Определите стиль текста. Докажите своё мнение. Определите, каким типом речи является текст.
Слово «парус» много говорит моему воображению. Люблю это слово, потому что люблю парус, люблю паруса. Я вспоминаю свои паруса на Днепре и на Волге, на Немане и в Пирите, под Таллином. Но в строке «Белеет парус одинокий» это слово наполняется многими новыми качествами, расширяющими мои личные, узкобиографические впечатления до пределов образной всеобщности и безбрежности толкования. Эта всеобщность включает и мои личные впечатления. Более того, Лермонтов приводит их в порядок, в строй, дает им особое наполнение, делает сопричастными переживаниям других людей, объединяет меня с ними. Так органная музыка может питать одновременно сотни и тысячи людей... Восприятие поэзии в этом смысле сродни восприятию музыки. Поэзия в основе своей многозначна... «Парус» в словаре — это простое, обычное слово, «парус» Лермонтова — это слово поэтическое, слово, включенное в образный строй строки «Белеет парус одинокий». Современная поэзия исходит из предположения, что нет плохих или хороших, поэтических или непоэтических слов. Есть слово в поэтическом тексте. Здесь оно начинает жить. Здесь оно живой организм. А раз оно живое, то, значит, во всем может делить и действительно делит судьбы всех живых существ. (Л. Озеров.) 10. Исправьте речевые недочеты в предложениях. Объясните причины их возникновения. Нежное дерево акация превратилось в символ родного города. Отец всегда удивлялся трудолюбием сына. Оценка В.Г. Белинского романа «Евгений Онегин» была чрезвычайно высока. В столице туристы ходили в музеи, театры, концерты. Мыслимо ли равнодушие родителей за судьбу своих детей? Морские волны, энергично накатывавшиеся на берег и которые издавали волнующий шум, оказывали на нас магическое воздействие. Прочитанная лекция для студентов о новых достижениях в медицине вызвала большой интерес. Затем Сергеев назначается начальником автобазы, работая в этой должности полтора года. В городе открылись много магазинов.
Вариант 10. 1. Опишите в речевых формулах одну жизненную ситуацию: поздравление. 2. Объясните значение слов-паронимов. Составьте с этими словами предложения: заживать-заживлять, зубы-зубья, иронический- ироничный, клёв-клюв, мелодика-мелодия, начертать-начертить. 3. Поставьте ударение в следующих словах: валовой, варить (варю, варишь), верба, волен, волк (волка), гектар, гравер, гренадер, группировать, гусь (гуся), демократия, деятельность, диагноз, диалог, диспансер, добыча, договор, дозвониться (дозвонюсь, дозвонишься), документ, дремота, завидно, заговор, задолго, заиндеветь, закупорить. 4. Укажите значение следующих заимствованных слов: вазон, вакцина, валторна, ватт, вольфрам, госпиталь, дельта, декларация, дифракция, инициатор, кентавр, кернер, ликвидация, модуль, модерн, операция, планер, пьедестал, пункт, сальто, салют, сага, салат. 5. Образуйте от данных глаголов все формы прошедшего времени (в ед.ч. жен., муж. и сред, рода, форму множ.ч.), поставьте ударение: красить, творить, любить, жить. 6. Просклоняйте числительные: 677; 735. 7. Запишите предложения с именами числительными, заменив цифры словами: Около 1900 человек обратились с просьбой о помощи. Прибыл поезд с 506 экскурсантами. Длина окружности равна 304 сантиметрам. Из 803 вычесть 439. К 3536 прибавить 649. От 16587 отнять 12000. 8. Выберите один из заключенных в скобки вариантов. После обеда мы обычно пили (чёрный - чёрное) кофе. Подобный ответ (бессмыслен - бессмысленен). Не (порти - порть) мебель, ставя на полированный стол горячий чайник. Правление спортивного клуба, в том числе председатель и его заместитель, отлично (справляется - справляются) со своими обязанностями.
Определите стиль текста. Докажите своё мнение. Определите, каким типом речи является текст. Когда он проснулся, уже восходило солнце; курган заслонял его собою, а оно, стараясь брызнуть светом на мир, напряженно палило свои лучи во все стороны и заливало горизонт золотом. Егорушке показалось, что оно было не на своем месте, так как вчера оно восходило сзади за его спиной, а сегодня много левее... Да и вся местность не походила на вчерашнюю. Холмов уже не было, а всюду, куда ни взглянешь, тянулась без конца бурая, невеселая равнина; кое-где на ней высились небольшие курганы, и летали вчерашние грачи. Далеко впереди белели колокольни и избы какой-то деревни <...>. В промежутках между изб и за церковью синела река, а за нею туманилась даль. Но ничто не походило так мало на вчерашнее, как дорога. Что-то необыкновенно широкое, размашистое и богатырское тянулось по степи вместо дороги; то была серая полоса, хорошо выезженная и покрытая пылью, как все дороги, но шириною в несколько десятков сажен. Своим простором она возбудила в Егорушке недоумение и навела его на сказочные мысли. Кто по ней ездит? Кому нужен такой простор? Непонятно и странно. Можно, в самом деле, подумать, что на Руси еще не перевелись громадные, широко шагающие люди, вроде Ильи Муромца и Соловья-разбойника, и что еще не вымерли богатырские кони <...>. И как бы эти фигуры были к лицу степи и дороге, если бы они существовали! (А. Чехов) Исправьте речевые недочеты в предложениях. Объясните причины их возникновения. Вчера принимал больных опытный терапевт Соломина. Он всегда был прекрасным капитаном своему кораблю. Наш преподаватель организовал и руководит кружком «Химия в быту». Лектор оперировал с точными фактами в своих заметках. Автор детально описывает о путешествии на Кавказ. Незнакомец опустился в кресло и протянул руки к огню, пылавшему в камине и который притягивал его. Проработавшие всю жизнь учителя в школе, без сомнения, должны получать льготную пенсию. Проснувшись, ему сказали, что завтрак уже подан.
Вариант 11. 1. Опишите в речевых формулах одну жизненную ситуацию: замечание. 2. Объясните значение слов-паронимов. Составьте с этими словами предложения: вбить-взбить; болезненный-болезный; досадливо- досадно; горний-горный; непонятливо-непонятно; обделить-оделить.
3. Поставьте ударение в следующих словах: агент, аналог, аргумент, алфавит, алкоголь, арест, бензопровод, боязнь, вербовщик, верование, вечеря, визави, генезис, диспансер, документ, добыча, договор, досуг, духовник, жалюзи, жерло, завсегдатай, заговор, заказник, знамение. 4. Укажите значение следующих заимствованных слов: абсурд, акционер, гетры, гибрид, дефис, дактиль, кемализм, квота, мейоз, медуза, Неогея, нейрон, панорама, панама, петарда, ретина, ретушь, рок, сельвасы, семафор, тантал, тарантул, уния. 5. Образуйте от данных прилагательных краткие формы (в ед.ч. жен., муж., сред, роде, форму множ.ч.), поставьте ударение: бойкий, весёлый, вредный, глупый. Образец: бойкий - боек, бойка, бойко, бойки. 6. Просклоняйте слова: станции, деревни, конь, пролетарии, амперы, дитя. 7. Перепишите, вставляя нужные по смыслу существительные или местоимения, раскрывая скобки: 1) Молодёжь завода умело сочетает работу и учёбу.... успешно овладевает самыми сложными профессиями. 2) Профессура университета собралась в кабинете ректора.... обсуждал., учебный план. 3) Я велел носильщику отвезти (мой, свой) вещи в багажное отделение, затем занял (мой, свой) место в купе. 4) Аудитор попросил поэта прочитать ещё раз (свой, его) лучшее стихотворение. 8. Выберите один из заключенных в скобки вариантов. Чтобы разделить дробь на дробь, нужно (числитель - числителя) первой дроби помножить на (знаменатель - знаменателя) второй, а (знаменатель - знаменателя) первой - на (числитель - числителя) второй. Вес посылки составил 8,3 (килограмма - килограммов). На конференцию (прибыл - прибыли) двадцать один делегат. Город был открыт для ветров с северной и восточной (стороны - сторон). Астрономы с большим интересом наблюдали (за солнечным затмением - солнечное затмение). Стихи были (удачные - удачны) и по содержанию и по форме.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|