Модуль 1. Введение в экологию как науку.
УЧЕНИЕ ОБ ЭКОСИСТЕМАХ И БИОСФЕРЕ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Предмет структура и задачи экологии
1. Охарактеризуйте основные этапы исторического развития экологии как науки, вклад отечественных ученых в развитие экологии. Заполните табл. 1. Вклад ученых в развитие экологии как науки
3. Чем отличаются задачи экологии от задач физиологии, которая также изучает связь организмов со средой? Приведите примеры. 4. Дайте определение экологии как науки. Что изучает экология? Почему экология в начале 21 века стала одной из важнейших наук? Как связана современная экология с областями знаний различных наук? 5. Используя законы американского биолога Б. Коммонера, приведите примеры их действия в различных экосистемах и заполните табл. 2. Примеры действия законов Б. Коммонера
6. Назовите основные разделы экологии. Какие вопросы и проблемы рассматривает каждый из них? 7. Почему экологию относят к системным наукам? Назовите основные виды систем и присущие им связи. 8. Дайте определение понятий (терминов): экосистема, биоценоз, популяция, эмерджентность, энтропия, негэнтропия. 9. Перечислите и кратко охарактеризуйте основные экологические проблемы современности. 10. Можно ли назвать экологией охрану природы (охрану окружающей среды) или рациональное природопользование? Ответ обоснуйте.
11. В чем проявляется практическая значимость экологических исследований?
Экологические факторы и адаптации организмов
12. Докажите, что климатические условия являются фактором, обуславливающим различия между растительным и животным миром на разных территориях. 13. В прудах, озерах и реках водоросли обычно зеленые, а в глубинах морей и океанов – красные. Дайте объяснения этим фактам. 14. Какие факторы могут влиять на число и разнообразие видов, появляющихся на определенной территории. Приведите примеры.
16. Сформулируйте три морфолого-географических правила, используя опорные словосочетания: «размеры тела», «величина отростков и выростов тела», «яркость окраски». Приведите примеры. 17. Приведите несколько классификаций экологических факторов. По какому признаку факторы среды объединены в эти группы. Дайте определение каждой группе факторов. Какие факторы являются наиболее трудными для адаптации к ним организмов? 18. Почему крупным животным требуется больше количество энергии, чем мелким? 19. Как называются организмы в зависимости от способа поддержания теплового баланса? Приведите примеры. Чем они отличаются? 20. Чем отличаются понятия «местообитание» и «экологическая ниша»? В чем суть «правила конкурентного исключения»? Ответ обоснуйте. 21. К каким изменениям среды организм может приспособиться, а к каким – нет? 22. Приведите примеры, показывающие ограничивающее (лимитирующее) действие факторов среды в вашей местности. 23. В чем сущность закона минимума Либиха? К каким последствиям ведет пренебрежение его требованиям?
24. Перечислите среды жизни и наиболее типичные их свойства. Назовите присущие отдельным средам жизни лимитирующие факторы, адаптации организмов. 25. В чем специфика закона толерантности В. Шелфорда? 26. Приведите основные адаптации организмов к свету. Заполните табл. 3-4. Адаптации организмов к свету
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|