Запишите предложения с именами числительными, заменив
цифры словами: Около 4700 человек обратились с просьбой о помощи. Прибыл поезд с 506 экскурсантами. Длина окружности равна 354 сантиметрам. Из 893 вычесть 489. К 3536 прибавить 649. От 49537 отнять 42070. 8. Выберите один из заключенных в скобки вариантов. Крыша сарая была покрыта (толем - толью). Небо сегодня удивительно голубое и (полно - полное) какой-то особенной прозрачности. Когда вы разговариваете, не (махайте - машите) так сильно руками. Брат или сестра (поможет - помогут) мне сделать уроки. 9. Определите стиль текста. Докажите своё мнение. Определите, каким типом речи является текст. Твардовский был редкостно памятлив на то, что его интересовало, на художественное в особенности. Через годы мог восстановить слово за словом памятный чем-нибудь разговор, воспроизводил мельчайшие подробности в давно прочитанной рукописи. Цитировал большими кусками не поэзию только (Пушкина и Тютчева помнил отлично, Некрасова мог читать наизусть из любого места), но и прозу, в особенности толстовскую и бунинскую. Но память его была избирательна. То, что его не занимало, он пропускал мимо ушей. С невероятной восприимчивостью общался с собеседником, который был ему интересен, а таких оказывалось большинство. Но тех, кто разочаровывал его своей заурядностью или отвращал бесцеремонным «повисанием», будто не видел и забывал, едва они скрывались из глаз... Ему была свойственна особая чуткость к складу речи, редкая целомудренность слова, даже в разговоре. Речь Твардовского дышала неторопливым достоинством. Он любил хороший разговор, но начинал откровенно скучать от болтовни. (В. Лакшин.) 10. Найдите в предложениях речевые ошибки, приводящие к предметной или понятийной неточности.
Стихи молодого поэта скоро будут выпущены в журнале. После того, как у него на митинге украли револьвер, носил теперь два, набил карманы пулями. Лес, окутанный темным мраком, наводил на нас ужас. Страшная бедность заставляла его влачить жалкое сосуществование. Он обратно опоздал на занятия. Когда занавес раздвинулся, на сцене стоял актер в золоченом амплуа.
Вариант 7. 1. Опишите в речевых формулах одну жизненную ситуацию: знакомство без посредника. 2. Объясните значение слов-паронимов. Составьте с этими словами предложения: насильно-насильственно, обделив-оделив, палатный- палаточный, распутица-распутница, складной-складской, тягостно-тяжко. 3. Поставьте ударение в следующих словах: ломоть, лоскут, магазин, мастерски, мастерство, медикамент, мельком, металлургия, мизерный, молодёжь, монолог, морковь, набело, наверное, наголо, надолго, надоумить, намерение, непревзойденный, новорожденный, обеспечение, облегчить, обострить, озлобленный, опериться. 4. Укажите значение следующих заимствованных слов: арго, адвокат, адепт, ампир, бандероль, банк, вахтер, ватман, горизонт, гост, гонор, дифракция, индивид, катод, катеты, кафе, ловелас, мираж, мирза, олифа, окуляр, планида, планёр. 5. Образуйте от данных глаголов все формы прошедшего времени (в ед.ч. жен., муж. и сред, рода, форму множ.ч.), поставьте ударение: творить, любить, судить, жить. 6. Просклоняйте числительные: 911; 497. 7. Запишите предложения с именами числительными, заменив цифры словами: Около 2800 человек обратились с просьбой о помощи. Прибыл поезд с 289 экскурсантами. Длина окружности равна 488 сантиметрам. Из 696 вычесть 387. К 1770 прибавить 852. От 47404 отнять 44090. 8. Выберите один из заключенных в скобки вариантов. В (табеле - табели) отмечается выход на работу членов бригады. Дверь (низкая - низка) для такой высокой комнаты. Если так будет продолжаться и дальше, я (очучусь - могу очутиться) в затруднительном положении. В продаже (имеется - имеются) в большом выборе цветы, семена, саженцы.
Определите стиль текста. Докажите своё мнение. Определите, каким типом речи является текст. КАКОЙ ОНА БЫЛА? Моя мать, Марина Ивановна Цветаева, была невелика ростом — 163 см, с фигурой египетского мальчика — широкоплеча, узкобедра, тонка в талии. Легка и быстра походка, легки и стремительны — без резкости — движения. Строгая, стройная осанка была у нее: даже склоняясь над письменным столом, она хранила «стальную выправку хребта». Волосы ее, золотисто-каштановые, в молодости вившиеся крупно и мягко, рано начали седеть—и это еще усиливало ощущение света, излучавшегося ее лицом — смугло-бледным, матовым; светлы и немеркнущи были глаза — зеленые, цвета винограда, окаймленные коричневатыми веками... Казавшееся завершенным до замкнутости, до статичности, лицо было полно постоянного внутреннего движения, потаенной выразительности, изменчиво и насыщено оттенками, как небо и вода. Но мало кто умел читать в нем. Руки были крепкие, деятельные, трудовые... Голос был девически высок, звонок, гибок. Речь — сжата, реплики — формулы. Умела слушать; никогда не подавляла собеседника, но в споре была опасна: на диспутах, дискуссиях и обсуждениях, не выходя из пределов леденящей учтивости, молниеносным выпадом сражала оппонента. Была блестящим рассказчиком. (А. Эфрон.) Исправьте речевые недочеты в предложениях. Объясните причины их возникновения. Крестьянство на протяжении многих веков боролись против помещиков. Молодой человек оскорбился невежливому обращению прохожего. В турнире принимали участие представители многих стран: Австрия, Венгрия, Россия, Италия, Франция и другие. Везде - на улицах, площадях, парках и садах - ощущался скорый приход весны. Чацкий нанес решительный удар обществу, ненавидевшему инакомыслие и которое отстаивало крепостничество. Имеющийся жизненный опыт у человека - это истинное его богатство. После суда опальный писатель был отправлен в Сибирь, находясь там долгие годы.
Вариант 8. 1. Опишите в речевых формулах одну жизненную ситуацию: знакомство через посредника. 2. Объясните значение слов-паронимов. Составьте с этими словами предложения: умный-умственный, фабрикант-фабрикат, холодеть- холодить, целый-цельный, чернеть-чернить, швейцар-швейцарец.
3. Поставьте ударение в следующих словах: алкоголь, афера, апартаменты, бензопровод, бытие, валовой, газированный, диспансер, добыча, договор, звонит, избалованный, исповедание, квартал, кухонный, каталог, некролог, обеспечение, опека, опломбированный, острие, пасквиль, похороны, подростковый, приговор. 4. Укажите значение следующих заимствованных слов: планида, планировать, путч, пурпур, ретро, ротация, селитра, специалист, той, титул, фауна, фат, хромо, хронограф, цедра, целибат, штраф, штукатурка, шурф, шунт, элита, яхонт, ялик. 5. Образуйте от данных глаголов все формы прошедшего времени (в ед.ч. жен., муж. и сред, рода, форму множ.ч.), поставьте ударение: писать, читать, списать, отнять. 6. Просклоняйте числительные: 543; 657. 7. Запишите предложения с именами числительными, заменив цифры словами: Около 7700 человек обратились с просьбой о помощи. Прибыл поезд с 590 экскурсантами. Длина окружности равна 354 сантиметрам. Из 843 вычесть 439. К 3036 прибавить 649. От 19539 отнять 18070. 8. Выберите один из заключенных в скобки вариантов. (Читальный зал - читальная зала) библиотеки всегда (переполнен - переполнена) учащейся молодёжью. Второй прыжок был (ловчее - ловче), чем первый. Где вы (слышали - слыхали) о последних событиях в этой стране? НИИ (получил - получило) заказ на разработку новых строительных материалов. 9. Определите стиль текста. Докажите своё мнение. Определите, каким типом речи является текст. В поэзии Александра Блока нашли воплощение многовековая культура русского народа, его историческое бытие и связанное с ним чувство Родины. Не случайно <...> поэт обратился мыслью к истории, к ее героическим страницам, написав цикл «На поле Куликовом». Удивительной силы и свежести поэтические образы находит Блок для воплощения патриотической идеи. «О Русь моя! Жена моя!..» — восклицает поэт, вкладывая в это неожиданное сравнение всю любовь и нежность, на какую способно его сердце. На этой же щемящей ноте звучит и стихотворение «Россия», непосредственно примыкающее к циклу «На поле Куликовом»: Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые — Как слезы первые любви!
По контрасту с нищетою, «серыми» избами поэт видит и «разбойную красу», «плат узорный до бровей», «прекрасные черты» России— единственной, горячо любимой, в мечтах лелеемой... Образ России был в поэзии Блока путеводным маяком, который светил ему, вселяя надежду на лучшее будущее, ибо в нем воплощались, соединились для поэта и такие понятия, как народ, история, судьба нации. (Ал. Михайлов.) 10. Исправьте речевые недочеты в предложениях. Объясните причины их возникновения. В конгрессе принимали участие тридцать одна страна. Газета «Аргументы и факты» недавно опубликовали статью о деятельности новой партии. Вопреки усилий репетиторов, мальчик учился плохо. Чтение Маяковского производило сильное впечатление. Думаю, что мой любимый писатель в некоторых своих произведениях недалек к истине. В бедственном положении находились жители соседних селений, отрезанные наводнением от внешнего мира и которые спасались на крышах домов. Живущие родственники в Сибири, приехав в Москву, остановились у нас. Прочитав пьесу, предо мной отчетливо возникли образы персонажей. Сквозь щели в крыше проникает два солнечных луча.
Вариант 9. 1. Опишите в речевых формулах одну жизненную ситуацию: приглашение. 2. Объясните значение слов-паронимов. Составьте с этими словами предложения: артельный-артельский, будний-будничный, вбитый- взбитый, грецкий-греческий, дружеский-дружественный, женский- женственный. 3. Поставьте ударение в следующих словах: паралич, партер, пахота, пепелище, перчить, планер, плесневеть, поваренная соль, портфель, постамент, похороны (на похоронах), предмет, премировать, приговор, приданое, призыв, призывной (пункт, возраст), призывный (зовущий), принудить, принцип, приобретение, прирост, прозорливый, процент, псевдоним. 4. Укажите значение следующих заимствованных слов: аврал, авиация, антология, автомат, ампир, балдахин, бланк, бисер, вахтер, ватин, варяги, валторна, гороскоп, гоплит, гонг, гугенот, грум, грунт, дифракция, инкарнация, инженер, индуктор. 5. Образуйте от данных глаголов все формы прошедшего времени (в ед.ч. жен., муж. и сред, рода, форму множ.ч.), поставьте ударение: купить, курить, мыть, выть. 6. Просклоняйте числительные: 143; 597. 7. Запишите предложения с именами числительными, заменив цифры словами: Около 2000 человек обратились с просьбой о помощи. Прибыл поезд с 287 экскурсантами. Длина окружности равна 422 сантиметрам. Из 596 вычесть 387. К 1998 прибавить 802. От 19464 отнять 14090.
8. Выберите один из заключенных в скобки вариантов. Покупатель попросил дать ему примерить (правый туфель - правую туфлю). У мальчика появились и (худшие - более худшие) привычки. Выступавшие в прениях (сосредотачивали - сосредоточивали) внимание на основных положениях доклада и не касались мелких вопросов. Администрация школы, особенно директор и завуч, много (сделала - сделали) для организации летнего отдыха детей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|