Определите стиль текста. Докажите своё мнение. Определите, каким типом речи является текст.
Когда читаешь пьесы Островского, создается впечатление, что действующие лица сами говорят, а драматургу остается только записывать за ними. Однако рукописи Островского неопровержимо свидетельствуют о том, что драматургу не раз приходилось как бы «переспрашивать» своих героев, прежде чем окончательно зафиксировать реплику, которая теперь кажется нам единственно возможной. Кабанова провожает сына в путь. По русскому обычаю перед отъездом все должны посидеть. «Присядем», — говорит Кабаниха. Может она так сказать? Безусловно. Но драматургу мало, чтобы она могла так сказать, ему важно, как она должна сказать. Реплика «Присядемте» вычеркивается из рукописи «Грозы», и появляется новая реплика, которую мы все знаем: «Садитесь все!» Насколько же точнее и ярче эти слова, этот оборот речи характеризуют властный и деспотичный «образ выражения» Кабанихи. В «Грозе» Катерина в ответ на слова Варвары: «А по-моему: делай, что хочешь, только бы шито да крыто было» — первоначально говорила: «Я не умею так-то». Драматург вычеркивает эту реплику и вписывает другую: «Не хочу я так». Другой нюанс? Пожалуй, это больше чем нюанс. Одно дело — «не умею», другое — «не хочу». Катерина именно не хочет так. И прямо, гордо об этом говорит; это соответствует ее характеру, ее «образу выражения» куда больше, чем уклончивое «не умею». Так Островский добивается не только социальной, но и глубокой индивидуальной характеристики персонажей. (Е. Холодов.) Исправьте речевые недочеты в предложениях. Объясните причины их появления. Он жаждает бурь и приключений. Мама доставает ключи из сумки и открывает дверь. В работах школьников исчезнули пунктуационные ошибки. Ехай спокойно: все, что нужно, я исполню. Мальчику не разрешали дотрогиваться до портфеля отца. Парень казался честным и обещал пожениться, но все вышло совсем не так. Шерстка у моей Мурки длинная, лоснящая.
Вариант 17. 1. Опишите в речевых формулах одну жизненную ситуацию: отказ. 2. Объясните значение слов-паронимов. Составьте с этими словами предложения: переродившись-перероднившись; ошеек-ошейник; редевший- редивший; сломанный-сломленный; угодливость-угодность; чудацкий- чудаческий. 3. Поставьте ударение в следующих словах: нажить, начать, отпить, отослать, положить, понять, принять, снять, тянуть, убрать, видение, видение, броня, атлас, атлас, автобус, агент, арбуз, аргумент, арест, аристократия, баллотироваться, баловать, библиотека, буржуазия. 4. Укажите значение следующих заимствованных слов: кетчуп, кетоны, манипулятор, мансарда, манто, отоскоп, осциллограф, отофон, палафиты, парча, ретирада, ритурнель, ромбоид, сайзель, рэкетир, сапажу, сафлор, скаут, стажёр, унисон, феникс, феррохром, экскреты. 5. Образуйте от данных глаголов все формы прошедшего времени (в ед.ч. жен., муж., сред, роде, форму множ.ч.), поставьте ударение: брать, быть, врать, гнать. Образец: брать - брал, брала, брало, брали. 6. Просклоняйте слова: поместья, аллея, дверь, чулки, помидоры, темя. 7. Перепишите, заменяя числа словами и раскрывая скобки: 11 (апельсины, мандарины, лимоны), 10 (яблоки), 6 пар (сапоги, валенки и ботинки), 4 пары (чулки и носки), 500 (граммы) вермишели, 15 (килограммы) (помидоры). 8. Выберите один из заключенных в скобки вариантов. Лучше всего астрономы наблюдают (Марса - Марс) во время его противостояния, когда он находится на самом близком расстоянии от Земли. До конца месяца остаётся ещё пять дней, а план уже выполнен на 96,5 (процента - процентов). Эта река (спокойная - спокойна). Закончив гастроли, артисты цирка вернулись (с - из) Крыма. Препараты хранятся в (спирте - спирту).
Определите стиль текста. Докажите своё мнение. Определите, каким типом речи является текст. Болдино, русское село, — это место, где написаны многие пушкинские шедевры. Это словно гениальный намек на то, что в русских селах не раз еще совершатся дела великие и необыкновенные. Болдино — это творчество в высших его проявлениях... У места, где жил и творил великий человек, есть обаяние, не нуждающееся в пространных объяснениях. Здесь жил Пушкин. Этого достаточно, чтобы до входа в музей и первых слов экскурсовода снять шляпу и низко поклониться Пушкину, жившему, живущему и тому, который всегда будет жить... Пушкин жив в чистом русском говоре болдинских старожилов, в их песне, слушать которую — удовольствие. Здесь-то и почувствуешь, что значит петь по- русски. Замечено, что там, где родниковый язык, там и родниковая песня. Одно возникает из другого. Язык и песня, а венец их — Пушкин. Он, именно он, открывает нам Россию, учит понимать и любить ее. Успехи нашей литературы находятся в прямой зависимости от степени участия в ней пушкинского начала. Здесь, в этом болдинском парке, я думал о поэтах нашего века, хранивших пушкинский огонь и продолжавших славную родословную. <...> Деревня Болдино — одна из столиц русской поэтической культуры. (JT. Озеров.) Исправьте речевые недочеты в предложениях. Объясните причины их появления. Мы увидели скакающего во дворе всадника. Я дорожу друзьями, сознавающими свои ошибки. Побегам на станцию, может быть встретим ее там. Родители ругают меня за то, что я дерзю учителям, но это неправда. В парке срубливали старые деревья. Мой папа копает ямы, чтобы потом можно было пролаживать трубы. На столе стоит букет цветущихся астр.
Вариант 18. 1. Опишите в речевых формулах одну жизненную ситуацию: обращение. 2. Объясните значение слов-паронимов. Составьте с этими словами предложения: дымный-дымовой; гусачий-гусячий; высший-вышний; благодарный-благодарственный; мертвевший-мертвивший; ломающий- ломящий. 3. Поставьте ударение в следующих словах: верба, гектар, демократия, деятельность, диагноз, диспансер, договор, дозвониться, документ, завидно, заём, заржаветь, звонит, звонишь, злоба, издавна, изобретение, изредка, индустрия, каталог.
4. Укажите значение следующих заимствованных слов: конвой, лабиринт, позитивист, унтертоны, фортепиано, экссудат, юмор, эхо, эльдорадо, форпост, тифлит, тифон, статуя, радиус, радиолог, паладин, палаш, профиль, тариф, экономика. 5. Образуйте от данных глаголов все формы прошедшего времени (в ед.ч. жен., муж., сред, роде, форму множ.ч.), поставьте ударение: дать, драть, жить, занять. Образец: дать - дал, дала, дало, дали. 6. Просклоняйте слова и словосочетания: мелодия, зимняя одежда, город Нежин, устья, счастье, планетарии. 7. Перепишите, ставя глаголы в нужной форме наст.времени: Сосны вершинами (махать) приветно. Лиловая занавеска чуть-чуть (колыхаться) от ветра. (Кликать) трубы молодого казака. Не пенится море, не (плескать) волна. Волхов пеной серебристою в берег (хлестать). 8. Выберите один из заключенных в скобки вариантов. В магазине был большой выбор чулок и (носок - носков). В этот день комиссия проэкзаменовала (двадцать два - двадцать двух) учащихся. Ломоносов в юности был (рыбак - рыбаком). Посевы производились согласно (указаний - указаниям) агронома. В официальном приказе указано, что A.M. Сергеев в течение апреля был в (отпуске - отпуску). 9. Определите стиль текста. Докажите своё мнение. Определите, каким типом речи является текст. Образ в литературном произведении (в отличие от других родов искусств) осуществлен в слове, в языке. Поэтому принципы словесной организации имеют такое большое значение для понимания художественного произведения. «Словесная ткань», язык произведения отнюдь не безразличны к идее, замыслу... Реализм Пушкина отличен от реализма других писателей не только по самому пониманию и видению действительности, но и по характеру образного, словесного выражения. Соответствие слова и образа идее, конкретность и изобразительная сила описаний и характеристик, верность исторической и национальной специфике — отличительные особенности повествовательной манеры Пушкина. Точность и предельный лаконизм языка пушкинской прозы выражали присущее Пушкину ясное и отчетливое движение мысли, постоянное стремление к глубокому познанию явлений.
(Н. Степанов.) 10. Исправьте речевые недочеты в предложениях. Объясните причины их появления. Вася о чем-то шептает своей соседке. Родители создавают детям хорошие условия для учебы. Мальчик знал, что старшие сестры не хочут брать его с собой. Едьте быстрее - время позднее. Ураганный ветер сламывал колосья и уносил их неизвестно куда. Садитесь на стул, ложите руку на стол, сжимайте и разжимайте пальцы. Не надо было ничего людям обещивать. Уберите со стола все лопнутые стаканы и чашки. Вариант 19. 1. Опишите в речевых формулах одну жизненную ситуацию: благодарность. 2. 0бъясните значение слов-паронимов. Составьте с этими словами предложения: микроскопический-микроскопичный; леденевший-леденивший; кулацкий-кулачный; иронический-ироничный; злость-злостность; дурея- дурнея. 3. Поставьте ударения в следующих словах: каучук, квартал, километр, коклюш, колосс, комбайнёр, комбайнер, крапива, красивее, кремень, лыжня, магазин, медикаменты, молодёжь, монолог, намерение, недоимка, некролог, ненависть. 4. Укажите значение следующих заимствованных слов: элювий, эмбарго, хескер, фенакит, феллахи, спирант, спираль, спорангий, ренессанс, религия, рафинад, ралли, монорельс, кулисы, кулон, зенит, зимаза, жюри, графит, грамм. 5. Образуйте от данных глаголов все формы прошедшего времени (в ед.ч. жен., муж., сред, роде, форму множ.ч.), поставьте ударение: звать, лить, нажить, нанять. Образец: звать - звал, звала, звало, звали. 6. Просклоняйте слова и словосочетания: носки, баклажаны, свечи, Англия, медвежья берлога, город Киев. 7. Перепишите, ставя глаголы в нужной форме наст.времени: (Сыпать) спелые орехи мне орешник в кузовок. Мороз слегка (щипать) за щёки. Всё (дремать), но (дремать) напряжённо-чутко....Несётся Терек, волнами точит дикий берег, (клокотать) вокруг огромных скал. Опять сомненье душу (глодать). 8. Выберите один из заключенных в скобки вариантов. Основные факторы эволюции органического мира были описаны (Дарвином - Дарвиным). Место лесоразработок находится в (полутораста километров - полутораста километрах) от станции железной дороги. Сложный и оригинальный внутренний облик Катерины нашёл своё отражение в её языке, самом ярком (среди - по сравнению с языком) всех действующих лиц «Грозы». Движение на дороге было прервано (благодаря - из-за) неосмотрительности стрелочника. На ближайший поезд билеты с (плацкартом - плацкартой) уже проданы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|