Определите стиль текста. Докажите своё мнение. Определите, каким типом речи является текст.
Потемнело. Низко, с тревожными криками пронеслись в глубь леса испуганные птицы. Внезапная молния судорожно передернула небо, и я увидел над Окой дымный облачный вал, что всегда медленно катится впереди сильной грозы... Небо дохнуло резким холодом мирового пространства. И издалека, все приближаясь и как бы все пригибая на своем пути, начал катиться медленный и важный гром. Он сильно встряхивал землю. Вихри туч опустились к земле, и вдруг случилось чудо — солнечный луч прорвался сквозь тучи, косо упал на леса, и тотчас хлынул торопливый, подстегнутый громами, тоже косой и широкий ливень. Он гудел, веселился, колотил с размаху по листьям и цветам, набирал скорость, стараясь перегнать самого себя. Лес сверкал и дымился от счастья. После грозы я вычерпал лодку и поехал домой. Вечерело. И вдруг в сыроватой после дождя прохладе я почувствовал, как несется волнами вдоль реки удивительный опьяняющий запах цветущих лип. Как будто где-то рядом зацвели на сотни километров липовые парки и леса. В этом запахе была свежесть ночи, запах холодных девичьих рук, целомудрие и нежность. И я понял внезапно, как мила наша земля и как мало слов, чтобы выразить ее прелесть. (К. Паустовский.) 10. Найдите в предложениях речевые ошибки, приводящие к предметной или понятийной неточности. В основании романа лежит история типичной дворянской семьи. Теплые весенние дни пришлись на начало апреля. Ученики пристально слушали рассказ учителя. Этот человек произвел на меня большое воздействие. Наши успехи в экономике привели к заметному регрессу и в других областях. В столице Индии нас встречала правительственная делегация, члены которой были в традиционных индейских одеждах - сари.
Вариант 3. 1. Опишите в речевых формулах одну жизненную ситуацию: прощание. 2. Объясните значение слов-паронимов. Составьте с этими словами предложения: аристократический-аристократичный, бабий-бабский, восход-всход, дымный-дымовой, исторический-историчный, обездушеть- обездушить. 3. Поставьте ударение в следующих словах: м10. Найдите в предложениях речевые ошибки, приводящие к предметной или понятийной неточности. надоумить, некролог, ненависть, непревзойденный, новорожденный, обеспечение, паралич, партер, планер, плесневеть, портфель, приговор, принудить, приобретение, псевдоним, револьвер, ремень, сантиметр, соболезнование, таможня, топливный, фарфор, ходатайствовать, шофер. 4. Укажите значение следующих заимствованных слов: авиация, автобаза, гарнир, гибрид, гомосфера, дефект, диалог, император, кальян, кобра, лагуна, леопард, марабу, мемориал, миндалина, муфта, остит, патент, пикет, провокация, режиссер, реторсия, реферат. 5. Образуйте от данных глаголов все формы прошедшего времени (в ед.ч. жен., муж. и сред, рода, форму множ.ч.), поставьте ударение: танцевать, петь, думать, жить. 6. Просклоняйте числительные: 157; 263. 7. Запишите предложения с именами числительными, заменив цифры словами: Около 2600 человек обратились с просьбой о помощи. Прибыл поезд с 289 экскурсантами. Длина окружности равна 400 сантиметрам. Из 900 вычесть 887. К 1878 прибавить 752. От 18764 отнять 12090. 8. Выберите один из заключенных в скобки вариантов. Стрелочник вовремя заметил, что в ремонте нуждается (правый рельс - правая рельса). (Трое юношей и трое девушек - три юноши и три девушки) исполняли красивый танец. Кроме спектаклей, артисты (примут участие в концертных выступлениях - дадут ряд концертов). Всё это говорило (за то - о том), что, несмотря на сильный состав зарубежных участников турнира, наши мастера могут с честью бороться с ними.
9. Определите стиль текста. Докажите своё мнение. Определите, каким типом речи является текст. Подобно тому, как из колоссальной, почти безграничной туманности формируются, может быть, отдельные плотные звезды, так постоянно в сознании писателя из безбрежного океана жизненных впечатлений формируются точные и конкретные замыслы. Только вчера казалось, что ничего уж не почерпнуть из глубин души и памяти, а сегодня — широкие горизонты, изобилие материала... Созревание материала — вещь во многом загадочная. Есть ли разница между записной книжкой и просто памятью? По-моему, это одно и то же. Если писателю захотелось запомнить (записать) мысль или случай, значит, профессиональный воспринимающий аппарат сделал свое дело... Одним словом, записная книжка должна находиться в кармане. Профессиональная память избирательна. Нет профессиональной памяти вообще, но есть профессиональная память такого-то писателя. Я думаю, что если бы одновременно гуляли по городу, а потом по лесу, например, Пришвин и Эренбург, то каждый из них запомнил бы свое, то, что другой пропустил мимо глаз. Я иногда вижу, как во время оживленного разговора мой товарищ, литератор, вынимает записную книжку и скорей записывает в нее только что произнесенную фразу, только что рассказанный случай. А потом я вдруг встречаю этот эпизод в книге. Из него, как из зернышка, развилась и пышно расцвела целая глава рассказа или повести. 10. Найдите в предложении речевые ошибки Ранние произведения поэта понятливы и доступны каждому. Взревел мотор, и самолет бросился ввысь. Совместный отдых, как и труд, спаивает людей. Герой Булгакова - явный прототип христианского Иисуса Христа. Коренные жители Северной Америки - индийцы - значительно ущемлены в своих правах. Радостное известие привело его в минорное настроение - он готов был запрыгать от счастья.
Вариант 4. 1. Опишите в речевых формулах одну жизненную ситуацию: соболезнование. 2. Объясните значение слов-паронимов. Составьте с этими словами предложения: озолотеть-озолотить, палатный-палаточный, раздеть- разодеть, синеть-синить, темь-тень, угодливый-угодный. 3. Поставьте ударение в следующих словах: фарфор, феномен, формировать, форум, фундамент, ханжество, хаос (в древнегреческой мифологии), хаос (беспорядок), характерный (танец, поступок), характерный (человек), хирургия, хлопок, хлопковый, ходатайствовать, хозяин (мн. ч. хозяева), цыган, черпать, шофер, щавель, щепотка, эксперт, экспертный, экспорт, эпилог, языковой (относящийся к словесному выражению мыслей человека).
4. Укажите значение следующих заимствованных слов: диплом, дисциплина, инстинкт, конфликт, логика, мириады, омега, планида, ротация, селектор, фашизм, хроникёр, этилам, экзамен, экспонат, эксперт, электрод, экспедиция, шулер, шунт, штрих. 5. Образуйте от данных глаголов все формы прошедшего времени (в ед.ч. жен., муж. и сред, рода, форму множ.ч.), поставьте ударение: красить, уходить, бежать, гнать. 6. Просклоняйте числительные: 374; 485. 7. Запишите предложения с именами числительными, заменив цифры словами: Около 1900 человек обратились с просьбой о помощи. Прибыл поезд с 590 экскурсантами. Длина окружности равна 364 сантиметрам. Из 878 вычесть 489. К 3636 прибавить 649. От 19587 отнять 12090. 8. Выберите один из заключенных в скобки вариантов. Лесовоз проезжал по (широкому просеку - широкой просеке). Герой рассказа - студент военного училища. Он всегда (подтянутый - подтянут), всегда (одетый - одет) по форме, (культурный - культурен) в обращении. Староста класса (уполномачивается - уполномочивается) выступать от имени своих товарищей. Преподаватель указал (о том - на то), что в реферате имеется ряд ошибок.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|