7. Создание единой философской системы
7. Создание единой философской системы Если мы рассмотрим такое перипатетическое произведение, как раздел Ила̄ хиййа̄ т в «Шифа̄ ’», то обнаружим, что оно представляет своего рода сборник, состоящий из многих относительно разобщенных дискуссий: о причине и следствии, необходимом и возможном, чтойности и бытии и т. д. Несмотря на его философскую значимость, в нем отсутствует единая система. Единственная мысль, которая скрепляет его, заключается в признании единого Необходимо-сущего и множества возможно-сущих, между которыми существует причинно-следственная связь. Нужно обратить внимание и на то, что даже эта связующая нить становится видна только после изучения и исследования многих глав. Шейх озарения, напротив, представляет единую взаимосвязанную и логическую систему под названием «система света и тьмы» и сохраняет ее до конца своей философской дискуссии. Даже обсуждая вопросы естествознания, он прибегает к рассуждению о свете. Согласно его словам, в один прекрасный день он осознал, что все части этого мира находятся в особой взаимосвязи; он увидел свою душу как свет; и то, что выше души, он также видит как свет; наблюдая за тем, как эти светы исходят друг от друга, он созерцает горний мир в виде иерархии светов, которая завершается материальным миром, представляющим собой царство тьмы. Разумеется, как мы объяснили в другом месте, в системе Шейха озарения тоже имеются недостатки, которые не позволяют считать ее единой абсолютно гармоничной системой, однако она вдохновляет любого философа на то, чтобы придать своему учению вид завершенной системы. 8. Создание новых терминов Несмотря на то, что Сухраварди, возможно, слишком увлекся созданием философских терминов, в частности, изобретая ненужные логические термины, и заменой уже существующих, широко используемых и простых терминов (например, ша̄ х̱ ис̣ «обосабливающее» вместо джуз’ийй «частное» или дала̄ лат к̣ ас̣ д «целевое указание» вместо дала̄ лат мут̣ а̄ бак̣ а «указание благодаря совпадению»), в целом мы должны признать, что его терминотворчество оказалось очень полезным.
Большинство созданных Шейхом озарения терминов относится к системе ишракизма, и нет сомнения в том, что для передачи понятий, введенных им, была необходима такая работа. Очевидно, что видение Сухраварди мироздания в категориях света и тьмы меняет в его глазах сущность вещей. Естественным образом, с целю избежать повторения распространенных в прошлом взглядов, он считает необходимым ввести эту световую оность во все рассматриваемые им темы. Например, материальный мир (‘а̄ лам-и ма̄ дда) он называет «потемками» (г̣ а̄ сик̣ ), господа рода (рабб ан-нав‘) — «подчиняющими светами» (анва̄ р-и к̣ а̄ хира), душу считает «приказывающим светом» (нӯ р-и испахбуд). Возможно, Сухраварди мог, например, использовать термин «разумная душа» (нафс-и на̄ т̣ ик̣ а), но в этом случае ему пришлось бы отказаться от присутствующей в выражении нӯ р-и испахбудӣ коннотации величия и намека на военачальника, что имеет важный смысл в его философской системе. Действительно, создание новой философской системы требует создания новых терминов, а используя термины старых систем, философ должен взвесить, указывают ли те на новые смыслы. Мыслитель должен иметь это в виду и уяснить для себя, чтобы использование им старых терминов не породило недоразумения. Ввиду этого Шейх Озарения сперва пытается дать всем вещам новые имена, а затем разъясняет термины, которые он имеет в виду, что весьма способствует пониманию его философии.
Можно утверждать, что такой подход полезен не только при разработке новой философской системы, но и в целях избежать недопонимания и ошибок. Например, наряду с термином вуджӯ д-и ра̄ бит̣ ӣ («бытие связи») он ввел термин вуджӯ д-и ра̄ бит̣ («связывающее бытие»), чтобы форма существования атрибутов, которые лишены физического бытия (вуджӯ д-и ра̄ бит̣ ӣ ), не смешивалась со способом утверждения предиката по отношению к субъекту (вуджӯ д-и ра̄ бит̣ ). Когда термины вводятся в научный или философский оборот и когда они используются, то подразумеваются все оттенки их смысла и все коннотации. Например, сегодня термин «первоосновность бытия» (ас̣ а̄ лат-и вуджӯ д) произносится скороговоркой, но знакомый с этим термином исследователь держит в уме всю совокупность его философских коннотаций. Создание терминов в действительности представляет собой фиксацию мысленной работы и усилий, при условии, что оно не приводит к излишеству и чрезмерности. Шейх озарения своим примером вдохновил других мыслителей и философов, которые последовали его примеру. Ввиду этого, критика покойного Илахи Кумшаи, утверждавшего, что Сухраварди всего лишь изменил термины без внесения в философию нового содержания и, следовательно, совершил ненужную работу, представляется неосновательной, так как созданная Шейхом озарения совершенно новая философия света и тьмы нуждалась и в совершенно новой терминологии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|