре жизненных приоритетов старшеклассников произошел переход от направленности на самоутверждение и альтруистические ценности к направленности на деловую активность и прагматические ценности.
Таблица 1.8. Динамика ценностных ориентации старших школьников в периоды после острых социально-экономических кризисов в российском обществе (1994 г. и 1999 г.) Ценности
Приписанный ранг (среднее значение ранга)
Уровень значимости различий между эмпирическими "срезами"
1994 г.
1997 г.
1999 г.
2001 г.
2003 г.
1994-1997
1997-1999
1999-2001
1999-2003
Ценности, значимость которых возрастает после острых экономических кризисов
Честность
-
3 (5.54)
1 (4.32)
3 (5.76)
4 (5.88)
-
0.03*
0.01**
0.001***
Уверенность в себе
5 (6.44)
9 (6.94)
6 (6,12)
6 (6.53)
8 (6.60)
0.30
0.06
0.34
0.20
Познание
12(7.12)
18 (7.69)
12 (7.38)
16 (7.74)
14 (7.58)
0.11
0.29
0.21
0.44
Образованность
1 (4.20)
1 (5.03)
2 (4.48)
1 (3.45)
1 (4.56)
0.22
0.29
0.01** 1997-2001
0.06 2001-2003
Здоровье
1 (2.00)
1 (3.71)
1 (2.46)
1 (2.61)
1 (2.54)
0.02*
0.01**
-
-
Терпимость
6 (5.96)
15 (7.17)
4 (5.94)
7 (6.45)
8 (6.26)
0.04*
0.01**
-
-
Воспитанность
6 (5.96)
11(6.83)
7 (6.32)
8 (6.53)
12 (6.48)
0.15
0.22
-
-
Ценности, значимость которых снижается после острых экономических кризисов Широта взглядов
18 (7.80)
13 (6.86)
16(7.61)
13 (6.95)
14 (7.28)
0.03*
0.01**
0.01**
0.12
Собственность (инстр.)
15 (7.72)
15 (7.17)
18 (7.78)
17 (7.61)
16 (7.46)
0.17
0.01**
0.36
0.09
Развлечения
18 (7.84)
11(7.06)
13 (7.50)
15 (7.68)
10(7.14)
0.01**
0.05*
0.03* 1997-2001
0.08 2001-2003
Свобода
7 (6.64)
4 (5.74)
8 (6.36)
9 (6.71)
7 (6.48)
0.16
0.18
-
-
Друзья
3 (5.16)
2 (4.26)
4 (4.84)
4 (5.05)
3 (4.44)
0.13
0.20
-
-
Творчество
-
16 (7.43)
17 (7.87)
14 (7.53)
16 (7.70)
-
0.01**
0.02*
0.12
Активная жизнь
-
12 (7.20)
15 (7.56)
12 (7.05)
11(7.22)
-
0.12
0.03*
0.13
Богатство (терм.)
-
8 (6.69)
10(7.11)
9(6.71)
9 (6.78)
-
0.25
0.26
0.30
Богатство (инстр.)
-
5 (6.09)
11(6.75)
11(6.71)
13 (6.56)
-
0.14
-
0.61
Примечание. * р< 0.05; ** р < 0.01; *** р < 0.001
Специально следует сказать об однонаправлено изменившейся значимости для старших школьников в 1994-2001 гг. группы ценностей, в динамике которой в 2003 г. зафиксировано возвращение к степени значимости, характерной для более ранних исторических периодов. Так, на протяжении 1994-2001 гг. приоритетное положение в иерархии ценностных ориентации постепенно стала занимать ценность красоты (с 15-го места она передвинулась на 8-е), а в 2003 г. ее значимость снизилась до уровня, зафиксированного в 1997 г. (12-е место). Как уже отмечалось выше, аналогичной тенденцией характеризовалась и динамика "веса" ценности семьи: сначала с 5-го она переместилась на 2-е место, а затем в 2003 г. снизилась на 4-е. В 1997 г. более выраженной стала ориентация старших школьников на исполнительность (с последней 19-й ранговой позиции она передвинулась на 17-ю), оставаясь по значимости относительно устойчивой, она в 2003 г. переместилась вновь на 19-е место в иерархии ценностных приоритетов (до уровня ее значимости в 1994 г.). В период 1994-2001 гг. в иерархии ценностных приоритетов старшеклассников постепенно низкие места занимала инструментальная ценность жизнерадостности (с 5-го на 10-е место), а в 2003 г. она вновь стала 6-ой по значимости для представителей данной социальной группы, как и в 1997 г. С 1994 по 1999 г. в ценностном сознании старших школьников происходило снижение значимости ценности самоконтроля с 8-го до 12-го места, а в 2003 г. ее ранговый "вес" снова (хотя и недостоверно) несколько возрос до 11-го ранга, т.е. уровня, зафиксированного в 1997 г. (р < 0.23). В таблице 1.8. показано, какими особенностями характеризуется структура ценностных ориентации учащихся старших классов в периоды после острых социально-экономических кризисов (после 1992-1993 гг. - "срез" 1994 г. и после 1998 г. -"срез" 1999 г.), по сравнению с периодами относительной стабилизации социально-экономических условий жизнедеятельности (1997 г. и 2001-2003 гг.). В условиях после острого социально-экономического кризиса в структуре ценностных ориентации старших школьников, возрастает значимость первого комплекса ценностей, в который входят прежде всего группа этических ценностей: честности (передвижение с 4-го на 1-е место), воспитанности (с 11 -го на 6-е место) и терпимости (с 15-го на 4-е место), а также ценности здоровья (1-е место) и уверенности в себе (с 9-го места она переместилась на 5-е). Кроме того, в посткризисные периоды более важную роль старшие школьники отводят познавательным ценностям: образованности (1-е место) и познанию (с 18-го на 12-е место), также относящимся к первому комплексу. В периоды после острых социально-экономических кризисов в ценностном сознании старших школьников формируется и второй комплекс ценностей, характеризующийся следующими особенностями. Во-первых, снижается значимость ориентации личности на самореализацию: свободу (с 4-го места она резко уходит на 9-е), активную жизнь (с 12-го на 15-е место), творчество (с 14-го места перемещается на 17-е) и широту взглядов (с 13-го на 18-е место). Во-вторых, снижается ранговый "вес" ценности межличностных отношений, прежде всего общения с друзьями (со 2-го места перемещается на 4-е). В-третьих, обнаруживается снижение рангового "веса" высокого материального благосостояния и тех ценностей-целей, для реализации которых необходимо финансовое обеспечение. Речь идет о ценности богатства (с 5-8-х ранговых позиций передвигается на 10-11-е места), собственности как инструментальной ценности (с 15-го на 18-е место) и ценности развлечений (с 11-го на 18-е место). Данная тенденция в некоторой степени является ожидаемой, поскольку возможность реализации высоких - даже завышенных - экономических притязаний, отличающих социальную группу старших школьников и выступающих сверхзначимыми для них [4], в период радикального ухудшения материальных условий жизни резко снижается. Оценивая в целом выявленные тенденции, можно говорить о двух центральных осях в динамике ценностных ориентации старших школьников в условиях радикальных социально-экономических трансформаций. Условия экономического кризиса в обществе стимулируют замещение характерной для данной возрастной группы направленности на общение и активную жизнь ориентацией на получение образования и достижение "жизненного тонуса" (здоровья и уверенности в себе), свойственной более старшим возрастным группам людей. Однако при снижении значимости высокого материального благосостояния приоритетными становятся обратно связанные с ней (по нашим данным) ориентации на этические ценности. Некоторые из вышеперечисленных ценностей, будучи чрезвычайно динамичными в 1994-1999 гг., в период 1999-2003 гг. являлись относительно устойчивыми и оставались на ранговых позициях посткризисного исследовательского "среза" 1999 г. К ним относятся ценности здоровья, терпимости и воспитанности, значимость которых на протяжении уже как минимум пяти лет соответствует сравнительно высокому уровню, зафиксированному в посткризисных экономических условиях. В эту группу входят также ценности общения с друзьями и свободы, значимость которых продолжает оставаться сравнительно низкой после дефолта 1998 г. Подобной же устойчивостью в 1999-2003 гг. характеризуется и упоминавшаяся выше значимость терминальной ценности собственности после отмеченного снижения в 1999 г. По-видимому, в данном случае играют роль долговременность и отсроченный характер влияний экономического кризиса, проявляющиеся в ценностном сознании старшеклассников. Поэтому можно предположить, что несколько менее значимое положение в ближайшие годы при социально-экономической стабилизации в структуре ценностных ориентации старших школьников предстоит занять ценностям здоровья, терпимости и воспитанности, а более высокий ранг получат ценности общения с друзьями, свободы и собственности. Были выделены ценности, значимость которых в 2001 г. характеризовалась той же тенденцией изменения в ценностном сознании старших школьников (даже еще в более выраженной форме), как и в предыдущем посткризисном "срезе" 1999 г. Речь идет о ценности образованности, значимость которой возрастала в условиях радикальных социально-экономических изменений, и ценности развлечений, снижавшейся в своей значимости для старшеклассников в данных условиях. Но к 2003 г. обнаружился поворот в их динамике, соответствующий периоду социально-экономической стабилизации в обществе. Данный факт еще раз подтверждает отсроченный характер воздействий социально-экономических кризисов, проявляющихся в ценностном сознании представителей данной социальной группы. К категории относительно устойчивых в историческом времени ценностных ориентации старшеклассников можно отнести значимость честности - 4-е место, активной жизни -11-е место, богатства как терминальной ценности - 9-е место. Следует отметить, что они характеризовались "временной" динамикой в результате последствий острого экономического кризиса 1998 г., но восстановили свою прежнюю значимость за короткий период. Подобная особенность ("временная" динамика устойчивых ценностных ориентации в условиях острейшего экономического кризиса) не обнаруживалась в социальной группе студентов. Этот факт можно объяснить тем, что структура их ценностных приоритетов является в большей степени сформированной и, соответственно, более устойчивой, по сравнению с иерархией ценностных ориентации учащихся старших классов. Эта особенность проявилась и в том, что структура ценностных ориентации старшеклассников (выраженная динамика была характерна для 16-ти ценностей), по сравнению со студентами (динамичными были 11 ценностей) оказалась более динамичной в условиях после острого социально-экономического кризиса. ВЫВОДЫ
В целом за последнее десятилетие в ценностном сознании молодежи произошли серьезные изменения: во-первых, состоялся переход от направленности на самореализацию и самоутверждение к направленности на деловую и экономическую активность, а во-вторых, наблюдалось смещение акцентов в ценностных ориентациях: от этических и альтруистических к прагматическим. Однако в 2003 г. в динамике ценностных ориентации студентов обнаружен выраженный поворот, который коснулся 14 ценностей и характеризовался некоторым возвращением к структуре, имевшей место в более ранний исторический период (середине 90-х гг. XX в.). Он связан прежде всего с выявленным возрастанием значимости этических ценностей и некоторым снижением значимости прагматических, поднявшихся достаточно высоко в иерархии ценностных приоритетов на рубеже веков (1999-2001 гг.). Нельзя охарактеризовать столь масштабным изменением структуру ценностных ориентации старших школьников, хотя можно предположить, что вышеуказанная тенденция у них также наметилась. Верность данного предположения подкрепляется и общей готовностью структуры ценностных приоритетов социальной группы старших школьников к отсроченным изменениям. Результаты исследования свидетельствуют о том, что резкие изменения социально-экономических условий жизнедеятельности обычно сопровождаются значительными преобразованиями структуры ценностных ориентации молодежи. Динамика ценностных приоритетов студентов в условиях после острого социально-экономического кризиса в обществе (дважды выявленная - в 1994 г. и 1999 г.) связана с переходом от направленности на общение и самоутверждение (характерной для данной возрастной и социальной группы) к направленности на экономическую и деловую активность (свойственную не учащимся, а прежде всего работающим социальным группам). Если говорить о ценностном сознании старших школьников, то условия острого экономического кризиса в обществе сопровождаются замещением характерной для данной возрастной группы направленности на общение и активную жизнь ориентацией на получение образования и сохранение "жизненного тонуса" (здоровья и уверенности в себе), свойственной более старшим возрастным группам людей. Исследование также показало, что для динамики ценностных ориентации старших школьников часто характерны долговременность и отсроченный характер последствий социально-экономических кризисов в обществе. Необходимо отметить наличие у всей учащейся молодежи относительно устойчивой подструктуры жизненных ценностей, которая в наименьшей степени подвергается изменениям в условиях социально-экономических трансформаций. Эта подструктура условно может быть обозначена как "ядро" ценностного сознания данной социальной группы. Являясь менее жесткой в социальной группе старших школьников, она динамичнее меняется в условиях острого кризиса в обществе, однако присущие ей ценностные приоритеты могут вскоре вновь становиться прежними, и данный феномен заслуживает особого внимания исследователей. Выявлена и следующая особенность: после острого социально-экономического кризиса структура ценностных ориентации старшеклассников является более динамичной, чем система жизненных ценностей студентов. ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Перед тем как начать, прочтите ценности 1 группы (от 1-30), выберите наиболее важную для Вас и оцените ее важность цифрой. Затем, выберите ценность, наиболее противоречащую вашим жизненным принципам и отметьте ее цифрой -1. Если здесь нет такой ценности, выберите ту, что является наименее важной для Вас и отметьте ее цифрами 0 или 1, соответственно степени ее важности. Затем отметьте цифрами оставшиеся на листе ценности. Ценности (группа 1) 1___равенство (равные возможности для всех) 2___внутренняя гармония (быть в мире с самим собой) 3___власть (контроль над другими), доминирование, господство) 4___удовольствие (удовлетворение желаний) 5___свобода (свобода мыслей и поступков) 6___духовная жизнь (акцент на духовных, а не материальных вещах) 7___чувство принадлежности (я не безразличен другим людям) 8___социальный порядок (стабильность в обществе) 9___интересная жизнь (захватывающие приключения) 10__смысл жизни (наличие жизненных целей) 11__вежливость (хорошие манеры) 12__благосостояние (деньги, материальное благополучие) 13__национальная безопасность (защищенность моей страны от врагов) 14__самоуважение (уверенность в ценности своей личности, достоинство) 15__взаимоуслужливость (стремление не остаться в долгу) 16__творчество (изобретательность, уникальность, неповторимость) 17__мир на земле (отсутствие войн и конфликтов) 18__уважение традиций (сохранение обычаев, обрядов) 19__зрелая любовь (глубокая и эмоциональная близость) 20__самодисциплина (сдержанность, сопротивляемость соблазнам) 21__уединение (право на частную жизнь) 22__защита семьи(безопасность тех, кого мы любим) 23__социальное признание (одобрение и уважение со стороны других) 24__единство с природой («растворение» в природе, соединение с ней) 25__разнообразие жизни (новизна, изменения, вызовы судьбы) 26__мудрость(зрелое, выстраданное понимание и отношение к жизни) 27__авторитетность(право вести за собой, руководить, отдавать распоряжения) 28__настоящая дружба(близость, дружеская поддержка) 29__мир прекрасного(красота природы и искусства) 30__социальная справедливость(устранение несправедливости, забота о слабых) ЦЕННОСТИ (группа 2)
Теперь, пожалуйста, насколько каждая из нижеследующих ценностей важна для Вас как руководящий принцип ВАШЕЙ ЖИЗНИ. Эти ценности выражены как способы поведения, которые могут быть более или менее важными для Вас. Как и в первом случае, попытайтесь максимально разнообразить Ваше отношение к ним, используя весь набор цифр. Вначале прочитайте все ценности группы 2, выберите наиболее важную для Вас и отметьте цифрой ранг ее важности, Затем выберите ту ценность, которая противоречит Вашим жизненным принципам (-1) или наименее важна для Вас (0 или 1). Затем отметьте важность всех остальных ценностей этой группы. Как руководящий принцип в моей жизни, эта ценность:
Противоположна не важна очень наиважнейшая моим ценностям важна важна -1 0 1 2 3 4 5 6 7
31__независимость (уверенность в своих силах, самодостаточность) 32__умеренность (избегание крайностей в чувствах и поступках) 33__верность (преданность друзьям, своим близким) 34__честолюбие (усердие в работе, целеустремленность) 35__широта взглядов (терпимость к отличающимся идеям, мнениям, убеждениям) 36__скромность (умеренность, стремление держаться в тени) 37__отвага (поиск приключение, стремление к риску) 38__защита окружающей среды (сохранение природы) 39__влияние(воздействие на события, других людей) 40__уважение родителей, старших (почтение) 41__выбор собственных целей (самостоятельность в выборе) 42__здоровье (отсутствие физических и душевных недугов) 43__умелость (компетентность, эффективность, продуктивность) 44__довольство своим местом в жизни (смирение с жизненными обстоятельствами) 45__честность (подлинность, искренность) 46__сохранение своего публичного образа (защита своего «лица») 47__обязательность (осознание своего долга, обязательств) 48__интеллект (логика, мышление) 49__полезность (приносить пользу другим людям) 50__наслаждение жизнью (получать удовольствие от еды, любви, отдыха и т.д.) 51__благочестие (хранение веры, следование религиозным убеждениям) 52__ответственность (надежность, верность в деле и слове) 53__любознательность (интерес ко всему, исследовательская жилка) 54__умение прощать (готовность простить ошибки других) 55__достижение успеха (стремление к достижению целей) 56__чистоплотность (аккуратность, стремление к чистоте) 57__потакание себе (делать то, что приятно)
Профиль личности (2 часть). Инструкция: Ниже приведены описания некоторых людей. Пожалуйста, прочитайте каждое описание и подумайте, насколько каждый человек похож или не по<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|