Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Модуль 1. Введение в экологию как науку.




УЧЕНИЕ ОБ ЭКОСИСТЕМАХ И БИОСФЕРЕ

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Предмет структура и задачи экологии

 

1. Охарактеризуйте основные этапы исторического развития экологии как науки, вклад отечественных ученых в развитие экологии. Заполните табл. 1.

Вклад ученых в развитие экологии как науки

Исторический период Что было сделано Ученые
     

 

2. На приведенной схеме (рис. 1) расставьте объекты изучения экологии разного уровня в порядке их усложнения: экосистема, популяция, биосфера, особь, биоценоз.

3. Чем отличаются задачи экологии от задач физиологии, которая также изучает связь организмов со средой? Приведите примеры.

4. Дайте определение экологии как науки. Что изучает экология? Почему экология в начале 21 века стала одной из важнейших наук? Как связана современная экология с областями знаний различных наук?

5. Используя законы американского биолога Б. Коммонера, приведите примеры их действия в различных экосистемах и заполните табл. 2.

Примеры действия законов Б. Коммонера

Формулировка закона Биосфера Естественные экосистемы Агроэкосистемы Городские экосистемы
         
         
         
         

 

6. Назовите основные разделы экологии. Какие вопросы и проблемы рассматривает каждый из них?

7. Почему экологию относят к системным наукам? Назовите основные виды систем и присущие им связи.

8. Дайте определение понятий (терминов): экосистема, биоценоз, популяция, эмерджентность, энтропия, негэнтропия.

9. Перечислите и кратко охарактеризуйте основные экологические проблемы современности.

10. Можно ли назвать экологией охрану природы (охрану окружающей среды) или рациональное природопользование? Ответ обоснуйте.

11. В чем проявляется практическая значимость экологических исследований?

 

Экологические факторы и адаптации организмов

 

12. Докажите, что климатические условия являются фактором, обуславливающим различия между растительным и животным миром на разных территориях.

13. В прудах, озерах и реках водоросли обычно зеленые, а в глубинах морей и океанов – красные. Дайте объяснения этим фактам.

14. Какие факторы могут влиять на число и разнообразие видов, появляющихся на определенной территории. Приведите примеры.

15. Рассмотрите приведенный график (рис. 2) и на конкретном примере объясните что он характеризует. Подпишите все точки и зоны, выделенные на этом графике. Что они обозначают?

16. Сформулируйте три морфолого-географических правила, используя опорные словосочетания: «размеры тела», «величина отростков и выростов тела», «яркость окраски». Приведите примеры.

17. Приведите несколько классификаций экологических факторов. По какому признаку факторы среды объединены в эти группы. Дайте определение каждой группе факторов. Какие факторы являются наиболее трудными для адаптации к ним организмов?

18. Почему крупным животным требуется больше количество энергии, чем мелким?

19. Как называются организмы в зависимости от способа поддержания теплового баланса? Приведите примеры. Чем они отличаются?

20. Чем отличаются понятия «местообитание» и «экологическая ниша»? В чем суть «правила конкурентного исключения»? Ответ обоснуйте.

21. К каким изменениям среды организм может приспособиться, а к каким – нет?

22. Приведите примеры, показывающие ограничивающее (лимитирующее) действие факторов среды в вашей местности.

23. В чем сущность закона минимума Либиха? К каким последствиям ведет пренебрежение его требованиям?

24. Перечислите среды жизни и наиболее типичные их свойства. Назовите присущие отдельным средам жизни лимитирующие факторы, адаптации организмов.

25. В чем специфика закона толерантности В. Шелфорда?

26. Приведите основные адаптации организмов к свету. Заполните табл. 3-4.

Адаптации организмов к свету

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...