Модуль 1. Введение в экологию как науку.
УЧЕНИЕ ОБ ЭКОСИСТЕМАХ И БИОСФЕРЕ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Предмет структура и задачи экологии
1. Охарактеризуйте основные этапы исторического развития экологии как науки, вклад отечественных ученых в развитие экологии. Заполните табл. 1. Вклад ученых в развитие экологии как науки
2. На приведенной схеме (рис. 1) расставьте объекты изучения экологии разного уровня в порядке их усложнения: экосистема, популяция, биосфера, особь, биоценоз. 3. Чем отличаются задачи экологии от задач физиологии, которая также изучает связь организмов со средой? Приведите примеры. 4. Дайте определение экологии как науки. Что изучает экология? Почему экология в начале 21 века стала одной из важнейших наук? Как связана современная экология с областями знаний различных наук? 5. Используя законы американского биолога Б. Коммонера, приведите примеры их действия в различных экосистемах и заполните табл. 2. Примеры действия законов Б. Коммонера
6. Назовите основные разделы экологии. Какие вопросы и проблемы рассматривает каждый из них? 7. Почему экологию относят к системным наукам? Назовите основные виды систем и присущие им связи. 8. Дайте определение понятий (терминов): экосистема, биоценоз, популяция, эмерджентность, энтропия, негэнтропия. 9. Перечислите и кратко охарактеризуйте основные экологические проблемы современности. 10. Можно ли назвать экологией охрану природы (охрану окружающей среды) или рациональное природопользование? Ответ обоснуйте.
11. В чем проявляется практическая значимость экологических исследований?
Экологические факторы и адаптации организмов
12. Докажите, что климатические условия являются фактором, обуславливающим различия между растительным и животным миром на разных территориях. 13. В прудах, озерах и реках водоросли обычно зеленые, а в глубинах морей и океанов – красные. Дайте объяснения этим фактам. 14. Какие факторы могут влиять на число и разнообразие видов, появляющихся на определенной территории. Приведите примеры. 15. Рассмотрите приведенный график (рис. 2) и на конкретном примере объясните что он характеризует. Подпишите все точки и зоны, выделенные на этом графике. Что они обозначают? 16. Сформулируйте три морфолого-географических правила, используя опорные словосочетания: «размеры тела», «величина отростков и выростов тела», «яркость окраски». Приведите примеры. 17. Приведите несколько классификаций экологических факторов. По какому признаку факторы среды объединены в эти группы. Дайте определение каждой группе факторов. Какие факторы являются наиболее трудными для адаптации к ним организмов? 18. Почему крупным животным требуется больше количество энергии, чем мелким? 19. Как называются организмы в зависимости от способа поддержания теплового баланса? Приведите примеры. Чем они отличаются? 20. Чем отличаются понятия «местообитание» и «экологическая ниша»? В чем суть «правила конкурентного исключения»? Ответ обоснуйте. 21. К каким изменениям среды организм может приспособиться, а к каким – нет? 22. Приведите примеры, показывающие ограничивающее (лимитирующее) действие факторов среды в вашей местности. 23. В чем сущность закона минимума Либиха? К каким последствиям ведет пренебрежение его требованиям?
24. Перечислите среды жизни и наиболее типичные их свойства. Назовите присущие отдельным средам жизни лимитирующие факторы, адаптации организмов. 25. В чем специфика закона толерантности В. Шелфорда? 26. Приведите основные адаптации организмов к свету. Заполните табл. 3-4. Адаптации организмов к свету
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|