Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Средние века – 476–1500 гг. Европейские страны Средневековья – 476–1500 гг. Средневековая Индия – 650–1785 гг.. Арабский халифат – 632–945 гг.




Средние века – 476–1500 гг.

Европейские страны Средневековья – 476–1500 гг.

После разделения Римской империи европейская традиция распалась на два варианта: восточный, греческий, и западный, латинский, которые почти не соприкасались друг с другом. В течение нескольких веков европейская лингвистика как на Востоке, так и на Западе мало внесла нового в науку о языке. На протяжении всего средневековья грамматики Элия Доната и Присциана Цезарейского служили образцами для подражания [1, с. 12]. Культурным языком Европы стала классическая латынь: на ней писали, но всё меньше говорили: звуковая сторона языка не исследовалась: рассматривались буквы, а не звуки [5, с. 164].

Новый этап развития западноевропейской лингвистики начался с появлением в 12–13 веках философских грамматик, стремившихся не описывать, а объяснять те или иные языковые явления. Первую философскую грамматику в виде комментариев к Присциану написал Пётр Гелийский (12 – 13 вв. ) в середине 12-ого века [1, с. 12]. Грамматика в то время была неотделима от философии и считалась её частью [4, с. 13]. Сложилась школа модистов, работавшая с начала 13-ого по начало 14-ого века. Самый знаменитый из модистов – Томас Эрфуртский (13–14 вв. ), написавший свой труд «Спекулятивная грамматика». Модисты интересовались общими свойствами языка и его отношениями к внешнему миру и к миру мыслей, пытались установить связь между грамматическими категориями языка и глубинными свойствами вещей, а также внесли вклад в изучение синтаксиса, недостаточно разработанного в античной науке [1, с. 12]. Представителями школы модистов также были: Мартин Дакийский (13 в. ), Боэций Дакийский (13–14 вв. ), Иоанн Дакийский (13–14 вв. ), Симон Дакийский (13–14 вв. ), Мишель из Марбэ (13–14 вв. ), Сигер из Куртрэ (13–14 вв. ), Радульф Бритон (13–14 вв. ), Уильям Кончийский (13–14 вв. ) [4, с. 8–10].

В западной Европе даже в 13–14 веках, когда в ряде языков уже существовала развитая письменность, единственным достойным объектом изучения все ещё считалась латынь. Отдельные исключения вроде исландских фонетических трактатов были редки [1, с. 42].

Восточная европейская традиция в православном славянском мире перешла в изучение церковнославянского языка, записанного старославянской кириллицей [2, c. 19; 3].


Средневековая Индия – 650–1785 гг.

Грамматические труды в средневековой Индии в основном ориентировались на работу Панини и представляли собой комментарии или переработки сутр «Восьмикнижия». Авторы этого периода стремились представить труд Панини в более лаконичной форме. Редким исключением является грамматик Вопадева (1150–1240 гг. ), который в 13-ом веке составил санскритскую грамматику «Мугдхабодха», не ориентированную на грамматическую систему Панини. Его работа предназначена для тех, кто начинает изучать санскрит, и написана в более понятной форме, чем «Восьмикнижие» [3].

 

Арабский халифат – 632–945 гг.

Образование в 7-ом веке Арабского халифата и распространение мусульманства привели к необходимости обучать многочисленные народы арабскому языку. Он использовался в государственности, а также был священным языком, на котором был написан Коран. Первые зачатки лингвистических представлений у арабов известны как раз-таки с 7-ого века, но окончательно традиция сложилась в первой половине 8-ого века. Центрами арабской науки о языке становятся Багдад, Басра и Куфа в Месопотамии (современный Ирак) [1, с. 13]. Там же зародились Багдадская, Басрийская и Куфейская школы, между последними двумя велась острая полемика: басрийцы были строгими ревнителями классического арабского, куфийцы же допускали возможность языковых изменений [5, с. 168].

В конце 8-ого века появилась первая известная нам арабская грамматика «Аль-Китаб», написанная арабским филологом Сибавейхи (около 760–797 гг. ), персом по происхождению [3]. В грамматике, имевшей учебные цели, были детально описаны фонетика, морфология и синтаксис классического арабского языка. Грамматика Сибавейхи впоследствии считалась образцовой, и большинство учёных находились под её сильным влиянием [1, с. 13].

Последним крупным арабским учёным-языковедом был Ибн Джинни (941–1002 гг. ), сын грека-раба. Он интересен рассуждениями о природе языка и языковой норме, он также занимался этимологией и семантикой [1, с. 13–14]. Немногие языковеды, в частности Ибн Джинни, признавали, что язык не создан сразу, и допускали возможность его изменения. Однако и Ибн Джинни допускал языковые изменения только в лексике, но не в грамматике [1, с. 21].

После распада халифата, монгольских, а затем турецких завоеваний арабская традиция постепенно пришла в состояние упадка, ограничиваясь, как и индийская, эпигонством и самовоспроизведением [1, с. 14]. От арабской традиции с 10-ого века отделилась еврейская, получившая ряд совершенно особых черт [1, с. 15].

 

– – –

 

 Данными традициями, конечно, не исчерпывается история развития лингвистических представлений в мире. Одни народы имели шансы создать собственную лингвистическую традицию, но по тем или иным причинам их не реализовали. Так получилось с тюркскими народами, которые уже в 11-ом веке имели ценнейший памятник — словарь тюркских диалектов с элементами грамматики и фонетики, созданный Махмудом аль Кашгари (1029–1101 гг. ) в рамках арабских моделей, но с рядом оригинальных черт. Однако этот труд, забытый вплоть до начала 20-ого века, так и не положил основу традиции. Другие народы создали традицию лишь в отдельных областях. Так было, например, в Корее, где в 15-ом веке появилась собственная фонетика, описывавшая структуру, резко отличную от китайской, однако, в отличие от Японии, в других областях лингвистики здесь ничего оригинального создано не было [1, с. 15].


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...