Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Определите стиль текста. Докажите своё мнение. Определите, каким типом речи является текст.




Потемнело. Низко, с тревожными криками пронеслись в глубь леса испуганные птицы. Внезапная молния судорожно передернула небо, и я увидел над Окой дымный облачный вал, что всегда медленно катится впереди сильной грозы...

Небо дохнуло резким холодом мирового пространства. И издалека, все приближаясь и как бы все пригибая на своем пути, начал катиться медленный и важный гром. Он сильно встряхивал землю.

Вихри туч опустились к земле, и вдруг случилось чудо — солнечный луч прорвался сквозь тучи, косо упал на леса, и тотчас хлынул торопливый, подстегнутый громами, тоже косой и широкий ливень. Он гудел, веселился, колотил с размаху по листьям и цветам, набирал скорость, стараясь перегнать самого себя. Лес сверкал и дымился от счастья.

После грозы я вычерпал лодку и поехал домой. Вечерело. И вдруг в сыроватой после дождя прохладе я почувствовал, как несется волнами вдоль реки удивительный опьяняющий запах цветущих лип. Как будто где-то рядом зацвели на сотни километров липовые парки и леса.

В этом запахе была свежесть ночи, запах холодных девичьих рук, целомудрие и нежность.

И я понял внезапно, как мила наша земля и как мало слов, чтобы выразить ее прелесть.

(К. Паустовский.)

10. Найдите в предложениях речевые ошибки, приводящие к предметной или понятийной неточности.

В основании романа лежит история типичной дворянской семьи. Теплые весенние дни пришлись на начало апреля. Ученики пристально слушали рассказ учителя. Этот человек произвел на меня большое воздействие. Наши успехи в экономике привели к заметному регрессу и в других областях. В столице Индии нас встречала правительственная делегация, члены которой были в традиционных индейских одеждах - сари.

 

Вариант 3.

1. Опишите в речевых формулах одну жизненную ситуацию:

прощание.

2. Объясните значение слов-паронимов. Составьте с этими словами предложения: аристократический-аристократичный, бабий-бабский, восход-всход, дымный-дымовой, исторический-историчный, обездушеть- обездушить.

3. Поставьте ударение в следующих словах: м10. Найдите в предложениях речевые ошибки, приводящие к предметной или понятийной неточности. надоумить, некролог, ненависть, непревзойденный, новорожденный, обеспечение, паралич, партер, планер, плесневеть, портфель, приговор, принудить, приобретение, псевдоним, револьвер, ремень, сантиметр, со­болезнование, таможня, топливный, фарфор, ходатайствовать, шофер.

4. Укажите значение следующих заимствованных слов: авиация, автобаза, гарнир, гибрид, гомосфера, дефект, диалог, император, кальян, кобра, лагуна, леопард, марабу, мемориал, миндалина, муфта, остит, патент, пикет, провокация, режиссер, реторсия, реферат.

5. Образуйте от данных глаголов все формы прошедшего времени (в ед.ч. жен., муж. и сред, рода, форму множ.ч.), поставьте ударение: танцевать, петь, думать, жить.

6. Просклоняйте числительные: 157; 263.

7. Запишите предложения с именами числительными, заменив цифры словами: Около 2600 человек обратились с просьбой о помощи. Прибыл поезд с 289 экскурсантами. Длина окружности равна 400 сантиметрам. Из 900 вычесть 887. К 1878 прибавить 752. От 18764 отнять 12090.

8. Выберите один из заключенных в скобки вариантов.

Стрелочник вовремя заметил, что в ремонте нуждается (правый рельс - правая рельса). (Трое юношей и трое девушек - три юноши и три девушки) исполняли красивый танец. Кроме спектаклей, артисты (примут участие в концертных выступлениях - дадут ряд концертов). Всё это говорило (за то - о том), что, несмотря на сильный состав зарубежных участников турнира, наши мастера могут с честью бороться с ними.

9. Определите стиль текста. Докажите своё мнение. Определите, каким типом речи является текст.

Подобно тому, как из колоссальной, почти безграничной туманности формируются, может быть, отдельные плотные звезды, так постоянно в сознании писателя из безбрежного океана жизненных впечатлений формируются точные и конкретные замыслы.

Только вчера казалось, что ничего уж не почерпнуть из глубин души и памяти, а сегодня — широкие горизонты, изобилие материала... Созревание материала — вещь во многом загадочная.

Есть ли разница между записной книжкой и просто памятью? По-моему, это одно и то же. Если писателю захотелось запомнить (записать) мысль или случай, значит, профессиональный воспринимающий аппарат сделал свое дело... Одним словом, записная книжка должна находиться в кармане.

Профессиональная память избирательна. Нет профессиональной памяти вообще, но есть профессиональная память такого-то писателя. Я думаю, что если бы одновременно гуляли по городу, а потом по лесу, например, Пришвин и Эренбург, то каждый из них запомнил бы свое, то, что другой пропустил мимо глаз.

Я иногда вижу, как во время оживленного разговора мой товарищ, литератор, вынимает записную книжку и скорей записывает в нее только что произнесенную фразу, только что рассказанный случай. А потом я вдруг встречаю этот эпизод в книге. Из него, как из зернышка, развилась и пышно расцвела целая глава рассказа или повести.

10. Найдите в предложении речевые ошибки

Ранние произведения поэта понятливы и доступны каждому. Взревел мотор, и самолет бросился ввысь. Совместный отдых, как и труд, спаивает людей. Герой Булгакова - явный прототип христианского Иисуса Христа. Коренные жители Северной Америки - индийцы - значительно ущемлены в своих правах. Радостное известие привело его в минорное настроение - он готов был запрыгать от счастья.

 

Вариант 4.

1. Опишите в речевых формулах одну жизненную ситуацию:

соболезнование.

2. Объясните значение слов-паронимов. Составьте с этими словами предложения: озолотеть-озолотить, палатный-палаточный, раздеть- разодеть, синеть-синить, темь-тень, угодливый-угодный.

3. Поставьте ударение в следующих словах: фарфор, феномен, формировать, форум, фундамент, ханжество, хаос (в древнегреческой мифологии), хаос (беспорядок), характерный (танец, поступок), характерный (человек), хирургия, хлопок, хлопковый, ходатайствовать, хозяин (мн. ч. хозяева), цыган, черпать, шофер, щавель, щепотка, эксперт, экспертный, экспорт, эпилог, языковой (относящийся к словесному выражению мыслей человека).

4. Укажите значение следующих заимствованных слов: диплом, дисциплина, инстинкт, конфликт, логика, мириады, омега, планида, ротация, селектор, фашизм, хроникёр, этилам, экзамен, экспонат, эксперт, электрод, экспедиция, шулер, шунт, штрих.

5. Образуйте от данных глаголов все формы прошедшего времени (в ед.ч. жен., муж. и сред, рода, форму множ.ч.), поставьте ударение: красить, уходить, бежать, гнать.

6. Просклоняйте числительные: 374; 485.

7. Запишите предложения с именами числительными, заменив цифры словами: Около 1900 человек обратились с просьбой о помощи. Прибыл поезд с 590 экскурсантами. Длина окружности равна 364 сантиметрам. Из 878 вычесть 489. К 3636 прибавить 649. От 19587 отнять 12090.

8. Выберите один из заключенных в скобки вариантов.

Лесовоз проезжал по (широкому просеку - широкой просеке). Герой рассказа - студент военного училища. Он всегда (подтянутый - подтянут), всегда (одетый - одет) по форме, (культурный - культурен) в обращении. Староста класса (уполномачивается - уполномочивается) выступать от имени своих товарищей. Преподаватель указал (о том - на то), что в реферате имеется ряд ошибок.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...