Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

История лингвистики. Древний мир – 7000 г. до н. э. – 476 г. н. э. Древние цивилизации. Средние века – 476–1500 гг. Цивилизации Средневековья




История лингвистики

 

Древний мир – 7000 г. до н. э. – 476 г. н. э.

Древние цивилизации

· Древняя Месопотамия – 3500–481 гг. до н. э.

· Древняя Индия – 3300 г. до н. э. – 650 г. н. э.

· Древний Египет – 3100–30 гг. до н. э.

· Древняя Греция – 3000–30 гг. до н. э.

· Финикийская Цивилизация 2500–64 гг. до н. э.

· Древний Китай – 2070 г. до н. э. – 1279 г. н. э.

· Цивилизация Майя – 2000 до н. э. – 900 г. н. э.

· Цивилизация Хеттов – 1800–1180 гг. до н. э.

· Цивилизация Урарту – 860–590 гг. до н. э.

· Древний Рим – 753 г. до н. э. – 476 г. н. э.

· Древняя Япония – 592 г. до н. э. – 1185 г. н. э.

Средние века – 476–1500 гг.

Цивилизации Средневековья

· Европейские страны Средневековья – 476–1500 гг.

· Средневековая Индия – 650–1785 гг.

· Арабский халифат – 632–945 гг.

Новое Время – 1500–1918 гг.

· Грамматика Пор-Рояля – 16–17 вв.

· Становление сравнительно-исторического метода – начало 18-ого века

· Становление младограмматизма – конец 19-ого века

Новейшее Время – 1918 г. – наши дни

· Становление структурной лингвистики – 1910–1920 гг.

· Становление генеративной лингвистики – 1960-ые годы

Древний мир – 7000 г. до н. э. – 476 г. н. э.

Люди с самых древних времён в том или ином контексте задумывались о проблемах языка. Хотя в большинстве ситуаций люди не замечали языка, на котором говорят, но на языковые проблемы приходилось обращать внимание при явных речевых ошибках, при том или ином непонимании собеседника и прежде всего в случаях, когда сталкивались между собой носители различных языков [1, с. 9].

В связи с магическим мышлением люди обращали внимание на слова, превращаемые в дело. Клятвы, обеты, проклятия, магические формулы, а также молитвы играли заметную роль в жизни людей. Представления о силе слова, о его обрядовом и магическом значении, о соответствии между словом и обозначенным им человеком или предметом были весьма важны для многих традиционных культур. Однако от такого рода первичных представлений о языке ещё далеко до формирования традиции изучения языка [1, с. 9].

Важным фактором в становлении древних представлений о языке являлась письменность. Однако лишь её наличие не приводило к формированию лингвистических традиций. Многие культуры, обладавшие письмом, не создали сколько-нибудь развёрнутых концепций и описаний языка; по крайней мере, мы про них ничего не знаем [1, с. 9]. Но всё же, если лингвистические традиции создавались, то прежде всего для решения конкретных практических задач [1, с. 15].

Изначально лингвистические традиции не обладали представлением об изменении языка. Языки либо считались неизменными, исходно данными, либо трактовались как частично испорченные людьми, а задача людей понималась в том, чтобы избавляться от этой порчи [2, с. 122]. Во всех традициях либо с самого начала, либо с течением времени возникает представление о строгой норме языка, которой нужно следовать и от которой нельзя отступать [1, с. 21–22]. В качестве образцов языка могли браться священные религиозные тексты (как, например, в арабском языке – Коран, или сакральные тексты на санскрите), сочинения отдельных уважаемых авторов (например, авторы «золотого века» императора Августа в Древнем Риме) или древние памятники письменности (как, например, в Древней Японии и в Древнем Китае) [1, с. 21–22]. Сама идея изменения языка, особенно нормативного языка, с трудом усваивалась людьми [2, с. 122].

 

Древняя Месопотамия – 3500–481 гг. до н. э.

Касаемо такой древнейшей цивилизации как Месопотамия, нам кое-что известно о вавилонской культуре, где использовался сначала шумерский, а затем аккадский язык. До нас дошли списки слов и даже первые известные в истории парадигмы словоизменения. Они были записаны клинописью на глиняных табличках. Вероятно, эти списки использовались при обучении грамоте. Однако какими были в Вавилоне и, в целом, в Древней Месопотамии представления о языке, и вообще имелись ли они, была ли у них своя лингвистическая традиция – доподлинно неизвестно [1, с. 9].

 

Древняя Индия – 3300 г. до н. э. – 650 г. н. э.

Древнейшая из известных нам лингвистических традиций начала формироваться в Древней Индии, где важной представлялась задача правильного построения ведических текстов. Составлялись они на священном языке санскрит, а ему надо было специально учиться. Согласно древним представлениям, с высшими существами надо было говорить по определённым правилам, иначе коммуникация не состоится. Священный язык нельзя было портить новыми словами, его нужно было использовать в первозданном «чистом» виде, каким он достался от предков. Для этих целей индийский грамматик Панини написал учение о санскрите «Аштадхьяи» (или «Восьмикнижие»). Жил он, как сейчас считается, около 5-ого века до нашей эры [3]. Во многом Панини считается создателем санскритской нормы [2, с. 17].

Особенность индийской традиции заключалась в том, что в связи с принятыми культурными установками она была устной (что довольно трудно себе представить европейцу). Грамматика Панини была сочинена устно и передавалась через заучивание от учителя к ученику. Такая форма передачи требовала краткости, компактности и строгости изложения. Там же, где сочинения о языке писали, они могли быть очень длинными, иногда многотомными [2, с. 18].

Другим великим лингвистом Древней Индии был Яска (примерно 10–5 в. до н. э. ), знаменитый как этимолог и создатель первой известной нам классификации частей речи. Предполагается, что он жил либо раньше, либо в то же время, что и Панини. Двумя другими крупнейшими представителями индийской традиции были Катьяяна (около 3 в. до н. э. ) и Патанджали (200–150 гг. до н. э. ). Они, безусловно, жили после Панини, поскольку упоминали его труд и комментировали его [1, с. 10].

От индийской лингвистической традиции отделилась тибетская, затем превратившаяся в тибетско-монгольскую лингвистическую традицию [1, с. 15].

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...