Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Древний Египет – 3100–30 гг. до н. э.




Древний Египет – 3100–30 гг. до н. э.

Что касается древнего Египта, то, как мы знаем, в нём была развита письменность: учили и чтению, и письму; но очень трудно сказать, что думали древние египтяне о вопросах языка [1, с. 8].


Древняя Греция – 3000–30 гг. до н. э.

В античный период Древней Греции, особенно до Александрии, а затем снова в Средние века, языкознание считалось частью философии [2, с. 31]. Философы классического периода высказывали немало интересных догадок о природе и функционировании языка [1, с. 10]. Широко известен диалог Платона (427–347 до н. э. ) «Кратил», где его участники ведут спор о том, насколько имена людей и предметов отражают их природные свойства. Разные участники диалога высказывают как точку зрения о природной связи между названием и сущностью обозначаемого, так и обратное мнение об отсутствии такой связи. Мнение самого Платона на этот счёт остается неясным. Другой же крупнейший философ Древней Греции – Аристотель (384–322 до н. э. ) прямо говорил о произвольности связи между звучанием и значением слова [1, с. 29]. В классический период ещё не было попыток описания языка. Можно говорить лишь о зачатках такого описания у Аристотеля, прежде всего в его сочинении «Об истолковании», где появляются первое в античности определение имени и глагола, а также классификация частей речи [1, с. 11]. Выделялось восемь частей речи: собственно, имя (то есть существительное), глагол, причастие, наречие, местоимение, предлог, артикль и союз [1, с. 38].

В Древней Греции появились школы и учителя, обучавшие письму [2, с. 11]. До эпохи эллинизма грамматиком называли просто учителя чтения и письма, а грамматикой – обучение буквам [1, с. 15]. Однако лишь появление письма не привело к активному изучению языка.

Показательно, что греческая традиция сложилась не в классический период, когда по-гречески говорили и писали в основном греки, а в эпоху эллинизма, когда после походов Александра Македонского в конце 4-ого века до нашей эры греческий язык (койне) стал языком культуры на обширных территориях, когда стала актуальной задача обучения греческому языку носителей иных языков [1, с. 11]. Центрами формирования лингвистической традиции стали Пергам в Малой Азии и Александрия в Египте. Здесь были созданы хранилища рукописей – Александрийская и Пергамская библиотеки [5, с. 148]. Александрийцы толковали поэмы Гомера, язык которых к тому времени уже был архаичен; влияние этой работы видят в некоторых элементах античных грамматик, например, в учении о просодии. Однако основным объектом деятельности александрийцев был койне, то есть вполне живой тогда язык [1, с. 17]. Но толкование текстов, то есть филология, становится наиболее важной на более поздних этапах развития традиции, когда накапливается большое количество не вполне понятных текстов. В течение долгого времени языкознание (как и литературоведение) рассматривалось как часть филологии, что до сих пор у нас по традиции сохранилось в номенклатуре учёных степеней и в выделении в университетах единых филологических факультетов [2, с. 15–16].

Считается, что европейская традиция произошла от греческой, которая сформировалась в Александрии в 3–2 веках до нашей эры. Первым дошедшим до нас трудом стала грамматика Дионисия Фракийского, которая датируется 2-ым веком до нашей эры [2, с. 18–19]. Начиная от Аристарха Самофракийского (2-ой век до нашей эры), окончательно сформировались основные понятия грамматики (грамматика теперь не просто учение о буквах, а учение о языке, термин «лингвистика» появился намного позже – только в 19-ом веке) [1, с. 11].

Древние греки, игнорируя варварские языки, были весьма внимательны к различиям в языковой сфере внутри своего этноса. Такие языковые варианты издавна получили название диалектов. Термин «диалект» сохранился в лингвистике до наших дней [1, с. 19].

 

Финикийская цивилизация 2500–64 гг. до н. э.

Что касается финикийцев, то мы знаем, что они придумали собственное линейное письмо. Финикийское письмо является одной из первых засвидетельствованных в истории человечества систем фонетического письма (где один письменный символ соотносится с одним звуком речи). Появилась финикийская письменность во второй половине 2-ого тысячелетия до нашей эры и стала родоначальницей большинства современных алфавитных и некоторых других систем письма [2, с. 91]. Финикийское письмо включало себя буквы, которые обозначали лишь согласные звуки, гласные звуки не включались в алфавит, а обозначались диакритическими знаками. Древние греки заимствовали финикийскую письменность и добавили туда гласные звуки [5, с. 56].

Однако, как мы знаем, наличие письменности не означает наличие лингвистической традиции. И у финикийцев таковой не наблюдается.

 

Древний Китай – 2070 г. до н. э. – 1279 г. н. э.

Особая ситуация сложилась в Китае и других странах китайского культурного ареала (куда первоначально входила и Япония). Изучение вэньяня (классического письменного языка), не имевшего устного функционирования, было неотделимо от изучения письма, основанного на иероглифике. Первоначально китайская традиция связывалась исключительно с изучением иероглифов. Позже, однако, в Китае стали изучать и звуки [2, с. 14].

Китайское письмо зародилось в середине 2-ого тысячелетия до нашей эры. Основная графическая единица китайского письма – иероглиф [3].

Первые китайские источники, в которых речь идёт о вопросах языка, появились, как и аналогичные греческие, в середине 1-ого тысячелетия до нашей эры. С 5-ого века до нашей эры появляются толкования непонятных слов в древних текстах, создаются концепции о связи между словом и свойствами того, что оно обозначает. В 3-ем веке до нашей эры появляются теории «исправления имён», то есть правильного подбора имени, которое бы соответствовало обозначаемому [1, с. 12].

Первым классиком китайского языкознания стал Сюй Шэнь (около 58–147 гг. н. э. ), который является автором первого словаря иероглифов «Шо вэнь цзе цзы», опубликованного в 121-ом году нашей эры [3]. В дальнейшем словарная традиция стала ведущей в китайской науке о языке. Сюй Шэнь предложил классификацию иероглифов и выделил их составные части [1, с. 12]. Следующим важнейшим трудом является «Шимин» («Объяснение имён»), этимологический словарь, написанный Лю Си во 2-ом веке нашей эры [5, с. 161].

В 3–4 веках появляются словари омофонов, начинают описываться тоны, к 6-ому веку появляются словари рифм, дающие представление о звучании тех или иных иероглифов в то время. Последним крупным достижением древней китайской традиции было появление в 11-ом веке фонетических таблиц, где по горизонтали группировались иероглифы с одинаковой инициалью (начальнослоговым согласным), по вертикали – с одинаковой финалью (гласный плюс последующая часть слога) [1, с. 13].

Большое число иероглифов, превосходящее возможности человеческой памяти, требовало ещё в древности создания иероглифических словарей, а характер письменности требовал толкования иероглифов. Позже китайские способы описания лексики господствовали и в Японии [1, c. 28].

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...